Плавание – судейство

Оценка подготовленности пловцов

Оценку подготовки спортсмена к дальнейшим соревнованиям определяет тренер. Пловец выполняет несколько заплывов различными видами. Тренерская комиссия оценивает правильность техники плавания (движения рук и ног, дыхание и т. д.).

Технические показатели

Оценивается тренировка по 5-бальной шкале:

  • 5 – точное выполнение с соблюдением всех правил;
  • 4 – при выполнении наблюдаются незначительные ошибки (скованность);
  • 3 – имеются ошибки средней величины (слабая физическая подготовка);
  • 2 – спортсмен выполняет плавание на любительском уровне;
  • 1 – пловец не сдаёт норматив, при этом, нарушая правила.

Физические данные

Процесс подготовки представляет собой совокупность качеств и их дальнейшего развития. К данным видам относятся:

  • Выносливость. Это способность длительного выполнения физических упражнений без снижения результативности. В основном повышенная выносливость у пловцов на длинные дистанции от 5 до 25 км.
  • Гибкость. Пловец совершает более ловкие движения, затрачивая при этом меньше активности. Другими словами – спортсмен практически не устаёт.
  • Силовая способность. Спортсмен преодолевает усталость, выполняя одинаковые гребки. Тем самым, не уменьшая скорость передвижения.
  • Скорость. В большей степени зависит от физической подготовки и крепости мышечной массы. Максимальная скорость опытного пловца может достигать от 5 до 9 км/ч.

Экипировка

Экипировка для плавания призвана обеспечить максимальный комфорт, а также снизить сопротивление воды. К плавательной экипировке относятся:

  • Плавательная шапочка – головной убор для плавания в воде, защищает волосы пловца от хлорированной воды. Плавательные шапочки бывают: латексные, силиконовые, тканевые и комбинированные.
  • Плавки или спортивный купальник – трусы для плавания из специального материала (полиамид с добавлением лайкры или смесь полиэстера с ПБТ).
  • Очки для плавания – аксессуар для спортивного плавания, который призван обеспечить нормальное зрение под водой, а также защищают глаза от хлорных испарений.

Суммирование пяти составляющих

Для выработки единого мнения по методике оценки фигур на крупных соревнованиях, как правило, проводят совещание судей совместно с тренерами; кроме того, перед выступлением первой участницы судьи-арбитры имеют возможность обсудить оценку нулевой участницы. В качестве нулевой обычно выступает квали­фицированная, но не заявленная на соревнованиях спортсменка. С целью объективизации своей оценки судьи-арбитры могут ис­пользовать специально разработанные формы, которые позволяют конкретизировать составные части оценки. Ниже приводится обра­зец такой судейской карточки, апробированной на московских со­ревнованиях в 1975 г. Карточка судьи позволяет достаточно бы­стро определить составляющие части оценки и, главным образом, зафиксировать свое решение не только в одной суммарной оценке, но и по всем основным требованиям к выполнению фигуры. Этот третий вид методики определения оценки занимает промежуточ­ное положение между двумя рассмотренными методиками. За ос­нову взята международная градация оценок в баллах, но каждое требование к выполнению фигуры имеет свою строку. Таким об­разом, судья-арбитр может качество выполнения выразить шиф­ром. Суммировав всего пять составляющих, судья получает оцен­ку в баллах.

Требования

Полная неудача

Неудов­летвори­тельно

Посредст­венно

Удовлет-зорительно

Хорошо

Очень хорошо

Геометрия

Замедлителыюсть

Слитность

Равномерность

Высота

Оценка

0,1—0,5

0,1—0,5

0,1—0,5

0,1—0,5

0,1—0,5

0,5—2,5

0,6—0,9

0,6—0,9

0,6—0,9

0,6—0,9

0,6—0,9

3,0—4,5

1,0—1,3

1,0—1,3

1,0—1,3

1,0—1,3

1,0—1,3

5,0—6,5

1,4—1,7

1,4—1,7

1,4—1,7

1,4—1,7

1,4—1,7

7,0-8,5

1,8—2,0

1,8—2,0

1,8—2,0

1,8—2,0

1,8—2,0

9,0—10

Нетрудно заметить, что в случае выполнения участницей всех пяти требований качественно одинаково оценка образуется из суммы цифр одного столбца, которая обозначена в нижней строке. Судье остается только внести в оценку окончательные корректи­вы. Если же участница, например, справилась с геометрией фи­гуры на «хорошо», а высота тела была «посредственной», судья берет цифры соответствующих пересечений и учитывает их при суммировании.

Предлагаемая методика определения оценки удобна при ис­пользовании бланков, брошюрованных в виде блокнота. Каждый судья-арбитр заранее проставляет в верхней части листка поряд­ковый номер участницы и номер выполняемой фигуры, а после исполнения ее отмечает в горизонтальных строчках составные ча­сти оценки. При суммировании их может получиться результат, который необходимо округлить до 0,5 или до целого числа. На­пример, 7,2 округляется до 7,0, а 7,3—до 7,5. В нижней строке бланка полученная сумма баллов обводится кружком или под­черкивается.

Экипировка пловцов

Плавательный инвентарь имеется у каждого любителя плавать, специальные принадлежности для проведения тренировок можно найти в бассейне. Но профессиональному спортсмену необходимы дополнительные и качественные вещи:

  • Плавки и купальник. Необходимо чувство комфорта, без стеснения движений, поэтому бельё не должно быть узким или широким.
    Материал купального костюма при постоянном контакте с водой должен соответствовать всем стандартным нормам, поэтому приобретайте вещь в специальных спортивных магазинах. Для мужчин хорошим вариантом является классическая плавательная одежда.
    Для женщин купальный костюм желательно выбирать полностью слитный. Бретельки должны располагаться на спине крест на крест, что снизит процент врезания в тело и обеспечит свободу движениям. Запрещены различные украшения (оборки, завязки и т. п.).
  • Шапочки. Основная функция – предотвращение засорения системы фильтрации бассейна. В воде имеются химические элементы (хлор), поэтому данная вещь защитит волосы. Дополнительно снизится водное сопротивление во время движений.
    Немаловажный фактор – безопасность. В воде запутывание волос увеличивается на 30 %. Оптимальная основа – силикон. Нежелателен латекс, так как он является непрочным и в воде становится тяжёлым.
  • Очки. Инвентарь необходим для всех, кто занимается плаванием профессионально, так как вода в бассейне хлорированная. Очки предупреждают раздражение слизистых оболочек, снижают яркость отражения воды от прямого и искусственного освещения.
  • Тапки. Обувь должна быть нужного размера, благодаря чему предотвратится возможное скольжение. Материалом может служить резина или синтетика.

В инвентарь входят приспособления для плавания. В основном их используют новички:

  • доски – улучшают координацию, способствую правильному дыханию и укрепляют мышечную массу;
  • пенопластовая колобашка – используется для поддержания равновесия ног пловца;
  • лопатки – надевают на ладони, что увеличивает их площадь и способствует развитию скорости;
  • ласты – применяют для быстроты передвижения под водой при помощи ног;
  • трубка – помогает пловцу долгое время находиться под водой.

Стили плавания в бассейне

В спортивном плавании существуют 4 стиля:

Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

Баттерфляй – один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

В плавание существует вольный стиль, под ним принято понимать дисциплину, в которой спортсмену разрешается плыть любым способом. В настоящее время все спортсмены используют кроль, так как он является самым быстрым стилем.

Градация качественных оценок в баллах

Из 10 максимально возможных баллов за выполнение фигуры 5 планируются на оценку геометрии и формы движения с «ин­тегральным» учетом нарушений во всех основных позициях фи­гуры, включая исходное и конечное положения. Оставшимся количеством баллов определяется степень владения техникой вы­полнения, куда входят: четкость линий тела и его частей, напри­мер, вытянутых носков, выпрямленных коленей; плавность пере­ходов от одного положения в другое; плотность группировок, позиций согнувшись; легкость выполнения, высота, положения те­ла по отношению к поверхности воды; отсутствие перемещений, не предусмотренных правилами выполнения фигуры. Судья учи­тывает в первой части оценки, что выполняется (и выполняется ли), и во второй части оценки — как выполняется. По каждому вопросу судья мысленно ставит только качественную оценку и отвечает, насколько правильно выполнена эта фигура и чего не­достает спортсменке до идеального, отличного исполнения. В це­лом, например, выполнение фигуры удовлетворительное. Однако оценка «удовлетворительно» недостаточна, выполнение движений ближе к оценке «хорошо». Судья находит по шкале градации оце­нок (на практике каждый судья знает ее наизусть) баллы, соот­ветствующие- максимальному значению оценки «удовлетворитель­но», и, записав цифру 6,5 в своем протоколе, подготавливает план­шет для показа.

Представленная в таблице градация качественных оценок в баллах общепринята в большинстве национальных федераций ху­дожественного плавания:

———-

* Как исключение возможно определение ошибок при выполнении поворота в вертикали на. 180 и 360°. Однако и в этих случаях точные величины ошибок не измеряются. Судья по ориентации стоп отмечает недокручивание или пере­кручивание не менее чем 90°, за что спортсменка наказывается 1 баллом за ошибку.

Качественное определение

Оценка за обязательные фигуры

Оценка за произвольную программу

Полностью неудавшаяся попытка

Неудовлетворительное выполнение

Посредственное выполнение

Удовлетворительное выполнение

Хорошее выполнение

Очень хорошее выполнение

0,5—2,5

3,0—4,5

5,0—6,5

7,0-8,5

9,0—10

0,1—2,9

3,0—4,9

5,0—6,9

7,0—8,9

9,0—10

Эта градация оценок в баллах не изменяется уже в течение двадцати пяти лет и служит основой для любой методики опреде­ления оценки фигур, несмотря на постоянное совершенствование техники исполнения

При определении оценки судья-арбитр не за­дается целью измерять ошибки, хотя, как было сказано, очень важно, чтобы он, не отрывая взгляда от участницы, успевал за­носить их с помощью условных знаков в свой блокнот. Судья как бы постоянно сравнивает исполнение фигуры с некоторым вообра­жаемым эталонным уровнем

Методика оценки произвольной программы

Произвольную программу судит одна бригада из 5—7 судей-арбитров, которые располагаются по сторонам ванны бассейна на специальных судейских вышках. Прежде чем показать оценку, судьи обязаны написать ее на отрывном листке и передать его ассистентам. Для подготовки оценки судья-арбитр ограничен вре­менем, поэтому уже при выполнении самой программы он накап­ливает систематизированные наблюдения и быстро их суммирует по окончании программы. Рассмотрим методику оценки произволь­ной программы.

Международные правила предусматривают оценку в целом всей программы с учетом:

1) способов (стилей) плавательных движений;

2) фигур и их частей (степень совершенства их выполнения);

3) вариативности фигур и передвижений;

4) степени сложности фигур, гибридов, передвижений и дру­гих элементов;

5) использования площади бассейна;

6) интерпретации музыки (соответствие пластики и т. п.);

7) манеры представления (артистичность);

8) синхронности участниц друг с другом и с музыкальным со­провождением.

Охарактеризуем относительное значение этих частей, как бы их удельный вес, в слагаемой оценке. По американским правилам число составляющих требований меньше. Интерес представляет перечень этих требований к содержанию произвольной программы с указанием максимально возможного процентного значения сба­вок для каждого из них:

Составляющие требования

Максимальное значение в %

для

одиночниц

для пар, троек и групп

1. Сложность

2. Построение композиции включая творчество, плавность, непрерывность и вариативность

3. Синхронность

4. Интерпретация музыкального сопровождения

40

40

10

10

30

30

30

10

Сокращение числа требований не означает исключения части неупомянутых, а предполагает объединение близких взаимосвя­занных требований в одно. Так, сложность предусматривает оцен­ку не только количества трудных фигур, но и сложность перест­роений, эффективность передвижения, сохранение высоких положе­ний, т. е. все то, что входит в первые два требования по международным правилам.

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о тенденции к «интегральному» методу определения оценки, как и в методике оценки обязательных фигур. Это вполне понятно. Если детальный подсчет ошибок в исполнении обязательных фигур возможен толь­ко теоретически и с большими погрешностями, то сможет ли учесть судья-арбитр при подсчете ошибок в произвольной про­грамме хотя бы их некоторую часть? Да и какой градацией оши­бок можно измерить интерпретацию музыки или манеру выступле­ния? Очевидно, что способ количественного определения оценки здесь совсем непригоден, и поэтому наибольшее распространение получила методика качественной оценки по десятибалльной шкале оценок с использованием градации в 0,1 балла.

Методика определения оценки обязательных фигур и произ­вольных имеет много общего. Судья-арбитр оценивает выступление по составляющим требованиям, определяя на первом этапе толь­ко качественную характеристику, затем находит ее суммарное цифровое выражение по таблице с оценками (см. стр. 103). Поста­раемся вникнуть в сложную задачу судьи-арбитра, которую ему надлежит решить от начала выступления участницы (пары, груп­пы) до момента выведения окончательной оценки на отрывном бланке судейской карточки.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий