Фрирайд (велоспорт) – Виды и особенности – Велосипеды и снаряжение

Рама

Бюджетные модели рам производятся «топорно»: не используются современные технологии и материалы, не облегчая и не упрочняя.

Если рассмотреть дорогой шоссейный велосипед относительно прогулочного, то здесь видно применение карбона, например, и других материалов. Производство углепластика и его правильное плетение требует немалых затрат, поэтому, чтобы оправдать производство, нужно повысить цену на такую раму. Карбон обладает всеми лучшими качествами: прочность в нужных направлениях плетения, лёгкость, ремонтопригодность, упругость. Поэтому он так популярен среди самых качественных байков.

Дорогие рамы из алюминия производятся с применением технологии баттинга – утоньшение стенок рамы без ухудшения прочностных свойств. Это тоже очень сложный технологический процесс, ради которого фирме-производителю, а потом и покупателю нужно раскошелиться.

Подстили

Если классический фрирайд существует в единственном экземпляре, то облегченных его версий гораздо больше. Для каждого подвида используется отдельная категория велосипедов. Изначально это были обычные подвесы, но со временем конструкции претерпели незначительные изменения. Рассмотрим подвиды (облегченные версии) фрирайда детальней:

  • Дроппинг. Прыжки с плоских поверхностей, которые не обязательно должны быть горизонтальными. В отличие от трамплина, здесь нет вылета. По сути, происходит контролируемое падение, а не вылет.
  • Дерт джампинг. Прыжки с дертов. Сегодня это вполне самостоятельная дисциплина. Спортсмены выполняют нереальные трюки на ограниченных секциях. Ключевая фигура – трамплин. Но могут встречаться также и небольшие дропики.
  • Урбан фрирайд. Его еще называют стрит. По сути, это сочетание экстремального горного бездорожья и городского трафика. Спортсмены используют городской ландшафт для экстремальных ощущений: прыгают с лестничных пролетов, выполняют трюки во время катания и адаптируют классический фрирайд под городские пейзажи.
  • Норшор. Это произвольное катание по мостикам и различным конструкциям из дерева. Данный стиль катания появился весьма необычно: первоначально деревянные конструкции помогали преодолевать сложные участки на маршрутах (например, бревном можно было перекрыть канаву). Сегодня для этого стиля катания выстраивают целые города из дерева.
  • Слоупстайл. Относительно новая дисциплина во фрирайде, подразумевающая выполнение связки трюков на сложнейших секциях из ряда фигур.
  • Эндуро. По сути, это фрирайд на минималках. Воспринимается больше как экстремальное кросс-кантри.

По сути, велосипеды для каждой из дисциплин имеют схожие характеристики. Отличаются модели незначительно и их особенности обусловлены спецификой той или иной разновидности.

Конструкция

Как уже было сказано, велосипед двухподвес – это конструкция с двумя амортизаторами, т.е. к стандартной передней вилке добавляется задний амортизатор, который компенсирует неровности и увеличивает комфорт райдера. Добавление такого элемента к раме серьёзно усложняет всю конструкцию велосипеда и его вес, кроме того, из-за штучности и разнообразия конкретных условий использования.

В последнее время появились решения специально для комфорта и дизайна – так называемые софт-тейлы, велосипеды с небольшим ходом заднего амортизатора и упрощённой его конструкцией. Похоже, это и есть закрепляющееся разделение на «профессиональные» байки с двумя подвесками и «массовые», прогулочные модели. Основная ориентация – это горный стиль катания.

От хардейла рассматриваемые нами модели отличаются очень серьёзно:

  • полностью переделанная рама;
  • часто изменяемая конструкция системы;
  • отсутствие дополнительных аксессуаров, таких как багажник, успокоитель цепи. Очень редко встречаются «городские» крылья.

Особенности катания в стиле фрирайда

Фрирайд  начал зарождаться в США в восьмидесятые годы прошлого столетия.

Искатели приключений, любители «адреналиновых инъекций» и «велосипедные гурманы» нашли в занятиях фрирайдом свой стиль. Чем больше трудностей на трассе, тем лучше – их  девиз.

Недостаточно «убитые» естественным путем дороги и тропы, для фрирайдеров  уничтожаются еще и искусственными преградами – всевозможными трамплинами, горками, камнями и т.п. радостями. Большие поклонники таких занятий, канадцы, охарактеризовали этот вид спорта как запредельный.

На обычных «гражданских» моделях велосипедов там делать нечего, нужны своего рода «джипы» на 2-х колесах.

Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Законы рынка вступили в действие и производители откликнулись, представив  широкое меню на любой вкус. Ассортимент не из дешевых, т.к. требований к категории «горный байк», а именно на них позволителен любой каприз, предостаточно.

Стили

Хорошая новость для желающих попасть в касту фрирайдеров – есть путь «от простого к сложному»: фрирайд  имеет экстремальный подвид –   « классический» и относительно мягкий  — «лайт».

«Лайт» стиль

Предоставляет возможность набраться опыта. Занимаясь упрощенным фрирайдом, не надо сразу «бросаться на амбразуру» и покорять Эверест. Маршрут выбирается с несложным профилем, без экстремальных преград (применяется имитация). Такой подход дает возможность почувствовать байк, нагрузить необходимые группы мышц и получить положительные эмоции. «Стэп а стэп» — метод плавного перехода к следующему этапу.

«Классический стиль»

Здесь все по-взрослому. Грязь, песок, щебень, кочки, пни, бугры, прыжки с трамплинов и обрывов – вот неполный перечень прелестей «маршрутного  листа».

Сила духа будет далеко не лишним качеством (высота обрывов может достигать 10м.), но только в совокупности с необходимыми умениями. Как:

  • выбрать подходящую передачу;
  • подобрать оптимальный скоростной режим;
  • переключать передачи на подъемах и спусках;
  • преодолевать подъемы и спуски различной крутизны;
  • пройти «разбитый» поворот;
  • выполнить прыжок через препятствие и правильно приземлиться;
  • «бороться» с водной колеей.

В «классическом» фрирайде есть свои узкие специализации:

  • Прыжки с невысоких крыш, обрывов и т.п. – дроппинг;
  • Катание по деревянным мостикам, трамплинам – North Shore;
  • Исполнение трюков на специально оборудованных трассах – слоупстайл.

Скорость не самоцель в фрирайде ( в отличие от даунхилла)

Основное внимание уделяется технике прохождения трасс и выполнению трюков

Это интересно: Каким должен быть велосипед для эндуро?

Классическая и лайт-версия дисциплины

В целом дисциплину freeride можно разделить на два основных вида –классический и облегчённый.

Классический стиль, как правило, выбирают опытные спортсмены. Он заключается в прохождении сложных природных трасс вдали от мегаполисов, с минимальным присутствием искусственных преград. При этом прохождение трассы осуществляется даже во время самых неблагоприятных погодных условий.

Иногда заядлые любители экстрима даже специально выбирают дни с осадками для усложнения трассы. Помимо ветра и дождя появляются такие факторы, как грязь и слякоть, которые затрудняют передвижение и делают прохождение еще интереснее.

В трассе классической версии дисциплины обычно используются такие элементы:

  • резкие спуски;
  • узкие тропинки;
  • обрывы;
  • трамплины, камни, бревна.

Однако для тех, кто только начинает заниматься данным видом велоспорта, преодоление подобных препятствий может оказаться не только сложным, но и травмоопасным.

Именно для таких случаев и была придумана облегченная версия (лайт-freeride). Она популярна среди туристов и обычных велолюбителей, желающих испытать острые ощущения. Облегченные трассы отличаются минимальным количеством холмов и склонов, а также часто оборудованы специальными дорожками, так как для начинающего велосипедиста даже небольшого количества прыжков и препятствий будет достаточно, чтобы получить удовольствие.

К облегченной версии в свою очередь можно отнести: 

  • Норт-шор – катание по специальным деревянным дорожкам.
  • Эндуро – езда на большие расстояния по относительно простым трассам без вылетов и сложных преград.

Важно помнить, что для безопасного прохождения трассы необходимо правильно подобрать байк и экипировку

Велосипедные перчатки

При поездке сильная нагрузка идёт на руки: управление, торможение, вибрация. При длительном контакте с рулем появляются мозоли, при падении можно получить серьезные травмы.

Поэтому велоперчатки обязательная атрибутика комфортной и безопасной езды.

Перчатки бывают трех типов:

  • С короткими пальцами, удобные для летних поездок.
  • С вентиляционным отверстием полностью облегающие кисть.
  • Зимние и осенние перчатки.

Рабочая поверхность выполняется из кожаных материалов или кожзама, верхний участок лайкровый или спандекс.

Эта материя убирает влагу и плотно облегает ладонь. От нагрузок ладони защищены прокладками из геля или изопрена.

Что такое велофрирайд

В классическом понимании freeride заключается в прохождении сложных трасс естественного и искусственного происхождения с прыжками, преодолением препятствий и другими испытаниями

Понятно, что для успешного и, что самое важное – безопасного – прохождения маршрута необходимо наличие определенных навыков и должной физической подготовки велосипедиста. Но даже самому что ни на есть суперпрофессионалу будет крайне сложно управлять неподготовленным для этого велосипедом. Соответственно, для фрирайда нужен также и соответствующий агрегат

Соответственно, для фрирайда нужен также и соответствующий агрегат.

Соревнования по велофрирайду чаще всего спонсируются за счет производителей горных велосипедов и соответствующего снаряжения. Они заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать возможности своей продукции.

Длинноходная вилка

Вилка выполняет функцию связующего звена между колесом и рамой велосипеда, соответственно, она отвечает за легкость управления. Общее правило гласит, что чем больше на пути ожидается препятствий (камней, ям, корней), тем больше должен быть ход вилки. Оптимальный вариант для фрирайда – 160-230 мм. Причем, как отмечают опытные фрирайдеры, желательно выбирать двухкоронную вилку. В конце хотелось бы напомнить, что ни один велосипед не способен обеспечить абсолютную безопасность. Поэтому в комплект к нему необходимо обязательно приобретать защитную экипировку, в том числе фулл-фейс шлем, велоперчатки, налокотники и наколенники.

Профессиональные трюки

Пожалуй, не меньше половины «профессиональных» трюков — это прыжки. На деле же — почти все. Трюки с прыжком называются «хоп» (от английского слова «прыжок»), и обычно выделяют следующие «хопы»:

  • Тач-хоп — прыжок, отрывающий заднее колесо с прокатом на переднем;
  • Банни-хоп — классический трюк, запрыгивание на препятствие после разгона;
  • Сайд-хоп — с места на препятствие сбоку;
  • Гэп — прыжок в длину. Выполняется с разными техниками;
  • Дроп — спрыгивание с препятствия. Правильно выполнить спрыгивание даже сложнее, чем обычный прыжок;
  • Тос — прыжки на заднем колесе, комбинация хопа и катания на заднем (Вилли);
  • Бронко — гэп на длину байка, достаточно сложный в балансировке (заднее колесо должно стать на место переднего).

Далее идут комбинации, изменения и прочие девиации. Трюки постоянно развиваются, и многие лидеры BMX-движения изобретают новые приёмы — более зрелищные, но и более опасные для райдера.

Дополнительные разновидности фрирайда

Урбан-триал, или, говоря более простым языком, фрирайд в черте города, где в качестве поверхности используют все, начиная от перил и лестничных пролетов и заканчивая гонками по детским площадкам, в вечернее или ночное время.

Дерт-джампинг. Дисциплина для тех, кто вообще предпочитает катать не только в горизонтальной плоскости, но и не прочь взмыть вверх, исполнив при этом сальто вместе с велосипедом. Подобные гонки проводятся на специальных площадках-трамплинах, внешне имеющих сходство с верблюжьими горбами.

Байкер-кросс. Увлекательная дисциплина для тех, кто любит проявить характер и вырвать победу одновременно у нескольких участников. На трассу, подразумевающую скоростную езду по заранее проложенному маршруту, вызываются до 4 наездников, среди которых победа достанется тому, кто первым пересечет финишную черту.

Вообще фрирайд существенно расширяет границы привычного дня нас велоспорта, даря фанатам адреналин и самые острые из возможных ощущений. Несомненно, что поможет в этом фрирайд велосипед – средство передвижения, не способное надолго оставаться на одном месте.

Фрирайд – для любителей свободы

Основой стиля freeride является свобода движения. Он подразумевает преодоление неподготовленных и иногда искусственно сооруженных трасс с препятствиями различной сложности. Проще говоря, велосипедисты должны проехать там, где на первый взгляд это кажется невозможным.

Данный стиль привлекает не только профессионалов, но и новичков, которые хотят получить новые ощущения и повысить свое мастерство владения байком. Для них существует более облегченная версия дисциплины, так называемый лайт-freeride.

Однако для безопасного преодоления трассы, независимо от опыта велосипедиста, необходимо правильно подобрать комплектующие байка и экипировку, которые обеспечат комфортное катание и защиту от серьезных травм.

Особенности катания в стиле фрирайда

Фрирайд  начал зарождаться в США в восьмидесятые годы прошлого столетия.

Искатели приключений, любители «адреналиновых инъекций» и «велосипедные гурманы» нашли в занятиях фрирайдом свой стиль. Чем больше трудностей на трассе, тем лучше – их  девиз.

Недостаточно «убитые» естественным путем дороги и тропы, для фрирайдеров  уничтожаются еще и искусственными преградами – всевозможными трамплинами, горками, камнями и т.п. радостями. Большие поклонники таких занятий, канадцы, охарактеризовали этот вид спорта как запредельный.

На обычных «гражданских» моделях велосипедов там делать нечего, нужны своего рода «джипы» на 2-х колесах.

Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Законы рынка вступили в действие и производители откликнулись, представив  широкое меню на любой вкус. Ассортимент не из дешевых, т.к. требований к категории «горный байк», а именно на них позволителен любой каприз, предостаточно.

Стили

Хорошая новость для желающих попасть в касту фрирайдеров – есть путь «от простого к сложному»: фрирайд  имеет экстремальный подвид –   « классический» и относительно мягкий  — «лайт».

«Лайт» стиль

Предоставляет возможность набраться опыта. Занимаясь упрощенным фрирайдом, не надо сразу «бросаться на амбразуру» и покорять Эверест. Маршрут выбирается с несложным профилем, без экстремальных преград (применяется имитация). Такой подход дает возможность почувствовать байк, нагрузить необходимые группы мышц и получить положительные эмоции. «Стэп а стэп» — метод плавного перехода к следующему этапу.

«Классический стиль»

Здесь все по-взрослому. Грязь, песок, щебень, кочки, пни, бугры, прыжки с трамплинов и обрывов – вот неполный перечень прелестей «маршрутного  листа».

Сила духа будет далеко не лишним качеством (высота обрывов может достигать 10м.), но только в совокупности с необходимыми умениями. Как:

  • выбрать подходящую передачу;
  • подобрать оптимальный скоростной режим;
  • переключать передачи на подъемах и спусках;
  • преодолевать подъемы и спуски различной крутизны;
  • пройти «разбитый» поворот;
  • выполнить прыжок через препятствие и правильно приземлиться;
  • «бороться» с водной колеей.

В «классическом» фрирайде есть свои узкие специализации:

  • Прыжки с невысоких крыш, обрывов и т.п. – дроппинг;
  • Катание по деревянным мостикам, трамплинам – North Shore;
  • Исполнение трюков на специально оборудованных трассах – слоупстайл.

Скорость не самоцель в фрирайде ( в отличие от даунхилла)

Основное внимание уделяется технике прохождения трасс и выполнению трюков.

Туловище

Джерси

Это, пожалуй, самый важный элемент велоэкипировки. Джерси защищает ездока от ветра, холода и жары. Она представляет собой футболку, сделанную из специального материала, который хорошо отводит пот, но и держит тепло при холодной погоде. На джерси часто присутствуют светоотражающие элементы. Также на передней части она имеет молнию, которую вы можете расстегнуть, если вам жарко.

Для кросс-кантри и шоссе

Джерси для КК и шоссейных гонок должны точно обтекать тело, ведь в этих типах гонок очень важна аэродинамичность. Также у них сзади есть карманы для изотоника, воды, энергетического батончика и прочего.

Для даунхилла

Для агрессивных дисциплин используют более свободные джерси. У них нет спереди молнии и сзади карманов.

Термобельё

Спортсмены надевают сетчатую термомайку под джерси, чтобы последняя не так быстро пропитывалась потом и оставалась свежей и чистой. Зимнее термобельё накапливает и сохраняет тепло, эффективно отводит пот. Оно сделано из синтетических волокон, которые хорошо проводят влагу и удерживают нужную температуру внутри.

Куртка

Куртки для райдеров создаются для защиты велосипедиста от дождя, ветра или холода. Эти функции часто не совмещаются в одной модели, поэтому для каждого типа погоды надо подбирать разные куртки. Универсальные модели, конечно, существуют, но стоят немалых денег.

Особенности велосипедной куртки:

  • Задняя часть удлинена, она защищает поясницу и ягодицы.
  • Внизу находится лента из силикона.
  • Манжеты с липучками на рукавах плотно прилегают к кистям.
  • Ворот также плотно держится у шеи, чтобы внутрь не попадала влага, ветер и холод.
  • У некоторых моделей есть отверстия для вентиляции.
  • Световозвращающие полосы.

Ветровку надевают обычно ранней осенью и поздней весной. Она никак не защищает райдера от холода, но препятствует проникновению ветра и влаги к телу человека. Также она может надеваться поверх куртки в зимнее время года.

«Изюминка» от Cube

Относительно молодой немецкий бренд успел наилучшим образом зарекомендовать себя во всём мире. Прелесть «кубов» в том, что любая их деталь действительно сработана на совесть, с учётом малейших потребностей райдера. Сборка велосипедов выполнена с истинно немецкой педантичностью.

На самом концерне лежит отблеск славы BMW: при обработке рамы применяется технология покраски, позаимствованная у великого автомобильного концерна. Завод-производитель находится в Баварии, там, среди долин и гор, каждая модель после производства проходит испытания на прочность в условиях сложного ландшафта.

Филиалы фирмы есть в разных странах, но если удастся приобрести оригинальную модель из Германии, знайте, что гравировка её логотипа производилась лазером. Байки от Куб – это мечта каждого эстета: они настолько красивы, что захватывает дух.

Область применения маунтинбайков

Горные велосипеды незаменимы для езды по бездорожью. Само название «горный велосипед» говорит само за себя. Грунтовые дороги, заснеженная и лесная местность, холмистые и каменистые участки — всё это с лёгкостью осилит опытный велосипедист на МТВ. Кроме того грузоподъёмность и надёжность колёс и конструкции в целом позволяют ездить по грунтовым дорогам и неровной местности с грузом до 25-30 кг (в велорюкзаке).

Нередко универсальные (модели общего назначения) горные велосипеды покупаются и для езды по городу, ровным шоссейным дорогам, грунту. Конечно, никто не запрещает использовать маунтинбайк для езды по ровным покрытиям. Но лучше воздержаться от таких поездок по следующим причинам:

скорость горного велосипеда на асфальте будет значительно уступать его дорожному собрату;
обслуживание и внимание к подвеске у горных велосипедов в городе должно быть выше, чем у дорожных;
горные велосипеды на асфальте менее удобны, чем гибриды или туринги, а также требуют больше силовых затрат, при этом быстрее расходуя энергию и силы велосипедиста.

Если часть поездок на велосипеде приходится на грунтовые дороги, а часть на асфальтированные, то стоит отдать предпочтение горным велосипедам.

Таким образом, рассмотрев общие аспекты выбора горного велосипеда, становится ясно, что выбор маунтинбайка не такое простое занятие, как может показаться сначала. При покупке горного велосипеда стоит учитывать особенности различных видов, необходимо разбираться в своих предпочтениях

Также важно знание технических нюансов велосипедов и чёткое определение своих целей и задач относительно горного велосипеда. Только разобравшись со всеми элементами подходящего маунтинбайка, не составит труда подобрать такую модель, которая будет подходить именно Вам!

История шоссейного велоспорта

Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).

Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения — мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.

В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.

Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий