Перекладина – историческое развитие

Немного из истории

Древние времена. История спортивной гимнастики начинается еще в Древней Греции, где она воспринималась как система физического воспитания. О ее благотворном влиянии на здоровье и развитие личности писали Аристотель, Платон и Гомер. Гимнастика тогда не считалась отдельным видом спорта, под ней подразумевались такие дисциплины, как бег, борьба, верховая езда на колесницах, плавание и бокс. А вот ранние христиане считали ее порочащей духовное начало, поэтому в 393 году ее официально запретили. Спустя несколько веков интерес к гимнастике постепенно вернулся. Мыслители эпохи Возрождения вновь стали отмечать ее благотворное влияние на физическое состояние человека, называли одним из главных способов укрепления здоровья. Начало привычной нам спортивной гимнастики было положено в промежутке XVI–XVII вв. Тогда активно популяризировались прыжки и упражнения на коне, обучение поддержанию равновесия на деревьях и лазание по канату и стене. Здесь стоит отметить, что гимнастику практиковали не только древние греки и средневековая Европа. В Китае и Индии основы этой спортивной дисциплины активно применялись в лечебных целях. А в Древнем Риме появился прародитель известного современного снаряда – «коня».

XIX век. В это время началось не только активное развитие военной сферы жизни, но и физкультурной. Уже тогда стали продвигать мнение о том, что занятия спортом должны быть направлены на воспитание и развитие физически здоровой молодежи. Каждая страна занялась активной разработкой своей собственной системы упражнений, куда вошли и многие составляющие гимнастики, наработанные в Средние века. Особенно в этом преуспели Франция, Швеция и Германия. Например, именно немцы разработали упражнения, прочно закрепившиеся сегодня: на брусьях, перекладине и с использованием иного гимнастического инвентаря. В 1896-м спортивная гимнастика была введена в качестве дисциплины летних Олимпийских игр, но только для мужчин. К сожалению, в России дела обстояли не так хорошо. Петр I и Суворов А. В. применяли некоторые упражнения в армии, но в целом это не было популярным занятием. Только в 1885 году было проведено первое соревнование, а в 1889-м эту дисциплину сделали обязательной в мужских гимназиях. И только в начале XX века спортивная гимнастика получила широкую популярность среди дворянства.

XX век. В этом столетии спортивная гимнастика развивалась очень стремительно. Уже в 1903 году ввели Чемпионат мира, который с того момента проводится ежегодно. Это поспособствовало широкому распространению и популярности данного вида спорта, что в свою очередь привело к разработке и утверждению правил и программ подготовки современных спортсменов. В СССР в 1925 году было принято постановление «О задачах партии в области физической культуры», в котором ставились новые пути развития гимнастики и пересматривались методики, существующие в Союзе. Еще через год этот вид спорта стал во всех советских школах учебным предметом. С 1928 года в Олимпийских играх появилась женская гимнастика. С этого момента она прочно закрепилась в спортивной жизни многих развитых стран.

История появления популярных футбольных лиг

Самой старинной футбольной лигой Европы считается чемпионат Англии. Еще в 1888 году британцы основали The Football League, участие в которой приняли лучшие на тот момент команды Туманного Альбиона.

Создание Премьер-Лиги Англии

Особого прогресса удалось добиться ближе к концу 20-го века, когда посещаемость матчей выросла во много раз, а телевизионные трансляции начали приносить немалую прибыль. Перед сезоном 1986/1987 удалось заработать на правах показа двух сезонов 6,3 миллиона фунтов стерлингов, а уже в 1988 году за четыре сезона Лига выручила 44 млн.

В 1988 г. десять клубов приняли решение покинуть ассоциацию с целью создания нового турнира, чтобы самостоятельно сотрудничать с трансляторами, но руководство Лиги сумело договориться с командами. В 1992 г. все 22 участника 1-го дивизиона согласились на выход из ассоциации, и основали Премьер-Лигу. В 1995 г. ФИФА обязала федерации сократить количество клубов в высших дивизионах, после чего в Premier League осталось 20 команд. Самой титулованной командой в футбольной истории Англии является «Манчестер Юнайтед», на счету которого 59 национальных трофеев:

  • 20 – чемпионы Англии;
  • 12 – кубок Англии;
  • 5 – кубок английской Лиги;
  • 21 – суперкубок Англии.

История Бундеслиги (Германия)

В самом начале 20-го века в Германии проголосовали за создание Немецкого футбольного союза, который в 1904 г. получил членство в FIFA. До 1962 г. существовали только региональные первенства, пока в Дортмунде клубы не приняли решение о единой лиге, получившей название Бундеслига.

В дебютном розыгрыше 1964 года участие приняли 16 команд, золотые награды завоевал «Кёльн». Тогда все футболисты наивысшего немецкого дивизиона считались профессионалами, но зарплата ограничивалась 500 марками, а премия – не более 1200 марок. Больше могли получать только «самые ценные футболисты». Так, Уве Зеелер, капитан сборной ФРГ, в месяц зарабатывал около 2500 марок. Работа арбитров оценивалась 20 марками за матч.

Наиболее титулованным клубом в истории Бундеслиги является мюнхенская «Бавария», на счету которой 63 трофея, в том числе – выиграно восемь титулов чемпионов Германии кряду за последние 8 сезонов:

  • 30 – чемпионы Бундеслиги;
  • 20 – кубок Германии;
  • 7 – суперкубок Германии;
  • 6 – кубок немецкой Лиги.

Краткая история футбола итальянской Серии A

Первый чемпионат Италии по футболу (Serie A) официально разыгран в 1929 году. До этого, начиная с 1898 г., игрались региональные турниры, на которых игроки победителей получали статус профессионалов. В дебютном для Серии A сезоне участвовало 18 клубов, а победу отпраздновала «Болонья».

Самым успешным клубом в истории футбола Италии является «Ювентус», на счету которого 57 выигранных титулов, не считая еврокубки:

  • 36 – чемпионы Италии (из них, 9 последних сезонов подряд);
  • 13 – кубок Италии;
  • 8 – суперкубок Италии.

История испанской Примеры

Впервые полноценный чемпионат Испании по футболу был организован в 1928 году. В том турнире участие приняло 10 команд, а само первенство получило название Primera Liga. Первым чемпионом стала «Барселона», которая и сегодня относится к грандам испанского и мирового футбола.

Именно «Барса» выиграла больше остальных футбольных трофеев в Испании (74), хотя рекордсменом по количеству чемпионских титулов является наиболее принципиальный соперник «Блаугранас» – мадридский «Реал» (34 чемпионств):

  • 26 – чемпионы Испании;
  • 30 – кубок Испании;
  • 2 – кубок испанской Лиги;
  • 16 – суперкубок Испании.

Французская Liga 1

Во Франции три десятилетия 20-го века команды между собой встречались в региональных лигах. Только в 1930 г. руководство ФФФ (Федерация футбола Франции) отобрала лучшие, по её мнению, 20 клубов, которые и приняли участие в объединяющем всю страну историческом «Национальном чемпионате» по футболу в сезоне 1932/1933. Каждая из отобранных команд имела завоеванные титулы раньше, еще одним критерием выбора было финансовое положение и наличие в составе минимум восьми игроков с профессиональным статусом.

Ряд команд сразу отказались от участия в сильнейшем дивизионе. Часть из них не согласились с принципами отбора, еще некоторые клубы не были уверены, что их материальное состояние позволит разъезжать по разным уголкам страны, чтобы доиграть сезон.

Первым чемпионом Франции по футболу стал «Лилль», который в финале обыграл «Кан» – 4:3. С тех пор больше всего трофеев национального масштаба насобирал столичный «Пари Сен-Жермен» (41), который уступает на один чемпионский трофей «Сент-Этьену», но выиграл больше других турниров:

  • 9 – чемпионы Франции;
  • 13 – кубок Франции;
  • 9 – кубок Лиги;
  • 10 – суперкубок Франции.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Гимнастика в СССР

После октябрьской революции в корне изменились взгляды на образование молодежи. Началась активная борьба с безграмотностью. Больше внимания стало уделяться и физическому воспитанию. Также началась подготовка резервов Красной армии, в которой значительное место выделялось гимнастике.

С 1926 года в образовательных учреждениях появляется новый предмет – физическая культура. Основой этой дисциплины стала гимнастика. Также начали образовываться институты физкультуры, которые занимались разработкой новых методик и подготовкой квалифицированных в этой области преподавателей.

Еще одно важное событие произошло в 1929 году. На научно-методической конференции эту дисциплину разделили на отдельные направления

Появилась акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

Развитие комбинаций упражнений на перекладине

Интересно прослеживается история развития сочетаний. Самые первые задания были примитивными: нужно было оригинально подняться, сделать несколько верчений, 1-2 «полетных» элемента и красиво соскочить. Упражнения повторялись, не всегда получались и были больше похожи на развлекательные номера под куполом цирка.

Начиная с 1940-х годов зрелищности добавили повороты вокруг руки на 180 и 360⁰. Появился скрещенный хват. Впервые был сделан оборот Штальдера. Соскоки разнообразия не представляли, самым популярным был сальто назад, попытки двойного сальто.

В 60-е выступления были насыщены сложными элементами. Стали чаще встречаться обороты вперед с перемахом – «Эндо». В программу навсегда вошел «Адлер» – большой оборот вперед (за ним навсегда закрепилось название «Солнце»). Простейший перелет углом был забракован из-за примитивности и невозможности дальнейшего развития трюка. Воронин Михаил придумал, как сделать этот элемент другим способом: при выполнении поворота по ходу движения сохраняется инерция вращения. Фамилия «Воронин» стала нарицательным названием. Позже спортивный элемент был усовершенствован перелетом ноги врозь, и его назвали именем другого гимнаста – «Маркелов».

70-е годы ознаменовались появлением сальто Егера, сальто Делчева, а в 1978 году Эберхард Гингер порадовал публику пируэтом, который впоследствии будет носить его имя. «Контр-перелёт ноги врозь назад на махе вперёд с приходом в вис» – такое упражнение принесло мировое имя Ткачеву Александру в 1977 году. В 1979 году Петер Ковач из Венгрии привнёс в копилку своих достижений перелет сальто в 1,5 оборота, который до 90-х годов, кроме самого Петера, никем не исполнялся. Американскому гимнасту Митчу Гейлорду также принадлежит авторство двух оригинальных сложных элементов. Гимнасты внесли их в свою программу намного позже, отточив техническую сторону.

Время быстрой эволюции дисциплины началось в 80-е годы. Различные обороты на одной руке стали исполняться несколько раз подряд. Перелеты Ткачева и сальто Гингера стали делать в связке по 3-4 в ряд, постоянно усложняя, совершенствуя и разбавляя другими. Александр Погорелов выполнил пируэты прямым телом, которые по технике превзошли все известные.

Впрочем, этот же сложный трюк Никусор Паска вскоре исполнил на одной руке. Валерий Люкин усовершенствовал перелет Ткачева, выполнив его прямым телом, а позже – с различными разворотами. Еще один вид внес Маринич Виталий, модифицировав контр-движение Ткачева. Стали сверхсложными соскоки. Двойные сальто остались для новичков, зато гимнасты высшего уровня стали демонстрировать тройные с оборотами, пируэтами, через гриф.

В середине 90-х был поставлен эксперимент – спортсменов в приказном порядке заставили вносить в программу «солнце» вперед хватом сверху, с перемахами и без. Но, увидев бесполезность и спорную пользу таких движений, бюрократический приказ отменили.

Корабли норманнов

Норманны никогда не смогли бы добиться успехов в морских набегах и дальних плаваниях без надёжных и мореходных судов. Секрет конструкции драккаров долгое время считался утраченным, ведь умершего или погибшего в бою норманнского вождя – ярла было принято хоронить вместе с его драккаром, превращая верный корабль в погребальный костёр. Для норманнов драккар был домом. У каждого из них было своё место на корабле и своя скамья для отдыха. В походах на драккарах перевозили до 100–150 воинов-викингов, однако в этом случае корабли ходили в основном в прибрежных водах, а на ночь отряды высаживались на берег. По древним рисункам и гобеленам было известно, что драккары имели острые, высоко поднятые нос и корму и несли одну мачту с прямым парусом.

В 1880 г. на берегу норвежского фьорда неподалёку от г. Гокстада археологи раскопали погребальный курган, в котором обнаружили целёхонький драккар! Судно длиной 24 м оказалось построенным из цельноструганых изогнутых дубовых досок, сшитых между собой «внахлёст» – нижний край доски, располагавшейся сверху, накрывал собой верхний край следующей доски. В промежутки между досками, чтобы избежать течи, набивали мох, смешанный с жиром. Благодаря прочной и удивительно лёгкой конструкции корпус драккара получался гибким, не ломался на волнах даже в самый сильный шторм. Драккар не «вонзался» во встречную волну, а легко взбегал на неё. При попутном ветре драккары ходили под прямым парусом, в безветрие или встречный ветер мачта снималась, и поход продолжался на вёслах. В бою, если нужно было резко изменить направление движения, гребцы просто поворачивались на своих скамьях – банках, а рулевой с веслом перебегал с одной оконечности драккара на другую, и судно было готово идти кормой вперёд.

Гокстадский драккар

 Доски обшивки драккара и изящно изогнутые в виде лебединых шей штевни (оконечности) были покрыты искусной резьбой, изображениями богов и зверей, а также письменами – рунами. На носу драккара перед походом для устрашения врагов помещали украшение в виде головы дракона, вепря или медведя. Для защиты от волн и брызг норманны укрепляли по верхней кромке борта свои щиты. В непогоду в средней части корпуса ставился шатёр – палатка из паруса. Если норманны подходили к чужому берегу с враждебными намерениями, на мачте драккара поднимали щит красного цвета, если с миром – то белый щит. При необходимости команда драккара, составлявшая от 20 до 40 человек, могла за несколько минут вытащить своё судно на пологий песчаный берег. Благодаря небольшой осадке норманнским судам были доступны не только морские и океанские просторы, но даже узкие мелкие речки. Драккар можно смело считать лучшим средством передвижения своего времени.

Драккар

От папирусной лодки до драккара

Прогресс в судостроении в древние времена шёл медленно. Человечество предпочитало пользоваться проверенными временем изобретениями. Но военные нужды, стремление к освоению новых земель, торговые интересы подстёгивали инженерную мысль кораблестроителей. Главным изобретением стало создание судна с килем и шпангоутами в Древней Финикии. Килевое судно обладало колоссальными преимуществами перед египетской баркой – дощаником и шумерскими лодками из папируса. Судно было прочным и мореходным, вместительным и грузоподъёмным, в движение приводилось парусами, поднимаемыми на мачтах, и вёслами.

Минойский боевой корабль (Древний Крит). Гребцы, сидящие в два ряда, располагаются на нижней палубе, командир и лучники – на лёгком навесе над ними

Греки и римляне совершенствовали вёсельный движитель, изобретя корабли с двумя, тремя и четырьмя рядами вёсел – бирему, трирему и кинкирему. Это были громадные по тем временам, быстроходные и хорошо вооружённые боевые корабли, не зависящие от прихотей ветра. Но прямоугольный, или прямой, парус имел недостаток: его можно было использовать только при попутном ветре. Для того чтобы «ловить» боковой ветер, арабы и индусы, независимо друг от друга, придумали треугольный, или косой парус, который поднимался на наклонной рее или на оттяжке – фале. Корабль, оснащённый косыми парусами, использовал для движения даже встречный ветер! Но для этого мореходы должны были обладать незаурядным искусством лавирования, то есть движения против ветра зигзагом, причём из встречного ветер превращался в боковой, и корабль, хоть и медленно, продвигался вперёд. Врагом мореплавателей теперь стало безветрие, или штиль.

Европейцы переняли у арабов косой парус лишь в раннем Средневековье. С тех пор треугольный парус стал зваться латинским, хотя народ, обитавший в Италии, не имел отношения к его изобретению. В свою очередь китайцы за тысячелетия придумали несколько новшеств в судостроении, до которых европейцам ещё предстояло додуматься.

Основным типом судна в Китае, Японии и некоторых других странах Востока была джонка – дощаник, лишённый киля и шпангоутов, с приподнятыми носом и кормой. В качестве парусов использовались циновки, поднимаемые на бамбуковых реях – латах. Такие паруса меняли форму, становясь прямыми или косыми в зависимости от направления ветра. В Средиземноморье корабли управлялись рулевыми вёслами, а китайцы уже использовали руль-перо. И наконец, они первыми задумались над проблемой живучести и непотопляемости кораблей, научившись разделять их корпуса на водонепроницаемые отсеки поперечными стенками – переборками. Если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус.

Джонка

Возможные противопоказания

При ряде заболеваний гимнастика на турнике может вместо пользы причинить значительный вред:

нельзя выполнять подобные упражнения на турнике и брусьях при сколиозе, даже легкой его форме;
крайне осторожно следует заниматься на турнике при остеохондрозе, особенно вредны соскоки (лучше подставить стул);
категорически противопоказан этот снаряд при любых, даже небольших, грыжах межпозвоночных дисков (нельзя даже висеть на турнике).

Важно помнить, что неправильная техника выполнения даже обычное подтягивание на перекладине может сделать опасным. Типичная ошибка новичков — откидывание рывком головы назад и задирание подбородка кверху

Инстинктивно многие при этом, сводя плечи, делают вдох. Это чревато серьезными травмами шейных позвонков. Правильное дыхание (как описано выше) помогает широчайшим спинным мышцам, «выталкивающим» тело вверх, выполнять задачу. В целом для занятий серьезным образом и равномерной проработки всех групп мышц стоит составить план тренировок на турнике и брусьях.

Кроме того, нельзя, стремясь во что бы то ни стало выполнить повторение, при подтягивании на турнике извиваться всем телом. Поднимать себя нужно за счет опускания локтей строго вертикально. Главное — отсутствие спешки, правильная техника и постепенное наращивание количества повторов с применением новых хватов.

Упражнения на турнике и брусьях противопоказаны при сколиозе, остеохондрозе и грыжах межпозвоночных дисков Неправильная техника выполнения упражнений на перекладине чревата серьезными травмами шейных позвонков В занятиях главное — отсутствие спешки и постепенное наращивание количества повторов с применением новых хватов

Источник http://alvin-almazov.ru/rules/gimnasticheskaya-perekladina-xitrosti-pokoreniya-stalnogo-turnika/ Источник Источник https://sport-snaryazhenie.ru/turniki/100-uprazhneniya

ФИЖ

Международная федерация гимнастики (ФИЖ) была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.

СССР вошел в ФИЖ в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах. В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров.

СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.

История возникновения комплекса ГТО

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». ГТО включал системы нормативов, основной дисциплиной в нем стала гимнастика. Он просуществовал до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Комплекс содержал несколько ступеней в зависимости от возрастной группы участников.

Успешно сдавшим нормативы гражданам вручались нагрудные значки. Они изготавливались из золота, серебра и бронзы. Требовалось выполнить целый ряд упражнений: бег, прыжки, плавание, подтягивание, стрельба. Призерам, выполнившим определенный комплекс упражнений, присваивался разряд и звание мастера спорта.

Гимнастические системы

Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях.

Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен.

Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Его книга «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» на долгое время стала основой занятий по физической культуре во многих школах Франции.

Шведская гимнастика, разработанная П.Х. Лингом, основывалась на повторе оптимально организованных упражнений. Именно это, по мнению автора методики, способствовало укреплению организма. Он также выделял педагогическую, военную, медицинскую, эстетическую гимнастику.

Разработка сокольской гимнастики принадлежит чеху М. Тыршу. Основной его целью было заменить распространенную в Чехии немецкую гимнастику, которая, по его мнению, ассимилировала чехов.

История появления футбола в Англии

«Кальчо» обрел большую популярность. За ходом игры наблюдало немало зрителей, среди которых были не только итальянцы, но и граждане других стран. Именно таким образом игра была завезена в Англию, которая считается родоначальником современного футбола.

Первые правила были разработаны в XVII веке, когда появился запрет сбивать с ног соперника и наносить удары ниже пояса. Многократно вносились правки и изменения в регламент, и в середине 19-го века была выпущена первая книга о футбольных правилах. Позже Кембриджский регламент был одобрен ФА (английская футбольная ассоциация).

Первые футбольные правила английской футбольной ассоциации

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий