Самые главные элементы в данном виде спорта — прыжки в фигурном катании

Олимпийский словарь: прыжки в фигурном катании

Прыжки в фигурном катании

В современном фигурном катании 6 видов прыжков, которые делятся на две группы – рёберные и зубцовые. К каждой группе относится по 3 прыжка.

Рёберные прыжки – сальхов, риттбергер, аксель.

Зубцовые прыжки – тулуп, флип, лутц.

Рёберный прыжок – прыжок, который спортсмен выполняет, отталкиваясь ребром конька опорной ноги и не касаясь свободной ногой льда.

Зубцовый прыжок (он же носковый прыжок) – прыжок, который спортсмен выполняет, отталкиваясь ото льда носком свободной ноги (на носке расположены специальные зубцы, поэтому прыжки такого типа называются зубцовыми).

Рёберные прыжки

Сальхов – прыжок с заходом с внутреннего ребра одного конька на ход назад и приземлением на наружное ребро другого конька. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего этот прыжок. Один из самых простых прыжков в фигурном катании.

Риттбергер (он же прыжок петлей, англ. loop jump) – прыжок с заходом с наружного ребра на ход назад и приземлением на то же ребро. В Европе этот прыжок называют риттбергер в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые его исполнившего.

Аксель – самый сложный из рёберных прыжков и самый сложный прыжок в фигурном катании вообще. Фигурист исполняет его, когда едет лицом вперед, а приземляется он, как и в других прыжках, спиной, поэтому аксель – единственный прыжок, где число оборотов не целое (например, одиночный аксель – это полтора оборота, тройной аксель – три с половиной оборота). Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок.

Зубцовые прыжки

Тулуп (англ. toe loop jump, где toe loop «петля на носке» – ср. с названием риттбергера loop jump) – один из самых простых прыжков. Название связано с тем, что тулуп похож на риттбергер, только относится к зубцовым (носковым) прыжкам (выполняется со сменой ноги). Исполняя тулуп, спортсмен отталкивается зубцом одного конька, а приземляется на другую ногу, на наружное ребро конька. Таким образом, к меховой шубе прыжок тулуп не имеет никакого отношения.

Флип – прыжок, который спортсмен выполняет с хода назад с внутреннего ребра одного конька, ударяя зубцом другой ноги. Приземляется фигурист на ход назад на наружное ребро того конька, которым ударял при отталкивании. Название – от англ. flip ‘щелчок’.

Лутц – самый сложный из зубцовых прыжков и второй по сложности прыжок в фигурном катании (после акселя). Это прыжок с заходом с наружного ребра конька, ударом зубцом и приземлением на наружное ребро другого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего прыжок. Если перед прыжком спортсмен ошибочно перейдет с наружного ребра на внутреннее, у него получится флип. Такой непреднамеренный флип называют флутц.

О других терминах фигурного катания можно прочитать в официальном «Терминологическом глоссарии XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи» (его материалы использованы при подготовке данной статьи).

Другие статьи «Олимпийского словаря»: бобслей, кёрлинг,скелетон, сноуборд, хоккей, шорт-трек.

Многооборотные перекидные прыжки

Пройдет не один урок с тренером, пока спортсмен добьется безукоризненного исполнения элемента. Тогда можно переходить к разучиванию более сложных прыжков.

В конце ХIХ века произошла сенсация — Аксель Паульсен впервые в истории фигурного катания прыгнул перекидной прыжок в полтора оборота. В дальнейшем его назвали в честь норвежского фигуриста. Сейчас на соревнованиях с успехом исполняется аксель в 2,5 (двойной) и 3,5 (тройной) оборота.

Сейчас аксель входит в число обязательных элементов в мужском одиночном катании. Судьи оценивают не только умение фигуриста красиво кататься. Баллы начисляются за дорожки шагов, вращения, техническое мастерство

Поэтому начинающему спортсмену очень важно освоить перекидной прыжок и другие базовые элементы фигурного катания

Квалифицируемые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании различаются по технике исполнения.

Реберные:

  1. Аксель. Фигурист едет на правой ноге, делает резкий разворот, выпад левой ногой. Затем выпрыгивает, при этом правая нога должна идти вперед.
  2. Риттбергер. Спорстмен скользит назад, затем левая нога идет вперед-накрест. Тело входит в поворот против часовой стрелки. Правая нога в этот момент совершает толчок.
  3. Сальхов. Левая нога идет назад. Правая совершает мах, благодаря чему тело входит в поворот.

Зубцовые:

  1. Флип. Исполняется с хода назад. Опорная нога — левая, удар делается зубцом конька правой ноги.
  2. Лутц. Фигурист слегка приседает, делает упор правым коньком. Раскручивание происходит за счет движения руками и корпусом.
  3. Тулуп. Двигаясь по дуге назад, спортсмен совершает отталкивание зубцом левого конька. Завершается прыжковый элемент приземлением на ребро правого конька.

Аксель является самым сложным из прыжков в фигурном катании, из-за трудности выполнения долгое время считался «мужским» прыжковым элементом.

Лутц, сальхов и риттбергер также названы в честь спортсменов, исполнивших эти элементы впервые.

Флип (англ.Flip — «щелчок») получил свое название из-за характерного звука при его исполнении.

Тулуп (англ.Toe Loop- «петля на носке») своим названием обязан фигуре, образуемой во время исполнения элемента.

Сальхов и тулуп являются самыми простыми прыжками.

Флип и лутц похожи по исполнению. Различие состоит в том, что в первом случае делается толчок зубцом, а во втором — спортсмен опирается на него, чтобы совершить подпрыгивание.

Лутц — самый трудный из зубцовых и второй по сложности после акселя.

Безошибочное исполнение многооборотного прыжкового элемента обеспечивает высокую оценку спортсмену

Поэтому даже юниоры уделяют внимание работе над ними на своих тренировочных занятиях и включают в программы для выступлений

Начиная с простого

Прежде чем разбираться с трудными «трюками» фигуристов, стоит сперва понять основы, на которых базируется фигурное катание, — без овладения ими ни один спортсмен не способен начать дорогу к вершинам «ледового Олимпа».

Шаги

Далекое путешествие начинают с первого шага. В фигурном катании ситуация сходная — среди базовых элементов, на которые опираются остальные, важнейшую роль играют шаги, делящиеся на разновидности: подсечки, змейки, торможения — это малая часть обширного списка.

Хотя базовые перемещения и не оцениваются судьями на соревнованиях, но без них невозможны более сложные комбинации. С помощью шагов спортсмены не только перемещаются по ледовому полю, но и набирают требуемую для исполнения сложнейших элементов скорость. И то, насколько уверенно фигурист двигается, не ускользнет от внимания судейства, подмечающего любую помарку.

Различают также «технические» шаги, которые входят в число оцениваемых элементов — например, за выполнением «дорожки шагов», продолжительность которой по правилам составляет от 30 до 50 секунд, судьи во время выступлений следят и выставляют баллы.

Спирали

Название элемент получил за характерные следы с плавно меняющейся кривизной, остающиеся на поверхности льда после исполнения «спиралей» фигуристом. Во время выполнения спортсмен продолжительное время скользит, опираясь на одну ногу. В этот момент вторая остается поднятой. Элемент относится к списку обязательных для парных выступлений и состязаний между женщинами.


Как считаются баллы в фигурном катании

К спиралям причисляют и «ласточку» — при выполнении спортсмены скользят на одном коньковом ребре, поднимая свободную ногу на уровень, позволяемый растяжкой, а тело удерживают параллельно поверхности льда. Выделяют следующие разновидности выполнения:

  • спираль Керриган;
  • ″ Шарлотты;
  • ″ «колечко»;
  • ″ в арабеске;
  • Fan-спираль.

Также к спиралям относят и отдельные связующие элементы, не подлежащие оцениванию, как «кораблик» и «бауэр».

Пируэты

Знакомые болельщикам также под названием «вращения», пируэты входят в число обязательных элементов фигурного катания и подразделяются по 5 основным позициям исполнения:

  • «волчок» — выполняемый сидя;
  • «винт» — выполняемый стоя;
  • либела — выполняется в «ласточке»;
  • бильман — во время вращения свободная нога удерживается фигуристом за лезвие конька за головой;
  • заклон — с сильным прогибом тела, откинутой головой и вывернутой наружу и отнесенной назад свободной ногой.

Последние два считаются чисто женскими — мало кто из фигуристов-мужчин обладает достаточной гибкостью для их исполнения.

Помимо основных, выделяют еще массу промежуточных позиций — все, не подходящие под определение перечисленных, например: полубильман и др.

Хотя пируэты не входят в список опасных для здоровья спортсмена элементов, при чрезмерном скручивании присутствует вероятность травмы коленных суставов и связок. Также при парном катании фигуристы рискуют задеть друг друга лезвием конька, ввиду чего на соревнованиях для пар разрешены только параллельные (когда партнеры вращаются синхронно в одном направлении) и совместные (когда напарники исполняют пируэт вместе в контакте) вращения.

Прыжки

Пожалуй, самые зрелищные, трудновыполнимые и травмоопасные среди элементов фигурного катания, на исполнение которых всегда с удовольствием смотрят зрители, — это прыжки, в обязательном порядке входящие в программу состязаний.

Различают прыжки с толком ребром конька опорной ноги — реберные:

  • сальхов, получивший название от имени исполнившего его в 1909 году шведского спортсмена Ульриха Сальхова;
  • риттбергер, или прыжок петлей, совершенный в первый раз немцем Вернером Риттбергером в 1910-м;
  • аксель, первым исполнителем которого в 1882 году стал норвежский фигурист Аксель Паульсен, — входит в число сложнейших прыжков, исполняется в движении вперед с подсечки, имеет не целое число оборотов.

Другой категорией прыжков являются зубцовые — с толчком носком свободной ноги:

  • тулуп (первый исполнитель — американец Брюс Майлс, 1920 год);
  • флип, авторство которого не установлено, известно только, что первый раз на соревнованиях показан был в 30-х годах прошлого столетия;
  • лутц, прозванный в честь Алоиза Лутца, продемонстрировавшего элемент впервые в 1913 году.

При объединении прыжков в последовательность из двух и более элементов образуется комбинация, целостная как эстетическим замыслом, так и техникой выполнения. Частным вариантом такой комбинации выступает каскад, при выполнении которого прыжки следуют чередой и совершаются из той позиции, в которой фигурист оказывается после завершения предыдущего элемента комбинации.

Об элементе

Лутц так называется благодаря австрийскому фигуристу Алоизу Лутцу, который самым первым исполнил элемент в 1913 году. Больше десяти лет понадобилось рекордсменам для того, чтобы выучить навыки выполнения двойного лутца.

В 1962 году зафиксировали тройной прыжок лутц техника, исполненный мужчиной. Первопроходцем стал канадский спортсмен Дональд Джексон, который благодаря исполненному тройному лутцу получил чемпионство. Только спустя 12 лет тройной лутц получилось повторить. Это было сделано в 1974 году, спортсменом из Германии Яном Хоффманом.

Четверной прыжок пытались сделать начиная с 1998 года. Так, на чемпионате США это почти удалось Майклу Вайсу, но тот совершил приземление на обе ноги. Повторная попытка в том же году не принесла желаемых результатов — спортсмен упал. Следующим фигуристом, захотевшим выполнить четверной прыжок, был Евгений Плющенко. Это было в 2001 году, но фигуриста ожидало падение на выезде после прыжка. И только по истечении десяти лет американскому спортсмену Брэндону Мрозу удалось прыгнуть четверной лутц, принимая участие в чемпионате в Колорадо Спрингз в 2011 году.

Качество исполнения зависит от скорости и вложенной силы спортсмена. Поэтому от спортсмена требуется максимальная отдача при движении корпуса в воздухе.

Перед соревнованиями фигуристы садятся на строгую диету

Изменения в рационе фигуристов в указанный период действительно имеют место. Снижая общую калорийность рациона (на 1 кг массы тела – 30-35 ккал, при том, что обычно калорийность рациона фигуристов – 60-65 ккал/кг), уменьшая потребление белков и жиров, а также исключая из рациона некоторые продукты (хлебобулочные изделия, картофель, гарниры и т.д.) и применяя бессолевую диету (в первые 2-3 дня), спортсмены добиваются уменьшения (“сгонки”) массы тела. Но такого рода ограничения – скорее исключение, чем правило. Чаще всего регулирование массы тела фигуристов проводится постепенно, в течение длительного времени, и включает в себя не только подчинение питания определенным правилам, но и различного рода тепловые процедуры, а также тренировки разного уровня интенсивности. Чаще всего изменения в питании фигуристов перед выступлениями направлены не на снижение веса, а на развитие так называемой “суперкомпенсации” (максимального насыщения мышц гликогенами). Ведь мышечные волокна с максимальным содержанием гликогенов становятся более крепкими и способными выдерживать сильные нагрузки в течение длительного времени. Именно с целью достижения вышеописанного эффекта, за неделю до соревнований спортсмены изменяют график тренировок (первые 4 дня тренируются не более 1-2 часов в день со средней интенсивностью, в последующие 3 дня – сокращают продолжительность занятий до 30-60 минут) и потребляют мало углеводов (не более 350 гр. в сутки).

Неквалифицируемые прыжки

Если прыжки первой группы имеют конкретную оценку и исполняются с целью набрать наибольшее количество баллов, то неквалифицируемые прыжковые элементы оцениваются только в составе связок.

Ойлер

Исполняется так же, как риттбергер. Отличие состоит в том, что приземление происходит на маховую ногу. Чтобы хорошо освоить ойлер в процессе обучения спортсмен должен уметь зафиксировать положение ноги, отведенной назад, и одноименной руки. Основной ошибкой является преждевременная смена направления скольжения.

Валлей

Выполняется с ребра и является единственным прыжком, в котором тело вращается в отрицательном направлении. Это является причиной того, почему валлей сложно исполнить в 2 или 3 оборота. По-другому его называют «цак» или «цако».

Перекидной

Самым легким прыжковым элементом является перекидной в 0,5 оборота. Спортсмен с ребра одной ноги прыгает на ребро другой. Этот прыжок называют «вальсовым», так как движение напоминает начало известного танца. Перекидной в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота — это уже аксель.

Бедуинский

Бедуинский прыжок занимает особое положение. Его редко включают в свою программу, он не приносит большого количества баллов, как многооборотные прыжки, хотя его исполнение на высокой скорости украшает выступление. Фигурист наклоняет корпус параллельно поверхности льда, переносит центр тяжести с левой на правую ногу и при помощи замаха совершает прыжок. Оригинальность этого элемента в том, что тело все время находится в горизонтальном положении.

Прыжки во вращение

Исполняются для того, чтобы начать вращение на льду. От спортсмена не требуется выполнять большое количество оборотов, так как в этом случае у него другая цель — красивое вращение в определенной позе. Можно выполнять прыжок в волчок, в ласточку или в либелу.

Прыжки в шпагат

Совершаются для связки элементов в законченную композицию и для украшения программы. Может выполняться продольный либо поперечный шпагат.

Сальто

Если говорить о сальто, то это — элемент акробатики, который является опасным для исполнения и в настоящее время запрещен.

Многооборотные прыжки — что это?

Лезвие конька имеет форму, которая позволяет атлетам без особого труда совершать вращения. Это привело к появлению пируэтов. А они, в свою очередь, соединившись с выпрыгиванием, положили начало эффектным вращениям в прыжке. Соединение движений создало два разных вида прыжка.

В 1882 году норвежец Аксель Рудольф Паульсен изобрел 1,5-оборотный элемент в воздухе, впоследствии названный его именем. Спустя некоторое время, немецкий спортсмен самоучка Гильберт Фукс совершал прыжок по-своему. Отличие было в заходе, будто он собирается сделать волчок, и в приземлении — он продолжал вращаться.

В ходе дальнейшего развития дисциплины эти два стиля полностью дифференцировались. Были созданы прыжки в длину с вращением в полете и продолжительным выходом из него. И выродились прыжки на короткую дистанцию, после которых кружение продолжалось. Первый вид называются многооборотным, второй — прыжком во вращение.

https://youtube.com/watch?v=0VQQ_iOlRHY%3F

Техника многооборотных прыжков

Изучение многооборотных начинается с одного или даже половины оборота.

Для исполнения двойного ключевым фактором является плотная группировка.

Фигуристы довольно легко овладевают двойным оборотом. Тогда как процесс обучения тройному прыжку труднее и занимает больше времени.

Анализ выполнения прыжков спортсменами с высоким квалификационным рейтингом показывает, что физические характеристики при одноименных прыжках 2 и 3 оборотов зачастую оказываются приблизительно равными. Отличия выявляются в следующих параметрах:

  1. Быстрота группировки.
  2. Плотность группировки.
  3. Вращение.
  4. Время.

Получается, что совет «тройной — это тот же двойной» верен лишь отчасти. Отличие в том, что при тройном фигуристу необходимо довести до совершенства каждый компонент, отвечающий за прыжок. Но они не равнозначны. Такие параметры, как плотность группировки, высота, время полета и пр. ограничены физическими данными спортсмена. Зачастую их нельзя существенно увеличить.

С другой стороны, улучшение скорости группировки дает выигрыш во вращении на 15-20%.

Следующий важный момент — сама угловая скорость. Ее увеличение достигается за счет подготовки к прыжку, то есть улучшением толчка во время отрыва ото льда.

Среди сопутствующих параметров успешности тройного находятся скоростные и силовые качества мышц. Низкий уровень их развития является главным стопором дальнейшего совершенствования техники. Таким образом, можно заключить, что скорость вращения, приобретаемая в момент толчка, и время, затраченное на группировку, являются основой перехода от двойных прыжков к тройным.

https://youtube.com/watch?v=mspPmgdzf0o%3F

Травматизм

Опасные травмы как в одиночном, так и в парном катании завязаны главным образом на прыжках, с легким перевесом в сторону последних. Наиболее часто из-за падения травмируются коленные и тазобедренные суставы. Помимо этого, серьезной проблемой являются повреждения позвоночника: скручивания и искривления из-за неравномерных нагрузок на ноги в момент приземления.

Страх травмы может быть одной из причин, почему ученики никак не научатся выполнять многооборотные прыжки, с далекоидущими последствиями. Если тренер не справится с негативным чувством подопечного на этапе разучивания, в будущем это грозит серьезными проблемами в технике. Безусловно, исключить падения полностью невозможно, но значительно сократить их количество — реально.

Аксель

Из всех шести прыжков в фигурном катании один стоит особняком – это аксель. Он единственный прыжок, который содержит неполное количество оборотов. 1A – это прыжок в полтора оборота, 2A – содержит два с половиной оборота, ну и так далее, логика, надо полагать, понятна. А всё из-за того, что аксель прыгается лицом вперёд.

Это и является его отличительной чертой. Если вы видите, что фигурист едет лицом вперёд на левой ноге примерно в такой позе, которая продемонстрирована на фотографии, значит сейчас будет исполнен аксель.

Скажем по секрету, редко кто из специалистов считает обороты, обычно ориентируются на скорость вращения фигуриста в воздухе, тем самым понимая, сколько оборот было исполнено. Это конечно же приходит с практикой, но ничего сложного в этом нет – каждый способен научиться определять какой прыжок и на сколько оборотов был сделан.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • Ласточка. Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад прямая. Руки чаще всего раскрыты для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Сложность выполнения

В зависимости от количества оборотов тулуп приобретает большую сложность. Элемент называется простым, но выполнить пятерной тулуп на сегодняшний день не удалось ни одному спортсмену мира. В мужском исполнении освоен прыжок максимально с четырьмя оборотами. Женская половина фигуристок в 2018 году начала успешно включать прыжок в соревнования мирового уровня.

Судейская коллегия оценивает тулупы по следующей шкале:

  1. Одинарное вращение — 0,4 балла.
  2. Двойное вращение — 1,3 балла.
  3. Тройное вращение — 4,3 балла.
  4. Четверное — 10,3 балла.

Частой ошибкой при выполнении стало чрезмерное скрещивание толчковой ноги в положении сзади при начале отталкивания от ледовой поверхности. При намерении выполнить максимальное количество оборотов фигуристу следует проводить маховые движения в замедленном темпе, сдержанно.

Фигурное катание — это один из популярных видов спортивных дисциплин. С момента появления продолжается развитие техники, усложняются элементы, и мир фанатов только увеличивается. На льду ежегодно появляются новые звезды.

https://youtube.com/watch?v=ZDlLrCxpMS4

Читайте далее:

Что теплее в сапогах: шерсть или мех, свойства материалов

Шапка с манишкой спицами для девочки: инструменты и материалы, мастер-класс

Из чего делают унты, какие материалы используют, чем оформляют

Что такое свитер, особенности кроя и материалов

Из чего делают дублёнки: какие материалы и технологии пошива, обработки используются

Корона из атласных лент своими руками: инструменты и материалы, мастер-класс

Что такое худи: описание одежды, особенности кроя и материалов

Полиэстер и полиэтилен — отличия материалов

Пвх и полиэстер: в чем разница материалов — tkaner.com

Как выбрать зимнюю куртку — материалы, утеплитель

на что обратить внимание?

Полупальто: фото, описание, из каких материалов бывает

Чем отличается полиэстер от полипропилена? разница материалов

Как сделать клатч из книги: необходимые материалы

Как сделать косточки для бюстгальтера своими руками: необходимые материалы и инструменты

Из чего сделана экокожа — материалы и их свойства

Каскады прыжков в фигурном катании

Помимо сольных прыжков, в программах фигуристов обязательно есть каскады и комбинации прыжков. Придется слегка погрузиться в теорию.

Второй прыжок в каскаде (да и третий тоже, об этом ниже) должен начинаться с той же ноги (и на том же ребре), на которую произошло приземление. Обычно фигуристы приземляются на правую ногу – традиция, знаете ли.

Давайте вспомним, какие прыжки исполняются с правой ноги? Лес рук… Да, конечно же это тулуп и риттбергер. Вот с каскадами с этими прыжками и познакомимся в первую очередь.

В короткой программе спортсменам необходимо исполнить каскад из двух прыжков. Вторым прыжком, как мы только что выяснили, прыгают либо тулуп, когда с выезда резко подставляют левую ногу и какбы перепрыгивают через нее, закручиваясь на правой, как это делает Софья Самодурова на этом видео (тройной флипп – тройной тулуп (3F+3T)):

Каскад флипп – тулуп

Либо “цепляют” риттбергер. Выглядит это, как-будто скачет мячек (и пусть нас простят любители фигурного катания за такое сравнение), – фигурист приземляется с первого прыжка на правую ногу и сразу же отталкивается этой же ногой вкручиваясь в риттбергер. Именно каскад с риттбергером прыгает Анна Щербакова на следующем видео (тройной лутц – тройной риттбергер (3Lz+3Lo)):

Каскад лутц – риттбергер

В произвольной программе по мастерам (а также у КМС и на 1 спортивном) разрешено исполнить три каскада. При этом один из каскадом может состоять из трех прыжков. И варинатов сразу становится гораздо больше. Мы покажем вам все возможные.

Самый простой каскад из трех прыжков – это с двумя тулупами, или с тулупом и риттбергером, или с двумя риттбергерами. Чтобы не затягивать и так немаленькую эту статью, в качестве примера приведем каскад, который исполняет в произвольной программе Елизавета Туктамышева – двойной аксель – тройной тулуп – двойной тулуп (2A+3T+2T)

Каскад аксель – тулуп – тулуп

Это мы с вами разобрали каскады, где второй и третий прыжок начинаются с правой ноги. А ведь есть маленький трюк, который позволяет исполнять третьим прыжком сальхов и флипп. Ну, как трюк, это тоже прыжок, только он не входит в список официальных прыжков. Называется Ойлер (Eu). Он то ли брат, то ли сын (внебрачный) риттбергера. Потому что начало у ойлера такое же, но приземление происходит на левую ногу. Получается этакая перескочка в один оборот. Вот благодаря ойлеру и появляется возможность прыгать каскады с сальховом и флиппом.

Первым в нашем личном рейтинге стоит каскад с флиппом. Фантастический каскад четверной тулуп – ойлер – тройной флипп (4T+1Eu+3F) нам покажет, не побоимся этого слова, гений фигурного катания – Юдзуру Ханю:

Каскад тулуп – ойлер – флипп

А теперь, анносированный выше, каскад с сальховом. Каскад четверной тулуп – ойлер – тройной сальхов (4T+1Eu+3S), который продемонстрирует Александра Трусова

Обратите внимание, как ловко происходит перепрыгивание на левую ногу после тулупа, ее ни с чем не спутать

Каскад тулуп – ойлер – сальхов

Но и это еще не все. Ведь помимо каскадов из трех прыжков, в произвольной программе можно исполнять комбинацию прыжков. Комбинация прыжков – это когда после первого прыжка (им может быть любой), фигурист шагает вперед лицом на левую ногу и прыгает уже известный вам аксель. Так делать гораздо легче, чем прыгать каскад, поэтому сумма прыжков, из которой состоит комбинация умножается на коэффициент 0.8. В детализации обозначается значком SEQ. И в качестве примера приведем комбинацию прыжков тройной лутц – двойной аксель (3Lz+2A+SEQ) (3Lz )в исполнении Елизваеты Туктамышевой

Комбинация прыжков лутц – аксель

Мы разобрали с вами отличия прыжков в фигурном катании. Надеемся, что теперь вы сможете легко узнать прыжки и каскады, отличить один прыжок от другого и смотреть соревнования по фигурному катанию станет еще интереснее.

Возможно, вас заинтересует

Условные обозначения элементов фигурного катания

Все о GOE в фигурном катании

Юношеские и спортивные разряды в фигурном катании – требования и нормативы

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила.  Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

Запрещённые элементы

  • сальто;
  • прыжки друг к другу;
  • каскады из четырёх и более прыжков;
  • поддержки за определённые места партнёрши;
  • поддержки с поворотом больше, чем 3,5;
  • вращательное движение партнёром своей партнёрши в воздухе вокруг себя;
  • верчения партнёрши, при которых опорная нога отрывается ото льда;
  • верчения, когда один из спортсменов держит за ногу, руки или шею другого;
  • перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • лежание на льду;
  • длительное стояние на коленках;
  • слишком много поддержек, когда партнёрша проводит меньше времени на льду;
  • использование декораций и посторонних предметов.

Почему не делают сальто на льду

Этот приём был запрещён в 1976 году, когда его исполнил Терри Кубичка. По одной версии этот запрет был из-за опасности, по другой — из-за чрезмерной демонстративности.

По правилам фигурного катания, приземление с прыжка должно осуществляться на одну ногу, а в случае с задним сальто — это крайне сложно.

Терри Кубичка приземлился на две ноги. Однако Сурия Бонали исполнила сальто и приземлилась на одну ногу, но баллы были сняты, так как приём все равно считался и считается до сих пор запрещённым.

За выполнение сальто снимается 2 балла.

Заключение

Катание на коньках – это приятное провождение времени

Чтобы не нанести вред себе или окружающим, важно соблюдать технику безопасности

Коньки следует покупать удобные, которые не будут сдавливать ноги. Зашнуровывать их необходимо очень крепко, чтобы нога не болталась, но и не была сильно зажата.

Своевременно проводить затачивание коньков, иначе падения будут частыми и возможно растянуть связки или мышцы.

При наличии длинных волос их следует завязывать, чтобы они не мешали при выполнении или разучивании программы.

Не стоит падать назад, так как это может привести к перелому. Лучше падать вперед или набок. При падении голову нужно направлять в противоположную сторону от падения. Во время нахождения на льду других фигуристов необходимо стараться падать так, чтобы коньки не были направлены в их сторону.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий