Укрыть мяч в футболе: что это значит, как понять?

Как вообще проходит игра?

Матч в американском футболе идет 60 минут: 4 четверти по 15 минут. Если по истечении 60 минут ничья, команды играют дополнительный пятнадцатиминутный отрезок. Если и после него ничья, то в матчах регулярного сезона больше не играют и засчитывают ничейный результат, а в плей-офф играют еще овертаймы, пока не определят победителя.

Я обещал, что параллельно буду показывать интерфейс телетрансляций – тут на виртуальном табло чуть больше информации, чем в других видах спорта. Время – одно из основных. На табло указана четверть (1st – первая) и время до ее окончания (1:02). 12 – оставшиеся секунды, в течение которых атакующая команда должна ввести мяч в игру.

Размеры поля – примерно как в футболе. В длину оно 120 ярдов (в американском футболе все измеряется в ярдах, один ярд – это примерно 91 сантиметр). Так вот, эти 120 ярдов длины бьются на три большие зоны: по краям есть десятиярдовые зачетные (или очковые) зоны (по одной на команду), центральные 100 ярдов – основное поле действия. Зачетные зоны часто отличаются еще и внешне – все поле зеленое, а их красят в цвета команды хозяев

Про ширину поля можно не думать, вся логика игры идет по вертикали – совершенно не важно, на каком из флангов находится мяч, важно только, на каком расстоянии от какой зачетной зоны он находится

Вот так схематично выглядит поле для американского футбола. Прямоугольники по краям без отметок – зачетные зоны. На само поле наносится разметка, которая помогает понять, на каком удалении от зачетных зон сейчас идет игра.

В центре каждой лицевой линии установлены ворота, у которых есть штанги по бокам и нижняя перекладина. Далеко не всегда командам нужны ворота (можно набрать бесконечно много очков, ни разу не задействовав ворота), но всегда, когда дело доходит до ворот, игрокам нужно ударить по мячу ногой и попасть в пространство между перекладиной и штангами.

Команда в белом только что пробила по воротам.

Главная цель – набрать больше очков, чем соперник. Набирать очки можно разными способами. Об этом подробнее будет дальше, но главная общая черта – набор очков всегда связан с зачетной зоной соперника. Нужна либо сама зона как прямоугольная область на поле, либо ворота (которые стоят на задней линии этой зоны).

Очки, как и во всех остальных видах спорта, указаны рядом с названиями команд. На этом скриншоте у «Рэмс» 6 очков, у «Сихоукс» – 14.

Вся игра бьется на множество эпизодов, в которых одна команда владеет мячом и атакует, а другая обороняется. Одновременно на поле от каждой команды находится по 11 человек. Я бы вынес это в необязательные нюансы, но невозможно будет не заметить даже новичку: на атаку и на оборону у команд выходят играть разные игроки, это не запрещено. Поэтому у каждой команды обычно есть отдельный состав на атаку, отдельный состав на оборону и даже отдельный состав на специальные розыгрыши. А у каждого состава еще есть запас.

Саму смену команд во время трансляции застать достаточно сложно – в это время показывают либо повторы моментов из матча, либо рекламу.

Когда НЕ фиксируется офсайд в футболе?

Рассмотрим пример на рисунке 5. Команда красных отняла мяч у синих на своей половине поля и стремится убежать в контратаку. №7 отдает передачу на нападающего под №11, который выходит один на один с вратарем.

Обратите внимание на позицию нападающего красных. Он находится ближе всех к воротам синих

Но так как он в момент передачи находится на своей половине поля, положение «вне игры» зафиксировано не будет.

Рис. 5. Нападающий под №11 в момент передачи находится на своей половине поля

Игрок получил мяч после аута, углового или удара от ворот

Положение «вне игры» не фиксируется, если мяч получен после вбрасывания из-за боковой, после удара от ворот или после подачи с углового.

Рис. 6. Нападающий получает мяч после аута и после удара от ворот — офсайда нет

Был сделан пас назад

Рассмотрим рисунок 7.

Нападающих красных под №11 обыграл защитника под №4 и вошел в штрафную площадь. Под него открывается партнер под №10, которому следует пас.

Несмотря на то, что форвард под №10 команды красных находится ближе к воротам, чем защитники, офсайд не фиксируется. В момент передачи мяч находится ближе к воротам, чем игрок под №10.

Рис. 7. №11 делает пас назад партнеру под №10 — офсайда у №10 нет

Игрок находится на одной линии с защитником

Посмотрите на рисунок 8.

В момент передачи с фланга нападающий под №10 находится на одной линии с защитниками — офсайда нет

Важно учитывать то, что положение «вне игры» фиксируется по тем частям тела, которыми разрешено забивать голы

Например, если корпус игрока под №10 находится в правильном положении, а рука залезла в офсайд, то «вне игры» зафиксировано не будет, так как рукой забивать голы нельзя.

Рис. 8. Нападающий под №10 в момент передачи находится на одной линии с защитниками — офсайда нет

Игрок получил мяч от соперника

На рисунке 9 видно, что защитник под №7 команды синих делает пас вратарю. Нападающий под №10, находясь в офсайде, перехватывает пас. Положение «вне игры» зафиксировано не будет.

Если мяч достается игроку после того, как соперник умышленно сыграл в мяч, то офсайд не фиксируется.

Рис. 9. Нападающий под №10, находясь в офсайде, перехватил передачу вратарю от защитника под №7 — офсайда нет

А как зарабатываются очки?

Есть несколько способов набрать очки. Основной и приносящий наибольшее число очков –  занести мяч в зачетную зону соперника. Варианты занести очень похожи, но есть небольшие отличия.

Во-первых, можно забежать с мячом в руках в зачетную зону.

Атака команды в белом: игрок под номером 30, который изначально стоит позади всех, разбегается, забирает мяч у партнера и врывается в зачетную зону команды в салатовом.

Во-вторых, можно принять пас, находясь на ногах в зачетной зоне соперника.

Атака команды в белом. Разыгрывающий игрок отбегает назад и отдает мягкий короткий пас на игрока в зачетной зоне красных. Тот ловит мяч, очки набраны.

И в-третьих, можно держать мяч в руках, полностью затащить его в зачетную зону, но при этом самому не быть в зоне

Короче говоря, самое важное – мяч должен быть в зоне

Атака команды в белом – уже заключительная фаза, когда 14-й номер принимает пас. После приема он делает кувырок (думаю, ненамеренно) и заносит мяч в зачетную зону, не забегая туда самостоятельно.

Этот способ заработать очки называется тачдаун и приносит 6 очков. После него у команды есть возможность заработать дополнительные очки. Можно ударить по воротам и заработать 1 дополнительное очко, а можно начать розыгрыш с очень-очень близкого расстояния от зачетной зоны соперника и еще раз занести тачдаун – такой финт даст 2 дополнительных очка. Внешне это никак не будет отличаться от предыдущих вариантов, поэтому оставлю вас без иллюстраций.

Второй способ заработать очки – ударить по воротам и забить гол. Не после тачдауна, а во время отдельного самостоятельного розыгрыша. Такой способ называется филд-гол и приносит 3 очка.

Любой удар по воротам проходит по следующей схеме: игрок, который держит мяч до начала розыгрыша, откидывает его назад второму игроку; тот ставит мяч на поле в вертикальное положение, а третий игрок бьет по нему ногой. Здесь удар выполняет команда в белом.

Третьим, и последним, способом набрать очки может только защитный состав команды. Для этого она должна как бы «зажать» атакующую команду в ее зачетной зоне: игрока с мячом могут повалить в зачетной зоне, он может выбежать из зачетной зоны за пределы поля (то есть только в стороны и назад) с мячом в руках или выронить мяч, который сам укатится за пределы поля. Это называется сейфти и приносит команде 2 очка. Если вы только начинаете разбираться в американском футболе, я бы даже не зацикливался на сейфти – это настолько редкая штука, что видео со всеми сейфти за прошлый сезон занимает три с половиной минуты.

Атака команды в белом. Игрок, который изначально стоит позади всех, забирает мяч у партнера и пытается выбежать из своей зоны вправо по диагонали, но его валит на землю игрок в синем. 2 очка получает команда в синем.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий