Эволюция методики спортивной подготовки гребцов-слаломистов
Гребной слалом – это европейский вид спорта, где он именуется, водным слаломом. Гребной слалом был выделен из водного туризма и первоначально методика базировалась на правилах (реверсные ворота, система штрафных очков и др.), приемах, средствах и методах подготовки туристов-водников, что не отражало специфики спорта.
Фактически история гребного слалома на бурной воде началась 11 сентября 1932 года в Швейцарии. На пути своего развития гребной слалом был включён в число шести технических дисциплин Международной федерации гребли (МФГ).
Гребной слалом был рожден на «ровной воде». Вскоре, этот молодой вид спорта был перенесен на бурную воду с порогами и естественным течением рек; Гребной слалом получил широкое распространение в Чехии, Германии; Англии, Словакии, Франции, Словении и других странах. Последнее время бурно развивается в Китае. Климат этих стран более мягкий и в них построено различное количество специализированных каналов разной сложности. Развита инфраструктура. Страны Европы, располагают наиболее благоприятными возможностями для выезда в другие страны для совершенствования слаломной гребли, посредством тренировок в новых местах, на воде различной сложности. Реки и каналы находятся в городах, населённых пунктах, что позволяет экономить силыи время.
С 1948г. проводятся чемпионаты,Европы. Первый Чемпионат Мира по гребному слалому был проведен в 1949 году неподалеку от Женевы (Швейцария) . С этой даты историю гребного слалома можно разделить на 3 периода: с 1949 по 1972гг., с 1972 по; 1991гг. ВЧ972 году, гребной слалом впервые вошёл в программу летних Олимпийских игр .
Первый период характеризуется эволюционными- изменениями. Разборные, из мощного каркаса и брезентовой ткани байдарки были; заменены крепкими стеклопластиковыми лодками.
Второй важный, период был ознаменован изменениями и упрощениями в правилах соревнований по гребному слалому, а также, мечтой и надеждой того, что слалом снова, станет Олимпийским видом спорта. Также были серьезные изменения в конструкции лодок — в каноэ двойке экипаж стал сидеть ближе к центру, а в каноэ одиночке ширина была сокращена до 70см.
Третий период связан с повторным включением гребного слалома в программу летних Олимпийских игр в 1992г. (Испания). Это был дан старт нового периода. Были внесены изменения в правила (1997г.), а именно вместо 5-ти штрафных очков за касание стали давать 2с. Вместо одной зачетной попытки ввели систему подсчета двух попыток. Произошла модернизация в спортивном инвентаре (2005г.). Изменилась минимально допустимая длина каяка и каноэ-одиночки с 400см до 350см; каноэ-двойки с 458см до 410см, что повлияло на манёвренность лодок и скорость продвижения по дистанции. Чемпионаты мира проводятся каждый год за исключением Олимпийского года. Это время развития массового интереса к гребному слалому во всем мире.
В современных соревнованиях, по гребному слалому, деление спортсменов осуществляется по 4 категориям. По правилам соревнований спортсмены принимают участие в квалификации, полуфинале, финале, командных гонках (табл. 1).
Что такое водные лыжи
Для этого популярного вида спорта используются лыжи со специальной формой, которая отлично скользит по водной поверхности. Спортсмен держится за фал (веревка), который привязан к катеру или водному мотоциклу.
Для данного спорта подходят только специальные лыжи. Они шире и короче зимних, имеют необычную геометрию, за счет чего лыжник скользит по водной глади.
Изначально их изобрели в Америке в начале XX века. В Советский союз они пришли на рубеже 50-60х годов. Особую популярность они приобрели благодаря Юрию Гагарину, который очень любил кататься на водных лыжах.
Изначально использовали деревянные лыжи, но позже их заменили синтетическими (пенополиуретановыми). Пластиковые лыжи легче и прочнее, на них проще скользить по воде.
Техника старта
Ошибкой многих является твёрдое убеждение в том, что старт лучше всего совершать с твёрдой поверхности, которой может служить берег или причал. Такая техника ни к чему хорошему не приведёт. Более лёгким и быстрым будет старт из воды. Другие варианты для начинающего лыжника неприемлемы.
Чтобы начать кататься на лыжах, требуется лечь на воду и максимально расслабить тело. Сделать это будет просто за счёт спасательного жилета, который входит в обязательную экипировку. Правильная позиция состоит из следующих моментов:
- Лыжи смотрят на буксировочный катер.
- Ручка троса крепко зажата в руках, а сам трос, вернее фал, располагается строго между носками водных лыж.
- Обязательно нужно проверять отсутствие каких-либо препятствий по всей длине фала.
Позиция занята, и катер начинает своё движение, всё дальше отдаляясь от лыжника. Это приводит к натягиванию фала, который поднимает вас и отрывает от водной поверхности. В этот момент требуется ноги держать на ширине своих плеч, слегка полуприсесть, изогнуть спину и уверенно держаться на лыжах.
Ускорение катера начнётся только после сигнала, который будет подан лыжником. Для этого используется система жестов, которые нужно хорошо знать и всегда помнить. Катер набирает скорость, а вам потребуется сгруппировать тело, перенести центр тяжести вперёд и выпрямиться в нужный момент. Момент для выпрямления нужно почувствовать: если поспешить, то лыжи войдут в воду и падения вперёд не миновать; при запоздалом выпрямлении тело будет слишком напряжено, что приведёт к потере равновесия и падению в воду. Этот спорт требует единства спортсмена с катером и лыжами, чёткого реагирования и опыта.
Необходимое снаряжение
Обычно с водными лыжами знакомятся во время отпуска на море. В курортных зонах есть места, где можно взять экипировку в аренду. Для первого раза в качестве пробы можно воспользоваться подобным предложением.
Но если вам понравится процесс, и вы захотите заняться этим профессионально, обязательно купите личный инвентарь.
Для катания на водных лыжах требуется:
- Водные лыжи – основное снаряжение, о выборе которого рассказано чуть ниже.
- Жилет – ради собственной безопасности не выходите на воду без жилета. Выбирайте модель с ячеистыми пенопластовыми блоками. Ремни и застежки должны быть по всей длине, чтобы жилет не задирался. Размер должен идеально вам подходить, чтобы и не давил, и не был чрезмерно велик – вы можете выскользнуть из него.
- Перчатки – для защиты рук и снижения нагрузки на них. Выбирайте с двойными швами и из плотного материала.
- Буксировочный трос (фал) – длина 22,5 м от рукоятки до конца. Выбирайте специальный трос для водных лыж, он должен быть промаркирован. Другие варианты могут быть слишком эластичными или жесткими. Обычно его предоставляет владелец катера или водного мотоцикла.
- Гидрокостюм – защищает от палящего солнца и холода.
Элементы снаряжения можно покупать не сразу, а по мере возможности. Сначала ограничьтесь лыжами и жилетом, потом докупите перчатки
Без гидрокостюма можно заниматься, если с осторожностью выбирать время для тренировок
Виды водных лыж
Существует очень много вариаций водных лыж, так что новички могут растеряться от разнообразия. У каждой модели свое предназначение и особенности, так что, разобравшись в нюансах, вы легко определитесь с выбором.
Самое явное отличие: парные или моно лыжи, но даже внутри этих очевидных разновидностей есть свои вариации.
- Фигурные лыжи (парные). Короткие, широкие, маневренные. Используются для фигурного катания и выполнения трюков на небольшой скорости.
- Фристайловые (парные). Немного короче обычных лыж, и с одинаковой формой с обеих сторон. Их используют так же, как и фигурные лыжи, но у них намного выше скорость передвижения.
- Слаломная лыжа (моно). С виду похоже на сноуборд: на одной доске расположены жесткие крепления. На таком устройстве можно набирать очень высокую скорость и резко поворачивать. Подходит для экстремалов и профессионалов.
- Прыжковые лыжи (парные). Более тяжелые и длинные, чем другие виды. Подходит для прыжков с трамплинов.
Профессиональные спортсмены смогут самостоятельно подобрать лыжи под свои нужды
Но новичкам лучше обратить внимание на безопасные варианты
Как выбрать лыжи
Начинать лучше с парных лыж. Они более устойчивые и привычные. Если вы умеете кататься на зимних лыжах, довольно быстро привыкните к водным.
Отличный вариант – слалома, т.к. у них кончик загнут вверх, как у классических лыж. Сзади у них киль, который упрощает управляемость. Они достаточно широкие и устойчивые, чтобы с ними справился новичок. Широкий носок и пятка позволяют легко маневрировать: резко поворачивать, скользить, менять направление.
Для трюков нужны специальные лыжи
В моделях для новичков можно встретить стабилизирующую планку – она удерживает лыжи вместе, не давая им разъезжаться в разные стороны. Когда научитесь кататься, ее можно будет легко убрать.
Размер зависит от веса пользователя. Крупному человеку будет сложно удержать равновесие на маленьких лыжах, и наоборот – небольшому человеку будет сложно справиться с длинными лыжами.
В целом ориентиры для выбора следующие:
- вес до 35 кг – длина 100-140 см, ширина 14-15 см;
- вес 35-55 кг – длина 150 см, ширина 16-17 см;
- вес 55-69 кг – длина 166-170 см, ширина 16,5 см;
- вес 70-90 кг – длина 170-173 см, ширина 16-17 см;
- вес более 90 кг – длина 175-180 см, ширина 17-18 см.
В последнее время производители стали помечать модели, разделяя их на группы: детские, женские, взрослые, для тяжелых людей.
Крепление для ног – еще один важный пункт, на который стоит обратить внимание. Лучше выбирать модель с регулируемым устройством, но если оно фиксированное, обязательно убедитесь, что нога отлично входит в крепление и удобно сидит
Сплав
Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.
Сплав делится на сплав по большой воде, где препятствия непосредственно образованы водой, «Big Volume». Каяки для этого вида сплава острые и плоскодонные, достаточно длинные, что делает их более скоростными и облегчает, например, прохождение бочек.
Также существует крикинг («Creeking») — сплав по мелким каменистым речкам, но от этого не менее захватывающий — слайдинги, каменные горки, едва покрытые тонким слоем воды, узкие каньоны в скалистых стенках. Каяки для крикинга — закругленные, укороченные, днище часто тоже выгнутое: именно такие лодки легко соскальзывают с камней, меньше застревают в узких местах и более маневренны.
Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:
Прыжок с учебного водопада в Швеции.Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).
А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.
Гребной слалом
Гребной слалом — олимпийский вид спорта. Основной целью является прохождение трассы за минимальное время. Но это не просто скоростной спуск на каяке, а активное маневрирование: возвраты по суводям, траверсы, тактика и стратегия. Лодки для гребного слалома — как крылья: длинные, 3.5 метра, но без киля, с плоским дном — скоростные, легкие, маневренные:
По назначению слаломные каяки используют на специально оборудованных слаломных каналах, где можно повесить трассу, обозначив ее вешками.
Слаломный канал «Троя» в Праге
И во фристайле на бурной воде, и в слаломе существуют каноисты, которые тоже в некотором роде каякеры — они сидят в каяках, но на коленях. И гребут веслом с одной лопастью:
Существует шутливое противостояние каякеров и каноистов, как, например, горнолыжников и сноубордистов: вроде бы занимаются одним делом, но по-разному. Каноисты говорят про каякеров: «В два раза больше весел, в два раза меньше мозгов». А каякеры отвечают каноистам: «Лучше всю жизнь с мокрой жопой, чем всю жизнь на коленях»:)
Тренировка в слаломе
Основой техники слалома являются сопряженные повороты малого и Среднего радиусов. Характерная особенность их состоит в том, что длина дуги здесь очень коротка, а в некоторых случаях от поворотов остаются одни входы и мгновенная постановка лыж на канты. Однако даже короткое время удержать лыжи в дуге поворота в слаломе очень трудно, так как трассы оборудуются на твердом леденистом снегу. Большие скорости при выполнении поворотов вызывают значительный боковой снос.
Первая задача при совершенствовании техники слалома — освоение приемов, уменьшающих действие центробежной силы и улучшающих сцепление лыж со снегом. Для уменьшения действия этой силы с началом движения по дуге активно выполняют сгибание ног, особенно наружной, на которую переносится вес тела. Это сгибание снимает сверхдавление и, предотвратив боковой снос лыж, удерживает на заданной дуге поворота.
Другой прием, способствующий уменьшению бокового сноса при большой длине дуги поворота,— коньковый шаг (когда сгибания ног недостаточно). Примерно с середины дуги вес тела полностью переносят на наружную лыжу и направляют ее по касательной к повороту. Боковой снос этой лыжи прекращается — она движется прямо, и ею можно достаточно эффективно выполнить отталкивание. В момент толчка вес тела быстрым движением переносят на внутреннюю лыжу, врезанную в снег. После этого наружную лыжу подтягивают к внутренней. Этот прием достаточно трудный, и на его выполнение затрачивается много сил. Главная ошибка, сводящая на нет все усилия спортсмена,— медленный перенос веса тела с лыжи на лыжу.
Второй задачей при совершенствовании техники является увеличение темпа поворотов. На первом этапе этого добиваются увеличением скорости взаимных движений отдельных частей тела при выполнении элементов техники поворота: опоры палкой, входа в поворот, постановки лыж на канты и т. д. В дальнейшем стараются уменьшить количество этих движений или изменить их значимость. Например, существуют четыре формы работы палками при выполнении поворотов. Первая — вынос палки вперед, постановка ее в снег и мощная опора на нее. Вторая — вынос палки вперед и постановка в снег, но опоры на нее не производят. Третья — вынос палки вперед, но в снег она не ставится. Четвертая — рука вперед выносится, а палка остается в положении штырем назад. Используя третью и четвертую формы работы палками, можно увеличить темп выполнения поворотов за счет уменьшения общего количества движений в цикле.
Третья задача — научиться оценивать и регулировать скорость спуска по трассе. Тогда вы сможете создавать различные тактические планы прохождения трасс соревнований, расширить арсенал тактических приемов спортивной борьбы.
В слаломе участки трасс, проходимые с очень большой скоростью, чередуются с участками, поставленными более плотно, в которых большее значение имеет темп движений спортсмена. При подходе к таким участкам следует снизить скорость. Это можно сделать, выполнив один-два тормозящих поворота, но лучше использовать мощное и очень короткое торможение боковым соскальзыванием. В этом случае путь короче, а надежность прохождения следующего сложного участка выше. Для увеличения скорости используются повороты с вращением (минимально необходимым) вокруг их середины. Этот прием позволяет смещать стопы с траектории спуска, а путь ОЦТ тела лыжника еще больше спрямляется. Включение в переходы от поворота к повороту конькового шага также увеличивает скорость спуска.
Все приемы техники слалома следует изучать и совершенствовать на специально оборудованных учебно-тренировочных трассах. В произвольных спусках осваиваются только отдельные элементы этих приемов.
- Методы и средства тренировки в слаломе
- Тренировка в слаломе-гиганте
- Тренировка в скоростном спуске
Советы для новичков
Не надейтесь встать на лыжи с первой попытки, это удаётся только единицам. Немногие могут прокатиться на водных лыжах после трёх неудачных попыток. В среднем новичку требуется от 5 до 10 попыток, чтобы всё-таки устоять и преодолеть свои первые метры на водных лыжах. После каждой попытки, удачной она будет или нет, требуется отдыхать, а заодно и проанализировать причину своей неудачи.
В подавляющем большинстве случаев причиной является несоблюдение техники катания, реже неудача вызвана общей усталостью или недостаточно хорошей физической подготовкой. Даже те спортсмены, которые знакомы с горными видами спорта и успели достичь определённых результатов, водный спорт начинают познавать с азов, падают, сталкиваются с неудачами, но не останавливаются.
Как только вы оказались на водных лыжах, необходимо уйти с волны, которая создаётся от катера. Процесс совершения поворотов аналогичен тому, как это происходит в горнолыжном спорте. Для новичков лучше совершать повороты корпусом.
Первое катание не должно быть долгим. 15 минут — это уже много. Как только появятся первые признаки усталости, необходимо отпустить буксировочный трос, после чего произойдёт плавное погружение в воду. Если пренебречь этими правилами, то можно просто упасть на воду, что будет достаточно больно и совсем неприятно.
Техника финиша
Чтобы прекратить кататься на лыжах, требуется отпустить фал, но сделать это нужно правильно. Для этого нужно придерживаться несложных правил:
- О своём намерении требуется известить водителя катера. Не просто подать ему правильный жест, а удостовериться, что он его увидел и правильно вас понял. Не сделаете этого и останетесь в гордом одиночестве, наблюдая за стремительным отдалением катера. Поверьте, выбираться самостоятельно из воды на водных лыжах — занятие не самое приятное.
- Ввиду того что этот спорт является популярным, а подходящих мест для занятия им не так много, как хотелось бы, то вокруг вас могут находиться другие лыжники, а также плавательные транспортные средства, буи и прочие помехи. Останавливаться вблизи любого из этих объектов не стоит.
- Про эффектный выезд на берег нужно сразу же забыть и больше никогда не вспоминать. Это только герои кинофильмов могут совершать такие трюки и ловить восхищённые взгляды. В реальной жизни такие выезды заканчиваются зарыванием в песок. Со стороны это весело, а вам будет больно, обидно и неприятно, да ещё и водных лыж можно лишиться окончательно.
Движущее средство
Для движения на водных лыжах требуется водный транспорт – катер, моторная лодка или водный мотоцикл. Им должен управлять опытный водитель, который имеет опыт буксировки лыжника.
Необходимо соблюдать определенные меры безопасности при управлении транспортом, который буксирует лыжника:
Начинать движение нужно плавно, чтобы спортсмен плавно вышел из воды и смог занять правильную позу на лыжах.
Двигаться по воде без резких поворотов со стабильной скоростью
Особенно это важно для начинающих лыжников.
Катер должен двигаться со скоростью 25-30 км/час, если буксирует новичка, и 30-35 км/час, если на буксире профессионал.
В конце транспорт должен двигаться параллельно берегу с одинаковой скоростью. Так лыжник сможет выбрать подходящее место для выхода, отпустить фал и доплыть до берега.
Очень важно правильно выбрать скорость движения транспорта. При низкой скорости лыжник не получит нужного ускорения, а при высокой может пропустить нужный берег или получить травму
Трос должен быть яркого цвета, отличного от цвета воды, чтобы его можно было заранее заметить и объехать. На него вешают специальный флажок, который уведомляет окружающих, что на буксире лыжник.
Техника прыжка
Как бы ни было увлекательно кататься на лыжах, но душа всё равно требует чего-то большего. Прыжки — это следующий этап, который спешат освоить многие спортсмены, уверенно стоящие на лыжах. Первые попытки осуществляются обязательно с кормовой волны, которая рождается от движения катера. Техника заключается в пересечении кильватерной струи с переходом на разные её стороны.
После этих действий можно осваивать спорт дальше и переходить на трамплин. Прыжки совершаются с трамплина с размерами 2 на 5 м. Для новичков высота верхней кромки может опускаться, но совершать прыжки на таком трамплине длительное время не рекомендуется. Всё-таки нужно приучать себя к нормальной высоте.
Прыжки совершаются по следующей схеме:
- Буксировочный катер направляется в сторону трамплина, проходя от него на расстоянии не более 5 метров, но и не менее 4.
- Спортсмен держит параллельный курс, направляясь в сторону зоны для прыжков.
- До вхождения на трамплин лыжник держит ноги слегка согнутыми в коленях, тело при этом выпрямлено.
- Во время нахождения на трамплине ноги требуется поджать, чтобы можно было правильно и быстро сгруппироваться.
- При полёте необходимо выпрямиться, а затем согнуть колени для мягкого приводнения.
Все эти движения аналогичны тем, которые совершает горнолыжник, когда требуется преодолеть бугор на своём пути спуска.
Прыжки на водных лыжах немного сложнее, чем просто кататься на лыжах, но нет ничего невозможного для человека, который упорно идёт к своей цели и не прекращает свой путь после ряда неудач. Этот спорт построен на упорных тренировках и чётком соблюдении техники катания, эффективность которой проверена многими спортсменами.
Техника безопасности
Любой водный спорт, особенно связанный с транспортом, относится к опасным видам деятельности
Уменьшить риски можно с помощью соблюдения определенных правил и мер предосторожности
- Всегда используйте спасательный жилет, и обязательно его застегивайте.
- Проверяйте состояние снаряжения перед каждым выходом в море: лыжи, жилет, трос.
- Катайтесь только в проверенных местах, где нет подводных рифов, отмелей, причалов, других кораблей или иных крупных объектов.
- Во время подъема и схода лыжника с катера, мотор всегда должен быть выключен.
- На водном транспорте должно быть два человека: водитель и наблюдатель, который сообщает водителю состояние лыжника. Если тот упадет или подаст тревожный сигнал, наблюдатель сразу заметит это.
- Соблюдайте рекомендуемую скорость.
- Почувствовав усталость, завершите тренировку – не доводите себя до переутомления, это может плохо закончиться.
В критической ситуации лыжник может просто бросить фол. Используйте это, если заметите несущийся на трос катер или какой-то иной объект между вами и вашим транспортом.
Научиться кататься на водных лыжах не займет много времени. Большую роль играет ваша физическая подготовка, а в остальном это довольно простой вид спорта. Но в любом случае нужно соблюдать технику безопасности на воде, ведь даже безопасные вещи могут навредить, если слишком легкомысленно к ним подойти.
Эффективность модифицированной методики тренировки гребцов-слаломистов
Вначале опытно-экспериментальной работы было проведено тестирование общефизической подготовленности 72 гребцов-слаломистов, по результатам которого были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В дальнейшем контрольная группа продолжила подготовку по традиционной методики тренировки, а экспериментальная по модифицированной методике.
В каждом месяце (от недели к последующей неделе, в течение общеподготовительного этапа (ноябрь-март)) увеличивался суммарный объём нагрузки на 10% (за исключением восстановительной недели) в соответствии с индивидуальной подготовленностью спортсменов экспериментальной групп-пы. В специально-подготовительном этапе и соревновательном периоде объём упражнений общего воздействия снижался вдвое (от объема общеподготовительного этапа), вводились упражнения специально-развивающей направленности (скоростно-силовая нагрузка на время).
Тесты по физической подготовке, которые входят в батарею тестов в гребном спорте и, в частности, в гребном слаломе, были применены для измерения уровня развития физических способностей.
Достоверность различий средних значений показателей физической подготовленности, сравниваемых групп, определялась по t-критерию Стьюдента.
Повторное тестирование общефизической подготовленности было проведено в ноябре последующих годов (2005-2006). При измерении гибкости среднегрупповое значение экспериментальной группы выше контрольной, но достоверных различий в показателях между контрольной и экспериментальной группами не выявлено (t=l,96; t=l,49; Р 0,05) на протяжении исследования. Показатели повторного тестирования координационных способностей (t=l,2; t=2; при Р 0,05) и выносливости (t=l,2; t=l,2; при Р 0,05) позволили констатировать, что уровень развития данных способностей в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различается. Данные результаты дают основания утверждать, что ни одна из методик тренировки не имеет явного преимущества в развитии данных способностей (на данном этапе спортивной подготовки).
Обработка результатов третирования скоростно-силовых и силовых способностей, выявила достоверное улучшение показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 23).
Улучшение показателей тестирования скоростно-силовых и силовых способностей в экспериментальной группе (Р 0,05) по сравнению с контрольной группой указывает на эффективность воздействий физических нагрузок в экспериментальной методике по развитию данных способностей. Это объясняется тем, что в общеподготовительном этапе делается акцент на развитие данных способностей, как следствие недостаточного количества, либо отсутствия специальных (водных) тренировок и современных требований к спортивной подготовке гребцов-слаломистов (специальная выносливость – скоростно-силовая). Недостаток водных тренировок в зимний период отрицательно сказывается на первых результатах выступлений в соревнованиях по гребному слалому.