Управляем лодкой
Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.
Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.
Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.
Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.
Опасности при сплаве
Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.
Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.
Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.
При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты
Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.
Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.
Подготовка группы
Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.
Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.
При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.
Катамараны
Судно, состоящее из двух корпусов, соединенных мостом, называется катамараном. Практически все модели беспалубные. Существует несколько видов таких суден.
Парусные
Есть две разновидности – парусные или с парусно-моторные. Второй вариант поинтереснее, т. к. считается быстроходным даже в безветренную погоду. Двухкорпусные лодки не требуют официальной регистрации, удобны в транспортировке. Некоторые модели могут развивать скорость больше, чем яхты.
Если вам нужна модель для пляжного отдыха, стоит отдать предпочтение быстроходным и легкопроходимым судам. Для длительных путешествий по реке или озеру выбирайте модели с высокой степенью безопасности и хорошей грузоподъемностью.
Плесовые и для экспедиции
Идеально подойдут для рыбаков, любителей купаться посреди озера, реки и для длительных переходов по водоемам разной сложности. Это надежные и простые конструкции, оснащенные укрепленной палубой. Поэтому в дорогу вы можете взять с собой не только багаж, но и небольшую группу туристов. Как правило, грузоподъемность таких сплав средств рассчитана на 4 персон. При необходимости можно посадить и шестерых человек.
Такие суда подходят для реки со сложностью маршрута третьего уровня.
Туристические
Такой катамаран в идеале подойдет для экстремального туризма. Как правило, судно рассчитано на 2-4 человека. В продаже есть побольше модели, однако они уступают по маневренности и скорости.
Выбирать такое средство необходимо с учетом особенности реки: если она извилистая и горная, следует отдать предпочтение легкой и маневренной модели.
Спортивные для сплава
Плюсы сплав средства:
- хорошая маневренность;
- легкость;
- отсутствие грузового отсека;
- низкая грузоподъемность.
Благодаря этим качествам, такие средства отлично проходят сложные маршруты на воде.
Данный тип транспорта не подходит для длительного водного турпохода.
Главные преимущества катамаранов:
- Хорошая остойчивость. Максимальный угол наклона – 5 градусов. Поэтому это одно из самых комфортных и безопасных средств передвижения по воде.
- Быстрый ход. Если ветер попутный, скорость катамарана увеличивается и вдвое больше, чем у однокорпусной яхты.
- Судно с небольшой осадкой с легкостью проходит по мелководью.
- Большой кокпит и широкая палуба – Комфорт во время прогулки обеспечивается за счет большого кокпита и широкой палубы.
Маршруты по рекам Подмосковья.
Маршрут по Москве-реке.
Очень удобен, с Белорусского вокзала можно добраться до станции Тучково, а оттуда 3 км до самой реки. Маршрут длиной 43 км проходит по холмистой местности и заканчивается в двух км от станции Звенигород. Единственно, что нужно помнить, неподалеку от Звенигорода расположен заказник биофака МГУ, где располагаться лагерем запрещено.
Маршрут по реке Истра.
Также довольно удобен для семейных походов и популярен, начинается в сотне метров от платформы Истра либо в пятистах метрах от станции Павловская слобода. Длина маршрута 32 км, он проходит по безлесой долине, а в конце, возле деревни Красновидово, участок с быстрым течением и лесами по берегам. Далее, по самому водохранилищу – на выбор туриста.
Снаряжение и техника безопасности
Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.
Взять с собой следует такие вещи:
- Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
- Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
- Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
- Кофта с длинным рукавом на термической основе.
- Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
- Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
- Шлем для защиты головы.
- Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
- Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
- Нож для экстренных случаев.
- Страховой канат с карабином.
- Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.
И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Сплав на каяках, байдарках и каноэ — популярный вид водного спорта
В категории водного туризма входит сплав на каяках, байдарках и каноэ. Этот спорт подразумевает эксплуатацию маломестных плавательных средств. Он уступает по популярности рафтингу. Главные сложности в том, что для управления этими средствами нужна не командная работа, а требуются лишь умения и опыт одного человека. Это о спортивных состязаниях.
Сейчас сплав по реке на каноэ и байдарках превратился в спокойное, приятное развлечение. Многие компании нашей страны предлагают обычным людям такой вид отдыха.
Для этого обычно используются разные легковесные суда и легкие живописные маршруты. Поэтому участники подобных сплавов практически застрахованы от несчастных случаев.
Пластиковые байдарки
Выполненные из пластика (полиэтилен) каяки обладают литым корпусом, не имеющим шовных и стыковых участков, либо выполняются разборными (из секций-пазлов). Они прочны, поэтому популярны как среди европейских туристов-одиночек, так и спортсменов. Для спортивного сплава по порожистым рекам выше 2-й категории используются особые модели одноместных пластиковых каяков – туринговые.
Среди всех разновидностей байдарок пластиковые каяки наиболее быстрые, маневренные и прочные, с хорошим входом в волну. Изолированные воздушные полости, запаянные практически по всему корпусу лодок такого типа, повышают их непотопляемость.
Однако под полноценный рекреационный отдых они не годятся, поскольку не способны вместить достаточно груза (маленький кокпит). Пластиковый каяк – лодка для плавания не дольше нескольких часов и на короткие дистанции.
Кроме того, полиэтиленовая байдарка всегда тяжелее надувного или каркасного аналога схожего размера (вес одноместной модели от 25 кг). Доставлять ее к водоему требуется на специальном прицепе, поскольку в автомашине эта лодка (даже разборная) не поместится.
История развития
Первые упоминания о российских водных туристах относят к XIII веку, когда первооткрыватель Никитин совершил морское путешествие в Персию, пройдя через Индию и часть Африки. В XIX веке началось освоение Сибири. В 1628 году путешественник Хабаров прошел по реке Лена до устья Уссури, дав основу для дальнейших открытий центральной и восточной Сибири.
На государственном уровне морские и речные путешествия начали развиваться при Петре I. Он организовал походы на Камчатку, в которых принял участие Беринг. В 18 и 19 веках водный туризм стал видом отдыха в России. Развивается парусный спорт, хождение на веслах, начали организовывать групповые походы. После Октябрьской Революции 1917 года об этом виде отдыха временно забыли.
Дальнейшие этапы развития.
- Создание «Бюро школьных экскурсий», в состав которого вошли отделения занятий парусным спортом и греблей.
- После 1945 года начался подъем этой туристической отрасли. Появились клубы и кружки для занятий экстремальными видами отдыха – каякинг, сплав на плотах, катамаранах.
- Формирование спортивного водного туризма. Созданы правила проведения соревнований по разным дисциплинам. Участникам присваиваются звания мастер спорта или кандидат в мастера спорта.
Одновременно с государственной программой развития появился любительский раздел. Он не финансировался государственными органами
После развала СССР в 1991 года государство перестало уделять внимание этому виду активного отдыха. Но из-за популярности и желания проводить время на воде организацией занялись туристы и самостоятельные путешественники
Совет: узнать подробности о профессиональном разделе водного туризма можно на официальном сайте спортивного туризма России. Однако здесь описываются только соревнования, без учета любительских дисциплин.
Безопасность в водном походе
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
- Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
- Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
- Держать себя в руках в критической ситуации.
- Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
- Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
- Оценивать риски.
- Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
- Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
- Не пренебрегать экипировкой.
- Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
- Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
- Спасать себя и группу, а не снаряжение.
- Не допускать обезвоживания.
Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.
Покупка байдарки б/у
Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.
И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).
Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».
Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)
Байдарки «Щука», сводная таблица характеристик
Модель | Мест | Цена с камерами «Сэндвич» | Цена легкой версии «ПАКРАФТ» | Цена с камерами из ткани ПУ | Вес с камерами «Сэндвич» | Вес легкой версии «ПАКРАФТ» | Вес с камерами из ткани ПУ | Груз, кг | Длина см |
Щука-1 | 1 | 14000 | 16000 | 20000 | 7 | 5 | 8 | 200 | 320 |
Щука-2 | 2 | 18000 | 20500 | 26000 | 9 | 6,5 | 10,5 | 300 | 420 |
Щука-3 | 3 | 22000 | 25000 | 32000 | 11 | 8 | 13 | 400 | 520 |
Щука-4 | 4 | 26000 | 29500 | 38000 | 13 | 9,5 | 15,5 | 500 | 620 |
Ширина всех моделей 86 см, диаметр баллона 27 см
Рекомендации по выбору подходящей байдарки или катамарана, а также ответы на вопросы об эксплуатации купленных судов см. в разделе «Пользователям».
О том, как возникла байдарка «Щука», и что изменилось в ней за прошедшие годы, читайте в статье История.
На что советуют обратить внимание специалисты при выборе
Подбор судна трудно назвать простой процедурой, особенно если занимается этим начинающий пользователь
При рассмотрении доступных моделей очень важно учесть несколько важных факторов, а также убедиться в соответствии лодки конкретным требованиям эксплуатации
Какую тяжесть выдержит
Важная характеристика для любой модели. Связана непосредственно с количеством мест и наличием грузовых отсеков. Для перемещения большого количества вещей лучше сразу выбрать вместительную модель с возможностью перевозки большого груза.
Планируется только сплав или пешеводное путешествие
В зависимости от планов на путешествие выбирается конструкция соответствующего веса
Если надо не только сплавляться по реке, но и перемещаться по суше, важно использовать максимально легкую модель
Длина судна
Короткие лодки не отличаются значительной быстроходностью, однако оказываются гораздо легче более длинных и быстрых судов.
Длинные и короткие судна
Сложность сборки
Слишком долгая сборка лодки может испортить все впечатление от похода. Поэтому лучше подбирать конструкции, которые собираются достаточно просто и быстро. При необходимости можно заранее ознакомиться с соответствующими видеоуроками и инструкциями.
Комплектация
Некоторые байдарки продаются вместе с комплектующими, тогда как для других соответствующие компоненты потребуется приобрести отдельно. Нужно предусмотреть все возможные затраты, чтобы изначально выгодная сделка не превратилась в действительно ощутимые расходы. Для комфортного перемещения может потребоваться руль и парус, а для надувных моделей нужен насос. Также не стоит пренебрегать специальными ремонтными наборами, позволяющими осуществить починку байдарки для туризма.
Цена
Стоимость байдарок может находиться в широком диапазоне, поскольку современные модели изготавливаются из самых разных материалов. Продукция известных брендов всегда будет дороже, однако она же характеризуется высоким качеством и долговечностью. При подборе стоит учесть, где конкретно будет использоваться транспорт. Для прогулок слишком дорогая профессиональная байдарка будет не нужна, тогда как профессиональным спортсменам приходится приобретать все самое лучшее.
Особенности подготовки
Первый этап – разработка маршрута. Узнают характеристики реки (озера) – силу течения в это время года, рельеф берега, перепады высот по пути (пороги). Это станет основой для выбора снаряжения и экипировки. Затем разрабатывается способ поездки к первой точке сплава. Обычно для этого используют машины, реже нанимают транспортные компании. Поездки на автобусах, поездах или самолетах неудобны, так как общий вес и объем багажа большой.
Следующие этапы подготовки.
- Определить точное количество участников.
- Выбрать плавательное средство.
- Составить перечень снаряжения. В него входят спасательные средства, экипировка, одежда и обувь.
- Распределить функции среди участников. В водном туризме важна коллективная работа.
- Средства связи. Это могут быть мобильные устройства, рация.
Перед трудным походом нужно полное медицинское обследование туристов, самостоятельных путешественников. Учитывается физическая подготовка
Для путешествий вдали от населенных пунктов важно правильно подготовить список продуктов, выбрать на карте источники питьевой воды
Совет: для новичков в водном туризме рекомендуется выбирать простые сплавы. Постепенное увеличение сложности позволит быстрее освоить этот вид активного отдыха.
Что представляет собой сплав на байдарках
Прежде всего, необходимо понимать, что от простой лодки байдарки отличаются своей более узкой формой и прочным каркасом, который может быть обтянут как водонепроницаемой тканью, так и железом, или пластиком.
Человек, который сидит в ней, пристегивает так называемую «юбку» таким образом, что вода внутрь не попадает. Что касается вместительности, то максимально в одну лодку могут обычно поместиться не более трех человек (лодка с большей вместительностью встречается довольно редко).
Как можно понять лодка передвигается за счет человеческой силы, соответственно тем кто имеет довольно слабую физическую подготовку подобный отдых покажется довольно тяжелым и это нужно заранее учитывать. При необходимости на такую лодку можно прикрепить парус, однако это актуально только на открытых водоемах или морях, для плаванья по рекам они будут только мешать.
Где актуальны
Благодаря своей форме, данный вид лодки очень актуален для сплава по рекам, так как ей удобно управлять и человеку ничего не мешает. Более редко они используются на озерах или морях, однако для одиночного путешествия они будут довольно актуальны, особенно если человек хочет насладиться природой в одиночку. Во многих местах их можно легко арендовать, потому подобный отдых не станет проблемой, к тому же обойдется он не очень дорого.
Экипировка
Человек, который собирается сплавляться обязательно должен иметь два комплекта одежды, сухой в который он переоденется после сплава, и собственно мокрый в котором сплав будет проходить
Сухой комплект должен быть более полным (куртка, теплая обувь, футболка, штаны), а мокрый может состоять как из купальника, так и просто из легкой одежды, которая легко и сохнет и промокает (важно чтобы она не стесняла движений)
Что касается непосредственно сплава, то человек обязательно должен быть в спасательном жилете, даже если он умеет отлично плавать.
Так как подобные путешествия проходят несколько дней, важно полностью экипироваться (иметь спальник, личные вещи, предметы гигиены и прочие, что человеку нужно в пешем походе). Отправляться на сплав можно только в хорошем самочувствии, предварительно проверив лодку и прочее снаряжение на исправность
Так же во время движения нужно внимательно следить за остальными и самому оставаться на виду, это в случае непредвиденной ситуации увеличивает шансы на оказание помощи
Отправляться на сплав можно только в хорошем самочувствии, предварительно проверив лодку и прочее снаряжение на исправность. Так же во время движения нужно внимательно следить за остальными и самому оставаться на виду, это в случае непредвиденной ситуации увеличивает шансы на оказание помощи.
Важно предварительно пройти инструктаж и соблюдать технику безопасности, чтобы отдых прошел действительно хорошо
Для похода в лес
Отправляясь в лесное туристическое путешествие, к классическому набору (рюкзак, палатка, коврик) добавьте:
- Раскладной нож.
- Туалетная бумага.
- Пару зажигалок, спички.
- Дождевик (если клеенчатый, возьмите несколько, ведь в лесу много веток и изделие быстро выйдет из строя).
- Теплые вещи (даже если вы заблудитесь в лесу или возникнет необходимость ночевки, предусмотрительно прихваченные теплая флиска, штаны и шапочка спасут от переохлаждения).
- Деньги (если забредете слишком далеко и выйдете в незнакомом поселении, деньги на автобус или такси не помешают).
- Бельевая веревка (выручит, если повредится обувь или другое снаряжение).
- Средство от укуса насекомых (положите в личную аптечку).
- Телефон и пару пауэрбанков.
Не отправляйтесь в лесную прогулку с неподъемной заплечной сумкой. Все необходимое туристическое снаряжение легко уместится в небольшой городской рюкзак.
Требования
Правила безопасности в пунктах аренды плавательных средств должны соблюдаться. К отдельному участию допускаются туристы старше восемнадцати лет. Юным участникам необходимо иметь сопровождающих взрослых, а также медицинскую справку-допуск.
В преддверии острых ощущений, непредсказуемых моментов, даже если река характеризуется, как спокойная, следует трезво оценить свои возможности. Это, в первую очередь, относится к тем, кто жалуется на:
- сердечно-сосудистую систему;
- недостаточно стабильное психофизическое состояние;
- приступы язвенной болезни.
Осуществлять сплав таким туристам не рекомендуется. В то же время, известны случаи, когда люди, имеющие ограниченные возможности, довольно неплохо преодолевали сплавы по опасным и коварным рекам.