Мотокросс – Виды и соревнования – Техника и особенности

ADAC MX Masters

В сравнении с вышеназванными мировыми соревнованиями серия ADAC MX Masters (она же «Открытый чемпионат Германии») не так известна, однако для спортсменов она имеет достаточно большую ценность. Дело в том, что основная цель соревнования, запущенного ADAC – крупнейшим европейским автомобильным клубом Европы – продвижение и развитие профессионального спорта и поиск молодых талантов. Говоря более простым языком, гонка является своеобразным трамплином, который помогает молодым кроссменам не только испытать свои силы в состязании с сильнейшими гонщиками из разных стран, но и получить пропуск в мир «большого» профессионального мотокросса.

Ровно по этой причине правила заезда точно такие же, как и у ЧМ, а соревнования изначально, с 1996 года проводились только среди юниоров. Тогда гонка носила название ADAC MX Junior Cup и устраивалась ежегодно, причем участие в ней принимали не только юниоры из Германии, но и из других стран. Например, уже в 1999 году главный приз достался гонщику из Бельгии. К слову, несколько раз участвовали в ней и российские юниоры, например в 2007 победителем оказался Александр Тонков.

Впрочем, к 2005 из одной гонки ADAC MX Masters превратилась в серию – в ней появился дополнительный одноименный премьер-класс для взрослых кроссменов. А уже в 2006 – второй молодежный – ADAC MX Youngster Cup. Сейчас же общее количество классов – 4:

  • ADAC MX Master – для гонщиков старше 21 года. Соревнование проводится в виде 2 гонок по 30 минут + 2 круга каждая.
  • ADAC MX Youngster Cup – пилоты в возрасте от 14 до 21 года. 2 гонки по 25 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 125 – подростки от 13 до 18 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 85 – дети от 10 до 15 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.

Возникновение мотоспорта

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894—1903 гг.

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (англ.)русск., учрежденный в 1895 г. Благодаря АКФ, Франция в течение многих лет оставалась центром мотоциклетного спорта, а отправной точкой соревнований долгое время являлся Париж.

На рубеже XIX—XX века проводились главным образом автомотопробеги на длинные дистанции по обычным дорогам. Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж — Бордо — Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырёхколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счёт работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населённые пункты из расчёта гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Кросс-кантри ралли

Трассы кросс-кантри ралли обычно пролегают по огромным открытым пространствам, что дает участникам практически полную свободу выбора скоростного режима движения

Фактически, единственным ограничением здесь выступает осторожность спортсмена и его умение одновременно следить за дорогой и приборами, поскольку трассу приходится разведывать прямо по ходу гонки. Вопреки этим трудностям средняя скорость движения здесь все равно практически вдвое выше, чем на соревнованиях по мотокроссу – порядка 140 км/ч, а максимальные показатели на наиболее простых участках могут достигать 160-165 км/ч

Но стоит понимать, что попытки двигаться на пределе возможностей могут оказаться для участника фатальными – всего одного препятствия на трассе будет достаточно, чтобы сойти с дистанции, повредив технику или получив серьезную травму.

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Что такое мотокросс?

Прежде всего мотокросс представляет собой захватывающую спортивную дисциплину, в которой участники соревнуются на специальных мотоциклах. На отдалении от мест общественного пользования выбирается или специально организовывается кольцевая трасса с препятствиями в виде ям, кочек, поворотов. Езда по такому внедорожью не сравнится с поездкой по городскому асфальту. Различные элементы (трамплины, торможения, повороты) требуют координации мышц, работы с балансом тела, сил и выносливости.

Мотокросс – это не просто катание, это вид спорта, где ставится и выполняется задача – за максимально короткое время преодолеть специальный участок трассы. Это грязная, требовательная, трудная работа, смесь волнения, адреналина и запаха бензина.

5.5. Шоссейно – кольцевые гонки

Шоссейно
– кольцевые
гонки недаром
считаются
классическим
видом мотоспорта.
В них проявляется
одно из основных
качеств мотоцикла
– скорость. А
она, в свою очередь,
требует от
гонщика смелости,
хладнокровия
и умения. И вполне
закономерна
популярность
этих соревнований
во всем мире,
хотя они не
являются массовыми
в общепринятом
значении этого
слова.

Здесь
от спортсмена
требуется
искусство
проходить
беспрестанно
меняющиеся
повороты,
преодолевать
подъемы и спуски
,
правильно
выбирать скорость,
безошибочно
и мгновенно
включать нужные
передачи. Машинам
же нужны двигатели
с хорошей
приемистостью,
надежные, эффективно
работающие
тормоза и жесткая
рама с подвесками,
способными
обеспечить
устойчивость
при резко меняющихся
направлениях
движения. Поскольку
здесь мощность
двигателя редко
используется
полностью,
особое значение
приобретает
коробка передач:
чем больше в
ней ступеней,
тем ближе их
передаточные
отношения, а
стало быть, и
меньше время
разгона.

5.6.
Атмосфера гонок

Захватывающее
соревнование
вихрем несущихся
машин привлекло
тысячи зрителей.
Мальчишки, отцы
с семьями, старики
часами стояли
и сидели у
ограждающих
дорогу канатов,
аккуратно
отмечая в своих
программах
и блокнотах
номера гонщиков,
круг за кругом
проходящих
дистанцию.
Взволнованный
голос комментатора
из расставленных
повсюду репродукторов,
волнами накатывающийся
звук работающих
на предельных
оборотах двигателей
и, конечно,
мастерство
смельчаков,
пролетающих
мимо так быстро,
что едва успеваешь
рассмотреть
номер, или берущих
поворот, почти
распластавшись
на асфальте,
– все это создавало
приподнятую
атмосферу
праздника,
доставляя
зрителям огромное
удовольствие.

Лидеры производства

На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.

Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.

От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).

К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.

Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.

Мотокросс в Советском Союзе

В СССР мотокросс входил в число самых популярных видов спорта. Конечно, он не мог сравниться с футболом и хоккеем, но оставался массовым и успешным. Первые официальные чемпионаты в стране начали проходить ещё в 50-е годы. В 1954 состоялось первое международное соревнование. В 1956 мотоклуб СССР стал частью международной федерации.

В Союзе производились неплохие кроссовые мотоциклы цены которых всех устраивали, но основу спорта составляли Ява и СZ. Именно на этой технике выступали советские спортсмены на международном уровне.

Впервые советский гонщик Геннадий Моисеев побеждает в общемировом первенстве в 1974 году. До этого не удавалось подняться выше 3 ступеньки.

Обычно советские гонщики принимали участие в заездах только на отечественной технике, либо мотоциклах, произведённых в соцстранах. Но случались и казусы, как с тем же Моисеевым. У спортсмена не было возможности выступить на чешском мотоцикле. Его просто не успели привезти. В результате, чтобы не сниматься с соревнований, он согласился на предложение команды КТМ выступить на австрийской технике. Это принесло ему победу в 1974, 1977 и 1978 годах.

Также будет интересно: Какой выбрать мотоцикл для начинающих байкеров?

Мотокросс

Мотокросс, несмотря на нарочито усложненную трассу, является достаточно скоростным видом спорта. Этому способствуют правила, поскольку главная задача любого спортсмена – первым пройти маршрут и финишировать. Кроме того, мотоциклы участников достаточно легкие, что позволяет преодолевать большинство препятствий и покорять бездорожье достаточно быстро. Однако официальные правила большинства соревнований имеют конкретные указания относительно построения трассы. Она должна прокладываться таким образом, чтобы средняя скорость участников не превышала 55 км/ч, но на отдельных участках мотоциклы могут развивать скорость до 100 км/ч.

История появления и развития

Первым шагом к появлению полноценного отдельного спортивного направления стали стандартные технические испытания мотоциклов, проводившиеся практически с самого момента появления двухколесных механических транспортных средств. В частности, самым первым испытанием подобного рода обычно считается endurance run (собственно, заезд на выносливость), проведенный в 1902 году в США на трассе, соединившей Нью-Йорк и Бостон.

Первым по-настоящему спортивным событием стал International Six Day Trial — шестидневные соревнования на бездорожье, проведенные ФИКМ в 1913 году в Англии. Они оказались настолько успешными, что стали проводиться ежегодно (исключением были лишь военные годы), периодически меняя страны. В 1967 году ISDT получил статус чемпионата мира.

К началу 1980-х среди англоговорящих любителей бездорожья и профессиональных гонщиков плотно закрепилось разговорное наименование направления – Enduro, поэтому пришедшая на смену ФИКМ ФИМ в 1981 году решила слегка изменить и название основного соревнования. Теперь оно официально стало именоваться International Six Day Enduro, что гораздо больше соответствовало сути гонок, которые к тому моменту стали напоминать кросс-кантри заезды.

Весьма популярным эндуро было и в СССР, правда, по понятным причинам, называлось оно мотомногоборьем. Первый Чемпионат СССР было организован в 1956. Тогда же главный автомотоклуб страны вступил в ФИМ, и нашим спортсменам открылась дорога на шестидневные гонки мирового масштаба. И, надо сказать, им удалось отлично себя проявить: спортсмены не раз привозили домой золотые медали, причем иногда призовые места занимали участники, управляющие отечественными моделями мотоциклов.

Что нужно для начала занятий – организация безопасности

Учитывая, что мотокросс, это один из травма-опасных видов спорта, перед началом занятий необходимо уделить особое внимание организации безопасности. В первую очередь ребенок должен понять, что техника безопасности стоит на первом месте, и она гораздо важнее, чем победа в соревнованиях, восхищение сверстников или ощущение собственного величия

Эти простые истины, конечно, расскажут в школе мотокросса, но и родители должны донести до ребенка важность соблюдения правил. Важна и страховка ребенку, в полисе должно быть указано, что эта страховка именно для занятий мотокроссом, а страховая сумма должна быть не менее 100 000 руб

Также потребуется медицинский допуск, который можно получить при отсутствии противопоказаний у участкового врача и согласие обоих родителей на запись ребенка в секцию. Когда собраны все документы, можно приступать к выбору экипировки.

С чего начинался мотокросс

Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.

В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.

В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.

Мотогонки — это… Что такое Мотогонки?

Мотоспорт — категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются на скорость в прохождении трассы на транспортных средствах мотоциклетного типа.

Виды мотоспорта

Шоссейно-Кольцевые мотогонки

Гонки МотоГП

В этом виде соревнований участники соревнуются в максимально быстром прохождении определенной дистанции по замкнутой трассе с асфальтовым покрытием.

Гонки могут проводиться на как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк). Также гонки могут проводиться на различную дистанцию, от коротких спринтерских заездов до многочасовых гонок на выносливость (эндуранс). Также гонки могут проводиться и на перекрытых для общего движения участках дорог общего пользования, образующих или не образующих замкнутый маршрут.

Мотокросс

Мотокросс

В мотокроссе замкнутая трасса имеет не асфальтовое, а грунтовое покрытие, нередко с дополнительными препятствиями в виде естественных или специально насыпанных горок и трамплинов.

Различают мотокросс на естественных или искусственных трассах (Суперкросс или Супермотокросс). Также в последнее время все больше набирает популярность еще один вид мотогонок, схожих с мотокроссом — супермото, в котором объединены асфальтированные участки трассы и участки обычной мотокроссовой трассы.

Спидвей

Плоская гаревая или ледяная (изредка грунтовая или травяная) трасса в форме овала, небольшой длины (260—400 м, длина дорожки стадиона), изредка до 1 км (ипподромные трассы). Заезды проводятся на дистанцию в несколько кругов (4-6) с небольшим числом участников (4-6). При большем числе участников происходит их деление на группы и соревнование в рамках турнирной таблицы, с четвертьфиналами, полуфиналами и финалом.

Дрэг-рейсинг

Драг-рейсинг

Как и в автомобильном дрэг-рейсинге, в мотоциклисты преодолевают определенную дистанцию (как правило, 402м), за минимально возможное время

Мототриал

Триал на открытом воздухе

В категорию мототриал входят соревнования по прохождению небольших, но очень трудных (а для обычного мотоцикла и невозможных) дистанций (секций) с набором специальных препятствий. Различают мототриал в закрытых помещениях, и на открытом воздухе.

dic.academic.ru

Супермото

Супермото – первая в списке дисциплин, где присутствует трасса с асфальтовым покрытием, дающим возможность гонщику выжать из своего мотоцикла максимум. Однако асфальтовое покрытие имеет не весь трек – порядка 30% занимают отрезки кроссовой трассы, где спортсменам приходится существенно замедляться. Кроме того, мотоциклы для супермото, также называемые мотардами, строятся на базе легких кроссовых моделей с дорожными покрышками и не оснащаются самыми мощными двигателями, поэтому предельные скорости, развиваемые спортсменами во время соревнований, ограничены значением порядка 160 км/ч.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий