На каких мотоциклах лучше всего исполнять различные трюки
Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.
Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом, спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.
Зарождение и становление состязаний в России
История мотоспорта в России берет начало в конце 19-го века. В нашей стране механические повозки появились в 1891 г. А в 1898-м состоялась первая гонка экипажей.
В ней принимали участие трициклы и коляска на 4 места с бензиновым движком. Участники преодолели расстояние в 41 км. Успех соревнований подтолкнул отечественных энтузиастов к созданию Русского мотоклуба.
Через год после первого заезда состоялся соревновательный пробег из Москвы до Санкт-Петербурга. В нем принимали участие трициклы и автомобили.
Победителем обеих гонок команда трицикла французского производства «Клеман». Отечественных разработок на тот момент не существовало. Поэтому мотоциклетные соревнования были прерогативой состоятельных людей, у которых были деньги на покупку импортной техники.
Было создано 2 организации для руководства мотоспортом: Всероссийское и Московское общества автомобилистов. Они стали амбассадорами мотоциклетного спорта в России. В 1920 г. проходит ключевое для истории мотоспорта в России первенство страны, в 1928-м – рабочая спартакиада.
Мотокросс СССР 1960
Но выпуск отечественных мотоциклов был налажен лишь в 30-х гг 20-го века Они стали принимать участие в соревнованиях наравне с зарубежными. Тогда же появляются новые направления я в мотоспорте: мотокросс, мотобол, гонки по льду.
Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень
Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.
В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.
Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.
Бернаут
Мотосигнализации Бернаут (burnout) — «сжигание резины», достигается длительным буксованием заднего колеса. Трюк выполняют в неподвижном положении мотоцикла или в движении. Первый из способов не требует каких-либо способностей. Чтобы напустить дыма необходимо открутить ручку газа с одновременным выжимом переднего тормоза и резко пустить рычаг сцепления.
Существует несколько способов выполнения бернаут: сидя верхом на байке, положив его на бок, стоя сбоку или перед мотоциклом. Сжигание резины в движении — более сложный трюк, требующий от райдера некоторой сноровки. Еще более сложный способ выполнить трюк — бросить колесо в пробуксовку, когда мотоцикл двигается. Жечь резину можно с вращением байка по кругу малого радиуса.
Трюки в мотофристайле, которые выполняются без отрыва от мотоцикла.
Огромная часть трюков в FMX выполняются во Флипах, то есть, во время исполнения сальта назад или вперед. Бывают и Флипы, как отдельный трюк, зачастую представляющие из себя двойное или даже тройное сальто.
Часть трюков выполняются без Флипа. С них и начнем.
Наверное, какие-то из этих трюков и могут выполняться во Флипе, но чаще всего они подразумевают выполнение без вращения.
Вип — это трюк, при котором делают разворот мотоцикла в воздухе на 90 градусов, а затем его возвращают обратно. При всей кажущейся простоте, смотрится классно.
Найноклок — трюк, при котором ноги райдера в прыжке отводятся на под прямым углом по отношению к мотоциклу. Получаются как бы стрелки часов, показывающие девять. Найноклок может выполняться в разных плоскостях и, в отличие от випа, уже достаточно далек от мотокроссовых заломов, как и все остальные FMX трюки, которые мы увидим ниже.
Морская звезда — трюк на мотоцикле, при котором райдер садится на переднее крыло, держась при этом за руль.
Во время исполнения трюка Скорпион, райдер держится за хвост мотоцикла в полете, выгибая спину наподобие хвоста скорпиона.
https://youtube.com/watch?v=CuRXk4uCXXM
Супермен с захватом седла: во время выполнения трюка тело райдера вытянуто и находится во время прыжка параллельно земле, держится рукой за седло или хвост мотоцикла.
Захват переднего крыла, или Фендер кисс. Райдер либо захватывает переднее крыло мотоцикла руками, либо выносит голову далеко вперед, наподобие поцелуя.
Капитан Морган — наверное, не самый сложный трюк, но уж больно прикольно смотрится
Мотоциклы, на которых делают трюки
Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.
Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом , спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.
Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.
Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли.
Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.
- Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.
- Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.
- На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
- Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
- Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.
Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.
Стант-райдинг
Стант-райдинг — вид спорта, базируемый на определенном наборе трюков, выполняемых на разных типах мотоциклов. Стант-райдинг (с англ. «трюковая езда») получил широкое распространение не только в спортивной среде, но и среди непрофессионалов. Зародилось движение в 1980-х годах в Великобритании. Развитие спорта спровоцировало появление национальных, континентальных состязаний и чемпионата мира.
Стоппи — езда на переднем колесе в процессе торможения. «Обычный стоппи» представляет собой быстрое замедление во время прямолинейного движения с поднятием заднего колеса в воздух.
- Роллинг-стоппи — стоппи с поворотом. Для управления байком с поднятым задним колесом применяется контрруление;
- Стоппи с одной рукой — следующий по сложности уровень езды на переднем колесе. Суть трюка состоит в том, чтобы во время выполнения стоппи убрать левую руку с руля;
- Высокое кресло — стоппи в положении сидя на баке с вытянутыми вперед над обтекателем/фарой ногами. Чтобы занять необходимое положение, необходимо на ходу подпрыгнуть с подножек и перекинуть ноги через бак;
- Стоппи без ног — стоппи с убранными с подножек ногами.
Бернаут (burnout)
Существует несколько способов выполнения бернаут: сидя верхом на байке, положив его на бок, стоя сбоку или перед мотоциклом. Сжигание резины в движении — более сложный трюк, требующий от райдера некоторой сноровки. Еще более сложный способ выполнить трюк — бросить колесо в пробуксовку, когда мотоцикл двигается. Жечь резину можно с вращением байка по кругу малого радиуса.
Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса
Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.
Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.
Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.
У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.
Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).
Позже к американским мотофристайлерам добавились:
- непревзойдённый рекордсмен австралиец Робби Мэддисон, которого за безумные прыжки прозвали «Сорвиголова»;
- швейцарец Мэт Рибо – первый официальный Чемпион Мира.
Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.
Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.
Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».
У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.
Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».
Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.
Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.
Мотоциклы, на которых делают трюки
Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.
Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.
Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли.
Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.
Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.
Распространённые виды трюков
В арсенале мотофристайлеров 20 базовых трюков, которые считаются распространёнными элементами и дают начало новым комбинациям. К таким трюкам относятся «Кан-кан» без движения ногами, варианты «Хлипкликеров» и связки с «Бэкфлипом».
Бэкфлип – пропускной экзамен в профессиональные спортсмены.
Первый трюк – «Кнут», для выполнения которого райдеру требуется положить байк в горизонтальное положение и вернуть обратно, чтобы приземлиться на колёса.
В Кан-кане требуется перекидывать ноги на одну сторону машины.
«Харт Атаку» исполняют с вытянутым в стойке телом, опираясь руками о седло и руль.
В «Индийском Воздухе», как в Харт Атаке, стоя на руках выполняется имитация ходьбы в воздухе.
Чтобы сделать упражнение «Клифф Вешалка», спортсмен в полёте встаёт с поднятыми руками, зацепившись носками ног за рычаги руля.
Исполняя «Боди Вариал», спортсмен успевает сделать полный оборот над летящим мотоциклом и взяться за руль до приземления.
В трюке «Палач» спортсмен, держась за седло, другой рукой берётся за ноги и прогибается.
«Каблук кликера» – нужно, опираясь руками о руль, вытянуть ноги вперёд и постучать подмётками одна о другую.
Выполняя «Скалу», спортсмен, не держась за мотоцикл, летит рядом.
Сложным является трюк «Правитель». Он представляет собой стойку на руках на руле.
Выполняя «Кордову», спортсмен, не отпуская руля, цепляется за него также носками ног и прогибается. Некоторые реализуют этот трюк при исполнении бэкфлипа.
«Поворот» – это когда байк в полёте делает полный оборот вокруг оси.
«Мёртвым телом» называется трюк, когда райдер вытягивается вперёд, держа ноги вместе, и при этом не отпускает руль.
Виды мотофристайла
На самом деле, FMX весьма разнообразен. Помимо классического фристайл мотокросса, соревнования по нему проводятся еще в 4 направлениях, в каждом из которых требования к выступлению и, соответственно, критерии оценки немного меняются.
- Лучший трюк. Участники стараются выполнить как можно более сложный и техничный трюк во время прыжка. Лимит времени не ограничен, но на выполнение дается лишь 2 попытки. Трюки могут быть как одинаковыми (в этом случае оценивается качество их выполнения), так и разными. В этом случае огромное влияние имеет их новизна, и если спортсмену удалось эффектно показать никем ранее не выполнявшийся трюк, то с большой вероятностью он будет оценен выше, чем уже известные.
- Прыжки в высоту. Аналог обычных прыжков через планку, но выполняемых на мотоцикле. Соревнования проходят по обычной схеме: у каждого участника есть 2 попытки, чтобы «взять» установленную высоту, не сбив планку. Победителем оказывается спортсмен, добившийся лучшего результата.
- Лучший Whip. Whip — это основной трюк в мотофристайле, при выполнении которого находящийся в полете мотоцикл располагается горизонтально. Соответственно, побеждает в соревновании тот спортсмен, которому удается сделать это четче и лучше остальных.
- Скорость и стиль — парные заезды мотоциклистов по кроссовой трассе с выполнением трюков. В соревновании наибольшее значение имеет как качество их исполнения, так и скорость прохождения заезда.
Дополнительно, так сказать «вне конкурса», стоит отметить еще одно направление — фрирайдинг. Мотоциклетным спортом в полном смысле этого слова оно не является, так как не предполагает соревнований и судейства, но к Freestyle MX имеет самое прямое отношение. В двух словах — это мотофристайл ради развлечения, проводимый на открытой холмистой местности или в горах.
«Атака Харта» (Hart Attack)
Трюк назван в честь спортсмена Кэрри Харта. «Атака Харта» представляет собой ещё одну вариацию «Супермена», выполняемого с вытянутыми вверх ногами. Так как этот трюк считается одним из самых сложных, его делают немногие спортсмены.
«Хилл Кликер» (Heel Clicker)
Спортсмен поднимает ноги над рулём, затем, не отпуская руль, заносит ноги вкруг рук и делает щёлчок каблуками над передним крылом.
«Индийский ветерок» (Indian Air)
Это вариация из серии трюков с участием ног. Во время выполнения какого-либо трюка спортсмен вытягивает ноги, а затем совершает ими движения, напоминающие движения ножниц. Его можно добавить к любому из трюков: «Супермену», «Канкану без участия ног» и «Скачке над рулем». Чем дальше спортсмен вытянет ноги, тем больше баллов получит. А если в полёте он развёрнут назад, то такой трюк называется «Индийский ветерок с поворотом назад».
Виды мотофристайла
На самом деле, FMX весьма разнообразен. Помимо классического фристайл мотокросса, соревнования по нему проводятся еще в 4 направлениях, в каждом из которых требования к выступлению и, соответственно, критерии оценки немного меняются.
- Лучший трюк. Участники стараются выполнить как можно более сложный и техничный трюк во время прыжка. Лимит времени не ограничен, но на выполнение дается лишь 2 попытки. Трюки могут быть как одинаковыми (в этом случае оценивается качество их выполнения), так и разными. В этом случае огромное влияние имеет их новизна, и если спортсмену удалось эффектно показать никем ранее не выполнявшийся трюк, то с большой вероятностью он будет оценен выше, чем уже известные.
- Прыжки в высоту. Аналог обычных прыжков через планку, но выполняемых на мотоцикле. Соревнования проходят по обычной схеме: у каждого участника есть 2 попытки, чтобы «взять» установленную высоту, не сбив планку. Победителем оказывается спортсмен, добившийся лучшего результата.
- Лучший Whip. Whip — это основной трюк в мотофристайле, при выполнении которого находящийся в полете мотоцикл располагается горизонтально. Соответственно, побеждает в соревновании тот спортсмен, которому удается сделать это четче и лучше остальных.
- Скорость и стиль — парные заезды мотоциклистов по кроссовой трассе с выполнением трюков. В соревновании наибольшее значение имеет как качество их исполнения, так и скорость прохождения заезда.
Дополнительно, так сказать «вне конкурса», стоит отметить еще одно направление — фрирайдинг. Мотоциклетным спортом в полном смысле этого слова оно не является, так как не предполагает соревнований и судейства, но к Freestyle MX имеет самое прямое отношение. В двух словах — это мотофристайл ради развлечения, проводимый на открытой холмистой местности или в горах.
Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса
Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.
Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.
Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.
У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.
Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).
Позже к американским мотофристайлерам добавились:
- непревзойдённый рекордсмен австралиец Робби Мэддисон, которого за безумные прыжки прозвали «Сорвиголова»;
- швейцарец Мэт Рибо – первый официальный Чемпион Мира.
Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.
Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.
Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».
У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.
Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».
Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.
Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.
Мотоциклы для мотофристайла.
Для занятия фристайл мотокроссом используются классические кроссовые мотоциклы, которые подвергают специальному «тюнингу». Чаще всего используются модели с наиболее мощными двигателями – 2-х тактные с объемом в 250 куб. см. и 4-х тактные с объемом в 450 куб. см., но встречаются и исключения, когда спортсмены используют меньшую или наоборот большую кубатуру.
К тюнингу относятся такие элементы, как более жесткая подвеска, специальный руль с высоким подъемом, дополнительные ручки «флип-леверсы», низкое седло с тонким слоем поролона, специальные прорези в заднем боковом пластике, наждачная самоклеющаяся бумага на перьях вилки и раме и т.д.
Жесткая подвеска позволяет с относительным комфортом прыгать на большие дистанции с высокой амплитудой, и в меньшей степени опасаться жестких приземлений в случае недолета или перелета оптимальной зоны приземления. Высокий руль повышает управляемость мотоцикла в момент прохождения рампы перед прыжком, а также позволяет совершать различные трюки, например «шаолинь», когда райдер пропускает ноги между рук над рулем и, разведя их в стороны, фактически садится на переднее крыло мотоцикла. Низкое седло нужно для комфортного переноса ног над байком, без опасности зацепиться за мотоцикл, например при трюке «канкан». А в купе с прорезями в задних боковинах пластика райдер может совершать трюки с захватом седла, например «супермен-ситгрэб» или «индиан-эйр». Наждачная бумага на перьях вилки и раме повышает зацеп за поверхность байка при выполнении таких трюков, как «клиффхэнгер» и «Капитан Морган» соответственно. Флип-леверсы на руле нужны в первую очередь для выполнения сложных связок с бэкфлипом, когда райдер при вращении сальто упирается в них предплечьями и тем самым получает возможность вернуть ноги на подножки даже при полете вниз головой.
Помимо стандартного тюнинга, многие спортсмены прибегают к различному визуальному оформлению своих байков, чтобы выглядеть максимально ярко во время шоу или на соревнованиях. Для визуального оформления используется неоновая подсветка колес, рамы и пластика, яркие виниловые наклейки с разнообразной графикой, специальная покраска различных частей мотоцикла в яркие цвета, например рамы, маятника, колес и передней вилки.
Мотоцикл Владимира Ярыгина, украшенный для шоу специальной диодной подсветкой колес.
Также, благодаря развитию технологий, ежегодно появляются новые элементы и приспособления для тюнинга FMX байков, которые облегчают спортсменам способы выполнения различных трюков, а также позволяют сделать облик мотоцикла более запоминающимся для зрителей и судий.
Помимо «классической» кроссовой техники от известных производителей – KTM, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki, начали появляться узкоспециализированные мотоциклы, разработанные специально для фристайл дисциплины. Одним из первых байков стал UNIT Skycraft, чья рама полностью выполнена из карбонового волокна, благодаря чему байк обладает рекордно низким весом, что должно крайне положительно сказаться на выносливости спортсмена при выполнении различных трюков. Однако, данный байк, как и прочие аналоги, являются прототипами. И в данный момент эти мотоциклы еще не запущены в массовое производство. С другой стороны – прогресс не стоит на месте и, не смотря на недоработки и конструктивные минусы прототипов, можно с уверенностью сказать, что, как и в любом другом виде спорта, в мотофристайле со временем появится узкоспециализированная техника для выполнения трюков.
Узкоспециализированный и суперлегкий мотоцикл для FMX с карбоновой рамой – UNIT Skycraft.
Разновидности мототрюков
Нам всегда казалось, что о мотоциклах все нам известно. Это очень красивые и крутые устройства, которые предоставляют своему владельцу неповторимое чувство свободы. Объяснить это чувство словами порой бывает невозможно. И оно толкает мотоциклиста на подвиги. И вдруг оказалось, что мотоцикл может намного больше того, что мы о нем думали. Трюки, которые можно выполнять на этой технике, просто приводят в восхищение. Трюки на мотоциклах выполняются самые разные, от простых, до смертельно сложных. И с каждым разом количество их увеличивается, а выполнение усложняется. Основой большинства из них являются два способа. Мотоциклист едет на переднем колесе байка, и называется этот способ «стоппи». А когда он едет на колесе заднем, это способ «вилли». Они исполняют роль связки при выполнении каскада трюков.
Программа, в течение которой выполняют мототрюки, оживляется «отжигами» резины, различными разворотами, и другими трюками. При выполнении трюков байкер постоянно меняет свое положение: сидя на нем задом наперед, лежа или в висячем положении. Он делает любые движения, которые только приходят ему в голову. Выполнение поворотов, когда мотоциклист едет медленно – это трюки высшего пилотажа.
История мотофристайла
Зарождение мотофристайла началось со зрелищных прыжков в суперкроссах. В 80-е гг. XX-го века гонщики, прыгая на мотоциклах с трамплинов и на мгновение зависая в воздухе, приветствовали зрителей поднятием одной или обеих рук. Первый трюк, выполненный кроссменом Гаем Купером (1985 г.) на гонке Суперкросса, назвали «хлыстом». Так в 1990-х гг. в США появилась новая спортивная мотодисциплина, которую назвали мотофристайлом.
Тогда много гонщиков ушли из мотокросса, чтобы осваивать мотоциклетные полёты, совмещённые с акробатикой. Кроме гонщиков-профессионалов новый вид спорта развивался благодаря «летающим дьяволам» – американским каскадёрам-трюкачам. Сотни несложных, но оригинальных прыжков знаменитого Ивела Нивела сыграли бесценную роль для нового поколения мотофристайлеров. По этим прыжкам рассчитывались дистанции и траектории полётов с тем, чтобы снизить количество ошибок и падений.
К началу XX-го в. райдерами (фристайлерами) была продумана система оценивания трюков на соревнованиях. Баллы стали выставлять за техничность, сложность, зрелищность, несходство элементов и реакцию зрителей. Так уже ставшие привычными шоу стали национальными соревнованиями, в которых появились сложные приемы. На усложнение трюков повлияло появление рампы – искусственного железного трамплина, изменяющего угол и высоту вылета.