Игра вратаря в гандболе
Рубрика: Упражнения и игры для детей
Техника игры вратаря состоит из перемещений в воротах, задерживания мяча, летящего на разной высоте, передачи мяча.
Вратарь внимательно следит за всеми действиями игроков на площадке и должен быть готов в любой момент защищать ворота. Летящий мяч вратарь задерживает выставленными в нужном направлении руками и ногами.
Во время броска в ворота вратарь занимает исходное положение для задерживания мяча. Ноги расставлены на ширину ступни и согнуты в коленях, руки —- в локтях, туловище наклонено вперед. Из этого положения вратарь способен перемещаться в любом направлении. Он не должен стоять на одном месте, иначе потеряет способность быстро включаться в игру. Чтобы ворота не стесняли движения вратаря, он занимает место несколько впереди линии ворот. Такое положение уменьшает угол броска в ворота. Перемещаясь около ворот, вратарь усложняет ориентировку «противника», бросающего мяч.
Мяч, летящий в ворота с большой скоростью, вратарь должен уметь задерживать и парировать за лицевую линию, так как поймать его трудно. Мячи, направленные в ворота, задерживают и парируют следующими способами. Мячи, летящие в стороне от вратаря на уровне бедра и выше, задерживают выставленными руками (рис. 12). Направленные в нижние углы мячи задерживают выпадом ноги (рис. 13). Летящие от поверхности площадки мячи вратарь задерживает и подстраховывает руками. При атаках с флангов позиция вратаря — у ближней штанги. При этом он поднимает обе или одну руку’ вверх, а другую выставляет в сторону. Если мяч летит в верхний угол, то он задерживается выставленной в сторону рукой. Стойка вратаря показана на рисунке 14. Если мяч направлен в дальний нижний угол, то его задерживают выставленными в сторону рукой и ногой (риє. 15). При атаках с флангов необходимо быстро выходить на мяч.
Обучение. Игре вратаря обучают на месте в следующем порядке: 1) рассказ и показ приема; 2) выполнение приема.
Для задерживания мяча, летящего в нижние углы, необходимо научить вратаря делать полушпагат и шпагат.
Упражнения для обучения игре вратаря в гандболе
- Переступание на месте.
- Переступание с выпадом вправо, влево и выставлением руки в эту же сторону, к ноге.
Вариант. То же, но по сигналу учителя.
- Игроки-вратари стоят лицом друг к другу. Один из них принимает любое исходное положение, которое применяют при защите ворот. Второй быстро повторяет и т. д.
- Вратарь стоит лицом к отбивной стенке на расстоянии1 м. Ученик, стоящий сзади с мячом, выполняет передачи в отбивную стенку. Вратарь старается поймать отскочивший мяч или отбить рукой, ногой и т. д.
Вариант. То же, но бросают несколько игроков по очереди.
- Броски мяча по охраняемому вратарем предмету. Ученики построены полукругом. Перед ними на расстоянии 6—8 м лежит мяч, охраняемый вратарем. Ученики стараются попасть в набивной мяч, а вратарь защищает его. Упражнение выполняют одним мячом. Можно двумя мячами, но бросать их поочередно.
- Вратарь в воротах. 8—10 учеников с мячами находятся на расстоянии 9—10 м от ворот. Броски мяча поочередно в нижние углы ворот с постепенным приближением к шестиметровой линии. После каждого броска игрок сам подбирает мяч. Брошенные мячи вратарь старается парировать.
Варианты: а) То же, но мячи бросать в верхние углы.
б) То же, но чередовать броски (раз в нижний и раз в верхний угол).
- Вратарь стоит лицом к шведской стенке на расстоянии 1—1,5 м. Игроки с мячами располагаются у него за спиной и поочередно посылают мячи ударом о стенку, а вратарь старается парировать их. Постепенно расстояние между вратарем и стенкой сокращают.
Учащиеся делятся на две равные команды, а их вратари становятся в ворота противоположных команд. Ученики поочередно выполняют броски в ворота с девятиметровой линии, а вратари стараются отбить их. Выигрывает команда, раньше забившая определенное количество мячей вратарю «противника».
Актуальность
Бросок мяча в ворота является основным техническим приемом игры в гандбол. Вся действия игроков команда направлена на создание максимально благоприятных условий одному игроку для выполнения завершающего броска. Результат игры всецело зависит от эффективности броска, поэтому правильное обучение этому приему и планомерное совершенствование его на возрастных этапах имеют большое значение.
Методика начального обучения технике гандбольного броска представлена в методической литературе довольно полно. Но период становления гандболистов от новичка до спортсмена высокой квалификации занимает период не менее 10 лет. В гандбол играют мужчины и женщины, в физическом развитии которых па разных возрастных этапах наблюдаются большие различия. Однако почти все научные исследования по методике обучения гандбольного броску и его совершенствованию на протяжение многолетней подготовки проведены на »узком контингенте*
Специалисты гандбола указывают на важность разносторонней подготовки в процессе становления техники броска. Однако нет ни одного научного исследования, в котором была бы отражена взаимосвязь технической и физической подготовленности игроков на возрастных этапах
Поэтому тема, выданная пали для исследования, является весьма актуальной.
ВЫВОДЫ
1. Получены модельные характеристики скорости полета мяча для гандболисток 12, 14, 16 лет и мастеров спорта при выполнении бросков в опорном положении и прыжке с установками на “силу” и “точность”. Скорость полета мяча с возрастом увеличивается неравномерно. Наибольший прирост в скорости при выполнении бросков с двумя установками наблюдается в возрасте от 12 до 14 лет.
2. Скорость полета мяча при броске в опорном положении выше, чем в прыжке (р <0,001) у всех исследуемых групп юных гандболисток и имеет несколько меньшую разницу у мастеров спорта (р <0,05) независимо от установки. Следовательно, бросок в опорном положении наиболее труден для задержания вратарем.
3. Разница в скорости полета мяча при выполнении в прыжке и опорном положении с установками на “скорость” и “точность” имеют тенденцию к уменьшению с увеличением возраста гандболисток. Разница в скорости полета с установками на “Г” и “Т” является критерием, по которому можно судить об уровне мастерства броска гандболисток.
4. Точность попадания при выполнении гандболистками разных бросков с возрастом увеличивается. Наибольший прирост наблюдается в период с 14 до 16 лет.
Точность попадания от 12 до 16 лет выше при выполнении броска в опорном положении, а у 16-летних и мастеров спорта точность выше при броске в прыжке.
5. Скорость и точность при выполнении броска гандболистками имеет обратную зависимость. У гандболисток период с 12 до 14 лет является наиболее благоприятным для совершенствования скорости полета мяча, период с 14 до 16 лет – точности попадания.
6. Количество показателей физического развития и физической подготовленности, взаимосвязанных со скоростью полета «мяча при выполнении броска, с возрастом увеличивается. В 12 лет число таких показателей составляет 10, в 14 лет – 14, в 16 лет – 22, у мастеров спорта – 30.
7. Скорость полета мяча при выполнении броска тесно взаимосвязана с силой гандболисток. В 12 лет наибольшую взаимосвязь имеют мышечные группы сгибателей туловища (г= 0,612); в 14 лет-разгибатели предплечья (г= 0,466), разгибатели туловища ( г= 0,350); в 16 лег – сгибатели и разгибатели кисти (г = 0,557; г= 0,538), сгибатели и разгибатели плеча (г= 0,463; r =0,441), сгибатели туловища (г- 0,601); у мастеров спорта – сгибатели и разгибатели плеча (г= 0,623; г = 0,431), сгибатели и разгибатели предплечья (г = о,733; r=0,551).
При выполнении броска в прыжке для гандболисток всех возрастных групп сила сгибателей туловища взаимосвязана со скоростью полета мяча. При броске в спорном положении такого общего показателя не обнаружено.
8. Тест “метание мяча весом 3 кг из-за-головы двумя руками сидя” имеет наибольшую степень взаимосвязи с показателями скорости полета мяча при выполнение бросков. Следовательно,- данный тест можно использовать для определения силовой подготовленности гандболисток в учебно-тренировочных группах СДШОР в связи с совершенствованием броска.
9. На скорость полета мяча при выполнении броска влияют пять факторов:
“двигательно-координационный”, “морфо-силовой”, “скоростно-силовой”, “антропометрический” и фактор “гибкость”. У всех исследуемых возрастных групп гандболисток самим значимым является “двигательно-коорданационный” фактор, остальные факторы имеют различные ранги в разных возрастных периодах.
10. Для увеличения скорости полета мяча и точности попадания при выполнении броска гандболистками могут использоваться как средства физической подготовки, так и технико-тактические средства.
Для улучшения физической подготовленности гандболисток 16 лет целесообразно применение сопряженно-последозательного распределения средств на этапах подготовительного периода, с целью постепенного развития максимальной, взрывной и скоростной силы. Для улучшения технико-тактической подготовленности целесообразны 3 этапа: стабилизации, эффективности, надежности выполнения броска.
11. Для контроля в тренировке гандболисток целесообразно применять аппаратуру, позволяющую производить измерение скорости полета мяча. Данная аппаратура используется для срочной информации и эмоциональной стимуляции. Результаты тестирования скорости полета мяча позволят своевременно корректировать подготовку гандболисток.