Гимнастика художественная – техника

Теоретическая подготовка

В ходе выполнения упражнения спортивный инвентарь производит передвижение по площадке и вращательные элементы, при этом предмет может находиться как у спортсменки в руках, так и совершать полет.

Производя вращательные элементы следует учитывать, что центр вращения проходит через центр массы. Также следует помнить, что лента в полете двигается по линии параболы. Линия полета предмета зависит не только от силы, но и от угла броска относительно пола. Гимнастка в период броска ленты должна рассчитать время и место приземления предмета.

Безусловно спортсменка не будет рассчитывать все это во время упражнения с помощью формул и измерений. Просто с практикой гимнастка будет понимать сколько времени необходимо на тот или иной бросок с определенной траекторией.

Кроме того, гимнастка во время полета спортивного аксессуара должна сама двигаться в направление его приземления. Наряду с этим, чтобы повысить сложность элемента, гимнастка в ходе броска должна двигаться в место приземления снаряда с помощью определенных трюков или хореографических связок.

На самом деле, упражнения со спортивным инвентарем – это жонглирование, которое усложнено трюками и хореографическими связками, для исполнения некоторых элементов с предметами нужно проводить непростые расчеты. Благодаря этому, гимнастика становится еще более зрелищной и красивой.

Прыжок касаясь в художественной гимнастике

Пожалуй, самый популярный для обычного зрителя прыжок – прыжок касаясь. Свое название он берет от требования техники исполнения – в фазе полета нога должна быть согнута в колене и стопой нужно коснуться другой части тела. Выглядит прыжок следующим образом:

Толчок одной или двумя ногами фиксация вытянутых носочков;

Вторая, противоположная нога, в полете сгибается в колене и составляет угол 90 градусов с телом;

Рука вытягивается разноименная к той ноге, что согнута в колене;

Толчковая нога вытянута ровно в параллель с полом.

В момент прыжка нижняя часть тела находится в полушпагате. После приземления необходимо подтянуться и собрать вместе пятки. Прыжок касаясь может выполняться без прогиба назад, с прогибом спины назад, с согнутой ногой без прогиба спины назад, с согнутой ногой с прогибом спины назад.

Создание нового вида спорта в России и СССР

Идеи выразительной, ритмической и танцевальной гимнастики воплотились в создании студий пластического творчества и театрального искусства в Петербурге и Москве в конце XIX века. В 1910-е годы в Петербурге одна за другой открывались танцевальные школы, где преподавали в том числе и ученицы Айседоры Дункан Среди них Э.И. Рамбек, у которой в студии пластики обучалась Елена Горлова, в будущем ставшая одной из основательниц нового вида спорта.

Впоследствии многие из создательниц танцевальных студий наряду с ведущими балетмейстерами Мариинского театра стали преподавать общую и ритмическую гимнастику, пластику, акробатику и характерный танец в Государственной художественной школе Зинаиды Вербовой, открывшейся в 1923 году. Первыми педагогами Высшей школы были Елена Горлова, Роза Варшавская, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Вместе с ученицами первых потоков — Анной Ларионовой, Юлией Шишкаревой, Татьяной Варакиной, Татьяной Марковой, Лидией Кудряшовой, Ариадной Башниной, Софьей Нечаевой, Галиной Бобровой — они заложили основы нового вида спорта для женщин.

В 1920-е годы одна из первых преподавательниц Высшей школы гимнастики Елена Горлова использовала на занятиях с детской группой упражнения с обручем, мячом и скакалкой. Впоследствии эти предметы стали официальными видами художественной гимнастики.

А идея танца с лентой принадлежит танцовщику и педагогу классического танца, народному артисту СССР Асафу Мессереру. Он впервые использовал ленту в балете Рейнгольда Глиэра «Красный мак» в 1927 году. В книге «Танец. Мысль. Время» Мессерер вспоминал:

Важным шагом на пути гимнастики от танца к спорту стало включение в 1932 году этой дисциплины в программу Института физической культуры имени Лесгафта, который сейчас является главным спортивным вузом России. Символично, что институт находится рядом с Мариинским театром и консерваторией имени Римского-Корсакова. Как вид спорта художественная гимнастика сформировалась именно там. В 1934 году на базе института Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Эта дата считается моментом официального рождения художественной гимнастики как вида спорта.

Выбор спортивного снаряда

Для игр и развлечений можно приобретать обруч любого веса и размера, однако для профессионального занятия художественной гимнастикой есть определенные стандарты.

Среди людей бытует мнение, что самым простым снарядом является обруч, однако это ошибочное суждение.

Размер обруча определяется по его диаметру. При этом ориентироваться следует не на возраст юных спортсменок, а на их рост. Идеальным размером для начинающих гимнасток является обруч, диаметр которого равен длине от пола до боковой кости бедра.

Позже, в возрасте 16 лет, когда ребенок начинает участвовать в международных соревнованиях по художественной гимнастике, следует приобрести предмет стандартного диаметра. Стандартным обручем является снаряд, который одобрен Мировой Федерацией Гимнастики. Диаметр стандартного обруча 85-90 см, вес 300 гр.

Также, советуем изучить подробные рекомендации: Как выбрать обруч для художественной гимнастики.

Помните, что непрофессиональный обруч, созданный для игр и развлечений, а не для занятий спортом, не держит форму и быстро поломается от нагрузок, поэтому не подходит для художественной гимнастки.

Основные элементы художественной гимнастики с предметами

Как научиться гимнастике с предметами

Для
того чтобы научиться делать
художественную гимнастику, недостаточно владеть знаниями об основных упражнениях.
На фоне базовых движений выстроены элементы с предметами, среди которых: обруч,
лента, скакалка и булавы. Рассмотрим предметы и движения с ними более подробно.

Упражнения с мячом. Отведите левую руку
в сторону, мяч должен лежать на ладони правой руки. Немного присев и прижав
голову к груди, подбросьте мяч наверх, затем выпрямите спину, поднимите голову
и посмотрите на предмет. Ловите мяч, задействовав лишь правую руку, а также
немного присев и склонив голову. Как только мяч коснется ладони, она немного
опуститься, тем самым смягчив силу удара. Начинайте тренироваться с мячом
маленького размера, например, теннисным, потом берите средний мяч и только
после этого выполняйте трюки с мячом стандартного размера, который используется
в художественной гимнастике.

Упражнения с обручем. Бросок обруча
можно совершить по прямой или по дуге, задействовав при этом одну или две руки.
Бросая обруч двумя руками, следите за плоскостью полета и точностью
направления, так вы сможете проконтролировать силу падения предмета при ловле.
Броски одной рукой или по дуге совершаются с замахом к броску кистью, сгибайте
при этом обе руки в локте или плечевом суставе. От замаха зависит амплитуда
полета.

Упражнения с лентой. Первое, что
необходимо для выполнения данного упражнения – это научиться правильно держать палочку.
Берем ее свободно тремя пальцами (указательный, средний, большой), конец
палочки при этом должен немного упираться в ладонь. Движения лентой по
круговому направлению выполняются прямой рукой, с силой и напряжением. Чтобы рука
находилась в состоянии напряжения, нужно чтобы уклон туловища полностью
совпадал с направлением палочки: вперед, вверх, назад. Выбирайте пятиметровую ленту,
шириной три-пять сантиметров, затем закрепите ее на палочку длиной 6-7
сантиметров. Если лента будет соответствовать этим стандартам – вы быстро овладеете
упражнением.

Упражнения со скакалкой. Выполняйте
подскоки, по очереди выпрямляя то левую, то правую ногу, при этом вращайте
скалку вперед, задействовав только кистевые суставы. Корпус должен быть прямым,
а носки натянуты. Выбирайте скакалку, встав двумя ногами на ее середину и
вытянув руки к плечам, так предмет будет соответствовать вашему росту и
выполнять упражнения со скакалкой будет легче.

Упражнения с булавами. Элементы с булавами, составляющие базу, представляют собой жесткий или свободный хват. При жестком хвате фиксируем указательные пальцы и располагаем предмет по одной линии с кистью и предплечьем, при свободном – булава движется с постоянной плоскостью. Чтобы выполнить круговые движения малого диаметра, нужно выпрямить руки в локтях, сохранив напряжение и плоскость вращения (вертикальную или горизонтальную).

Изучив теоретические основы художественной гимнастики, базовые элементы и упражнения, теперь Вы знаете как научиться делать художественную гимнастику. Однако, для того чтобы научиться делать художественную гимнастику профессионально нужно полученные знания по основным упражнениям дополнить второстепенными элементами, а также более углубленно изучить теорию.

Как научиться делать художественную гимнастику

Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Художественная гимнастика – единственный вид олимпийского спорта, рожденный в СССР. Тем не менее, первые олимпийские соревнования Советский Союз пропустил. Вмешалась политика.

Первые олимпийские чемпионы

Первый олимпийский турнир по художественной гимнастике состоялся в 1984 г. Олимпиада прошла в Лос-Анджелесе.

СССР бойкотировал Игры. Таким жестом советское руководство ответило на бойкот Олимпиады-80, прошедшей в Москве. Тогда более 60 стран, включая США, бойкотировали московскую Олимпиаду.

В 1984 году разыграли один комплект медалей. Гимнастки соревновались в индивидуальном многоборье. В отсутствие представителей большинства социалистических стран, победу одержала гимнастка из Канады – Лори Фанг. Малоизвестная спортсменка навсегда вошла в историю, как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Через год, на чемпионате мира 1985 г, Лори Фанг заняла 9-е место.

Олимпийские игры 1988 года показали «кто в доме хозяин». Золото и бронзу забрали советские гимнастки – Марина Лобач и Александра Тимошенко.

1992 год подтвердил расклад сил в этом виде спорта. В этот раз Александра Тимошенко поднялась на первую ступень олимпийского пьедестала. Бронзовую медаль завоевала Оксана Скалдина.

Начиная с 1996 года, в художественной гимнастике разыгрывают два комплекта медалей – в индивидуальном и групповом многоборье. На Олимпиаде-1996 Россия впервые осталась без золотых медалей. В личных состязаниях Янина Батыршина выиграла серебро. Первые олимпийские соревнования групп принесли российской команде бронзу.

Триумф российских гимнасток

Сидней, 2000 год – с этой Олимпиады началось триумфальное шествие российских «художниц». Со всех Олимпийских игр, обе золотые медали, неизменно отправлялись в копилку отечественного спорта. Более того, российские гимнастки взяли за правило, оставлять себе олимпийское серебро в личных соревнованиях.

2012 год – золото: Евгения Канаева; серебро: Дарья Дмитриева.2016 год – золото: Маргарита Мамун; серебро: Яна Кудрявцева.

Судейство на Олимпийских играх в Токио навсегда вошло в историю художественной гимнастики. Теперь, ронять предметы в финале олимпийского турнира – можно.

В 2021 году первое место в личном многоборье, несмотря на потерю предмета, заняла Линой Ашрам (Израиль). Олимпийское серебро завоевала российская гимнастка Диана Аверина.

В групповом многоборье золото отдали команде Болгарии. Серебряную медаль выиграла команда российских «художниц»: Анастасия Близнюк, Анастасия Максимова, Анастасия Татарева, Алиса Тищенко, Ангелина Шкатова.

Требования к выступлениям

Композицию упражнения продумывает тренер. Он четко прописывает схему передвижения спортсменки по ковру и в каком порядке следует выполнять элементы.

Русскую народную музыку для гимнастики следует выбирать очень ответственно. С одной стороны, в арсенале каждого тренера есть заготовки под данные мелодии, с другой стороны для выполнения элементов под резкие мотивы народного творчества нужна только опытная и профессиональная спортсменка

Особенно важно выбрать красивую музыку для вольных упражнений, так как все внимание будет сориентировано не на предмете, а на самой спортсменке

Взмахи и техника их исполнения

Взмахи представляют собой резкие упражнения, которые начинаются с рывка и продолжаются инертно, при этом упражнение может оканчиваться активно или неактивно. Опуская конечности свободно, считаем окончание активным, а фиксируя часть тела в конкретном положении, считаем окончание неактивным. Взмахи выполняются руками, ногами или всем телом.

Взмахи руками совершаются из исходного положения: руки направлены направо или налево. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно перевести руки, взмахнув ими книзу в обратную сторону.  Взмахиногами нужно выполнять прямой напряженной ногой. А взмахивсемтелом осуществляются за счет резких импульсов в коленном суставе или тазу.

Характеристика аксессуара

В целом, лента для художественной гимнастики состоит из 3 отдельных элементов.

  • Палочка
  • Лента
  • Карабин

Для полной характеристики предмета необходимо подробно рассмотреть каждый из них.

Палочка имеет длину от 50 до 60 см. Материалом для изготовления палочки чаще всего выступает дерево или пластик, в последнее время некоторые производители используют также оргстекло. На сегодняшний день самым популярным материалом выступает дерево. Цвет палочки не регулируется правилами, выбор цвета зависит от предпочтений спортсменки, чаще всего прослеживается зависимость от образа гимнастки, цвета купальника и музыкального оформления.

Длина ленточки строго определяется стандартами и зависит от возраста и разряда спортсменки. В целом, длина варьируется от 4 до 6 метров. Стандартным материалом для изготовления является атлас. Цвет и дизайн не регулируется стандартами и зависит от предпочтений спортсменки, чаще всего цвет выбирают в зависимости от образа гимнастки, цвета купальника и музыки.

Последним и самым незаметным элементом аксессуара является карабин. Он необходим для соединения палочки и ленты, а также для того, чтобы лента совершала свободные вращательные движения. Для изготовления карабина используют металл. Основное требование к карабину – это выдерживать тяжелые нагрузки.

Главное в элементах с данным аксессуаром быть сосредоточенной, иметь хорошую координацию и хорошо разработанные кисти рук.

У истоков: французская школа и Айседора Дункан

Урок пластики по системе Айседоры Дункан, 1901 год. Преподавательница Элла Книппер-Рабенек. Музей МХАТ/russianphoto.ru

В середине XIX века основы базовых движений гимнастики заложил французский педагог и теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт. Он создал систему «выразительной гимнастики» для актеров и танцовщиков, в основу которой легло греческое искусство танца и выражения эмоций через жесты. В классификации Дельсарта только для рук насчитывалось почти 250 разновидностей движений, а главный принцип, которому мастер обучал артистов, — не просто исполнять танец, а наполнять каждое движение смыслом.

Свой вклад в формирование базовых движений гимнастики внес еще один французский педагог и физиолог Жорж Демени. Он разработал авторскую систему физического воспитания, направленную на развитие грации, гибкости и ловкости. На занятиях в классе Демени девушки под классическую музыку выполняли ритмические и танцевальные упражнения с булавами, палками, венками. Сейчас, кроме булав, спортсменки выступают с обручем, мячом и лентой, а сама гимнастическая система Демени также легла в основу художественной гимнастики.

Американская танцовщица и основоположница свободного танца Айседора Дункан оказала влияние на развитие не только русского балета, но и будущей художественной гимнастики. Ирина Винер-Усманова в книге «Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» отмечает: 

Пружинные элементы и техника их исполнения

Движения
типа «пружина» представляют собой равный и плавный сгиб нескольких или сразу
всех точек тела в начальном этапе упражнения и последующий планомерный сгиб в
следующих этапах. Пружинные движения разных частей тела (руки, ноги или все
тело) выполняются с напряженностью.

Пружинные упражнения ногами совершаются
из первоначального положения: встать на полупальцы, носочки и колени сомкнуть. Исполняя
движение, из положения ступней, где пятки приподняты, и весь вес перенесен на
переднюю часть ног, опускаемся на пяточки и перемещаемся в положение присед или
полуприсед. Чтобы вернуться в первоначальное положение – разгибаем ноги.

Движения типа «пружина» руками можно выполнить, находясь в разных первоначальных позициях. Выполняя данное упражнение, руки необходимо сгибать от кончиков пальцев до плечевого сустава, соблюдая направление: к телу. Кисть поднимаем вверх и перемещаем до уровня плеча, а локтевой сустав опускаем книзу и прижимаем к телу. Разгибание также необходимо выполнять с напряженностью.

Пружинные элементы всем телом необходимо делать из исходного положения: встать на полупальцы, руки поднять наверх, ладони направить вперед. Выполняя данные упражнения, сгибаем ноги в коленном суставе, наклоняем голову и образуем «полукруг» спиной. После этого нужно согнуть руки и перейти в положение приседа, находясь в положении на полупальцах, нужно пружинно разогнуть руки по направлению вниз.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий