Как “законсервировать” велосипед на зиму?
Большинство владельцев велосипедов активно пользуются ими только в летнее время. Зимой ездить на велосипеде отваживаются немногие. Холодно, скользко, рано темнеет – никакого удовольствия такое катание не доставляет. Поэтому большинство велосипедов проводят зиму подобно медведям – в спячке. Поздней осенью, когда кататься уже не тянет, возникают вопросы – Где хранить велосипед зимой и как его подготовить к зимнему хранению?
Где хранить велосипед зимой?
Резиновые и пластмассовые детали при воздействии прямого солнечного света, значительных перепадов температуры теряют эластичность, становятся хрупкими. Лак, которым покрыта рама, тускнеет и разрушается.
А для металлических деталей нежелательны атмосферные осадки – дождь, снег. В первую очередь от коррозии страдает цепь. Подшипниковые узлы тоже подвержены коррозии, но они обычно защищены сальниками и пыльниками.
Поэтому идеальным вариантом для хранения велосипеда зимой будет сухое помещение без резких перепадов температур. Например, можно хранить велосипед в квартире (Конечно, если не возражает любимая теща свекровь – нужное подчеркнуть) При этом не рекомендуется хранить велосипед рядом с отопительными приборами, иначе он будет испытывать те самые перепады температуры.
Другой вариант хранения – на балконе. Если балкон застеклен, то достаточно защитить велосипед от попадания прямого солнечного света, накрыв какой-нибудь бумагой-тряпкой-пленкой. А вот на открытом балконе велосипед хранить нежелательно – от дождя и снега его толком защитить не получается.
Можно хранить велосипед в неотапливаемом помещении (в гараже, сарае). У меня все велосипедное стадо уже пятый год подряд зимует в гараже (один байк продолжает эксплуатироваться и зимой, но хранится все равно в гараже). Гараж не отапливается, но и снег с дождем туда не проникает. Результат хранения – вполне удовлетворительный.
Как подготовить велосипед к зимнему хранению?
Первым делом велосипед нужно хорошо вымыть и смазать. Особенно тщательно надо вымыть и смазать цепь – это защитит ее от коррозии. Смазку подшипников втулок тоже можно приурочить к концу сезона, к консервации.
После этого следует протереть все металлические детали промасленной тряпочкой. Цепь надо перевести на самые маленькие звездочки как спереди, так и сзади. При этом натяжение тросов переключения передач будет минимальным.
Если велосипед будет стоять на полу, то надо накачать шины до рабочего давления, чтобы они не деформировались. И зимой следует периодически проверить давление в шинах. Если же вы предпочитаете хранить велосипед, подвешивая его за крюк, вбитый в стену, то можно уменьшить давление в шинах – деформироваться они все равно не будут.
Как уменьшить габариты велосипеда при хранении?
При нехватке места для хранения велосипеда можно снять переднее колесо, вывернуть педали из шатунов и завернуть их в шатуны с обратной стороны, а также развернуть руль на 90°.
Истинные поклонники двухколесного байка не задумываются о том, как хранить велосипед зимой. Они катаются ежегодно и в любую погоду. Однако с похолоданием и приходом осенних заморозков большинство владельцев транспортных средств чувствуют себя некомфортно. Дождь, ветра и гололедицы вынуждают приостановить занятия велоспортом и начать готовить байк к зимнему периоду. При этом условия хранения должны соответствовать определенным правилам, с помощью которых детали велосипеда не износятся до следующего сезона.
Подготовка комплектующих велосипеда
Подготовку к консервации проводят поэтапно, начинают с очищения.
Мойка конструкции
Все детали, поверхности и колеса велосипеда для хранения на зиму должны быть вымыты, очищены от грязи, пыли и старой смазки. Моющее – не агрессивное средство и мягкие губки с ветошью идеально для этого подойдут. После очищения вся конструкция должна хорошо просохнуть.
Профилактический техосмотр
Далее целесообразно провести техосмотр велосипеда, и если обнаружатся какие-то неполадки, то зима, это то время года, когда можно не торопясь отремонтировать свой велотранспорт. Изношенные звездочки, цепи, тормозные колодки оставлять на зиму незачем, их заменяют на новые.
Если обнаружены небольшие потертости и сколы краски, следует их подкрасить, чтобы за время консервации этот дефект не увеличивался. Если на велосипеде используется фонарь с питанием от батареек, то на период зимы эти элементы вынимают, так как в разряженном состоянии они могут начать протекать.
Необходимая смазка деталей
После того, как старая смазка с деталей была удалена, проводят смазывание заново:
- Велосипедную цепь тщательно обрабатывают специальной смазкой, чтобы во время хранения, ее мелкие звенья не затронула коррозия. Обработка проводится следующим образом: на каждое звено цепи капают по капле смазочного вещества. Распределяют смазку по звездам, путем переключения скоростей на холостом ходу и прогону цепи. Излишки масла удаляются салфетками или ветошью;
- Мелкие детали – подшипниковые, рулевые узлы, каретки, втулки, а также резьбу педалей перебирают и смазывают.
- Детали, тросы переключателей скоростей, тормозные системы велосипеда желательно обработать маслом (типа Литола). Его стабильная вязкая консистенция не стекает и надежно защищает элементы от возможных перепадов температуры и влажности на время консервации (в течение зимы);
- Не карбоновый подседельный штырь выкручивают и обрабатывают смазкой. Это защищает внутренние металлические элементы от коррозии и «прикипания».
Масленой ветошью протирают весь велобайк для полной изоляции от проникновения влаги при хранении, особенно хромированные части.
Колеса и покрышки
Если хранение велосипеда планируется не в подвешенном состоянии, то шины должны быть накачены до упора, чтобы за время консервации зимой тяжесть конструкции не повредила резину (при слабом давлении в покрышках).
При выборе хранения велосипеда в подвешенном состоянии проводят следующие работы:
- уменьшают давление в покрышках до 2 или 1,5 атм.– чтобы во время консервации в течение зимы они не находились в напряжении и не деформировались;
- колеса снимают с велотранспорта и обрабатывают смазкой все резьбовые соединения.
После этого покрышки можно отправлять на хранение в подвешенном состоянии на всю зиму.
Подготовка пружин
Для зимней консервации (не разобранного велосипеда) производят ослабление натяжений пружин в заднем и переднем переключателях. Эта подготовка к зиме позволит сохранить пружины от ненужного напряжения и увеличит срок эксплуатации в дальнейшем. Для этого велосипедную цепь переключают на самые маленькие звездочки. В этом положение цепь будет находиться в наиболее расслабленном состоянии, что идеально подходит для хранения.
Подготовка тормозов
В случае ободных V-brake тормозов, в положении разведенных коромысел, «расстегивают» направляющие пружины на переднем и заднем колесах. За время консервации велосипеда пружинные элементы в свободном состоянии лучше сохранятся и не деформируются.
Подготовка седла
В случае, когда во время эксплуатации велосипеда, сидение поднимают высоко под рост ездока, необходимо изменить его положение. Сидение опускают в крайнее нижнее положение. В таком виде металлические детали и крепеж не перегружены и в собранном состоянии лучше сохраняются от коррозии.
Подготовка велосипеда к зиме правильно и быстро
Все работы по техническому обслуживанию транспортного средства перед «консервацией» велосипеда на зиму займут у вас не более 2 часов. Проводятся они в такой последовательности:
Смазываем велосипед перед его «зимовкой»
Все без исключения велосипедные запчасти смазываются. Если вы пренебрежете этим пунктом, то весной, скорее всего, обнаружите ржавчину на многих деталях. Вам придется готовить своего «коня» к ремонту — а это весьма затратное мероприятие. Тем более, что для зимнего хранения можно использовать недорогую смазку — ведь трущиеся детали не будут подвергаться механическим воздействиям. В смазке нуждаются тормозные тросики, цепь (ведь во время хранения она долго будет неподвижна), переключатели и подшипники рулевой колонки. В процессе смазки внимательно осмотрите механизмы — возможно, какая-то запасная часть нуждается в ремонте. Вы сможете сразу заменить ее, а можете занести это в список плановых работ весной. Рама покрывается тонким слоем ветоши. Резиновые покрышки смазываются глицерином. Это позволит им беспроблемно пережить холода, ведь резина смягчится и не растрескается.
Все эти подготовительные мероприятия обеспечат вам сохранение транспортного средства до весны. Но есть еще один нюанс касательно того, как хранить свой велосипед зимой на балконе — это наличие свободного места. Вполне может оказаться, что даже на балконе места для велосипеда нет. Некоторые «умельцы» вывешивают велосипед на крючках за пределы балкона. Результат такого «изобретения» плачевный — на корпусе постоянно образуется конденсат, а иногда — даже сосульки из-за падающей сверху и замерзающей воды. А это, в свою очередь, означает, что весной ваш велосипед ждет капитальный ремонт.
Не рекомендуется хранить велосипед зимой подобным образом, если вы планируете его использовать в дальнейшем
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Для дисковых тормозов важно: точная регулировка, минимальный зазор, чистейшая поверхность диска
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
А лишнюю смазку и грязь аккуратно подтереть чистой тряпочкой
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Первым делом стоит осмотреть трансмиссию
Если цепь очень грязная, то её лучше помыть. Это можно сделать двумя способами. В первом случае её нужно снять. Для этого вам нужна выжимка или же цепь должна быть оборудована замком
Внимание — в отличие от 6/7/8, на 9/10/11-скоростной цепи выжатые пины нельзя повторно использовать! Сняв цепь, опустите её в емкость с бензином, керосином, уайт-спиритом или любой другой жидкостью, которая растворяет смазочные отходы
Второй вариант – приобрести машинку для чисти цепи. С ней цепь снимать не придется. Просто установите машину на цепь, заполнив её бензином и покрутите педали некоторое время.
Также стоит осмотреть переключатели. Пощелкайте ими, и если их работа вас устраивает, можно ничего не трогать. В противном случае они потребуют настройки и возможно очистки. Можете обрызгать переключатели целиком какой-нибудь WD-шкой или чем-нибудь похожим, и потом почистить щеткой (учтите — WD40 не является смазкой!) Однако хорошим тоном считается с каждым сезоном менять рубашки и тросики на новые. Стоят они недорого, поэтому проблемы в этом не будет, однако ровно и чисто отрезать рубашку без специального тросореза в домашних условиях не получится, поэтому с этим лучше в мастерскую.
Правила хранения велосипедов
Хранение – такая же неотъемлемая часть ухода за велосипедом, как и техническое обслуживание. Правильное хранение сводится к следующим пунктам:
- отдельное место;
- чистота;
- отсутствие высокой влажности;
- равномерная температура.
Места хранения могут быть самыми разнообразными: угол, стена, антресоль, гаражное помещение, подсобка. Крайне не рекомендуется держать велосипед на неотапливаемом балконе, даже крытом. Высокая влажность зимой, сухость летом, суточные перепады температур – все это крайне вредно для рамы, колес и механизмов.
С таким подходом велик долго не прослужит
Пыль, грязь и, тем более, вода – также очень вредны для велосипеда при длительном хранение. Место, где байк будет пережидать несезонное время, должно содержаться в чистоте. Также стоит выделить хоть немного пространства под велосипед и расположить его так, чтобы не мешал. Если помещение не годится для хранения (например, пыльное или с повышенной влажностью), а других вариантов нет, можно воспользоваться герметичным чехлом.
Исправный велосипед – это залог длительных, приятных и полезных велопрогулок. Регулярные проверки, своевременное обслуживание и правильное хранение позволят не только использовать весь потенциал велосипеда, но и продлить срок его службы.
Смазка велоцепи
Одной из самых интересных тем ухода за цепью, является вопрос надо ли вообще смазывать цепь? Негативной стороной смазки цепей, считается тот факт, что к смазанной велоцепи быстро и легко прилипает новая пыль и грязь, а само масло может занести грязь на внутренние поверхности трения, вызывая из более ускоренный износ. Исходя из этого факта, многие эксперты, считают, что цепь не обязательно смазывать. Но это не всегда так. Действительно, смесь масла и грязи, может ощутимо ускорить износ деталей, но возможный риск такого явления зависит от типа пыли (почвы) в месте где вы чаще всего ездиете, и, в частности, от способа смазывани цепи.
Часть велосипедистов при смазывании цепи, направляют струю из «баллончика-спрея» вдоль велоцепи в местах нахождения роликов заднего переключателя, так как это снизит риск забрызгать маслом обод и покрышку. Но у спрея есть один недостаток, в частности, много масла попадает на места, где оно его быть не должно, и очень мало — в места, где оно необходимо.
Вообще, большая часть грязи попадает на цепь в виде пыли, выбрасываемой из под переднего колеса. Основная её масса оседает на внешней стороне цепи. Из-за этого цепь необходимо смазывать с внутренней стороны обращенной к зубьям звездочек. Это уменьшит возможность того, что масло смешается с грязью и попадёт на внутренние поверхности трения. Пожалуй, лучший способ смазать цепь — капать масло из «носика» масленки с тонким отверстием на сами ролики и на внутреннюю сторону нижней ветви цепи. В результате масло попадёт на наиболее чистую часть велосипедной цепи.
Просто вращайте педали назад и поливайте очень тоненькой струйкой смазки из масленки на ролики. На смазку цепи, таким образом будет потрачено 30 секунд. Если у вас цепь старого (традиционного) типа, то нанесите масло только по левому краю роликов. Тогда чистое масло сможет просочится через стакан слева направо. Смазок вело цепей много, мы рекомендуем «Phil Wood Tenacious».
Подготовка велосипеда к первому выезду после хранения
Если «железный друг» зимовал в теплом сухом помещении без специального чехла, прежде всего его необходимо будет протереть с помощью слегка влажной губки. Делается это для того, чтобы предотвратить попадание пыли в механизмы транспортного средства и придать ему красивый вид.
После этого следует приступить к осмотру всех систем и механизмов велосипеда. В обязательном порядке проверьте такие его детали:
- Цепь. Если перед зимовкой она была смазана, снята с байка и помещена на хранение в пакет, ее можно просто достать и надеть на транспортное средство. Если цепь не снималась, ее надо протереть сухой тряпкой, чтобы удалить пыль, а затем заново смазать (делается это тогда, когда осенью использовались дешевые смазочные материалы вроде литола или солидола).
- Колеса. Они не должны иметь эллипсов или «восьмерок», а обода и покрышки не должны быть изношенными или поврежденными. За время простоя они приспускаются, поэтому колеса необходимо подкачать до максимального значения, указанного на покрышках. Затем их проверяют на отсутствие люфта и производят натяжку спиц.
- Тормоза, тормозные диски и тормозные колодки. Чтобы подготовить к сезону v-brake или дисковую механику, достаточно будет проверить тормоза на наличие налета и ржавчины на тросах. Если ничего этого нет, тросики ходят плавно, и ручка на обратном ходу не залипает, можно считать, что техническое обслуживание завершено. Также следует проконтролировать состояние тормозных колодок. Если они выработаны на более чем 2/3, их необходимо будет заменить. В v-brake надо проверить, насколько проточен обод. Если байк оснащен гидравлической тормозной системой, следует проконтролировать работу тормозных ручек и при необходимости выполнить прокачку тормозов. Для повышения уровня безопасности езды также рекомендуется произвести замену тормозной жидкости. В завершении проверьте уровень затянутости болтов и подтяните их, если нужно.
- Велоруль. Он должен обладать плавным ходом и не иметь люфтов. Для проверки прокрутите его в левую и правую стороны, а при необходимости затяните болты.
- Переключатель передач. Следует убедиться, что задний переключатель не задевает спицы в крайнем положении. Если это происходит, советуем обратиться к профессионалам.
- Педали. Необходимо тщательно затянуть педали и шатуны на валу, в противном случае можно просто потерять педали во время езды.
- Седло. Обладателям кожаных сидений после зимы необходимо обильно обработать их пруфидом с лицевой стороны и немного нанести средство с обратной стороны седла. Излишки рекомендуется вытереть сухой тряпкой.
Сухая чистка велосипеда
Существуют и такое мнение, что мыть велосипед водой вредно! Потому что, когда мы вымываем грязь, с водой ей легче просочиться в незакрытые герметично узлы (втулки, а значит и в подшипники). Мы знаем это слабое место велосипеда к влаге, поэтому будем избегать его намокания в процессе мытья. Но есть и такие люди, которые лучше перестрахуются. Поэтому для них опишем, как можно очистить велосипед без воды.
Итак, если вы попали под дождь, и велосипед весь в грязи, нужно подождать, когда грязь высохнет. Я бы не рекомендовала «высушивать» всю грязь – большие клочья грязи лучше снять, когда они не до конца засохнут, иначе их будет довольно трудно отковыривать в местах, например, между вилкой и колесом, и подобных, где грязь забивается между вращающимися колесами и не вращающимися узлами. Когда крупные куски отчистите, возьмите ершик для бутылок, и начинайте чистить велосипед сверху вниз, проходя все элементы. Для очистки более мелких деталей подойдет зубная щетка. Для цепи подойдет более грубая щетка.
Если грязь сильно прилипла в некоторых местах и вы не можете снять ее щеткой, не делайте это отверткой, ножом или прочими металлическими предметами. Так можно повредить краску. А это не только красота, это защита металла от коррозии. Размягчите грязь небольшим количеством воды (смоченной тряпкой например), а затем счистите грязь щеткой.
Если же вы делаете плановую чистку запылившегося велосипеда, то тут подойдут те же щетки. Кроме того, для удаления пыли и легкой грязи подойдет малярная кисточка.
Специальное средство для чистки велосипеда.
Есть также в веломагазинах специальные средства для чистки велосипедов.
Как подготовить к хранению зимой
Для того чтобы самостоятельно подготовить велосипед к зиме, независимо от места хранения, нужно придерживаться следующих этапов:
- Вначале стоит отмыть от пыли и других загрязнений с рамы, колёс, тормозов и педалей. Начинать мыть велосипед нужно сверху постепенно опускаясь. Не ставьте велобайк в воду, а протирайте мокрой тряпочкой или мойте под струёй воды. Проверьте, чтобы вода не затекла внутрь;
- Обязательно дайте высохнуть или оботрите насухо все части велобайка;
- Далее приступайте к снятию смазки с цепи, натяжителя и звёзд. Это делается при помощи растворителя или специального средства дегризер. Вещество поможет снять жир и грязь с деталей;
- Втулки, рулевую колонку, и тормозную систему очищают жёсткой кисточкой;
- Обновите смазку на цепи, натяжителях, втулках, рулевой колонке, педалях и каретке. Тщательно смажьте именно цепь;
- Проверьте на наличие мелких дефектов, так как ремонт осенью провести дешевле по причине завершения сезона катания и запчасти будут стоить дешевле.
Если хранение предполагает в квартире, то на этом этапе можно остановиться.
Но в более прохладном месте нужно учесть несколько принципов. Обязательным условием является смазывание комплектующих и всего велосипеда, которые в сухом виде:
- Силиконовой смазкой нужно обработать хромированные части байка, особенно места где есть небольшие трещины. Такая смазка обеспечит защиту металла от появления коррозии и трещин на краске во время зимы;
- Для хранения в хорошем качестве можно самостоятельно обработать резину смазкой, но это не гарантирует полную сохранность;
- Резьбу на педалях смазывают густой смазкой. В качестве профилактики можно протереть промасленной тряпкой все мелкие части велосипеда;
- Если установлена амортизационная вилка тщательно смажьте ноги силиконовым маслом или тефлоновым. Несколько раз прожмите, для равномерно распределения и оставить на 10 минут. Избыток вытрите тряпкой;
- Цепь устанавливают на маленькие звёзды и ставят в ослабленном состоянии. А также ослабляют натяжение в пружинах тормозов. Расслабляют хомуты и крепление подседельного штыря. В принципе это касается любых частей, который могу прикипеть за зиму;
- Давление в колёсах велосипеда на зиму уменьшают до 1 атмосферы. При стоячем хранении, воздух нужно будет подкачивать. Если пол будет холодным, например, в гараже, то подложите под колёса дощечки;
- Если установлено качественное, кожаное седло, то стоит его убрать в тёплое место. Или промазать специальной мазью, так как кожа боится прямого света.
Для компактности руль откручивают переднее колесо и разворачивают в сторону рамы, педали прикручивают с внутренней стороны.
Дополнительно можно сшить чехол или приобрести в магазине для велосипеда.
Ежедневная проверка и обслуживание велосипеда
Для безопасности диагностику своего транспорта проводите регулярно.
Фото 4. Амортизация японской марки Shimano служит долго при условии бережной эксплуатации
Уход за цепью велосипеда подразумевает смазку цепи. Стачивание зубьев звезды происходит из-за трения с сухой цепью. Она влияет на детали трансмиссии колесного транспорта. Если при прокручивании педалей возникает писклявый звук – цепь сухая. Смазывайте цепь специальным раствором, который учитывает особенности климата в регионе. Чтобы избежать попадания жидкости на тормозные колодки, не рекомендуется использовать аэрозоли. Давление в шинах. Спущенные колеса ведут к повреждениям. Проверяйте уровень давления нажатием большого пальца руки. Если нажимается с трудом, то все в порядке. Накачивайте камеру насосом с манометром, который показывает значение давления. При наличии прокола поменяйте камеру
Также важно понять причину. Острый предмет, который остался в покрышке, снова спустит колесо
Перекачивать камеру также нельзя – резина при использовании лопнет. Проверка тормозов необходима для безопасности велосипедиста. Из-за неисправности тормозов с людьми происходят несчастные случаи. Для проверки 2-3 раза сожмите тормозную ручку, двигаясь на небольшой скорости. Разгонитесь и постепенно притормаживайте. При наличии проблемы подтяните тормозной тросик. При серьезной поломке обратитесь к специалисту за ремонтом. Настройка седла. Для удобной езды поставьте его в правильное положение. Это не окажется проблемой для велосипедиста
Внимание к необычным шумам. Нехарактерные звуки при движении велосипеда, говорят о неполадках
Чем раньше велосипедист заметит звук, тем быстрее обнаружит проблему.
Рост (см) | Высота седла (см) |
160 | 63,1 |
165 | 66 |
170 | 68,8 |
175 | 71,7 |
180 | 74,6 |
185 | 77,5 |
190 | 80,4 |
Таблица для настройки высоты седла
Фото 5. Необходимо смазывать цепь в случае появления скрипящих звуков
При возникновении подобного звука ищите его источник. Это даст возможность решить проблему в начале. Если шум усиливается, рекомендуется съездить к веломеханику.
Благодаря ежедневному осмотру велосипеда любую неисправность можно заметить заранее.