Го(японские шашки) – правила игры

Го на Западе

Сегодня Го популярна уже не только в Азии, но также в Европе и Америке, хотя история ее активного проникновения на запад не превышает и сотни лет. Группа немецких математиков узнала о существовании этой игры в начале XX в. Затем Го медленно “пускала корни” в Европе, и только в 1958 г. был проведен первый регулярный европейский чемпионат. Хотя уровень игры в Европе и в Америке заметно уступает стандартам Азии, этот разрыв уменьшается по мере того, как лучшие западные шашисты осваивают традиции Го. По некоторым данным, в Европе насчитывается сегодня около 100 000 мастеров игры в Го, а в США – около 20 000 поклонников этой игры. В ежегодном любительском чемпионате мира по игре в Го принимают участие мастера из 30 с лишним стран. А общее число поклонников Го в мире достигает, по некоторым оценкам, 25 миллионов человек.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

– по взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

– при невозможности выигрыша ни одного из соперников;

– если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

– если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов.

– если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

– если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

– если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

– если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

– если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

– не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

– правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

– если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: “предлагаю ничью”, “согласен”, “не согласен”,- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Правила игры в Го

Облавные шашки, как можно видеть из их китайского названия “Вэйци”, это игра территориальная. Игровая доска напоминает участок территории или поле битвы между двумя соперниками. Уподобление доски карте полководца отразилось и в том, что отдельные ее части обозначают как стороны света. Однажды, в решающий момент партии, когда знаменитый Се Хун-вэй собирался провести эффектную комбинацию, один из зрителей подсказал его партнеру: “На юго-западе подул сильный ветер, как бы лодка не перевернулась!” Тот понял намек и вовремя спас положение. А возмущенный подсказкой Се Хун-вэй швырнул доску на пол и отказался продолжать игру…

Чтобы одержать победу каждый игрок стремится захватить и оставить за собой как можно большую часть территории противника. В отличие от европейских шахмат, партия в Го начинается с пустой доски. Игроки по очереди выставляют на свободные точки по одной фишке, располагая их не на клетках, а на скрещениях линий. Оказавшись в определенной точке, фишки больше не двигаются, но могут быть окружены и “захвачены в плен” (или “съедены”). В этом случае их удаляют с поля доски как “пленников”.

Образующиеся по ходу игры переплетения черных и белых линий поражают затейливостью и почти гипнотически завораживают игроков и зрителей, обнаруживающих все больше вариаций в постоянно меняющейся общей позиции. К концу игры сгрудившиеся, окруженные и рассеченные порядки черных и белых шашек буквально наползают друг на друга, образуя динамичную картину местных побед и поражений – плод острого поединка умов и терпения игроков.

В конце партии каждый игрок засчитывают себе по одному очку за каждое пересечение линий внутри окруженной им территории, и по одному очку за каждую плененную им фишку соперника. Победителем становится тот, кто набрал больше очков.

Цель игры – захват территории

Целью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка.

На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.

На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры.

К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую.

После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника.

Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9.

Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b».

Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных.

Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто.

Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой “b” на F.6, составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой “w”, являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко

Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются

Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски.

Го (японские шашки)

Рубрика: Виды спорта

Японские шашки-это настольная игра, рассчи­танная на двух человек. Как и шашки, она побуж­дает к логическому мышлению и предполагает множество интересных комбинаций.

В японские шашки можно играть симультанные, слепые или совещательные партии.

Историческая справка. Предполагают, что японские шашки были известны уже 4000 лет тому назад. К началу XVII в. в Японии, где эта игра достигла наивысшего расцвета, была даже создана государ­ственная академия Го. Ее возглавлял Хонинбо Сан- жа, который ввел действующую и ныне классифи­кацию по степеням кыу и дан. «Хонинбо» в настоящее время является почетным титулом чемпиона мира.

В Европе японские шашки впервые были описаны в 1616 г. Г. Селенусом. Первый конгресс по япон­ским шашкам (турнир и свободная игра) состоялся в 1924 г.

После второй мировой войны японские шашки получили широкое распространение. С 1957 г. еже­годно проводятся европейские чемпионаты. Материальное обеспечение. Поле для игры в го со­стоит из 19×19 вертикально пересекающихся ли­ний. Оно аналогично системе координат — имеет 381 точку пересечения; вертикальные прямые обозна­чены слева направо буквами от «а» до «t», а гори­зонтальные-снизу вверх цифрами от 1 до 19. Точ­ки для форы отмечены 9 маленькими кружочками. Для игры необходимы линзообразные шашки (181 черная, 180 белых), коробка и часы (типа шах­матных), а также крышки для шашек, захваченных у противника. Для записи (черные начинают, каждый отдельный ход нумеруется по порядку) и для турнира по переписке применяются спе­циальные формуляры. Засчитывается каждая шашка, сделавшая ход. Время на обдумывание соразме­ряется со значением соревнований. Оно может составлять 10 и более часов на партию. Если пар­тия после этого еще не окончена или время игрока на обдумывание полностью истекло, то, учитывая это, с 1963 г. введено бийоми (на каждый ход мож­но потребовать дополнительно 30 сек). Если и это время превышено, партия считается окончательно проигранной.

Правила. Цель игры состоит в первую очередь в за­хвате территории, в окружении свободных точек пересечения, а также сдерживании противника в его стремлении захватить большую территорию. При этом часто берутся в плен шашки. Когда все время есть выбор, то ли увеличить свою территорию, то ли разрушить территорию противника, партия по­стоянно проходит напряженно и разнообразно. Ес­ли уже нельзя больше занять какую-нибудь точку или захватить шашку, партия заканчивается и сле­дует подведение итогов. Каждая захваченная шаш­ка, так же как и каждая занятая точка, засчитывает­ся за 1 очко. Победитель определяется по разнице очков. Если победа достигается с преимуществом более чем в 10 очков, то фора в следующих пар­тиях увеличивается на одну шашку. Игры вничью довольно редки.

Процесс игры определяют легкие для понимания правила: 1. Черные всегда ходят первыми. Шашки ставятся на точки пересечения линий. Их не тро­гают, в противном случае они будут захвачены противником. 2. Ни одну шашку нельзя поставить так, чтобы у нее самой не было больше свободы, исключая тот случай, когда бьется шашка против­ника. 3. Одна отдельная шашка, если она побила только одну шашку, может быть бита только после промежуточного хода.

Выгодным является начало партии ходами на 3-5 линии от края, так как в углах (легче, чем по краям) можно достичь благоприятного положении. Ход белой а1 не разрешается, т.к. при этом ж бьется ни одна шашка.

Ко — это позиция, где из игры выходят взаимно только по одной шашке. Ко возникает благодаря черным на G8. Напротив, черные шЮ не дают Ко, т. к. белые тотчас снова могут бить. Выигрыш в по­зиции Ко часто является решающим для исхода партии.

Секи-это позиция, при которой цепи противников перекрещиваются или окружают друг друга таким образом, что каждый игрок при попытке побить шашки противника сам должен понести потери. Поэтому все свободные точки внутри секи остают­ся неподсчитанными. Секи показывает позиция при черной шашке sl2. Так называемый мнимый секи показан в позиции г2: все черные шашки могут быть захвачены.

Коми-это шашка, которую сразу же берут в плен. Благодаря коми, которых черные к началу партии отдают белым без форы, выравнивается преимущество первого хода.

« Гольф –|||– Глима »

Другие разновидности

В попытках разнообразить игру придумывают много новых вариантов и вспоминаются старые. Например, кого-то не устраивает традиционная доска-квадрат – он мечтает сыграть в овальные шашки или объемные, а не двухмерные.

Или взять мини-шашки, коробку с которыми можно просто положить в карман и взять с собой – такие наборы вполне себе существуют.

Столбовые

Кроме того, вы можете сыграть в следующие виды шашек:

  • алтайские (шатра) с особым трехсекционным полем, сочетающие правила шашек и шахмат;
  • столбовые, в которых бьющая фишка не перепрыгивает через битую, а становится на нее сверху;
  • тайские шашки, где фишки заменяют ракушки каури;
  • канадские с полем 12 на 12 квадратов и с 30 фишками;
  • алкогольные шашки, где по доске перемещаются стопки с крепкими напитками, а «съеденную» стопку полагается выпивать;
  • быстрые шашки, в которых, стоит зазеваться, ход уходит к сопернику;
  • уголки, перемещая фишки по диагонали из своего «дома» в «дом» соперника по полю 8 на 8 или 16 на 16 клеток;
  • «Озорные шашки» с фигурками обезьянок в качестве фишек

Го в Азии

Популярность Го в Азии невероятно велика. Уже при жизни Конфуция, в VI в. до н. э., эта игра считалась одним из “четырех достижений” (вкупе с живописью, музыкой и поэзией), которыми должен владеть всякий способный и уважающий себя ученый муж. В I тыс. н. э., по мере расширения культурных контактов, Го проникла из Китая в Корею и Японию.

Традиционно, самыми играющими странами являются именно Китай, Япония и Корея, где популярность Го не уступает популярности европейских шахмат на Западе. Вплоть до недавнего времени наилучшие мастера Го из Китая и Кореи предпочитали отправляться в Японию, где становились профессионалами. Но сегодня, по мере умножения “домашних” турниров и профессиональных тренировочных центров, они уже предпочитают оставаться на родине, где становятся национальными героями. В наши дни многие японские газеты ведут ежедневные колонки с разборами партий Го, а спонсоры тратят огромные средства на проведение ежегодных турниров. В условиях суровой конкуренции лучшие шашисты завоевывают денежные призы, вполне сравнимые с турнирными трофеями профессиональных гольфистов.

Еще лет 25 назад профессиональные турниры мастеров Го из разных стран были почти неслыханным делом. Но последние 15 лет стали временем широкого расцвета международных чемпионатов, на которых великие “Го-шисты” из Китая, Японии, Кореи, Тайваня и прочих стран меряются силами, чтобы определить сильнейшего игрока в мире.

Пул

В США и на Ямайке часто играют в пул чекерс или просто пул. Он очень похож на английские чекерс.

Что нужно

Для партии требуется доска с пронумерованными черными квадратами – от 1 до 32. Можно взять сет для английских чекерс. Используется набор из 24 фигур.

Правила и победа

Доска располагается так, чтобы черная клетка была внизу слева. На Ямайке ходят по белым диагоналям, в остальных странах – традиционно по черным. Право первого хода отдано «черному» игроку (и дело не в политкорректности – Американская ассоциация пул чекерс существует с 1961 года, а тогда борьба с расизмом только набирала обороты).

Шашки двигаются строго на одну клетку по диагонали вперед, но бить могут как вперед, так и назад. Дамка перемешается по полю и «ест» вражеские фишки в любом направлении. Кстати, здесь не применяется принцип «бери как можно больше», то есть при несколько вариантах атаки, можно выбрать ту, которую считаете нужной, а не ту, при которой уйдет большее число чужих фигур.

Становясь дамкой, шашка заканчивает свой ход на последней линии. Если атака продолжается, что может быть выгодно в определенных условиях, то статус не меняется.

Для победы необходимо, как обычно, лишить противника возможности продолжать, либо заставить его признать поражение.

Реквизит для игры в Го

Стандартный набор для игры в Го весьма прост и сложился много веков назад. Он состоит из 180 белых и 181 одной черной фишек в виде приплюснутых кружков, внешняя форма которых остается почти неизменной. Их толщина не имеет особого значения, хотя более толстые фишки считаются более удобными. Обычные дешевые наборы имеют пластмассовые фишки. В дорогих же наборах белые фишки делают из перламутра, а черные – из черного сланца. Во время игры фишки принято держать между кончиками указательного и среднего пальцев.

Игра ведется на деревянной или бумажной доске, форма которой допускает небольшие вариации. Если европейские шахматы имеют 64 черно-белые клетки и 8 х 8 рядов, то стандартная доска для игры Го расчерчена на 19 поперечных и 19 продольных линий, а новичкам иногда дают меньшие доски из 9 х 9 или 13 х 13 линий. Хотя доска может показаться квадратной, на самом деле, она слегка вытянута в длину.

Набор для Го не считается полным без двух плошек, куда игроки складывают фишки. Эти плошки, чаще всего деревянные, имеют сплющенную полукруглую форму, а также крышку, похожую на чайное блюдце. Во время игры игроки складывают в перевернутую крышку захваченные у соперника фишки.

Фигуры

В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.

Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.

В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:

Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将) 

Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.

Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.

На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)

Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.

Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.

Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.

Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.

Хися (Летающая колесница)

Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.

Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.

Рюю (королевский дракон)

После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).

Какугё (слон)

Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.

Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬

После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.

Кинсё (золотой генерал)

Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.

Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.

Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.

Гинсё (серебряный генерал)

Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.

На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.

Превращается в нари-гин.

Перевёрнутое серебро ходит как золото.

Кэйма (конь)

Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.

У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.

Превращается в нари-кей.

Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.

Кёся (копьё)

При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.

Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.

Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.

В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё

После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.

Фухё (пехотинец)

Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.

Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.

Токин (превращённая пешка)

Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.

Основные правила

Даже для начинающих правила игры в шашки покажутся довольно простыми. Изначально нужно определиться с цветом фишек игроков. Проводится выбор с помощью жребия. Затем нужно расставить фигуры на доске. Первый ход предоставляется тому человеку, которому выпал белый цвет.

Теперь стоит разобраться, как в шашках ходят. При проведении игры нужно придерживаться следующих требований:

  1. Ходы соперники осуществляют по очереди.
  2. Движение считается завершенным, если после передвижения фигуры игрок убрал с нее руку.
  3. Если играющий дотронулся до фишки, то обязательно должен ей ходить.

Изначально у всех фишек одно название — простые. Они передвигаются строго на одну клетку вперед по диагонали. Если же такая фигура достигла последней клетки на линии, она становится дамкой. Ее переворачивают. Такая шашка перемещается по диагонали абсолютно на любое количество клеток. Главное, чтобы они были свободными.

Говоря о том, как шашки бьют, стоит отметить, что выполняются такие действия путем переноса своей фишки через фигуру противника. Единственное правило — за соседней должна быть пустая клетка. Если есть возможность взятия также других фигур, то эти действия продолжаются. Только после этого ход считается завершен. Фишки соперника убираются с доски. Бить фигуры соперников можно путем движения вперед и назад.

Если бить приходится дамкой, она может передвигаться по любому количеству клеток. Маневр продолжается до тех пор, пока не закончатся все фигуры, которые можно взять. Располагается дамка на любой свободной клетке на диагонали, где была взята последняя из шашек соперника.

Если простая фишка при взятии попадает на последний сектор диагонали, она автоматически становится дамкой. Заканчивается маневр уже с большими полномочиями. Фигура обязана продолжить ход, но уже в новых правах.

Битые фишки убирают с доски для шашек только после того, как ход был завершен. Повторно через них перескакивать нельзя. Стоит отметить, что данные правила игры в русские шашки являются стандартными. При желании игроки их могут изменять. Все коррективы вносятся до начала партии.

Соперники передвигают свои фигуры поочередноЕсли игрок дотронулся до фигуры, то он обязательно должен ей ходитьЕсли фигура достигает противоположной стороны поля, то она становится дамкой и переворачиваетсяФигуры передвигаются только по темным клеткам игрового поля

Основные правила игры в Го

Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.

Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.

Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.

Особенности игрового процесса

Для поклонников го крайне важна культура игры, сопровождающие ее ритуалы, атмосфера. Первично уважение соперников друг с другу и к го.

Недопустимо нервировать другого игрока, провоцировать его, нагнетать обстановку или как-либо мешать.

За гобаном и камнями необходимо тщательно ухаживать, не допускать пренебрежительного к ним отношения, ухаживать за предметами. Этикет не позволяет класть на доску что-либо, кроме камней и чаш.

В Японии противники должны поклониться друг другу и пожелать удачной игры

Не принято есть во время партии. Редко – пить чай или воду.

В Японии противники должны поклониться друг другу и пожелать удачной игры. После партии – вновь поклониться и выразить благодарность.

Камень держат между указательным и средним пальцем

Камень держат между указательным и средним пальцем – указательный снизу, средний сверху. Неприлично и некрасиво брать его большим и указательным. Невежливо перебирать камни в чаше, греметь ими, брать в руку сразу несколько (кроме процедуры жеребьевки – нигири).

Го подойдет тем, кто любит стратегически сложные, интеллектуальные игры

Допустимо попросить победителя указать вам ваши ошибки, приведшие к поражению.

Разновидности шашек

Правила игры в международные шашки похожи на русские. Они получили распространение в Польше, Франции, Китае, Бельгии, России и т.д. Главное их отличие заключается в том, что здесь используется поле размером десять на десять. Число фишек каждого цвета увеличивается до двадцати штук. Ими партнеры заполняют по четыре ряда со своей стороны. Во всем остальном схема игры одинакова, поэтому не будем повторяться. Выигрывает тот игрок, которому удалось уничтожить фигуры противника или лишить его возможности сделать ход.

По данной разновидности проходят турниры во многих странах, национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира. Часто опытные шашисты, проводя тренировки, используют в качестве соперника компьютер. Есть много интересной литературы, читая которую, любители шашек могут узнать о всех тонкостях и хитростях этой игры.

Существует разновидность шашек – Чекерс. Он популярен в Соединенных Штатах, Великобритании, Индии, Италии и т.д. Это также интересная игра, правила ее имеют следующие отличия от классики:

  • первыми ходят черные;
  • пешки бьют исключительно вперед;
  • дамка ходит только на одно поле, но и назад, и вперед.

Интересный факт: Джонатоном Шеффером было доказано, что существует беспроигрышный алгоритм ведения боя. Следуя ему, можно рассчитывать на выигрыш или, в крайнем случае, на ничью в Чекерсе.

Среди разных видов шашек у армян самой популярной считается тама. В нее играют на обычной 64-х клеточной доске. В партии участвуют 32 камня, 16 штук у одного и 16 штук у другого партнера. Фигурами заполняют каждую ячейку 2-го и 3-го ряда на сторонах партнеров. Камни ходят, а также бьют или по горизонтали, или по вертикали. Брать назад в игре запрещается. В инструкции к таме есть перечень “джентльменских правил”. Они говорят о том, что соперник обязательно предупреждает партнера, если он намерен бить его фигуру, или если он оказывается на 7-8 ряду.

Вот некоторые правила игры в Таму:

  • Пешка ходит на одну клетку или влево, или вправо и, ни в коем случае, назад.
  • Дамка (Тама) двигается по горизонтали, вертикали, диагонали, а также вперед, назад, то есть в восьми направлениях.
  • Если камень добирается до восьмой линии во время боя и может его продолжить, то делает он это уже в качестве Тамы.
  • Пешка бьет камень, стоящий справа, слева, впереди, по вертикальным или горизонтальным направлениям.
  • Тама бьет во всех восьми направлениях.
  • Если перед игроком открыто несколько вариантов взятия камней соперника, он должен выбрать максимально результативный.
  • Когда несколько вариантов взятия сулят одинаковое число битых камней, партнер сам решает, как ему ходить.

Проведение чемпионатов по Таме в Армении не редкость. Развлечение пользуется большой популярностью в стране.

Шашечная нотация и запись партии

Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.

Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:

  • вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
  • горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.

Запомните нотацию всех клеток.

При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:

  1. Указать порядковый номер шага.
  2. Обозначить поле, на котором стояла фишка.
  3. При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
  4. Обозначить место, на которое перемещена фигура.
  5. Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.

Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:

Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.

При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:

  • ! – сильный ход;
  • !! – сильный ход, который трудно найти;
  • ? – слабый ход;
  • ?? – ход, который явно ведет к поражению;
  • !? – ход с неясной оценкой;
  • Х – победа;
  • = – ничья.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий