Гребля на байдарках и каноэ – техника

Правила

На соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ используются следующие типы лодок: одиночка, двойка, четверка.

В программе соревнований есть как мужские, так и женские заезды. Официальные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводятся на дистанциях:

  • для мужчин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000, 42000 м, сверхдлинные;
  • для женщин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 20000, 42000 м, сверхдлинные.

В гонках на дистанции 1000 м участники соревнований должны строго придерживаться своей дорожки, они не должны приближаться к соседней лодке ближе, чем на 5 м для того, чтобы они не могли использовать преимущества течения воды.

Соревнования на длинных дистанциях проводятся с большим количеством поворотов. Все дистанции размечаются маркировочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (система Альбано).

В случае если у одного из участников на старте ломается весло, то старт объявляется недействительным. На этот случаи гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло.

Расположение лодок на старте в предварительных заездах определяется только процедурой  жеребьёвки.

Гребля на байдарках, олимпийские дисциплины:

  • K-1 200 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 200 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-1 1000 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 1000 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-4 1000 м (байдарка-четверка), мужчины;
  • К-1 200 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-1 500 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-2 500 м (байдарка-двойка), женщины;
  • к-4 500 м (байдарка-четверка), женщины.

Гребля на каноэ, олимпийские дисциплины:

  • C-1 1000 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-1 200 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-2 1000 м (каноэ-двойка, вес 20 кг, длина 650 см).

Работа с веслом

Обучение любым приемам гребли на байдарке и управлению ею начинаются с работы веслом. Это обусловлено тем, что в отличие от гребли на других плавсредствах (лодках, яликах), при управлении спортивной или туристической байдаркой используется иной способ хвата.

Также следует знать, что в зависимости от типа байдарки и сложности походов могут использоваться весла стандартной длины или спортивные. Как правило, подбор их длины производится конкретно под рост гребца.

Разворот весла диктуется биомеханическими и физиологическими факторами, поэтому оптимальный его угол индивидуален для любого гребца. Как правило, он немного меньше 90°. При нормальном хвате расстояние между кистями равняется расстоянию между локтями рук, разведенных в стороны.

Каждый гребок весла включает в себя 4 фазы:

  • Начало – вхождение лопасти в воду.
  • Силовую часть – проводку, благодаря которой байдарка ускоряется.
  • Конец – выход лопасти из воды.
  • Занос весла для другого гребка.

Внимательно посмотрите видео с демонстрацией спортивной техники гребли на байдарке и постарайтесь повторить основные движения!

Правильная техника гребли

Техника гребли вперед на туристической и спортивной байдарке практически не имеет различий. Жесткость посадки человека достигается при помощи специального сиденья, которое ограничивает его поперечные смещения.

Корпус гребца должен быть в прямом положении, его колени упираются в фальшборта, а ступни – в перекладины кильсона. Жесткость посадки человека проверяют небольшим открениванием байдарки движением бедер.

Процесс гребли включает в себя повторяющиеся гребки веслом. За минуту выполняют 20-40 гребков. При преодолении бурного потока или маневрах их частота будет максимальной. Если байдарка рассчитана на несколько человек, темп задается передними гребцами.

Существуют следующие разновидности гребков:

    1. Перемещения, которые придают байдарке скорость при движении по прямой.

Они бывают прямыми и обратными. Данные гребки осуществляются близко к борту. При этом корпус человека выпрямлен. Его тянущая рука расположена ближе к воде, а толкающая – выше от нее. В процессе гребли на байдарке они постоянно сменяют друг друга. Сила гребка увеличивается постепенно. Ее максимум достигается при расположении весла в почти вертикальном положении.

Проводка заканчивается после прохождения лопасти тела гребца. При обратных гребках весло не разворачивают. При них лопасть заносится сзади.

  1. Управления, которые придают байдарке вращательные движения.

Подобные гребки имеют небольшую составляющую, которая способствует ее перемещению. Они бывают прямыми и обратными. Их часто используются для торможения. Они выполняются по дуге с наибольшим радиусом.

В процессе управления байдаркой всегда используются оба эти вида гребков.

Повороты на байдарке

Для поворотов применяют различные приемы:

  • Крен в сторону, который направлен в противоположную повороту сторону (используется в тихой воде).
  • Выполнение гребков перемещения с разной силой. При этом со стороны поворота производят самые слабые гребки.
  • Изменение хвата весла. При этом удлинение выполняется с внешней стороны поворота.
  • Осуществление дугообразных гребков, направленных от носа байдарки. Они производятся с внешней стороны поворота.

Профессионалы используют и другие приемы поворотов (отталкивание, боковое притяжение, зацеп).

Крен – это специальный прием работы веслом. Он создает оптимальное положение байдарки относительно воды и обеспечивает ее устойчивость. Благодаря ему увеличивается ее маневренность. В его выполнении важнейшую роль играет работа бедрами.

При этом корпус человека расположен вертикально. Благодаря движениям бедер и таза гребец накреняет байдарку так, как ему нужно. Этот прием используется при проведении маневров, особенно необходимых на крутых витьеватых спусках горных рек.

Главный принцип крена – подставлять под поток воды не борта байдарки, а ее дно. При крене веслом работают сильнее с той стороны, куда накренено судно.

Безопасная техника гребли на байдарке

Водный спорт и туризм связаны с большой опасностью для человека. Для обеспечения его безопасности необходимо снабдить гребца индивидуальными спасательными средствами такими, как спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные шлемы.

Новичкам не рекомендуется заплывать слишком далеко от берега и проходить бурные воды рек. Перед посадкой в байдарку необходимо тщательно проверить все снаряжение на исправность. Плаванье группами позволяет повысить безопасность гребцов.

Остались вопросы? Посмотрите обучающее видео!

Как грести на байдарке, каяке и каноэ

На байдарке легко грести только с виду, техника гребли имеет много приемов. Это не очень устойчивая лодка, которая может перевернуться и гребец станет пловцом. На каноэ плыть еще труднее, ведь она может в любой момент перевернуться. Гребля имеет свою спортивную технику, которой нужно придерживаться не только в спорте, но и на прогулочных путешествиях, на рыбалке. От правильности выполненных действий зависит спортивный результат, а также безопасность на воде. Техники гребли на каноэ и байдарке отличаются, ведь в каноэ спортсмены стоят на одном колене, а на байдарке — сидят, но некоторые приемы работы веслом применяются в обоих видах.

Управление каяком

В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.

При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками. На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота. В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.

Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.

Гребок

Весло должно быть длиной на поднятую вверх руку с загнутыми пальцами. Подобным образом выбирают лыжи. Если рост гребца большой, то весло может быть короче, если рост малый — весло может быть на 10 сантиметров длиннее.

Ширина хвата должна быть такой, чтобы кисти были приблизительно над разведенными в сторону локтями. Если хват будет уже или шире, то гребля будет неэффективной из-за нерационального использования мышечного потенциала. При слишком близком расположении кистей мышцы будут испытывать перегрузку, при слишком далеком — недогрузку, руки будут проходить слишком большое расстояние, что может снизить частоту гребка, и, как следствие, скорость.

Гребки делаются циклически, движения двохфазные — первая фаза безопорная (весло в воздухе), и опорное движение (весло в воде).

Опорный цикл делится на этапы:

  1. Захватываем воду, создаем опору с помощью силы трения воды о весло.
  2. Проводка — движение весла в воде, байдарка ускоряется.
  3. Заканчиваем проводку, извлекая весло для следующего захвата воды.

С точки зрения эффективности использования мышечной массы нерационально делать гребок с заносом весла слишком далеко вперед с длинной по времени проводкой. Чтобы сэкономить силы, весло из воды нужно вытягивать боковой кромкой вперед, а не доводя весельную плоскость до верхнего края воды.

Время опорной фазы должно быть в два раза большим, нежели безопорной. Если время части гребка без опоры уменьшается, повышается усталость. Если безопорная фаза по времени длится дольше, нерационально используются силы через то, что байдарка начинает двигаться неравномерно, в каждом цикле нужно тратить энергию на разгон лодки. Спортивный темп гребли на байдарке в минуту — до 140 гребков, при туристическом ритме совершается до 100 гребков в минуту.

Перед гребком нижняя рука должна быть на уровне груди, кисть верхней руки — на уровне виска, локоть — на одном уровне с плечом. Кисть не должна быть напряженной, она должна свободно удерживаться кистью. Весло входит в воду под углом 45 градусов, нижняя рука идет вниз, верхняя рука выпрямляется с движением кисти вперед и немного вверх.

При проводке рука движется и одновременно поворачивается туловище.

Виды гребков при прямолинейном движении:

  1. Спортивный — проводка средней длины без сильной опоры на весло, гребки происходят часто.
  2. Опорный называют еще ударом. Он предназначен для того, чтобы удержать равновесие или просто опереться на воду. При опорном гребке спортсмен ударяет веслом о водную поверхность. Его используют в виде коротких серий, а также если нужно резко ускорится, когда нужно подняться на сливы, при плавании на суводях и на валах.
  3. Накрывающий — при приподнятых кистях осуществляется проводка с менее, чем на 45 градусов углом, на несколько большем расстоянии от каяка, чем при других видах гребка. Такой вид гребка нужен на сложных участках, например в турбулентном потоке, при продолжительных сложностях на воде следует очередь накрывающих гребков, на небольшом валу и в несильной суводи достаточно одного накрывающего гребка, который позволяет пройти водное препятствие.
  4. Ударно-накрывающий — сначала проводится ударный, потом накрывающий гребок, используется для поддержания равновесия в сложных условиях на воде.
  5. Протяжка — проводка осуществляется длиннее, чем обычно, что достигается раскачкой гребца вперед, иногда — назад. При спортивном гребке движения туловищем вперед и назад считаются ошибочными. Протяжку можно делать при необходимости ускорения, при подъемах на сливы, а также в случаях, когда нужно пройти отмель, на которой лодка касается дна реки или озера.

Гребки не являются отдельными приемами, их нужно использовать в комбинациях с управляющими гребками.

Какое весло подходит лучше всего?

Выбор подходящего весла также имеет значение. Практически для любой техники гребли (кроме, пожалуй, сплавов по горной реке) хорошо подходит весло Beaver Tail (англ. бобровый хвост). Это хорошее весло для обычных путешествий по реками или от озера к озеру. Делают из обычно из цельного куска дерева (обычно клена, ясеня или вишни) и имеет закругленный конец, как у хвоста бобра. Для канадского гребка, однако, лучше подходит весло Otter Tail (англ. хвост выдры) — у него немного короче рукоять и немного длиннее лопасть, которая ближе к концу становится уже.

Оба вида этих весёл в Украине можно купить в моей мастерской Ginkgo-Canoe. Делаю их из дерева с продольной склейкой под яхтным лаком. Уже есть чертежи четырёх форм и несколько партий сделанных мною вёсел – суммарно более 30-ти.

– традиционные формы весла для каноэ –

Credits: Кевин Кэллан является автором восьми книг, в том числе «Счастливый турист: основное руководство по жизни на природе». Также – лауреат Национальной Премии Журналистики и регулярно выступает на крупнейших мероприятиях по гребле в Северной Америке.

История развития гребли

История возникновения гребли на байдарках и каноэ началась в древние времена. Первобытные люди задолго до нашей эры захотели передвигаться по воде и создали первые подобия лодок из связок дерева, тростника, бамбука. Со временем судна модифицировались и становились более надежными, вместо рук и ног для гребли использовались сучья, которые спустя годы превратятся в весла.

История развития гребли

Байдарка

История появления гребли на байдарках начинается примерно в 60-х годах прошлого века в Шотландии. Тогда Мак-Грегор взял за основу эскимосскую лодку и создал собственное судно, на котором отправился в путешествие через несколько стран: Финляндию, Швецию, Германию и Великобританию. В 1866 году в Англии им был основан официальный клуб байдарочников. Через три года здесь прошли первые соревнования на спортивных лодках.

Байдарка

Через несколько лет вид спорта распространился в другие страны. К концу 19 века история появления гребли на байдарках четко прослеживалась еще и в Швеции, Норвегии, Шотландии, Дании и других европейских странах.

Каноэ

История гребли на каноэ схожа с предыдущим случаем. Поначалу судна с веслами использовались исключительно для передвижения. После создания Мак-Грегором Английского королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ начал приобретать популярность новый вид спорта. В музее организации до сих пор хранится первый прототип современной лодки. Его использовали в качестве примера для создания новых моделей, а со временем начали совершенствовать.

История гребли на каноэ
Гребля на каноэ развивалась одновременно с заплывами на байдарках.

Появление гребли в России

История гребли на байдарках в России началась в 1718 г. во времена правления Петра I, создавшего яхт-клуб «Невский флот». В те времена еще не было понятия «спортивное каноэ» и общепринятых правил соревнований. Все нюансы оговаривались перед каждым заплывом. Гребцы выходили на воду в собственных лодках и старались их совершенствовать для увеличения скорости и маневренности.

Первые «Правила проведения гребных гонок» утвердил Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. В 1860 г. прошли первые официальные соревнования.

Всероссийский союз гребных обществ

В 1908 г. появился Всероссийский союз гребных обществ, который в течение последующих шести лет объединил 24 клуба.

Клубы и ICF

Желание проводить масштабные соревнования стало причиной нового витка в развитии гребли на байдарках и каноэ. В 1924 г. в Копенгагене основали первый клуб, занимавшийся организационными вопросами – Международное представительство каноэ (ИРК).

В 1933 г. в Праге был проведен первый чемпионат Европы, в 1939 г. в Ваксхольме – чемпионат мира.

В 1946 г. ИРК переименовали в Международную федерацию гребли на байдарках и каноэ

В 1946 г. ИРК переименовали в Международную федерацию гребли на байдарках и каноэ (ИКФ, ICF). К 2000-му году в ее состав входили представители более 150 стран со всего мира.

Олимпийская история гребли

В программу Олимпийских игр гребля на байдарках и каноэ вошла в 1936 г. Сначала соревнования были только для мужчин, но в 1948 г. появились и женские дисциплины.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий