Содержание:
В воздушный транспорт Это вид транспорта, который в настоящее время считается самым быстрым и дорогим. Вы можете перевозить животных, предметы и людей, используя корабль, который перемещается между средними и нижними областями атмосферы. Скорость, с которой он действует (он может перемещаться между очень удаленными местами), сделала его предпочтительным средством.
В принципе, этот вид транспорта был разработан для перевозки людей, но человек сумел визуализировать другие варианты использования, установив контейнеры, адаптированные к технологическим предложениям зональной навигации, уступив место грузовым самолетам.
Этот вид транспорта надежен и обычно имеет большую доступность, но из-за развитости и комфорта, который он представляет для таких областей, как финансовый бизнес и туризм, он может вызывать задержки из-за большого потока пассажиров или посылок, которые перемещаются ежедневно. Эти задержки также вызваны такими факторами, как погода и воздушное движение.
В 20 веке этот вид транспорта стал одним из самых символичных технологических достижений. Этот транспорт не требует большой инфраструктуры для своей работы: ему нужна только длинная взлетно-посадочная полоса для взлета и одна для посадки. С другой стороны, у него нет препятствий, чтобы его остановить, и его главное преимущество – скорость.
Луксор, Египет
- Продолжительность полёта: от 10 до 30 минут.
- Сколько стоит: от 100$ до 13$0 (в зависимости от программы полёта).
- Как добраться: участников забирают из отеля по предварительной договорённости.
Компания Sindbad Hot Air Balloons предлагает ежедневные полёты на воздушном шаре над Луксором. Они проходят в первые четыре часа после восхода солнца.
Участников забирают из отеля и привозят на место взлёта. Перед началом воздухоплавания пилот аэростата обязательно проводит инструктаж по безопасности.
С высоты птичьего полёта можно увидеть комплекс храмов и часовен в Карнаке на востоке, а на западе — храм Хатшепсут у подножия скал. После приземления участникам вручают памятный сертификат. В стоимость также входит завтрак на моторной лодке.
С высоты птичьего полёта в Люксоре можно увидеть комплекс храмов и часовен в Карнаке на востоке, а на западе — храм Хатшепсут у подножия скал. Фото: gvictoria / Shutterstock.com
Независимо от точки на карте и времени года, полёт на воздушном шаре подарит море эмоций и запомнится навсегда. Знаю людей, которые однажды совершив путешествие на аэростате, уже не представляют своей жизни без воздухоплавания и ежегодно летают на воздушном шаре.
Как полетать на воздушном шаре
Каппадокия, как вы уже поняли — место, где полеты на воздушных шарах являются развитым и массовым видом отдыха. Вам нужно будет добраться до города Ургюп, что в 70 км от Кайсери, где находится ближайший гражданский аэропорт (ASR). До Кайсери выполняется несколько ежедневных рейсов из Стамбула (IST и SAW) местными авиакомпаниями: Turkish Airlines, Anadolujet, Pegasus Airlines и пр. Лететь около полутора часов. До самого Стамбула, ясное дело, летает множество различных авиакомпаний — от «Аэрофлота» и Turkish Airlines до Onur Air и «Победы». Покупка двух раздельных билетов до Стамбула и до Кайсери может помочь вам неплохо сэкономить (а заодно и провести пару дней в Стамбуле).
Низкий проход над горой – одна из фигур пилотажа на воздушных шарах
Самих авиакомпаний с воздушными шарами в Ургюпе более десятка; приобрести полет можно и через их российских партнеров, просто набрав в Google соответствующий запрос — удобно, если вы не знаете турецкого и хотите все запланировать заранее, а можно и непосредственно в отеле в Ургюпе, но тут все уже зависит от отеля. Ориентируйтесь на то, что стоимость часового полета составляет 13000 рублей с человека, включая трансфер из вашего отеля и обратно и скромный завтрак в непросредственной близости от точки старта (чай-кофе-булочки).
Видео (предполетный инструктаж, проход на малой высоте, посадка на авианосец, уборка шара):
Какие опасности бывают на аэростате?
Самое страшное – это повреждение оболочки. Она самая ранимая часть этой конструкции. Повреждаться может и из-за столкновения двух шаров – как было в страшной аварии в Австралии, или из-за пожара на борту, как было в Луксоре, или при столкновении с высоковольтными проводами, как в Новой Зеландии.
В таких обстоятельства люди паникуют, совершенно теряя голову. Выпрыгивают из корзины, а шар с остальными несчастными, став легче, взмывает вверх, и они прыгают со все большей и большей высоты… Управление шаром утрачивается полностью…
Сама по себе сложнейшая ситуация, здесь немало зависит и от пилота. Этот человек должен уметь анализировать, прогнозировать, маневрировать. Как правило, пилоты пользуются правилами полетов, общими для всей гражданской авиации. Они проходят теоретическую и летную подготовку в воздухоплавательных школах и получают соответствующие документы.
Все несчастные случаи расследуются специальной комиссией и пилот при этом может лишиться лицензии.
Но причиной может быть не только ошибка пилота, но и отказ техники. Техника, сам летательный аппарат должна иметь свидетельство о регистрации и свидетельство о годности к полетам. Однако, к сожалению, не во всех странах существует должный уровень технического надзора. Помните об этом, во время своих путешествий! Стране стране рознь! Пользуйтесь услугами только сертифицированных и проверенных фирм, где к минимуму сведены риски использования старого изношенного оборудования.
Специалисты уверенно утверждают, что невзирая на хрупкость и уязвимость конструкций воздушных шаров – это наиболее безопасный вид воздушного развлечения, во всяком случае менее опасный, нежели те же парапланы и парашюты…
Монгольфьеры и шарльеры
Человечество имеет в своем арсенале много средств передвижения. И дымка времени скрыла историю возникновения почти всех из них: никто не скажет, когда изобрели колесо и телегу, или, к примеру, лодку, но вот дата первого полета воздушного большого шара известна абсолютно точно. Это произошло 5 июня 1783 года – тогда братья Этьен Монгольфье и Жозеф подняли в небо шарообразную оболочку, наполненную горячим воздухом.
Она была оклеена изнутри бумажными полосами, в низу у нее имелось отверстие, куда через решетку попадал горячий воздух от разведенного ниже огня. А уже в сентябре этого года на таком ненадежном устройстве поднялись ввысь и люди. Они сидели в ивовой корзинке, прикрепленной непосредственно к самому шару.
Но уже в этом же году профессор Шарль изобрел другой тип шара – наполненный водородом. У него тоже имелась ивовая корзинка для пассажиров, однако она крепилась не как у братьев Монгольфье, а к стропам прочной и легкой сети, охватывающей всю оболочку. Так появились две разновидности этих летающих средств – монгольфьеры и шарльеры. Позже появились и комбинированые конструкции.
Для спуска шарльеру – нужно выпустить легкий газ через спускной клапан в атмосферу, для монгольфьера – высота полета регулируется уменьшением пламени, нагревающего воздух.
Все большие воздушные шары можно сгруппировать по типу наполнения так:
- газовые – это шарльеры,
- тепловые – это монгольфьеры,
- комбинированные — розьеры
Немного забытой истории — Дирижабли
За последние несколько десятков лет мы привыкли, что воздушный транспорт – это самолёты и вертолёты. Ну, может быть, ещё разные диковинки вроде дельтапланов или экранопланов. А ведь ещё в 1930-х годах самолёты смотрелись довольно бледно на фоне дирижаблей – настоящих монстров воздушного океана. А потом дирижабли исчезли, оставшись лишь на иллюстрациях в технических журналах.
Дирижабли – летательные аппараты легче воздуха с двигателями – строили десятками. Они совершали трансокеанские перелёты, поражая зрителей на земле размерами, а пассажиров в воздухе роскошью. Существовала, помимо одиночных рейсов по всему миру, регулярная линия из Германии в Южную Америку.
Эпоха дирижаблей закончилась резко и по не до конца понятным причинам. Да, случилось несколько знаковых аварий.
Катастрофа дирижабля «Гинденбург» в США
Но в те времена (перед Второй Мировой войной) аварийность обычного транспорта также была очень высокой. Дирижабли были пожароопасными, но уже был известен гелий и способы его промышленного получения. Огромные воздушные сигары были медленными, но крейсерская скорость даже современных контейнеровозов гигантов ещё меньше.
Скорее всего, дирижабли стали жертвой технологической инерции. Во время Второй Мировой производство самолётов поставили на отлаженный поток. Дирижабли могли повредить целой отрасли вместе с её смежниками. Время энтузиастов-одиночек прошло, а государствам было не до дирижаблей – мир вступил в атомную эру. Небесная слава проходит так же, как и земная…
Рязань, Рязанская область
- Продолжительность полёта: около часа.
- Сколько стоит: от 7500 руб. до 27 000 руб. (в зависимости от программы полёта).
- Как добраться: место встречи можно уточнить во время бронирования.
Федерация воздухоплавательного спорта Рязанской области проводит ежегодный фестиваль воздухоплавания «Небо России» и организовывает индивидуальные и групповые полёты для всех, кто мечтает полетать на воздушном шаре.
Полёт проходит на высоте 300-500 метров и длится в среднем около часа. Можно полетать в группе из 2-4 человек, в одиночку с пилотом или устроить свидание в небе для второй половинке. Поездку на выходные можно совместить с проживанием в живописном гостиничном комплексе «Рыбацкая деревня».
Федерация воздухоплавательного спорта Рязанской области проводит ежегодный фестиваль воздухоплавания «Небо России» и организовывает индивидуальные и групповые полёты. Фото: Dianov Boris / Shutterstock.com
Ссылки
- Кардона, Асун «Воздушный транспорт: характеристики, достоинства и недостатки» в Сертрансе. Получено 24 июня 2019 г. из Sertrans: sertrans.es
- «Воздушный транспорт» в машиностроении Получено 24 июня 2019 г. из «Промышленного инжиниринга»: ingenieriaindustrialonline.com
- «Воздушный транспорт» в Википедии. Получено 24 июня 2019 г. из Википедии: es.wikipedia.org.
- Гудрич, Филиппа «Это будет революция в воздушном транспорте, которая изменит наш стиль полетов» на BBC News. Получено 25 июня 2019 г. с сайта BBC News: bbc.com.
- «Воздушный транспорт» в Википедии – свободной энциклопедии. Получено 26 июня 2019 г. из Википедии, бесплатной энциклопедии: es.wikipedia.org.
Управление воздушным шаром
Управлять воздушным шаром довольно просто. Главное средство управления — это горелка, которая установлена в корзине шара. В гондоле находятся баллоны со смесью бутана и пропана, этот газ подается в грелку. Огонь нагревает воздух в куполе, за счет чего шар медленно взлетает вверх.
В зависимости от объема шара, общего веса пассажиров и температуры снаружи, воздух прогревается до температуры от 50 до 130 градусов. Постепенно воздух в шаре остывает и аэростат медленно снижается. Чтобы этого не допускать, воздух надо периодически подогревать до нужной температуры.
Чтобы опуститься ниже или приземлиться, можно убрать огонь в горелке или выпустить часть нагретого воздуха из оболочки. Для этого надо потянуть за веревку и открыть специальный клапан, расположенный вверху шара.
В полет берут не менее двух газовых баллонов (основной и запасной), которых хватает приблизительно на час. Также у пилота шара с собой есть измеритель скорости и связная рация.
Мы разобрались, как осуществляется управление воздушным шаром в вертикальной плоскости. Но как регулировать, куда полетит шар в горизонтальном направлении?
В горизонтальной плоскости воздушный шар почти что не управляем, он летит туда, куда его направляет ветер. Максимум, что может сделать пилот, это набрать или сбросить высоту, чтобы поймать другой воздушный поток.
Концепция бизнеса
Вся схема бизнеса заложена в самом названии: мы будем организовывать полеты на воздушном шаре. Но полеты не будут длиться по 2-4 часа, когда можно с высоты птичьего полета осмотреть большую площадь, ведь за это время неподготовленные клиенты (новички) могут замерзнуть, испытать большой стресс, для них это станет тяжким испытанием, а не наслаждением. Мы будем организовывать краткосрочные полеты – 10-минутный аттракцион. Шар будет плавно подниматься и также плавно опускаться туда же, откуда взлетал. Для этого необходимо использовать 70-метровый канат, который крепится к металлическому колу. Именно на высоту 70 метров будем поднимать любителей новых ощущений. На этой высоте человек сможет осмотреть всю местность, где он живет. Наверняка такое путешествие подчеркнет что-то новое, позволит взглянуть на родное место другими глазами!
Поверьте, новичкам хватит и этой высоты, чтобы испытать невероятные ощущения!
О бизнес-модели
Основные направления, на которых зарабатывает компания:
1. Услуги по воздухоплаванию – полеты на шарах. Кстати, 80% наших полетов в этом направлении – это предложение руки и сердца.
Фото из личного архива Екатерины Жуковой
2. Корпоративные мероприятия. Используем шары для проведения тим-билдинга, просто для катания.
3. Реклама. Брендирование шаров. Для клиентов это скорее имиджевая реклама, и она довольно дорогая.
Откровенно говоря, это бизнес на грани рентабельности. Пару раз, с экономической точки зрения, мы попадали в сложную ситуацию. Порой возникало желание прекратить, но неимоверная любовь к воздухоплаванию возвращает в него. Мое мнение, такой бизнес должен быть дополнением к существующему (у нас есть еще event-компания).
Либо, если делать бизнес основным, то нужно увеличивать число воздушных шаров и работать за счет масштаба. Но здесь уже нужно серьезно изучать рынок и основательнее этим заниматься: обучать пилотов, искать большое финансирование и т.д.
Как управляют воздушным шаром
Главный орган управления тепловым аэростатом — это газовая горелка, расположенная под оболочкой и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах, похожих на те, что стоят у многих дачников на кухне. При помощи огня нагревается воздух в оболочке; температура растет, шар поднимается. В зависимости от объема оболочки (2-5 тыс. куб. метров воздуха), полезной загрузки и температуры окружающего воздуха температура внутри составляет 50-130 градусов Цельсия. Воздух в оболочке постоянно остывает и шар начинает снижаться, поэтому нужно периодически «поддавать жару» для сохранения постоянной высоты. В общем, все просто: больше огня — поднимаемся, меньше огня — сохраняем высоту, мало-мало-мало-мало-мало огня — снижаемся.
Впрочем, чтобы снизиться, можно не ждать, пока воздух остынет: в верхней части оболочки имеется клапан, открываемый и закрываемый веревками. Если его открыть, часть теплого воздуха выйдет наружу и шар полетит вниз.
С собой берут как минимум два баллона газа (один основной, другой запасной) —этого хватает примерно на один час полета, вариометр для измерения вертикальной скорости и рацию для связи с пилотами других шаров и автомобилей сопровождения (о них чуть ниже). И, самое главное, никаких мешком с песком нет. Они используются в качестве балласта на газовых шарах (с гелием и другими подобными газами внутри), а тепловому аэростату не нужны.
Верхний клапан открыт, шар сдувается
Обратите внимание на номер. В Турции шары имеют регистрацию вида TC-Bxx, например, ТС-BUM
В России они регистрируются в реестре авиации общего назначения и имеют номера RA-xxxxG. Каждый шар имеет сертификат летной годности, все как положено.
Дубовое и Прохоровка, Белгородская область
- Продолжительность полёта: два часа.
- Сколько стоит: от 6000 до 36 000 руб. (в зависимости от программы полёта).
- Как добраться: место встречи можно уточнить во время бронирования.
Федерация воздухоплавания Белогорья проводит не только ежегодный фестиваль «Небосвод Белогорья» и соревнования по воздухоплаванию, но и организовывает групповые полёты в небе над Белгородчиной.
Средняя продолжительность воздушного путешествия составляет два часа. Шары летают в районе посёлка Прохоровка и Дубовое, в летнее время года — за 2-3 часа после восхода и за 2-3 часа до заката солнца. В зимнее время года — весь световой день. Что посмотреть в Белгороде и где отдохнуть в области, рассказали в отдельной статье, если соберешься в те края.
Федерация воздухоплавания Белогорья проводит не только ежегодный фестиваль «Небосвод Белогорья» и соревнования по воздухоплаванию, но и организовывает групповые полёты в небе над Белгородчиной. Фото: SHELIAKIN MAKSIM / Shutterstock.com
Как проходит полет на воздушном шаре
Сначала вас привозят к вашему воздушному шару. В этот момент он еще лежит на земле, корзина на боку, а при помощи мощного вентилятора оболочку наполняют воздухом, одновременно нагревая его горелкой. В какой-то момент обмякший шар становится упругим и взмывает ввысь. Корзину переворачивают, пассажиры садятся в нее, перелезая через борт. Внутри есть двухточечные ремни, которыми, впрочем, мало кто пользуется, а также веревки, за которые нужно будет держаться при посадке. Предполетный инструктаж, собственно, и заключается в том, что при посадке нужно обязательно присесть и держаться за веревки, поскольку велика вероятность опрокидывания корзины: это позволит избежать травм.
Подготовка к полету
Пилот дает еще огня, и… шар плавно взмывает вверх и в сторону. По ощущениям это похоже на катание на колесе обозрения, только гораздо выше. И при этом никакого шума или вибрации, так что не страшно даже матерым аэрофобам. И даже тем, кто боится высоты (а шар поднимается до 1500 м при средней высоте полета около 500), не страшно: из-за высокого (около 1,5 метров) борта корзины вывалиться из нее невозможно, а стоячая поза провоцирует на то, чтобы смотреть не вниз, а в стороны. Красота неописуемая! Самый настоящий Татуин! Турецкие пилоты стараются лететь так, чтобы пройти поближе к скалам, «дымоходам» и дать возможность их рассмотреть, спускаются почти до крыш домов старинных деревушек — разумеется, все можно фотографировать и снимать на видео, главное — не выронить камеру.
Высота полета достигает 1500 м
Ветра на высоте, кстати, нет — вернее, он не ощущается, ведь вы летите вместе с этим самым ветром!
Пошаговая инструкция запуска
Как вы уже поняли, запуск займет продолжительный период времени, поэтому планировать и готовиться придется почти за 9 месяцев до запуска данного бизнеса. Давайте обратимся к пошаговому плану:
Изначально вам нужно обучиться полетам на аэростате. Услуга дорогостоящая, занимает много времени и проводится, в основном, летом. Есть как индивидуальное обучение, так и групповые занятия до 4 человек. Чем больше народа, тем меньше стоимость курсов. Что выбирать – решать вам. Но я советую обучаться данному навыку индивидуально, так вы получите контроль и ответы на все интересующие вас вопросы от инструкторов.
Далее вам потребуется пройти обучение по техническому обслуживанию летной техники, где вы получите доступ к обслуживанию аэростатов. И это, и первое обучение нужно подтверждать каждые 2 года (обязательная процедура).
Найдите и купите оболочку, корзину, тепловое оборудование. После того, как шар уже имеется и готов к полетам, придется зарегистрировать его официально как воздушное транспортное средство. Процедура займет некоторое время.
Четвертым шагом станет страхование аэростата от ущерба третьих лиц. Данная процедура обязательна к исполнению ежегодно, можно сравнить со страхованием обыкновенного автомобиля.
Получите сертификат летной годности вашего аэростата, это похоже на технический осмотр любого транспортного средства (проводится каждый год).
Найдите транспортное средство для перевозки шара. Им может являться грузовик, или автомобиль с прицепом. Без него вы далеко не уедете, потому что сам аэростат занимает много места и весит немало (от 400 кг.)
Также необходимо сформировать команду из 3 человек
Они будут помогать вам в транспортировке, подготовке местности к полетам, в общем – во всей организации.
Оформление ИП или ООО, так как вы проводите коммерческую деятельность, к вам будет повышенное внимание от государственных органов.
Проведите рекламную кампанию: создайте сайт, подайте рекламу (контекстная, таргетированная, листовки, билборды, вывески). Можно придумать акции на день рождения и прочее.
После этого смело начинайте свою деятельность.
Трагические истории
Однако не стоит забывать, что этот полет не такое уж безопасное дело. С регулярностью в разных странах происходят крушения аэростатов и часто они приводят к гибели людей. Вот небольшой перечень недавних трагических происшествий при полетах воздушных шаров:
- В мае 2013 года в Турции упал воздушный шар, пострадали 24 туриста, а 1 человек погиб;
- В марте 2013года в Сием Рип неподалеку от храмового комплекса Анкор пострадали 7 человек, двое из них – россияне, отец и сын – 11-летний мальчик;
- В феврале 2013 года в Луксоре при аварии погибли 18 иностранных туристов – из Гонконга, Японии, Британии, Франции, Венгрии и Египта;
- В августе 2012 года в Словении погибли 4 человека, а 21 человек получили травмы;
- В январе 2012 года в Новой Зеландии погибли 11 человек.
Статистика этих смертельных случаев ведется буквально со дня создания воздушного шара. Поэтому возникает вопрос, а стоит ли вообще на них летать? Давайте разбираться.
Сколько стоит организация бизнеса на воздушных шарах
Сейчас у нас 3 воздушных шара. Мы их выбирали, чтобы поставить на учет. Выбрали чешские, так как у них хорошее соотношение цена-качество.
Затраты:
1. Покупка самого шара. Цены на шар могут быть разными. В среднем сейчас 2-3-местный шар стоит €60 тыс. (без дополнительного оборудования):
- Корзина
- Топливный блок
- Горелка
- Оболочка
Стоимость очень сильно зависит от типа шара (например, бывают спортивные), его формы и т.д.
2. Дополнительное оборудование. Например:
- Навигационное
- Вентилятор
- Связь и т.д.
Это еще примерно €10-15 тыс.
3. Таможенные платежи. К затратам стоит отнести и растаможку – это еще 20-30% стоимости.
Фото с сайта commons.wikimedia.org
4. Стандартные расходы для бизнеса:
- Аренда офиса
- Налоги
- Зарплата сотрудникам и проч.
Они у каждого могут быть свои
Запускали проект на собственные средства. Так как мы стали представителем чешской компании в Беларуси, то сначала у нас были специальные условия, позволившие безболезненно начать заниматься этим делом. Без специальных условий (рассрочка) было бы очень сложно оплатить все самим.
Финансовые расчеты
Стартовый капитал
Как вы уже наверняка поняли, потратиться придется прилично. Давайте посмотрим, на что необходимо выложить свои кровные из кармана на стадии запуска:
- покупка аэростата или всех его комплектующих – 1 000 000 р.;
- прохождение обучения в летной школе – от 120 000 р.;
- юридические вопросы (прохождение сертификации, получение страховки и др.) – от 400 000 р.;
- покупка грузового автомобиля, прицепа – от 500 000 р.;
- регистрация ИП или ООО – 5 000 р.;
- рекламная кампания – 160 000 р.
2 185 000 рублей – минимальная сумма для запуска в данной нише. Цифра высокая, но при правильном подходе вполне быстро окупаемая.
Сезонные расходы
Организация полетов на воздушном шаре – сезонный бизнес. Чтобы получать прибыль, у вас будет 5 месяцев в году: с конца апреля по середину сентября. Именно в это время люди будут готовы отправиться летать на шаре. Поэтому рассмотрим траты, к которым нужно быть готовым каждый сезон.
На что? | Сколько? (руб.) |
Обслуживание и ремонт транспорта | 50 000 |
Налоги | 20 000 |
Зарплата членам экипажа (30 000 р. на человека в месяц) | 450 000 |
Ремонт оболочки шара | 60 000 |
100 000 | |
Сертификации, продление лицензий и т.д. | 100 000 |
Непредвиденные затраты | 50 000 |
Аренды полей в городе | 50 000 |
Итого | 880 000 |
Цифра в 880 000 рублей является минимальной, именно столько денег вам придется тратить каждый сезон (5 теплых месяцев в году).
Сколько можно заработать?
Заработок будет полностью зависеть от погодных условий, вы не будете организовывать поездки в ненастную погоду. Давайте будем считать, что за 5 месяцев у нас будет от 120 до 130 дней пригодных для полетов.
Полеты будут осуществляться только в вечернее время с 17:00 до 21:00. За 4 часа можно осуществить 16 полетов. В корзине одновременно могут находиться в среднем 3 человека (человек экипажа и 2 пассажира), этой услугой часто пользуются пары. Стоимость полета с человека будет равна 1000 рублей. Перемножив все, получаем сумму 32 000 рублей за рабочий день. В выходные ценник можно немного приподнимать.
Итого возможная прибыль составляет от 3 850 000 рублей за сезон, можно выручить гораздо больше, если стимулировать клиентов на полеты. Соответственно, чистая выручка за сезон будет составлять почти 3 000 000 рублей.
Окупиться начальные вложения смогут за первые 3 месяца усердной работы.
Немного физики. Как летает воздушный шар
Современный пассажирский воздушный шар правильно называть тепловым аэростатом, или монгольфьером — по фамилии братьев Монгольфье, которые в 1783 году совершили первый полет на воздушном судне этого типа. В рамках импортозамещения популярна стала история о том, что на самом деле первый тепловой аэростат построил за полвека до этого русский изобретатель Крякутной, но это всего лишь мистификация, созданная уже после полета французов и распиаренная в советские времена.
Принцип полета теплового аэростата очень прост: внутри его оболочки находится воздух, температура которого выше, чем температура окружающего воздуха. Поскольку плотность теплого воздуха ниже, он по закону Архимеда стремится вверх под действием выталкивающей силы. При этом сама оболочка и полезная нагрузка притягиваются к Земле (оболочка размерами примерно 25х15 м с корзиной и всем оборудованием весит 400-500 кг, плюс пассажиры: в нашей корзине было человек двадцать). Равенство этих сил позволяет аэростату «зависать» в воздухе на определенной высоте.
Где полетать на шаре
Полетать на шаре можно во многих городах России и за границей. Например, рядом с Москвой есть множество клубов воздухоплавателей, где желающие могут совершить полет на шаре и получить незабываемые впечатления.
- Летный клуб «Аэровальс» — предлагает полеты в Дмитрове, Истре, Великих Луках, Туле и других городах.
- Клуб воздухоплавателей «Magic Flight» — организует полеты в Жуковском, Истре и Дмитрове.
- Клуб воздухоплавания «Touch the sky» — проводит полеты в Дмитровском районе Московской области.
- Клуб воздухоплавания «Ветер свободы» — полеты на воздушном шаре в Рузе, Можайске, Волоколамске, Бронницах и других городах Подмосковья.
- Клуб воздухоплавания города Жуковского — романтические, праздничные и прогулочные полеты на воздушном шаре.
Тонкости бизнеса в воздухоплавании
Когда мы это все начинали, то посчитали, что хотя бы «в ноль» выйдем через три года. Однако пришли мы к таким результатам где-то через четыре года. Дело в том, что у шаров есть свой рабочий ресурс. Например, оболочка шара – это, по сути, ткань. Она изнашивается. И ты начинаешь вкладывать деньги в ремонт. К тому же, шары постоянно должны проходить проверки. Все это – дополнительные затраты.
Да и сам этот бизнес – вещь сезонная. В начале мы не учли этого аспекта. Несмотря на то, что летать можно круглый год, зимой полетов у нас существенно меньше.
Фото из личного архива Екатерины Жуковой
Летом же летать можно только утром и вечером. Это особенность устройства и полета шара. Дело в том, что шары летают горизонтально со скоростью ветра. Летним днем поверхность земли прогревается неравномерно: асфальт, трава, вода, здание и т.д. Возникают восходящие потоки ветра, которые могут делать шар неуправляемым. Нам это не нужно. Более равномерно земля прогревается только утром и вечером.
Учитывая, что не всегда у нас хорошая погода, возможности заработать на полетах довольно узкие. Ну и здесь добавляются все наши законодательные ограничения, о которых говорилось выше.
Краткая история авиации и воздухоплавания
Люди, серьезно занимающиеся историей создания летательных аппаратов, определяют, что какое-то устройство является ЛА, в первую очередь исходя из способности подобного агрегата поднять человека в воздух.
Самый первый из известных в истории полетов относится к 559 году нашей эры. В одном из государств на территории Китая приговоренного к смерти человека закрепили на воздушном змее и после запуска он смог пролететь над городскими стенами. Этот змей был скорее всего первым планером конструкции «несущее крыло».
В конце первого тысячелетия нашей эры на территории мусульманской Испании арабский ученый Аббас ибн Фарнас сконструировал и построил деревянный каркас с крыльями, который имел подобие органов управления полетом. Он смог взлететь на этом прообразе дельтаплана с вершины небольшого холма, продержаться в воздухе около десяти минут и вернуться к месту старта.
1475 год — первыми серьезными с научной точки зрения чертежами летательных аппаратов и парашюта считаются эскизы сделанные Леонардо да Винчи.
1783 год — совершен первый полет с людьми на воздушном аэростате Монгольфье, в этом же году в воздух поднимается аэростат с гелиевым наполнением шара и выполняется первый прыжок с парашютом.
1852 год — первый дирижабль с паровым двигателем выполнил успешный полет с возвращением в точку старта.
1853 год — в воздух поднялся планер с человеком на борту.
1881 — 1885 года — профессор Можайский получает патент, строит и испытывает самолет с паровыми двигателями.
1900 год — построен первый дирижабль Цеппелина с жесткой конструкцией.
1903 год — братья Райт выполняют первые реально управляемые полеты на самолетах с поршневым двигателем.
1905 год — создана Международная авиационная федерация (ФАИ).
1909 год — созданный год назад Всероссийский аэроклуб вступает в ФАИ.
1910 год — с водной поверхности поднялся первый гидросамолет, в 1915 году русский конструктор Григорович дает старт летающей лодке М-5.
1913 год — в России создан родоначальник бомбардировочной авиации «Илья Муромец».
1918 год, декабрь — организован ЦАГИ, который возглавил профессор Жуковский. Этот институт многие десятилетия будет определять направления развития российской и мировой авиационной техники.
1921 год — зарождается российская гражданская авиация, перевозящая пассажиров на самолетах «Илья Муромец».
1925 год — совершает полет АНТ-4, двухдвигательный цельнометаллический самолет-бомбардировщик.
1928 год — принят к серийному производству легендарный учебный самолет У-2, на котором будет подготовлено не одно поколение выдающихся советских летчиков.
В конце двадцатых годов был сконструирован и успешно испытан первый советский автожир — винтокрылый летательный аппарат.
Тридцатые годы прошлого века — это период различных мировых рекордов установленных на ЛА разного типа.
1946 год — в гражданской авиации появляются первые вертолеты.
В 1948 году рождается советская реактивная авиация — самолеты МиГ-15 и Ил-28, в этом же году появляется первый турбовинтовой самолет. Через год в серийное производство запускается МиГ-17.
Вплоть до середины сороковых годов XX столетия основным строительным материалом для ЛА были дерево и ткань. Но уже в первые годы второй мировой войны на смену деревянным конструкциям приходят цельнометаллические конструкции из дюралюминия.
Как управлять воздушным шаром с корзиной
Управление воздушным шаром – занятие, требующее серьезной подготовки и немалых финансовых затрат. Достаточно сказать, что курс обучения пилота аэростата стоит сегодня около 200 тыс. рублей. Цена самого аэростата (в зависимости от модели) соизмерима с ценой легкового автомобиля.
Подготовка
Полету предшествует тщательная подготовка. Прежде всего необходимо изучить метеоусловия – облачность, видимость и скорость ветра. В соответствии с полученными данными планируется маршрут полета. Ввиду непредвиденных изменений метеоусловий выбирается именно такой маршрут, где на пути есть достаточно мест для безопасных посадок.
Взлет
Чтобы воздушный шар взлетел, необходимы усилия всего экипажа. Оптимальный вариант места для старта – ровная площадка 50 х 50 метров в открытом поле, где рядом нет никаких посторонних объектов – столбов, деревьев, ЛЭП.
Затем начинается сборка шара: к корзине крепятся горелки, которые соединяются специальными шлангами с газовыми баллонами. После пробного запуска горелки экипаж приступает к растягиванию купола (обязательно по направлению ветра). Далее растянутый купол специальными карабинами пристегивается к корзине.
Следующий этап – заполнение купола холодным воздухом с помощью вентилятора, после чего запускается горелка для нагрева воздуха. Разогретый воздух поднимает купол с земли, и экипаж (с пассажирами) занимает свои места. Чтобы шар не улетел, его предварительно привязывают к автомобилю.
Полет
Несмотря на отсутствие мотора и крыльев, воздушный шар управляем, что требует определенных навыков. Основные средства управления – горелки и выпускной клапан. Для набора высоты горелка включается и воздух дополнительно нагревается, а для снижения – клапан приоткрывается. Горизонтальный полет происходит за счет попутного ветра. Именно здесь проявляется мастерство пилота. Так, чтобы лететь быстрее, он может увеличить высоту полета, где скорость ветра сильнее.
Спуск
Место посадки выбирается заранее. Оно должно быть большим и безопасным. Идеальный вариант – футбольное поле рядом с автомобильной дорогой. О месте посадки экипаж по радио сообщает на землю. Далее пилот выпускает воздух из купола при помощи клапана. Шар плавно опускается на землю.