Комбинезон, куртка, штаны
Несмотря на, казалось бы, одну функцию, «строение» одежды для шоссейных и внедорожных гонок кардинально различается.
Шоссейные гонки
Для Супербайка и MotoGP — шоссейно-кольцевых гонок (ШКГ), предполагающих высокие скорости, используются мотокомбинезоны или комплекты из штанов и надежно пристегивающейся к ним куртки. Они изготавливаются из кожи и обязательно имеют дополнительные вставки из синтетических или армированных материалов в местах, подверженных наибольшему износу. Также одежда оснащена специальными защитными вставками. В основном, они рассчитаны на скольжение, неизбежно сопровождающее падение на треке.
Еще одна отличительная черта комбинезона для MotoGP — «встроенные» износостойкие наколенники — они принимают на себя «удар» по время поворотов, когда спортсмен практически касается коленом асфальтового покрытия.
При разработке одежды для ШКГ во главу всего ставится удобство посадки и управления мотоциклом, поэтому она всегда максимально облегает тело и даже несколько сковывает движения – ходить в ней достаточно неудобно. Однако в случае с падениями именно плотная посадка и ограничение свободы играют не последнюю роль, защищая от вывихов.
Гонки по бездорожью
Экипировка для мотокросса и других внедорожных дисциплин отличается достаточно сильно, поскольку основные травмы спортсмены получают при ударах и падениях. Для защиты от них используются моточерепаха и отдельная защита спины. Работают они по одному принципу: на плотно прилегающую к телу тканево-сетчатую основу в критичных местах прикреплены многослойные защитные накладки. Как и в случае со шлемом, они состоят из прочного пластикового верха, распределяющего удар на большую площадь, и вспененной мягкой подкладки. Для того чтобы гонщику было не так жарко, наиболее крупные накладки имеют перфорацию. Отдельные модели также оснащаются дополнительными наплечниками.
Защита спины имеет более сложную конструкцию, так как позвоночник подвержен наибольшим нагрузкам, а его повреждение крайне опасно. Отдельные модели, например, выпускаемые итальянской компанией Dainese, помимо жесткой пластиковой оболочки и обязательной мягкой прослойки из вспененного полиэтилена они имеют дополнительный слой, рассчитанный на нейтрализацию сильных ударов. Он представляет собой «соты» из алюминиевых пластин, которые легко переносят небольшие удары и сминаются лишь при сильных, эффективно рассеивая энергию.
Оба вида защиты надеваются под мотокуртку или джерси – легкую вентилируемую кофту. Обе они изготавливаются из дышащей синтетической ткани и дают больше свободы, без которой маневрирование на пересеченной местности было бы практически невозможным.
Штаны в униформе гонщика, участвующего в кроссовых дисциплинах, также относительно легкие и свободные, поэтому для защиты приходится использовать дополнительные принадлежности:
- «Бронетрусы» – длинные трусы-шорты с накладками в области поясницы, копчика, задней и наружной стороны бедра. По конструкции аналогичны моточерепахе: тонкая вентилируемая ткань в основании и усиленные вставки в ответственных местах.
- Накладные наколенники с креплением на ремнях. Имеют жесткую чашечку для надежной защиты и шарнирное соединение с ограниченным ходом для снижения нагрузки на сустав, фиксации ноги в правильном положении и, в то же время, обеспечения необходимой степени свободы.
Виды спортивных соревнований на мотоциклах
Существует ряд основных мотоциклетных дисциплин:
- Трековые гонки, или спидвей. Они могут проходить на траве, грунте, или по льду.
- Мотокросс – гонки по пересечённой местности. Эти мотоциклы созданы для бездорожья. Существуют классический мотокросс и суперкросс, проводящийся на спец.стадионах, в том числе и крытых.
- Супермото. Включает ровную трассу и элементы мотокросса (70/30). Спортсмены соревнуются на участках 500 м – 2 км.
- Эндуро. Этот тип гонок имеет много общего с кроссом. Часть участков дороги представляют собой дороги общего пользования, на которых приходится соблюдать правила дорожного движения и скоростные ограничения.
- Эндуро-кросс. Среднее между суперкроссом, триалом и эндуро.
- Шоссейно-кольцевые мотогонки. Проводятся на специальных мотоциклах (Moto Gp), или доработанных серийных – Супербайк. Здесь спортсмены преодолевают круги, длиной до 3 км, с резкими поворотами.
- Мототриал. Гонки по пересечённой местности, препятствия на которой создаются искусственно. Много сложных участков. Характерно использование специальных конструкция мотоцикла, позволяющих выполнять сложные трюки.
- Если уж речь зашла о трюках, то король такого мотоспорта – фристайл. В 2005 году он стал официально признанным видом спорта.
- В разряд мотогонок внесены также гонки эндуро на снегоходах.
Впервые гонки на этом виде техники начали проводиться в период с 1894 по 1903 года. В те времена королевой мотогонок была Франция, а столицей – Париж.
Организатором нового вида спорта стала французская автомобильная ассоциация. Под её эгидой в 1895 году прошёл первый совместный автомотопробег на 1200 км.
В 1904 году в мире появилось первое объединение мотоклубов. Деятельность Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ) была направлена на развитие этого вида спорта и проведение официальных соревнований.
1902 можно смело считать годом рождения шоссейно-кольцевых гонок. Первым подобным соревнованием можно считать гонки в Арденнах.
В 1908 году мотоциклисты вместе с кавалеристами приняли участие в традиционной «погоне за лисой», которая стала предком современного мотокросса. Сами же кроссовые состязания оформились только после 1 мировой войны.
За время существования мотоциклетного спорта, появились и более экзотические виды соревнований, такие, как мотобол.
Эволюция мотоспорта
Развитие мотоспорта набирало стремительные обороты. Поначалу основой соревнований считались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Но вот публика их воспринимала равнодушно.
Чтобы хоть как-то повысить интерес зрителей, соревнования по мотоциклетному спорту решили проводить на велотреках, ипподромах, а немного позже и на специальных мототреках, которые были закрыты для всех, кроме спортсменов.
Загрузка…
Теперь любители азарта могли не только наблюдать за гонками, но и делать ставки на мотоспорт. Что не сделаешь ради того, чтобы повысить интерес к относительно новому на то время виду спорта.
Немного позже были придуманы гонки на бездорожье, которые теперь пользуются большой популярностью и называются мотокроссом.
Так начали появляться новые виды мотоспорта, а вместе с этим и новые модели мотоциклов, которые соответствовали всем требованиям гонок.
Анализ и прогнозирование
При анализе и выборе прогноза на мотоспорт необходимо оценить следующие факторы:
ТОП5 букмекеров
Все букмекеры
Статистика выступлений команды в этом сезоне. От мощности мотоциклов зависит 50% успеха. Победить в чемпионате на слабом моторе не получится независимо от того, насколько хорош гонщик. С 2013 года победителями личного зачета в MotoGP 7 раз становились представители Honda.
Результаты квалификации
После нее бетторы уже могут оценить, кто станет фаворитом данного тура, а кто останется в середине общего зачета.
Важность этапа. В начале чемпионата ошибки не так критичны, еще есть время победить
Ближе к концу сезона важность каждого Гран-при растет. Оптимальное время для ставок на мотоспорт на фаворитов — середина и конец чемпионата. В начале сезона можно рискнуть заключить пари на аутсайдеров.
Виды и особенности трековых дисциплин
Классический спидвей
Классические трековые мотогонки проводятся на кольцевом треке с гаревым покрытием. Длина кольца — от 260 до 400 м, как и у обычной беговой дорожки на стадионе, где организовывались первые соревнования по спидвею. Ввиду небольшой длины трассы, гонка состоит из 4 (реже 5) кругов, при этом ширина трека позволяет одновременно стартовать 4 гонщикам.
Изначально Чемпионат мира строился на системе квалификационных раундов, в каждом из которых гонщики получали очки в зависимости от занятого места. В результате отбора 16 спортсменов переходили в финал, который состоял из 20 заездов. Победителем становился гонщик, который набирал максимальное количество очков в сумме после всех 5 заездов финального этапа. В том случае, когда к концу гонки несколько участников имело равное количество очков, все они объявлялись победителями.
Система отбора участников изменилась в 1955, когда за организацию взялась ФИМ. Квалификация приняла вид зональных соревнований: спортсменам больше не нужно было съезжаться в Англию на отборочные заезды, так как они начали проводиться в других европейски странах. Финал Чемпионата мира в 1961 году также покинул привычный Лондон и от года к году стал менять место проведения.
Еще одно значимое изменение было внесено в систему проведения в 1995. С этого года чемпион стал определяться не по результатам финального заезда, а при проведении 6-этапного мирового Гран-При. Каждый этап состоял из уже привычных 20 заездов (каждый гонщик выходил на трек 5 раз) и был дополнен финальным дополнительным заездом, призванным распределить по местам гонщиков, получивших одинаковое количество очков.
К слову, количество очков, полученное каждым спортсменом, зависело от занятого им места. Так победитель этапа получал 25 очков, серебряный и бронзовый призеры — 18 и 16 очков соответственно, и так далее по нисходящей вплоть до участника на последнем 16 месте, которому доставалось всего 1 очко.
В 2007 году подобный метод подсчета был упразднен, и результаты стали складываться из очков, набранных участниками непосредственно в результате заездов.
Гросспидвей
По сути, гросспидвей является полным аналогом классических трековых мотогонок за исключением размера трека. Вместо беговых дорожек для его организации изначально использовались ипподромы, поэтому длина одного круга достигает 1 км. Большая свобода движения позволяет участвовать в заезде сразу 6 спортсменам.
Этот вид спорта развит гораздо меньше, чем классическая дисциплина, но также курируется ФИМ, которая организует 2 мировых соревнования: Личный и Командный чемпионаты мира.
Гонки по ледяной дорожке
Аналог классического спидвея (по правилам и размерам трека), но проводимый зимой, когда трасса покрыта льдом. В большинстве случаев соревнования проводятся на тех же треках, что и в теплое время года, но иногда трассы специально организуются на замерзших водоемах.
Впервые гонщики выехали на ледяной трек примерно в 1920 годах в одной из скандинавских стран. Точных исторических данных об этом, к сожалению, не сохранилось. А вот выход отечественного мотоциклиста Сергея Бучина на трек для конькобежцев официально отмечен в газете «Красный спорт» от 9.01.1939.
Изначально гонки на льду носили исключительно развлекательный характер, поскольку считались чересчур опасными для официального вида спорта, однако уже в 1940 на ипподроме в Москве были проведены первые официальные соревнования локального масштаба, а в 1960 состоялся первый Кубок дружбы народов. В нем помимо спортсменов из СССР принимали участие мотоциклисты из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Видя нарастающий интерес, ФИМ решила придать соревнованиям официальный статус, и в 1966 году состоялся первый Чемпионат Мира.
Спидвей на земляном и травяном треках
Помимо гаревого и ледяного покрытия гонки проводятся также на земляных и травяных треках, но даже несмотря на ряд локальных чемпионатов, оба этих варианта не получили существенного распространения.
Мотокросс
Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.
Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.
Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:
- Классика – длина трека ограничивается 1,5-3 км, а максимальная скорость движения гонщиков – 50 км/ч.
- Суперкросс – проводится на кольцевой трассе под открытым небом или в зале, но с обязательным натуральным покрытием. В первом случае минимальная длина трассы – 400 м, во втором – 300 м.
Мотокросс
Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.
Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.
Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:
- Классика – длина трека ограничивается 1,5-3 км, а максимальная скорость движения гонщиков – 50 км/ч.
- Суперкросс – проводится на кольцевой трассе под открытым небом или в зале, но с обязательным натуральным покрытием. В первом случае минимальная длина трассы – 400 м, во втором – 300 м.
Рост разнообразия
Если в конце XIX века титул лидера в организации мотогонок носила Франция, поскольку Париж зачастую выступал отправным пунктом в состязаниях, то с началом нового столетия эту роль взяла на себя Великобритания. Именно в этой стране стали появляться новые направления.
Появление новых, быстроходных и проходимых моделей мото- и трициклов поспособствовало их «съезду с дороги» и организации гонок на пересеченной местности, так называемых «погонь за лисами» – прародителя современного мотокросса. Первая из серии подобных гонок была проведена в 1908 году. Весьма интересно, что изначально они также не были исключительно мотоциклетными соревнованиями: в гонках принимало участие по 13 гонщиков на самоходных механических экипажах и 16 конных наездников. Несмотря на то, что мотоциклы еще не были настолько быстроходными, чтобы всерьез соревноваться с лошадьми, соревнования вызывали огромный интерес у публики.
Следующая веха в истории мотоциклетного спорта – 1913 год. До этого соревнования имели исключительно локальный характер, то есть, в них участвовали спортсмены из той страны, где они проводились, но на этот раз ФИКМ было организовано первое международное состязание – InternationalSixDayTrial (ISDT). В этих командных соревнованиях на регулярность движения по пересеченной местности приняло участие 162 спортсмена. К слову эта гонка проводятся и по сей день, но под слегка видоизмененным названием – TheInternationalSixDay Enduro (ISDE) или просто эндуро.
Топ лучших спортбайков для начинающих
Чтобы выбрать лучший спортивный мотоцикл для начинающих, можно обратить внимание на рейтинг популярных моделей. Это простые в управлении, максимально безопасные двухколесники
Топ-10 спортивных мотоциклов для новичков выглядит так:
- Место 10 – Kawasaki Ninja EX250L.
- Место 9 – Kawasaki Ninja 250 ABS.
- Место 8 – Yamaha YZF-R25.
- Место 7 – Yamaha FZ6 Fazer.
- Место 6 – Yamaha YZF-R3.
- Место 5 – Triumph DAYTONA 675.
- Место 4 – Kawasaki Ninja 400R.
- Место 3 – Honda CBR650F.
- Место 2 – KTM RC390.
- Место 1 – Suzuki GSX-R 600.
Это топ спортивных мотоциклов, которые понравятся начинающим мотогонщикам. Если же вы занимаетесь мотоспортом профессионально, вам могут быть интересны модели подкатегории, соответствующей вашему виду мотоспорта.
Отправная точка
Итак, отправной точкой в развитии мотогонок, именно как профессионального спорта, стало появление в 1904 году ФИКМ – международной федерации мотоциклетного спорта, призванной стать основным контролирующим органом всего направления мотогонок. Под ее началом они стали достаточно стремительно развиваться и разветвляться, образуя все больше независимых и, зачастую, абсолютно не похожих друг на друга направлений.
Первым из них можно считать появление мотоциклетных гонок по гаревой дорожке (прототипа современных спидвеев), состоявшееся в 1907 году в США и примерно в то же время в Англии. Напомним, что до этого все состязания с участием «одноколейных механических экипажей» представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по дорогам общего пользования. Это создавало, как минимум, две проблемы: повышенную травмоопасность из-за непосредственной близости обычных пешеходов и сложность в просмотре, а значит, небольшой интерес со стороны зрителей.
Превращение же соревнований в локальное мероприятие, проводимое сперва на ипподромах и велосипедных треках, а затем и на специальных закрытых трассах для мотоциклов, не только решало обе проблемы, но и работало на их популяризацию – зрители могли беспрепятственно наблюдать за противостоянием скоростных машин. Выбранная стратегия оказалась верной и соревнования стали ежегодными.
Общая информация
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.
Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.
Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.
Послевоенные годы
Первая и вторая мировые войны, заставили практически позабыть о мотогонках, поэтому следующие стадии развития пришлись уже на послевоенные годы. В частности, ФИКМ сумела возобновить деятельность в 1946 и уже в следующем году организовала в Нидерландах первое в мире международное соревнование в дисциплине кросс-кантри, в котором приняли участие спортсмены из Голландии, Великобритании и Бельгии. Состязание получило название «Мотокросс наций» и проводится на ежегодной основе с самого момента основания.
Столь внушительных достижений ФИКМ словно было недостаточно и уже в 1949 вместе с переименованием в ФИМ (FédérationInternationaleMotocycliste, FIM) было представлено новое соревнование – Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. К настоящему моменту оно считается одним из самых престижных и проводится в двух направлениях – MotoGP и «Супербайк».
Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала
Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.
5.1. Мотокросс2
Мотокросс не нуждается в переводе. Это слово одинаково звучит и понимается на большинстве языков мира. Нет необходимости объяснять и сущность кросса, поскольку преодоление пересеченной местности существует во многих видах спорта. Значительно труднее назвать дату первых соревнований: попытки ездить на мотоцикле по бездорожью так же стары, как и мотоцикл.
Принято считать, что первым спором мотоцикла с другим транспортным средством в езде по бездорожью была «гонка за лисой», состоявшаяся вблизи Лондона на военном учебном плацу в 1908 году. Тогда 13 мотоциклистов и 16
всадников на конях решили выяснить, кто быстрее вне шоссейных магистралей. Полную победу одержали кавалеристы. Это не смутило поклонников мотоцикла.
В разных европейских странах, прежде всего в Великобритании и Франции, стали проводить импровизированные мотокроссы, не имевшие ни четких правил, ни программы. Интереса у публики они не вызывали. В 1913 году в программу первых международных шестидневных мотосоревнований ФИМ были введены испытания на плохих проезжих дорогах. Но популярность у зрителей завоевали не они, а подъемы на холм. Мотоциклисты по очереди штурмовали крутые вершины, которые, как правило, были недосягаемы, и победитель определялся по наибольшему количеству пройденных метров.
Конечно, ни «гонку за лисой», ни шестидневку, ни подъемы на холм нельзя считать родителями кросса. Это были лишь попытки найти более или менее
приемлемую форму соревнований мотоциклистов по пересеченной местности.
Она появилась лишь после второй мировой войны.
Мотокросс развивается стремительно, и тот, кто хочет добиться в нем высот, не может позволить себе жить старым багажом. Это относится не только к машинам, но и к людям.
С чего начинался мотокросс
Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.
В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.
В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.
Мотоориентирование
Мотоориентирование, фактически, является полным аналогом обычного спортивного ориентирования за исключением того, что местность для него выбирается соответствующая – та, где мотоцикл сможет проехать. Это могут быть как леса и поля, так и гораздо более масштабные заезды между городами. Соревнование может быть как индивидуальным, так и командным.
Ориентирование на мотоциклах было достаточно популярным в СССР. Одно из первых любительских соревнований прошло на турслете в Ленинграде в 1964 году. В нем приняло участие 20 экипажей. А уже в 1969 соревнования по мотоориентированию были включены в программу Всесоюзного слета автомототуристов, прошедшего в Киеве. В нем приняло участие 100 мотоциклистов-одиночек из СССР и соседних стран.
Весьма интересно, что ориентирование производилось по нескольким правилам. Например, первые соревнования были «ориентированием по выбору», то есть, участникам было вовсе не обязательно посещать все контрольные точки, отмеченные на карте. Достаточно было «собрать» 7 любых из 9 возможных.
Несмотря на скорый расцвет, уже к 1975 году популярность ориентирования на мотоциклах практически сошла на нет. В настоящее время крупных мероприятий уже не проводится, но события локального масштаба, организуемые любителями, по-прежнему продолжают существовать в российских и некоторых европейских городах.
Виды мотокроссовых гонок
Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.
- Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
- Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
- Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
- Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
- Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
- Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.
Мотоциклетный спорт – история появления
В истории появления данной спортивной дисциплины все довольно просто – мотоспорт появился тогда, когда был изобретен первый мотоцикл. А произошло это в 1885 году благодаря Готтлибу Даймлеру, которому пришла в голову идея изобрести что-то похожее на современный мотоцикл.
Спустя 2 года одна компания занялась производством трициклов, но общество отнеслось к новинке на колесах с большим недоверием. Чтобы хоть как-то доказать, что нет поводов для беспокойства, они решили провести соревнования в трудных условиях между мотоциклами. Долгое время гонки на авто и мотоциклах были объединенным соревнованием.
Первым организатором подобных гонок на мотоциклах считается Автомобильный клуб Франции, поэтому неудивительно, что долгое время Франция была центром мотоциклетного спорта, а Париж был той самой точкой отправки.
В 1899 году в столице Австрии – Вене были проведены первые официальные гонки на мотоциклах. Но, несмотря на это окончательное разделение соревнований на мотоциклетные и автомобильные произошло в начале ХХ века.
И только после того, как определилась специфика авто- и мотоспорта, в 1904 году в Париже появилась Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Немного позже под эгидой Федерации начали проводить международные мотосоревнования.
История мотогонок
Во Франции был создан Автомобильный клуб, который организовал в конце девятнадцатого века самые первые мотогонки в Париже. И после этого центром мирового спорта по мотогонкам считается именно эта страна. Это был автопробег всех видов машин по обычной дороге на длинное расстояние. К соревнованиям допускались любые виды мотоциклов, даже трех- и четырехколесные.
Экипаж машины мог буксировать свой транспорт или ремонтировать его во время прохождения соревнования. Главным требованием было дойти до финиша собственным ходом. В начале двадцатого столетия автогонки и мотогонки были официально разделены, как самостоятельные виды соревнований. Был сформирован МФМК в 1904 году. И теперь только эта организация проводила международные мотогонки.
Соревнования, проводимые на дороге, не были интересны зрителям, а их нужно было привлечь. Чтобы заинтересовать людей гонками, соревнования начали проводить на мототреках, которые специально для гонок были созданы. С каждым разом условия соревнований усложнялись и добавлялись новые испытания для мотоциклистов.
Гонки по дороге, которые назывались шоссейными, преобразовали в другой вид, шоссейно-кольцевые, и они стали более зрелищными. Появились новые требования и условия. На мотоцикле нужно было подняться на возвышенность, проводились гонки на рекордную скорость. На специальных треках проводятся скоростные гонки. Изменялись условия гонок, и, соответственно, появились мотоциклы новых конструкций.
Гонки на мотоциклах по бездорожью тоже появились в начале прошлого столетия. Впервые подобные соревнования прошли в Лондоне. Постепенно становясь все более популярными гонки на мотоциклах стали проходить в виде развлекательных шоу.
Россия провела впервые такие соревнования в 1898 году. Это произошло под городом Петербург. И после этого мотогонки по дороге Москва – Петербург проводились постоянно. В бывшем Советском Союзе тоже начали проводить подобные мотогонки. Это случилось в 1924 году. Они прошли на ипподроме. И когда отечественное мотостроение стало развиваться, подобные соревнования проводились в каждой республиках Союза.