Автокросс – Соревнования и особенности – Классы авто и трасса

Особенности соревнования “Любительское ралли”

Разделяют 2 варианта проведения ралли: с трассой открытой для предварительной тренировки и когда маршрут закрыт до старта состязаний. Боевые заезды часто проходят в первом варианте, а любительские по второму сценарию. За несколько часов до начала Р3К каждому экипажу выдается книга с маршрутным листом – список содержащий перечень пунктов контроля времени (КВ) и легендой составленные в соответствии с маршрутом.

Все соревнования проводятся путем передвижения от одного КВ к другому, пока автомобиль не достигнет финишной черты. В нем указывается время явки экипажа на контрольные пункты или же среднее время выделенное на прохождение от одного КВ к другому, с их кратким описанием.

Техника

В соревновании участники выступают на обычных автомобилях одной категории. Единственным критерием является соответствие машин участвующих в заезде нормам правил дорожного движения страны в которой проводится ралли. Перед началом гонок на кузова всех автомобилей прошедших административную проверку наносится символика соревнования.

Трассы и регионы

Трассы ралли любительского типа определяются специальными комитетами и организаторами. Этапы проходят на дорогах общего пользования. При выборе трасс избегают прохождения через крупные населенные пункты. Составители маршрута пытаются избежать участков с пробками или излишне оживленным движением.

Трассы проходят через сельскую местность, леса, поля или прочие регионы с малой плотностью транспортного движения. Самим же участникам в большинстве случаев не раскрываются подробности маршрута до старта соревнований. Все о чем они извещаются – стартовая локация.

Система зачетов

Подсчет результатов осуществляется сложением штрафных очков. В общий зачет входит:

  • Результат, показанный экипажем в дополнительных соревнованниях.
  • Пенализация полученная за прохождение судейских постов.
  • Прочая пенализация экипажа в течение ралли.

Основываясь на общем количестве штрафных баллов выстраивается рейтинг участников. Экипаж с самым меньшим показателем штрафного времени занимает первое место.

Участие в ралли третьей категории

Принять участие в ралли может любой экипаж имеющий исправный автомобиль прошедший административную проверку и соответствующий ПДД. Чтобы официально завершить соревнование экипаж должен получить соответствующие пометки в контрольной карте на каждом судейском пункте.

Условия участия:

  • Исправный автомобиль удовлетворяющий требованиям ПДД
  • Пилот и штурман в составе экипажа
  • Наличие шлемов
  • Необходимое для стартового взноса количество денежных средств.
  • Запас горючего (примерно на 500 км), воды и пищи.
  • Штурман обязан иметь при себе калькулятор, тетрадь, несколько ручек либо карандашей.

Техника

Раллийные гоночные автомобили сильно отличаются от гражданского транспорта и болидов созданных для других соревнований. Подготовка включает установку прочного цельнометаллического каркаса повышенной жесткости (пространственная рама), а общая конструкция напоминает серийные машины. По мере развития технологий появлялись различные классы раллийных автомобилей. Современная международная классификация насчитывает 2 типа – «N» и «A». Автомобили группы N являются серийными, машины категории A подвергаются сильной модернизации. Ралли – захватывающий вид спорта вызывающий общественный интерес благодаря схожести гоночных и серийных автомобилей.

Group B

Группа Б – особая категория запрещенная в 1986 году в силу серии летальных аварий. В основе группы стояла машина обладающая техническими характеристиками ограниченными исключительно фантазией конструкторов. Устанавливались мощные двигатели которые выдавали высочайшие скоростные характеристики.

1986 год, Португалия… Легендарный Ford RS200 въезжает в толпу болельщиков на полной скорости. 3 человека “сыграли в ящик”, десятки серьезно ранены. В этом же году пилот автомобиля Lancia не справившись с управлением вылетает с обрыва. При падении болид загорается, а экипаж погибает ужасной смертью. Эти и ряд последующих событий приводят к упразднению группы в 1987, по соображениям безопасности. В большей степени из-за большого числа смертей именно болельщиков.

Ход гонок и особенности заездов

Ралли – вид спорта который может проводиться на любом типе местности и в любое время года. В качестве дорожного покрытия может использоваться асфальт, гравий, снег, лед.

Пилоты, являясь асами, могут водить в сложных условиях и выжимать максимум из автомобиля.

Трассы

Пилот ралли не знает, что его ждет впереди. По этой причине гонщики допускают много ошибок, часто сходят с дистанции и попадают в аварии. Многое зависит от типа покрытия на трассе. Например, на грунтовом покрытии ухудшается сцепление с дорогой из-за чего снижается общая тяга и усложняется управляемость автомобиля.

Спецучастки и Суперспецучастки

Трасса предназначенная для ралли делится на спецучастки. Протяженность такого участка может составлять не более 50 км. В этих зонах происходит борьба между гонщиками. В промежутках предусмотрены перегонные этапы, на которых нужно просто добраться до стартовой позиции соблюдая правила ПДД но в указанные временные рамки. Опоздавших штрафуют.

На некоторых трассах предусмотрены суперспецучастки где 2 автомобиля едут по параллельным дорогам. Это небольшой фрагмент трассы который по размерам сопоставим с футбольным стадионом. Такие участки демонстрируют парную борьбу гонщиков.

Трофи-рейды

Как правило, такой вид соревнований не требует от участников не ставит во главу угла скорость прохождения маршрута. Главным здесь выступает именно полное преодоление специальных и линейных участков в пределах установленного лимита времени. Экипажу (обычно в автомобилях это – два человека, пилот и штурман) выдается задание на каждый этап соревнования – дорожная легенда.

Сложность в том, что помимо вождения автомобиля в условиях полного бездорожья, командам приходится самостоятельно ориентироваться на местности по GPS-навигаторам или по приложенным к заданию топографическим картам.

Существуют и спецучастки – с повышенной сложностью, естественными или искусственными препятствиями, на которых первенство определяется по времени преодоления.

Конечно, для участия в подобных соревнованиях необходимо тщательно готовить свой автомобиль – роль технической поддержки важна, как никогда. Случается, что машины переделывают так основательно, что от исходной модели остаётся лишь иллюзия внешнего сходства. Впрочем, организаторы это предусмотрели, и поэтому делят участников на несколько категорий:

  • Группа «Рейд» — стандартные внедорожники заводской сборки;

Группа ТР-1 – машины, подвернутые незначительной доработке;

Группа ТР-2 – автомобили с усиленной подготовкой;

Группа ТР-3 – самостоятельно сконструированные внедорожники или подвергнутые доработке с практическим отсутствием ограничений.

Существует и несколько разновидностей групп для мотоциклов и квадрациклов.

Как правило, большинство трофи-рейдов офф-роуда имеют формат открытых соревнований, зарегистрироваться на участие в которых можно заранее у их организаторов.

Отечественные «Нивы» и «Уазики» — непременные участники всех трофи-рейдов, проводимых на территории России, и выглядят на них ничуть не хуже, чем раскрученные Судзуки, Ниссаны или Мерседесы.

Кросс и ралли-кросс – текущий сезон

КАЛЕНДАРЬ СОРЕВНОВАНИЙ 2021
ДатаВидМесто проведенияСтатус КлассыРегламентРезультаты
22-24.01кроссВоронеж

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

Т1-2500

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

05-07.02кросс

Истра

Московская обл.

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ПР

ПР

ПР

КРАФ

ПРАФ

Т1-2500

Т4-3

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

Д3-Мини

Д3-250

Д2-Юниор

Т4-1

Д2-Юниор (Ока)

справки

24-26.03кроссГрозный

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ПР

ПР

ПР

ПРАФ

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

Д3-Мини

Д3-250

Д2-Юниор

Д2-Юниор (Ока)

26-28.03ралли-кроссГрозный

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

07-09.05кросс

Рязань

ЧР

ЧР

КРАФ

Т1-2500

Т4-3

Т4-1

28-30.05ралли-кроссКазань

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

18-20.06кросс

Тюмень

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

18-20.06кроссНабережные Челны

ПР

ПР

ПР

ПР

Д2-Юниор

Д3-Мини

Д3-250

Д2-Юниор (Ока)

pdf
25-27.06ралли-кросс

Игора,

Ленинградская обл.

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

pdf
25-27.06кроссТюмень

ЧР

ЧР

Т1-2500

Т4-3

pdf

pdf

справка

02-04.07кроссКурган

ЧР

ЧР

Т1-2500

Т4-3

pdf

pdf

 справки

09-11.07ралли-кроссРязань

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

pdf

Бюллетень №1

pdf

справки

16-19.07ралли-кроссРязань

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

pdf

Бюллетень №1

pdf

справки

ОТМЕНАкросс

Гуково,

Ростовская обл.

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ПР

ПР

ПР

ПРАФ

Т1-2500

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

Д3-Мини

Д3-250

Д2-Юниор

Д2-Юниор (Ока)

 pdf 
ОТМЕНАкросс

Кораблино,

Рязанская обл.

ЧР

КРАФ

Т4-3

Т4-1

  
27-29.08ралли-кросс

Казань

ЧР

ЧР

КР

КР

ПР

Национальный

Супер-1600

Д2Н

Суперавто

Д2-Юниор

pdf

Бюллетень №1

Бюллетень №2

pdf

справки 

03-05.09кросс

Курск

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

pdf

pdf

справка 

01-03.10кроссВоронеж

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ЧР

ПР

ПР

ПР

ПРАФ

Т1-2500

Д2Н

Супер-1600

Д3-Спринт

Супер багги

Д3-Мини

Д3-250

Д2-Юниор

Д2-Юниор (Ока)

pdf

Бюллетень №1

pdf 

справки

08-11.10кросс

Новокузнецк,

Кемеровская обл.

КР (финал)Т1-2500 pdf

pdf

справка 

22-24.10кроссТюмень

КР (финал)

КР (финал)

КР (финал)

Д2-Классика

Д2Н

Супер-1600

pdf

Бюллетень №1

pdf

справка

Календарь отборочных этапов Кубка России по кроссу
 
Дальневосточная зона
ДатыМесто проведенияКлассы 
27-28.03Чита, Забайкальский крайСупер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 
22-23.05Чита, Забайкальский крайСупер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 
28-29.08Чита, Забайкальский крайСупер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 
    
Сибирский федеральный округ 
ДатыМесто проведенияКлассы 
12-13.06Киселевск, Кемеровская областьТ1-2500 
09-11.07Новокузнецк, Кемеровская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 
06-08.08Ордынское, Новосибирская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 
10-12.09Рубцовск, Алтайский крайСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика 
    
Уральский федеральный округ
ДатыМесто проведенияКлассы 
22-23.05Тюмень, Тюменская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика 
26-27.06Березовский, Свердловская областьСупер-1600, Д2Н 
26-27.06Тюмень, Тюменская областьТ1-2500 
03-04.07Курган, Курганская областьД2-Классика, Т1-2500 
07-08.08Челябинск, Челябинская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика 
07-08.08Сухой Лог, Свердловская областьТ1-2500 
    
Центральный и Южный федеральные округа
ДатыМесто проведенияКлассы 
07-09.05Рязань, Рязанская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 
23-25.07Гуково, Ростовская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 
17-19.09Воронеж, Воронежская областьСупер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 

Уровень подготовки пилотов

В соревнованиях не допускаются автолюбители со стажем вождения менее 5 лет. Это требование относится только к обычным дневным ралли проводимым в летнюю сухую погоду на асфальтированных трассах.

Особую квалификацию должны иметь водители участвующие в ночных ралли, на зимних трассах, проходящих по пересеченной местности. В этом случае пилот должен обладать как минимум 10-ти летним стажем вождения.

Знакомство с трассой

Если маршрут обозначен заранее, экипажам необходимо совершить 2-3 обязательных тренировочных заезда. Важнейшую роль этапе играет штурман фиксирующий в дорожной легенде опасные участки пути: крутые повороты, ямы, развилки, возможные пути объезда и тупики.

Трассы

Популярность автокросса во многом обусловлена простыми правилами понятными даже новичку. В соревнованиях не нужно подолгу ждать результата заезда – победителем становится тот, чья машина первой пересечет финишную черту. Если планируется участие грузовиков трасса должна соответствовать следующим требованиям:

  • Максимальная длина круга – 2500 метров, ширина дорожного полотна – 25 метров
  • На всем протяжении круга у машины должна существовать возможность обгонать впереди идущего или остановившегося
  • Наличие судейских постов, оснащенными средствами радиосвязи и пожаротушения
  • Граница гоночного трека в опасных зонах оборудуется земляным валом с минимальной высотой 1,5 метра, а в особо опасных участках – отбойным брусом
  • Зрительные места оборудуются на расстоянии минимум 30 метров от границы трассы.

Регламент гонок

  • Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
  • Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
  • Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
  • В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
  • Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
  • В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
  • Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
  • Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям

В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму.

Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.

В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.

История возникновения ралли

Зародилось ралли в 1907 году в городе Монте Карло (княжество Монако), где и было проведено первое в истории соревнование получившее название «ралли». Соревнования настолько нравились поклонникам, что в результате возникла идея проведения полноценного Чемпионата мира.

Довоенный и военный периоды

Считается, что первая гонка проведена в 1894 году. Тогда соревновались команды из французских городов Париж и Руан. Термин «ралли» при этом не использовался. Событие вызвало повышенный интерес обывателей и передовых производителей автомобилей. Во время “Первой мировой войны” соревнования не проводились. После неё ралли начало набирать обороты и уже в 20-х начинали формироваться сильные команды. Особенно выделялись MG, Triumph, Talbot, Riley и немецкие Wanderer, Adler, Trumpf. Однако Великая Отечественная снова привнесла упадок в этот вид спорта.

Межконтинентальное ралли

50-е, гонки достигли наивысшего расцвета. Сформировался Чемпионат Европы состоявший из 10 или 12 этапов. На Юге Америки начиная с 1940 начали проводиться масштабные гонки в которых расстояние пробега растягивалось до 9500 километров. В Африке первое соревнование состоялось в 1950-м с дистанцией 16 тыс. км (от Севера до Юга).

В 1951 г. гонки проводившиеся в Великобритании были признаны международными. Соревнование не пользовалось популярностью поскольку британские законы запрещали использовать дороги общего пользования в спортивных целях.

Современное ралли

В 50-е ралли как автоспорт получило широкое распространение в Финляндии и Швеции где и были изобретены короткие трассы покрытые гравием. Подобные участки располагались вдали от населенных пунктов.

Позднее эту идею подхватили другие страны. Современные гонки мало чем отличаются от стандартов зародившихся в 50-х.

Организаторы

Подобные мероприятия устраивают региональные автомобильные организации. Среди крупных встречаются государственные как Министерство обороны (Ралли МО). Часто организаторами выступают и крупные предприятия деятельность которых связана с автомобильной промышленностью.

МАДИ

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет является крупнейшим организатором Р3К в странах СНГ. Это учреждение проводит подобные мероприятия ежегодно, начиная с 2000 года, а ралли третьей категории является самым крупным и престижным состязанием подобного рода.

Классы транспортных средств

В ралли-рейдах отметились все крупнейшие мировые производители: Mitsubishi (12 побед в “Дакаре”), Peugeot (6), Citroen, Volkswagen, Mini Cooper и др.

Самой успешной раллийной командой в истории среди грузовиков была признана российская “КАМАЗ-мастер”.

T1 / т2 / Open class

Внедорожники не должны весить более 3,5 т и делятся на подкатегории. Они могут использовать разные виды топлива: бензин или дизельное. В этой категории задают тон модели европейских и японских производителей: Renault 4, Range Rover, Land Rover, Mercedes-Benz G, Volksagen litis, Toyota Land Cruiser, Pinzgauer.

В класс Т1 входят специально доработанные внедорожные авто (Mitsubishi MRX09 Racing Lancer и другие), категория Т2 состоит из джипов, которые мало отличаются от моделей серийного производства. В Open Class включены тяжелые автомобили, сконструированные специально для внедорожных гонок.

Грузовые классы

В эту категорию включают авто вес которых превышает 3,5 т и подразделяются на 2 подгруппы:

T5

Грузовики, входящие в категорию не принимают участия в соревнованиях, а предназначены для поддержки других команд и путешествуют от бивуака к бивуаку.

T4

Грузовики подразделяются на 2 группы: Т4.1 (серийные машины) и Т4.2 (модернизированные). Модели Т4 могут получать помощь на специальных участках, но они должны быть омологированы.

В 1980-х годах ожесточенное соперничество в этой категории развернулось между грузовиками DAF и Mercedes-Benz. Это привело к повышению мощности машин до 1000 л.с. Позже в гонку включились Tatra и КАМАЗ.

Особенности автокросса

Изначально любительские заезды проводились в Англии с начала сороковых, а в 1976 году прошли первые соревнования по автокроссу, в заездах участвовали гонщики из Италии, Франции, Чехии и Болгарии. В США на волне популярности автокросса были созданы багги – модифицированные машины для гонок по пересеченной местности.

Первые авто были переделаны из Фольксвагенов модели «жук» Брюсом Маерсом, модель получила название Meyers Manx и стала очень популярной.

У автомобиля срезались двери, корпус усиливался каркасом из металлических труб и устанавливался легкий кузов из стекловолокна.

В СССР автокросс стал популярен в конце сороковых после окончания Второй мировой войны. В гонках участвовали военные модели грузовиков но общих правил проведения заездов еще не существовало.

Популярность данного вида спорта быстро росла и уже в 1977 году стартовали соревнования СССР по автокроссу, заезды проводились в Прибалтийских республиках.

Популяризации гонок способствовало развитие отечественного автопрома – участники выступали на автомобилях «Жигули». К началу 90-х годов в СССР насчитывалось несколько десятков гоночных трасс – в Рязани, Омске, Тюмени и других городах.

Первая трасса отвечающая требованиям Международной Автомобильной Федерации была построена в Дмитрове – именно здесь в 1998 г. прошел один из этапов чемпионата Европы. Примерно в это же время в России стали проводиться автогонки на выживание – более контактная разновидность соревнований.

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.

В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

Ралли в России

СССР в ралли

История отечественного ралли начиналась с автомобилей «Москвич» и «Волга». Спортсмены не всегда хорошо выступали на своих простых автомобилях, но стремились показать хороший результат. В СССР ралли впервые начали проводиться в 50-е. Изначально подобные соревнования носили исключительно любительский характер. В 60-е годы наши спортсмены начали выступать на международных соревнованиях где использовали автомобили ГАЗ-21 и Москвич-407. Апогеем стало место на подиуме ралли-рейда “Лондон-Сидней” 1967 года. Команде выступавшей на Москвиче 412-й модели удалось с Божьей помощью и сваренных из ржавых водопроводных труб запчастей занять второе место на подиуме.

Кубок и Чемпионат России по ралли

Этапы кубка и чемпионата России по ралли в различных категориях проводятся отдельно. Каждый розыгрыш состоит из 2 стадий: предварительной и финальной. Количество этапов определяется календарем.

Команда

Экипаж участвующий в соревнованиях состоит из 2 человек: пилота (водителя) и штурмана. Оба члена экипажа имеют право вести автомобиль и несут ответственность за итоговый результат.

По умолчанию машиной управляет пилот но истории известны случаи когда эту роль выполнял штурман.

Штурман

Разноплановый член экипажа. Является ассистентом пилота, выполняет административную работу в штабе команды и работает со стенограммой.

Чтобы пилот и штурман ралли научились работать в команде и полностью доверять друг другу может потребоваться существенное время.

Легенда

Стенограмма штурмана – запись в виде условных обозначений учитывающая особенности участков трассы и список поворотов. При создании записи учитывается ритм диктовки удобный пилоту. Штурман отвечает за анализ, запись и диктовку стенограммы.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий