Супермото – Соревнования и правила – Техника и особенности

Особенности мотоциклов

Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.

Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения

Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой

Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.

Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.

Комбинезон, куртка, штаны

Несмотря на, казалось бы, одну функцию, «строение» одежды для шоссейных и внедорожных гонок кардинально различается.

Шоссейные гонки

Для Супербайка и MotoGP — шоссейно-кольцевых гонок (ШКГ), предполагающих высокие скорости, используются мотокомбинезоны или комплекты из штанов и надежно пристегивающейся к ним куртки. Они изготавливаются из кожи и обязательно имеют дополнительные вставки из синтетических или армированных материалов в местах, подверженных наибольшему износу. Также одежда оснащена специальными защитными вставками. В основном, они рассчитаны на скольжение, неизбежно сопровождающее падение на треке.

Еще одна отличительная черта комбинезона для MotoGP — «встроенные» износостойкие наколенники — они принимают на себя «удар» по время поворотов, когда спортсмен практически касается коленом асфальтового покрытия.

При разработке одежды для ШКГ во главу всего ставится удобство посадки и управления мотоциклом, поэтому она всегда максимально облегает тело и даже несколько сковывает движения – ходить в ней достаточно неудобно. Однако в случае с падениями именно плотная посадка и ограничение свободы играют не последнюю роль, защищая от вывихов.

Гонки по бездорожью

Экипировка для мотокросса и других внедорожных дисциплин отличается достаточно сильно, поскольку основные травмы спортсмены получают при ударах и падениях. Для защиты от них используются моточерепаха и отдельная защита спины. Работают они по одному принципу: на плотно прилегающую к телу тканево-сетчатую основу в критичных местах прикреплены многослойные защитные накладки. Как и в случае со шлемом, они состоят из прочного пластикового верха, распределяющего удар на большую площадь, и вспененной мягкой подкладки. Для того чтобы гонщику было не так жарко, наиболее крупные накладки имеют перфорацию. Отдельные модели также оснащаются дополнительными наплечниками.

Защита спины имеет более сложную конструкцию, так как позвоночник подвержен наибольшим нагрузкам, а его повреждение крайне опасно. Отдельные модели, например, выпускаемые итальянской компанией Dainese, помимо жесткой пластиковой оболочки и обязательной мягкой прослойки из вспененного полиэтилена они имеют дополнительный слой, рассчитанный на нейтрализацию сильных ударов. Он представляет собой «соты» из алюминиевых пластин, которые легко переносят небольшие удары и сминаются лишь при сильных, эффективно рассеивая энергию.

Оба вида защиты надеваются под мотокуртку или джерси – легкую вентилируемую кофту. Обе они изготавливаются из дышащей синтетической ткани и дают больше свободы, без которой маневрирование на пересеченной местности было бы практически невозможным.

Штаны в униформе гонщика, участвующего в кроссовых дисциплинах, также относительно легкие и свободные, поэтому для защиты приходится использовать дополнительные принадлежности:

  • «Бронетрусы» – длинные трусы-шорты с накладками в области поясницы, копчика, задней и наружной стороны бедра. По конструкции аналогичны моточерепахе: тонкая вентилируемая ткань в основании и усиленные вставки в ответственных местах.
  • Накладные наколенники с креплением на ремнях. Имеют жесткую чашечку для надежной защиты и шарнирное соединение с ограниченным ходом для снижения нагрузки на сустав, фиксации ноги в правильном положении и, в то же время, обеспечения необходимой степени свободы.

Перчатки

И последний, далеко не по важности, элемент экипировки спортсмена мотоциклетного спорта — перчатки. С ними, относительно других элементов одежды, все достаточно просто

Перчатки могут быть короткими или длинными — для защиты запястья во время кроссовой гонки; легкими (перфорированными) — для жаркой летней погоды или плотными, непромокаемыми — для дождей и холодов. В качестве материалов, как и в предыдущих случаях, используется плотная кожа или прочная синтетическая ткань, а также пластик — для усиления фаланг пальцев и тыльной стороны ладони.

Еще один интересный момент: существуют как классические перчатки с пятью пальцами, так и модели, где безымянный палец и мизинец и соединены вместе. Это нужно для того, чтобы защитить последний от вывиха или перелома во время падения.

Выбор питбайка по мощности двигателя

  • Объем 50 — 110 см3 — минибайки для детей. Скорости до 60 км/ч. На всех моделях стоят элетростартеры, коробки — вариатор и полуавтомат. Для самых маленьких есть возможность установки дополнительных боковых колес на заднее колесо.
  • Объем 125 — 140 см3 – питбайки для начинающих и подростков. Скорости до 90 км/ч. Увезет любого человека массой до 130 кг.
  • Объем 150 — 160 см3 – уже разогретые питбайки для опытных пилотов, которые готовы отжигать, т.к. аппаратура будет постоянно провоцировать на это! Для примера, есть стоковый мотор 160 см3 с 4х-клапанной головкой, облегченным коленвалом и шатуном, отрегулированной системой подачи топлива, который выдает 22 л.с.!
  • Объем 200 — 250 см3 – питбайки и мотоциклы, более подходящие для бездорожья и эндуро. Расчитаны на людей с опытом управления мототехникой.

Основные соревнования

Самых важных событий, помимо уже упомянутой телепередачи, для становления супермото в качестве официального вида спорта было 2:

  • Guidon d’Or (в переводе с французского «золотой руль») – серия грандиозных заездов, в начале 90-х ежегодно собравшая французских и зарубежных гонщиков на комбинированных трассах и ставшая одним из самых существенных толчков к дальнейшему превращению развлекательной программы в строго регламентированный мотоциклетный спорт.
  • Первый официальный чемпионат по супермото, организованный Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA) в 2003 году.

В настоящий момент наиболее важным событием для дисциплины является Чемпионат Мира по супермото (он же Supermoto S1GP), проводимый под эгидой ФИМ в 2002-2003 и далее, начиная с 2010, ежегодно. Также регулярно ей проводится Чемпионат Европы и событие, аналогичное «Мотокроссу Наций» – Supermoto of Nations.

Наиболее значимым для отечественных спортсменов является Чемпионат России по Супермото.

Эндуро

Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.

Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.

Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:

Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:

Отличительные особенности

Но отличительных особенностей у классов на порядки больше. Кроме того, что с точки зрения показателей скорости они находятся на противоположных полюсах, выделяют ещё ряд параметров.

Для этого классы рассматривают по отдельности. И начать можно с кроссового.

Что свойственно кроссовому мотоциклу?

Типичный представитель младшего кроссового типа — HONDA CRF 125.

Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок и передвигаться на таком по городу не очень удобно. Трек для гонок сродни стадиону. Здесь есть трибуны для зрителей, центральное поле (часто именно туда переносятся гаражи команд и всякая служебная техника) и беговые, или в применении к мототехнике — ездовые дорожки. Только вот в отличие от стадиона последние не асфальтируются.

Чтоб участвовать в заездах любой кроссовый мотоцикл должен отвечать требованиям гонок, которые мало походят на пункты ПДД.

Кроссовый мотоцикл обладает:

  • полноразмерными спицованными колёсами;
  • покрышками, которые сродни используемым в ендуро, но требования к кроссовой резине на порядок выше;
  • большим рабочим ходом маятника и вилки ( 200–300 мм ).

Кроссовым мотоциклам свойственная перевёрнутая вилка. Там меньше грязи попадает в шток.

Последняя чаще всего перевёрнутого типа, для лучшей управляемости.

Кроме этого характерными особенностями таких байков является уменьшенный размер руля и громкий выхлоп из-за облегчённого, а иногда и полностью отсутствующего глушителя

Сейчас, кстати, набирают популярность кроссовые гонки на питбайках.

Но главное — хоть такой байк и не требует наличия прав, управление им требует особых навыков.

Что присуще питбайку?

В отличие от кросача (так сокращают «кроссовый мотоцикл») на питбайке можно гонять в парке, на даче, или даже на детской площадке (естественно ребёнку).

Такой «транспорт» обладает:

  • компактностью и лёгким весом;
  • простотой управления;
  • небольшой стоимостью при покупке;
  • несложно и недорогое обслуживание.

Но также сюда можно отнести небольшие колёса и безопасность. Детские также отличает большая возможность настроек под уровень владения транспортным средством и понимание особенностей управления.

Популярные модели

Важно знать, выбирая питбайк, что такое средство передвижения отличается по характеристикам в зависимости от его назначения. Для любителей производят стандартные модели с определенным набором параметров и функций

Примерами их являются Yamaha TT-R50E, Honda CRF70F, Suzuki DR-Z70, Kawasaki KLX110 и др.

Профессиональные гоночные модели, как правило, собираются на заказ, либо по требованиям хозяина техники улучшаются имеющиеся характеристики. В качестве такой строительной базы используются Honda CRF110F, Kawasaki KLX110 либо Suzuki DRZ110. Отличными спортивными параметрами обладает питбайк Kayo (серий Classic. Basic, Pro). Продукция азиатской торговой марки может одинаково использоваться профессиональными гонщиками и просто ценителями качественной техники.

Среди отечественных продуктов симпатией потребителей пользуется питбайк Ирбис ТТР 125. На нем удобно гонять по пересеченной местности и на мототрассах, совершать трюки и виртуозные маневры. Классический четырехтактный двигатель помогает развивать скорость до 80 км/ч, а хорошая тормозная система исключает случайные столкновения.

Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень

Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.

В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.

Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.

Преимущества

  • Питбайк – идеальный вариант для тех, кому не по карману полноценный мотоцикл, но желание драйва безгранично. Купить его можно как для веселых «покатушек», так и для серьезных состязаний. В любом случае, это легкая, подручная техника по доступным ценам, которая может стать великолепным стартом для будущего байкера.
  • Хороший питбайк выдерживает вес до 100-130 кг, хотя сам часто весит примерно 70 кг. Несмотря на такие показатели, мини-копию взрослого мотоцикла можно использовать и ребенку. Оптимальный возраст 9-14 лет. Детям помладше стоит подбирать соответствующие модели.
  • Одним из распространенных мифов является утверждение, что китайская и отечественная техника – некачественная. Однако не стоит забывать, что она давно на рынке. Даже раскрученные американские и японские агрегаты в большинстве собираются в Китае или в России. Преимуществом их является не только надежное качество, но и приемлемая стоимость.
  • В последнее время питбайки, наравне с мотороллерами, стали распространенным средством передвижения. Их миниатюрные габариты и способность маневрировать позволяют многим людям легко преодолевать большие расстояния по любым трассам: от природных ландшафтов до городских пробок и узких улочек. Сегодня питбайки особенно часто используются курьерами и почтальонами, которым нужно быстро и в определенный час доставлять заказы или выполнять определенные поручения.

Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень

Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.

В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.

Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.

Эволюция велосипеда

Редкому современному человеку незнакомо слово «питбайк». Что такое транспортное средство используется для участия в соревнованиях по мотокроссу и супермото, знают даже дети. Однако как и когда было создано оно?

В своем создании питбайк прошел немалый путь от обычного велосипеда до профессионального мини-мотоцикла. Само понятие зародилось в США и буквально означает «велосипед для технического бокса». Дело в том, что питбайками изначально называли специальные велосипеды, которые в начале 20 века использовались в качестве подручного транспорта для персонала, механиков и собственно гонщиков, перемещавшихся по пит-лэйну. Однако они не развивали нужную скорость. Позже у маленьких байков появился мотор. Несмотря на такую трансформацию, название транспорта сохранилось. И мало кто тогда вообще возлагал надежды на питбайк, что такое устройство может стать более совершенным и использоваться в профессиональных мотокроссах. Однако в 50-60-е годы в Японии, а затем в США появился мини-мотоцикл, который также обладал скромными габаритами, как его предшественники, но при этом был более быстрым маневренным. К первым, классическим моделям относят Honda Super Cub 50, Honda Z50 Mini Trail и Honda XR-50F/CRF-50F. Они были выпущены с интервалом в десяток лет и являются ярким примером развития мототехники.

Мотокросс в двух словах

В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.

В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Интересные факты

  • Самые первые питбайки являлись довольно примитивными конструкциями, лишенными подвесок и импровизированных тормозов. Они работали на фирменном двигателе «Бриггс & Стрэттон» мощностью в пять лошадиных сил.
  • Один из первых питбайков Honda Z50 Mini Trail получил определение в кругу любителей мотоспорта Monkey Bike. Из-за низкой посадки водитель принимал забавную позу, со стороны напоминающую обезьянью. Модели так же не имели заднего амортизатора. Сегодня они являются раритетом и приобретаются в личные коллекции.
  • Питбайк не имеет необходимости в получении водительских прав и номерного знака. Официально он считается спортивным инвентарем.

Эндуро в мотоспорте и жизни

Представители этого типа мототранспорта держатся немного обособленно от прочих двухколёсных средств передвижения.

В первую очередь эндуро предназначены для соревнований или длительных поездок по бездорожью, в условиях пересечённой местности.

Эндуро сконструирован так, чтобы мотоцикл мог легко справляться с различными дорожными условиями, которые сами по себе являются препятствиями и к тому же быстро меняются.

Кроме использования их в профессиональных соревнованиях, байкер с некоторыми навыками вождения может использовать эндуро для проверки собственной выносливости.

Благодаря своей конструкции такие байки спокойно выдерживают огромные нагрузки , прыжки и жёсткие препятствия на трассе различного характера, включая брёвна и камни.

Ключевые различия

Для мотоциклов класса эндуро характерен большой диаметр колес с развитыми грунтозацепами.

К ключевым техническим особенностям относятся следующие.

  • Максимально облегчённая рама.
  • Широкий руль для облегчения управления на бездорожье.
  • Переднее колесо диаметром 21 дюйм.
  • Колёса спицованной конструкции. Такое техническое исполнение помогает выдерживать жёсткие удары.
  • Высокое переднее крыло.
  • Светотехника.
  • Зеркала.
  • Водяная система охлаждения.
  • Простейшие дисковые тормоза.
  • Малая мощность.
  • Одно или двухцилиндровые двигатели.

В целом эндуро здорово похожи на кросс-мотоциклы и отличаются только наличием средств навигации и светотехники.

Как правило двигатель защищен от попадания камней и грязи, а обвесы рассчитаны на неминуемые падения.

Увидеть незначительные отличия сможет только профессионал. Что касается остальных двухколёсных представителей класса — то отличить эндуро от них под силу даже неопытному мотоциклисту.

Ездить на эндуро вполне по силам подросткам уже от 14 лет, правда при этом должны быть некоторые навыки вождения на другом, более простом байке.

Что выбрать для ребёнка?

При встрече ребёнка на ПИТбайке с инспектором ГИБДД точно будут проблемы!

Несмотря на всё вышеописанное у родителей могут остаться вопросы — что лучше подарить ребёнку (из описанных классов)?

Ответ на самом деле прост. Начинающему можно предложить только одно — питбайк. Почему?

  1. Вам будет проще настроить его под уровень мастерства вашего ребёнка . На рынке есть модели, где КПП можно перенастраивать. От полностью автоматической, когда о переключении заботится не нужно, электроника сделает всё за ребёнка до обычной — секвентальной, когда передачи переключаются ногой.
  2. У некоторых моделей можно блокировать верхний предел скорости . Хороший питбайк может развить до 100 км/час . Вряд ли будет хорошей идеей позволить человечку только вчера сеющему за руль гонять на такой скорости. (В ПДД, кстати, есть пункт — если стаж вождения менее 2 лет — не превышать скорость выше 70).
  3. Простота запуска . Ребёнку может быть непросто удерживать байк, зажимать тормоз, не трогать газ и при этом ещё раскачивать ногой лапку кик-стартёра. Основной вариант запуска, применяемый на питах — кнопка стартера на панели приборов. На кроссовом можно снять аккумулятор, облегчив вес и завести его ногой.

Большинство питбайков оснащается электро-стартером.

История появления

История появления супермото крайне необычна. Тогда как другие дисциплины стали следствием логичного развития ранее существовавших соревнований или попыток подстроить их под существующие ограничения (как это было, например, со спидвеем), предпосылкой для появления этого направления стало простое развлекательное ТВ-шоу Superbikers, организованное в США в 1979 году. В его рамках в различных дисциплинах (мотокроссе, кольцевых гонках, дрэг-рейсинге, триале) сошлись суперзвезды практически из всех существовавших тогда дисциплин. Цель у них была одна — доказать, что именно их мотоцикл, выбранный перед самым первым заездом, является наиболее универсальным и скоростным в постоянно меняющихся условиях.

К 1985 году шоу, несмотря на изначальный огромнейший успех, было закрыто из-за кадровых перестановок на телеканале и упавших рейтингов. И если бы не французские гонщики, вернувшиеся после участия в нем домой, подобный род соревнований вполне мог бы кануть в Лету. Но интерес французов к необычным гонкам не угас, а разгорелся с новой силой в местной серии заездов, получившей название Supermotard (motard по-французски – мотоциклист).

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку все это вызвало определенную путаницу с русскоязычными названиями дисциплины и мотоциклов, появившуюся из-за разницы между английским и французским названием исходных соревнований. Среди профессионалов словом «супермото» принято именовать исключительно мотоспортивное направление, а модели мотоциклов для него — мотардами или, что реже, супермотардами.

Так супермото, требующий от гонщика двойной подготовки (выносливости для управления мотоциклом на бездорожье и отточенности движений для развития максимальной скорости на асфальте) начал свое победное шествие по Франции.

Дисциплина оказалась крайне зрелищной, поскольку предлагала зрителю именно то, что он любит больше всего: скорость и серьезный вызов участникам

Все это было на руку не только организаторам, но и телевидению, которое вновь обратило свое внимание на супермото в 1993 году. Оно же поспособствовало и дальнейшему его развитию, так как трансляции локальных соревнований велись не только в родной стране, но и в соседних Италии и Испании

Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе.

Точно так же, как со временем ТВ вернулось к супермото, дисциплина мотоциклетного спорта в итоге вновь набрала популярность в США, где даже сформировалась собственная «школа». От привычной для европейцев «французской» она отличалась соотношением асфальтированных и грунтовых участков. В ней преобладали грунтовые отрезки, тогда как в «оригинале» основная ставка делалась на скоростные виражи на асфальте.

Актуальные классы и основные требования

Основными характеристиками любого бензинового мотора являются имеющие прямую зависимость объем и мощность. И именно по первой из них и было осуществлено деление на классы соревнований в мотокроссе.

  • «50 см3» – мотоциклы используются в первенствах начинающих спортсменов возрастом 5-8 лет. Оснащаются автоматической трансмиссией.
  • «65» – первенства среди мальчиков 8-12 лет. У этих и более мощных машин трансмиссия исключительно механическая.
  • «85» – первенства среди юношей возрастом 11-14 лет. Допускаются модели с 2-тактными двигателями объемом 85 см3 и 4-тактные объемом 125 см.
  • «125» – первенства юношей возрастом 13-17 лет. Двигатели исключительно 2-тактные, объем 100-125 см3. Этот же класс относится и к чемпионатам, в том числе, Чемпионату России. В этом случае к участию допускаются юноши от 15 лет. Мотоциклы могут иметь 2-тактные моторы объемом 100-125 см3 или 4-тактные объемом 175-250 см3.
  • «250» – чемпионаты среди юношей от 15 лет и мужчин. Допускаются мотоциклы с 2-тактнымыми двигателями объемом 175-250 см3 и 4-тактные объемом 290-450 см3. Условно, этот класс можно считать основным, так как соревнования в нем проводятся чаще всего.
  • «500» – юноши и мужчины от 15 лет на 2-тактных мотоциклах с объемом двигателя 250-300 см3 и 4-тактных 350-500 см3.

Помимо вышеперечисленных, существует ряд дополнительных классов:

  • «250 2Т» – только двухтактные машины с мотором 250-300 см. Возраст участника – от 15 лет. Заезды всегда проводятся отдельно от класса «250».
  • «Открытый» – мужчины от 35 лет на 2-тактным мотоциклах с мотором 100-500 см3 или 4-тактных с двигателем 175-650 см3.
  • «750 см3» – отдельный вид мотокросса на мотоциклах с колясками. Возраст спортсменов-водителей – от 18 лет, колясочников – от 16 лет. Допустимые модели – любые с мотором до 750 см3.

Особенности кроссовых мотоциклов

Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок по замкнутой трассе протяженностью 1,5–3 км в условиях пересеченной местности. Они уверенно преодолевают бездорожье и разнообразные препятствия на пути, выдерживают прыжки и жесткие приземления. Для управления такими мотоциклами нужны особые навыки и регулярные тренировки.


Характерными особенностями кроссовых мотоциклов являются:

  • максимально облегченная конструкция – благодаря использованию легких материалов;
  • полноразмерные колеса со спицами и массивными грунтозацепами;
  • обычные дисковые тормоза – их функционал оптимален для езды по бездорожью;
  • высокая мощность и отличные ходовые качества;
  • использование особой кроссовой резины для улучшения управляемости;
  • уменьшенный руль;
  • увеличенный ход маятника и вилки (до 30 см и более);
  • легкая подвеска с моноамортизатором;
  • перевернутая передняя вилка – для лучшей работы передней подвески;
  • громкий выхлоп, недопустимый на дорогах общего пользования;
  • 1-цилиндровые моторы;
  • использование водяного охлаждения;
  • приподнятые выхлопные трубы;
  • часто – применение вместо электростартера кикстартера и, как следствие, отсутствие потребности в аккумуляторе;
  • комфортное сиденье, захватывающее топливный бак.

Мотоциклы для супермото

И последний важный аспект дисциплины – особенности используемых мотоциклов. Поскольку изначально на трассу спортсмены выходили исключительно ради развлечения, особых требований для техники не существовало и фактически единственными действующими ограничениями было разграничение по объему двигателя. В заездах принимали участие модели с 2-тактными 500 или 4-тактными 750-«кубовыми» двигателями. Однако уже первые заезды расставили все по местам.

Идеальными мотоциклами, способными практически с одинаковым успехом преодолевать все препятствия, стали легкие кроссовые и эндуро-байки. Едва ли не единственным их недостатком был рисунок протектора, не дававший хорошего сцепления при маневрировании и не позволяющий развить максимальную скорость на асфальте. Поэтому первым изменением, собственноручно внесенным в конструкцию участниками, стала замена шин.

В дальнейшем мотоциклы многократно модернизировались, причем отдельные гонщики даже работали над увеличением мощности двигателя. В подобном полулюбительском состоянии подготовка техники оставалась достаточно продолжительное время. Даже выход первого серийного мотарда Gilera Nordwest в 1991 не повлиял на ситуацию – он был специализирован для легкого маневрирования на ровных участках, но слишком тяжел для бездорожья.

Полноценно в игру крупные производители, в авангарде которых были Husqvarna, KTM и CCM, вступили лишь к середине 90-х годов. При этом японские лидеры мотостроения даже не пытались участвовать в «гонке вооружений» – они попросту считали новое веяние несерьезным.

Все это привело к возникновению весьма интересной ситуации: так как европейские серийные мотарды все равно базировались на классических кроссовых и эндуро байках, несколько предприимчивых компаний стали закупать наиболее популярные и удачные японские мотоциклы и модернизировать их самостоятельно. В дальнейшем они получали новое оформление и попадали на рынок уже под европейскими брендами, например Dall’ara. В целом, ситуация с техническим оснащением и общей конструкцией мотоциклов для супермото остается такой и по сей день.

Шлем

Защита головы — крайне важный элемент экипировки, поскольку именно на голову, лицо и, особенно, нижнюю челюсть, приходится порядка 70% всех полученных тяжелых травм.

Современный шлем — это достаточно сложное и очень хорошо продуманное изделие. Он состоит из двух слоев, каждый из которых имеет свое значение:

  • Наружный («скорлупа») — принимает на себя удар, отвечает за внешний вид и аэродинамику. Он изготавливается из различных видов пластика — легкого, но прочного материала.
  • Внутренняя мягкая вставка нужна для эффективного гашения удара и комфортного ношения шлема. Внутренняя часть производится из формованного полистирола, обтянутого тканью.

Также шлем дополняется ремешком с застежкой, за счет которого он плотно сидит на голове. Большинство шлемов также оснащаются защитным «стеклом» — визором. В случае с профессиональным спортом визоры могут иметь различные улучшения, например, защиту от запотевания, повышенную устойчивость к царапинам, антибликовое покрытие и другие.

Шлемов существует несколько видов, но в профессиональном мотоциклетном спорте используется только два:

  • Интеграл — «классический» шлем с литой «челюстью», откидным визором и обтекаемыми формами. Используется в шоссейно-кольцевых гонках.
  • Кроссовый — отличается наличием козырька, усиленной, выставленной вперед «челюстью» и отсутствием визора — вместо него гонщики носят широкие очки. Аэродинамика у таких моделей хуже, поэтому при движении на высокой скорости, нагрузка на шейный отдел позвоночника существенно возрастает.

И последняя, достаточно важная деталь при ношении шлема — подшлемник. Он нужен для большего комфорта, удобства ухода за внутренней частью, а также для защиты шеи от ветра.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий