Водный туризм – Виды и снаряжение – Подготовка и особенности

Маршруты по рекам Подмосковья.

Маршрут по Москве-реке.

Очень удобен, с Белорусского вокзала можно добраться до станции Тучково, а оттуда 3 км до самой реки. Маршрут длиной 43 км проходит по холмистой местности и заканчивается в двух км от станции Звенигород. Единственно, что нужно помнить, неподалеку от Звенигорода расположен заказник биофака МГУ, где располагаться лагерем запрещено.

Маршрут по реке Истра.

Также довольно удобен для семейных походов и популярен, начинается в сотне метров от платформы Истра либо в пятистах метрах от станции Павловская слобода. Длина маршрута 32 км, он проходит по безлесой долине, а в конце, возле деревни Красновидово, участок с быстрым течением и лесами по берегам. Далее, по самому водохранилищу – на выбор туриста.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Виды туризма

Есть три основных вида водного туризма:

Рафтинг

Это вид представляет собой спуск по реке на транспортном водном средстве, которое имеет надувную основу. Но при этом такие плавсредства удобны в обращении. И в основном очень хорошо чувствуют себя на водной поверхности.

Как правило группа людей, которая участвует в таком спуске не превышает 12 человек. В наших краях очень много рек и все они замечательно подходят для водного туризма, но чаще всего такой активный водный отдых, как рафтинг устраивают в Карелии.

Сплав на байдарках

Осуществляется с помощью плавательного средства в отличие от рафтинга, которое имеет жёсткий каркас. Лодка довольно лёгкая и небольшая в ширину. Такие судна способны разместить до 3 человек.

Управление производится при помощи обычных вёсел. Чаще всего такие спуски организовывают на реках Алтая или водоёмах Якутии.

Парусный туризм

Он подразумевает собой некое соревнование между участниками заплыва. Но, конечно, это может быть обычная прогулка на судне по красивым уголкам природы, которые со стороны водного пространства радуют своими живописными картинами.

Для этого вида туризма используются чаще всего яхты, а также катамараны с парусом. Самые рисковые туристы могут отправиться в такое путешествие на плоту.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты

Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

Правила безопасности

Для уменьшения вероятности появления несчастных случаев нужно разработать правила поведения во время путешествия. Они базируются на основных инструкциях, принятых в водном туризме. Возможно изменение некоторых пунктов для адаптации к конкретным условиям путешествия.

Основные правила безопасности на воде:

  • Весной потоки горных рек становятся быстрыми., возможно появление новых порогов. Дополнительная опасность – низкая температура воды. С собой обязательно нужен комплект теплой одежды, обуви.
  • Новичкам в водном туризме в поход нужно отправляться только с инструктором. Необходимо узнать его квалификацию, посоветоваться о выборе снаряжения.
  • Обязательно рать защитные средства – каску, спасательный жилет.
  • Во время похода запрещено употреблять алкоголь.
  • Оповестить МЧС о маршруте, времени его проведения.

Важно: в зависимости от времени года реки и озера могут менять свои характеристики. Усиливается ветер, возможно изменение силы и направление течения

Выход – перед началом похода провести инспекцию места.

Что такое походы без рюкзаков

Поход без рюкзаков – это комфортный поход налегке, не требующий особой подготовки. В таком походе вы без усталости преодолеете дистанцию между стоянками, сполна насладитесь окружающими видами, ощутите приятную легкость движений.

Облегченные походы бывают:

  • с постоянной стоянкой – откуда вы будете уходить в разных направлениях и возвращаться для ночлега;
  • со сменой базы – вещи будут следовать за вами на автомобиле.

Кому подойдут походы без рюкзаков

Увлекательный полноценный отдых подходит как для пробующих свои силы новичков, так и для опытных туристов. Для путешествия с детьми подойдет тур «Горный калейдоскоп».

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Особенности подготовки

Первый этап – разработка маршрута. Узнают характеристики реки (озера) – силу течения в это время года, рельеф берега, перепады высот по пути (пороги). Это станет основой для выбора снаряжения и экипировки. Затем разрабатывается способ поездки к первой точке сплава. Обычно для этого используют машины, реже нанимают транспортные компании. Поездки на автобусах, поездах или самолетах неудобны, так как общий вес и объем багажа большой.

Следующие этапы подготовки.

  1. Определить точное количество участников.
  2. Выбрать плавательное средство.
  3. Составить перечень снаряжения. В него входят спасательные средства, экипировка, одежда и обувь.
  4. Распределить функции среди участников. В водном туризме важна коллективная работа.
  5. Средства связи. Это могут быть мобильные устройства, рация.

Перед трудным походом нужно полное медицинское обследование туристов, самостоятельных путешественников. Учитывается физическая подготовка

Для путешествий вдали от населенных пунктов важно правильно подготовить список продуктов, выбрать на карте источники питьевой воды

Совет: для новичков в водном туризме рекомендуется выбирать простые сплавы. Постепенное увеличение сложности позволит быстрее освоить этот вид активного отдыха.

Подготовка и организация лыжного похода

Чтобы насладиться отдыхом и вернуться домой в добром здравии, организуйте свой поход правильно. Сначала определитесь, для чего вы надеваете лыжи. Это может быть неспешная лыжная прогулка, ради любования окружающими красотами, подледная ловля, охота или спорт. Цель вылазки определяет:

  • количество съестных припасов и воды;
  • содержимое аптечки;
  • составляющие лыжной экипировки;
  • необходимость горнолыжного снаряжения.

Для планирования пунктов остановок подойдет топографическая или цифровая карта (как вариант, Google Earth Pro). Спутниковая карта позволит оценить вид рельефа, рассмотреть удобную, сокращающую маршрут дорогу. Обозначайте ориентиры, места привалов и ночевок, если таковые предусмотрены походом. Рассчитайте время, которое потребуется на преодоление того или иного отрезка пути.

Хорошо бы прошерстить просторы Всемирной паутины, изучить дневники путешественников, бывавших в местах предстоящего похода. Это позволит подобрать наиболее подходящее лыжное снаряжение, ускорит передвижение, снизит риск форс-мажорных ситуаций.

Определившись с маршрутом, определите уровень сложности маршрута. К наиболее экстремальным регионам относят:

  1. Якутию.
  2. Чукотку.
  3. Урал.
  4. Алтай.
  5. Восточный Саян.
  6. Прибайкалье.
  7. Забайкалье.
  8. Камчатку.
  9. Таймыр.

Перечисленные регионы требуют выносливости, уверенности в своих силах, безукоризненной проработки маршрута, подбора подходящего снаряжения. Так что неопытному лыжнику лучше воздержаться от одиночного похода.

Путь следования должен быть непрерывным и мягким, с минимальным количеством радиальных выходов. Помните о равномерном распределении нагрузок и естественных препятствий.

Без правильного снаряжения далеко не уедешь, причем в прямом смысле. Теплая, не сковывающая движений одежда защищает от переохлаждения, а туристические приспособления защищают от климатических «форс-мажоров», помогают приготовить еду, делают путешествие максимально легким и безопасным.

Особенности организации лыжных походов

Чтобы экстремальный вид спорта принес позитивные эмоции, а не травмы или проблемы со здоровьем, акцентируйте усилия на следующем:

  • сбор продовольственного запаса;
  • выбор снаряжения с учетом цели похода, рельефа и других особенностей маршрута;
  • ознакомление с картой местности (не оставляйте без внимания ближайшие населенные пункты, труднопроходимые участки, особенно в горах, скорость и темп передвижения);
  • определение тактики в соответствии с классификацией маршрута, технической сложностью перевалов;
  • подбор группы для лыжного туризма, если поход продлится больше суток (каждый член команды физически развит, вынослив);
  • тренировки для проработки возможных трудностей.

Хорошо, если каждый член команды отвечает за определенные обязанности: оказывает первую помощь, ремонтирует, указывает направление, готовит обед и т. д.

Как показывает практика, группа, собранная из незнакомых друг с другом людей, оказывается более сплоченной. Если предстоит длительное путешествие, отшлифовать технику катания и отточить навыки владения лыжным инвентарем помогут походы выходного дня.

Что такое походы без рюкзаков

Поход без рюкзаков – это комфортный поход налегке, не требующий особой подготовки. В таком походе вы без усталости преодолеете дистанцию между стоянками, сполна насладитесь окружающими видами, ощутите приятную легкость движений.

Облегченные походы бывают:

  • с постоянной стоянкой – откуда вы будете уходить в разных направлениях и возвращаться для ночлега;
  • со сменой базы – вещи будут следовать за вами на автомобиле.

Кому подойдут походы без рюкзаков

Увлекательный полноценный отдых подходит как для пробующих свои силы новичков, так и для опытных туристов. Для путешествия с детьми подойдет тур «Горный калейдоскоп».

Выбор туристических лыж под задачи

Поход на горнолыжных или охотничьих лыжах вряд ли принесет удовольствие. Чтобы упростить выбор, рассмотрим основные группы задач, под которые подбираются лыжи. Весь перечень туристических задач классифицируется по следующим категориям:

  1. Походы выходного дня, прогулки по целине.
  2. Простые походы по равнинам, низкогорью.
  3. Сложные походы по пересеченной местности.
  4. Продолжительные путешествия по тундре и Арктике.

Походы выходного дня

Самая доступная, а потому популярная категория лыжных походов. Вариант для тех, кто мечтает освоить лыжный спорт, активных туристов и альпинистов, желающих тренироваться в зимнее время. Общие условия:

  1. Преимущественно маршрут проходит недалеко от города или деревни, по любительской лыжне или следам снегоходов.
  2. Короткий зимний день «подстегивает» лыжников на преодоление больших расстояний.
  3. Заплечная сумка легче, чем в продолжительных путешествиях: запасы провизии и топлива минимальны, а если не запланирован ночлег, все необходимое помещается в 30-литровый рюкзак.
  4. В таких походах много начинающих.
  5. Поскольку нагрузка невелика, преимущество отдается бюджетным моделям.

Выбирайте не самые широкие лыжи для походов и туризма с небольшим боковым вырезом. Лыжи с носком шире 8 см не поместятся в наезженную любительскую лыжню. И тогда придется пробивать новую, параллельно имеющейся.

Ростовка подбирается не по весу туриста, а по его навыкам: начинающим – на одну ростовку короче, чем для завсегдатаев лыжных походов. Обязательно наличие насечки.

Простые походы по равнинам и низкогорью

Если предстоит поход по равнинам и низкогорью, отнеситесь более серьезно к выбору снаряжения. В мини-экспедиции нагрузка на лыжника и на лыжи возрастет, ведь предстоят автономные ночевки, предполагающие больший объем снаряжения. Общие условия:

  1. Бо́льшая часть маршрута – целина. Если встретится лыжня, она пробита такой же группой туристов.
  2. Рюкзак сравнительно тяжелый, ведь в нем лежит палатка, ремнабор, топливо и провизия, рассчитанные на несколько суток.
  3. Погодные условия, количество снега и его плотность могут измениться не единожды.
  4. Рельеф не очень простой, иногда приходится преодолевать простые перевалы, радиальные выходы на вершины. Могут встретиться засыпанные снегом «каменные поля» — хорошая проверка прочности лыж.
  5. Во время продолжительных дневных переходов многие задумываются о весе лыж.

Приготовьтесь к частой тропежке, поворотам и спускам, выбрав более широкие лыжи с выраженным боковым срезом. Насечка обязательна. Иначе вы прочувствуете всю «прелесть» сильного подлипа, излишнего торможения и проскальзывания с тяжелым рюкзаком за плечами.

Съемный короткий камус облегчит передвижение по горному рельефу или пересеченке. На спуске приспособление снижает скорость, уберегая от падения, поломки креплений, травм.

Сложные и отдаленные районы

Если вы уверенно стоите на лыжах и мечтаете о походе в сложный, отдаленный район, выбирайте модель гибридной конструкции. Они практически не ощущаются на ногах, но отличаются высокой прочностью, которая обеспечивается металлическим кантом, прочным сердечником и насечкой.

Хорошо, если производитель наделил лыжи для походов системой Nordic Rocker. Во время движения, носок лыжи немного задирается и передняя часть лыж не утопает в целине. Это незаменимое качество для тропежки.

Походы на большие расстояния по тундровым и арктическим ландшафтам

Продолжительные лыжные походы, проходящие в экстремальных климатических условиях, требуют особых навыков. Общие условия:

  1. Огромные масштабы открытого пространства с чрезвычайно плотным снегом, жестким настом, льдом. Иногда снег настолько плотный, что на нем не отпечатываются следы от обуви.
  2. Частое явление, препятствия в виде плотных снежных надувов, а также трещин и нагромождений льда (на поверхности крупных водоемов).
  3. Плоский рельеф исключает прохождение большого расстояния за один день.
  4. В большинстве случаев вместо рюкзака используют сани-волокуши, масса которых от 25 кг (в полярной экспедиции более 90 кг).

Смело приобретайте длинные, узкие, жесткие лыжи с насечкой, и, ни на минуту не расставайтесь с камусом. Для удобства движения по «пенопласту» и устойчивости выбирайте модели с минимальным боковым вырезом.

7.2. пер. Уаза Вост.

Карта участка маршрута. Пер. Уаза Вост — №6, пер. Боровцек — №7, пер. Тоторс — №79

Категория трудности
Высота 2976
Характер Травянистый, снежно-осыпной до 20о
Ориентация Юго-Восток-Северо-Запад
Расположен В отроге в. Уаза-Хох.
Прохождение 05.05. со стороны сел. Ахсау снята записка Семериковой М.А. г. Москва от 05.05.2013
Необходимое снаряжение Каски, треккинговые палки/ледорубы
День 3 04.05.2013
Утро — ясно Обед — переменная облачность Вечер — переменная облачность
Р. Урух – сел. Ахсау – подходы к пер. Уаза Вост.
16, 3 км +720

-450

ЧХВ 07:00

Дежурные встают в 6-00, в 8-15 выходим на маршрут. По пастбищам выходим на дорогу и идём по ней вниз по долине. 14 километров от пос. Куссу до бетонного моста после сел. Ахсау проходим за 4 часа ЧХВ, и в 13-30 останавливаемся на обед у ручья Гебинондон возле бетонного моста. Пообедав, продолжаем подъём по крутому, до 30о, травянистому склону.

Фото 009. Начало подъёма к пер. Уаза Вост. Из д. Урух

Выходим на травянистый гребень, ведущий к пер. Салвцек. Пересекаем его и, пройдя сосновую поросль в низинке возле грунтовой дороги, ведущей к башням Донифарса, чуть ниже лиственной рощи, встаём на ночёвку. От места обеда 3 часа ЧХВ. Время 18-30, высота 1930 м.

Вода есть в лужах и ручьях ниже снежника, однако, летом там её не будет.

Фото 010-011. Ночёвка 3-его дня

Расчёт ходового времени

От места ночёвки до р. Гебинондон 4 часа 0 минут
От места обеда до места ночёвки 3 часа 0 минут
Итого 7 часов 0 минут
День 4 05.05.2013
Утро — облачно Обед — дождь Вечер — облачно
Пер. Уаза Вост. 1А 2976 м
7 км +1040

-70

ЧХВ 05:00

Дежурный встаёт в 6-00. Собираемся, и пока мы завтракаем, мимо нас проходит группа Маши Семериковой, которая ночевала немного ниже нас. Быстро собираемся и бросаемся их догонять. Идём по дороге, срезая серпантины. Затем начинаем подниматься в лоб по травянистому склону и в какой-то момент оказываемся выше Машиной группы, которые останавливались на обед. Совместно, 2мя группами выходим на перевальную седловину. От места ночёвки 4, 5 часа ЧХВ. Погода портится, начинается мелкий дождь.

Фото 012. Подъём по травянистым склонам

Фото 013. Вид. На в. Уаза-Хох

Фото 014 Привал

Фото 015 перевал Уаза Вост.

По снежнику крутизной около 20о с самостраховкой треккинговыми палками спускаемся в цирк перевала, где и встаём рядом на ночёвку двумя отделениями. От перевала 30 минут ЧХВ. Время 14-00, высота 2900 м, вода из снега.

Фото 016-017. Лагерь 2-х отделений в цирке пер. Боровцек

Фото 018. Вид на пер. Уаза Вост. От места ночёвки

Фото 019. Путь спуска с пер. Уаза Вост.

Фото 020. Вид в сторону Пастбищного хребта

Расчёт ходового времени

От места ночёвки до пер. Уаза Вост 4 часа 30 минут
От перевал до перевального цирка 30 минут
Итого 5 часов 0 минут

Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка

Участки второй — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей — средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности — крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности — гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.

Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках

(гидроциклах или водных мотоциклах).

Требования к подготовке

Сплав относится к экстремальным видам спорта, а потому, в некоторых случаях может таить в себе опасности. Хорошая физическая форма для любого вида туризма — это огромный плюс, и сплав не исключение.

Меньше всего требований к физической подготовке, если вы решите пойти на байдарках по спокойной равнинной реке. Тогда вы сможете грести по мере своих сил, чередуясь с другими участниками команды. Однако, если речь идет о длительных походах, горных реках или сложных маршрутах с извилистыми реками, то без подготовки не обойтись. Только слаженная работа всей сплав-команды позволит с успехом проходить все трудности трассы.

Что выбрать в качестве тренировок, готовясь к походу по реке? Нужно понимать, что для рафтинга главное выносливость, а точнее силовая выносливость, потому что грести нужно много. Если вы занимаетесь в зале, выбирайте упражнения на тренировку мышц спины и рук, пресс также важен. Как я уже сказал, акцент на выносливость, так как руки не качаем гантелями, а выбираем тренажер, где можно долго выполнять одни и те же действия, например, самый очевидный — гребной тренажер.

Также подойдет бег и плаванье

Важно во время каждой тренировки делать чуть больше, чем можете. Это поможет повысить выносливость

Полезно играть в командные игры: баскетбол, волейбол и другие подобные игры.

Если Вы решили сплавляться, воспользовавшись туром, то за подготовку лодки обычно отвечают организаторы, они же и выдают основное снаряжение – спасательные жилеты и каски. Если группа самостоятельная, то начать подготовку следует с ревизии байдарки. Необходимо убедиться в целостности всех ее частей. В рюкзаке всегда должен быть ремонтный набор, на случай прокола или поломки.

При выборе одежды, сборе рюкзака, главная ценность – их непромокаемость. Укладывая вещи, еду, аптечку, спички, следите, чтобы все было герметично упаковано.

Базовый список вещей, который понадобится: спасательный жилет, защитная каска, дождевик/ветровка, головной убор, термобелье, непромокаемые ботинки, гидрокостюм, перчатки, носки, х/б футболки, брюки/шорты (желательно из синтетики, которые защищают от ветра и хорошо сохнут), толстовка. Также не забываем про сменную одежду.

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Сложность рек

По количеству порогов, наличию и качеству препятствий, температуре воды, равномерности и степени уклонов, удаленности от населенных пунктов, возможностях просмотра и страховки выделяют 6 категорий сложности реки.

  • Простые. Вода быстрая, риск небольшой, препятствий мало, все они легко обходятся, валы маленькие.
  • Для начинающих. Струя широкая и чистая, пороги прямые. Валы могут быть средними, легко обходимые тренированными гребцами. Травмы редки.
  • Средней сложности. Валы нерегулярные умеренные, которые сложно обходятся, встречающиеся крупные валы обходятся легко. При большом расходе воды наблюдаются мощные возмущения струи и суводи. Во время опасностей необходима групповая поддержка. Травмы достаточно редки.

  • Продвинутые. Пороги предсказуемы, хотя интенсивны и мощны. Могут встречаться большие валы и бочки, трудно обходимые узкие проходы, требующие точных маневров. Необходим просмотр с берега. Травмы вне каяка могут быть значительными. Обязательна групповая страховка.
  • Для опытных. Пороги мощные, с большими трудностями. Опасность для гребца выше средней. Валы и бочки могут быть огромными. Сливы следуют друг за другом, изменяя направление потока, улова турбулентны, со сложным заходом. Просмотр обязателен с берега. Страховка очень сложная. Выживание обеспечивается способностью совершать эскимосский переворот, огромным опытом, правильным снаряжением, навыками спасработ и страховки.
  • Экстремальные. В этих водах высший экстрим, спасработы зачастую невозможны. Сплавы могут осуществлять только профессионалы после скрупулезного изучения воды и предотвращения любых опасностей. Здесь могут попадаться проходимые водопады.

Разновидности водного туризма

По большому счету, эта разновидность активного отдыха подразделяется на два крупных сегмента, включающих в себя несколько подвидов. Это: сплавной водный туризм и яхтинг (парусный водный туризм).

Что касается общих моментов, то каждая из этих разновидностей — на своего любителя. Сплавной туризм придется по душе сильным и рисковым людям, любящим испытать удаль молодецкую (или доказать что количество прожитых лет — еще не повод списываться «в утиль») и хорошенько пощекотать нервы. Яхтинг требует значительно меньших затрат сил и проявлений сноровки, но и его тоже нельзя назвать занятием для ленивых, так как этот вид путешествия по водоемам требует и определенных навыков, и серьезной подготовки.

Кстати, именно насущная надобность всерьез готовиться объединяет обе разновидности водного туризма. Как и необходимость не забывать ни на секунду, что вода не прощает легкомыслия и напрочь не приемлет надежду на «авось».

Сплавной туризм включает в себя рафтинг и сплав на байдарках, каноэ, каяках и катамаранах. Рафтинг — сплав по бурным водоемам (обычно — горным рекам) на специальных надувных лодках — рафтах. В зависимости от разновидности рафта для управления им нужно от двух до шести человек. Следовательно этот вид водного туризма — исключительно коллективный. Как и спав на катамаранах — двухкорпусных судах, которыми управляет экипаж, состоящий минимум из двух человек, максимум (на наиболее распространенных моделях) — восьми.

Байдарки, каноэ и каяки бывают одно- и двухместными. Эти сплавные суда более маневренны. Однако нельзя сказать, что они сложнее в управлении, чем рафты или катамараны. Управление сплавными плавсредствами всех типов требует и соответствующей физической подготовки, и крепких нервов, и определенных навыков.

Яхтинг — более спокойный вид водного туризма, но при этом более дорогой и более хлопотный. Модельный ряд сплавных плавсредств варьируется от бюджетных до элитных и брендовых. Причем, с весьма значительным различием цен, позволяющим даже при невысоких доходах скопить деньжат на недорогой но приличный рафт или на неплохую байдарку. А вот яхтинг даже в его самых недорогих разновидностях, скорее всего, превзойдет по расходам или в лучшем случае будет сопоставим по этому параметру со сплавным туризмом элит-уровня.

Яхтинг — это и расходы на покупку или на строительство по индивидуальному заказу судна, расходы на причал для него, на место для хранения в межсезонье, на оплату сбора, связанного с получением прав на яхтовождение, а также на ряд других сборов, индивидуальных для той или иной местности. Кроме того, расходы на ремонт любой яхты существенно превосходят затраты на сопоставимый по сложности ремонт сплавного судна.

Потому желающим заняться яхтингом нужно в первую очередь ответить для себя на вопрос о том, «потянут» ли они финансово такое увлечение, а при утвердительном ответе выбрать разновидность судна, получить необходимый пакет документов и выучить внутренние и международные правила, регламентирующие перемещения по водным объектам на яхтах. Да, наличие правил, которые необходимо знать — одна из особенностей яхтинга.

Залог удачного и доставляющего удовольствие путешествия на яхте — умение человека управляться с парусом. Потому нужно быть готовым еще и к тому, что придется потратить некоторое время и определенную сумму денег на занятия с инструктором.

Категории сложности

В горном туризме существуют категории сложности, введенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов. Каждая из них определяется протяженностью маршрута, его длительностью, количеством и уровнем сложности препятствий.

Турист в походе

Для походных участков существует 6 категорий сложности.

Первая категория – доступны для всех желающих, даже новичков без подготовки. Такие маршруты короткие, без сложных препятствий, обычно проходят в невысоких горных местностях. Походы первой категории не опасны для здоровья, не требуют специальной подготовки и снаряжения.

Вторая категория – участки с простой трудностью, покрытые льдом и снегом. Крутость оценивается в 25-30 градусов. Для покорения маршрута необходима элементарная подготовка.

Третья категория – снежно-ледовые участки крутизной в 30-45 градусов, которые относятся к средней трудности. С нее и начинается настоящий альпинизм: требуется страховка, альпинистская подготовка и снаряжение.

Четвертая категория – трудные участки крутизной в 40-55 градусов. Они покрыты снежными гребнями и склонами, которые требуют определенного напряжения и владения техникой скалолазания. Необходимое снаряжение для прохождения категории: кошки, предметы страховки и самостраховки, ледорубы и альпинистская обувь.

Пятая категория – участки крутизной более 45 градусов, которые включают в себя снежные карнизы, склоны и гребни. Проходить маршрут необходимо на передних зубьях кошек с использованием искусственных точек опоры. Для пятой категории требуется хорошая альпинистская подготовка (как физическая, так и моральная), а также специальное снаряжение: молотки, кошки, альпинистская обувь, крюки, лесенки.

Шестая категория – участки, которые покрыты гладкими свисающими скалами с большим количеством выступов, зацепок, упоров, трещин. На маршруте практически не бывает узких полок для отдыха туристов. Участки шестой категории под силу пройти только альпинистам с профессиональной подготовкой и техникой передвижения. Восхождение по этим маршрутам рассматривается комиссией и утверждается Федерацией альпинизма России.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий