Особенности соревнования “Любительское ралли”
Разделяют 2 варианта проведения ралли: с трассой открытой для предварительной тренировки и когда маршрут закрыт до старта состязаний. Боевые заезды часто проходят в первом варианте, а любительские по второму сценарию. За несколько часов до начала Р3К каждому экипажу выдается книга с маршрутным листом – список содержащий перечень пунктов контроля времени (КВ) и легендой составленные в соответствии с маршрутом.
Все соревнования проводятся путем передвижения от одного КВ к другому, пока автомобиль не достигнет финишной черты. В нем указывается время явки экипажа на контрольные пункты или же среднее время выделенное на прохождение от одного КВ к другому, с их кратким описанием.
Техника
В соревновании участники выступают на обычных автомобилях одной категории. Единственным критерием является соответствие машин участвующих в заезде нормам правил дорожного движения страны в которой проводится ралли. Перед началом гонок на кузова всех автомобилей прошедших административную проверку наносится символика соревнования.
Трассы и регионы
Трассы ралли любительского типа определяются специальными комитетами и организаторами. Этапы проходят на дорогах общего пользования. При выборе трасс избегают прохождения через крупные населенные пункты. Составители маршрута пытаются избежать участков с пробками или излишне оживленным движением.
Трассы проходят через сельскую местность, леса, поля или прочие регионы с малой плотностью транспортного движения. Самим же участникам в большинстве случаев не раскрываются подробности маршрута до старта соревнований. Все о чем они извещаются – стартовая локация.
Система зачетов
Подсчет результатов осуществляется сложением штрафных очков. В общий зачет входит:
- Результат, показанный экипажем в дополнительных соревнованниях.
- Пенализация полученная за прохождение судейских постов.
- Прочая пенализация экипажа в течение ралли.
Основываясь на общем количестве штрафных баллов выстраивается рейтинг участников. Экипаж с самым меньшим показателем штрафного времени занимает первое место.
Участие в ралли третьей категории
Принять участие в ралли может любой экипаж имеющий исправный автомобиль прошедший административную проверку и соответствующий ПДД. Чтобы официально завершить соревнование экипаж должен получить соответствующие пометки в контрольной карте на каждом судейском пункте.
Условия участия:
- Исправный автомобиль удовлетворяющий требованиям ПДД
- Пилот и штурман в составе экипажа
- Наличие шлемов
- Необходимое для стартового взноса количество денежных средств.
- Запас горючего (примерно на 500 км), воды и пищи.
- Штурман обязан иметь при себе калькулятор, тетрадь, несколько ручек либо карандашей.
Техника
Раллийные гоночные автомобили сильно отличаются от гражданского транспорта и болидов созданных для других соревнований. Подготовка включает установку прочного цельнометаллического каркаса повышенной жесткости (пространственная рама), а общая конструкция напоминает серийные машины. По мере развития технологий появлялись различные классы раллийных автомобилей. Современная международная классификация насчитывает 2 типа – «N» и «A». Автомобили группы N являются серийными, машины категории A подвергаются сильной модернизации. Ралли – захватывающий вид спорта вызывающий общественный интерес благодаря схожести гоночных и серийных автомобилей.
Group B
Группа Б – особая категория запрещенная в 1986 году в силу серии летальных аварий. В основе группы стояла машина обладающая техническими характеристиками ограниченными исключительно фантазией конструкторов. Устанавливались мощные двигатели которые выдавали высочайшие скоростные характеристики.
1986 год, Португалия… Легендарный Ford RS200 въезжает в толпу болельщиков на полной скорости. 3 человека “сыграли в ящик”, десятки серьезно ранены. В этом же году пилот автомобиля Lancia не справившись с управлением вылетает с обрыва. При падении болид загорается, а экипаж погибает ужасной смертью. Эти и ряд последующих событий приводят к упразднению группы в 1987, по соображениям безопасности. В большей степени из-за большого числа смертей именно болельщиков.
Ход гонок и особенности заездов
Ралли – вид спорта который может проводиться на любом типе местности и в любое время года. В качестве дорожного покрытия может использоваться асфальт, гравий, снег, лед.
Пилоты, являясь асами, могут водить в сложных условиях и выжимать максимум из автомобиля.
Трассы
Пилот ралли не знает, что его ждет впереди. По этой причине гонщики допускают много ошибок, часто сходят с дистанции и попадают в аварии. Многое зависит от типа покрытия на трассе. Например, на грунтовом покрытии ухудшается сцепление с дорогой из-за чего снижается общая тяга и усложняется управляемость автомобиля.
Спецучастки и Суперспецучастки
Трасса предназначенная для ралли делится на спецучастки. Протяженность такого участка может составлять не более 50 км. В этих зонах происходит борьба между гонщиками. В промежутках предусмотрены перегонные этапы, на которых нужно просто добраться до стартовой позиции соблюдая правила ПДД но в указанные временные рамки. Опоздавших штрафуют.
На некоторых трассах предусмотрены суперспецучастки где 2 автомобиля едут по параллельным дорогам. Это небольшой фрагмент трассы который по размерам сопоставим с футбольным стадионом. Такие участки демонстрируют парную борьбу гонщиков.
Трофи-рейды
Как правило, такой вид соревнований не требует от участников не ставит во главу угла скорость прохождения маршрута. Главным здесь выступает именно полное преодоление специальных и линейных участков в пределах установленного лимита времени. Экипажу (обычно в автомобилях это – два человека, пилот и штурман) выдается задание на каждый этап соревнования – дорожная легенда.
Сложность в том, что помимо вождения автомобиля в условиях полного бездорожья, командам приходится самостоятельно ориентироваться на местности по GPS-навигаторам или по приложенным к заданию топографическим картам.
Существуют и спецучастки – с повышенной сложностью, естественными или искусственными препятствиями, на которых первенство определяется по времени преодоления.
Конечно, для участия в подобных соревнованиях необходимо тщательно готовить свой автомобиль – роль технической поддержки важна, как никогда. Случается, что машины переделывают так основательно, что от исходной модели остаётся лишь иллюзия внешнего сходства. Впрочем, организаторы это предусмотрели, и поэтому делят участников на несколько категорий:
- Группа «Рейд» — стандартные внедорожники заводской сборки;
Группа ТР-1 – машины, подвернутые незначительной доработке;
Группа ТР-2 – автомобили с усиленной подготовкой;
Группа ТР-3 – самостоятельно сконструированные внедорожники или подвергнутые доработке с практическим отсутствием ограничений.
Существует и несколько разновидностей групп для мотоциклов и квадрациклов.
Как правило, большинство трофи-рейдов офф-роуда имеют формат открытых соревнований, зарегистрироваться на участие в которых можно заранее у их организаторов.
Отечественные «Нивы» и «Уазики» — непременные участники всех трофи-рейдов, проводимых на территории России, и выглядят на них ничуть не хуже, чем раскрученные Судзуки, Ниссаны или Мерседесы.
Кросс и ралли-кросс – текущий сезон
Дата | Вид | Место проведения | Статус | Классы | Регламент | Результаты |
22-24.01 | кросс | Воронеж | ЧР ЧР ЧР ЧР ЧР | Т1-2500 Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги | ||
05-07.02 | кросс | Истра Московская обл. | ЧР ЧР ЧР ЧР ЧР ЧР ПР ПР ПР КРАФ ПРАФ | Т1-2500 Т4-3 Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги Д3-Мини Д3-250 Д2-Юниор Т4-1 Д2-Юниор (Ока) | справки | |
24-26.03 | кросс | Грозный | ЧР ЧР ЧР ЧР ПР ПР ПР ПРАФ | Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги Д3-Мини Д3-250 Д2-Юниор Д2-Юниор (Ока) | ||
26-28.03 | ралли-кросс | Грозный | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | ||
07-09.05 | кросс | Рязань | ЧР ЧР КРАФ | Т1-2500 Т4-3 Т4-1 | ||
28-30.05 | ралли-кросс | Казань | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | ||
18-20.06 | кросс | Тюмень | ЧР ЧР ЧР ЧР | Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги | ||
18-20.06 | кросс | Набережные Челны | ПР ПР ПР ПР | Д2-Юниор Д3-Мини Д3-250 Д2-Юниор (Ока) | ||
25-27.06 | ралли-кросс | Игора, Ленинградская обл. | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | ||
25-27.06 | кросс | Тюмень | ЧР ЧР | Т1-2500 Т4-3 | справка | |
02-04.07 | кросс | Курган | ЧР ЧР | Т1-2500 Т4-3 | справки | |
09-11.07 | ралли-кросс | Рязань | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | Бюллетень №1 | справки |
16-19.07 | ралли-кросс | Рязань | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | Бюллетень №1 | справки |
ОТМЕНА | кросс | Гуково, Ростовская обл. | ЧР ЧР ЧР ЧР ЧР ПР ПР ПР ПРАФ | Т1-2500 Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги Д3-Мини Д3-250 Д2-Юниор Д2-Юниор (Ока) | ||
ОТМЕНА | кросс | Кораблино, Рязанская обл. | ЧР КРАФ | Т4-3 Т4-1 | ||
27-29.08 | ралли-кросс | Казань | ЧР ЧР КР КР ПР | Национальный Супер-1600 Д2Н Суперавто Д2-Юниор | Бюллетень №1 Бюллетень №2 | справки |
03-05.09 | кросс | Курск | ЧР ЧР ЧР ЧР | Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги | справка | |
01-03.10 | кросс | Воронеж | ЧР ЧР ЧР ЧР ЧР ПР ПР ПР ПРАФ | Т1-2500 Д2Н Супер-1600 Д3-Спринт Супер багги Д3-Мини Д3-250 Д2-Юниор Д2-Юниор (Ока) | Бюллетень №1 | справки |
08-11.10 | кросс | Новокузнецк, Кемеровская обл. | КР (финал) | Т1-2500 | справка | |
22-24.10 | кросс | Тюмень | КР (финал) КР (финал) КР (финал) | Д2-Классика Д2Н Супер-1600 | Бюллетень №1 | справка |
Календарь отборочных этапов Кубка России по кроссу | |||
Дальневосточная зона | |||
Даты | Место проведения | Классы | |
27-28.03 | Чита, Забайкальский край | Супер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 | |
22-23.05 | Чита, Забайкальский край | Супер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 | |
28-29.08 | Чита, Забайкальский край | Супер-1600, Д2-Классика, Т1-2500 | |
Сибирский федеральный округ | |||
Даты | Место проведения | Классы | |
12-13.06 | Киселевск, Кемеровская область | Т1-2500 | |
09-11.07 | Новокузнецк, Кемеровская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 | |
06-08.08 | Ордынское, Новосибирская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 | |
10-12.09 | Рубцовск, Алтайский край | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика | |
Уральский федеральный округ | |||
Даты | Место проведения | Классы | |
22-23.05 | Тюмень, Тюменская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика | |
26-27.06 | Березовский, Свердловская область | Супер-1600, Д2Н | |
26-27.06 | Тюмень, Тюменская область | Т1-2500 | |
03-04.07 | Курган, Курганская область | Д2-Классика, Т1-2500 | |
07-08.08 | Челябинск, Челябинская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика | |
07-08.08 | Сухой Лог, Свердловская область | Т1-2500 | |
Центральный и Южный федеральные округа | |||
Даты | Место проведения | Классы | |
07-09.05 | Рязань, Рязанская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 | |
23-25.07 | Гуково, Ростовская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 | |
17-19.09 | Воронеж, Воронежская область | Супер-1600, Д2Н, Д2-Классика, Т1-2500 |
Уровень подготовки пилотов
В соревнованиях не допускаются автолюбители со стажем вождения менее 5 лет. Это требование относится только к обычным дневным ралли проводимым в летнюю сухую погоду на асфальтированных трассах.
Особую квалификацию должны иметь водители участвующие в ночных ралли, на зимних трассах, проходящих по пересеченной местности. В этом случае пилот должен обладать как минимум 10-ти летним стажем вождения.
Знакомство с трассой
Если маршрут обозначен заранее, экипажам необходимо совершить 2-3 обязательных тренировочных заезда. Важнейшую роль этапе играет штурман фиксирующий в дорожной легенде опасные участки пути: крутые повороты, ямы, развилки, возможные пути объезда и тупики.
Трассы
Популярность автокросса во многом обусловлена простыми правилами понятными даже новичку. В соревнованиях не нужно подолгу ждать результата заезда – победителем становится тот, чья машина первой пересечет финишную черту. Если планируется участие грузовиков трасса должна соответствовать следующим требованиям:
- Максимальная длина круга – 2500 метров, ширина дорожного полотна – 25 метров
- На всем протяжении круга у машины должна существовать возможность обгонать впереди идущего или остановившегося
- Наличие судейских постов, оснащенными средствами радиосвязи и пожаротушения
- Граница гоночного трека в опасных зонах оборудуется земляным валом с минимальной высотой 1,5 метра, а в особо опасных участках – отбойным брусом
- Зрительные места оборудуются на расстоянии минимум 30 метров от границы трассы.
Регламент гонок
- Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
- Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
- Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
- В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
- Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
- В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
- Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
- Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям
В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму.
Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.
В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.
История возникновения ралли
Зародилось ралли в 1907 году в городе Монте Карло (княжество Монако), где и было проведено первое в истории соревнование получившее название «ралли». Соревнования настолько нравились поклонникам, что в результате возникла идея проведения полноценного Чемпионата мира.
Довоенный и военный периоды
Считается, что первая гонка проведена в 1894 году. Тогда соревновались команды из французских городов Париж и Руан. Термин «ралли» при этом не использовался. Событие вызвало повышенный интерес обывателей и передовых производителей автомобилей. Во время “Первой мировой войны” соревнования не проводились. После неё ралли начало набирать обороты и уже в 20-х начинали формироваться сильные команды. Особенно выделялись MG, Triumph, Talbot, Riley и немецкие Wanderer, Adler, Trumpf. Однако Великая Отечественная снова привнесла упадок в этот вид спорта.
Межконтинентальное ралли
50-е, гонки достигли наивысшего расцвета. Сформировался Чемпионат Европы состоявший из 10 или 12 этапов. На Юге Америки начиная с 1940 начали проводиться масштабные гонки в которых расстояние пробега растягивалось до 9500 километров. В Африке первое соревнование состоялось в 1950-м с дистанцией 16 тыс. км (от Севера до Юга).
В 1951 г. гонки проводившиеся в Великобритании были признаны международными. Соревнование не пользовалось популярностью поскольку британские законы запрещали использовать дороги общего пользования в спортивных целях.
Современное ралли
В 50-е ралли как автоспорт получило широкое распространение в Финляндии и Швеции где и были изобретены короткие трассы покрытые гравием. Подобные участки располагались вдали от населенных пунктов.
Позднее эту идею подхватили другие страны. Современные гонки мало чем отличаются от стандартов зародившихся в 50-х.
Организаторы
Подобные мероприятия устраивают региональные автомобильные организации. Среди крупных встречаются государственные как Министерство обороны (Ралли МО). Часто организаторами выступают и крупные предприятия деятельность которых связана с автомобильной промышленностью.
МАДИ
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет является крупнейшим организатором Р3К в странах СНГ. Это учреждение проводит подобные мероприятия ежегодно, начиная с 2000 года, а ралли третьей категории является самым крупным и престижным состязанием подобного рода.
Классы транспортных средств
В ралли-рейдах отметились все крупнейшие мировые производители: Mitsubishi (12 побед в “Дакаре”), Peugeot (6), Citroen, Volkswagen, Mini Cooper и др.
Самой успешной раллийной командой в истории среди грузовиков была признана российская “КАМАЗ-мастер”.
T1 / т2 / Open class
Внедорожники не должны весить более 3,5 т и делятся на подкатегории. Они могут использовать разные виды топлива: бензин или дизельное. В этой категории задают тон модели европейских и японских производителей: Renault 4, Range Rover, Land Rover, Mercedes-Benz G, Volksagen litis, Toyota Land Cruiser, Pinzgauer.
В класс Т1 входят специально доработанные внедорожные авто (Mitsubishi MRX09 Racing Lancer и другие), категория Т2 состоит из джипов, которые мало отличаются от моделей серийного производства. В Open Class включены тяжелые автомобили, сконструированные специально для внедорожных гонок.
Грузовые классы
В эту категорию включают авто вес которых превышает 3,5 т и подразделяются на 2 подгруппы:
T5
Грузовики, входящие в категорию не принимают участия в соревнованиях, а предназначены для поддержки других команд и путешествуют от бивуака к бивуаку.
T4
Грузовики подразделяются на 2 группы: Т4.1 (серийные машины) и Т4.2 (модернизированные). Модели Т4 могут получать помощь на специальных участках, но они должны быть омологированы.
В 1980-х годах ожесточенное соперничество в этой категории развернулось между грузовиками DAF и Mercedes-Benz. Это привело к повышению мощности машин до 1000 л.с. Позже в гонку включились Tatra и КАМАЗ.
Особенности автокросса
Изначально любительские заезды проводились в Англии с начала сороковых, а в 1976 году прошли первые соревнования по автокроссу, в заездах участвовали гонщики из Италии, Франции, Чехии и Болгарии. В США на волне популярности автокросса были созданы багги – модифицированные машины для гонок по пересеченной местности.
Первые авто были переделаны из Фольксвагенов модели «жук» Брюсом Маерсом, модель получила название Meyers Manx и стала очень популярной.
У автомобиля срезались двери, корпус усиливался каркасом из металлических труб и устанавливался легкий кузов из стекловолокна.
В СССР автокросс стал популярен в конце сороковых после окончания Второй мировой войны. В гонках участвовали военные модели грузовиков но общих правил проведения заездов еще не существовало.
Популярность данного вида спорта быстро росла и уже в 1977 году стартовали соревнования СССР по автокроссу, заезды проводились в Прибалтийских республиках.
Популяризации гонок способствовало развитие отечественного автопрома – участники выступали на автомобилях «Жигули». К началу 90-х годов в СССР насчитывалось несколько десятков гоночных трасс – в Рязани, Омске, Тюмени и других городах.
Первая трасса отвечающая требованиям Международной Автомобильной Федерации была построена в Дмитрове – именно здесь в 1998 г. прошел один из этапов чемпионата Европы. Примерно в это же время в России стали проводиться автогонки на выживание – более контактная разновидность соревнований.
Техника и ее особенности
Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.
Классы и разновидности
Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.
В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:
- Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
- Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
- Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
- Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.
Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.
Ралли в России
СССР в ралли
История отечественного ралли начиналась с автомобилей «Москвич» и «Волга». Спортсмены не всегда хорошо выступали на своих простых автомобилях, но стремились показать хороший результат. В СССР ралли впервые начали проводиться в 50-е. Изначально подобные соревнования носили исключительно любительский характер. В 60-е годы наши спортсмены начали выступать на международных соревнованиях где использовали автомобили ГАЗ-21 и Москвич-407. Апогеем стало место на подиуме ралли-рейда “Лондон-Сидней” 1967 года. Команде выступавшей на Москвиче 412-й модели удалось с Божьей помощью и сваренных из ржавых водопроводных труб запчастей занять второе место на подиуме.
Кубок и Чемпионат России по ралли
Этапы кубка и чемпионата России по ралли в различных категориях проводятся отдельно. Каждый розыгрыш состоит из 2 стадий: предварительной и финальной. Количество этапов определяется календарем.
Команда
Экипаж участвующий в соревнованиях состоит из 2 человек: пилота (водителя) и штурмана. Оба члена экипажа имеют право вести автомобиль и несут ответственность за итоговый результат.
По умолчанию машиной управляет пилот но истории известны случаи когда эту роль выполнял штурман.
Штурман
Разноплановый член экипажа. Является ассистентом пилота, выполняет административную работу в штабе команды и работает со стенограммой.
Чтобы пилот и штурман ралли научились работать в команде и полностью доверять друг другу может потребоваться существенное время.
Легенда
Стенограмма штурмана – запись в виде условных обозначений учитывающая особенности участков трассы и список поворотов. При создании записи учитывается ритм диктовки удобный пилоту. Штурман отвечает за анализ, запись и диктовку стенограммы.