Трофи-рейд – Соревнования и классы машин – Особенности

Другие ралли-рейды

В мае 2017 г. Казахстан впервые принял этап Кубка мира по ралли. Протяженность маршрута составила 2500 км, старт и финиш проходили близ города Актау. В “Rally Kazakhstan” участвовал 21 экипаж, из которых половина были местные. Победу одержал катарец Насер Аль-Аттия на Toyota Hilux.

Кэмел-ралли

Эта международная гонка проводилась в 1980-2000 гг. Маршрут ралли прокладывался по бездорожью и труднопроходимой территории. Основную часть пути команды-участники преодолевали на Land Rover. Впервые ралли Кэмел проведено в Бразилии, затем команды покорили Суматру, Заир, Папуа, Борнео, Мадагаскар, Австралию, Сибирь, Монголию, Самоа.

Париж-Дакар

Знаменитый трансконтинентальный ралли-марафон проводимый с 1978 года. До 2009 г. гонка финишировала либо стартовала в Дакаре но затем перенесена в Южную Америку.

В ралли участвуют профессионалы и любители. Победитель определяется в 5 классах: внедорожники, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и вездеходы. За всю историю проведения “Дакара” было пять самых успешных гонщиков – это С. Петрансель (7 побед), А. Ватанен (4), Р. Метж (3), П. Лартиг (3), Ж.-Л. Шлессер (2).

Гамболл 3000

С 1999 года, ежегодное ралли среди богачей по дорогам общественного пользования, родом из Британии . В рамках гонки организаторы попытались объединить машины, музыку, моду и развлекательное шоу.

Лондон-Сидней / Мехико

Впервые автомарафон проведен в 1968 г., победу одержал экипаж из Британии на Hillman Hunter. В ралли приняла участие команда “Автоэкспорта”, на доработанных Москвичах. Все машины успешно пересекли финиш. В дальнейшем соревнование проходило еще 4 раза.

Париж-Пекин

Автомобильная гонка проведенная в 1907 г. Протяженность пути составила почти 15 тыс. км.

Шелковый путь

Автомарафон проводимый с 2009 года по территории России, Казахстана и Китая. В его рамках проходит ралли “Великая степь-Шелковый путь”

Экспедиция-Троффи

Самый протяженный в мире зимний автопробег проводящийся в России с 2005 г.

KCB Safari Rally

Сафари Ралли – международный ралли-марафон проводимый в Кении, с 1953 года. Считается наиболее сложным в мире, а победителя определяют количеством штрафного времени. Штраф начисляется при превышении лимита времени затраченного на прохождение спецучастка. Команды вынуждены конструировать особые, дорогостоящие модификации раллийных болидов. Так, машины хорошо показавшие себя на европейских этапах, редко справлялись с большими нагрузками связанными с особенностями африканского ландшафта и климата.

В 1957 году организацией занялась Великобритания, в результате чего этап получил международный статус. Однако победителями чаще всего становились африканские пилоты, которые лучше других приспособлены к сложным условиям. С 2003 года “Сафари Ралли” является этапом африканского национального чемпионата будучи исключенным из международного.

Классы транспортных средств

В ралли-рейдах отметились все крупнейшие мировые производители: Mitsubishi (12 побед в “Дакаре”), Peugeot (6), Citroen, Volkswagen, Mini Cooper и др.

Самой успешной раллийной командой в истории среди грузовиков была признана российская “КАМАЗ-мастер”.

T1 / т2 / Open class

Внедорожники не должны весить более 3,5 т и делятся на подкатегории. Они могут использовать разные виды топлива: бензин или дизельное. В этой категории задают тон модели европейских и японских производителей: Renault 4, Range Rover, Land Rover, Mercedes-Benz G, Volksagen litis, Toyota Land Cruiser, Pinzgauer.

В класс Т1 входят специально доработанные внедорожные авто (Mitsubishi MRX09 Racing Lancer и другие), категория Т2 состоит из джипов, которые мало отличаются от моделей серийного производства. В Open Class включены тяжелые автомобили, сконструированные специально для внедорожных гонок.

Грузовые классы

В эту категорию включают авто вес которых превышает 3,5 т и подразделяются на 2 подгруппы:

T5

Грузовики, входящие в категорию не принимают участия в соревнованиях, а предназначены для поддержки других команд и путешествуют от бивуака к бивуаку.

T4

Грузовики подразделяются на 2 группы: Т4.1 (серийные машины) и Т4.2 (модернизированные). Модели Т4 могут получать помощь на специальных участках, но они должны быть омологированы.

В 1980-х годах ожесточенное соперничество в этой категории развернулось между грузовиками DAF и Mercedes-Benz. Это привело к повышению мощности машин до 1000 л.с. Позже в гонку включились Tatra и КАМАЗ.

Ралли-рейды

Это уже более серьезная ступень соревновательного процесса в офф-роуде. Ралли рейды – это многодневки значительной протяжённости, в которых скорость прохождения маршрута имеет большое значение.

Различают короткие рейды, до 1200 километров, так называемые Баха, ралли-рейды на дистанцию до 6,5 тысяч километров и длительностью до 10 дней, и марафоны.

Самый грандиозный марафон состоялся в 1992 году по маршруту Париж-Москва-Пекин. Длина маршрута превысила 17 тысяч километров, и на его преодоление гонщики потратили целый месяц. Российский автопром может гордиться – второе место в абсолютном зачете заняла наша команда на «Ладе-Самаре», опередив и «Mitsubishi», и «Nissan», и «Volkswagen»!

Самым популярным ралли-рейдом считался пробег «Париж-Дакар», который правда, был отменен по требованиям безопасности.

Однако, спортсменам всегда есть, где проявить себя. К примеру, огромную популярность приобретает ралли «Шелковый путь».

На ралли-рейдах существует своя классификация групп мотоциклов и автомобилей, также учитывающих вид транспортного средства, степень его доработки и вес, вид потребляемого топлива.

Непременными участниками всегда являются автомобили класса Т-4 – полноприводные грузовики массой свыше 3,5 тонн. Они тоже бывают нескольких категорий – Т-4.1 – с минимальными улучшениями, и Т-4.2 – со значительными доработками, в пределах разрешенных организаторами соревнований лимитов.

И опять нельзя не порадоваться за своих соотечественников – команда из Набережных Челнов «КАМАЗ МАСТЕР» — многократный чемпион и призер первенств мира и самых популярных ралли-рейдов. Только «Париж-Дакар» покорялся им семь раз! А ведь соперники всегда неслабые – голландские «DAF», немецкие «Mercedes-Benz» и чешские «LIAZ».

На три класса делятся и мотоциклисты, также подразделяемые по «навороченности» байков – продакшн, супер-продакшн и квадроциклы.

Статьи про спорт принято завершать призывами – «занимайтесь этим видом, это очень полезно» и т.п. Про офф-роуд такого сказать не удается. Необходим, наверное, какой-то очень большой внутренний позыв, непонятная многим другим личная мотивация, чтобы, поставив на кон свое здоровье и немалые средства, испытать непередаваемое удовольствие от сумасшедшей езды по полному бездорожью.

Трофи-рейды

Как правило, такой вид соревнований не требует от участников не ставит во главу угла скорость прохождения маршрута. Главным здесь выступает именно полное преодоление специальных и линейных участков в пределах установленного лимита времени. Экипажу (обычно в автомобилях это – два человека, пилот и штурман) выдается задание на каждый этап соревнования – дорожная легенда.

Сложность в том, что помимо вождения автомобиля в условиях полного бездорожья, командам приходится самостоятельно ориентироваться на местности по GPS-навигаторам или по приложенным к заданию топографическим картам.

Существуют и спецучастки – с повышенной сложностью, естественными или искусственными препятствиями, на которых первенство определяется по времени преодоления.

Конечно, для участия в подобных соревнованиях необходимо тщательно готовить свой автомобиль – роль технической поддержки важна, как никогда. Случается, что машины переделывают так основательно, что от исходной модели остаётся лишь иллюзия внешнего сходства. Впрочем, организаторы это предусмотрели, и поэтому делят участников на несколько категорий:

  • Группа «Рейд» — стандартные внедорожники заводской сборки;

Группа ТР-1 – машины, подвернутые незначительной доработке;

Группа ТР-2 – автомобили с усиленной подготовкой;

Группа ТР-3 – самостоятельно сконструированные внедорожники или подвергнутые доработке с практическим отсутствием ограничений.

Существует и несколько разновидностей групп для мотоциклов и квадрациклов.

Как правило, большинство трофи-рейдов офф-роуда имеют формат открытых соревнований, зарегистрироваться на участие в которых можно заранее у их организаторов.

Отечественные «Нивы» и «Уазики» — непременные участники всех трофи-рейдов, проводимых на территории России, и выглядят на них ничуть не хуже, чем раскрученные Судзуки, Ниссаны или Мерседесы.

Развитие современного российского офф-роуд движения

Однако, вернемся к современности.

Понятно, что невольно заниматься офф-роудом приходилось многим жителям сельской местности, поэтому и были так востребованы в этих местах автомобили повышенной проходимости – ГАЗ-69, УАЗ, полноприводный трехосный ЗИЛ-131, ГАЗ-66, ЛуАЗ, и единственный в своем роде легковой ВАЗ-2121 «Нива».

Это все понятно и объяснимо – жизнь заставляла. Но чтобы по доброй воле загонять свою собственную машину в бездорожье и выжимать из нее все ее возможности? Да, есть такие экстремалы, и их – немало.

Толчок к организованному развитию офф-роуда в России дали известные ралли «Camel Trophy», которые в 1990 году проводилось на территории Советского Союза, в Сибири. Итоги соревнований стали триумфом советской сборной, широко освещались в прессе и на телевидении.

Однако пробиться на подобные соревнования спортсменам-любителям было практически нереально. Чтобы организоваться, в Москве собралась группа энтузиастов во главе с Михаилом Снарским и Тарасом Нечипоренко, решивших изыскать средства и создать российский клуб – «Russian Off-road Center».

Усилия были успешными, и уже в 1993 году под эгидой клуба прошли первые соревнования в Звенигороде. Кроме того, во Дворце Пионеров на Воробьевых горах открылось подобие спортивной секции, получившей столь привычное теперь название «Клуб 4×4».

Эстафету подхватила северная столица – в 1995 году в Санкт-Петербурге был создан «Off-road & 4×4 Club», который принимал регулярное участие в «Арктик-трофи», популярном среди европейских спортсменов соревновании.

С 1997 года был придуман свой бренд – «Ладога трофи» вокруг крупнейшего европейского озера, который быстро завоевал высокий рейтинг и с тех пор является одним из наиболее востребованных маршрутов, собирающим ежегодно сотни участников.

Теперь, наверное, своими клубами может гордиться любой крупный (и не очень) город страны. Значительно расширилась и география рейдов, экспедиций, фестивалей и соревнований. Популярностью пользуются маршруты по Северному Кавказу, по верховьям Волги — «Сусанин-Трофи», по белорусским лесам и болотам, по степной Украине, по Уралу и множество других.

Российские офф-роудеры — постоянные участники международных турниров, проводящихся как в ранге ралли, так и в статусе трофи-рейдов.

Каковы же особенности проводимых соревнований?

Из истории отечественного офф-роуда

Появление подобных любительских клубов началось в нашей стране на заре девяностых годов. Однако еще в 30 годы в стране проводились автопробеги, которые, в условиях абсолютно неразвитой дорожной сети, вполне причисляемы к офф-роуду. Как не вспомнить известный юмористический роман «Золотой теленок» со знаменитым лозунгом Остапа Бендера: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

Один из самых значимых и масштабных пробегов того времени состоялся в 1933 году. Только-только вошел в строй Горьковский автозавод, набирал обороты АМО (впоследствии – ЗИЛ). Решено было испытать возможности отечественной техники в самых экстремальных условиях и сравнить ее с зарубежными образцами.

На старт вышло 23 экипажа – шесть легковушек ГАЗ-А, шесть «полуторок» ГАЗ-АА, две экспериментальные трехосные машины ГАЗ-ААА и одна опытная модель НАТИ-ГАЗ, четыре АМО-3 – 2,5-тонных грузовика, три трехосных Форда-Timken и один Форд-АА.

Даже по сегодняшним меркам и при нынешних внедорожниках маршрут считается суперэкстремальным. Старт был дан в Москве, откуда автомобили проследовали до Горького, вдоль Волги – до Самары, повернули на Оренбург.

За этим городом начались бескрайние казахские степи до побережья Аральского моря. Далее ключевыми пунктами были Ташкент, Самарканд, Бухара, Чарджоу. Отсюда начинался самый сложный участок через «Черные пески» — пустыню Кара-Кум до Красноводска на берегу Каспия.

Помимо полного бездорожья, огромной проблемой была вода, поэтому маршрут прокладывался от колодца к колодцу. Средств навигации практически не было никаких, пользовались услугами опытных туркменских проводников. Жара к кабинах автомобилей достигала 75 градусов, система охлаждения закипала, и ей отдавали запасы питьевой воды.

Некоторые участки машины приходилось практически «нести на руках». В условиях пустыни лучше показали себя трехосные автомобили и машины, «обутые» в широкую резину – тогда это называлось шины «сверхбаллон».

После пересечения на пароме Каспийского моря автопробег продолжился через Баку, Тифлис, Ростов, Харьков, Тулу и завершился 30 сентября 1933 года в Москве.

Итог был поразительным – к финишу пришли ВСЕ машины, также не было никаких потерь и среди экипажей. За три неполных месяца было пройдено 9400 километров, из которых лишь только чуть более 2 тысяч – шоссейных дорог невысокого качества, остальное – проселки, караванные пути, а 1200 километров – полное бездорожье.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий