Искусство наносить удары, но не получить их: история развития фехтования

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Что это такое: спорт или боевое искусство?

Если в современном европейском мире это лишь тип спортивного состязания, то на Востоке как ранее, так и сейчас, фехтование — вид боевого искусства. В него вкладывается духовный смысл, который можно сравнить с путём воспитания воина, его боевых качеств и навыков.

Фехтование – это спорт и искусство, которое имеет свою глубокую историю, начинающуюся ещё с древнейших времён. Оно требует физической подготовки, ловкости и скорости реакции, а также интеллектуального развития. Только путём анализа психологии и поведения противника можно добиться победы. Не зря фехтование называют «шахматами в движении».

Время мушкетеров

При том же весе, что и шпага, рапира могла быть на 25 сантиметров длиннее.

Стиль фехтования одним длинным мечом относится в мирах фэнтези к числу наиболее распространенных. И это очень
печально, так как в средние века такой стиль не был и не мог быть известен.
Средневековые мечи просто не годились для ударов «от локтя». Даже для того,
чтобы пробить самый легкий доспех или разрубить кости, требовался широкий
размах. Но размахиваясь, воин без щита должен был
неизбежно раскрыться.

Для того, чтобы драться
единственным клинком, необходимо очень легкое, преимущественно колющее оружие,
которое нетрудно постоянно держать перед собой, нанося и отражая удары.
Технические проблемы, связанные с превращением меча в изящную шпагу,
были решены в 16 веке, но лишь в 17 столетии сложилась французская школа
фехтования. Первая школа, в которой, как это принято ныне, противники
становились правым, а не левым плечом друг к другу.

Отражение ударов клинком потребовало усложнить гарду.

Легкое оружие обладает меньшей пробивной силой. В силу
закона сохранения импульса отражать шпагой удары тяжелого палаша может
оказаться очень трудно и даже болезненно. Тем не менее клинок наименьшего веса давал бойцу преимущество, так как позволял удерживать
инициативу и экономил силы

Последнее было весьма немаловажно.
Обычно длительность поединка измерялась секундами, но иногда он мог затянуться
и на целую минуту, что соответствует продолжительности боя в современном
фехтовании. А минута предельного напряжения физических сил и внимания —
это много

Шпаги длиной клинка 85 см и весом всего 850
граммов обладали минимальной инерцией и позволяли сразу же переводить
парирование в молниеносную контратаку. Тем не менее боевое фехтование даже в исполнении мушкетеров 17 века все еще имело ряд
существенных отличий от современного спортивного стиля.

В наше время для того, чтобы одержать победу, спортсмену
требуется коснуться противника на 0,04 секунды раньше. Уколы нередко следуют
один за другим почти мгновенно. Располагая и для атаки, и для обороны всего
одной шпагой, фехтовальщик раскрывается в момент нанесения удара. По этой
причине в бою воин делал разящий выпад не раньше, чем противник оказывался
выведенным из равновесия, а его шпага отбита далеко в сторону. Но и в этом
случае, если нанести действительно опасную рану не представлялось возможным,
боец вовсе воздерживался от атаки.

Обычай
фехтовальщиков 17—18 веков запрыгивать на столы и занимать
более высокую позицию на лестнице связан с тем, что во французской школе
удары по ногам считались опасными в первую очередь для тех, кто их наносит.
Викинг, рубанув секирой ниже щита, имел все основания ожидать, что враг рухнет,
как подкошенный. Римский легионер, вонзая корд противнику в колено, надеялся
пересидеть ответный удар за щитом. Но один мушкетер, попав шпагой в бедро
другому, лишь подвергался риску немедленно получить более опасную рану.

История

Школа фехтования при Лейденском университете , Нидерланды, 1610 г.

Фехтование уходит своими корнями в развитие фехтования на дуэлях и самообороны . Считается, что фехтование возникло в Испании; некоторые из самых значительных книг по фехтованию написаны испанскими фехтовальщиками. Трактат по оружию был написан Диего де Валера между 1458 и 1471 годами и является одним из старейших сохранившихся руководств по западному фехтованию (несмотря на название, книга Диего Валеры была посвящена геральдике, а не фехтованию) незадолго до того, как дуэль стала официально признанной. запрет католических монархов. В ходе завоеваний испанские войска несли фехтование по всему миру, особенно в южной Италии, одной из главных областей раздора между двумя странами. Фехтование упоминается в пьесе «Веселые жены Виндзора», написанной незадолго до 1602 года.

Механика современного фехтования зародилась в 18 веке в итальянской школе фехтования эпохи Возрождения и под их влиянием была усовершенствована французской школой фехтования. Испанская школа фехтования пришла в упадок и была заменена итальянской и французской школами.

Развитие в спорте

Сдвиг в сторону фехтования как вида спорта, а не как военной подготовки, произошел с середины 18 века, и его возглавил Доменико Анджело , который в 1763 году основал академию фехтования, Школу оружия Анджело в , Сохо , Лондон. он обучал аристократию модному искусству фехтования . Его школой руководили три поколения его семьи, и она доминировала в искусстве европейского фехтования почти столетие.

Фехтовальная гравюра 1763 года из инструкции Доменико Анджело . Анджело сыграл важную роль в превращении фехтования в спортивный вид спорта.

Он установил основные правила позы и работы ног, которые по-прежнему регулируют современное спортивное фехтование, хотя его методы атаки и парирования все еще сильно отличались от нынешней практики. Хотя он намеревался подготовить своих учеников к настоящему бою, он был первым мастером фехтования, который подчеркнул пользу фехтования для здоровья и спорта больше, чем его использование в качестве искусства убийства, особенно в своей влиятельной книге L’École des armes ( Школа фехтования. ), опубликованный в 1763 году.

Основные условности были сопоставлены и установлены в 1880-х годах французским мастером фехтования Камилем Прево. Именно в это время многие официально признанные ассоциации фехтования начали появляться в разных частях мира, например, Американская лига любителей фехтования была основана в 1891 году, Ассоциация любительского фехтования Великобритании в 1902 году и Национальная федерация обществ. d’Escrime et Salles d’Armes de France в 1906 году.

Первое регулярное соревнование по фехтованию было проведено в рамках первого Большого военного турнира и «Атака оружия» в 1880 году, проходившего в Королевском сельскохозяйственном холле в Ислингтоне в июне. Турнир представлял собой серию соревнований между армейскими офицерами и солдатами. Каждый бой рассчитывался на пять ударов, и рапира была отмечена черным, чтобы помочь судьям. Ассоциация любительской гимнастики и фехтования разработала официальный свод правил фехтования в 1896 году.

Ограждение было частью Олимпийских игр в летом 1896 года . Сабли проводятся на всех летних Олимпийских играх ; рапиры проводились на всех летних Олимпийских играх, кроме 1908; По неизвестным причинам соревнования по шпагам проводились на всех летних Олимпийских играх, кроме лета 1896 года .

Начиная с épée в 1933 году, боковые судьи были заменены электрическим прибором для подсчета очков Лорана-Пагана со звуковым сигналом и красным или зеленым светом, указывающим на касание. Рапира была автоматизирована в 1956 году, сабля – в 1988. Поле для подсчета очков уменьшило предвзятость при оценке и позволило более точно подсчитывать более быстрые действия, более легкие касания и большее количество касаний спиной и флангом, чем раньше.

История

Школа фехтования при Лейденском университете , Нидерланды, 1610 г.

Фехтование уходит своими корнями в развитие фехтования на дуэлях и самообороны . Считается, что фехтование возникло в Испании; некоторые из самых значительных книг по фехтованию написаны испанскими фехтовальщиками. Трактат по оружию был написан Диего де Валера между 1458 и 1471 годами и является одним из старейших сохранившихся руководств по западному фехтованию (несмотря на название, книга Диего Валеры была посвящена геральдике, а не фехтованию) незадолго до того, как дуэль стала официально признанной. запрет католических монархов. В ходе завоеваний испанские войска несли фехтование по всему миру, особенно в южной Италии, одной из главных областей раздора между двумя странами. Фехтование упоминается в пьесе «Веселые жены Виндзора», написанной незадолго до 1602 года.

Механика современного фехтования зародилась в 18 веке в итальянской школе фехтования эпохи Возрождения и под их влиянием была усовершенствована французской школой фехтования. Испанская школа фехтования пришла в упадок и была заменена итальянской и французской школами.

Развитие в спорте

Сдвиг в сторону фехтования как вида спорта, а не как военной подготовки, произошел с середины 18 века, и его возглавил Доменико Анджело , который в 1763 году основал академию фехтования, Школу оружия Анджело в , Сохо , Лондон. он обучал аристократию модному искусству фехтования . Его школой руководили три поколения его семьи, и она доминировала в искусстве европейского фехтования почти столетие.

Фехтовальная гравюра 1763 года из инструкции Доменико Анджело . Анджело сыграл важную роль в превращении фехтования в спортивный вид спорта.

Он установил основные правила позы и работы ног, которые по-прежнему регулируют современное спортивное фехтование, хотя его методы атаки и парирования все еще сильно отличались от нынешней практики. Хотя он намеревался подготовить своих учеников к настоящему бою, он был первым мастером фехтования, который подчеркнул пользу фехтования для здоровья и спорта больше, чем его использование в качестве искусства убийства, особенно в своей влиятельной книге L’École des armes ( Школа фехтования. ), опубликованный в 1763 году.

Основные условности были сопоставлены и установлены в 1880-х годах французским мастером фехтования Камилем Прево. Именно в это время многие официально признанные ассоциации фехтования начали появляться в разных частях мира, например, Американская лига любителей фехтования была основана в 1891 году, Ассоциация любительского фехтования Великобритании в 1902 году и Национальная федерация обществ. d’Escrime et Salles d’Armes de France в 1906 году.

Первое регулярное соревнование по фехтованию было проведено в рамках первого Большого военного турнира и «Атака оружия» в 1880 году, проходившего в Королевском сельскохозяйственном холле в Ислингтоне в июне. Турнир представлял собой серию соревнований между армейскими офицерами и солдатами. Каждый бой рассчитывался на пять ударов, и рапира была отмечена черным, чтобы помочь судьям. Ассоциация любительской гимнастики и фехтования разработала официальный свод правил фехтования в 1896 году.

Ограждение было частью Олимпийских игр в летом 1896 года . Сабли проводятся на всех летних Олимпийских играх ; рапиры проводились на всех летних Олимпийских играх, кроме 1908; По неизвестным причинам соревнования по шпагам проводились на всех летних Олимпийских играх, кроме лета 1896 года .

Начиная с épée в 1933 году, боковые судьи были заменены электрическим прибором для подсчета очков Лорана-Пагана со звуковым сигналом и красным или зеленым светом, указывающим на касание. Рапира была автоматизирована в 1956 году, сабля – в 1988. Поле для подсчета очков уменьшило предвзятость при оценке и позволило более точно подсчитывать более быстрые действия, более легкие касания и большее количество касаний спиной и флангом, чем раньше.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Средние века

В 3 веке до нашей эры важной вехой в развитии фехтования стало появление в Галлии спаты — первого «настоящего» меча, название которого стало нарицательным и постепенно трансформировалось в европейских языках в «шпагу». При длине клинка 65 сантиметров и весе 1,3 килограмма, откованная из 2—7 полос железа и стали спата обычно имела скругленный конец и предназначалась только для рубящих ударов

Такой меч хорошо подходил как пешему бойцу, так и воину, сидящему на невысокой лошади. Несмотря на скептическое отношение римлян к рубящему оружию, они не могли не признать, что в поединке более тяжелая и длинная спата имела преимущества по сравнению с гладиусом.

Античное фехтование на кинжалах мало походило как на современное, так и на средневековое фехтование.

Вскоре после покорения Галлии спаты были приняты на вооружение римской кавалерией. От римлян спата перешла к франкам, прослужив до 8 века, когда появление стремени и увеличение роста лошадей вынудило всадников использовать более длинные каролингские мечи.

Характерно, что боевые приемы пришедших на руины римской цивилизации варваров первое время имели удивительно много общего с гомеровской «пляской Ареса». Так, по сообщению Сидония Апполинария, «франки Хлодвига метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, они опережали пущенные ими дротики».

Как и грек-ахеец, франкский воин должен был уметь быстро бегать, метко метать копья и ловко «ворочать щитом». А в скандинавской «Саге об Эгиле» поединок двух викингов описывается следующим образом:

«…Сигмунд бросился на Скарпхедина и тотчас же нанес ему удар копьем и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанес Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч. Скарпхедин ударил Сигмунда секирой…»

Как можно заметить, манера фехтования Скарпхедина и Сигмунда не отличается особым изяществом. Противники не уклоняются от ударов и не пытаются парировать их, всецело полагаясь на щиты. Благо за время поединка этот элемент снаряжения дозволялось сменить трижды.

Попытки увернуться от вражеского клинка в то время почитались пустой потерей времени. Низкое качество стали вынуждало бойцов вкладывать в удары максимальную силу: не только секирой, но и относительно легким мечом невозможно было рубануть «вдруг» — без подготовки. Уклоняющийся воин не мог одновременно заносить меч и просто «пропускал ход».

В таких латах особо не попрыгаешь.

Еще более тяжеловесной выглядела схватка между спешенными рыцарями. Жесткие латы, с одной стороны, замедляли движения противников, а с другой — вынуждали их отвешивать друг другу сокрушительные удары.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что средневековый бой, подобно рубке дров, требовал одной лишь физической мощи. Именно умение ударить внезапно и коварно (например, ниже щита по ногам) оружием, совершенно для этого не подходящим, предполагало наличие большого опыта.

Огромное значение для жителей средневековой Европы имело также конное фехтование — искусство совершенно особое, ничего общего с навыками пешего боя не имеющее. Налетая на противника, всадник имел время нанести только один, зато многократно усиленный сложением скоростей удар. И этот удар требовалось очень точно рассчитать.

Без щита

Конечно же, сказать, что воины средних веков вовсе не умели обходиться без щитов, будет преувеличением. В пылу сражения бойцы нередко намеренно забрасывали щиты за спину, чтобы перехватить двумя руками рукоять меча или секиры. Так скорее можно было изрубить вражеский щит, заставить противника отступить или опрокинуть его мощным ударом.

Средневековые мечи, как и мечи римские, были отлично приспособлены для парирования. Другой вопрос, что рыцари считали защиту мечом нецелесообразной. Несмотря на то, что ближайшая к гарде треть клинка, как правило, не затачивалась, в столкновениях с чужим оружием меч слишком быстро приходил в негодность.

Но дело было не только в порче меча. Главное — встретив вражеский выпад щитом, воин автоматически оказывался в удобной позиции для нанесения ответного удара. Парирование же (как и уклонение) не позволяло перехватить инициативу.

Особенно часто отражать удары мечом приходилось всадникам.

Стили

Существуют стили европейские и восточные.

Европейские

Стили, распространённые в Европе, принято называть школами. Самые распространённые из них:

Английская. Основные виды оружия: палаш, лёгкий меч и щит-баклер. Английская школа использовала как уколы, так и удары.

Стойка в бое, распространённом в Англии, следующая: прямая спина и чуть согнутые ноги, оружие располагается на уровне пояса.

  • Французская. Самое распространённое оружие — шпага. Принципы французской школы взяты из итальянской. Французы любили различные «обводящие» удары: батманы, захваты, отводы. Отличительная черта — умение фехтовать как левой, так и правой рукой, причём одновременно. Стойка также необычная: голова откинута назад, рука со шпагой поднята вверх, а само острие шпаги направлено вниз.
  • Германская. Основная техника — применение длинного меча. Стойка, немецкого фехтовальщика следующая: согнутые ноги, шпага в чуть согнутой руке. Немецкая школа отличалась тяжёлыми рубящими ударами, похожими на удары средневековым мечом.
  • Итальянская. Самая известная школа фехтования в Европе. В итальянской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Второе оружие часто заменялось плащом, намотанным на руку.

Существовали также Болонская, Венецианская и Неаполитанская школы фехтования.

Болонская школа фехтования включала в себя метода рукопашного боя помимо владения мечом. Больше всего внимания в школе уделено именно защите, а не нападению. А также нередко использовалось дополнительное оружие: кинжал или клинок.

Фото 2. Фехтование в Болонской школе, в руках одного участника меч, у другого – щит.

Венецианская школа. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении.

Внимание! Именно в Венецианской школе был впервые чётко обозначен вопрос дистанции между противниками. Неаполитанская школа

Отличается от других школ фехтования тем, что в процессе состязания удары более короткие. Способ ведения боя напоминает поведение животных, смешанное с танцевальными движениями. Приверженцы неаполитанской школы мгновенно анализировали поведение врага, старались чаще идти в нападение, не уклоняться от ударов противника и не отступать

Неаполитанская школа. Отличается от других школ фехтования тем, что в процессе состязания удары более короткие. Способ ведения боя напоминает поведение животных, смешанное с танцевальными движениями. Приверженцы неаполитанской школы мгновенно анализировали поведение врага, старались чаще идти в нападение, не уклоняться от ударов противника и не отступать.

Восточные

Среди восточных школ фехтования более всего выделяется японская школа.

Искусство владения деревянным мечом называется кэндо. В современном кэндо выделяют два вида атак — рубящую и колющую.

Разрешено наносить рубящие удары по макушке противника, по левой и правой части головы. Колющие удары можно наносить только в область горла.

Основные отличия восточных стилей фехтования от европейских — духовная наполненность. Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. Цель — взрастить воина, который любит свою страну и готов сделать вклад в развитие культуры.

Историческое развитие

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Античность

Фехтование зародилось в глубокой древности. Уже египтяне сумели достичь в нем блестящих успехов — об этом свидетельствуют разнообразие и причудливость египетского оружия (достаточно упомянуть бронзовые мечи кхопеши с двойным изгибом клинка). В эпоху Древнего и Среднего Царств в Египте было выработано множество стилей индивидуального боя. Воины фараонов умели атаковать врага со щитом и копьем, со щитом и топором или палицей, с двуручным клинковым или древковым оружием и даже с двумя мечами. Фехтование дополнялось приемами борьбы и кулачного боя. Для обучения использовались деревянные муляжи мечей и палиц.

Вопреки распространенному мнению, египтяне проявляли оригинальность даже в отношении формы пирамид.

Прогрессу боевых искусств в Египте способствовало не только существование в этой стране профессиональной армии, бойцы которой отвлекались от упражнений с оружием лишь для применения своих знаний на практике. Не последнюю роль играло и то, что египтяне использовали минимум защитного снаряжения и предпочитали сражаться в редком строю. В странах, где вожди выступали на колесницах, а тяжелая пехота — в фаланге, воины не нуждались в сложных навыках индивидуального боя. Вот как один из героев «Илиады» — Гектор — описывает свой арсенал боевых приемов:

«…В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,

Щит сухокожий умею ворочать и вправо, и влево,

С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;

На колеснице умею ворваться и в конную свалку,

Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном»…

Как можно понять из этих строк, наибольшее значение греки придавали умению пользоваться щитом. Копья во времена Гомера продолжали рассматриваться преимущественно как метательное оружие. В случае использования их в ближнем бою ценилась лишь сила удара, поскольку иногда «сухокожий» щит удавалось проткнуть. Крохотный же «меч» применялся лишь для того, чтобы добить уже поверженного противника.

Колесничный воин не имел возможности пользоваться мечом.

О боевых искусствах Древней Греции нам могут поведать не только стихи Гомера, но и программы античных Олимпиад. В число популярных среди греков видов спорта входили: бег, прыжки, метание копья на точность, метание камня (дисковидного) на дальность, борьба, кулачный бой и гонки на колесницах. Но не фехтование.

Только в более поздний «классический» период появление тяжелых щитов вынудило греческих копейщиков перейти к более изощренным приемам. Стараясь поразить противника в лицо, гоплиты делали обманные движения — финты, стремительные выпады и батманы (удары древком по древку с целью отбросить оружие противника).

Даже метание диска в свое время было военно-прикладным видом спорта.

Гладиаторы

Фильм «Гладиатор» выделяется неподражаемой антиисторичностью.

О значении, придаваемом искусству владения мечом римлянами, свидетельствует не столько их жадный интерес к гладиаторским боям, сколько то обстоятельство, что наиболее способные гладиаторы отдавались в обучение в дома знатных всадников. Так и не осилив премудрости верховой езды, римские аристократы вынуждены были освоить изощренные приемы пешего боя. В гладиаторских же школах учили лишь особому «сценическому» фехтованию. На арене требовалась зрелищность, а не эффективность приемов.

Рубящие удары, оставляющие обширные, но неглубокие раны, римляне оставляли для Колизея. В бою корд применялся для внезапных разящих выпадов и очень редко для парирования. Вражеские клинки в основном принимались на щит. Всадники и центурионы предпочитали огромным скутумам более удобные в поединке круглые щиты.

Щитом же наносились и удары: верхним краем в горло, нижним — по ногам, а умбоном — в грудь, чтобы выбить противника из равновесия и заставить раскрыться. Как и египтяне, римляне дополняли собственно фехтование приемами рукопашного боя: подсечками, захватами, ударами ногами и головой.

Спортсмены, добившиеся больших результатов

Самые знаменитые фехтовальщики:

Среди мужчин:

  1. Аладар Геревич. Кроме огромного количества медалей, полученных на европейских и мировых чемпионатах, этот венгерский фехтовальщик мог похвастаться 10 медалями на Олимпийских играх. Среди них были 7 золотых. Он также известен как спортсмен-долгожитель, проживший 81 год. Умер спортсмен в 1991 году.

Фото 2. Профессиональный фехтовальщик Аладар Геревич. В руках спортсмен держит спортивную саблю и защитную маску.

  1. Эдоардо Манджаротти родом из Италии. В общей сложности, он завоевал 39 медалей на мировых турнирах и Олимпийских играх. Специализировался в фехтовании на шпаге и рапире.
  2. Недо Нади. Огромное уважение этот спортсмен получил благодаря 5 золотым медалям, которые завоевал в течение одного Олимпийского турнира. При этом стал первым фехтовальщиком, который взял золото сразу в трёх видах оружия.

Среди женщин:

  1. Елена Белова. Советская спортсменка, которая стала олимпийской чемпионкой четыре раза. Кроме этого, она неоднократно побеждала на международных турнирах и соревнованиях СССР. Елена — единственная олимпийская чемпионка в истории советского фехтования, одержавшая победу в отдельных схватках.
  2. Мария Веццали. Эта женщина считается одной из лучших фехтовальщиц мира благодаря 6 победам на Олимпийских играх, 16 на чемпионатах мира и 13 на европейских турнирах. Спортсменка выиграла 5 Олимпийских медалей в одной личной дисциплине.
  3. Ирина Эмбрих. Эстонская фехтовальщица, была признана лучшей в этом виде спорта в своей стране в 2007 году. Ирина является многократным призёром мировых, европейских и эстонских первенств.

Первые упоминания

Фехтование имеет весьма богатую историю, корнями, уходящую во времена до н.э. В Древних Индии, Японии, Китае люди обучались борьбе, вот только предметы у них в руках были самые разные. Кто-то учился на бамбуковых палках, а кто-то упражнялся с настоящим боевым оружием. В Древнем Египте для удобства и безопасности использовались палки с неким подобием рукоятки. «Хлеба и зрелищ!». Пылкая борьба воинов распаляла сознание публики ещё в Древнем Риме. «Доктора орудий» тренировали римских солдат, прививая им умение хорошо фехтовать. Древние греки решили не отставать от римлян и создали специальные школы, где обучали искусству владения оружием. Во времена Средневековья фехтование было очень популярно, но важную роль играла классовая неравность. Возможность фехтовать была только у крупных феодалов или же у королей. У простолюдинов оружие имитировали палки с железной оболочкой имли алебарды.

Искусство или спорт?

Появление фехтования в качестве искусства относят к XV веку, а родиной его считается Испания.

Фехтование галопом скакало по Европе. В Англии была создана специальная ассоциация, посвящённая фехтованию, а в Германии целая корпорация тренеров-преподавателей.В Италии фехтование получило распространение в XVI веке. Фехтовальщики очень серьёзно подходили к делу, поэтому теоретиками совместно с практиками (преподавателями по фехтованию) были разработаны целые курсы тренировок и принципы, на которых они строились. Оружие для фехтования выбиралось и создавалось по принципу практичности: воину необходимо было нанести удар или укол в тонкое отверстие между латами. Поэтому вырисовалась тенденция по сужению клинка, что «породило» шпагу и рапиру.

Во Франции фехтование шагнуло ещё дальше, парижане создали целую фехтовальную Академию. В XVIII веке французы стали законодателями мод в данном боевом искусстве, введя маску для фехтования. Дуэли стали совсем не те! Появляется понятие «белая дуэль», максимально близкое к спорту по своей сути. Здесь уже присутствует судья и 4 человека – свидетели, которые следят за поединком и считают, сколько уколов нанёс каждый из противников.

19 век — время фехтования, как вида спорта. По современным понятиям соревновательная программа была введена уже в 80-х годах.Фехтование на рапирах вошло в программу Первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. Прошло всего несколько лет и в программу Олимпийских игр 1900 года вошли уже три вида фехтования — на шпагах, рапирах, саблях. В 1913 году 10 стран создали международную федерацию фехтования, которая в 1914 году разработала свод специальных правил для данного вида спорта. В 1921 году в Париже состоялся первый официальный международный турнир. Первый мировой чемпионат среди мужчин на шпагах состоялся в 1921, на саблях в 1922, на рапирах в 1926 году. У женщин на рапирах в 1929, на шпагах в 1989, на саблях в 1999 году.Каждый год в фехтовании что-то изменяется: модернизируется снаряжение, улучшается техника, но одно остаётся неизменным – фехтование продолжает покорять сердца людей по всему миру.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий