Комбинированный туризм – Особенности и безопасность – Плюсы

Homo sedens

Из homo sapiens мы стали постепенно превращаться в homo sedens — людей с сидячим, малоподвижным образом жизни. Виной новой фазы антропогенеза послужила постиндустриальная революция, которая заменила физический труд интеллектуальным. Офисная работа, гаджеты и ТВ-платформы стали надежным подспорьем в этом вопросе. В XXI веке человечество придумывает еще больше средств передвижения на короткие расстояния, чтобы еще меньше ходить — сигвеи, электросамокаты, гироскутеры.

В противовес этому общество ощущает недостаток в движении и в качестве внутреннего протеста против восьми часов в день, проведенных в кресле, начинает ходить.

«После того как я надеваю кроссовки и отпускаю мысли в свободное плавание, я обретаю уверенность в одном: попеременно ставить одну ногу перед другой — одна из самых важных вещей, которые человек делает в жизни», — так объясняет стремление ходить в своей книге «Прогулка» норвежец Эрлинг Кагге, пешком дошедший до Северного и Южного полюса и поднявшийся на Эверест.

Последняя миля: кто и как зарабатывает на компактном электротранспорте

Кроме очевидных преимуществ для здоровья, прогулки — это нечто гораздо большее, как считает Кагге. В книге он приводит исследования и описывает «прогулочный» быт мыслителей и исследователей разных эпох: Дарвин ходил на прогулку два раза в день по своим «тропам для раздумий», Кьеркегор имел привычку бродить по Копенгагену и считал, что лучшие свои идеи он «выходил», Эйнштейн при любой проблеме с решением задач бежал на прогулку в Принстонский лес, а наиболее близкий к нам визионер Стив Джобс также ожидаемо «баловался» прогулками — важные совещания и встречи он проводил, гуляя с коллегами.

4 Классификация активных видов туризма

4.1 По способу организации активные виды туризма подразделяют:

– организованные (организуемые туристскими, спортивными, общественными и другими организациями);

– самодеятельные (неорганизованные).

4.2 Путешествия с активными способами передвижения/активные туры в зависимости от целей путешествия подразделяют в соответствии с ГОСТ Р 53522 на следующие разновидности:

– оздоровительный тур;

– познавательный тур;

– спортивный тур;

– прочие туры (экспедиционные, событийные, экологические, сельские, экстремальные, приключенческие и т. д.).

4.3 В зависимости от степени сложности и трудности преодолеваемых препятствий туристские маршруты [] подразделяют:

– на некатегорийные маршруты;

– маршруты средней категории сложности (1, 2, 3 категории);

– маршруты высокой категории сложности (4, 5, 6 категории).

Примечание – В разных видах активного туризма число категорий сложности различно: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме – шесть категорий сложности; в автомототуризме и парусном туризме – пять; в конном – три.

4.4 Активные виды туризма в зависимости от места и способа передвижения подразделяют на следующие основные группы:

– пешеходный туризм, в том числе треккинг;

– лыжный туризм, в том числе горнолыжный;

– горный туризм;

– водный туризм, в том числе рафтинг, каякинг;

– парусный туризм;

– велосипедный туризм, в том числе маунтинбайкинг;

– автомототуризм (автомобильный и мотоциклетный);

– спелеотуризм, в том числе спелеология и спелестология;

– конный туризм, в том числе караванинг;

– комбинированный туризм;

– другие виды активного туризма.

4.5 Экскурсии с активными способами передвижения или с их элементами классифицируют согласно ГОСТ Р 54604 на: пешеходные; лыжные, в том числе горнолыжные; горные; водные, в том числе рафтинг, каякинг, парусные; велосипедные; автомотоэкскурсии; спелеоэкскурсии; конные, в том числе караванинг; комбинированные и др.

4.6 Активные виды отдыха и развлечений включают: серфинг, виндсерфинг, дайвинг, вейкбординг, кайтбординг, катание на лыжах, санях, сноуборде, дельтапланеризм, охоту, рыбалку и др.

4.7 По возрастному и социальному признаку активные виды туризма подразделяют на детский, молодежный, взрослый, семейный, для туристов с ограниченными физическими возможностями.

4.8 Туристские походы классифицируют по различным признакам:

– по способу передвижения: пешеходные, лыжные, горные, велосипедные, конные, парусные, водные, спелеологические;

– по продолжительности: многодневные, походы выходного дня (одно-, двух-, трехдневные);

– по сложности: категорийные походы (1-й – 6-й категории), походы определенной степени сложности (1-й – 3-й степени) и прогулочные.

Примечание – В настоящее время существуют другие системы классификации активных видов туризма и отдыха, которые не являются предметом настоящего стандарта.

5 Общие положения

5.1 Безопасность активных видов туризма для жизни, здоровья, имущества туристов/экскурсантов и окружающей среды должна обеспечиваться туроператорами и исполнителями туристских услуг на всех стадиях формирования, продвижения и реализации туристского продукта в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации [], [], [], нормативных актов федеральных органов исполнительной власти [], [] и ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53997.

5.2 Дополнительные требования к организации спортивного туризма могут устанавливаться в документах общественных объединений туристов, а также спортивных федераций по направлениям спортивного туризма.

5.3 При оказании услуг активных видов туризма туроператоры, организаторы экскурсий, активного отдыха и развлечений должны обеспечить приемлемый для туристов/экскурсантов уровень риска.

Снижение рисков до приемлемого уровня достигается путем соблюдения основных мер безопасности, изложенных в ГОСТ Р 50644, разделы 6, 7, выполнения требований безопасности, указанных в разделах , настоящего стандарта, в том числе соблюдения туристами установленных требований личной безопасности, указанных в разделе настоящего стандарта.

5.4 Разработка маршрутов для активных видов туризма должна осуществляться туроператорами и исполнителями туристских услуг с учетом природной и экологической обстановки на территориях, по которым пролегает маршрут путешествия/экскурсии.

5.5 При оказании услуг активных видов туризма должна быть обеспечена экологическая безопасность, минимизированы вредные воздействия на окружающую среду: флору, фауну, воздушный и водный бассейны, почву и т. п.

5.6 Обеспечение безопасности туристских путешествий/экскурсий с активными способами передвижения возлагается:

– на руководителя туристской организации, предоставляющей туристские услуги активных видов туризма в соответствии с ГОСТ Р 50644;

– руководителя группы туристов/экскурсантов в пределах должностных обязанностей;

– руководителя и участников туристской группы (в самодеятельном туризме).

Популярные онлайн-сервисы для отдыха и путешествий

 1.   Бронирование и покупка ж/д и авиа билетов

 1.1  Trip.com – воспользуйтесь онлайн-заказами авиа и ж/д билетов на 20 языках. Больше                2 миллионов уникальных маршрутов, соединяющие не менее 5 000 городов по всему миру.           Незабываемых вам путешествий!

 1.2   Aviasales.ru — проверенный помощник в поиске дешевых авиабилетов!

1.3  Kiwi.com – ищите и бронируйте выгодные авиабилеты!

2.  Аренда и прокат автомобилей

2.1 Rentalcars.com – бронируйте автомобили по всему миру!

Преимущества сервиса:

  • Большой уровень конверсии при аренде автомобилей;
  • Лучшие поставщики по аренде;
  • Цены на любые возможности.

2.2  Myrentacar.com – брокер аренды автомобилей в локальных прокатных компаниях.

Регионы присутствия Myrentacar.com:

  • Крым, Сочи, Черногория, Кипр, Чехия, Греция, Грузия, Армения, Болгария, ОАЭ, Турция, Таиланд
  • Бронирование конкретной машины с точностью до цвета кузова и типа магнитолы;
  • Действительно низкие цены;
  • При оплате всего 15% от стоимости аренды, бронирование автомобиля подтверждается.

2.3    Economybookings.com – экономное бронирование  автомобилей по всему миру!

Преимущества  Economybookings.com:

  • Выгодно  бронируйте из большого выбора автомобилей в 150 странах мира и в 800 прокатных компаниях;
  • Служба резервирования работает круглосуточно. Поддержка на русском.

    3.   Бронирование отелей и хостелов по всему миру

3.1 Hotels.com –  заказывайте  отели  в любом точке мира! Более 800 000 отелей, хостелов и других видов жилья в 16 000 населённых пунктах. Доступность на 35 языках

3.2  Hotellook.ru – ищите,сравнивайте и бронируйте места  в более 250 000 отелях в 205 странах. Для сравнения используйте более 10 систем онлайн-бронирования, таких как Booking.com, Agoda.com, Hotels.com, Expedia и др.

3.3  Trip.com – ищите и бронируйте  на 20 языках, более чем 1,2 миллиона отелей, доступных для заказа в 200 странах и регионах на собственном сайте  и в мобильном приложении.сервиса.

  4.   Жилье на выгодных условиях!

Суточно.ру — арендуйте дома, коттеджи и квартиры на самом популярном российском сервисе! Более 75 тысяч вариантов в 500+ городах России.

5.  Поиск, бронирование и заказ туров, экскурсий и трансферов

5.1 GetTransfer.com — найдите для себя трансфер в 150+ странах на крупнейшем агрегаторе!

5.2   Travelata – ищите с удобством туры по 68 направлениям. Посещаемость сервиса составляет более 2 млн визитов в месяц.

5.3   Tezeks– бронируйте на официальном сайте туроператора TEZ TOUR русскоязычные экскурсии, туры и аэропортовые трансферы. Приобретайте входные билеты в музеи, достопримечательности и другие туристические объекты и  более, чем в 35 странах мира.

5.4    Tripster.ru – заказывайте экскурсии по России и другим странам. Необычные экскурсии от местных жителей. Виртуальные туры. Высокая конверсия благодаря низкой стоимости экскурсий и интерактивному формату.

5.5   Musement – покупайте билеты на самые захватывающие туры и мероприятия в любой точке мира! Закажите для себя все интересное, куда вы хотите попасть в вашем путешествии!

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к туристским услугам, включающим активные виды передвижения и отдыха, формируемым туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Настоящий стандарт распространяется на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги активных видов туризма.

Примечание – Деятельность по организации спортивного туризма и разработку требований к нему осуществляют Федерация спортивного туризма Туристско-спортивный союз России, Федерации по отдельным видам спортивного туризма – альпинизма, рафтинга, спортивного ориентирования и т. д.

7 Требования к туристам по обеспечению личной безопасности

7.1 В целях обеспечения личной безопасности туристы/экскурсанты должны выполнять основные требования, изложенные в ГОСТ Р 50644, раздел 10, в Кодексе путешественника [], а также следующие дополнительные требования:

7.1.1 При заключении договора о реализации туристского продукта или возмездном оказании услуг обязаны предоставить организатору путешествия/экскурсии достоверные сведения о своих физических возможностях, состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях, наличии необходимых знаний, умений и навыков для совершения путешествия/экскурсии.

7.1.2 В случае недостаточных знаний, умений и навыков пройти дополнительную подготовку или отказаться от участия в путешествии.

7.1.3 Соблюдать правила личной безопасности, следовать инструкциям по безопасности, соблюдать правила поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях.

7.1.4 Использовать специальное снаряжение, оборудование и средства индивидуальной защиты в случае необходимости.

7.1.5 Следовать указаниям сопровождающих, гидов и инструкторов-проводников или инструкторов по организации активных видов туризма и отдыха.

7.1.6 Ознакомиться с информацией о факторах природной среды, влияющих на безопасность прохождения маршрута (состояние снега, уровня воды, прогноз погоды и пр.).

7.1.7 Иметь полное представление об опасностях и трудностях маршрута путешествия/экскурсии.

7.1.8 Знать правила оказания первой медицинской и иной помощи до прибытия спасателей.

7.1.9 Знать признаки переутомления, переохлаждения и обморожения.

7.1.10 Предпринимать меры по предупреждению аварийной или чрезвычайной ситуации и не совершать действий, могущих нанести вред другим туристам и себе.

7.1.11 Своим поведением, действиями на маршруте способствовать установлению дружеских отношений в группе, других туристских группах и с местными жителями, учитывать их традиции, обычаи и особенности культуры.

7.1.12 Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и соблюдать природоохранное законодательство [].

7.2 В самодеятельном туризме необходимо заблаговременно уведомить о своем путешествии региональные службы МЧС и информировать о путешествии близких (родственников).

Экстремальный туризм в России

В Российской Федерации предостаточно мест, где бы можно было заняться экстремальными видами спорта. К примеру, на Алтае Вас всегда встретят с распростертыми объятиями для совершения сплава по горными рекам.

На Черноморском побережье получили свое развитие серфинг, водные лыжи, виндсерфинг. На Таманском полуострове всегда ждут любителей дайвинга, а рядом с Соловецким монастырем встречаются поклонники подледного дайвинга.

На Южном Урале хорошо развит конный спорт, велотуризм. Альпинизмом занимаются в горах и предгорьях Краснодарского края, в Кабардино – Балкарии. Красная поляна – это Мекка для горнолыжников, любителей экстремальных трасс и крутых виражей. Но есть там и трассы для новичков в этом виде спорта.

Воздушные виды спорта получили свое развитие в Кавказских минеральных водах, в Краснодарском крае.

Великолепная семерка know-how при создании туристского продукта

Туристский продукт создается конкурентоспособным и привлекательным при условии правильной эксплуатации объектов туристского показа, сосредоточенных на территории предприятия.

Секрет #1

Не заменять экскурсию по цехам простым посещением музея предприятия. Туристам непременно нужно демонстрировать рабочие площади, интересную технику (в особенности роботов), процесс изготовления продукции (если не целиком, то хотя бы отдельные звенья). Иначе тур лишается привлекательности. Так, в г.Ирбите, где есть музей мотоциклов, не организуется экскурсий на мотоциклетный завод, в итоге преимущества промтуризма реализованы слабо.

Секрет #2

Разрешить туристам брать в руки нетравмоопасный инструмент, экземпляры готовой продукции, образцы сырья (скажем, породы и минералы на горнодобывающем предприятии), что усилит впечатления от визита. Какие-то предметы желательно продавать или дарить гостям в качестве сувениров.

Секрет #3

Организовать экскурсию с применением цифровых технологий: дополненная реальность, роботы-гиды, интерактивные карты, цифровые стенды и т.д. Примером успешного брендинга угольной промышленности является музей-заповедник «Красная горка» в г.Кемерово, рассказывающий историю освоения богатств Кузбасса посредством как традиционных экспонатов, так и мультимедийных технологий.

Секрет #4

Использовать интересные объекты и помещения на территории предприятия (например, красиво спроектированную музейную экспозицию) как площадку для конференций, брифингов, онлайн-мероприятий и прочих событий делового туризма, посвященных актуальным вопросам развития территорий, привлечения инвестиций, кредитования промышленности и т.д.

Секрет #5

Сотрудничать с кустарными мастерами и производственными кооперативами, возрождающими местные промыслы: умельцы становятся постоянными заказчиками предприятия и одновременно снабжают предприятие уникальными, изготовленными вручную сувенирами для продажи туристам.

Секрет #6

Опираться в продвижении своего бренда на потенциал муниципального бренда, т.к. без географической привязки имиджу предприятия и его продукции наносится ощутимый ущерб.

Секрет #7

Главный секрет успеха — видеть в промышленном туризме не рекламную уловку, а инновационное производство брендовой «упаковки» для своей продукции, которая без подобной «упаковки» теряет свою конкурентоспособностью на рынке.

Эксперт: Моисей Фурщик, руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.

В принципе, целевая аудитория для промышленного туризма очень широка. Многие предприятия могут быть интересны людям самого различного возраста. Но наиболее важным сегментом все-таки представляются школьники. В том числе ввиду полезности промышленного туризма в целях профориентации. Причем посещение таких объектов школьниками в современной жизни можно больше ожидать не в формате «экскурсии всем классом», а в рамках семейных путешествий.

Необходимо отметить, что очень редкий объект промышленного туризма сам по себе может быть причиной туристической поездки. Более реальным вариантом является включение такого объекта в комплексный маршрут. То есть промышленный туризм должен развиваться в сочетании с какими-то другими смежными видами туризма и опираться на существующие турпотоки. В мегаполисах такой «микс» формируется автоматически, а вот в других регионах подобные сочетания необходимо создавать целенаправленно.

Например, семья, приехавшая на неделю покататься на горных лыжах в Шерегеш, вполне может один из дней посвятить поездке на промышленное предприятие или угольный разрез в той же самой Кемеровской области. Но для этого у них должна быть соответствующая информация, выстроенная логистика и т.д.

Существенной проблемой для развития промышленного туризма является то, что подобная деятельность в финансовом отношении незначительна в масштабах крупного предприятия. Но при этом требует особой организации пространства, наличия соответствующих специалистов и т.д

Такие сложности усиливаются в России тем, что у нас часто установлены избыточные требования по техническому регулированию, а также повышенное внимание уделяется «производственной безопасности»

Поэтому в наших условия промышленный туризм может быть успешен при сочетании 2 факторов. Во-первых, для предприятия важна имиджевая составляющая. Во-вторых, организация процесса в значительной степени доверена профессиональной туристической компании.

Какие преимущества есть у пешеходного туризма

  1. Невысокая стоимость. Относительно бюджетный вид активного отдыха, в течение которого вы можете насладиться природой, получить новые впечатления и знания. Отдохнуть, не потратив при этом слишком много средств.
  2. Перезагрузка. Даже короткие походы выходного дня подарят эмоции и новые впечатления, и вы с заряженными батарейками вернетесь к повседневным задачам.
  3. Общение и новые знакомства. В наших походах вы познакомитесь с людьми, близкими по духу.

Возможные недостатки

Влияние погодных условий. Не всегда поход может состояться из-за осадков или порывов ветра. В этом случае мы переносим дату или возвращаем предоплату.

Заключение

Территории многих российских регионов имеют значительный потенциал по разработке разнообразных автомобильных маршрутов. Одним из наиболее перспективных регионов является Приморский край. В пространстве магистральной автомобильной дороги Москва — Владивосток или ее части возможен кластерный подход к развитию автотуризма.

В пользу российского автотуризма играет факт перенасыщения европейской отрасли автотуризма и оригинальность маршрутов. В настоящее время назрела необходимость организовать продвижение российского автотуризма на международном рынке с использованием современных технологий маркетинга. Необходимо способствовать разрушению сложившегося имиджа России в Европе, как страны непривлекательной для туризма из-за низкого уровня безопасности.

Для массового внутреннего автотуризма необходимо менять ценовую политику туристских предприятий, ориентированных на автотуризм.

Сегодня для формирования устойчиво растущего сектора автотуризма необходима более мощная поддержка государства и региональных органов управления. В первую очередь необходимы нормативная база и стандарты.

Сдерживающим фактором развития этого вида отдыха и туризма в России, является высокая стоимость автодомов и караванов для конечного потребителя, которая, по сравнению с Европой, выше почти в два раза. Так, например, самая простая модель Хюмермобиля с учетом таможенных платежей стоит 50 000 евро, что делает его малопривлекательным для российских любителей путешествий. В такой ситуации караванинг не может стать массовым явлением.

К сожалению, в России автомобили данной категории не производятся. Можно прогнозировать появление подобного производства, но только при наличии сложившегося рынка и достижении минимального уровня продаж, при котором подобный проект станет целесообразным. На данный же момент таможенные платежи за ввоз автодомов и караванов в Россию носят скорее заградительный характер и препятствуют развитию автотуризма.

Как показывает зарубежный опыт, именно поддержка на государственном уровне позволяет полностью реализовать перспективы строительства инфраструктуры автотуризма, возможности привлечения инвестиций в развитие придорожного сервиса, а также превратить внутренний и въездной автотуризм в важную доходную часть бюджета государства.

Мартышенко Н.С., Локша А.В. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. – 2013. – № 1. – С. 21-27. Козлова В.А., Шмарков М.С. Изучение спроса на путешествия с целю внедрения караванингтуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 2. – С. 35-41.

Программа «Дорога мира и сотрудничества»

Тарасова М.В., Корнеев А.А. Автотуризм и автотуры: современный опыт и перспективы развития.

Мартышенко Н.С., Старков В.С. Новые возможности развития автомобильного бизнеса в Приморском крае // Практический маркетинг. – 2013. – № 3. – С. 14-18.

Мартышенко Н.С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. – 2012. – № 3. – С. 178-197. Мартышенко Н.С. Саммит АТЭС 2012 во Владивостоке – большое видится на расстоянии // Event-маркетинг. -2013. – № 1. – С. 66-72.

Мартышенко Н. С. Новые возможности развития туристского кластера в Приморском крае // Концепт. – 2013. -№ 03 (март). – ART 13049. – 0,7 п. л.

Мартышенко Н.С., Ильин А.Е. Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 4. – С. 113-117.

Мартышенко Н.С. Экологический туризм – важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский Журнал Экотуризма. – 2012. – № 3. – С. 34-38.

12 Панкрухин А.П. Состояние, перспективы и проблемы российского рынка туристских услуг // Практический маркетинг. 2012. № 9 (187). – С. 8.

Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. -2012. – Т. 3. – № 2. – С. 18-22. Тамов А.И. Анализ зарубежного опыта формирования инфраструктуры для развития караванинга // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – Т. 1. -С. 350-354. Гритчина Д.А. Международный опыт повышения эффективности бизнеса в кемпинг индустрии // Современные технологии управления. – 2012. – № 24. – С. 24-31.

Мартышенко Н.С. Применение теории кластеров в туризме. Аналитический обзор // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 8. – С. 647-652.

Версия для печати  

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий