Важность начала партии
Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.
Термин | Пример ходов | Описание |
Начало | 1.е4, 1.g3 и другие | Первый ход, совершаемый белыми |
Дебют | 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) | Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске |
Партия | 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) | Третий ход белых, который определяет ответные действия черных |
Защита | 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) | Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых |
Гамбит | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) | Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества |
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Интеллектуальные навыки
Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление
Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.
Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.
Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.
При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению
Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться
Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.
Как ходят шахматные фигуры
Вы знаете, что белые ходят первыми? Именно это правило позволяет ставить детский мат неопытным игрокам.
Пешки ходят просто – только вперед, а бьют по диагонали на одно поле вперед. Исключение – проход, когда пешкам разрешается с изначальной позиции походить на два поля (но не бить). Есть также у них такая особенность, как взятие на проходе.
Конь. Эта фигура ходит буквой «Г» или латинской «L», причем эта буква может быть в разных положениях: лежачей на одном и втором боку, перевернутой. К тому же конь способен перепрыгивать свои и вражеские фигуры.
Слонов в каждой команде два вида. Об этом я писал в своей статье «Как правильно расставить шахматы» – почитайте, это интересно. Так вот, слоны ходят и бьют исключительно по диагонали в любую сторону.
Ладья противоположно слону ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям. Точно так же и бьет.
Ферзь может ходить в любую из сторон: горизонтальные вертикальные и диагональные линии, но не может ходить как конь и перепрыгивать фигуры.
Король бьет и ходит по кругу от себя (если так можно выразиться). То есть он может ходить и бить на одну клетку в любую сторону, даже по диагонали.
Основные принципы правил шахматной игры
- Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
- Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
- Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
- Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
- Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
- Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.
Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.
Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.
Интересные шахматные факты
История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.
Крутые шахматные принты
Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.
Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно.
А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.
Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов.
Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:
- XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
- XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
- В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти.
- Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
- 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
- 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками.
- На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках.
Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.
Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло.
А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.
И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!
Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!
Как ходит король в шахматах
Это важнейшая фигура, вокруг которой и строится игра, а потому когда объявляется мат, игра завершается. Король не может ходить под бой и находиться под ним, он должен быть постоянно защищен. Его возможности в движении довольно ограничены: в любую сторону, но всего на одно поле. Когда количество фигур во время игры уменьшается, сила короля бывает соизмерима с другой легкой фигурой.
Есть несколько вариантов развития событий для короля. Первый — это шах, что означает нахождение под ударом. Фигуру надо сразу передвигать в другое место, такой ход нельзя откладывать ради других стратегических передвижений. С другой стороны, можно организовать защиту или сбить фигуру, которая объявила шах, другой фигурой или даже самим королем.
Следующая стадия — мат, завершение игры. В этом положении король уже под угрозой, то есть шахом, и ему некуда отойти, и убрать эти фигурки нет возможности. Есть и еще одна интересная ситуация, которая называется пат. Здесь король хоть и не под шахом, но передвигаться никуда не имеет возможности, так как все ближайшие клетки тоже под ударом. В такой ситуации результат игры — ничья.
За победу в партии дается 1 очко, ничья стоит 0,5 очка, а поражение, соответственно, 0.
Правила шахмат
Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.
Ход считается сделанным в следующих случаях:
- рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
- при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
- при рокировке;
- при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.
Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:
- Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
- Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.
Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.
Выигрыш в шахматах
Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:
- отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
- взять фигуру, которая угрожает королю;
- поставить другую свою фигуру под удар.
Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.
Партия считается выигранной если:
- один из игроков дал мат королю соперника;
- один из игроков признал поражение;
- у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
- техническая победа.
Ничья в шахматах
Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.
Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:
- никакая последовательность ходов не приводит к мату;
- троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
- оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
- обоюдное согласие на ничью;
- один из игроков просрочил время.
Контроль времени в шахматах
Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.
Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:
- на доске стоит мат;
- на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
- флажки упали у обоих игроков;
- у оппонента нет возможности поставить мат.
Шахматные соревнования
Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:
- швейцарская система;
- круговая система;
- нокаут-система;
- схевенингенская система.
К популярным международным шахматным турнирам относятся:
- чемпионат мира по шахматам;
- чемпионат Европы по шахматам;
- кубок мира;
- национальные чемпионаты;
- FIDE Grand Prix Series.
Шахматные структуры
Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.
Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).
Дальше — интереснее!
Шахматы – игра очень древняя, но ее популярность среди интеллектуалов не угасает в течение многих столетий. Человеку, далекому от шахматного мира, может показаться, что научиться хорошо играть в шахматы очень просто, якобы для этого нужно лишь знать фигуры и какая из них как передвигается по доске. Но это мнение – в корне неверное, ведь быстро научиться играть в шахматы невозможно!
Придется изрядно попотеть, а также напрячь не только память, внимание, математические способности, но и логическое мышление. В этой игре мало знать правила, здесь огромное значение имеют стратегия и тактика, внимание, терпение, комбинационный расчет
Первые шаги по клеточкам
Обзаведитесь собственными фигурами и шахматной доской. Доска – это поле из 64 клеточек, черных и белых. Набор фигур – это 16 черных и 16 белых. Каждый из двух игроков имеет одного короля и ферзя, по две ладьи, два коня и слона, восемь пешек. Для начала выучите названия фигур, их расстановку, способы передвижения.
Затем нужно выучить правила игры, специальные приемы, позволяющие быстро улучшить ситуацию (рокировка, например). Также нужно знать ситуации, которые могут возникнуть по ходу – пат, шах, мат. Шахматная игра состоит из трех последовательных этапов – это дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Способы обучения
Теперь возникает главный вопрос — где научиться играть в шахматы? Можно отправится в книжный магазин, купить шахматный толковый учебник, в котором «человеческим», простым языком будут представлены все необходимые теоретические знания. Изучите его от корки до корки, правила игры вы обязаны знать «на зубок», иначе ни о каком умении не будет идти речь! Только после этого есть смысл приступать к практике, то есть непосредственно к игре.
Увы, очень многие, желающие знать, как научиться мастерски играть шахматы, слишком нетерпеливы и стремятся сразу же сесть за шахматную доску, без базы знаний. Такой подход может привести к успеху лишь в том случае, если ваш учитель-соперник имеет достаточно опыта и терпения, чтобы вас обучить.
Чтобы постоянно прогрессировать в качестве успешного шахматного игрока, нужно играть как можно чаще. Очень помогает записывание ходов, своих и противника. С помощью записей вы после окончания партии сможете спокойно осмыслить различные ситуации на доске, понять, где и когда вами были допущены фатальные ошибки. Желательно играть с более сильным противником, ведь всегда эффективнее и полезнее проиграть пять партий подряд профи, нежели выиграть у того, чей уровень игры еще ниже вашего.
Тренируйтесь, постепенно вы обретете не только опыт, но и научитесь получать массу удовольствия от процесса. Вы поймете, как хорошо играть в шахматы – в спокойной обстановке, с достойным противником! Постепенно совершенствуя свои шахматные навыки, вы будете играть все лучше, однако, дабы стать профи, все равно нужен будет профессиональный тренер. Только такой человек способен вывести игрока на качественно новый уровень.
Виды быстрых шахмат
Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.
В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.
- До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
- Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.
Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.
6 Шахматные часы
6.1. “Шахматные часы” – часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин “Часы” в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин “Падение флажка” означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.
6.2. (a) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.
(b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.
6.3. Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 6.2(а).
6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.
6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.
6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.
6.8. (а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. пп. 5.1, 5.2. (а) Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.
(b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.
(с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их.
(d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.
6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.
6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются пп. 5.1, 5.2 (a), (b) и (с). Однако партия считается закончившейся вничью, если создалась такая позиция, в которой невозможно заматовать короля партнера любой серией допустимых ходов.
6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами. 6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.
6.13. (а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.
(b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.
(с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.
(d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии с п. 13.4.
6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.