Многообразие оружия для фехтования: на чем остановить свой выбор?

Сдвоенные удары и контратаки

Сдвоенные удары применяются в двух формах.

  1. Защитные удары — направленные на поражение зон противника и остановку его атаки без последующего атакующего действия.
  2. Перебивающие удары с последующим переходом в атаку.

Все сдвоенные удары наносятся по небольшой дуговой траектории и приходят в зону поражения одновременно с парированием удара противника щитом.

Наиболее часто в практике применяются следующие сдвоенные удары: засечный в щит поражающий — прием удара — атака засечным в щит — прием — атака засечным ударом и тут же начало движения по малой дуге с приемом атаки на щит и поражением открытой руки или плеча.

Сдвоенные удары применяются, если противник при нанесении удара относит руку со щитом назад, тем самым открывая правую руку, плечо, грудь, голову.

Удачный сдвоенный удар может стать великолепным началом контратаки: нанесение сдвоенного удара — защита — сдвоенный удар — нанесение своей серии ударов.

Контратакой называется атака на начавшуюся атаку противника с целью:

  • опередить его по времени в нанесении ударов;
  • нанести удар, одновременно уклонившись от удара противника;
  • произвести скоростные удары в клинч ударов противника, тем самым сбить темп и нанести поражающие удары.

В историческом фехтовании контратаки имеют весьма широкое распространение. Они являются эффективным средством ведения боя на один или серию поражающих ударов, но требуют большого тактического и технического мастерства.

Для успешного проведения контратаки необходимо, прежде всего, четко владеть своим щитом и распознавать уловки и хитрости противника, пытающегося заставить производить защитные действия щитом от не поражающих ударов. Надо также уметь своими ложными действиями вызывать противника на желаемые для себя действия. И, наконец, необходимо владеть совершенной техникой сбива оружия с последующим нанесением ударов.

Наиболее широко применяются следующие основные контратаки:

  • При попытке замаха на засечный удар противника нанести короткий горизонтальный удар в голову или засечный от плеча в правую руку противника (распространена как одиночная форма контратаки).
  • При попытке нанесения базового удара сделать свилю с одновременным нанесением своего удара (на практике распространена как развивающаяся форма контратаки с последующими поражающими ударами).
  • При попытке нанесения противником нескольких мощных серий, состоящих из трех и более ударов. Фехтовальщик, находясь в глухой обороне, вынуждает противника к активным фехтовальным действиям. Приняв первую атаку, приняв вторую, защищающийся примеряется к нападающему, и на третьей атаке после приема на щит первых трех ударов мощным сбивом меч в меч дестабилизирует оружие противника в сторону, также использует его как толчковый барьер, набирает скорость и наносит серию из пяти и более ударов, после чего либо развивает фехтовальные действия, либо снова уходит в защиту. При высоком классе фехтовальщика такая контратака с врубанием в атаку противника может проходить и без приноравливания.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Чем отличается шпага от рапиры

Фехтование – одно из старейших боевых искусств, перешедших в разряд спортивных состязаний. В современных соревнованиях используется три вида оружия – шпага, рапира и сабля. Каждому спортсмену подходит свой вид оружия, а вот зрителям не всегда видна разница. Чтобы понять, чем отличается шпага от рапиры, рассмотрим особенности двух разновидностей фехтования.

Шпага – холодное колюще-режущее оружие, производное от меча. Шпага состоит из клинка и рукояти, которая, в свою очередь, имеет дужку и гарду. Современная спортивная шпага весит от 770 грамм. Длина оружия составляет 110 см. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главным отличием спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

Наконечник спортивной шпаги снабжается специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм. Такое действие регистрируется как укол, который, по правилам, может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует укол, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 секунды. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Исторически рапира считалась облегченным вариантом оружия. Ее носили с гражданской одеждой в XVI-XVII веках. Позднее рапира была вытеснена короткими шпагами еще меньшего веса. Спортивная рапира отличается от шпаги размерами и весом. Четырехгранный клинок имеет длину 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 0,5 кг. Пальцы спортсмена защищает металлическая гарда диаметром 12 см. Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, оснащенной наконечником диаметром 6 мм. Наконечник спортивной рапиры оборудован подвижным электроконтактным устройством. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. Сигнал подается по проводу, идущему по углублению грани от наконечника до гарды.

Кроме того, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Такая форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки. Современное правило фехтования на рапирах устанавливает, что атака противника должна быть отражена до начала ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда устройство зафиксировало укол. Кроме того, в фехтовании на рапире засчитываются только уколы, нанесенные в металлизированную куртку. Действия, произведенные в другие области, считаются недействительными.

Выводы:

  1. Современная спортивная шпага весит от 770 грамм. Масса рапиры не превышает 0,5 кг.
  2. Длина шпаги составляет 110 см, рапиры от 90 см.
  3. Гибкий стальной клинок шпаги имеет трехгранное сечение, рапиры – четырехгранное.
  4. Диаметр гарды шпаги – 13,5 см, рапиры – 12 см.
  5. Наконечник спортивной шпаги снабжается специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм. Наконечник спортивной рапиры оборудован подвижным электроконтактным устройством.
  6. Укол шпагой наносится во все части тела, кроме затылка. Укол рапиры регистрируется только в куртку.
  7. В фехтовании на шпагах нет приоритета действий, в фехтования на рапирах – есть.
  8. Рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной.

От дуэлей до Олимпиады

Первые сведения о фехтовании в современном его понимании датированы несколькими веками назад, но первые рисунки с изображениями подобного увлечения можно встретить и на исторических памятниках: еще до нашей эры в древней Японии, Китае и Египте практиковали что-то похожее на фехтование. А в средневековой Европе фехтование получило распространение как способ разрешения конфликтов — всем известные дуэли на шпагах.

По-настоящему спортивную сущность фехтование начало приобретать в 15-м веке, с широким распространением огнестрельного оружия. На шпагах решать конфликты и выигрывать войны теперь было совсем не эффективно, так что владение холодным оружием стало, скорее, правилом хорошего тона, а также поводом для проведения первых турниров.

Как и для многих других видов спорта, начало спортивному развитию фехтования положили университеты. Правила первых соревнований среди студентов, где фехтовальщики дрались до первой крови, сейчас кажутся дикими: со временем фехтование приобретало все более цивильный облик заодно с усложнением экипировки и правил.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

История боя на топорах

На Руси топор использовался когда-то (примерно в начале прошлого тысячелетия) в качестве оружия в пехоте. Разумеется, что никакие доспехи не могли уберечь от такого удара. Археологи при раскопках нашли более двух тысяч топоров, относящихся к десятому-тринадцатому векам. Кстати после появления меча, топор продолжал с ним соперничать, особенно в западных регионах.

Топор известен во всем мире, но огромную популярность он обрел в Европе, раньше он был распространен и на Дальнем Востоке, и в Китае. Во время Троянской войны топоры были основным оружием греков, еще раньше них – египтяне. Во времена Римской империи топоры начали оставаться в прошлом. А вот варвары только топорами и пользовались, ярким примером была Франциска, которую воин «уносил с собой в могилу».

Постепенно топор был вытеснен мечом.

Древние славяне также пользовались топорами (в основном на севере), похожими на те, которыми работают плотники. Мечей при раскопках было в два раза меньше. Топоры славян имели короткую рукоятку, малую массу. Безусловно, это давало большое преимущество перед соперником. С течением времени и рукоятку топора стали делать металлической. В пятнадцатом веке в Европе вес топора составлял порядка одного килограмма, длина его была почти один метр, а лезвие его было тонкое и изящное. В следующем столетии топор становится многофункциональным. В рукоятку прятали другие виды оружия. А в семнадцатом веке топор полностью потерял свою востребованность и актуальность в боях.

Характеристики топора как оружия

Несмотря на то, что топор вполне себе простое приспособление, но в качестве оружия он сложен. Особенности топора как оружия:

  • Центр тяжести находится далеко от руки. Это значит, что человек затрачивает много сил. Также топором из-за этого трудно управлять, трудно моделировать сил удара, трудно делать удар точным и быстрым.
  • Деревянная рукоятка может не выдержать при ударе о твердый предмет.
  • Тупая часть топора (обух) намного больше, чем лезвие. То есть можно сказать, что коэффициент полезного действия у топора очень мал, если использовать ее в бою.

Но почему же наши предки все же использовали топор? Для этого есть несколько причин:

  • Простота изготовления.
  • Легкость в ремонте.
  • Дешевизна.
  • Возможность использования в качестве метательного оружия.
  • Большая сила удара.

Эффективен, даже при борьбе с соперником, который облачен в доспехи.
Удобен в бою на близком расстоянии.

Классификация боевых топоров

  • Длина рукоятки: до ста сантиметров (большой, двуручный), короткий (ручной) – около тридцати сантиметров. Первый использовали в боях с конным противником, держали его обеими руками. Им можно было буквально «достать» до противника, удобен он и в ближнем бою. Второй вид использовали как метательное оружие, а также для нанесения ударов типа «кастетом».
  • Форма лезвия: прямое лезвие с загибающейся нижней частью (ширина равна длине или больше нее), секира – закругленное лезвие (ширина меньше длины), бердыш – верхний конец очень длинный (колющий), клевец – лезвие сужается книзу (похож на кинжал).
  • Форма сторон топора: односторонний (обух с шипами или крючком), двусторонний (имеет два лезвия). Второй вполне подходит для ударов в двух направлениях.

Базовые техники боя на топорах

  1. Зарубы. Простые удары в виде размахиваний, направление – сверху вниз (диагонально или вертикально).
  2. Подрубы – здесь наоборот – снизу вверх.
  3. Крючок – удары наносятся по горизонтали, описывая круг.
  4. Тычки – колющие удары, чаще в голову.
  5. Глухари – наносятся тупой частью – обухом.
  6. Зацепы – удары, как бы цепляющиеся за части тела противника или щит.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Китаец с парной экзотикой

Необязательно, кстати, китаец. Это может быть араб с парой шамширов. Но обычно всё же китаец. Основное отличие данного архетипа от всех остальных вышеперечисленных: в большинстве случаев оружие в каждой руке одинаковое. На мой взгляд, это не так интересно, как длинное и короткое. Короткое оружие в левой руке эффективнее в ближнем бою, чем повтор такого же длинного, как и в правой.

В реальной жизни никто не измеряет количество урона, нанесённого по противнику клинком, как в компьютерных и настольных играх. Там-то вроде и круче взять два длинных, но хитрые модификаторы и пенальти приводят к тому, что без особо навороченных навыков это редко когда разумно. Почему так? Да нипочему, дизайнеры не умеют фехтовать. Никаких сложностей в базовом фехтовании двумя длинными клинками нет, это даже проще, чем длинным и коротким.

Так что же китайцы? А не знаю. Не видел результатов спаррингов специалистов по китайскому парному оружию против более «попсовых» вариантов, типа самурая с катаной, викинга с двуручной датской секирой, щитовика-мечника или шпажиста-саблиста-рапириста. Если вы видели – дайте знать, причём кино не годится.

Предполагаю, что при прочих равных парная экзотика будет проигрывать в большинстве случаев. Если же «китаец» сильнее, опытнее, быстрее и так далее, или же ему противостоит слабо вооружённый противник (например, один только европейский одноручный меч без щита), то конечно.

Современность

Парное оружие повсеместно встречается в компьютерных играх и их обсуждениях. Устоявшийся английский термин – dual wield, часто встречается ошибочное написание «duel wield», которое лично меня жутко бесит. Также в играх используется разделение на основную и дополнительную руки (у большинства это правая и левая соответственно, у левшей наоборот), или main hand и off hand (off-hand). Отсюда и off-hand weapon, то есть оружие, предназначенное для дополнительной (то есть левой) руки.

В играх, как правило, плюсом парного оружия является повышенный урон в единицу времени, а минусом – невысокая защищённость. В реальности парное оружие, в основном, даёт дополнительные возможности по защите: фактически вы используете либо одно из своих оружий как щит для парирований, либо оба попеременно, атакуя освободившимся. Можно, конечно, закосить под китайца или берсерка, но первое очень сложно и реально никем не используется, только лишь бледно симулируется, а второе долго не живёт.

Во всякого рода ролевых играх и просто в фехтовальных тусовках любят парное оружие. Причём любят его намного больше, чем оно этого заслуживает. Почему? На мой взгляд по трём причинам: моделирование нелетальное; парное оружие компактнее длинномерных двуручников или щитов; круто и понтово смотрится.

Нелетальное моделирование, то есть тот факт, что жизни всерьёз ничто не угрожает, «разрешает» участникам фехтования действовать неоптимально. «Ну и что, что меня на игре замочат, зато я буду делать то, что хочу» – на самом деле совершенно нормальная подсознательная мысль, потому что человек, который следует этой мысли, просто хочет играть.

Компактность – штука очевидная. Копьё или алебарду везти в метро гораздо сложнее, чем два сравнительно коротких меча под одну руку каждый. Щиты вообще штука громоздкая и тяжёлая. Несмотря на большую эффективность щита, благодаря нелетальности моделирования многие фехтовальщики выбирают парное оружие, просто потому что так удобнее.

Крутизна и понты – ещё более очевидная штука. Куча фентезийных героев, анимешных персонажей и тому подобное культурное наслоение приучает к тому, что двумя мечами фехтуют настоящие профессионалы, так как это очень сложно. Ну да, сложно. Сложнее, чем, скажем, копьём. Или мечом со щитом.

История появления шпаги

Очевидно, что шпага – это логичное развитие меча. Это не означает, что она лучше меча. Просто каждое время требует своего оружия. Понятно, что в Средневековые времена шпага была бы бесполезна против доспехов. Но в эпоху Возрождения, она была эффективным боевым инструментом.
Появление огнестрельного оружия напрямую связанно с появлением шпаги. В то время уже не требовались тяжёлые доспехи, так как они были бесполезны перед пулями. Но некоторые историки утверждают, что шпага как раз и предназначалась для колющих ударов промеж пластин доспехов.

На словах это выглядит красиво, но в практике это скорее невыполнимая задача. Например, максимильяновский доспех, имел степень защиты, как скафандр. Поразить такого противника шпагой было делом довольно сложным. Ранняя шпага мало чем отличалась от меча, но она была легче и изящнее.

К этому времени вышли из моды латные металлические перчатки, они мешали управляться с огнестрельным оружием. Так эфес шпаги превратился в сложную конструкцию, по которой она прекрасно узнаваема. По некоторым данным считается, что местом появления первой шпаги является Испания.

Для повседневного ношения изделие подходило прекрасно. Оружие быстро завоевало популярность у знатного сословия. Шпагу богато украшали, для подчёркивания статуса владельца. В этот период уже начали разделять оружие на гражданское и военное. Ближе к 16 веку изделие получило название «espadas roperas».

Расцветом шпаги можно назвать 18 век. Гражданское оружие было легче боевого и немного короче. У него затачивали только острие. В конце 17 века появилась первая школа фехтования на шпаге. В это время оружие утрачивает рубящие характеристики. И в то же самое время, клинок шпаги становится гранёным.

Рукоять шпаги.

Самыми ходовыми были трёхгранные изделия, но встречались и шестигранные. Ношение шпаги было привилегией, её носили даже студенты. Молодые юноши, часто применяли их в дуэльных поединках. И даже гордились шрамами оставленными после драки.

При Петре 1 была вооружена шпагой вся пехота. Но затем её заменили на полусаблю. Шпагу оставили офицерскому составу и гвардейским мушкетёрам. В 19 веке шпагу вытесняют сабли и она постепенно теряет боевое значение.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы всё-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага» пришло к нам из романских языков, а «рапира» — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошёл от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Шпага

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Древковое оружие

Здесь, скорее всего, придётся атаковать вам. Всё похоже на борьбу с двуручником, но часто более опасно, особенно против копья. Используйте ножницы и старайтесь пройти мимо древка сбоку, либо силой отклонив его в сторону, либо самостоятельно сместившись относительно него. Ножницы либо двойное парирование, контроль, сокращение дистанции, атака. Берегите ноги, будьте готовы попрыгать.

Выводы

Скажем так. Если взять общие категории оружия, такие как: «одноручное», «полуторное», «парное», «одноручное плюс щит», «двуручное», то примерно в этом порядке по условной «крутости» они и идут. Причём «полуторное» и «парное» находятся на одном уровне, превосходя, да и то не всегда (рапира) строго одноручное оружие. Равно как и «одноручное плюс щит» и «двуручное» приблизительно равны, каждая из этих категорий обладает своими преимуществами и недостатками, но в среднем они явно сильнее, чем все остальные. Понятно, что это дичайшее упрощение и округление, из разряда «π=3», и можно найти кучу контрпримеров, но всё же как-то так.

Как уже было сказано выше и не раз, фехтовать парным оружием сложнее, чем одноручным, двуручным или же щитом с мечом. Проблема в том, что «сложнее» не значит «лучше», здесь нет часто ожидаемого эффекта «сложно изучать, но зато когда я достигну мастерства, то всем задам». Достигнув мастерства, действительно можно много кому задать, при этом совершенно не нужно достигать мастерства именно в парном оружии. Настоящий мастер, на мой взгляд, способен рубиться чем угодно.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Базовая техника боя с ножом

Для новичков разработана система упражнений, которая позволяет получить необходимые навыки. 

Освоение оружия

Примеры боевых стоек.

Для начинающих необходимо развить тактильную чувствительность, а также подвижность пальцев рук.

Для этого необходимо взять в руки нож и, не опуская на него глаз, поочерёдно менять хват рукояти, обхватывая ее более и менее плотно, разворачивать лезвие к себе и от себя, перекладывать нож из одной руки в другую.

Попытка выполнить такие финты для устрашения противника в реальном бою фатальна -это упражнение используется исключительно для развития мышц и наработки мышечной памяти, ловкости рук.

Упражнение выполняется в положении стоя, после можно делать шаги, передвигаясь как обычно, так и приставным шагом.

Более сложный вариант выполнения упражнения — во время падения и перекатов, а также одновременно сохраняя дистанцию с другими бойцами.

Освоение траекторий воздействия

Возьмите нож прямым хватом и вообразите вокруг себя сферу. Упражнение состоит в очерчивании границ сферы лезвием. Необходимо заполнить внутреннюю часть сферы как можно большим количеством взмахов руки.

Упражнение выполняется с нарастающей скоростью. Для начала можно выполнять движение махами, после переходим к уколам лезвием и ударным воздействиям обухом рукояти. Упражнение выполняется в режиме боя с невидимым противником.

Для реальной отработки навыков можно выполнять данное упражнение при выполнении элементов акробатики, а также в режиме имитации боя. Как вариант, упражнение выполняется в ограниченном пространстве с имитацией ударов руками и ногами, можно усложнить задачу и взять в другую руку ещё один предмет — не только нож, но и палку, пистолет и так далее.

После режима «бой с тенью» можно переходить к наработке навыков на манекене. В качестве манекена можно использовать обыкновенный туристический коврик, скрученную солому и так далее — имитация противника насаживается на обычную полку и закрепляется скотчем. Мишень может быть как подвижной, так и стационарной. 

Освоение движения целиком

На этом этапе тренировок ученик получает навыки для объединения движений, алгоритм который выглядит следующим образом «удар — разрез- захват — укол — разрез».

Движение выполняется без пауз и со временем усложняется: тренироваться можно на пересечённой местности, в воде и под водой.

При нахождении под водой в плотной среде движения будут менее размашистыми. Также рекомендуется отработать связку движений на манекене (подвижном и стационарном), после этого можно переходить к тренировкам против группы. 

Д’Артаньян, ты не прав!

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий