Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
- вызов участников;
- проверка снаряжения перед боем;
- слежение за правильной работой аппарата;
- наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
- вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
- поддержание порядка.
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»[]
В ходе поисков Лютика Геральт встречает девушку, которая увлекается фехтованием. После победы в спарринге Роза попросит его преподать ей еще несколько уроков, и ведьмак соглашается. Они договариваются встретиться у дома в это же время.
Придя к дому в нужно время, Геральт вместо Розы находит нильфгаардского стражника, который сообщил ему, что девушка пошла к третогорскому мосту. Ведьмак отправляется туда.
Встретив ведьмака у моста, она предлагает провести бой на мосту, и Геральт соглашается. После победы ведьмака, Роза сообщает ему, что ей нужно поправить корсет. Воспользовавшись моментом, она сбегает от него. Ведьмак, понимая, какие из-за этого будут проблемы, решает отправиться на ее поиски.
Пройдя по ее следам, он находит ее в компании двух кметов — Лукаса и Кобы. Крестьяне начали приставать к девушке, но к её счастью Геральт подоспевает вовремя. Ведьмак может убить кметов, заплатить им или при помощи Знака Аксий заставить их извиниться перед барышней.
После спасения Роза высказывает свое негативное отношение к населению северных королевств, но ведьмак в своей манере может ее урезонить, пояснив, что отношение северян к нильфам — это лишь проявление взаимности. В любом случае они с девушкой расстаются и квест заканчивается.
Запись в дневнике
- Роза вар Аттре оказалась страстной поклонницей искусства фехтования. Урок фехтования, который преподал ей Геральт во время поисков скромной особы вашего покорного слуги, доставил ей необычайное удовольствие. Поэтому она попросила ведьмака о следующей встрече. У Геральта уже был определенный опыт в обучении молодых девушек шкодливого нрава, поэтому он согласился.
- Закончив урок фехтования, Геральт должен был проводить нильфгаардскую барышню до дома. Однако Роза, все еще голодная до развлечений, бежала от него, воспользовавшись минутным замешательством Геральта. Ведьмак знал, что обязан ее найти, иначе он попадет в серьезную переделку.
- Роза на собственном опыте убедилась, что не все жители Новиграда признают дипломатический иммунитет. Ведьмак вытащил ее из беды, но открыл для себя весьма неприятные черты ее характера. Обоим стало ясно, что больше уроков фехтования не будет.
Задачи
- Прийти в резиденцию посла вар Аттре на следующий день и дать Розе уроки фехтования.
- Сказать капитану стражи об уроке фехтования.
- Встретиться с Розой.
- Следовать за Розой.
- Победить Розу.
- Отыскать Розу, используя ведьмачье чутье.
Фиксация удара
- Удары фиксируются электрофиксаторами;
- При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;
- Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола;
- Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;
- После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.
Поединок
- Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие;
- Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, — соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся;
- При одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар — в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются;
- Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли);
- Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04-0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора;
- При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).
Что развивает фехтование у детей — плюсы и минусы
Фехтование благородный и красивый вид спорта. Здесь ребенок почувствует себя настоящим рыцарем и научится терпению и выдержке. Помимо этого малыш поймет, что нужно уважать противника и станет более выносливым.
Из основных плюсов фехтования на шпагах можно выделить:
- Положительное влияние на интеллектуальное развитие. Уроки фехтования научат ребенка креативному мышлению, скорости реакции, наблюдательности и анализу. Школьники, занятые в этом спорте показывают отличные результаты в математических и компьютерных науках, ведь они могут не только анализировать, но и быстро просчитывать и прогнозировать исход схватки;
- Положительное влияние на физическое развитие. Фехтование относится к не травмоопасным видам спорта. Более того, тренировки благоприятно скажутся на физическом развитии крохи, ведь это прекрасные кардио нагрузки, тренировка дыхательной системы и укрепление нервной системы. Также этот вид спорта позволит укрепить иммунитет и предотвратить развитие глазных болезней.
Один из главных минусов этого вида спорта – неравномерная нагрузка. Как и теннис для детей, фехтование считается одноруким спортом, вследствие чего может развиться искривление позвоночника или неправильное формирование фигуры. Опытные тренеры, не допускают таких отклонений, давая дополнительную нагрузку на мышцы, не задействованные в поединках.
Также из минусов можно выделить серьезные психологические нагрузки во время тренировок. Ребенок должен быть внимателен и сконцентрирован, поэтому после занятий ему нужен полноценный отдых.
В целом же занятия фехтованием – это отличный способ вырастить ребенка стрессоустойчивым, целеустремленным и уравновешенным человеком.
В чем особенность рапиры?
Рапира, в которой серебро взяла Инна Дериглазова, — это легкое и гибкое оружие, массой в 500 грамм и длиной от 90 до 110 см. Гарда, которая защищает ладони, небольшая — до 12 см. В отличие от других видов, в рапире происходят в основном колющие удары в верхнюю половину тела, но только в туловище и шею.
Если укол произошёл, например, в плечо, то такой удар не засчитывается. Для массового зрителя соревнования по рапире воспринимаются сложнее остальных из-за более сложных правил: здесь действует правило приоритета, при котором атакующий всегда находится в более выгодном положении, чем контратакующий.
То есть, здесь спортсмены всегда находятся в состоянии, что один атакует, а другой защищается. И, чтобы судьи засчитали очко, необходимо быть в «атаке». Защищающийся, например, может отходить от соперника назад, но если он неожиданно пойдет в контратаку, то его действия не будут засчитаны. Необходимо отбить атаку, или сделать так, чтобы противник промахнулся, и лишь потом пойти вперед — тогда приоритет будет перехвачен.
Из-за этих правил иногда сложно понять, почему судьи приняли решение в пользу одного спортсмена, хотя они укололи друг друга одновременно. Так что для многих рапира ассоциируется с мемом: «Ничего не понятно, но очень интересно».
Три вида сформировались на Олимпиаде более 100 лет назад
Принципиальное отличие трёх видов фехтования — процесс касания соперника и место попадания.
Рапира и сабля появились ещё на первой современной Олимпиаде в Афинах в 1896 году, так что это, можно сказать, «классические» виды спорта на Играх. Хоть они и не пользуются популярностью среди масс. Вряд ли кто-то в свой выходной скажет: «Пойдет сразимся на мечах, отдохнем», но фехтование вряд ли когда-то покинет Олимпиаду.
Шпага появилась на Играх в 1900 году. На следующих ОИ появился вид «фехтование на палках», однако оно не нашло популярности и сразу же было отменено. В 1908 году организаторы решили убрать рапиру из Олимпиады, взамен добавив командные соревнования в шпаге и сабле. Однако они признали свою ошибку.
По сути, с 1920 года олимпийское фехтование проходит без фундаментальных изменений, а с 1924-го соревнования начали проводить и фехтовальщицы. Уже целые век стандарты этого вида спорта не особо меняются. Вот только популярность у массового зрителя фехтование начало обретать лишь в 2010-х благодаря новым технологиям съемки и освещения соревнований.
Однако всё равно фехтованию не хватает куда более высокочастотной съёмки — «слоу мо», где было бы всем понятно, какие манёвры совершили спортсмены и почему не был засчитан тот или иной укол. И вообще был ли он, ведь очень многое зависит ещё и от силы — простое или даже случайное касание соперника не будет засчитано, «фонарь» просто не загорится.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):
- Рапира – колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
- Шпага – колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
- Сабля – рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.
Виды ставок на фехтование
С 1896 года фехтование неизменно представлено в программе Олимпийских игр, которые стали отличной ареной для этого некогда аристократического вида спорта. Сейчас членами Международной федерации фехтования (FIE) являются 153 страны, участвующие в различных турнирах под эгидой FIE круглый год.
Центральными мероприятиями помимо Олимпиады являются чемпионаты Европы и мира. Именно на эти три турнира делается наибольший объем ставок, а букмекеры особо щедры на разнообразие линий. Отметим главные виды букмекерских предложений.
Кто выше. Игрок должен выбрать, кто из двух обозначенных фехтовальщиков займет более высокое место по итогам турнира
Этот вид ставки может принести прибыль тем, кто пристально следит за формой и выступлениями отдельных спортсменов, принимая во внимание посев и сложность сетки турнира для каждого
Ставка на победителя. Более сложное предложение для прогноза. Турниры по фехтованию проходят по системе плей-офф, и даже самые сильные спортсмены могут неожиданно оступиться. Для выигрыша ставки необходима длинная победная серия фехтовальщика, но и награда обычно стоит того — коэффициенты в линии на победителя турнира высокие.
Попадание в топ. Если вы уверены в хорошей форме фехтовальщика, но не готовы рисковать, то вполне можно подстраховаться этой ставкой. Топ-3, топ-8, проход первого раунда — в зависимости от уровня спортсмена предложения могут быть разные. Для выигрыша этой ставки выбранному фехтовальщику достаточно быть в призах или попасть в обозначенную стадию плей-офф.
На отдельный поединок. Далеко не на всех стадиях турнира можно увидеть котировки на отдельные поединки — в основном только в решающих фазах соревнований.
К двухвариантным исходам на победу первого или второго фехтовальщика иногда добавляют форы, тоталы (поединки ведутся до 15 уколов, до 45 — у команд), а также ставка с наиболее случайным исходом — на автора первого укола.
Чем полезно фехтование?
Фехтование – один из самых сложных и высококоординированных видов спорта. Спортивное фехтование является рекордсменом среди всех видов спорта по требованиям, предъявляемым к реактивной активности скелетной мускулатуры и нервной системы. Проще говоря, нет спорта, который требовал бы больше реакции и большей скорости движения, набираемой одномоментно. Если в беге на 100 метров спринтер развивает постоянную скорость, с которой трудно что-то сравнить, то шпажист на дистанции удара развивает скорость движения, которая в 15–20 раз выше скорости движения в пространстве спринтера!
Соответственно, требования к развитию физических качеств фехтовальщиков необыкновенно высоки и намного выше, чем в других контактных видах спорта и единоборствах. Скорость реакции, которой добиваются фехтовальщики даже выше, чем та, к которой стремятся бойцы восточных воинских искусств, хотя тут можно поспорить. Но при этом возникает закономерный вопрос: а стоит ли заниматься той же шпагой человеку в возрасте, который уже не считается олимпийским? Ведь начиная с 25–27 лет скорость реакции и реактивность мышц тела начинают стремительно снижаться, и бороться с этим эффектом очень тяжело, по крайней мере, для этого нужно прикладывать постоянные усилия.
Фехтование не определяется только исключительно скоростными показателями. И на Олимпийских играх, и на международных турнирах по фехтованию регулярно с уверенным отрывом выигрывали спортсмены, которые брали качественной техникой и стратегией. Фехтование, как заметил один из лучших фехтовальщиков, это шахматы, в которые играют со скоростью мысли. Действительно, определяющим навыком является умение предугадывать движения противника, «читать» его стратегию, его двигательные стереотипы и стереотипы мышления с тем, чтобы использовать их себе на пользу в поединке. А для того, чтобы провести такой анализ даётся, как правило, считаные секунды и несколько первых движений – а далее – стремительная атака. Стратегия фехтования изучается очень тщательно и ей посвящено примерно такое же количество трудов, как шахматным дебютам.
Более того, фехтование требует тщательной растяжки мышц и высокой гибкости и подвижности суставов. А подвижность суставов – залог долголетия! Соответственно, постоянные умеренные занятия этим спортом позволяют до самой глубокой старости сохранять очень высокий уровень и качество жизни организма, отличную реакцию и живость ума. Тренировка внимания, воли, умения контролировать тело до мельчайших деталей делает фехтование одним из лучших видов спорта для сохранения молодости и долголетия.
Нарушения
- Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения — в сторону нарушившего спортсмена;
- Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол;
- Штрафной укол следует и в том случае, когда фехтовальщик допустил нарушение, не позволившее сопернику нанести укол (в правилах специально оговариваются допустимые приемы защиты);
- Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т. е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением);
- Правилами предусмотрены и другие технические и дисциплинарные ограничения, несоблюдение которых карается соответствующим образом;
- Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой;
- Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи;
- Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т. д.;
- При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол;
- Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка;
- В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.
Поделиться ссылкой