Сплавы на катамаранах – Снаряжение и безопасность – Особенности

Какие маршруты Вы планируете ходить на катамаране?

Будет ли это только «белая» вода (5-6я категория сложности), или же катамаран будет ходить маршруты средних категорий, с большим количеством груза на борту и иногда повышать категорию до 5-6. Будете ли Вы заниматься гребным слаломом или просто пойдете в поход с семьей.

Итак, теперь, зная зачем Вам нужен катамаран, рассмотрим модельный ряд и особенности каждого катамарана.

Все двухместные катамараны семейств Fox и Гоша универсальны и могут быть использованы как на простых, так и на высококатегорийных маршрутах. Классификация, которую мы приведем далее, поможет сделать правильный выбор

Для начального уровня подготовки, несложных маршрутов, рыбалки и охоты

Если вы только начинаете заниматься водным туризмом или просто предпочитаете отдых на спокойной воде и несложные маршруты, то идеальным и экономичным вариантом будет катамаран К-2 «Народный».

Почему КН-2 :

— грузоподъемность,

— вместимость,

— возможность установки банок для прохождения более сложных маршрутов,

— облегченная конструкция.

На катамаран можно установить настил и поставить палатку или кресла со столом

Универсальные катамараны для всех маршрутов

Два флагмана флота двухместных катамаранов — Гоша-2 и Fox-2T. Эти модели подходят для любых маршрутов, рыбалки, охоты, соревнований по водному туризму и экспедиционного сплава. Катамараны приятно удивят вместимостью и грузоподъемностью. Они маневренные, надежные и хорошо управляются.

Основной вопрос, который нам обычно задают: «Чем Гоша отличается от Fox?»

Первое и основное отличие — в геометрии обводов катамаранов.

Если посмотреть на катамаран сверху, можно увидеть, что гондолы катамарана Гоша-2 имеют каплеобразную форму, а гондолы Fox-2T симметричны. Зачем это нужно и какие преимущества дает катамаранам их геометрия?

Так исторически сложилось, что у водников различаются предпочтения по методу (манере) прохождения водных препятствий. Некоторые экипажи, в случае, когда перед катамараном в пороге встает вал, предпочитают, чтобы катамаран их «перепрыгивал», другие, чтобы катамаран «резал» валы. Так вот для любителей «прыгать» — катамаран Fox-2T. Он симметричен, центр масс — строго посередине и не смещен. А для любителей «резать» — катамаран Гоша-2. Такая манера прохождения возможна за счет смещения назад центра масс и несимметричности гондол.

Второе отличие — возможность увеличения численности экипажа.

На Гошу-2 возможна установка дополнительных сидений (банок). Катамаран может превратиться в четырехместный. Но в этом случае появляется ограничение по категорийности маршрута — до 4 к.с.

Третье отличие — свободное место перед гребцом. На Гоше-2, так как центр масс, и, соответственно, банки для посадки, смещены назад, перед гребцами на гондолах освобождается больше места для комфортного размещения грузов.

Для тех, кому необходим дополнительный объем для белой воды, был создан Fox-802, а для соревнований по гребному слалому Гоша. Эти катамараны также универсальны и могут быть использованы на всех маршрутах

Для соревнований по гребному слалому

Гоша — маленький, маневренный, легкий, послушный спортивный катамаран. Ширина — 1,8 м идеальна для прохождения слаломных ворот. Центр масс и банки для посадки гребцов смещены назад, как и у Гоши-2. Катамаран будет «резать» валы

Для «белой» воды

Самый основной катамаран для белой воды — это Fox-802. Его любят за увеличенный объем, хорошую маневренность и управляемость. Если большую часть Ваших маршрутов составляют высококатегорийники, то этот катамаран для Вас. Катамаран симметричный, по валам «прыгает»

Грузоподъемность и вместимость пассажиров

Из-за особенностей строения и высокого сопротивления воды килевые лодки имеют ограничение на максимальные размеры и грузоподъемность: наибольшие модели имеют всего 4,5 м длины и выдерживают максимум 800 кг веса. Для движения такой конструкции требуется двигатель мощностью 25-40 л.с. На борт такой лодки можно взять максимум 6-8 человек экипажа, да и те будут сидеть «один на одном». Ни о каком комфорте, а тем более удобном размещении снаряжения не может быть и речи. Мощные двигатели имеют соответствующую стоимость: моторы японского производства обойдутся не дешевле 4000$.

Примерная длина катамарана – 5-6 метров, для его движения в 20 км/ч хватит маломощного двигателя в 6 л.с. Чтобы обеспечить максимальную скорость при максимальном грузе – можно поставить двигатель мощностью в 15 л.с. Восьмиметровый катамаран Fisher с легкостью вмещает в себя 10 членов экипажа. При этом все пассажиры будут иметь комфортное индивидуальное пространство и комфортабельное кресло со спинкой. Для движения такого исполина со скоростью в 20 км/ч достаточно мотора в 15 л.с.

Эффективность катамаранов подтверждает простой эксперимент: одинакового мотора в 6 л.с. достаточно, чтобы катамаран с 10 людьми на борту обогнал килевую лодку всего лишь с тремя членами экипажа.

Цена и надежность

Многие клиенты, сравнивая стоимость катамаранов и килевых лодок, не учитывают стоимость дополнительного приобретения мотора. Фактически цена килевой модели может оказаться на 100-200 долларов меньше, чем стоимость катамарана. Но, учитывая, что для первой придется дополнительно приобрести двигатель мощностью в 25-30 л.с., а для катамарана достаточно мотора в 6 л.с. – выгода покупки BOATHOUSE станет видна во всей красе.

Учитывая, что для производства катамаранов BOATHOUSE используются лучшие материалы: прочная ПВХ-ткань из Германии, фанера, не боящаяся воды, и крепкий алюминий – цена моделей более чем оправдана. Поэтому подобная конструкция рассчитана на беспроблемную эксплуатацию в течение нескольких десятков лет.

Основа экипировки – гидрокостюм

Гидрокостюм идеально отвечает всем требованиям, которым должна соответствовать одежда для сплава на катамаранах. Его плотные швы не пропускают воду, делая путешествие по бурной реке максимально комфортным. Владельцу такого костюма вряд ли придется беспокоиться из-за неприятной возможности переохлаждения. Благодаря герметичности гидрокостюм хорошо защищает человека от холода и уменьшает потери тепла. Кроме того, он устойчив к износу, так что, скорее всего, прослужит вам не один сезон. Данный элемент одежды скроен таким образом, что не ограничивает свободу движений. Единственный его минус – высокая цена.

Подготовка группы

Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.

Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.

При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.

Главные правила безопасности

Сухой спирт и спички при походе нужно хранить в пластмассовых канистрах или других емкостях, которые имеют навинчивающиеся крышки.

При посадке в судно нельзя совершать резких прыжков. Она должна осуществляться с кормы.

Во время похода не нужно кричать без надобности. Голосовая и зрительная связь должна поддерживаться между лодками.

При перевороте судна на пороге находящиеся на судне люди должны хвататься за его края и перемещаться к берегу. Вещи с перевернувшейся лодки должны вылавливаться теми командами, которые находятся впереди данной лодки.

Таковы основные правила обеспечения безопасности на воде при водных походах.

На каждого участника похода берут спасательные средства, чаще всего спасательные круги, либо помещенные в сетку и надутые попарно футбольные камеры.

Если в процессе похода лодка дает течь, то определяют размер щелей. Если они небольшие, то их затирают хозяйственным мылом, которое должно быть сухим. Эта операция ликвидирует течь на 3-4 дня, после чего ее повторяют. Если же щели большие, то их надо проконопатить мхом или паклей, смазанными мылом, затереть со всех сторон. Пробоины ликвидируют заделкой жестью или досками.

Байдарка была первой

Первым плавсредством, созданным непосредственно для водных походов, стала спортивная байдарка. До нее ходить на сложной воде было просто не на чем, а сплавы на самодельных плотах считались уделом рыбаков и отчаянных энтузиастов, мальчишеской забавой.

Одна из первых спортивных байдарок

Идею конструкции позаимствовали у народов севера, модернизировали с учётом потребностей туристов, и с 60-х годов XX века последние принялись активно осваивать байдарочные сплавы.

Каркасное судно открыло невероятные возможности перед советскими туристами-водниками, на просторах Советского Союза кроме спокойных лесных речушек имелись и весьма сложные горные, представлявшие немалый спортивный интерес.

1974 год, самодеятельные туристы-водники

Термин «Катамаранинг» необходим

Рассуждать о необходимости разграничения понятий можно долго, но, подводя итог, следует привести факты, не подлежащие сомнению:

  • У нас в стране основным направлением экстрима, связанного с использованием судов, является водный туризм. Спортивные и коммерческие сплавы на плотах тоже существуют, но это менее масштабное явление;
  • Для прохождения бурных рек основным судном остается катамаран. Он удобен при транспортировке, привычен и позволяет проходить сложные препятствия.

Исходя только лишь из этого, термин «катамаранинг» может и должен существовать. Он позволит избежать путаницы, точнее передаст смысл явления.Не зря этому виду экстремального туризма посвящена целая рубрика сайта.

Кавказ.

Благодаря сложному горному рельефу кавказские реки привлекают более опытных туристов, здесь можно найти маршруты вплоть до самой опасной — шестой категории сложности. Основные маршруты пролегают по рекам Белая, Кубань, Большая Лаба, Большая Зеленчук и Терек.

Туристы обычно сплавляются по этим маршрутам на байдарке, каяке, рафте, карабубере.

Самым удобным для массового туризма регионом является Карелия, благодаря многочисленным турбазам, самым разнообразным рекам и озерам и красивейшей природе.

Часто для этих путешествий используют лодку ПВХ, которую можно поместить в багажнике машины, на ней хорошо путешествовать семьей с ночевками на берегу.

В зависимости от выбранного вида путешествия, можно использовать собственную лодку ПВХ, которая помещается в багажник автомобиля, специально подготовленный моторный катер или рафт, сконструированный для преодоления коварных горных порогов и опасных речных перекатов.

Мало разработан Кавказ, инфраструктура очень плохо развита, хотя он и очень привлекателен для опытных туристов-водников.

Снаряжение туриста для водных маршрутов.

  • Личные спасательные средства
  • Одежда для похода и сухая
  • Посуда, ложка и нож
  • Личные средства гигиены
  • Своя аптечка
  • Спички (в герметичной упаковке)
  • Документы и деньги (в герметичной упаковке)
  • Средства против комаров
  • Фонарь,термос, фото-видеокамера, снаряжение для рыбалки.

Общее для группы туристов:

  • Палатка, желательно двухслойная, если нет, то для брезентовой палатки на случай проливных дождей желательно захватить полиэтилен.
  • Коврик и спальник (лучше всего трехслойный с синтепоном)
  • Котлы для костра
  • Топор, пила
  • Газплитка или примус
  • Еда.

Действия при падении в воду

Упасть в воду можно при резких заворотах, когда байдарка на скорости попадает на камень и в других случаях. При сплаве это нередкая ситуация. Главное правильно себя вести, если это случилось. И первое правило безопасности – не паниковать. Если вы спокойны, то сможете правильно оценить ситуацию и выбрать верное решение.

Когда лодка рядом, нужно ухватиться за что получится – весло, обвязку. Это позволит вам остаться рядом со средством для сплава, собраться с силами и скорее вернуться на борт.

Если вы понимаете, что лодка далеко, то выбирайте, что легче: плыть до нее или выбираться на любой из двух берегов.

Дальше существует два способа выбраться из воды. «Активный» подойдет для тех, кто умеет плавать и водные условия позволяют выплыть на берег или подплыть к байдарке. Иначе, используйте «пассивный» метод. Для этого ложитесь на спину, ноги должны быть расположены вперед по течению. Глазами вы должны видеть куда вас несет поток. Ноги держите вместе, но колени будут чуть согнуты. Это положение позволит «отпружинить», если ступнями вы попадете впереди на камень. По этой же причине, старайтесь держать тело как можно ближе к поверхности, чтобы «пятой точкой» не напороться на что-нибудь под водой. Находясь в такой позиции вам придется просто ждать. Либо того, что река вынесет к берегу, либо помощи коллег.

Снаряжение и техника безопасности

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Взять с собой следует такие вещи:

  1. Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
  2. Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
  3. Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
  4. Кофта с длинным рукавом на термической основе.
  5. Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
  6. Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
  7. Шлем для защиты головы.
  8. Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
  9. Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
  10. Нож для экстренных случаев.
  11. Страховой канат с карабином.
  12. Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.

И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Катамараны — виды, свойства

Выбор катамарана для сплава в самых экстремальных условиях связан со многими нюансами, лишь полноценно учитывая которые вы сможете приобрести вариант, идеально отвечающий вашим потребностям.

Их виды делятся на:

  • катамаран для экстремальных сплавов;
  • катамаран парусный;
  • катамаран плесовый.

Катамараны могут иметь различное предназначение — от спокойных сплавов, соревнований и походов по рекам разной категории сложности до комфортных парусных прогулок. Надувные парусные катамараны должны как минимум правильно удерживать парус, а ещё – быть максимально устойчивыми, управляемыми, удобными для размещения экипажа и его многочисленного багажа. От спортивных катамаранов требуется уверенная скорость и маневренность, от походных плавсредств – полное соответствие экстремальности предстоящего маршрута, удобство в транспортировке, надёжность на воде, простота сборки и проведения ремонта.

В продаже вам всегда будут предложены самые разные варианты катамаранов для сплава: моторные, парусные, походные, спортивные, но данное плавсредство отличается достаточно узкой спецификацией, поэтому многие любители экстрима, приобретая катамараны, дорабатывают их, оснащают необходимыми приспособлениями — парусом, мотором. Перед покупкой обязательно стоит разобраться с его точным предназначением — для спокойных прогулок или для прохождения сложных порогов рек.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий