Джаггер – Виды и снаряжение – Правила и соревнования – Особенности

Как начать заниматься ездовым спортом

Разумеется, как и в любом другом кинологическом спорте, добиться успеха в гонках на собачьих упряжках можно только путем упорных тренировок. Без должной подготовки результаты всегда будут низкими – более того, очень часто спортсмены, уделившие недостаточно внимания занятиям с собакой, просто сходят с дистанции.

Время тренировок. Обучение собак ездовому спорту осуществляется круглый год, кроме летних месяцев – жаркая температура может нанести вред здоровью собак. Хотя большинство гонок проводятся в зимнее время, тренировки следует начинать задолго до них, чтобы питомцы смогли прийти в форму. Весь период подготовки можно разделить на несколько этапов:

  • активный отдых (май – август) – в этот период собаки бегают на природе, ходят в походы, плавают и т. д. для восстановления сил и поддержания мышц в тонусе для последующей физической подготовки;
  • тренировка (август – январь) – данный этап заключается в прохождении собакой комплекса упражнений, призванных развить ее навыки до уровня, соответствующего заявленным в конкретных соревнованиях;
  • соревнования (январь – апрель) – на этом этапе собака непосредственно принимает участие в различных гонках.

Снаряжение. Для тренировки собак в бесснежный сезон используются колесные аналоги нарт или пулки, например скутеры, карты и т. д. Снаряжение изготавливается заранее и по индивидуальным параметрам каждого животного, чтобы питомцы чувствовали себя максимально комфортно. Перед самими соревнованиями подготовка включает в себя уже упражнения с тем оснащением, которое будет использоваться на гонках – так собаки привыкнут к нему заранее.

Программа тренировок. Собственно, сама подготовка подразумевает развитие силы и выносливости не только у собак, но и у самого каюра, ведь ему придется вместе с ними преодолевать многие километры заснеженных пространств. Тренировки начинаются со сравнительно небольшой нагрузки, постепенно увеличивается их интенсивность, величина дистанции. Каждый каюр сам определяет программу подготовки и систему кормления, ориентируясь на сезон, состояние собак, характер гонки. Профессиональные погонщики имеют дневник, в который тщательно записываются все данные о погодных условиях, дистанциях, возможных травмах собак и другую информацию, которая позволяет отслеживать динамику и результативность тренировки.

Если вас заинтересовал данный вид спорта, рекомендуем обратиться в местный кинологический клуб. Там вы сможете точно узнать, с чего начать обучение ездовому спорту, какое снаряжение выбрать, какую разработать эффективную систему кормления и получить прочую информацию по гонкам на собачьих упряжках. Терпение, упорный труд и тесное сотрудничество между вами и вашими питомцами позволит достичь вам высоких результатов в этом направлении.

Виды ездового спорта

Популярность ездового спорта привела к тому, что он им занимаются чуть ли ни в каждой стране. Однако не везде имеются такие же условия, как на родине гонок на собачьих упряжках. По этой причине были придуманы различные дисциплины, а также разработано специальное снаряжение, чтобы адаптировать подобные состязания к теплому климату. На данный момент существуют следующие виды ездового спорта на собаках, которые можно объединить в две большие категории:

Бесснежные дисциплины (драйленд). Такие соревнования проводятся в теплый сезон или в тех странах, где снег является редкостью. К бесснежным дисциплинам относятся:

каникросс – бег человека с собакой, пристегнутой к его поясу специальным потягом с амортизатором;

догтрекинг – отличается от каникросса тем, что допускается передвижение в различном темпе, от ходьбы до бега;

байкджоринг – гонка на велосипеде с одной или двумя собаками, пристегнутыми к его рулю или специальному кронштейну с помощью потяга;

скутеринг – гонка на специальном самокате (скутере), к которому прикрепляется упряжка с одной или двумя собаками;

картинг – гонки на 3- или 4-колесной тележке, запряженную в упряжку из 4-10 собак;

Зимние дисциплины. Эти разновидности ездового спорта исторически появились и развились раньше и проводятся в холодный сезон и в регионах с большим количеством снега. Среди зимних дисциплин выделяются следующие:

скиджоринг – гонка лыжника с 1-2 собаками, прикрепленными к его поясу потягом с амортизатором;

пулкинг – это соревнование с использованием небольших саней, к которым с помощью троса прикрепляется упряжка из 1-4 собак;

гонки на упряжках – исторически первая дисциплина ездового спорта, соревнования каюров на санях (нартах), соединенных с упряжкой из 2-16 собак.

Кроме того, на соревнованиях в любой сезон также проводится эстафета – последовательная гонка нескольких участников. В ней могут участвовать представители сразу нескольких дисциплин.

Соревнования по ездовому спорту также делятся по протяженности на следующие виды:

  • спринт – максимальная дистанция такой гонки составляет 40 км;
  • гонки на средние дистанции – их протяженность насчитывает 40-500 км;
  • гонки на длинные дистанции – это марафоны протяженностью от 500 км и больше.

Следует отметить, что последние две разновидности гонок проводятся только в зимнее время по снежному покрытию.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Jagdtiger
В сети Интернет
  • Ягдтигр // Википедия
  • Jagdtiger. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor – Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H Ankou  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Kampfpanzer 07 RH  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Kunze Panzer  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII GSOR 1008  • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Снаряжение для ездовой собаки

Важную роль в гонках играет снаряжение для ездового спорта на собаках – от того, как тщательного оно подобрано, во многом зависит успех на состязаниях. Амуниция разрабатывается таким образом, чтобы оптимально распределять нагрузку на животных, уменьшить потери их тяглового усилия. В современном ездовом спорте применяется следующее снаряжение:

шлейка – используют специальные синтетические шлейки, которые предназначены для распределения основной нагрузки на грудную клетку животного и, частично, на остальной корпус;

ошейник – обычно используют капроновые ошейники-полуудавки, с помощью которых пристегивают собак в одном ряду;

карабин – это удобный защелкивающийся замок, с помощью которого шлейка пристегивается к потягам, соединенным с нартами, пулкой, скутером или иной нагрузкой;

потяг – это гибкий и легкий трос из капронового волокна или иного прочного и эластичного материала, соединяющий собаку с нагрузкой, а также передающий тягловое усилие упряжки;

амортизатор – это элемент, устанавливаемый на начале основного потяга, который снижает ударные нагрузки на тело собаки, позволяя ей без последствий для здоровья совершать рывки и прыжки;

привязь – это вспомогательный потяг для зацепления упряжки за дерево и столб во время остановки или перед стартом, часто дополняемый двойным карабином или иным устройством для быстрого отцепления.

Амуниция для ездового спорта изготавливается индивидуально под каждую собаку. Раньше материалом для нее служила натуральная кожа, сегодня же в профессиональном спорте больше распространены синтетические материалы (капрон, полипропилен и т. д.), которые отличаются легкостью, прочностью, эластичностью, комфортностью для собак, а также легко чистятся.

Породы собак для ездового спорта

Пðòøûð ñþûÃÂÃÂøýÃÂÃÂòð ÃÂþÃÂõòýþòðýøù ôþÿÃÂÃÂúðÃÂàú ÃÂÃÂðÃÂÃÂøàò ÃÂþÃÂõòýþòðýøÃÂàÿþ õ÷ôþòþüàÃÂÿþÃÂÃÂàÃÂþñðú ûÃÂñþù ÿþÃÂþôÃÂ. ÃÂôýðúþ þÃÂõòøôýþ, ÃÂÃÂþ ôðûõúþ ýõ úðöôþõ öøòþÃÂýþõ ÿÃÂøÃÂÿþÃÂþñûõýþ ôûàÃÂðúøàÃÂþÃÂÃÂÃÂ÷ðýøù ø÷-÷ð ÃÂÿõÃÂøÃÂøÃÂõÃÂúøàÃÂÃÂõñþòðýøù, úþÃÂþÃÂÃÂõ ýðúûðôÃÂòðõàÃÂðü ÃÂðÃÂðúÃÂõàóþýþú ýð õóþ þÃÂóðýø÷ü:

  • òÃÂÃÂþúðàòÃÂýþÃÂûøòþÃÂÃÂÃÂ, þÃÂþñõýýþ ýð ÃÂÃÂõôýøàø ôûøýýÃÂàôøÃÂÃÂðýÃÂøÃÂÃÂ;
  • ñþûÃÂÃÂþõ ÃÂÃÂóþòþõ ÃÂÃÂøûøõ, ÿþ÷òþûÃÂÃÂÃÂõõ ÃÂôòøýÃÂÃÂàýðóÃÂÃÂ÷úàÃÂð÷ûøÃÂýþóþ ÃÂð÷üõÃÂð;
  • òÃÂÃÂþúðàÃÂúþÃÂþÃÂÃÂàÿõÃÂõôòøöõýøÃÂ, ò ÃÂþü ÃÂøÃÂûõ ÿþ ÃÂÃÂÃÂûþüàóÃÂÃÂýÃÂàøûø ÃÂýõóÃÂ;
  • üþÃÂþ÷þÃÂÃÂÃÂþùÃÂøòþÃÂÃÂàôûàÃÂÃÂðÃÂÃÂøàò ÷øüýøàôøÃÂÃÂøÿûøýðÃÂ;
  • ÃÂÿþúþùýÃÂù ÃÂðÃÂðúÃÂõàø ýõúþýÃÂûøúÃÂýþÃÂÃÂàôûàþñõÃÂÿõÃÂõýøàÃÂûðöõýýþù ÃÂðñþÃÂàÃÂÿÃÂÃÂöúø;
  • ÃÂõÃÂúþõ ø ñõÃÂÿÃÂõúþÃÂûþòýþõ ÿþÃÂûÃÂÃÂðýøõ úðÃÂÃÂÃÂ.

àÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòøø àòÃÂÃÂõÃÂúð÷ðýýÃÂüø ÃÂÃÂõñþòðýøÃÂüø, ýðøñþûõõ ÿþôÃÂþôÃÂÃÂøüø ÃÂÃÂøÃÂðÃÂÃÂÃÂàÃÂõòõÃÂýÃÂõ ÿþÃÂþôÃÂ, þÃÂûøÃÂðÃÂÃÂøõÃÂàÿûþÃÂýÃÂü úþÃÂÃÂÃÂúþü ø ÃÂþÃÂþÃÂþ ÃÂð÷òøÃÂþù üÃÂÃÂúÃÂûðÃÂÃÂÃÂþù â üðûðüÃÂÃÂÃÂ, ÃÂøñøÃÂÃÂúøõ ÃÂðÃÂúø, óÃÂõýûðýôÃÂúøõ ÃÂþñðúø ø ÃÂ. ô. àÃÂþ öõ òÃÂõüàôûàÿþòÃÂÃÂõýøàÃÂúþÃÂþÃÂÃÂø üýþóøõ óþýÃÂøúø ÃÂÃÂðûø øÃÂÿþûÃÂ÷þòðÃÂàöøòþÃÂýÃÂààÿÃÂøüõÃÂÃÂàúÃÂþòø úÃÂÃÂÃÂÃÂððÃÂþò, óÃÂõùÃÂðÃÂýôþò, ÿþøýÃÂõÃÂþò ø ÿÃÂþÃÂøàÿþôÃÂÃÂöõùýÃÂàøûø óþýÃÂøàÃÂð÷ýþòøôýþÃÂÃÂõù.

История ездового спорта

Впервые гонки на собачьих упряжках были упомянуты в 1850 году – путешественники состязались на дороге между городами Сент-Пол (США) и Виннипег (Канада). Другое зафиксированное свидетельство о подобных соревнованиях относится к 1886 году, когда они были проведены в рамках Зимнего Карнавала в том же Сент-Поле.

Однако подлинное зарождение ездового спорта произошло во времена «золотой лихорадки» на канадском Юконе и американской Аляске. Тысячи искателей наводнили регион в поисках драгоценного металла, и на заснеженных просторах собачьи упряжки стали наиболее эффективным средством передвижения на большие расстояния. Сформировался класс профессиональных погонщиков (каюров), доставлявших припасы на отдаленные прииски. Конкуренция между искателями также способствовала росту соревновательного духа.

Центром развития гонок на собачьих упряжках стал американский город Ном на Аляске. Именно здесь в 1907 году прошли первые полноценные спортивные соревнования по ездовому спорту под названием All Alaska Sweepstakes. В организации состязаний большую роль сыграл каюр шотландского происхождения Александр Аллан, известный также как Скотти Аллан. Другим известным погонщиком в Номе станет Леонард Сеппала – впоследствии серебряный призер гонок, прошедших в рамках 3 Зимней Олимпиады в Лейк-Плейсид в 1932 году.

Популяризации ездового спорта во многом способствовала история Балто – вожака упряжки, которая доставила сыворотку от дифтерии в пораженный эпидемией Ном в 1925 году. История пса-хаски, который помог каюру Гуннара Каасена найти путь в снежной метели, получила огромный резонанс в СМИ. Упряжка совершила несколько турне по всему США, а сам Балто стал национальным героем – в Нью-Йорке ему был установлен памятник. В память об этой Гонке милосердия в Номе стали регулярно проводиться состязания, привлекающие множество поклонников как ездового спорта вообще, так и истории о героическом псе в частности.

Хотя первоначально ездовой спорт на собачьих упряжках был популярен в Северной Америке, со временем он стал завоевывать поклонников и в других странах. Первой из европейских государств, где появились свои профессиональные состязания, стала Норвегия. Этому способствовала история местных исследователей Крайнего Севера Расмуссена и Нансена, которые использовали собачьи упряжки в своих путешествиях. На прошедших в 1952 году Олимпийских Играх в Осло ездовой спорт был представлен в виде демонстрационных состязаний. Постепенно свои соревнования стали проводиться в Австрии, Франции, Швейцарии и других европейских странах. Уже в 70-х годах 20 века практически по всей Европе были зарегистрированы клубы любителей гонок на собачьих упряжках.

Важным этапом стало создание в 1983 году Европейской ассоциации ездового спорта (ESDRA), под эгидой которой сегодня проходят Чемпионат и Кубок Европы среди 22 стран. В 1992 национальные федерации ездового спорта со всех 5 континентов объединились в Международную федерацию (IFSS), проводящую Кубок и Чемпионат мира, а также представляющую гонки на упряжках в Олимпийском комитете.

В СССР гонки на собачьих упряжках были представлены слабо – соревнования проводились в рамках национальных северных праздников, СМИ освещали такие события лишь на региональном уровне. Ситуация изменилась в 1990 году, когда на Камчатке прошла первая спортивная гонка «Берингия» протяженностью в 250 км. Через год конкуренцию ей составила 1920-километровая чукотская трасса «Надежда», соединившая российский Анадырь и американский Ном, став таким образом первым в России международным состязанием.

В середине 90-х годов ездовой спорт был проведен в Центральной России на трассе «Московия», соединившей Москву и Санкт-Петербург. А в 1996 году отечественные спортсмены организовали первую Российскую федерацию гонок на собачьих упряжках, которая вошла в ESDRA и IFSS. Ее преемницей в 2003 году стала Всероссийская ассоциация ездового спорта (BAEC), просуществовавшая до 2011 года. В течение 3 лет после этого развитие ездового спорта в России осуществлялась благодаря усилиям региональных ассоциаций и клубов, многие из которых были представлен и на международном уровне. В 2014 году 23 из них объединились под началом Федерации ездового спорта России (ФЕС). Отечественные каюры активно участвуют в международных соревнования, в том числе занимая призовые места на европейских и мировых чемпионатах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий