Парашютные рекорды
Один из самых экстремальных видов спорта — бейеджам-пинг, или прыжки с парашютом с высотных зданий, антенн, мостов, в горах. Этим опаснейшим делом во всем мире увлекаются всего лишь несколько тысяч человек. Шанс погибнуть — 5 из 95 %, ежегодно это как минимум 2-3 человека.
Еще более экстремален бан-зай-парашютизм — прыжки с самолета без парашюта. Сначала из самолета выбрасывают парашют, а следом прыгает человек. Его задача — догнать парашют, надеть и открыть купол до критической высоты, а то разобьется. Впервые это сделали японцы в 2007 г., уж очень им хотелось попасть в книгу рекордов Гиннесса.
ЭТО ИНТЕРЕСНОБывший президент США Джордж Буш-старший впервые прыгнул с парашютом еще во время Второй мировой войны, а последние свои прыжки сделал на 80-летний юбилей и в возрасте 83 лет во время открытия после реконструкции Президентского музея в Техасе.
Прыжки групповых акробатов тоже требуют огромного мастерства. В 2011 г. в небе над Коломной сразу восемь самолетов подняли 186 скайдайверов на высоту свыше 6000 м, где российские спортсмены в свободном полете в течение нескольких секунд удерживали фигуру в виде огромного цветка.
Еще один мировой рекорд установили в Таиланде: 357 спортсменов из разных стран, прыгнув с высоты 11 км, удерживали в свободном падении фигуру в течение 6 с. Вообще-то прыгали 450 парашютистов, но часть их разметал ветер.
Самый же массовый затяжной прыжок состоялся в 2000 г. в Бразилии, когда в небо на семи самолетах на высоту 3657,4 м поднялись 588 парашютистов. А в 2006 г. уже 960 парашютистов-акробатов из 30 стран совершили массовый прыжок в свободном падении.
ЭТО ИНТЕРЕСНОСредняя скорость свободного падения парашютиста, который на полном ходу выпрыгивает из самолета, — 180-200 км/ч.
Есть среди парашютистов и рекордсмены-одиночки. Так, самое большое количество прыжков у американца Дона Кельнера: в 2000 г. он сделал свой 20-тысячный спуск с парашютом.
Среди женщин рекорд принадлежит Шерил Стирнс — на ее счету 13,5 тыс. прыжков.
А в 1999 г. некий Джей Стоукс умудрился за сутки прыгнуть с парашютом 476 раз. Побить такой рекорд практически нереально. Хотя если попробовать…
Читать еще:
Йо-йо: как выбрать игрушку и научиться простым трюкам
Йо-йо — это круглая игрушка на верёвочке. Она состоит из двух одинаковых дисков, которые соединены между собой осью с привязанной к ней верёвкой. Играющий надевает второй конец верёвки на палец или противовес и выполняет различные трюки.
Как я научилась кататься на горных лыжах: лайфхаки для тех, кто хочет покорить снежные склоны
Катание на горных лыжах и сноуборде — экстремальный вид спорта. Но это не значит, что ему невозможно научиться. Можно, если подойти к делу основательно. В статья расскажу, как я научилась кататься на горных лыжах (спойлер: с первого раза не получилось), какие склоны есть в России, с чего начать подготовку и сколько стоит это увлечение.
Устроить костюмированную вечеринку: окунуться в любимую тему с головой
Праздник с переодеванием — это всегда приключение. Вы попадаете в другой мир, живёте по другим правилам, а надетый на вас костюм удивительным образом меняет поведение и мироощущение, как будто привычки и манеры прятались в складках одежды.
Посетить контактный зоопарк: стать ближе к живой природе и к себе
Контактный зоопарк помогает пообщаться с животными, даже когда лето закончилось и нет деревни или дачи. Там обитают звери, которые водятся не только на ферме и знакомы нам с детства (козы, овцы, лошади), но и экзотические виды: еноты, игуаны, лисы, кенгуру. Всех животных можно кормить и гладить, они ручные и безопасны для человека, если, конечно, относиться к ним по-доброму и не нарушать правила.
Обучение в парашютном спорте
Научиться прыжкам можно в специальном аэроклубе. Дипломированные инструктора проводят теоретические и практические занятия для начинающих спортсменов.
Одной из самых популярных международных программ является AFF-курс (Accelerated Freefall). Эта продуманная система позволяет в течение нескольких недель быстро и безопасно обучить человека прыжкам с парашютом. В результате обучения спортсмен совершает не меньше 16 прыжков с 4000 метров, осваивает технику свободного падения, учится управлять крылом, совершать маневры в воздухе и успешно приземляться.
Существует множество курсов и парашютных школ для подготовки спортсменов в разных дисциплинах. Чтобы стать профессиональным спортсменом и принимать участие в соревнованиях, необходимо постоянно практиковаться и иметь большое количество прыжков.
При каких условиях прыжок будет самым безопасным
Перед прыжком вы должны быть хорошо выспавшимся, сытым и физически здоровым. У вас не должно быть хронических сердечно-сосудистых заболеваний, недавних переломов ног, сахарного диабета, эпилепсии, высокого артериального давления, серьёзных нарушений зрения и слуха. Вы должны весить не ниже 45 кг и не выше 120 кг.
Аэродромный доктор проведёт медосмотр. Если выяснится, что вы пьяны или простужены, вас не допустят к прыжку.
Для новичка безопаснее всего прыгать в тандеме — с инструктором. На вас наденут подвесную систему и прикрепят её к подвесной системе инструктора.
Обязательно слушайте все указания инструктора, делайте всё в точности, как он скажет. Инструктор — это опытный спортсмен, который совершил более тысячи прыжков и выручит в любой ситуации. В том числе во внештатной, когда основной парашют не раскроется, и понадобится запасной.
На безопасность влияют:
- погода (в грозу и ветер свыше 12 м/с прыгать нельзя);
- качественная экипировка;
- опытный пакер — специальный человек, отвечающий за упаковку парашюта, благодаря чему он удобно и быстро раскрывается в воздухе;
- профессионализм персонала дропзоны.
Поэтому не прыгайте на не внушающих доверия дропзонах со слишком дешёвым прайс-листом: скорее всего, там экономят на снаряжении. Всегда проверяйте репутацию компании, отзывы в интернете.
При выборе дропзоны или аэроклуба желательно найти тех людей, которые прыгали от этой компании, в соцсетях, пообщаться с ними, убедиться, что там всё в порядке
Д-14: парашют для «Ратника»
Как ранее заявлял главный конструктор НИИ парашютостроения Владимир Качалов, российские десантники совсем скоро перейдут на парашют Д-14, который специально создан для «Ратника» – новейшей боевой экипировки, которую часто называют комплектом «солдата будущего».
Фото: Минобороны РФ
По своей конструкции новая парашютная система не похожа на все предыдущие модели. Традиционно основной парашют находится за спиной десантника, а запасной – спереди. Грузовой контейнер располагается также сзади, под основным парашютом. Д-14 имеет несколько другую конструкцию: основной и запасной парашюты располагаются за спиной, а спереди – большой грузовой контейнер. На нем расположено несколько точек подвески для различного оборудования, кроме того, контейнер можно использовать как плот при посадке на воду. Благодаря такой конструкции, когда стрелковое вооружение в прямом смысле под рукой, десантник может вступить в бой, находясь еще в воздухе.
Система Д-14 позволяет увеличить массу парашютиста до 190 кг, что особенно важно для «Ратника», хорошо экипированного оружием и снаряжением. Десантироваться можно с высоты от 1200 до 8000 метров, при этом скорость самолета может доходить до 350 км/ч
Даже в таких условиях Д-14 способен обеспечить безопасность прыжков и комфорт для десантника благодаря удачной подвесной системе и равномерному распределению динамической нагрузки.
Безопасность при совершении одиночного прыжка
Чтобы прыгнуть самостоятельно, без инструктора, нужно пройти подробный инструктаж продолжительностью 4 часа, но ещё лучше — специальное обучение в несколько дней в парашютной школе. Серьёзно и ответственно отнеситесь к этому обучению.
С вами на специальных тренажёрах отработают все навыки, которые могут понадобиться, в том числе при внештатных ситуациях. Например, что делать, если приземляетесь на дерево, линию электропередач, забор, крышу здания или в водоём.
Как происходит обучение парашютиста, и что делать в самолёте и в воздухеЕсли вы прыгаете один, уточните, сможет ли парашют раскрыться по способу «статик лайн». Это когда парашют раскрывается с помощью стального троса, без участия парашютиста. Также узнайте, есть ли в вашей экипировке датчики AAD, благодаря которым парашют раскроется в критической ситуации тоже без вас
Основные риски могут быть связаны с тем, что во время свободного падения нужно правильно зафиксировать тело на потоке воздуха, опираясь на него — иначе вы полетите кубарем и бешеным волчком. Парашют в этом случае, конечно, раскроется, но приятного будет мало.
Когда основной парашют раскрылся, важно заблокировать раскрытие запаски: иначе, если начнёт раскрываться второй парашют, вас может запутать в стропах, буквально связать вас накрепко, и вы получите тяжёлые травмы при приземлении, ударившись со всей силы об землю личинкой в коконе
Большое внимание на инструктажах всегда уделяется правильному приземлению: травмы ног — самые часты травмы у начинающих парашютистов, но их можно избежать, если всё выполнять грамотно. Ноги всегда нужно держать вместе, поднятыми параллельно земле
Не спорт, а хобби и аттракцион
– Развит ли парашютный спорт в Кузбассе? Где у нас в области можно прыгнуть с парашютом? Дорого это?
– Спорт предполагает участие в соревнованиях, достижение определённых результатов, рост спортивного мастерства. У нас в области целенаправленной подготовки парашютистов нет. Все аэроклубы в условиях рынка. Не везде есть команды спортсменов-парашютистов. Для многих в большей степени это не спорт, а хобби или аттракцион: заплатил деньги и прыгнул. Причём если сильно боишься – можно прыгнуть «пассажиром» в тандеме с инструктором.
Если хочешь научиться большему, надо освоить специальную программу, которая рассчитана на 17-47 прыжков. Единственный парашютный центр находится на Танае. Удовольствие это не из дешёвых. Стоимость парашютной системы начинается от 150 тысяч, комбинезона – от 30-ти, шлема – от 50 тыс. руб. Если, футбол, например, существует любительский и профессиональный, соответственно и одежда, и амуниция для него могут быть разными; у нас такого нет. Для спортсменов-парашютистов, точнее сказать скайдайверов, минимальный комплект необходимого снаряжения одинаков, «поиграть» можно только на производителе. Этим же можно объяснить и высокую стоимость прыжков. Плюс к этому – совсем недешёвая эксплуатация авиационной техники.
– Человек захотел прыгнуть с парашютом, с чего начать? Всем ли можно? Как готовят к первому прыжку? А вдруг парашют не раскроется?
– Для начала оцените своё здоровье. Сможете ли выдержать такую нагрузку? Сейчас перед прыжком требуют справку от терапевта. Если у вас есть автомобильные права, их будет достаточно. Парашютный спорт не только для сильных и мужественных людей. Прыгать может практически каждый. Сначала в течение трёх часов вам расскажут и покажут основное, что нужно знать: правила отделения от самолёта, положение рук и ног, научат действиям в воздухе. Затем посадят на тренажёр – в подвесную систему. Ничего сложного – сейчас многие парашютные системы для «чайников» раскрываются принудительно, не нужно выдергивать кольцо. Вам нужно только набраться духа и шагнуть за борт самолёта. На случай, если не раскроется парашют, всегда есть запасной. Кстати, парашютный спорт даже не входит в десятку опасных видов спорта. Травмоопаснее мотоспорт, серфинг и даже гольф!
Кузбасские парашютисты завоевали Кубок мира в США
Подробнее
– Что наиболее привлекательно в парашютном спорте? Зачем вообще прыгать с парашютом?
– Здесь сложно ответить. Почему люди выбирают плавание или бокс? Им нравится, интересно и близко по духу. Тут точно так же. В советское время парашютный спорт был бешено популярным, как, впрочем, и сейчас, но тогда он был доступным. В наш аэроклуб на курсы записывалось по тысяче человек в год! Кто-то хотел просто попробовать, другие – проверить себя. Были те, кто стремился преодолеть боязнь высоты. А кто-то просто сел на адреналиновую иглу: прыгал, потому что ему от этого было хорошо! Сейчас, думаю, у людей такая же мотивация. Парашютный спорт меняет сознание человека, особенно молодого. Он начинает по-другому смотреть на жизнь: более ответственно и серьёзно. Такие молодые люди нарасхват в Воздушно-десантных войсках. Они уже не боятся высоты, и у них есть опыт. Такие мальчишки вырастают настоящими мужчинами!
Парашютный спорт меняет сознание человека, особенно молодого. Фото: Из личного архива/ Анатолий Симонов
Правила высадки из самолета
Десантники высаживаются из салона в определенном порядке. В ИЛ-76 это происходит в несколько потоков. Для высадки существуют две боковых двери и рампа. При учебных действиях предпочитают пользоваться исключительно боковыми дверьми. Высадка может осуществляться:
- в один поток из двух дверей (при минимуме личного состава);
- в два потока из двух дверей (при среднем количестве десантников);
- в три или четыре поток из двух дверей (при масштабных учебных действиях);
- в два потока и с рампы, и с дверей (при боевых действиях).
Распределение на потоки делается для того, чтобы прыгающие не столкнулись друг с другом при приземлении и не могли зацепиться. Между потоками делается небольшая задержка, обычно несколько десятков секунд.
Мастерство свободного падения
Все разновидности парашютного спорта связаны со свободным падением и планированием на парашюте. При этом скорость падения достигает 60 метров в секунду или около 200 км/ч. Именно в мастерстве владения телом в свободном падении на огромной скорости соревнуются парашютисты, за исключением классического парашютизма – здесь помимо обязательного выполнения шести фигур в воздухе, важна и точность приземления (до сантиметра!).
Прыгнув с высоты 1000 метров, спортсмены должны приземлиться точно в мишень на земле. Когда-то мишень была диаметром 100 м, а позже уменьшилась до 100 мм. Совершенствование техники продолжало сужать мишень в размерах – сегодня центр мишени для прыжков на точность имеет диаметр всего 20 мм! Некоторым спортсменам удавалось «попасть в яблочко» более сотни раз – в 1978 году советский парашютист Александр Белоглазов установил мировой рекорд, приземлившись 106 раз подряд без отклонения.
Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод
Классический парашютизм – это единственный вид парашютного спорта, в котором можно удостоиться самого высокого личного спортивного звания «Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту». Тем не менее, парашютный спорт включает и другие зрелищные разновидности. К примеру, групповая акробатика – самый массовый вид в парашютизме, когда команды из четырех, восьми и 16 спортсменов соревнуются в количестве «построенных» фигур за определенное время. Ограничения по количеству участников – только для официальных соревнований. Изобразить красивую фигуру в воздухе (или «формацию» на профессиональном языке) можно и парашютистам-любителям. Здесь ограничений нет. Например, в Книгу рекордов Гиннеса попала формация, собранная из 296 человек в 1996 году в Анапе.
Другой вид «небесной акробатики» – купольная акробатика, которая заключается в построении формаций из куполов. Соревнования проходят в командах из четырех и восьми спортсменов. Из относительно молодых видов парашютизма – фристайл и скайсерфинг. Фристайлисты показывают различные красивые фигуры в свободном падении, скайсерфингисты делают то же, но прыгают с лыжей.
Парашютный спорт для самоутверждения
Как правило, на первый прыжок люди идут ради самоутверждения: испытать себя или доказать окружающим, что можешь совершить Поступок. И ведь это действительно Поступок. Вы подумайте: в мире гораздо больше людей, которые не прыгали и никогда не прыгнут! с парашютом, и те немногие, кто сделал это в праве причислить себя к особой категории.
Такой способ самоутверждения очень помогает в жизни: ведь это глубинное, истинное самоутверждение, оно легко проецируется на другие сферы жизни человека работу, учёбу, бизнес, личностные отношения и даёт уверенность в своих способностях, словах и поступках. А это прямой путь к любому успеху.
Самое важное о безопасности при прыжке с парашютом
Занятие парашютным спортом имеет определённую степень риска, но не предельную: если строго соблюдать правила безопасности, не пренебрегать обучением и выбрать надёжный аэроклуб, этот риск можно свести к нулю.
Безопаснее всего прыгать в тандеме с инструктором. Если вы уже прыгали с инструктором несколько раз и хотите проверить себя, рекомендуется пройти курс в парашютной школе.
Риск того, что парашют не раскроется, практически отсутствует: многие парашюты снабжены системой автоматического раскрытия на критически низкой высоте. Больше всего неприятных ощущений может доставить неправильное положение тела в момент отделения (выхода из самолёта) во время свободного падения, а также возможные травмы при приземлении.
Опасность и смертность в парашютном спорте
Не следует забывать, что парашютизм — это не только экстремальный, но и достаточно опасный вид спорта. Человек, готовящийся к прыжку, должен быть достаточно подготовлен, собран и сосредоточен, готов морально и физически.
По статистике смертельным исходом заканчивается 0,03% всех прыжков. Это значит, что погибает 3 парашютиста из 10 тысяч человек, совершающих прыжок.
Получение травмы — более частый исход занятий парашютным спортом. Переломы и сотрясения получает 0,1% или один из тысячи парашютистов.
Причиной гибели или получения травмы при прыжках с парашютом могут стать:
- Неправильное приземление спортсмена;
- Нераскрытие запасного парашюта;
- Раскрытие резервного парашюта слишком низко;
- Неисправность страхующего прибора и другого оборудования;
- Потеря сознания в полете;
- Другие факторы.
Чтобы прыжок с парашютом прошел успешно и закончился благополучно, необходимо ответственно подойти к подготовке.
- Выбрать проверенный и официально зарегистрированный аэроклуб.
- Пройти необходимое теоретическое обучение и практическую подготовку.
- Физически и психологически подготовиться к предстоящему прыжку.
- Научиться приземляться и управлять парашютными стропами.
Купоны на полеты на параплане, дельтаплане, прыжки с парашютом и другие активности: https://ktoletit.ru/biglion/
Пилотирование купола
В парашютном спорте пилотирование купола имеет особую роль в таких направлениях, как:
- Купольная акробатика (CreW, CRW, canopyRW). Спортсмены в этом виде парашютного спорта в небе выстраиваются различные фигуры, выполняя перестроения уже с раскрытым парашютом. Парашютист при этом должен отлично владеть техникой отделения/состыковки от других спортсменов, большим опытом и высоким индивидуальным мастерством. А вот сами соревнования имеют несколько вариаций:
- 8-way построение. В этом случае команда из 8 человек строит фигуру, которая задана судьями, за минимальное время.
- 4-way перестроение. Фигуры для построения в этом случае будут выбираться заранее жребием, задаются они команде из 4-х человек, выполнить же условия необходимо за 30 секунд.
- 4-way ротации. Команде, состоящей из 4-х человек даётся 30 секунд для того, чтобы построить максимальное число произвольных фигур.
Следует отметить, что все это фиксирует специальный видеооператор, а судьи выставляют оценки уже на основе записи.
- Скоростное приземление или swoop. В этом виде парашютного спорта главной целью спортсмена является то, что ему до момента приземления ему нужно сделать максимально длительный горизонтальный пролёт вдоль земли на самой большой скорости. Кстати, при подходе к земле скорость может доходить до 100 км/ч, при этом высота бывает и менее 1 метра. Данный вид парашютизма считается самым опасным, а травмы спортсменов происходят почти на любых соревнованиях.
- Приземление на точность или precision canopy. Этот вид парашютного спорта считается самым ‘пожилым’. Его суть состоит в том, что спортсмен должен наиболее максимально приземлиться в место, которое отмечено заранее. Причём если ранее (около 60 лет назад) считалось, что 80 метров погрешности при попадании в круг-мишень на 100 метров — это хороший результат, то на сегодняшний день парашютист должен попасть в небольшой специально-установленный электрический датчик-‘мишень’.
А вот что касается России, то в парашютном спорте здесь большинство соревнований проводится по индивидуальной акробатике или же на точность приземления.