Синхронное плавание – Особенности и описание – История и факты

Несколько секретов о синхронном плавании

В синхронном плавании, большую часть времени спортсменки проводят под водой. Как им это удается? Откроем несколько «секретов».

Объем легких у синхронисток в два раза больше, чем у обычного человека. Они способны задерживать дыхание более четырех минут. Целенаправленные тренировки проводят с самого детства. Без специальной подготовки невозможно столько времени оставаться без воздуха.

Чтобы находиться под водой вниз головой, девушки используют зажим. При выполнении резких элементов зажим иногда слетает. На этот случай в купальнике синхронистки припрятан запасной.

Синхронное плавание предъявляет строгие требования к купальному костюму. Открытые купальники запрещены. Вырез на груди не должен превышать 11,5 см. Нижний край купальника должен закрывать бедра не менее, чем на 10 см. Промежностная часть купальника не может быть уже 5 сантиметров.

Чтобы зрители и судьи хорошо видели лица, девушки накладывают яркий макияж. Дело в том, что мимика, влияет на оценку за артистизм.

Чтобы девушки слышали музыку под водой, в бассейн устанавливают подводные динамики.

Синхронное плавание детям

Детей принимают в секцию художественного плавания с 5 лет, тренеры знакомятся с их способностями, настроем, характером. Занятия проходят в форме игры, постепенно усложняясь, девочки маленькими шагами продвигаются к вершинам мастерства.

Наряду с серьезными тренировками, жесткими режимами дня и питания, ограничениями, девочки получают значительное количество плюсов, в том числе:

  • повышение организованности;
  • начало спортивной карьеры и возможность самовыражения;
  • сохранение здоровья, безопасность занятий, приобретение спортивной фигуры;
  • развитие артистичности и музыкальных способностей;
  • получение навыков работы в команде, трудолюбия.

Развитие синхронного плавания в России

В Советском Союзе синхронное плавание развивалось, как любительский вид спорта. В стране существовало множество секций, но они не имели спортивной направленности.

Организаторы любительских кружков относились к синхронному плаванию, как к искусству. Выступление синхронисток представляли собой мини спектакли на воде.

Зрители наслаждались художественными образами. Соревновательный элемент отходил на второй план. Такое отношение к синхронному плаванию повлияло на его развитие в нашей стране.

С одной стороны – отсутствие спортивной составляющей задержало, на некоторое время, развитие синхронного плавания, как вида спорта.

С другой стороны – именно творческий подход, отношение к спорту, как к искусству, заложили основы уникальной российской школы синхронного плавания.

Художественное плавание в СССР

Художественное плавание – так в СССР называли показательные выступления пловчих.  Первое время к художественному плаванию относились как к прикладному виду спорта. Синхронное плавание не рассматривали, как отдельную дисциплину. Выступления синхронисток приурочивали к соревнованиям по спортивному плаванию.

«Художественные пловчихи» выстраивали на поверхности воды геометрические фигуры. В групповых выступлениях участвовали от 4 до 24 человек. Такие выступления были очень популярны в 30-е годы прошлого века. Их проводили на открытых водоемах и спортивных базах по всему Союзу.

В послевоенные годы художественное плавание получило новый толчок для дальнейшего развития.

Балет на воде

Люди, пережившие войну, преображали окружающий мир. Балет на воде раскрывал просторы для самовыражения. Энтузиасты самостоятельно организовывали самодеятельные группы.

Одной из таких, была группа студенток Львовского медицинского института. Ее организовал в 1950 году тренер по плаванию Борис Оноприенко. Секция Оноприенко пошла дальше обычного построения геометрических фигур.

Студентки медицинского вуза создавали целые спектакли со своей сюжетной линией. В этой группе впервые применили сюжетное музыкальное сопровождение.

В 1961 году состоялся первый чемпионат Москвы по художественному плаванию между любителями. Благодаря энтузиастам синхронное плавание приобрело статус самостоятельного вида спорта.

В 1976 году, при спорткомитете СССР создали Всесоюзную комиссию по синхронному плаванию. Возглавила комиссию прославленная балерина – Майя Плисецкая.

Первые всесоюзные соревнования спорткомитет организовал в 1979 году. На международный уровень отечественные синхронистки вышли в 1981 году. Наши девушки приняли участие в чемпионате Европы.

Дебют сборной СССР на Олимпийских играх состоялся в 1988 г. Советский Союз, до своего распада не успел завоевать ни одной олимпийской награды. XXI век переписал спортивную историю синхронного плавания.

Российское синхронное плавание в XXI веке

Шесть Олимпиад подряд (с 2000 по 2021 г) российские синхронистки удерживают титул олимпийских чемпионов. В XXI веке никто кроме России не поднимался на золотой пьедестал. Во многом это заслуга главного тренера сборной Татьяны Николаевны Покровской и старшего тренера дуэта Татьяны Евгеньевны Данченко.

Покровская пришла в синхронное плавание из художественной гимнастики. Пост главного тренера заняла в 1998 году. И на первой же Олимпиаде – громкий успех. Россия, не имевшая ни одной олимпийской награды, забирает сразу два золота. Поднятую планку наша сборная удерживает уже более 20 лет.

Самая титулованная спортсменка в истории синхронного плавания – Светлана Ромашина. Единственная в мире семикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию. Впервые Ромашина дебютировала на Олимпийских играх в 2008 году, в составе группы. Затем, три Олимпиады подряд, выступала за команду и в составе дуэта (2012, 2016, 2021).

Высшие награды сборной России

ГодМестоВидСоревнованиеСтрана
19971 местосоло, дуэт, группаКубок мираКитай
19981 местосоло, дуэт, группаЧемпионат мираАвстралия
19991 местосоло, дуэт, группаКубок мираКорея
20001 местодуэт, группаОлимпийские игрыАвстралия
20011 местосоло, группаЧемпионат мираЯпония
20021 местодуэт, группаКубок мираШвейцария
20031 местодуэт, группаЧемпионат мираИспания
20041 местодуэт, группаОлимпийские ИгрыГреция
20051 местосоло, дуэт, группа, комбиЧемпионат мираКанада
20061 местосоло, дуэт, группа, комбиЧемпионат ЕвропыВенгрия
20061 местосоло, дуэт, группа, комбиКубок мираЯпония
20061 местодуэт, группаФИНА ТрофиРоссия
20071 местодуэт, группа, комбиЧемпионат мираАвстралия
20071 местогруппа, дуэтКубок ЕвропыИталия
20071 местодуэт, комбиФИНА ТРОФИБразилия
20081 местосолоЧемпионат ЕвропыНидерланды
20081 местодуэт, группаОлимпийские игрыКНР
20091 местоКубок ЕвропыАндорра
20091 местоЧемпионат мираИталия
20092 местоФИНА ТрофиКанада
20101 местоЧемпионат ЕвропыВенгрия
20102 местоюниорская сборнаяФИНА ТрофиРоссия
20111 местодуэт, группаКубок ЕвропыВеликобритания
20111 местосоло, дуэт, группа, комбиЧемпионат мираКНР
20121 местосоло, дуэтЧемпионат ЕвропыНидерланды
20121 местодуэт, группаОлимпийские игрыВеликобритания
20131 местосоло, дуэтКубок ЕвропыИталия
20131 местосоло, дуэт, группа, комбиВсемирная УниверсиадаРоссия
20131 местосоло, дуэт, группа, комбиЧемпионат мираИспания
20141 местосоло, дуэт, группаЧемпионат ЕвропыГермания
20142 местотематический дуэт, хайлайт, группа, комбиФИНА ТРОФИКНР
20151 местодуэт, группаКубок ЕвропыНидерланды
20151 местосоло, дуэт, микст дуэт, группа, комбиЧемпионат мираРоссия
20152 местотематический дуэт, хайлайт, группа, комбиФИНА ТРОФИКНР
20161 местосоло, дуэт, микст дуэт, группа техническая, комбиЧемпионат ЕвропыВеликобритания
20161 местодуэт, группаОлимпийские игрыБразилия
2017 1 место соло тех, дуэт тех, группа тех, соло произв, дуэт произв, группа произв, микст дуэт произв Чемпионат Мира Венгрия
2018 1 место соло тех, дуэт тех, группа тех, микст дуэт произв, соло произв, дуэт произв, группа произв, микст дуэт произв Чемпионат Европы Шотландия
20191 местодуэт тех, группа тех, микст дуэт произв, дуэт произв, группа произв, микст дуэт произв.Кубок ЕвропыРоссия
20191 местосоло тех, дуэт тех, группа тех, микст дуэт произв, соло произв, дуэт произв, группа произв, микст дуэт произв,комбиЧемпионат МираЮжная Корея

Лучшие спортсмены России

Российских спортсменов по синхронному плаванию триумф ждал в начале 2000-х годов. Под руководством тренера Татьяны Покровской наша команда завоевала практически все олимпийское золото в этом виде спорта. Среди них:

  • Мария Киселева – побеждала на чемпионатах Европы девять раз и Олимпиадах три раза. Сейчас является членом Совета при Президенте РФ по вопросам физкультуры и спорта. Мария ведет передачи на телевидении, организовывает детские шоу-программы;
  • Наталья Ищенко – кроме титулов и званий крупных международных соревнований, имеет титул единственной в мире спортсменки, выигравшей все четыре вида программы;
  • Ольга Брусникина, трехкратная победительница Олимпийских игр, долгое время выступавшая дуэтом с Марией Киселевой. В 2009 году по информации Википедии, пополнила число знаменитых спортсменов в Зале Славы мирового плавания.

Особенности тренировочного режим

Схема обучения синхронному плаванию у детей строится на систематических тренировках. Сначала это занятия 3 раза в неделю по 45 минут в бассейне и 45 минут на суше. Постепенно интенсивность увеличивается, а перед соревнованиями достигает ежедневных трехчасовых нагрузок и выше. Кроме обязательных элементов и фигур, в составе программы присутствуют спортивное плавание четырьмя различными стилями, занятия аэробикой, гимнастикой и хореографией.

Соблюдение специализированного строгого режима питания обычно не требуется. Сбалансированный рацион и высокая физическая нагрузка позволяют синхронистам оставаться в необходимой форме.

Особенности синхронного плавания

Каждая команда обязана выполнить две программы: техническую и произвольную. Для первой программы чрезвычайно жесткие требования, так как ожидается, что спортсменки будут выполнять элементы чисто и качественно.

Кроме того, порядок следования элементов четко определен:

  • количество элементов определяет технический комитет;
  • дуэтам на выполнение одного элемента предоставляется 20 секунд;
  • команды должны уложиться в 50 секунд.

Всего четыре минуты продолжается любая произвольная программа, а сколько эмоций она может вызвать у судей и зрителей, если все элементы выполняются безукоризненно!

К этой части выступлений предъявляются не менее жесткие требования:

  • необходимо, чтобы спортсменки во время показа передвигались по всей территории бассейна;
  • в процессе должна меняться динамика: темп и режим выступления;
  • приветствуется непредсказуемость, то есть неожиданные элементы;
  • движения и под водой, и над водой должны быть плавными, четкими и эстетичными.

При погружении под воду и длительном там нахождении она может проникнуть в полость носа. Чтобы избежать этого, спортсменки перед состязаниями обязательно надевают на нос специальные зажимы.

Что за спорт без маленьких хитростей и секретов? Многие недоумевают, каким образом участницы команды могут слышать музыку, погружаясь в бассейн с головой?

Ответ прост: ниже уровня воды в бассейне тоже установлены динамики, поэтому спортсменки могут выполнять элементы в такт музыкальному аккомпанементу.

Кстати, в синхронное плавание родители часто отдают своих дочерей.

Для детей этот вид спорта весьма полезен, так как помогает:

  1. научиться работать в коллективе;
  2. избежать проблем с дыханием;
  3. избавиться от плохой осанки;
  4. приобрести грациозную фигуру;
  5. воспитать волю к победе и выносливость.

При выставлении баллов судьи руководствуются тем, насколько сложны были элементы, насколько синхронно и грамотно они были исполнены. Учитывается внешнее впечатление, уровень мастерства хореографа, а также степень соответствия музыки и движений.

Длина бассейна для синхронного плавания составляет 30 метров. Температура воды не должна быть ниже 25 градусов, кроме того, она должна быть абсолютно прозрачной.

Синхронное плавание что это — это приятное взору зрелище, вид спорта, который без преувеличения можно назвать искусством. Сочетание музыки и грации, помноженное на большие физические нагрузки и выносливость, никого никогда еще не оставляло равнодушным.

Как понять, что у ребенка есть способности

Выявить у ребенка способности к занятиям плаванием довольно просто – если он не боится воды и спокойно себя в ней чувствует, уже можно смело записываться на пробные уроки. Профессиональный тренерский взгляд отмечает начальные физические данные (прямые худые ноги, природная гибкость) и генетическую предрасположенность (рост и комплекция родителей). Но, как показывает опыт, для достижения значимых результатов в первую очередь важны качества характера – сила воли, упорство, целеустремленность и терпение.

Синхронное плавание для детей – идеальная возможность проявить свой творческий потенциал, набрать отличную физическую форму и закалить характер. Но для того чтобы достичь успеха, приступать к тренировкам необходимо уже с дошкольного возраста.

История синхронного плавания

История развития синхронного плаванияберет начало со времен Древней Греции, когда гречанки водили хороводы по водной глади. К концу XIX века хороводное плавание стало наиболее близко к современному художественному плаванию. Однако исполнителями фигур на воде были исключительно мужчины, они развлекали публику перед праздничными мероприятиями, выполняя отдельные упражнения, акробатические этюды и групповые проплывы. Выступления пловцов – синхронистов постепенно отходили в прошлое, передавая пальму первенства женщинам.

В середине прошлого столетия синхронное плавание становится признанной дисциплиной, ее официальная история начинается в 1952 году. В 1956 году утверждаются правила проведения состязаний. Почти через 20 лет, в 1973 году участники показали мастерство на первом международном соревновании по плаванию, включавшем новую спортивную дисциплину.

1984 год ознаменовался участием в Олимпийских играх 18 синхронисток, разыгравших первые комплекты медалей. В начале 90-х годов в играх участвовали пары, но соревновались исключительно европейские, американские и канадские синхронистки. Россиянки вступили в олимпийские состязания только с начала XXI века.

Синхронное плавание – за и против

Как и любой другой вид спорта, детское синхронное плавание следует рассматривать с разных ракурсов. Данный вид, помимо самого плавания, сочетает в себе элементы аэробики, гимнастики. В процессе занятий развивается координация движений, выносливость, чувство ритма, гибкость суставов и мышц. В результате ребенок будет иметь прекрасную осанку, стройную и подтянутую фигуру. Непрерывный тренировочный процесс закаляет характер, развивает дисциплинированность и чувство ответственности. Работа в команде развивает коммуникативные навыки и чувство локтя. Кроме того, танцы в воде, безусловно, способствуют творческому развитию личности, в том числе музыкального слуха, пластичности движений и пр. С медицинской точки зрения, влияние занятий выражается в укреплении сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем и общего иммунитета.

Есть ли обратная сторона у этого красивого вида спорта? Специалисты считают занятия синхронным плаванием довольно безопасным в сравнении с остальными дисциплинами. При должном контроле со стороны тренерского коллектива риск травматизма в воде значительно ниже среднего уровня. Но существуют противопоказания, которые выявляются уже на первых медицинских осмотрах, а именно патологии сердечно-сосудистой системы, болезни дыхательных путей, хронические заболевания кожи и др.

В целом обучение способствует гармоничному развитию ребенка в физиологическом и психоэмоциональном плане. Отмечено, что режим способствует лучшей успеваемости в учебе.

С какого возраста начинается набор в группы синхронного плавания

В синхронное плавание обычно набирают детей с 5 лет. Предварительно необходимо пройти медицинский осмотр для исключения противопоказаний и наличия заболеваний. Умение плавать для начала желательно, но необязательно – в процессе дети быстро осваивают эти навыки. Минимальный набор для начала занятий – купальный костюм, плавательная шапочка, зажим для носа и гигиенические принадлежности.

Первые тренировки проводятся в игровой форме. Это позволяет детям адаптироваться к новой среде и преодолеть страхи, связанные с водой. Уже на этом этапе начинается отработка первых движений под музыку в составе команды. Дальнейшие занятия приобретают более профессиональную форму – освоение новых сложных комбинаций из кувырков, перестроений, вращений, выпрыгивания из воды и пр. К бассейну добавляются акробатические и гимнастические тренировки в спортивном зале.

Кто придумал синхронное плавание

Древние греки и римляне, конечно, были далеки от того, чтобы придумать синхронное плавание в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако нечто похожее в те времена существовало.

Во время ежегодных празднеств эти народности, как утверждает википедия, радовались жизни, смотря на раскинувшиеся в воде юные и гибкие тела молодых девушек и юношей. Элементы, которые они выполняли, лишь отдаленно напоминали технику сегодняшних пловчих, но начало, как говорится, было положено.

Прошло еще немало веков, прежде чем синхронное плавание решили возвести в разряд спортивной дисциплины.

Человечество шло к этому медленно:

  1. 1891 год. Проведены соревнования «художественных пловцов» в Германии; среди участников были только мужчины;
  2. 1930-е годы. Активный интерес к синхронному плаванию европейцев и американцев приводит к созданию массы клубов и специальных школ;
  3. 1952 год. На французском чемпионате состязания впервые проходят под музыкальное сопровождение;
  4. 1958 год. Голландцы организуют международные состязания, в которых наравне с мужчинами принимают участие и женщины;
  5. 1984 год. Организаторы Олимпиады признают этот вид спорта как чисто женскую дисциплину.

Лидируют в этом виде спорта традиционно представители Японии, Америки и Канады. Спортсменкам их этих стран всегда удается увозить с чемпионатов рекордное количество медалей.

Синхронное плавание в России

История развития синхронного плавания в России началась в начале XX века с выполнения фигур на водной поверхности. О художественном плавании не говорили тогда, как о спорте, оно считалось искусством.

Со временем женщины организовали группы: сначала до 6 человек, а потом и до 24. Задачами первооткрывателей нового вида спорта были составление несложных фигур на водной глади, слаженные проплывы по различным направлениям. Среди участниц первыми стали известные пловчихи: Зоя Федорова и Клавдия Кузнецова, а также сестры Второвы и другие чемпионки. Их проплывы, исполнение необычных упражнений пользовались заслуженной популярностью в начале 30-х годов, когда в СССР развивались массовые виды спорта, в том числе, и водные.

Синхронное плавание как вид спорта в России начинает формироваться в 50-х годах. Первая сюжетность выступлений появилась в номерах студенток из Львова – будущих медиков. В 1957 году по их следам сформировалась первая профессиональная группа синхронисток, с успехом выступившая на московском студенческом фестивале.

1968 год был отмечен разработкой юношеских и взрослых разрядов и нормативов. Была выпущена программа, содержащая классификации и официальные правила соревнований. Спортсменки по синхронному плаванию начали официально выступать на соревнованиях и первенствах. В 1977 главой комиссии СССР по художественному плаванию стала выдающаяся балерина Майя Плисецкая. В 1980 году начала работу Федерация, выполняющая задачи развития синхронного плавания, в 1986 году первые советские спортсменки – синхронистки приняли участие в мировом состязании.

Правила

Соревнования по дисциплине проводятся на основании правил, разработанных международной федерацией плавания (FINA), по составам команд: Соло, Дуэт, Группа и Комбинированная группа. Участники выполняют обязательную, техническую, а также произвольную программы. Обязательная программа предполагает выполнение четырех фигур, техническая всех обязательных элементов, произвольная выполняется без ограничений.

На каждое действие командам выделяется 50 секунд, парам – 20. Программа произвольного выступления длится 4 минуты для пар, для команд – 5 минут. На финальные соревнования допускаются 12 участников с лучшими результатами.

Четвертая группа

Фигура 460. Рыба-меч (рис. 86). Коэффициент сложности — 1.7.

Фигура начинается в положении на груди. Принимается по­зиция «согнув колено». Спортсменка, прогибаясь в спине, проно­сит стопу вытянутой ноги по вертикальной дуге под водой. Согну­тое колено выпрямляется, и туловище, выпрямляясь, поднимает­ся на поверхность в положение на спине.

Фигура 461. Шаг назад прогнувшись (рис. 87). Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура начинается в положении на груди. Туловище прогиба­ется в спине и в то же время одна нога поднимается и по вер­тикальной дуге проносится над поверхностью воды. Спортсменка принимает позицию «шпагат». Завершается фигура приставлением выпрямленной вперед ноги по дуге в положении на спине.

Фигура 462. Содалина (рис. 88). Коэффициент сложности — 1.8.

Фигура начинается в положении на груди. Принимается пози­ция «согнув колено». Спортсменка, прогибаясь, поднимает вытяну­тую ногу по дуге над .поверхностью воды до тех пор, пока стопа не окажется над головой. Туловище остается прогнутым до мо­мента, когда спортсменка начнет поворот в сторону-вверх, пере­ходя в горизонтальное положение. Во время поворота согнутое колено подтягивается к груди (до пересечения середины голени с коленом вертикально выпрямленной ноги). Затем туловище поднимается вертикально вверх, согнутая в колене нога выпрям­ляется горизонтально и спортсменка выходит на поверхность в позиции «угол вверх». Фигура заканчивается опусканием верти­кально выпрямленной ноги в положение на спине.

Фигура 465. Шпиль (рис. 89). Коэффициент сложности — 2,1.

Фигура начинается в положении на груди. Туловище проги­бается, и одна нога проносится по вертикальной дуге над поверх­ностью воды до тех пор, пока стопа не окажется над головой. Затем туловище выпрямляется и занимает позицию «кран». Гори­зонтально выпрямленная нога присоединяется к вертикально вы­прямленной (уровень погружения—от коленей до лодыжек). Не погружая стопы, спортсменка сгибает ноги в тазобедренных су­ставах; принимается позиция «угол вверх двумя» в погружении. Достигнув уровня погружения не менее чем до коленей, ноги под-, нимаются вертикально, в то время как туловище выпрямляется в вертикальное положение. Фигура заканчивается полным погру­жением в «вертикали».

Фигура 467. Пируэт (рис. 90). Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется по­зиция «угол вверх». Сохраняя положение вертикальной ноги на одном уровне и горизонтально расположенной ноги у поверхно­сти воды, спортсменка начинает выполнять поворот скручиванием в сторону-вниз и останавливается в прогнутом положении под водой. Горизонтально расположенная нога поднимается по верти­кальной дуге вверх над водой. Как только она коснется верти­кально расположенной ноги, та принимает позицию «согнув ко­лено». Согнутое колено выпрямляется, и спортсменка, прогибаясь занимает положение на спине. 

===== 8< ==== ПРОПУЩЕНО ==== 8< =====

Фигура 470. Шаг вперед (рис. 91). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура начинается в положении на спине. Спортсменка про­гибается вниз головой, оставляя ноги на поверхности воды. Ко­гда голова займет положение под тазом, одна нога переносится по вертикальной дуге в позицию «шпагат». Вытянутая назад нога таким же движением присоединяется к другой, и спортсменка принимает позицию «горизонтальный угол». Затем туловище вы­прямляется в положение на груди.

Фигура 471. Шаг назад из горизонтального угла (рис. 92). Ко­эффициент сложности — 1,5.

Фигура начинается в положении на груди. Спортсменка сги­бается в позицию «горизонтальный угол двумя»; при этом бедра, голени и пятки продвигаются вперед под водой. Одна нога под­нимается и по вертикальной дуге проносится под водой. Прини­мается позиция «шпагат». Так же перенеся другую ногу, спорт­сменка выходит в положение на спине.

Белоковский В. В. Художественное плавание. 1985. С. 80-82.

Судейство

Судейство в бассейне ведется, исходя из позиций безупречного исполнения всех элементов программы. Оцениваются точность выполнения фигур, включая переходы и позиции

Принимаются во внимание степень натянутости фигур, высота подъема, стабильность и равномерность движений, если другие параметры не заявлены в описании программы. Оценки выставляются по 10-балльной шкале: от 0 – «программа не выполнена» до 10 – «безукоризненно»

Судейская бригада включает две группы судей, в каждой из которых 5 человек: одни судьи оценивают техническую часть выступления, другие — художественную составляющую.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий