Фигуры высшего пилотажа
- Кобра
Принцип данной фигуры высшего пилотажа заключается в том, что самолёт резко задирает свою носовую часть, но в тоже время продолжает лететь по ранее намеченной траектории. В плане выполнения, данной фигуры всё может показаться достаточно простым – в необходимый момент, пилот попросту отключает стабилизатор продольной устойчивости, но с другой стороны, пилоту впоследствии необходимо удержать машину в заданном положении, не позволяя ей перевернуться в воздухе.
Что касается практического применения данной фигуры высшего пилотажа, то в первую очередь она может быть использована в воздушном бою для совершения манёвра аэродинамического торможения. Фигура высшего пилотажа «Кобра» может быть выполнена далеко не на всех истребителях.
- Колокол
Исполнение фигуры высшего пилотажа состоит в том, чтобы поднять самолёт в небо практически на угол в 90 градусов, выполняя так называемое скольжение на хвост, после чего, самолет, достигнув максимального угла атаки, резко падает носовой частью вперёд, тем самым как бы имитируя движение колокола. Впервые фигура высшего пилотажа «Колокол» была выполнена в 1977 году, а в сегодняшний день она используется для того, чтобы тем самым на некоторое время обмануть радар – самолёт неподвижно зависает в воздухе, превращаясь на экране РЛС в неподвижную точку.
- Хук
Фигура высшего пилотажа «Хук» представляет собой несколько видоизменённый и дополненный большей сложностью манёвр «Кобра». Суть этой фигуры высшего пилотажа заключается в том, чтобы применив аэродинамическое торможение, как это видно в фигуре высшего пилотажа «Кобра», развернуться и уйти от противника на значительное расстояние. Сам манёвр «Хук» является весьма сложным в своём исполнении, ведь самолёт требуется ещё развернуть в воздухе, причём отсчёт здесь идёт на доли секунд. Выполняется она исключительно на вираже.
- Чакра Фролова
Фигура высшего пилотажа заключается в том, чтобы выполнить разворот самолёта в плоскости тангажа на угол в 360 градусов. По сути, самолёт выполняет разворот по очень малому кругу, практически вокруг своей хвостовой части, что является весьма сложным. Всего в мире существует только три самолёта, способных выполнить фигуру высшего пилотажа «Чакра Фролова» – это Су-37, Су-30МК и Миг-29ОВТ. Смысл выполнения данной фигуры высшего пилотажа заключается в том, чтобы во время ведения боя, пропустить преследующего противника вперёд, тем самым взяв его в цель орудий.
- Разворот на кобре
Ещё одна видоизменённая фигура высшего пилотажа, заключающаяся в том, что самолет, выполняя манёвр «Кобра» разворачивается, и летит в обратном направлении. Что касается сложности выполнения данной фигуры высшего пилотажа, то она отличается большей простотой, и сперва была причислена к разряду фигур сложного пилотажа, но позже её переквалифицировали.
- Переворот на колоколе
Фигура высшего пилотажа «Переворот на колоколе» объединяет между собой два элемента, выполняемых совместно – сперва самолёт на доли секунды зависает в воздухе, после чего совершает переворот на 180 градусов, продолжая полёт. Эта фигура высшего пилотажа является одной из наиболее сложных.
- Нож (Лезвие ножа)
Данная фигура высшего пилотажа отличается тем, что самолёт проходит строго горизонтальный полёт с креном на угол в 90 градусов. При выполнении данной фигуры высшего пилотажа следует, прежде всего, контролировать скорость полёта, угол крена, состояние высоты.
Таким образом, фигур высшего пилотажа не так много, но, тем не менее, все они сложны, и без длительных и изнурительных подготовок, выполнить их не представляется возможным, и даже лётчики-ассы, собираясь выполнить какую-либо из выше представленных, долгое время отрабатывают свои действия на симуляторах, готовясь и морально, и физически.
МиГ-29 и МиГ-35
Еще в 2017 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что “Стрижи” получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС
“Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум”, – говорил он.
Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК “МиГ” (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы “Стрижи” получили современный авиационный комплекс МиГ-35.
“Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП “Стрижи” новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35″, – пояснил он.
Он также отметил, что “35-е” находятся на заверщающей стадии испытаний. “МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ – прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем”, – заявил Балоян.
Истребитель МиГ-29 “Стрижей” на авиабазе в Кубинке
Источник изображения: Наталья Дмитрак/ТАСС
А пока “Стрижи” не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. “Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены”, – сказал он.
Кто такие “Стрижи”
В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. В то время самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС). Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года – в этот день “Стрижи” впервые объявили о своем новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.
Истребители МиГ-29 “Стрижей” во время учебно-тренировочных полетов на авиабазе в Кубинке, 1993 год
Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС
Первое выступление “Стрижей” за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.
С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: “Стрижи” демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание “Лучшая пилотажная группа мира”.
В 2004 году пилотажные группы “Стрижи” и “Русские витязи” установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю “ромб” с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название “Кубинский бриллиант”, ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.
Истребители Су-27 “Русских витязей” и МиГ-29 “Стрижей” во время построения “Кубинский бриллиант”
Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС
Также “Стрижи” демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.
Фигуры высшего пилотажа
- Кобра
Принцип данной фигуры высшего пилотажа заключается в том, что самолёт резко задирает свою носовую часть, но в тоже время продолжает лететь по ранее намеченной траектории. В плане выполнения, данной фигуры всё может показаться достаточно простым – в необходимый момент, пилот попросту отключает стабилизатор продольной устойчивости, но с другой стороны, пилоту впоследствии необходимо удержать машину в заданном положении, не позволяя ей перевернуться в воздухе.
Что касается практического применения данной фигуры высшего пилотажа, то в первую очередь она может быть использована в воздушном бою для совершения манёвра аэродинамического торможения. Фигура высшего пилотажа «Кобра» может быть выполнена далеко не на всех истребителях.
- Колокол
Исполнение фигуры высшего пилотажа состоит в том, чтобы поднять самолёт в небо практически на угол в 90 градусов, выполняя так называемое скольжение на хвост, после чего, самолет, достигнув максимального угла атаки, резко падает носовой частью вперёд, тем самым как бы имитируя движение колокола. Впервые фигура высшего пилотажа «Колокол» была выполнена в 1977 году, а в сегодняшний день она используется для того, чтобы тем самым на некоторое время обмануть радар – самолёт неподвижно зависает в воздухе, превращаясь на экране РЛС в неподвижную точку.
- Хук
Фигура высшего пилотажа «Хук» представляет собой несколько видоизменённый и дополненный большей сложностью манёвр «Кобра». Суть этой фигуры высшего пилотажа заключается в том, чтобы применив аэродинамическое торможение, как это видно в фигуре высшего пилотажа «Кобра», развернуться и уйти от противника на значительное расстояние. Сам манёвр «Хук» является весьма сложным в своём исполнении, ведь самолёт требуется ещё развернуть в воздухе, причём отсчёт здесь идёт на доли секунд. Выполняется она исключительно на вираже.
- Чакра Фролова
Фигура высшего пилотажа заключается в том, чтобы выполнить разворот самолёта в плоскости тангажа на угол в 360 градусов. По сути, самолёт выполняет разворот по очень малому кругу, практически вокруг своей хвостовой части, что является весьма сложным. Всего в мире существует только три самолёта, способных выполнить фигуру высшего пилотажа «Чакра Фролова» – это Су-37, Су-30МК и Миг-29ОВТ. Смысл выполнения данной фигуры высшего пилотажа заключается в том, чтобы во время ведения боя, пропустить преследующего противника вперёд, тем самым взяв его в цель орудий.
- Разворот на кобре
Ещё одна видоизменённая фигура высшего пилотажа, заключающаяся в том, что самолет, выполняя манёвр «Кобра» разворачивается, и летит в обратном направлении. Что касается сложности выполнения данной фигуры высшего пилотажа, то она отличается большей простотой, и сперва была причислена к разряду фигур сложного пилотажа, но позже её переквалифицировали.
- Переворот на колоколе
Фигура высшего пилотажа «Переворот на колоколе» объединяет между собой два элемента, выполняемых совместно – сперва самолёт на доли секунды зависает в воздухе, после чего совершает переворот на 180 градусов, продолжая полёт. Эта фигура высшего пилотажа является одной из наиболее сложных.
- Нож (Лезвие ножа)
Данная фигура высшего пилотажа отличается тем, что самолёт проходит строго горизонтальный полёт с креном на угол в 90 градусов. При выполнении данной фигуры высшего пилотажа следует, прежде всего, контролировать скорость полёта, угол крена, состояние высоты.
Таким образом, фигур высшего пилотажа не так много, но, тем не менее, все они сложны, и без длительных и изнурительных подготовок, выполнить их не представляется возможным, и даже лётчики-ассы, собираясь выполнить какую-либо из выше представленных, долгое время отрабатывают свои действия на симуляторах, готовясь и морально, и физически.
Какими бывают фигуры высшего пилотажа?
Итак, самые популярные фигуры высшего пилотажа:
Мертвая петля
Эта фигура еще называется петля «Нестерова». Мертвой ее назвали потому, что когда-то давно ее нарисовали только на бумаге, а практически вообще не выполняли. Уже позже маневр стали называть «петлей Нестерова» в честь пилота, который впервые выполнил этот маневр. Выполнил успешно и вошел в историю. Очевидцы рассказывали, что во время маневра в небе, Нестеров умышленно отстегнул ремни безопасности. Он был уверен, что ему все удастся. А поскольку мертвая петля — это своеобразный замкнутый круг в небе и если его выполнить неправильно, не пристегнутый пилот с легкостью бы выпал из своего сиденья. Мертвую петлю считают самой популярной фигурой высшего пилотажа и сегодня.
Кобра Пугачева
Этот маневр выглядит следующим образом: верх самолета тянется вверх до 180 градусов, после чего возвращается в исходное положение. Эта фигура высшего пилотажа в небе действительно напоминает кобру, поэтому и получила такое название. А носит в названии фамилию не своего изобретателя, а пилота Василия Пугачева, который выполнил маневр вторым перед широкой публикой. Тогда люди не поняли, что происходит и подумали, что самолет в небе просто поломался и вот-вот упадет. И летчик получил за выполненную кобру Пугачева звание героя. Эта фигура высшего пилотажа предназначена для шоу, в боях ее пока не испытывали.
Фигура пилотажа Штопор
Такое название фигура высшего пилотажа получила через свой облик. Выполняется она так: самолет идет на снижение своеобразным зигзагом. В небе это действительно выглядит, как штопор. Кстати, эта фигура высшего пилотажа штопор считалась главной причиной гибели пилотов. Так было до ХХ века. Никому не удавалось выйти из спирали \ зигзага. Аж в 1916 году фигуру пилотажа штопор удалось выполнить летчику Арцеулову. После этого штопор несколько раз предлагали внести в учебную программу авиашкол. Эта фигура сегодня выполняется в мире и во многих странах запрещена из-за опасности. До сих пор из-за штопора погибают пилоты, хотя научились его выполнять. Эту фигуру высшего пилотажа до сих пор считают опасной.
Фигура пилотажа Бочка
Выполняют ее летчики поворотами в горизонтальном направлении самолета вокруг себя на 360 градусов. Впервые продемонстрировал ее американский пилот еще в далеком 1905 году. История говорит, что именно эта фигура высшего пилотажа сохранила жизнь далеко не одному солдату во время Второй мировой войны. Ее часто до сих пор выполняют в боях. Название фигура пилотажа получила, как и большинство, в силу своего вида. Бочка считается популярной фигурой и в спортивных соревнованиях в мире.
Чакра Фролова
Фигура высшего пилотажа выполняется разворотом самолета на небольшой скорости. Разворот выполняется вокруг хвоста. Выглядит такой маневр, как мертвая петля. Чакра Фролова считается одной из самых молодых фигур высшего пилотажа. Ее впервые продемонстрировали в 1995 году. Названа чакрой в честь древнего одноименного индийского оружия. А носит фамилию летчика, который впервые исполнил ее. Чакра Фролова используется в соревнованиях и шоу, в боях ее не применяли. Популярна она в постсоветских странах.
Фигура высшего пилотажа Иммельман
Носит имя немецкого летчика, который выполнял ее идеально. Самолет в небе проделывает маневр полубочку. Впервые этот маневр увидели во время Первой Мировой войны. Это был 1915 год. Пилот Иммельман выполнил фигуру высшего пилотажа в небе, когда сражался с врагом. Он опередил вражеский самолет. Благодаря этой фигуре летчик сбил за год 15 самолетов противника и наводил страх на врага, как только поднимался в небо. Английские пилоты отказывались взлетать, когда знали, что им придется соревноваться в воздухе с Иммельманом. Фигура высшего пилотажа Иммельман стала одной из самых популярных и базовых фигур, которые изучают в школах пилотов. Сегодня во многих странах она является обязательной.
Мы рассказали вам о самых популярных фигурах высшего пилотажа и об их схемах. Безоблачного неба пилотам и хороших зрелищ зрителям.