Фигурное катание на льду – техника обязательного катания

Что представляет собой короткий танец

Раньше в первый день пара представляла судейской коллегии обязательный танец на ледяном поприще. В нем необходимо строго следовать темпу выбранной музыки, без выполнения хореографических элементов. Мужчина и женщина выполняют стандартные движения, их танец больше похож на классический вальс и отличается от обычного скоростью передвижения. В нем в первую очередь судьями оценивается артистизм и созданная парой атмосфера.

https://youtube.com/watch?v=AwCyK-H02P8%3F

Во второй части состязаний на следующий день дуэт показывает оригинальный танец. В нем фигуристы показывают все свои навыки и техническое мастерство. Они объединили комбинации трюков, петель, крюков и других спортивных составляющих передвижения на коньках в единую демонстрацию. Здесь арбитры оценивают качество выполняемых элементов, отодвигая анализ харизматичности танца на второй план.

В 2010 году произошло слияние обязательной и оригинальной программы в короткий танец. Произошло это из-за плохого освещения программ телевидением, потому что все пары выполняли одни и те же элементы. В то же время растут расходы на проведение чемпионатов, а СМИ — один из главных источников дохода международного союза конькобежцев.

Шаги без смены ноги

У каждого шага есть свои наиболее часто исполняемые завершения в виде прыжков, что предполагает катание на ноге, не являющейся маховой. Для левшей и правшей наиболее удобный вариант шаговых элементов при заходе в сложные пируэты выбирает тренер.

Тройка

Название шаг получил за характерный след на льду в виде цифры «3». Этот базовый фрагмент используется при заходе на прыжки флип и тулуп, а также позволяет изменить направление движения. Форма характерного следа — это две дуги, прочерченные разными ногами, а мысок получается при смене опорной стороны конька.

Поворот на одной ноге, с осуществлением смены опорного ребра конька и направления движения — «тройка». Разворот производится за счет движения плечевого пояса и бедер в сторону выбранного направления.

Скобка

Используется только в сочетании с другими шагами, составляющими комбинированную цепочку. Сложность исполнения заключается в развороте в противоположную сторону при исполнении промежуточной части — наружного мыска, соединяющего дуги. Скобка — более сложна для катания, чем тройка.

Крюк

В исполнении этого элемента задействована не только нога, а весь корпус. Крюк — поворот, осуществляемый одной ногой со сменой траектории на противоположную. След после исполнения крюка можно сравнить с изображением профиля остроносого человека или знаком параграфа, где соединительный круг заменен выступающим мыском, как в тройке.

https://youtube.com/watch?v=XJcMDBmMV4I%3F

Выкрюк

Он отличается от крюка направлением рисования на льду мыска, соединяющего расходящиеся дуги. На следе он такой же, как в скобке. Что больше напоминает молнию с размытыми границами нижнего и верхнего концов.

Перетяжка

Перетяжка — при скольжении с опорой на одну ногу, тело спортсмена плавно смещается относительно льда, что потворствует органичному перемещению с внутреннего на наружное ребро конька и наоборот. Эта игра со сменой положения тела может продолжаться довольно долго, напоминая движения змеи, реагирующей на звук дудки заклинателя. Грация кобры присутствует не только в движениях спортсмена, но и след от конька имеет змееобразный вид.

Твизл

Несмотря на замысловатое название, твизл — это перемещение по дуге (на одной ноге) по или против часовой стрелки. Часто этот шаг сопровождается поднятыми вверх руками. В некоторых программах твизл является обязательным, как наиболее сложный для парного катания. В отличие от вышеописанных шагов, в момент исполнения твизла фигурист на долю секунды не может остаться на месте, все происходит при постоянном передвижении.

Внимание, ошибка! При составлении программы ее нельзя перегружать элементами. При использовании дорожек шагов, их нельзя разрывать прыжками или подскоками чаще, чем вполоборота, а вращения должен разделять хотя бы 1 оборот

История

Фигурное катание на коньках – это вид спорта, в котором один или два спортсмена катаются на коньках под музыку, исполняя гимнастические элементы. История возникновения коньков уходит далеко вглубь веков. Люди для быстроты бега зимой по утоптанной дороге использовали костяные двойные полоски, потом деревянные парные, которые позволяли быстро ехать, но о фигурных элементах не упоминается. В Голландии началось производство коньков из железа, показательные выступления заключались в вырезании на льду разных фигур в процессе движения. Коньки привязывались к обуви, при исполнении фигур часто слетали, что мешало выступать.

В 19 веке к ботинкам прикрепляли способом привинчивания, с того времени началась демонстрация почти всех фигур, которые исполняются сейчас. Джексон Хейнз, американский спортсмен по катанию под музыку, считается первооткрывателем фигурного катания как спортивного вида.  Сначала в катаниях принимали участие только мужчины, в 1901 году на лед вышла первая женщина. Через пять лет на соревнованиях было отмечено, что женское исполнение намного красивее и пластичнее.

Для повышения спортивного уровня, престижа спортсменов была создана на общественных началах Федерация, которая после признания Олимпийским комитетом (что требовала Конституция) могла принимать участие в международных выступлениях. Отбор и тренировки спортсменов проходили по регионам, потом проводились состязания, выбирались лучшие из лучших, которые принимали участие в Олимпиаде.

На многих Олимпийских играх спортсмены из России завоевали рекордное число медалей.

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

  • Тройка. Самый простой поворот на одной ноге. Резко изменяется направление движения и ребро скольжения. Шаг назван так, потому что по следу своему очень напоминает слишком широкую цифру «3».
  • Твизл. Поворот на ноге, один из 6-ти видов, включенных в обязательную программу фигуристов-одиночек. Как правило, поворот этот один полный. Во время поворота происходит смещение по направлению движения фигуриста. Существуют «серии твизлов», выполняемые для более высокой оценки программы спортсмена.
  • Петля. На одной ноге фигурист резко делает поворот на 360 градусов и продолжает движение в том же направлении. На льду же запечатлеется петля, в честь которой и назван весь шаг.
  • Тройка вальсовая. Поворотный шаг на одной ноге, во время которого свободная нога двигается вперед и наружу, подобно вальсовому шагу.

В фигурном катании огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

  • Козлик. Элементарная подпрыжка, которая выполняется с опорной ноги на зубец той же ноги, с резким переходом на ребро противоположного конька.
  • Лутц. Чаще всего этот прыжок исполняется после длинной дуги назад-наружу. Это полный оборот в воздухе, с перекрестом ног и рук. Отталкивание происходит с зубца, приземление на полную стопу.
  • Аксель. Единственный прыжок в фигурном катании, исполняемый с движения вперед. Происходит широкий замах одной ногой, отталкивание с ребра опорной ноги, поворот на 360 градусов и приземление на носок, с последующим переходом на полную стопу противоположной ноги.
  • Тулуп. Прыжок, очень похожий на лутц, исполняется с замаха и толчка с зубца опорной ноги. В воздухе положение тела такое же, как и у прыжка «Лутц». Приземление происходит на зубец опорной ноги, с последующим переходом на полную стопу.
  • Риппон. Прыжок назван в честь современного фигуриста. При его исполнении, во время элементарного прыжка обе руки должны подниматься вверх.

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

Судейская система ИСУ

С 2004-2005 года, на всех соревнованиях, включая Олимпиады, Международный союз конькобежцев ввел новую систему. Ее разработали с целью повысить объективность судейства. Теперь кроме оценки за технику, оценивается отдельно каждый элемент (секция), которому изначально присваивается определенная ценность. А вместо единого балла за артистизм, арбитры оценивают отдельные составные компоненты исполненной программы.

Общая оценка выступления складывается из суммы баллов за технику и компоненты.

В соответствии с новыми правилами фигурного катания, судейство осуществляется следующими официальными лицами:

  1. Главный судья (рефери), который руководит работой всех судей, отвечает за организацию соревнований.
  2. Судейскую бригаду, состоящую из 9 арбитров, для оценки качества исполнения.
  3. Техническая бригада, в составе которой:
  • технический контролер, отвечающий за ее работу;
  • технический специалист опознает исполняемые элементы, определяет их сложность, выявляет ошибки при выполнении фигур, назначает штрафы и бонусные коэффициенты;
  • ассистент технического специалиста.

Все они должны быть официально зарегистрированы в ИСУ, не должны представлять одну и ту же национальную Федерацию. При формировании судейской бригады предпочтение отдается судьям тех Федераций, спортсмены которой участвуют в этих соревнованиях.

В одиночном и парном катании

Эти соревнования включают в себя в два этапа: короткая (обязательная) и произвольная программа. Время выступления отсчитывается от момента начала движения до момента полной остановки спортсмена. Для обязательной программы это 2 минуты 50 секунд.

В короткую программу включаются семь обязательных фигур. Для каждого сезона определяется новая комбинация обязательных элементов. Последовательность их исполнения не регламентируется.

В произвольной программе спортсменов — одиночников стоимость всех прыжков, а в катании спортивных пар еще и выбросов, подкруток, поддержек, исполненных во второй половине программы, увеличивается на коэффициент 1,1.

В танцах на льду

Здесь запрещены выбросы, подкрутки и прыжки, более чем в один оборот. А танцевальные поддержки должны быть не выше головы партнера. Соревнования проводятся в двух дисциплинах: короткий (обязательный) и произвольный танец.

Тема, сюжет и композиция произвольного танца определяется самими спортсменами.

Танец должен исполняться под музыку, меняющую свой ритм, темп. Композиция может состоять из двух музыкальных произведений.

В соревнованиях низкого уровня

В детских и любительских соревнованиях спортсменов не достигших высших разрядов, в систему может вноситься ряд изменений:

  1. Судейская бригада может состоять из двух арбитров, а техническая из одного.
  2. Уровень исполняемых элементов ограничен до 2 или 3. Применяется одинаковый коэффициент для мужчин и женщин.
  3. Допускаются включение в каскады и комбинации не больше двух прыжков.
  4. Обводка считается зачетным элементом.
  5. Количество компонентов программы уменьшается. Для детей он только один — артистизм.
  6. Дедакшн уменьшается вдвое.
  7. Одновременно разминаться могут восемь фигуристов.

Без смены ноги, направления и ребра

Дуги

Дуги считаются простейшей из обязательных фигур. Разберемся более детально, что же она из себя представляет. Дугойназывается отрезок, на котором фигурист едет, не меняя ногу, направление и ребро. После освоения в совершенстве данного компонента можно переходить к остальным элементам фигурного катания.

Тройка

Второй компонент, которому обучают в школах фигурного катания. Тройка осуществляется разворотом на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Отличительной особенностью является след, который остается на льду. Он невооруженным глазом напоминает цифру 3. Тренер всегда может проверить чистоту исполнения тройки, просто посмотрев на след.

Скобка

Выполняется поворотом на одной ноге. Здесь отличительной особенностью уже является след на льду, который напоминает математическую фигурную скобку. Тренер также всегда может убедиться в чистоте исполнения тройки, просто взглянув на след.

Крюк

Исполняется обычным поворотом на одной ноге. Фигурист начинает движение тройкой, а завершает скобкой. На льду также остается след, который четко указывает на правильность исполнения.

Перетяжка

При первых исполнениях данного компонента возможны частые падения. Фигурист плавно переносит вес своего тела с внутреннего на наружное ребро. Очень зрелищно перетяжку исполняет канадец Патрик Чан. На катке при этом остается след, визуально напоминающий змейку. Для того, чтобы чисто выполнить этот элемент необходимо правильно поставить корпус, выпрямить спину, ни в коем случае не смотреть вниз, чтобы корпус не ушел вперед.

Твизл

Один из не простых спортивных элементов. Требует синхронности исполнения и характерен для соревнований пар. Непревзойденными мастерами исполнения твизлов считаются Татьяна Навка и Роман Костомаров. Спортсмены поворачиваются на одной ноге по часовой (против часовой) стрелки, при этом двигаясь по дуге или прямой.

Твизл состоит из 2 относительно простых частей:

  1. катание по дуге,
  2. вращение вокруг своей оси.

Несмотря на кажущуюся легкость выполнения, совместить две части в единое целое и получить качественный твизл получается далеко не у всех спортсменов.

Петля

Для правильно исполнения петли спортсмен должен скользить по дуге, а потом сделать быстрый поворот вокруг своей оси и выехать в первоначальном направлении. При правильном исполнении элемента на катке должен остаться след, который визуально будет напоминать петлю

Обратите внимание: петля всегда исполняется поворотом на одной ноге

Полезные советы

Тренировка на коньках весьма занятное и интересное занятие. Чтобы стать хорошим мастером в этом виде спорта, одного занятия в месяц будет мало. А вот 3 часа в неделю будет достаточно, чтобы отработать все техники фигурного катания. Это касается и взрослого, который уже знаком с основами езды на коньках, и ребенка, что только начинает знакомство со льдом.

Стоит отметить серьезность занятий и важность всех упражнений на конькахкак для начинающих, так и для опытных фигуристов. К примеру, ценность разминки понимает не каждый, однако, выделив всего 5 минут, вы приведете в форму свой организм и настроите работу мозга, сердца и мышц к последующим нагрузкам, кроме того, снизите шанс получить травму

https://youtube.com/watch?v=H3oN0NmSPe0%3F

Также среди главных советов катания на коньках можно выделить:

  • пользование бортиком на первых этапах обучения;
  • отработать балансировку;
  • использовать одну ногу, как центр тяжести, чтобы миновать падения;
  • для начала освойте торможение плугом, что выполняется как остановка на лыжах — внутрь носками;
  • отработайте технику падений.

Занятия фигурным катанием способствуют похудению лучше, чем фитнес

Во время занятий данным видом спорта за 1 час организм сжигает около 400 ккал, при этом задействованы и те мышцы тела (особенно ног), с которыми очень трудно работать даже с использованием различных тренажеров. Следует учесть, что воздействие оказывается на многие группы мышц одновременно, вследствие чего экономится немалое количество времени (которое потребовалось бы на проработку каждой указанной группы мышц по отдельности посредством того или иного упражнения или тренажера) и средств. Потому фигурное катание действительно является довольно эффективным средством избавления от лишних килограммов. Главное, особенно на первых порах (как и в фитнесе) – не переусердствовать, чтобы не заработать крепатуру. И ни в коем случае не нужно пытаться освоить сложные фигуры (особенно прыжки) без помощи тренера – это чревато падениями и травмами.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре — несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

  • Подкрутка. Партнер подбрасывает партнершу высоко в воздух. Она крутится в горизонтальной плоскости, скрещивая руки и перекрещивая ноги. При приземлении — мужчина ловит ее и аккуратно ставит на землю.
  • Тодес. Самый сложный элемент в фигурном катании ввиду того, что для его исполнения партнеру нужно обладать недюжинной силой. Поэтому ставится он чаще всего на взрослых. Мужчина выполняет спираль «циркуль», держа женщину за руку. Партнерша же находится в горизонтальном положении и, как-будто бы описывает второй внешний круг вокруг партнера. Выход из данного элемента осуществляется сильным подтягиванием мужчиной к себе женщины.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

  • Подкрутка. Партнер подбрасывает партнершу высоко в воздух. Она крутится в горизонтальной плоскости, скрещивая руки и перекрещивая ноги. При приземлении мужчина ловит ее и аккуратно ставит на землю.
  • Тодес. Самый сложный элемент в фигурном катании ввиду того, что для его исполнения партнеру нужно обладать недюжинной силой. Поэтому ставится он чаще всего на взрослых. Мужчина выполняет спираль «циркуль», держа женщину за руку. Партнерша же находится в горизонтальном положении и, как-будто бы описывает второй внешний круг вокруг партнера. Выход из данного элемента осуществляется сильным подтягиванием мужчиной к себе женщины.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

Подход.

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с перебежкой назад

Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку

Въезд.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

Вращение.

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

Выезд.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в фигурном катании, позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • Ласточка. Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад прямая. Руки чаще всего раскрыты для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Расшифровка оценок соревнований по фигурному катанию на коньках

За правильное техническое осуществление танца выставляют баллы. Таблица состоит из трех колонок, в которых проставляются баллы от -3 до +3 за правильно исполненный элемент или снимается число очков за ошибки.

В первой колонке оценки проставляются по технической стороне. Во второй – с учетом поощрительных баллов при незначительных ошибках. В третьей – оценки при двух и более сделанных ошибках.

Если сложная часть программы выполняется после первых 2 минут, число очков умножается на коэффициент 1.1, в протоколах это обозначается как Х.

Снова спорное судейство

Не было изначально шансов на финал и у наших мужчин, приехавших на французский этап Гран-при. Артур Даниелян, Андрей Мозалев, Дмитрий Алиев — их всех объединяет тот факт, что на своих прошлых соревнованиях выступить успешно им не удалось. Без медали они остались и во Франции, но если брать конкретно Мозалева, то он сумел порадовать публику хорошей произвольной. По технической оценке он и вовсе выдал лучший результат второго дня и только оценкой за компоненты проиграл чемпиону Юме Кагияме. Правда, неудачная короткая помножила все успехи Андрея на ноль, и по итогам двух прокатов он только на седьмом месте.

Не сели в лужу_3

Артур Даниелян выступает в произвольной программе мужского одиночного катания на V этапе Кубка мира по фигурному катанию в Гренобле

Фото: РИА Новости/Ольга Бенар

Даниелян же — талантливый парень, но пока он продолжает решать проблемы со здоровьем. Поэтому 10-е место и множество ошибок смущать не должны. Лучший из наших — Дмитрий Алиев — на пятой строчке. Хотя и к его выступлению много вопросов. Обидно, что и на турнирах в Польше, и на Кубке России в Перми мы не увидели чистых выступлений от одиночников. Таланты приезжают, заявляют сложные элементы, но исполнение, как всегда, хромает.

— Наши парни очень талантливые, тут спорить нечего, — продолжил Сергей Шахрай. — У них всё есть, но стойкого лидера не видно. Одна и та же проблема, и очень трудно объяснить, почему, несмотря на такой талант, из раза в раз ребята допускают обидные ошибки.

Не сели в лужу_4

Александра Степанова и Иван Букин выступают с произвольной программой танцев на льду на V этапе Кубка мира по фигурному катанию в Гренобле

Фото: РИА Новости/Ольга Бенар

Не было серьезных недочетов в катании нашего танцевального дуэта Александры Степановой и Ивана Букина, тем не менее по оценкам их прокат во Франции стал едва ли не худшим за несколько последних лет. Недовольство судейством в танцах обострилось еще и из-за того, что параллельно на турнире в Варшаве на личный рекорд пошла юниорская пара Диана Дэвис / Глеб Смолкин.

Отметим, что Дэвис — дочь Этери Тутберидзе. Выступали в Польше и другие ее спортсмены: одиночница Майя Хромых допустила ошибки, но выиграла, Евгения Тарасова и Владимир Морозов победили с чистым прокатом. Теперь по оценкам Тарасова / Морозов — лидеры сезона, но Александра Бойкова и Дмитрий Козловский после победы в Гренобле настроены на серьезную борьбу с ними.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий