Обучение за границей
В последнее время немало человек принимает решение пройти обучение полетам на планере заграницей. Среди иностранных мест для занятий планеризмом выбирают Германию, Украину.
Условия обучения в Германии
Самая планерная нация в мире – это Германия. В этой стране планеризмом занимаются в той или иной степени около 8000 человек (в России порядка 250). Аэроклубы оснащены современной материальной частью, обучение проходит по гибкому графику. Лицензия планериста в Германии называется GPL, с наличием такой лицензии можно летать в США и в Европе, а также там, где действует Международная система ICAO.
Популярные планерные аэроклубы: Вассеркуп и Дассу
В интернете есть несколько отчетов о прохождении обучения в этих школах.
Для начала обучения в планерной школе вас попросят пройти медицинский осмотр: в целом это отнимет у вас 3 часа времени и примерно 65 евро, не включая стоимость анализов и некоторых специалистов (окулист).
Далее вам нужно будет пройти курс теоретической подготовки по следующим предметам: техника, аэродинамика, человеческий фактор, особые случаи в полете, воздушное право, навигация, метеорология, радиообмен. Теория сдается в несколько этапов в виде теста.
Экзамен по радиообмену на английском языке необходимо пересдавать один раз в 5 лет. На немецком языке экзамен второй раз пересдавать не нужно.
При подготовке к сдаче теоретического экзамена можно воспользоваться специальной программой Petersoftware (она платная, есть английская версия)
Основные плюсы обучения в Германии:
- Примерно за 2500 евро вы сможете пройти весь курс обучения и получить лицензию пилота планера международного стандарта
- В качестве учебного планера вы будете летать на ASK-13 с аэродинамическим качеством 27
- В аэроклубах есть возможность летать на мотопланерах, стартовать с лебедки
- После получения лицензии вы сможете арендовать планер в любом аэроклубе Европы, где действует Международная система ICAO, и совершать полеты для удовольствия. При желании можно участвовать в соревнованиях
Есть и минусы:
- Теоретические экзамены нужно сдавать на английском языке
- Лицензия планериста действительна в течение 2 лет, за это время для ее поддержания вам нужно сделать как минимум 25 взлетов и посадок, в том числе 5 с буксиром, 5 с лебедкой и 5 с мотором, если вы не укладываетесь – лицензию аннулируют. Для того, чтобы восстановить нужно отлетать недостающие часы под присмотром инструктора
- На теорию нельзя «забивать», поскольку после нее выдается справка, с которой вас допускают до экзаменов
- Для прохождения обучения необходимо предоставить справку об отсутствии судимости (внизу на второй странице)
- Информации по вопросу валидации европейской лицензии в российскую лицензию в интернете практически нет. Возможно, вы станете первым.
Обучение полетам на планерах на Украине
На Украине пройти обучение на планере можно в следующих аэроклубах:
- Планерный клуб аэродром «Бузовая» в Киеве
- Ровенском авиационно-спортивном клубе
- Винницком авиационно-спортивном клубе
Еще есть несколько мест, где можно полетать совершить ознакомительный полет или взять в аренду планер.
Обучают по КУЛП-86, документы по окончанию — летная книжка с подписанными полетами. По стоимости на середину 2013 года ознакомительный полет стоит примерно 1600 руб (400-500 гривен). По стоимость обучения ситуация примерно такая:
- При обучении с инструктором и самостоятельно 3,75 долларов минута буксировки (125 рублей) плюс 10 долларов часовая аренда планера
- Есть вариант безлимитных полетов: за сумму в 4200-4300 долларов вы будете летать без ограничений весь летный год. Только бы была погода
Полеты проходят только по выходным и по праздникам. Кроме того, нет необходимости совершать прыжок с парашютом. Летная техника — учебные Бланики и Янтари для продолжающих.
Дорога в небо не такая длинная, как это может показаться с первого взгляда! Летайте и воплощайте в жизнь ваши мечты о небе!
Полет
Чтобы планер начал парить самостоятельно, ему надо как-то набрать высоту. Это можно сделать несколькими способами:
- Аэробуксировка – самый популярный способ запуска планера. Планер буксировочным фалом прицепляется к самолету и затягивается так на высоту (такая летящая парочка называется аэропоездом), где отцепляется и начинает самостоятельное парение. Один самолет может одновременно буксировать два планера.
- Запуск с помощью лебедки. Тут уже лебедка тянет трос, потом планер отцепляется и летит сам. Взлет получается более крутой и короткий. Лебедка не может затянуть на ту высоту, на которую затягивает самолет, поэтому и полет получается короче, если не получится поймать восходящий поток. Зато это дешевле, чем самолетом, ну и вроде как экологичнее
- Самостоятельный взлет – актуален для мотопланеров (со встроенной силовой установкой). В отличие от самолета, мотопланер использует свой движок не все время, а только при необходимости набора высоты (на старте или когда надо дотянуть до аэродрома)
- Есть еще другие варианты – скатить планер с горы, запульнуть его с той же горы на чем-то вроде большой рогатки, отбуксировать автомобилем, но такие варианты не так популярны, как аэропоезд и лебедка
Одна из самых важных характеристик планера – это его аэродинамическое качество (К). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что качество — это сколько метров в длину может пролететь летательный аппарат при потере одного метра высоты в штиль. То есть планер с качеством 30 может улететь на 30 метров, пока теряет метр высоты. Качество планеров может достигать 60 единиц и более.
Это достигается за счет малого веса и удлиненного крыла. У самолетов оно значительно меньше. Например, у Бланика Л-13 максимальное качество Kmax=28,5, а у самолета Ан-2, который этот планер может отбуксировать на высоту, Kmax=10.
Самолет без двигателя не сможет продолжить маршрут «по-планерному», но и не свалится как кирпич – аэродинамического качества хватает, чтобы спокойно сесть на подобранную с воздуха площадку. Это относится и к многотонным пассажирским лайнерам. Например, у Аэробуса A320-214 аэродинамическое качество около 17, что позволило 15 января 2009 года после столкновения со стаей птиц и отказа обоих двигателей посадить его на Гудзон. Если заморочиться с летучестью самолета и довести Кmax до 37, то можно получить Virgin Atlantic GlobalFlyer и пролететь на нем кругосветку без дозаправки.
Чтобы не просто планировать сверху-вниз, но и набирать высоту, планеристы используют восходящие воздушные потоки. Чаще всего используют термики (термические потоки). Они возникают в тех местах, где солнце лучше всего прогревает земную поверхность. Например, над дорогами и пашнями – они темные и хорошо нагреваются. Теплый воздух от земли поднимается наверх и этим пользуются планеристы. Термики позволяют быстро набрать высоту, нужную для длительного планирования, так как имеют вертикальную скорость несколько метров в секунду и сами могут подниматься на километры. Высота термика зависит от разных факторов: он может достичь инверсионного слоя и там остановиться, может дойти до точки росы и образовать кучевое облако, а может просто постепенно раствориться, перемешавшись с окружающим воздухом.
Так как для полетов в термических потоках необходимо, чтобы прогревался воздух, в средних широтах такие полеты эффективны только весной и летом. Потоки обтекания возникают при взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа. Например, когда ветер встречает склон холма. Сам по себе такой поток не может поднять планер выше, чем на несколько сотен метров над холмом, но может усиливаться термическим потоком от нагрева склона солнцем.
В горах можно встретить волновые потоки – они образуются при обтекании воздушной массой горных хребтов. Планер в таком потоке может подняться на высоту 15 км. Мировые рекорды по высоте подъема и дальности полета были установлены благодаря волновым потокам.
Системы бортового оборудования
Все, что обеспечивает жизнь машины в воздухе и правильность ее поведения в полете — управляемость, безопасность, надлежащие условия для пассажиров и экипажа, исправное выполнение специальных функций, для которых, собственно, машина и создавалась, — называют системами бортового оборудования.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: преобразователь тока
В 1970-х годах, когда на воздушные суда начали все шире проникать электронные устройства, для этих систем появился термин «авионика», совместивший в себе понятия «авиация» и «электроника». Оборудование летательных аппаратов подразделяют на собственно авиационное, радиоэлектронное и авиационное вооружение (для военных машин).
К авиационному оборудованию относится, прежде всего, электрика, в том числе системы энергоснабжения, светотехническое оборудование, системы управления силовыми установками (двигателями машины), системы кондиционирования, автоматические противопожарные средства, противообледенительные системы.
Система энергоснабжения обеспечивает электроэнергией все системы и аппараты машины, питаемые от электричества. В нее входят в первую очередь авиационные генераторы, отличающиеся от аналогичных наземных устройств меньшими размерами и весом.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: генератор постоянного тока
Затем — преобразователи тока, изменяющие его род и характеристики при подаче к электрическим аппаратам. Аварийными источниками питания, которые применяются при выходе из строя основных, служат аккумуляторные батареи.
Наконец, сами электрические провода и коробки для их разветвления, а также разного рода реле, включающие и выключающие в нужный момент то или иное электрическое устройство.
Светотехническое оборудование самолета подразделяется на внешнее и внутреннее. Первое устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. Оно служит для предотвращения столкновения с другими машинами, освещения взлетно-посадочной полосы, подсветки опознавательных знаков на борту и прочее. На консолях крыла, носу и хвосте находятся аэронавигационные огни, обозначающие габарит машины в темноте.
Части бортовой системы электроснабжения самолета: а — реле; б — распределительная коробка
Внутреннее освещение применяется в самом самолете — в кабине пилотов, пассажирских отсеках. Оно же используется для подсветки приборных досок.
К приборному оборудованию самолета относятся устройства, осуществляющие измерения условий полета: атмосферное давление за бортом и высоту машины над землей, скорость полета и число Маха (то есть отношение скорости самолета к скорости звука), скорость ветра за бортом, температуру воздуха и прочее. Все приборы, контролирующие эти показатели, называют аэрометрическими.
Фара для освещения взлетной полосы, применявшаяся в советских летательных аппаратах. На снимке — в убранном положении
Отдельная приборная система следит за работой силовых установок: проверяет температуру и давление в рабочих камерах двигателей, предупреждает о сбоях в управляющих системах. Специальные пилотажно-навигационные приборы сверяют движение машины с заданным курсом.
К авиационному оборудованию относят и средства объективного контроля, следящие как за оборудованием машины, так и за поведением ее экипажа, причем делающие это независимо от него. Такие средства, называемые черными ящиками, нужны для выяснения причин аварий. В эту же группу входят и всем известные автопилоты — средства, позволяющие вести машину по заданному курсу в автоматическом режиме. Система предупреждения о столкновении «обозревает» пространство вокруг машины, передает сигналы встречным воздушным судам, сообщает о появлении других машин своему пилоту.
Бортовой аэронавигационный огонь самолета
Хочу стать пилотом
Во времена расцвета Осоавиахима и ДОСААФа планер был промежуточной ступенью от авиамоделизма к авиационному училищу. Многие летчики так и начинали – сначала авиамодельный кружок, потом планерный клуб ДОСААФ, потом самолетный ДОСААФ и авиационное училище. Планер позволяет ощутить полет и разобраться с пилотированием до перехода на более сложную и тяжелую авиационную технику.
Сейчас планерных клубов не так много, как в СССР, взрослые пилоты оплачивают обучение из собственного кармана (для школьников возможны варианты), но планеризм все еще остается самым доступным по финансам способом обучения пилотированию. Никаких особых требований к курсанту для начала обучения не требуется (разве что ограничение по весу в 110кг), перед началом полетов нужно только пройти ВЛЭК – врачебно-летную экспертную комиссию. Для планеристов она не так сурова, как для космонавтов или пилотов пассажирских лайнеров, надо просто запастись терпением и несколько раз съездить в соответствующее медучреждение, чтобы пройти всех специалистов.
Планерные клубы России готовят пилотов по стандартной программе (называется КУЛП-ПСБ-2013, что расшифровывается как Курс учебно-летной подготовки на планерах и самолетах-буксировщиках). Там расписано все, что предстоит изучить будущему пилоту-планеристу.
А изучить ему предстоит очень многое еще до того, как он первый раз сядет в планер – перед началом практики обязателен курс теории. Это очень много тем, от конструкции планера и аэродинамики до метеорологии и авиационного права.
В какой клуб ни пойди – учиться скорее всего будешь на планере Л-13 Бланик. В распоряжении авиаклуба могут быть еще другие планеры «для продвинутых».
Учебный курс делится на «года» (на самом деле год — это не год в географическом смысле, а определенное количество часов налета и освоенных упражнений). В первый год курсант готовится к самостоятельному вылету по кругу (отрабатывает взлеты и посадки) и в зону (от 800 до 1000 м на буксировке). Цель первого года – получение уверенных навыков управления планером.
Второй год нацелен на обучение эффективной работе в восходящих потоках воздуха и маршрутные полеты.
Дальше можно бесконечно совершенствоваться, изучать другие виды планеров или даже стать инструктором.
Весь полетный опыт спортсмена фиксируется в его летной книжке. Это документ, содержащий все когда-либо пройденные упражнения и полетные задания. Можно пройти первоначальное обучение в одном авиаклубе, а продолжить в другом – и доказательством пройденной первой ступени будет служить летная книжка.
Для первоначального обучения, в отличие от маршрутных полетов, ограничения по погоде не так строги – круги можно крутить почти в любую погоду. К тому же сзади сидит инструктор, который в случае чего подстрахует.
Но учтите, что не все аэродромы работают круглогодично. Грунтовые полосы в межсезонье превращаются в кашу, а зимой надо менять колеса на лыжи (самолету-буксировщику тоже) и это не все делают. Лучше заранее связаться с выбранным авиаклубом и узнать про сезонность. Заодно спросить, когда лучше начинать обучение – изучению теории никакое состояние ВПП не помешает.
Маршруты, в отличие от кругов, уже сильно привязаны к погоде. Поэтому курсанты второго года обучения в числе прочего должны уметь подбирать места для посадки вне аэродрома на случай, если погода испортилась.
Так как планер не может сам улететь с места аварийной посадки, его эвакуируют одним из двух способов:
- если посадка произошла недалеко от аэродрома и площадка позволяет взлёт аэропоезда, то прилетает самолет-буксировщик
- если нет возможности подняться с самолетом, то планер разбирается и эвакуируется с места посадки в специальном автомобильном прицепе.
Устройство планера
Вот как выглядит тот самый учебный планер Л-13 Бланик.
По конструкции он не сильно отличается от самолета – к фюзеляжу крепится крыло и хвостовое оперение. Кабина спереди, перед кабиной нет капота, потому что зачем капот, если нет двигателя. Буксировочное приспособление состоит из буксировочного замка, расположенного в передней части фюзеляжа и боковых замков по бортам (боковые используются для буксировки лебедкой). Все три замка открываются рукояткой из кабины.
Шасси состоит из колеса, оснащенного механическим тормозом, демпфера и рычажного механизма управления. В полете шасси поднимается, немного выступая за контуры фюзеляжа, так что с убранным шасси тоже можно сесть. Зимой вместо основного колеса можно поставить лыжу. Кроме колесного шасси есть еще хвостовая опора – костыль для торможения о грунт.
Картинка из книги «Планеры и планеризм» В.М. Замятин, 1974
Что взять с собой?
Вы самостоятельно приезжаете на любой из вышеуказанных аэродромов. В Пахомово есть самая настоящая летная столовая. Здесь, конечно, не ресторан «Прага», но кормят достаточно вкусно и по-домашнему. Для тех, кому приспичило перекусить в промежутках между полётами, в той-же столовой есть буфет: голодным не оставят никогда.
Есть старая авиационная пословица «Сон и питание – основа летания», так вот, эту пословицу в столовой помнят все, поэтому и готовят как для себя. Ну а сон… Спать дома надо, на аэродроме надо летать!
Форма одежды – удобная. В парящую погоду на высоте 1000 метров будет гораздо прохладнее, чем на земле, особенно осенью. Поэтому, если даже Вы приехали в шортах и в майке, в полет отправляйтесь в джинсах и ветровке
Обратите внимание и на обувь, полеты выполняются только в обуви с закрытой пяткой, без высокого каблука. Особенно это касается девушек
Шпилька, пусть даже и маленькая, неприемлема! Лучше отдайте предпочтение кроссовкам. Так или иначе, на аэродроме Вам пилоты все подскажут.
Не берите алкоголь, будет интересно и без его употребления.
Что такое планер и за счёт чего летает
Устройства, способные парить в воздушных потоках, пытались создавать ещё в Древнем Египте, Греции и Китае. В середине 19-го века в Англии был построен планер, способный пролететь несколько сотен метров. В конце этого столетия в Германии с аппаратами, парящими в воздухе, экспериментировал Отто Лилиенталь. Но в современном виде планерный спорт появился только после окончания Первой мировой войны.
По конструкции планер – одно или двухместный летательный аппарат без двигателя (есть и моторные варианты), который способен долгое время находиться в воздухе. Их разделяют на несколько классов, в зависимости от площади и размаха крыла и пилотажных способностей.
Принцип полёта планера довольно прост. Есть три вида воздушных потоков, от которых зависит способ пилотирования:
1) Потоки обтекания
Воздух за счёт обтекания неровностей (горы, холмы), поднимается. Попадая в такой поток, планер может подняться на 1000 и более метров.
2) Термические потоки или термики
Тёплый воздух, поднимаясь от нагретой земли, образует мощные восходящие потоки. Паря в таких потоках, планер может держаться в воздухе много часов и преодолеть несколько сотен километров.
3) Полёты в облаках
В кучевых облаках, в холодных слоях атмосферы, образуются тёплые потоки. Умело используя их, профессиональные пилоты набирают высоту более 10 км. Такие полёты не рекомендуют любителям, они требуют специального оборудования и мастерства.
Программы полетов и цены
Ознакомительные полетыПримерно 10 минут полета. Буксировка на высоту 300-350 метров, а затем свободный полет с элементами простого пилотажа: развороты с креном до 30°, «горка», построение захода на посадку. Этого достаточно, чтобы ощутить полет. Но не достаточно, чтобы понять пилотов-планеристов. Заказать этот полет за 4500 р. Летаем на планерах типа Blanik L-13, эта программа доступна только на аэродроме Щекино. | Чувство высотыВысоты будет более 600 метров. Если будут подходящие метеоусловия, увидите, как планер набирает высоту в восходящих потоках воздуха. Полеты на Blanik-е доступны в Пахомово и в Щекино. Заказывайте: Полеты на Twin Astir G-103 доступны только в Щекино в летний период: | Парящие полеты, обучениеВот это – самое интересное: Вы почувствуете себя настоящим планеристом! Для начала немного теории о том, как вообще летает планер, как он управляется и как набирать высоту без мотора. А затем целый час в воздухе: только Вы, планерист-инструктор и бескрайние просторы пятого океана. Заказывайте урок пилотирования: Место полетов – аэродром Щекино.. | ||
Для начала пара строк пояснений про аэродинамическое качество. Не будем углубляться в теорию, используем простое определение: аэродинамическое качество можно расценивать как расстояние, которое может пролететь летательный аппарат с некоторой высоты в штиль с выключенным двигателем.
Если, к примеру, самолет Ту-154М затащить на километр высоты и отключить двигатели, то он пролетит примерно 15 километров вперед. Параплан пролетит около 10 километров, парашют-крыло – около 5 километров… А планер – около 30 километров!
Задумайтесь: с трех километров высоты, на планере, без всяких моторов, бензина, электричества и мускульной тяги можно пролететь почти 100 километров! Со скоростью примерно 90 км/ч.
Такое аэродинамическое качество у учебных планеров. Современные углепластиковые спортивные аппараты имеют качество свыше 70. С километра высоты пролетается 70 километров вдаль!..
Если бы планеры умели летать только вниз (пусть даже на многие километры) было бы скучно и неинтересно. Но знайте: эти летательные аппараты используют силу восходящих потоков воздуха и могут набирать высоту сами! Безмоторный и бесшумный полет может длиться часами.
Далеко ли можно улететь
Суть планерного спорта – это маршрутные полеты. Умея работать с восходящими потоками, можно летать очень большие расстояния. Рекорд по максимальной дистанции на планере – 3009 км. Этот полет выполнил немецкий планерист Клаус Ольман. Но и планер у него был не учебный, а Nimbus 4 DM с аэродинамическим качеством 60. Этот же пилот в феврале 2014 года пролетел на планере над Эверестом.
Для маршрутных полетов нужно в совершенстве управлять планером и разбираться в метеорологии, так как отцепленный от буксировщика планер может в дальнейшем набрать высоту только за счет движений воздуха. Собственно так и совершаются дальние перелеты – планер набирает высоту, где это возможно, а затем за счет своего аэродинамического качества парит дальше по маршруту.
Что такое 20- и 40-минутный полет?
Повторимся, буксировка нужна планеру, чтобы набрать необходимую для выполнения задания высоту. Далее, пилот-планерист, используя свой опыт и восходящие потоки воздуха позволяет планеру находиться в небе ровно столько, сколько этого требует летное задание.
К сожалению, восходящие потоки бывают не всегда. Опытные пилоты-планеристы знают, когда будет «парящая» погода, а когда нет. Это можно предсказать с определенной долей вероятности. Пилотов и курсантов летных школ этому учат отдельно. Мы не будем Вас грузить теорией. Просто знайте:
20-минутный полет на планере
Это буксировка на высоту от 600 до 1000 метров, отцепка от самолета-буксировщика и свободный полет планера до посадки. Если условия для парения есть – понаблюдаете, как пилот обрабатывает воздушные потоки. Если восходящих потоков нет – все равно будете летать около 20 минут, медленно спускаясь с заданной высоты. При желании можно чуть-чуть успеть попробовать управление под контролем летчика-инструктора.
40-минутный полет на планере
Это гораздо интереснее, хотя многое зависит от погоды. Полет начинается с буксировки планера на высоту от 600 до 1000 метров. Если есть условия для парения – Вы летаете в восходящих потоках: набираете высоту, используя энергию атмосферы. У Вас больше времени на то, чтобы управлять планером в воздухе под контролем инструктора.
Если восходящих потоков нет, то Вы все равно сможете провести в воздухе около 40 минут: чуть дольше полетаете в составе аэропоезда или подниметесь на большую высоту, а может быть, выполните два взлета и посадки. Каким будет полет именно Ваш полет зависит от погодных условий (нестабильности атмосферы, характеристики облачности, силы и направления ветра) и решения летчика. Разбить 40-минутный полет на два 20-минутных нельзя.
Обзор сверхлегких одноместных планеров для любителей
Полет на планере может быть отличным способом для подростков открыть себе дорогу в небо, а для любителей отличный способ отдохнуть и набраться сил и энергии. Что касается подростков, то на одноместном можно оторваться от земли и отработать первоначальные навыки удержания планера по крену и тангажу. Планеристы любители кроме экономии средств, найдут полезным в покупке отсутствие необходимости проходить регистрацию, сертификацию и получать лицензию пилота планериста. В России к классу сверхлегких планеров относятся также аппараты, имеющие ограничение веса 115 кг. Качества продукта определяются, прежде всего, возможностью быстрой сборки, дешевой транспортировки, а также устойчивостью в потоке.
Качественный российский продукт на мировом рынке планеризма. Первоначально планер занял второе место в конкурсе отбора модели планера для чемпионатов «мирового класса»: идея состояла в том, чтобы проводить соревнования на одной модели планера, а первое место было отдано польского PW-5 из-за отлаженного на тот момент серийного производства, хотя уступал по большинству параметров. Теперь по делу: легкий в управлении, «управляется силой мысли», поэтому рекомендуется иметь некоторый опыт полетов на учебных планерах и начальный задел навыков пилотирования. Хорошо ведет себя в узких потоках. Затягивается на парапланерной лебедке. А отсутствие необходимости в регистрации, сертификации и свидетельства планериста позволяет сэкономить. Теперь по недостаткам: низкая ремонтопригодность и плохая устойчивость в потоках.
2. Sparrowhawk. Стоимость 44500 $. Размах крыльев 11 метров. 70 кг пустой вес
Продукция американской компании Winward Performance на основе сверхсовременных дорогих материалов с высокой удельной прочностью (углепластиков). Достоинство планера в его надежности и неплохих летных характеристиках.