Страйкер в футболе: что это значит, как понять?

Бодибилдеры

На его грудных мышцах Вальбуэна и Верратти могли бы устроить гномскую вечеринку. Его пресс рельефнее, чем поле в Раменском. Его дельтам завидует Майкл Фелпс, а спина шире, чем кость Стаса Барецкого.

Чемпионат Италии

Джорджина надела короткие джинсовые шортики и повернулась спиной к камере

4 ЧАСОВ НАЗАД

Еще недавно главными качками были Диего Форлан и Радамель Фалькао, но первый состарился, а второй травмировался и приуныл. Теперь Эдинсон Кавани – самый крутой культурист среди футболистов. Принять мяч, напрячь плечо (защитник улетает), включить корпус и втащить в девятку – так делает человек, мечтающий стать круче Златана. Когда швед уйдет, парижанам не понадобится новый форвард. Через год Кавани будет почти как Кай Грин, поэтому защитников Лиги 1 можно только пожалеть.

Мигранты

«Мне нравится играть в центре, а не на фланге», – заявил в августе Гарет Бэйл, начинавший слева в защите. Быть в середине нравится и Криштиану Роналду, десять лет назад унижавшему защитников АПЛ с левой бровки. Туда же, в заветный центр, Леонид Слуцкий три года назад передвинул Ахмеда Мусу – нигериец до сих пор иногда выходит играть форварда (если остальные болеют).

Халк, Данни, Аршавин – каждый из них может быть нападающим, но эти парни утратили постоянное амплуа. После миграции крайне тяжело снова найти себя – спросите у Руни, которого вся Англия (кроме фанов «МЮ») хочет видеть полузащитником.

Историческая справка

Создателем первой системы xG по праву считается норвежский тренер Эгиль Ольсен. Он известен своей успешной работой со сборной своей страны. При нем Норвегия дважды отбиралась на чемпионат мира (1994, 1998). Ольсен знаменит еще и тем, что одним из первых начал использовать видеоанализ матчей вкупе с анализом статистических параметров.

При подготовке к разбору игр норвежский тренер делил все удары по воротам на три типа: опасные, средней опасности и неопасные. Удары распределялись по группам в зависимости от того, на каком расстоянии от ворот их наносили. Соответственно, чем дальше точка удара, тем вероятность забить меньше.

Философия Ольсена заключалась в том, что его команда должна стремиться к тому, чтобы как можно больше ударов в атаке были «опасными» и чтобы защита допускала как можно меньше «опасных» ударов.

Как вообще проходит игра?

Матч в американском футболе идет 60 минут: 4 четверти по 15 минут. Если по истечении 60 минут ничья, команды играют дополнительный пятнадцатиминутный отрезок. Если и после него ничья, то в матчах регулярного сезона больше не играют и засчитывают ничейный результат, а в плей-офф играют еще овертаймы, пока не определят победителя.

Я обещал, что параллельно буду показывать интерфейс телетрансляций – тут на виртуальном табло чуть больше информации, чем в других видах спорта. Время – одно из основных. На табло указана четверть (1st – первая) и время до ее окончания (1:02). 12 – оставшиеся секунды, в течение которых атакующая команда должна ввести мяч в игру.

Размеры поля – примерно как в футболе. В длину оно 120 ярдов (в американском футболе все измеряется в ярдах, один ярд – это примерно 91 сантиметр). Так вот, эти 120 ярдов длины бьются на три большие зоны: по краям есть десятиярдовые зачетные (или очковые) зоны (по одной на команду), центральные 100 ярдов – основное поле действия. Зачетные зоны часто отличаются еще и внешне – все поле зеленое, а их красят в цвета команды хозяев

Про ширину поля можно не думать, вся логика игры идет по вертикали – совершенно не важно, на каком из флангов находится мяч, важно только, на каком расстоянии от какой зачетной зоны он находится

Вот так схематично выглядит поле для американского футбола. Прямоугольники по краям без отметок – зачетные зоны. На само поле наносится разметка, которая помогает понять, на каком удалении от зачетных зон сейчас идет игра.

В центре каждой лицевой линии установлены ворота, у которых есть штанги по бокам и нижняя перекладина. Далеко не всегда командам нужны ворота (можно набрать бесконечно много очков, ни разу не задействовав ворота), но всегда, когда дело доходит до ворот, игрокам нужно ударить по мячу ногой и попасть в пространство между перекладиной и штангами.

Команда в белом только что пробила по воротам.

Главная цель – набрать больше очков, чем соперник. Набирать очки можно разными способами. Об этом подробнее будет дальше, но главная общая черта – набор очков всегда связан с зачетной зоной соперника. Нужна либо сама зона как прямоугольная область на поле, либо ворота (которые стоят на задней линии этой зоны).

Очки, как и во всех остальных видах спорта, указаны рядом с названиями команд. На этом скриншоте у «Рэмс» 6 очков, у «Сихоукс» – 14.

Вся игра бьется на множество эпизодов, в которых одна команда владеет мячом и атакует, а другая обороняется. Одновременно на поле от каждой команды находится по 11 человек. Я бы вынес это в необязательные нюансы, но невозможно будет не заметить даже новичку: на атаку и на оборону у команд выходят играть разные игроки, это не запрещено. Поэтому у каждой команды обычно есть отдельный состав на атаку, отдельный состав на оборону и даже отдельный состав на специальные розыгрыши. А у каждого состава еще есть запас.

Саму смену команд во время трансляции застать достаточно сложно – в это время показывают либо повторы моментов из матча, либо рекламу.

А как зарабатываются очки?

Есть несколько способов набрать очки. Основной и приносящий наибольшее число очков –  занести мяч в зачетную зону соперника. Варианты занести очень похожи, но есть небольшие отличия.

Во-первых, можно забежать с мячом в руках в зачетную зону.

Атака команды в белом: игрок под номером 30, который изначально стоит позади всех, разбегается, забирает мяч у партнера и врывается в зачетную зону команды в салатовом.

Во-вторых, можно принять пас, находясь на ногах в зачетной зоне соперника.

Атака команды в белом. Разыгрывающий игрок отбегает назад и отдает мягкий короткий пас на игрока в зачетной зоне красных. Тот ловит мяч, очки набраны.

И в-третьих, можно держать мяч в руках, полностью затащить его в зачетную зону, но при этом самому не быть в зоне

Короче говоря, самое важное – мяч должен быть в зоне

Атака команды в белом – уже заключительная фаза, когда 14-й номер принимает пас. После приема он делает кувырок (думаю, ненамеренно) и заносит мяч в зачетную зону, не забегая туда самостоятельно.

Этот способ заработать очки называется тачдаун и приносит 6 очков. После него у команды есть возможность заработать дополнительные очки. Можно ударить по воротам и заработать 1 дополнительное очко, а можно начать розыгрыш с очень-очень близкого расстояния от зачетной зоны соперника и еще раз занести тачдаун – такой финт даст 2 дополнительных очка. Внешне это никак не будет отличаться от предыдущих вариантов, поэтому оставлю вас без иллюстраций.

Второй способ заработать очки – ударить по воротам и забить гол. Не после тачдауна, а во время отдельного самостоятельного розыгрыша. Такой способ называется филд-гол и приносит 3 очка.

Любой удар по воротам проходит по следующей схеме: игрок, который держит мяч до начала розыгрыша, откидывает его назад второму игроку; тот ставит мяч на поле в вертикальное положение, а третий игрок бьет по нему ногой. Здесь удар выполняет команда в белом.

Третьим, и последним, способом набрать очки может только защитный состав команды. Для этого она должна как бы «зажать» атакующую команду в ее зачетной зоне: игрока с мячом могут повалить в зачетной зоне, он может выбежать из зачетной зоны за пределы поля (то есть только в стороны и назад) с мячом в руках или выронить мяч, который сам укатится за пределы поля. Это называется сейфти и приносит команде 2 очка. Если вы только начинаете разбираться в американском футболе, я бы даже не зацикливался на сейфти – это настолько редкая штука, что видео со всеми сейфти за прошлый сезон занимает три с половиной минуты.

Атака команды в белом. Игрок, который изначально стоит позади всех, забирает мяч у партнера и пытается выбежать из своей зоны вправо по диагонали, но его валит на землю игрок в синем. 2 очка получает команда в синем.

Создатель модели

Как правило, это футбольный статист, который глубоко погружён в мир цифр. И, как правило, все свои заключения они делают на основании того, при каких обстоятельствах был нанесён удар. То есть, люди имеют статистику в каких случаях футболист чаще забивает гол, а в каких – реже. Грубо говоря, если футболист бьет из района 11 метров, то у него хорошие шансы забить гол. Если же футболист решил ударить с центра поля, то таких шанцев у него гораздо меньше (хотя такие голы в последнее время не редкость).

Короче говоря, за коэффициенты отвечают компетентные люди и им можно доверять.

Что мы получаем в итоге?

В итоге мы получаем параметр, который позволяет заглянуть за счёт и другую статистику матча. И по которому мы может понять, насколько та или иная команда была опасна, сколько моментов создала и какие из них были действительно хорошими, а какие – так себе.

То есть. этот показатель может многое рассказать о матче и о текущей форме команды.

Оверперформ и андерперформ в xG-статистике

В упомянутом ранее матче «Спартака» и ЦСКА реальный счет соответствовал ожидаемому по xG. «Красно-белые» создавали много моментов, которые команда конвертировала в голы. Но так бывает не всегда. Например, матч «Арсенал» – «Манчестер Юнайтед» в 15-м туре АПЛ 2017/2018, который окончился со счетом 1:3. В числах xG счет этого матча должен был выглядеть так: 4.55 — 2.12. Существенная разница.

Значит ли это, что модель xG не может предсказывать матчи и не показывает мастерство команды в создании моментов? Не совсем. Методология xG помогает проанализировать то, насколько хуже или лучше команда выступила относительно моментов, которые она создала и допустила.

Все тот же матч «Арсенала» и «Манчестер Юнайтед» ознаменовался прекрасной игрой стража ворот «красных дьяволов» Давида Де Хеа. Он обновил свой же рекорд сезона 2017/2018 по числу сейвов в матче – 7. «Арсенал» действительно создавал много моментов, но мяч упорно не залетал в ворота. В этой встрече у «Арсенала» был сильный «андерперформ» (от англ. «underperform» – выступление ниже ожиданий). Он составил +3.55 (xG-GF). Это означает, что команда достаточно много создала, но не конвертировала моменты в реальные голы.

В футболе не всегда получается превратить моменты в голы. Иногда это дело случая. Но на дистанции подобные расхождения становятся частью статистических флуктуаций. То есть по недобору голов в одном матче можно предположить, что в последующих команда исправится.

Другая крайность – это «оверперформ» (от англ. «overperform» – выступление выше ожиданий). Он возникает тогда, когда команда забивает больше, чем показывает модель xG. Такое часто бывает. Канонический для пример этого явления – «Спартак» образца сезона 2016/17.

В том сезоне «Спартак» стал триумфатором первенства, но по xG был почти самым крупным «оверперформером». Проще говоря, его победы были неожиданными. Вы помните голы Дениса Глушакова с дальних дистанций, которые приносили победы «красно-белым»? Такие удары имеют низкий вес: с подобных дистанций почти невозможно постоянно забивать и приносить результат. Тем не менее такими ударами были добыты важные победы «Спартака». Подобный ритм сложно поддерживать на дистанции в два и более сезонов.

Тотемы

Харри Кейн проваливает старт сезона, но Маурисио Почеттино уверяет, что парень просто устал – фанаты «Тоттенхэма» верят. Александр Кержаков забил в чемпионате три гола и поругался с тренером, но Вираж встал на сторону игрока: перфоманс на Суперкубке был безумно трогательным. Уэйн Руни молчал 858 минут, потом оформил хет-трик в уже выигранной дуэли с полумертвым «Брюгге», и твиттер наполнился сообщениями: «Нам не нужен другой нападающий, ведь у нас есть Руни».

У таких страйкеров есть право на кризис: все убедились, что они умеют забивать и верны одному клубу

Несчастному Марио Балотелли стоило провести в «Интере» всю жизнь – тогда никто бы сейчас не обратил внимание на его толстые бока

Убийцы

Они никогда не промажут по пустым воротам – скорее, шокируют шедевром из-за пределов штрафной. Их типичный гол – диагональный выстрел низом в дальний после выхода один на один (естественно, с линии офсайда). Больше всего таких парней ненавидят те, кто рубится в FIFA на приставке: там скорость и точность важнее, чем техника и атлетизм.

Луис Суарес и его победный мяч в последнем Эль Класико. Томас Мюллер и его тычки с 10-15 метров. Роберт Левандовский и его талант выбирать позицию. Король жанра – Златан Ибрагимович: даже если он не в форме, пары касаний хватит, чтобы оформить дубль. Самые ужасные примеры для всех киллеров – Фернандо Торрес и Дмитрий Сычев: растеряв резкость, эти люди стали мемами.

Шаг 3

Высчитываем коэффициенты.

Думаю, что догадливые читатели уже начали подозревать, что мы будем делать сейчас – это делить одно на другое.

ratioTeamScore = averageTeamScore / average;ratioTeamMiss = averageTeamMiss / average;

А также попробуем получить суммарный кэф.

ratioTeam = ratioTeamScore / ratioTeamMiss.

Опять же для Боруссии Д получим следующее:

Сила атаки – 2.45. Сила защиты – 0.23. Общий показатель – 10.6.

Шаг 4

Заносим всё это в табличку и смотрим, какие результаты получились. Я посчитал это для каждой команды, а также сделал табличку по xG

Внимание, в данном случае я округлял до десятых и из-за этого цифры получились чуть другие

Итого

Что мы имеем в итоге? В итоге мы получили некоторые коэффициент, который мы можем использовать для прогнозирования.

Данный метод можно(и нужно) использовать для любого статистического показателя, будь то угловые, карточки, фолы, удары по воротам. 

Слева рейтинг по голам. Справа рейтинг по xG.

Что такое статистика xG?

Термин xG расшифровывается как «expected goals», а переводится как «ожидаемые голы».

Статистика xG – это метод оценки качества моментов, которые команда создает или допускает у своих ворот. Есть много методик подсчета xG. Они различаются факторами, которые учитываются при определении веса удара по воротам. Под весом мы подразумеваем вероятность того, что удар завершится голом.

Вес каждого удара определяется на основе ряда параметров. Этот вес варьируется в зависимости от лиги. Основные факторы, которые учитывают различные xG-модели:

  • дистанция до ворот и точка, из которой был нанесен удар;
  • часть тела, которой был нанесен удар;
  • количество касаний игрока до удара;
  • каким способом игрок получил мяч до удара – к примеру, с помощью навеса или благодаря проникающей передаче.

Суммируя веса каждого созданного момента, мы получаем результат матча, ожидаемый на основании этих моментов. К примеру, счет матча «Спартак» – ЦСКА в 20-м туре РФПЛ 2017/2018 в цифрах xG выглядит так: 2.67 — 0.42. В реальности – 3:0.

Моноподы

Селфи-палка – самый смешной аксессуар для телефона со времен ремешков на шею. Такое приспособление берут в путешествия и достают только рядом с достопримечательностями. Смотрите, я и Эйфелева башня, я на Таймс Сквер, я на фоне египетских пирамид, я на яхте с девушкой, я на девушке.

Функциональность форвардов-моноподов такая же однообразная: они стоят впереди, ждут навесов, пихаются локтями и зарабатывают фолы в атаке. Классический эпизод с участием монопода выглядит так: человек получает мяч спиной к воротам, облокачивается на защитника и медленно стекает по нему. Потом Геннадий Орлов говорит, что у Дзюбы хорошая физическая готовность, а мудрый Бубнов тыкает в ТТД, где у Артема меньше пунктов, чем у Юрия Лодыгина. Такая же история была с Саломоном Рондоном: венесуэлец неплохо подставлял части тела под прострелы, но в дриблинге оставался нулевым – одна удачная обводка за десять матчей.

Честь моноподов спасают лишь Питер Крауч и его танец.

Статистика xG и ставки на спорт

xG может быть полезен и в ставках на спорт. Нужно понимать, что это не единственный параметр, который следует использовать для ставок. Нужно всегда исходить из того, почему цифры вышли именно такими. Надо учитывать форму игроков и то, в каком состоянии они подходят к встрече.

Важно помнить и то, что любые статистические параметры склонны к регрессии к среднему, о которой мы еще поговорим. То есть статистический всплеск на дистанции нивелируется падением

Например, нападающему сложно удержать высокую результативность на длительной дистанции, через какое-то время он перестанет забивать больше ожидаемого по xG. Та же логика применима к командам. Удачные серии, когда команда создает меньше, чем в реальности забивает, заканчиваются. И такие серии можно отслеживать и прогнозировать.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий