Глима (исландская борьба) – историческое развитие

Jólabókaflóð

Рождественский книжный потоп

Исландка в традиционном костюме за чтением и вязанием. 1939 год

В слове jólabókaflóð два корня, которые опознает тот, кто знает английский или немецкий: bók — «книга», flóð — «потоп». А вот исландское слово jól  — «Рождество» — менее понятно: как и в других скандинавских языках, оно восходит к названию главного языческого зимнего праздника  Этимология этого слова и детали праздника неясны, но известно, что дохристианский Йоль отмечался большими жертвоприно­ше­ниями и пирами.. 

В Исландии очень любят читать и издают много книг — больше, чем где-либо в мире, если пересчитать на душу населения. Зимние праздники — время так называемого рождественского книжного потопа: абсолютное большинство людей покупают книги — как в подарок, так и себе. В прошлом году книжный каталог Ассоциации исландских издателей даже вышел с девизом: «Можете ли вы вообразить себе Рождество без книг?» 

У Исландии богатая и живая литературная традиция. Древние тексты читают в школе, экранизируют, адаптируют: за почти тысячу лет язык изменился относительно мало и в основном в произношении, поэтому переводить с древ­неисландского на современный не нужно

Важно и то, что сочинение стихов в Исландии никогда не считалось элитарным занятием: стихи на случай или рассказы из жизни предков мог создать практически любой. Многие совре­менные исландцы не просто умеют «отличить ямб от хорея», но разби­раются в куда более тонких деталях

Современная исландская поэзия использует и средневековую манеру стихосложения, и классическую европейскую, привычную нашему уху, и свободный стих. 

Сейчас в стране переводят много зарубежной литературы. Кроме того, многие исландцы читают и на других скандинавских языках, и на английском. 

аудио!

«Урубамба» про Исландию!

Эпизод детского подкаста об эльфах, ботинках с картошкой и вулкане Эйяфьядлайёкюдль

История [ править ]

Первоначальные норвежские поселенцы в Исландии боролись с ними [ необходима цитата ] , и эти боевые системы использовались населением в соответствии со сводом законов Йонсбока 1325 года. Соревнования по современным глимам были впервые проведены в Исландии в 1888 году и были проводится почти ежегодно с тех пор. В 1905 году был введен пояс, чтобы борцы могли лучше держать друг друга. До этого они держались друг за друга за штаны. В 1906 году было проведено первое соревнование на Пояс Греттира, победителей которого назвали Королем Глимы . На летних Олимпийских играх 1912 годабыла демонстрация современной глимы с хваткой для брюк.

Профессиональная борьба

Профессиональная борьба появилась во Франции около 1830 года. Спортсмены, которые не имели доступа к борцовой элите, сформировали труппы, которые путешествовали по Франции, демонстрируя свой талант. Их выступления часто сопровождали экспоненты диких животных, канатоходцы и бородатые женщины. Шоумены представляли борцов под такими именами, как «Эдвард, стареющий людоед», «Гюстав д’Авиньон, разрушитель костей» или «Боннет, бык из нижних Альп», и бросали вызов публике на 500 франков, что никто не сможет уложить их на пол. В 1848 году французский шоумен Жан Экбройе создал первую цирковую труппу современных борцов и установил, как правило, не выполнять приёмы ниже талии. Он назвал этот новый стиль «борьба с захватами ладонями». После смерти г-на Экбройе в 1872 году адвокат г-н Россиньола-Роллин из Лиона взял на себя руководство этой труппой и вскоре был замечен за способностью рекламировать, «устраивать» матчи и награждать борцов от имени аудитории.

Французское влияние распространилось на Австрo-Венгерскую Империю, Италию, Данию и Россию, а новый стиль распространился под названиями греко-римской борьба, классическая борьба или французская борьбы. Таким образом, профессиональные соревнования по борьбе были организованы повсюду в Европе с различными программами и правилами соревнований согласно вкусам борцов, менеджеров и аудитории. В 1898 году француз Поль Понс, также известный как «Колосс», был первым профессиональным чемпионом мира незадолго до поляка Ладислауса Питлазинского. Некоторые другие великие чемпионы, такие как турок Кара-Ахмед («Восточный монстр»), болгарин Николай Петров («Лев Балкан») или русский Иван Поддубный («Чемпион чемпионов»), сменили его.

В конце 19-го века профессиональная борьба была самым популярным спортов в Европе, но её репутация начала падать с 1900 года из-за договорных матчей, ложных побед, фальшивых документов и подмен национальностей соперников. Возвращение к олимпийскому любительству поощрило создание многочисленных клубов и школ, которые покончили с профессиональной борьбой. Однако, с исторической точки зрения, профессиональная борьба имела неоспоримые достоинства. Соревнования способствовали повышению популярности борьбы, физическое состояние борцов служило образцом для молодого поколения, а система обучения позволила любительским клубам борьбы быстро стать более структурированными.

Раскол и возрождение

Борьба во времена Римской империи была развита на основе наследия этрусков и возрождения греческих игр. Борьба была любимым видом спорта молодых аристократов, солдат и пастухов. По словам Диона Кассия, палестра являлась источником военного успеха римлян. Однако в 393 году император Феодосий I запретил все языческие игры и объявил Олимпийские игры вне закона. Олимпийские ценности погрузились в тёмное средневековье, но они всегда были лишь скрыты, не переставая существовать. Во времена Средневековья и эпохи Возрождения борьба практиковалась социальной элитой в замках и дворцах. Множество художников и писателей отмечали борьбу и поощряли её практику: Караваджо, Пуссен, Рембрандт, Курбе, Рабле, Руссо, Монтень, Локк и многие другие. Интересно также отметить, что первая книга была напечатана в 1500 году, и уже в 1512 году было выпущено цветное пособие по борьбе немецким художником Альбрехтом Дюрером.

Попытки возобновить Олимпийские игры были многочисленными, но только в 1896 году они были вновь учреждены бароном Пьером де Кубертеном. После создания Международного олимпийского комитета в 1894 году ускорилось развитие новых международных спортивных федераций и олимпийских комитетов. Первый олимпийский конгресс состоялся в 1894 году в «la Sorbonne», который провозгласил десять видов спорта, ставших частью олимпийской программы: лёгкая атлетика, борьба, гребля, велосипед, фехтование, гимнастика, тяжёлая атлетика, плавание, стрельба и теннис (см. протокол конгресса). Во время турнира по борьбе в Афинах не было весовых категорий, и все пять соперников боролись по правилам, аналогичным правилам профессиональной греко-римской борьбы. Матчи продолжались до тех пор, пока не выигрывал один из соперников. Было разрешено прерывать матчи и возобновлять их на следующий день. Первый олимпийский чемпион – немецкий спортсмен Шуман, который не был обученным борцом, но был победителем соревнований на брусьях и по конному спорту. Шуману удалось обыграть английского чемпиона по тяжёлой атлетике Лонсестона Эллиота, который был тяжелее его, выполнив быстрый и точный захват.

В Париже в 1900 году, и это уникальный случай в истории современных Олимпийских игр, борьба не была включена в программу, несмотря на то, что профессиональная борьба была достаточно популярна в «Фоли-Бержер» и «Казино де Пари».

Þjóðveldi

Народовластие

Собрание у Скалы Закона. Картина Уильяма Гершома Коллингвуда. Около 1897 года

Исландия — единственная скандинавская республика. В эпоху викингов в других странах Скандинавии сложилась монархия (так же обстояли дела в Древней Руси), и только в Исландии — «народовластие» (þjóð — «народ», veldi — «власть»; все вместе произносится примерно «тьоудвельди»). Остров заселяли в основном норвежцы, недовольные своим первым королем Харальдом, который установил жесткую единоличную власть. Устав терпеть, норвежские херсиры и бонды — вожди и свободные землевладельцы — снялись с насиженных мест и отплыли в недавно открытую мореходами-викингами «ничью» Исландию. Там они основали своего рода республику несогласных, в которой не было вертикали власти. Мир исландцев той поры чем-то напоми­нает современную американскую действительность: я хозяин своей собствен­ности, я защищаю себя оружием, которое никто не вправе у меня отнять, я плачу за себя сам и отстаиваю свои законные интересы в суде.

Ключевым звеном системы, в продолжение общескандинавской традиции, был тинг (þing), собрание свободных людей. Эти собрания были разных уровней: например, тинг всей Исландии — Альтинг — собирался с 930 года ежегодно у Скалы Закона (сейчас словом Alþingi называется исландский парламент). На любом тинге функционировал суд, который в те времена уже был состяза­тельным, а решение выносили присяжные. На Альтинге же, помимо суда, работал и своего рода сенат, собранный из местных старейшин, изначально жрецов, и принимавший законы, а также выборный «законоговоритель», выполнявший функцию конституционного суда — сверять решения с буквой и духом базовых принципов общества. В таком виде народовластие продер­жалось около 300 лет, после чего Исландия попала под власть королей Норвегии и Дании.

В 1944 году Исландия отделилась от Дании и стала парламентской респуб­ликой: формальный глава государства — президент  Когда исландцы вводили в язык термин «президент», им вновь помогла древняя литература: в «Эдде» нашлось слово «председатель» — forseti. Правда, там это было имя бога — покровителя клятв. Тут недолго и возгордиться, но пока что ни один президент Исландии на божественность не претендовал., реальный — премьер-министр. Исландия — малое общество, и поэтому в стране не так много карьерных политиков и чиновников; у руководителей государства часто есть опыт в другой профессии. Так, нынешняя премьер-министр Катрин Якобс­доуттир — филолог, до начала карьеры в партии зеленых занималась препода­ванием, журналистикой и издательским делом. В ряду президентов — археолог и ведущий образовательных программ Кристьяун Эльдьяурн, филолог и теат­ровед Вигдис Финнбогадоуттир. В 1980 году, когда Вигдис победила на выбо­рах, Исландия стала первой в мировой истории страной, которая прямым голосованием избрала на пост главы государства женщину.

Þorramatur

Еда месяца торри

Традиционные исландские праздничные блюда месяца торри. 2010 год

В современной Исландии есть обычай отмечать приход и уход особого месяца по народному календарю — торри (þorri, «конец января — конец февраля»)  Название месяца торри связывают то ли с персо­нажем по имени Торри, олицетворе­нием мороза, то ли с глаголом þverra («высы­хать», «иссякать»). Народный календарь, в состав которого он входит, сложился в Скан­динавии еще в дохристианские вре­ме­на. Начало каждого месяца приходится на 22–23-е число в гражданском календаре, потому что точкой отсчета служит зимнее солнцестояние. Среди других интересных названий месяцев есть, например, mörsugur, «декабрь-январь». Буквально это означает «мозгосос»: зимой люди доедают запасенное свежее мясо и, чтобы ничего не пропадало, высасывают мозг из костей. Затем настает торри, когда свежая еда совсем кончается и надо открывать погреба.. Это празднование напоминает европейскую Масленицу — с блюдами нацио­нальной кухни и пением песен. Однако подаваемая на стол еда может вызвать недоумение у тех, кто не знаком с Исландией.

В старину в это время года у крестьян заканчивалась свежая еда, и они откры­вали сделанные на зиму запасы. Поэтому еда месяца торри — þorramatur — представляет собой блюда в основном из мяса и рыбы, консервированных традиционными способами: сушеных, соленых и даже квашеных. В наши дни þorramaturможно легко купить в супермаркетах в виде мясного ассорти, причем с распространением усредненно-западных вкусов более экзотические продукты стали потихоньку вытесняться обычными колбасами и ветчинами.

Впрочем, ценители народной кухни все равно предпочитают квашеное мясо кита, кровяную колбасу, бараньи яички и опаленную баранью голову, а также печально известную тухлую гренландскую акулу хаукадль (hákarl). С непри­вычки такая еда может вызвать отвращение, но ничего вредного в ней нет; акулье мясо опасно для здоровья именно в свежем виде, а ферментация под гнетом — контролируемое стухание — наоборот, удаляет ядовитые вещества.

Еще больше слов других культур

12 корейских слов

Прогулки в горах, умильное поведение и «доширак»

10 китайских слов

Женские истерики, любовь к толпе и вера в судьбу

12 итальянских слов

Bello! Porca miseria! А также старушки-кошатницы и другие cose

12 эстонских слов

Электронное государство, снег с дождем и катание на качелях

11 персидских слов

Добрая репутация, продажа мудрости и настоявшееся блюдо

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фреска дня

Загадки из ПомпейСсылка дня

Как понять зарубежные песни (особенно рэп)Театр дня

Театр солнца Арианы Мнушкин

Архив

Современная олимпийская борьба

В 1904 году вольная борьба была впервые представлена во время игр в Сент-Луисе и лишь американскими борцами. Только во время четвертых Олимпийских игр, состоявшихся в Лондоне в 1908 году, были организованы соревнования для обоих стилей. На Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году вольная борьба вновь отсутствовала в программе, но были организованы соревнования по глиме (исландской борьбе). Борцовские поединки проходили на трех матах под открытым небом. Они длились один час, но финалисты боролись без ограничения времени. Матч, который столкнул финского борца Альфреда Йохана Асикайнена с русским Мартином Клейном, продолжался 11 часов 40 минут и зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса. Оба борца, имеющие одинаковое количество очков, в конце были испытаны двумя периодами по три минуты борьбы в партере. Русский, в итоге, победил финна, который весил на 8 кг (17,64 фунтов) больше, чем он. Но измученный этим матчем Мартин Клейн не смог победить шведского Йоханссона, который и выиграл золотую медаль в весе 75 килограммов (165,35 фунтов).

Начиная с этой даты, воодушевленная Международной федерацией борьба начала развиваться в каждой стране. В течение многих лет страны Северной Европы были монополистами в греко-римской борьбе, в то время как в вольной борьбе в основном доминировали англичане и американцы. В Амстердаме в 1928 году египетский борец Ибрагим Мустафа был первым африканским борцом, выигравшим олимпийский титул. Японец Сёхати Исии выиграл первый азиатский титул на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Многочисленные легендарные спортсмены формировали историю борьбы во всем мире, и было бы невозможно перечислить их всех. Однако есть четыре борца, которые глубоко изменили историю современных Олимпийских игр, выиграв три олимпийских титула: швед Карл Вестергрен (греко-римская борьба в 1920, 1924 и 1932 годах), швед Ивар Йоханссон (греко-римская и вольная борьба в 1932 году, и вольная борьба в 1936 году), русский Александр Медведь (вольная борьба в 1964, 1968 и 1972 годах) и русский Александр Карелин (в 1988, 1992 и 1996 годах). Получив свой третий титул, Александр Карелин решил завоевать четвертый титул на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году, но, к большому удивлению, он был повержен американским борцом Рулоном Гарднером. В 2002 году во время Чемпионата мира, который проходил в Москве, FILA наградила обоих россиян титулом «Лучшего борца века»: Александра Медведя (за вольную борьбу) и Александра Карелина (за греко-римскую борьбу). Борцов наградили ожерельем FILA Gold, наградой, которая обычно предназначена для руководителей государств.

Спустя сто лет после введения вольной борьбы в олимпийскую программу всемирная борьба вошла в новую эру с признанием женской борьбы как олимпийской дисциплины по случаю Афинских игр в 2004 году. Это решение являлось частью политики МОК, направленной на установление равенства в спорте, и узаконило усилия, приложенные FILA, на продвижение женской борьбы с конца 80-х годов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий