Зачем в футболе полукруг на поле?

В 96-м Блаттер предложил расширить ворота, но его не поддержали

Сегодня перекладины ворот изготавливают чуть изогнутыми вверх – это делается для противодействия гравитации, из-за которой конструкция может немного провисать в центральной части. Все эти изгибы и провисания практически незаметны человеческому глазу, однако в некоторых случаях даже миллиметры могут решать исход матчей.

В 1996-м Зепп Блаттер, в то время генеральный секретарь ФИФА, сказал в интервью немецкому журналу Stern, что рассматривается проект об увеличении ширины ворот на диаметр двух мячей (около 50 см) и высоты на диаметр одного. Вполне здравая мысль, учитывая, что рост современных вратарей в среднем составляет 190 см. Но упоминание о расширении ворот вызвало такую волну протестов, что проект немедленно свернули.

Сейчас сложно представить, что внешний вид ворот может серьезно измениться: дальше цвета сетки и системы автоматического определения голов (благодаря которой второй гол Джеффа Херста в ворота сборной Германии в финале ЧМ-1966 точно бы не засчитали) производители футбольного снаряжения пока не заходили.

Правда, высказывать революционные идеи никто не запрещал, и одна из них действительно поражает воображение: американцы предложили заменить сетку ворот на специальное силовое поле, в котором мяч будет «залипать» после удара. Фантастика? Посмотрим.

Когда НЕ фиксируется офсайд в футболе?

Рассмотрим пример на рисунке 5. Команда красных отняла мяч у синих на своей половине поля и стремится убежать в контратаку. №7 отдает передачу на нападающего под №11, который выходит один на один с вратарем.

Обратите внимание на позицию нападающего красных. Он находится ближе всех к воротам синих

Но так как он в момент передачи находится на своей половине поля, положение «вне игры» зафиксировано не будет.


Рис. 5. Нападающий под №11 в момент передачи находится на своей половине поля

Игрок получил мяч после аута, углового или удара от ворот

Положение «вне игры» не фиксируется, если мяч получен после вбрасывания из-за боковой, после удара от ворот или после подачи с углового.


Рис. 6. Нападающий получает мяч после аута и после удара от ворот — офсайда нет

Был сделан пас назад

Рассмотрим рисунок 7.

Нападающих красных под №11 обыграл защитника под №4 и вошел в штрафную площадь. Под него открывается партнер под №10, которому следует пас.

Несмотря на то, что форвард под №10 команды красных находится ближе к воротам, чем защитники, офсайд не фиксируется. В момент передачи мяч находится ближе к воротам, чем игрок под №10.


Рис. 7. №11 делает пас назад партнеру под №10 — офсайда у №10 нет

Игрок находится на одной линии с защитником

Посмотрите на рисунок 8.

В момент передачи с фланга нападающий под №10 находится на одной линии с защитниками — офсайда нет

Важно учитывать то, что положение «вне игры» фиксируется по тем частям тела, которыми разрешено забивать голы

Например, если корпус игрока под №10 находится в правильном положении, а рука залезла в офсайд, то «вне игры» зафиксировано не будет, так как рукой забивать голы нельзя.


Рис. 8. Нападающий под №10 в момент передачи находится на одной линии с защитниками — офсайда нет

Игрок получил мяч от соперника

На рисунке 9 видно, что защитник под №7 команды синих делает пас вратарю. Нападающий под №10, находясь в офсайде, перехватывает пас. Положение «вне игры» зафиксировано не будет.

Если мяч достается игроку после того, как соперник умышленно сыграл в мяч, то офсайд не фиксируется.


Рис. 9. Нападающий под №10, находясь в офсайде, перехватил передачу вратарю от защитника под №7 — офсайда нет

В Шотландии долго использовали перекладины и штанги квадратной формы (пока ФИФА не запретила). «Сент-Этьен» считает, что из-за этого проиграл финал Кубка чемпионов

Вплоть до 70-х годов прошлого века рамки ворот были деревянными и часто изготавливались из древесины пихты Дугласа, крепкой и устойчивой к влаге и перепадам температуры. Затем дерево сменилось сталью, а чуть позже алюминием. Смена материалов привела к повсеместной смене формы штанг и перекладины.

Впервые брусья прямоугольной или квадратной формы сменились на привычные нам эллипсы в 1920-м, когда ноттингемская компания Standard Goals придумала нестандартные по тем временам ворота с перекладиной и штангами круглой формы. Первым клубом, который пользовался этим изобретением, стал «Ноттингем Форест». Пока весь мир постепенно переходил на рамки ворот эллиптической формы, шотландцы предпочитали придерживаться старых добрых традиций и не собирались менять ворота на стадионах. Подобная верность стоила «Сент-Этьену» Кубка чемпионов.

В финале главного европейского турнира в 1976-м французы играли с «Баварией» на «Хэмпден Парке» в Глазго и в первом тайме дважды могли открыть счет. Сначала полузащитник Доминик Батенэ влепил мяч в перекладину (квадратной формы!), затем великолепный Жак Сантини повторил «достижение» одноклубника. В обоих случаях голкипер мюнхенцев Зепп Майер не смог дотянуться до мяча, а болельщики «Сент-Этьена» до сих пор уверены, что именно форма перекладины ворот «Хэмпден Парка» помешала их команде выиграть Кубок чемпионов. Во втором тайме немцы играли более уверенно, и Франц Рот забил единственный гол, принеся «Баварии» третий европейский трофей подряд.

Только в 1987 году ФИФА окончательно запретила каркасы ворот с перекладиной и штангами квадратной формы. Алюминиевые рамки с круглым сечением признаны наиболее крепким и безопасным решением.

Зачем нужен офсайд?

Возможно, кому-то в голову приходил такой вопрос: «А зачем вообще нужен офсайд?».

Правило офсайда делает футбол более справедливым и интересным. Если отменить офсайд, то атакующие игроки будут иметь возможность беспрепятственно получать мяч у чужих ворот и забивать голы. Футбол станет таким же примитивным, как во дворе.

Наличие в футболе правила офсайда заставляет атакующую команду думать, подбирать ключи к обороне соперника, разыгрывать интересные комбинации. Это делает футбол намного интереснее.

Предлагаю посмотреть видео, в котором понятным языком объясняется, зачем нужен офсайд в футболе.

Как вообще проходит игра?

Матч в американском футболе идет 60 минут: 4 четверти по 15 минут. Если по истечении 60 минут ничья, команды играют дополнительный пятнадцатиминутный отрезок. Если и после него ничья, то в матчах регулярного сезона больше не играют и засчитывают ничейный результат, а в плей-офф играют еще овертаймы, пока не определят победителя.

Я обещал, что параллельно буду показывать интерфейс телетрансляций – тут на виртуальном табло чуть больше информации, чем в других видах спорта. Время – одно из основных. На табло указана четверть (1st – первая) и время до ее окончания (1:02). 12 – оставшиеся секунды, в течение которых атакующая команда должна ввести мяч в игру.

Размеры поля – примерно как в футболе. В длину оно 120 ярдов (в американском футболе все измеряется в ярдах, один ярд – это примерно 91 сантиметр). Так вот, эти 120 ярдов длины бьются на три большие зоны: по краям есть десятиярдовые зачетные (или очковые) зоны (по одной на команду), центральные 100 ярдов – основное поле действия. Зачетные зоны часто отличаются еще и внешне – все поле зеленое, а их красят в цвета команды хозяев

Про ширину поля можно не думать, вся логика игры идет по вертикали – совершенно не важно, на каком из флангов находится мяч, важно только, на каком расстоянии от какой зачетной зоны он находится

Вот так схематично выглядит поле для американского футбола. Прямоугольники по краям без отметок – зачетные зоны. На само поле наносится разметка, которая помогает понять, на каком удалении от зачетных зон сейчас идет игра.

В центре каждой лицевой линии установлены ворота, у которых есть штанги по бокам и нижняя перекладина. Далеко не всегда командам нужны ворота (можно набрать бесконечно много очков, ни разу не задействовав ворота), но всегда, когда дело доходит до ворот, игрокам нужно ударить по мячу ногой и попасть в пространство между перекладиной и штангами.

Команда в белом только что пробила по воротам.

Главная цель – набрать больше очков, чем соперник. Набирать очки можно разными способами. Об этом подробнее будет дальше, но главная общая черта – набор очков всегда связан с зачетной зоной соперника. Нужна либо сама зона как прямоугольная область на поле, либо ворота (которые стоят на задней линии этой зоны).

Очки, как и во всех остальных видах спорта, указаны рядом с названиями команд. На этом скриншоте у «Рэмс» 6 очков, у «Сихоукс» – 14.

Вся игра бьется на множество эпизодов, в которых одна команда владеет мячом и атакует, а другая обороняется. Одновременно на поле от каждой команды находится по 11 человек. Я бы вынес это в необязательные нюансы, но невозможно будет не заметить даже новичку: на атаку и на оборону у команд выходят играть разные игроки, это не запрещено. Поэтому у каждой команды обычно есть отдельный состав на атаку, отдельный состав на оборону и даже отдельный состав на специальные розыгрыши. А у каждого состава еще есть запас.

Саму смену команд во время трансляции застать достаточно сложно – в это время показывают либо повторы моментов из матча, либо рекламу.

А как штрафуют за нарушения правил?

Есть несколько видов нарушений правил, подробно о которых сейчас точно нет смысла рассказывать – для начала я бы просто привык к общему ходу игры, а потом уже вникал бы в нарушения. Пока расскажу просто несколько коротких фактов.

В качестве наказания за нарушение линия начала розыгрыша сдвигается в нужную сторону в зависимости от того, какая команда нарушила. Нет никаких желтых и красных карточек или двухминутных дисквалификаций.

Решение судьи – не всегда финальное. Пострадавшая команда вполне может отклонить наказание, если ей это не выгодно. Например, в ходе розыгрыша команда заработала очки, но оказалось, что соперник нарушал правила. Если согласиться с наказанием, то очки не засчитают, а розыгрыш придется переигрывать, сдвинув линию мяча. Но если отказаться, то розыгрыш будет считаться сыгранным, набранные очки никто не отберет.

В американском футболе есть потрясающая практика – после каждого фола судья объявляет решение в микрофон на весь стадион: кто нарушил, что нарушил и какое наказание следует.

Сетки для ворот раньше тоже не было! Ее придумал инженер из Ливерпуля

Воротам с жесткой перекладиной и четкими стандартами ширины и высоты по-прежнему не хватало одной важной детали. Во время особенно жарких схваток в штрафной ни футболисты обеих команд, ни арбитр часто не успевали заметить, как мяч оказывался за линией ворот, и катился прямо к ногам стоящих у кромки поля зрителей

Начинались споры, засчитывать ли гол, и игра надолго прерывалась. После победы сборной Англии над командой Ирландии со счетом 9:1 ирландцы жаловались, что как минимум четыре мяча прошли выше ворот. Через несколько лет уже англичане протестовали после ничьей в Белфасте: вратарь Джо Ридер уверял, что Вилли Гибсон не сравнивал счет, а промахнулся, разминувшись со штангой на пару сантиметров.

Решение нашел 31-летний инженер из Ливерпуля Джон Александр Броуди: придумал цеплять «огромный мешок для сбора мячей» к задней поверхности футбольных ворот. Форму этого мешка инженеру подсказали большие карманы на его брюках. Прототип сетки для ворот протестировали в Ноттингеме в 1891-м, а первым футболистом, который забил мяч в ворота, оснащенные изобретением Броуди, стал форвард «Эвертона» Фред Джери. К слову, ту игру судил Сэм Уиддоусон, бывший футболист, который еще во время игровой карьеры придумал футбольные щитки.

Сначала вместо перекладины использовали веревку – натягивали на любом расстоянии от земли (или вообще играли без нее)

В 1848 году группа студентов и преподавателей Кембриджского университета сформулировала «Кембриджские правила» – первый в истории свод футбольных правил. В этом документе упоминался офсайд, вместо угловых предлагалось просто выбивать мяч с линии с того места, где он ее пересек, а начиналась игра с розыгрыша в центре поля. В будущем «Кембриджские правила» стали основой для свода законов, принятого Футбольной ассоциацией Англии.

В двух из 11 правил упоминались футбольные ворота. После каждого гола команды должны были меняться сторонами поля, а гол засчитывался, когда мяч проходил между двумя штангами и под натянутой между ними веревкой. Ни о сетке, ни о жесткой перекладине тогда не задумывались, и ворота часто вообще представляли собой просто два столбика произвольной высоты на произвольном расстоянии друг от друга.

15 лет спустя FA опубликовала знаменитые «Законы игры», где установила точный размер футбольных ворот: 8 ярдов (или 7 метров 30 сантиметров). Но и в этом документе не упоминались ни перекладина, ни высота штанг. Команды по-прежнему обозначали верхнюю границу ворот веревкой, которую натягивали на любом расстоянии от земли выше человеческого роста, а иногда обходились и вовсе без нее. Не раз голы засчитывались даже тогда, когда мячи летели на высоте в 10 метров. Чтобы избежать подобных курьезов, в 1866 году FA обязала клубы использовать светлую ленту в качестве верхней границы ворот – и она использовалась в первом финале Кубка Англии через шесть лет.

За звание первого клуба, установившего жесткую перекладину на ворота, до сих пор борются английский «Шеффилд» и шотландский «Квинс Парк». В 1882-м футбольные законодатели наконец сделали перекладину обязательным элементом ворот и постановили, что она должна находиться на высоте в 8 футов (2 метра 34 сантиметра).

Теперь клубы могли жаловаться на несоответствующий стандартам футбольный инвентарь, что и произошло в четвертом раунде Кубка Англии после матча между «Крю Александра» и «Кенсингтон Свифтс». Игра завершилась со счетом 2:2, и представители «Александры» обратились к чиновникам из FA с жалобой на ворота: футболистам показалось, что одна перекладина на домашнем стадионе «Кенсингтона» ниже другой. Ворота померили – и увидели разницу в пять сантиметров, после чего хозяева поля были дисквалифицированы. Через восемь лет знаменитый вратарь «Шеффилда» Уильям «Толстяк» Фулк, чей вес неуклонно приближался к полутора центнерам, сломал перекладину ворот, повиснув на ней во время прыжка.

Как все же устроен игровой процесс?

А теперь о том, за чем придется наблюдать большую часть времени. Как я уже говорил раньше, вся игра бьется на короткие розыгрыши, где одна команда атакует, а вторая защищается. До ввода мяча в игру команды стоят по разные стороны от линии, на которой установлен мяч. Каждый розыгрыш начинается с того, что игрок по центру отбрасывает мяч на игрока позади него. Дальше идет сам розыгрыш (о вариациях позже) и там, где он закончится, будет начинаться следующий. Помните, я говорил, что не важна ширина поля? Так вот, абсолютно все равно, в какой точке поля по ширине находился мяч в конце эпизода

Важно только, где он находился по длине

Одно из ключевых правил: у атакующей команды есть всего 4 попытки, чтобы протащить мяч на 10 ярдов от той точки, где началась первая попытка. Пронесли 10 или больше ярдов – попытки обнуляются, снова начинается первая попытка и отсчитываются новые 10 ярдов. Не пронесли 10 – отдавайте мяч соперникам, теперь начнется их владение.

Но можно же еще бить по воротам. Это тоже вариант розыгрыша?

Чаще всего четвертая попытка отличается от трех предыдущих. Представьте, что за первые три попытки команде не удалось протащить мяч до черты обнуления. Что тогда делать в четвертой попытке? Ведь есть большой риск не пройти нужные ярды и отдать мяч сопернику. Во-первых, можно все-таки рискнуть и сыграть что-то стандартное. Во-вторых, можно пробить по воротам, если ворота недалеко. В-третьих, можно с ноги выбить мяч как можно дальше на сторону соперника. В таком случае мяч перейдет к сопернику, но ему придется начинать довольно далеко от нужной ему зачетной зоны. Как раз вторая и третья ситуация – специальные розыгрыши, на которые выходят специальные составы.

Команда в белом не рискует и на четвертой попытке выбивает мяч сопернику. Игрок салатовых принимает, теперь начинается владение его команды.

Можно, конечно, и не дожидаться четвертой попытки и ударить по воротам раньше, если в этом есть смысл: например, осталось времени только на один розыгрыш или трех очков будет достаточно, чтобы выиграть матч.

А еще можно обмануть соперника: сделать вид, что собираешься бить по воротам, а самому взять мяч и побежать вперед. Это очень рискованно, но иногда может сработать.

Ты обещал рассказать про розыгрыши. Что там происходит?

В американском футболе разрешено сделать 1 пас вперед за розыгрыш – это, кстати, одно из самых заметных отличий от регби. Такая опция делит все розыгрыши на 2 большие группы: когда пасуют вперед и когда не пасуют вперед.

Типичный пасовый розыгрыш: центральный игрок отбрасывает мяч назад на разыгрывающего, тот ищет нужного партнера впереди и бросает ему мяч. Если тот ловит мяч, то может убегать вперед, насколько сможет. Розыгрыш закончится там, где игрока с мячом повалят на землю или вытолкают за пределы поля. Но если пас не примут, то розыгрыш начнётся с той же точки, что и предыдущий, а одна попытка просто сгорит.

Если разыгрывающий решает не бросать мяч вперед, то он может либо побежать с мячом самостоятельно (такое происходит реже), либо доверить это партнеру, который стоит сзади. Логика завершения розыгрыша здесь такая же: как только игрока с мячом валят на поле или выталкивают за пределы, розыгрыш останавливается.

А как зарабатываются очки?

Есть несколько способов набрать очки. Основной и приносящий наибольшее число очков –  занести мяч в зачетную зону соперника. Варианты занести очень похожи, но есть небольшие отличия.

Во-первых, можно забежать с мячом в руках в зачетную зону.

Атака команды в белом: игрок под номером 30, который изначально стоит позади всех, разбегается, забирает мяч у партнера и врывается в зачетную зону команды в салатовом.

Во-вторых, можно принять пас, находясь на ногах в зачетной зоне соперника.

Атака команды в белом. Разыгрывающий игрок отбегает назад и отдает мягкий короткий пас на игрока в зачетной зоне красных. Тот ловит мяч, очки набраны.

И в-третьих, можно держать мяч в руках, полностью затащить его в зачетную зону, но при этом самому не быть в зоне

Короче говоря, самое важное – мяч должен быть в зоне

Атака команды в белом – уже заключительная фаза, когда 14-й номер принимает пас. После приема он делает кувырок (думаю, ненамеренно) и заносит мяч в зачетную зону, не забегая туда самостоятельно.

Этот способ заработать очки называется тачдаун и приносит 6 очков. После него у команды есть возможность заработать дополнительные очки. Можно ударить по воротам и заработать 1 дополнительное очко, а можно начать розыгрыш с очень-очень близкого расстояния от зачетной зоны соперника и еще раз занести тачдаун – такой финт даст 2 дополнительных очка. Внешне это никак не будет отличаться от предыдущих вариантов, поэтому оставлю вас без иллюстраций.

Второй способ заработать очки – ударить по воротам и забить гол. Не после тачдауна, а во время отдельного самостоятельного розыгрыша. Такой способ называется филд-гол и приносит 3 очка.

Любой удар по воротам проходит по следующей схеме: игрок, который держит мяч до начала розыгрыша, откидывает его назад второму игроку; тот ставит мяч на поле в вертикальное положение, а третий игрок бьет по нему ногой. Здесь удар выполняет команда в белом.

Третьим, и последним, способом набрать очки может только защитный состав команды. Для этого она должна как бы «зажать» атакующую команду в ее зачетной зоне: игрока с мячом могут повалить в зачетной зоне, он может выбежать из зачетной зоны за пределы поля (то есть только в стороны и назад) с мячом в руках или выронить мяч, который сам укатится за пределы поля. Это называется сейфти и приносит команде 2 очка. Если вы только начинаете разбираться в американском футболе, я бы даже не зацикливался на сейфти – это настолько редкая штука, что видео со всеми сейфти за прошлый сезон занимает три с половиной минуты.

Атака команды в белом. Игрок, который изначально стоит позади всех, забирает мяч у партнера и пытается выбежать из своей зоны вправо по диагонали, но его валит на землю игрок в синем. 2 очка получает команда в синем.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий