Планерный спорт

На старом планёре невозможно первым прийти к финишу и выиграть соревнования

В некоторых случаях главное в состязаниях – не скорость, а проявление пилотского мастерства. Например, во время соревнований в клубном классе, для того, чтобы уравнять шансы на победу машин различной (порой весьма устаревшей) конструкции, к результатам состязаний добавляется гандикап (поправочный коэффициент), максимально уменьшающий роль технического совершенства конструкции в достижении наилучшего результата

Потому порой летательный аппарат, финишировавший в числе последних, после оценки всего комплекса принимающихся во внимание факторов может занять одно из первых мест в соревновании

Планёр и планер – слова-синонимы

Изначально планёром назывался летательный аппарат с неподвижными несущими плоскостями, который тяжелее воздуха и не оснащен мотором. Слово “планер” использовали для наименования силовой конструкции любого самолета. Однако через некоторое время данные авиационные термины действительно стали применяться, как синонимы (за исключением некоторых профессиональных кругов, где планером именуют конструкцию самолета, а планёром – летательный аппарат). Более того – вариант “планёр” используется все реже, вытесняемый словом “планер” и когда речь идет о безмоторном самолете, и когда имеется ввиду конструкция летательного аппарата.

Где научиться, способы запуска и где полетать

Научиться азам полёта на планерах можно в аэроклубах любого большого города. Обучение более долгое, чем, к примеру, у парапланеристов. Получив основы, новички начинают учиться мастерству на сверхлёгких или специальных учебных аппаратах вместе с инструктором.

Запуск производится тремя способами:

1) Катапульта

Устройство, напоминающее по принципу действия рогатку. Её растягивают несколько человек, затем отпускают, и планер поднимается на небольшую высоту. Обычно, используют для учебных полётов.

2) Лебёдка

Более сложное устройство, представляет собой трос, наматывающийся на барабан. Планер поднимается на высоту от 100 до 500 метров, затем трос отцепляется. Самый популярный вид запуска.

3) Буксировка за самолётом

Используется при соревнованиях на дальность и высоту. Следуя за буксировщиком, планер можно поднять на любую высоту.

Мест для полётов очень много. Любители летают над равнинами. Профессионалы выбирают горы, где сильны воздушные потоки. В горах проводят соревнования. В России популярными местами всегда был Крым и Кавказ. За рубежом самое известное место – Швейцарские Альпы.

Чем легче планёр, тем быстрее он летит

В термиках легкие летательные аппараты с неустойчивым крылом действительно поднимутся быстрее и выше, а вот на более высоких скоростях, во время перелета между термическими потоками, балансировочное сопротивление крыльев лучше всего свести к минимуму. С этой целью пилоты, совершающие полеты на расстояние, запасаются водяным балластом, помещаемым в специальных мешках или цистернах, укрепленных на концах крыльев. Он способствует улучшению аэродинамических качеств планёра на высоких скоростях, в результате чего летательный аппарат затрачивает на прохождение маршрута меньшее количество времени, чем планёр, не оснащенный балластом. Если же подъемная сила термиков не так велика, как ожидалось, или же существует опасность незапланированного приземления – от балласта можно легко и быстро избавиться, открыв специальные клапаны.

Наибольшую высоту набирают планёры, попавшие в сильный термик

Нет, выше всего (не 15 км и более) может подняться планёр, использующий силу волновых потоков (постоянных волн, образующихся в земной атмосфере, чаще всего – в гористой местности). В этом случае основная опасность, подстерегающая пилота – недостаток кислорода, потому планеристы, желающие пролететь над горными массивами, в обязательном порядке запасаются специальным снаряжением, позволяющим избежать гипоксии и переохлаждения. В месте встречи двух воздушных масс – теплой и холодной (зоне конвергенции), создаваемых морским бризом или возникающих в пустыне, также существует возможность быстрого прямого восходящего полета. А летательный аппарат, попавший в сильный термик на равнине, может взлететь максимум на 3000 м (высота подъема будет несколько большей в горах). И, наконец, потоки обтекания (появляются там, где ветер, столкнувшись с препятствием (скалой, высоким берегом) поднимается вверх) могут способствовать подъему планёра на высоту около 600 метров в том случае, если не усиливаются термическими потоками, образующимися, например, в результате нагревания скалы солнцем.

Мировой рекорд можно поставить на любом планёре

Нет, согласно классификации ФАИ все планёры делятся на 2 класса: чемпионатные, подходящие для проведения национальных и международных состязаний, и рекордные – в рамках этого класса регистрируются наивысшие достижения в соревнованиях.

К чемпионатному классу относятся: • клубный – класс, объединяющий все планёры, которые принадлежат каким-либо аэроклубам;  • стандартный класс – создан в 60 гг. ХХ в. Максимальный размах крыла – 15 м, запрещена механизация крыла (исключение – воздушные тормоза, которые не увеличивают подъемную силу конструкции). Этот летательный аппарат отличается легкостью, прост в управлении и обслуживании; • класс 15 метров – в отличие от стандартного может иметь механизированное крыло; • класс 18 метров – отличается от предыдущего лишь размером крыла. Некоторые фирмы-производители пользуются этим, выпуская машины с законцовками крыла разной длины, путем смены которых можно получить планёры 2 различных классов; • открытый класс – планёры, входящие в него, создаются без каких-либо ограничений. Потому летательные аппараты такого рода чаще всего имеют большой размах крыльев и взлетный вес, хорошие летные характеристики и довольно высокую цену; • класс 20 метров двухместный – имеет размах крыла не более 20 м, создавался специально для использования в аэроклубах при обучении пилотов; • мировой класс – включал в себя летательные аппараты, совпадающие по всем характеристикам с планёрами PW-5, произведенными в Польше. Создан в 1996 году, однако широкой популярности не обрел, и 1 января 2001 года был упразднен;  • класс 13 метров – появился 1 января 2001 года как одна из альтернатив планёрам мирового класса. Имея размах крыла 13 метров, этот летательный аппарат обладает хорошими летными данными, и чаще всего используется для отдыха и обучения начинающих планеристов.

Рекордные классы: • открытый класс – объединяет планёры 2 чемпионских классов: 18 метров и открытого; • класс 15 метров; • мировой класс (отменен в 2001 году); • сверхлегкий класс – объединяет летательные аппараты, максимальный вес которых не превышает 220 кг. В рамках данного класса выделяется подкласс микролифтовых планёров, которые благодаря особенностям конструкции (нагрузка на крыло не должна превышать 18 кг/м2) могут использовать для набора высоты потоки воздуха небольших размеров (микролифты), которые обычно доступны только парапланеристам и дельтапланеристам.

На планёре можно преодолевать довольно большие расстояния, однако если погода испортится – пилоту придется совершить вынужденную посадку

В наши дни при хорошей погоде опытные пилоты могут преодолевать расстояние от 100 до 1000 км (рекорд полета на дальность, установленный Клаусом Ольманном 21 января 2003 года, составляет 1 008 км ). Первые же модели планеров демонстрировали куда худшие результаты. Например, конструкции Кейтли и Лиенталя могли перенести человека на расстояние всего нескольких метров, а первый мировой рекорд, установленный в 1920 году на Вассеркуппе (Германия), составлял всего 2 км. Ухудшение погоды действительно может привести к посадке летательного аппарата в незапланированном месте. Застрахованы от этого только пилоты мотопланеров, которые могут запустить двигатель и завершить маршрут в нужной точке.

В наши дни существует немало проблем, которые препятствуют популяризации планерного спорта

К сожалению, это действительно так. После Второй мировой войны планерный спорт не развивался потому, что планёров было очень мало. Но даже когда количество машин увеличилось – круг любителей планеризма расширялся не так быстро, как хотелось бы. Причиной тому является, во-первых, конкуренция с родственными видами спорта (парапланеризмом и дельтапланеризмом), требующими гораздо меньших затрат, во-вторых, рост интенсивности воздушного движения, в-третьих, недостаточное рекламное освещение соревнований по планерному спорту (из-за некоторых особенностей состязаний освещение их по телевидению довольно затруднительно). И, наконец, увлечение планеризмом – занятие, отнимающее много времени и требующее немалых финансовых вложений.

Планеризм – всего лишь вид активного отдыха

В большинстве случаев так и есть. Однако наиболее опытные пилоты участвуют в региональных, национальных и международных соревнованиях, которые проводятся по определенному маршруту, и позволяют планеристам продемонстрировать не только летные навыки, но и умение оптимально использовать погодные условия той или иной местности для максимально быстрого и точного прохождения дистанции. Кроме того, многие пилоты планёров участвуют в состязаниях по высшему пилотажу, выполняя довольно сложные фигуры (петли, “бочки”, перевернутый полет и т.д.), каждая из которых оценивается судьями в соответствии с уровнем сложности (К-фактором). В расчет берется также правильность и четкость выполнения каждого маневра – очки присуждаются лишь за идеально выполненную фигуру пилотажа.

Термики легко обнаружить по образуемым ими кучевым облакам или “пыльным дьяволам”

Действительно, восходящие потоки воздуха (термические потоки или термики), образующиеся в результате нагревания солнечным светом определенного участка земли, могут привести к образованию кучевых облаков. Порой, если образуется несколько термиков подряд, создается “улица облаков” – в этом случае пилот легко может пролететь очень большое расстояние, не теряя высоту. Однако если влажность воздуха недостаточна или же в результате инверсии теплый воздух поднимается слишком высоко и конденсация влаги не происходит – облака не образуются. Да и “пыльные дьяволы” (небольшие смерчи) не всегда обозначают местонахождение термика, потому пилотам приходиться внимательно следить за вариометром (вертикальным индикатором скорости), показания которого помогают определить, попал ли планёр в термик (в этом случае летательный аппарат будет подниматься).

Планер Гимли назван так по имени конструктора, создавшего этот летательный аппарат

Совершенно ошибочное мнение. Планером Гимли (Gimli Glider) неофициально именуют один из “Боингов-767”, принадлежащий авиакомпании “Air Canada”. Такое название самолет получил после того, как 23 июля 1983 года, совершая рейс из Оттавы в Эдмонтон, в результате остановки двигателей (закончилось топливо) вынужден был продолжать дальнейший полет в режиме планирования. Самолет благополучно приземлился на территории, где когда-то размещалась военная база Гимли. Но не следует считать такой случай единичным. Существует немало примеров успешного планирования и приземления (приводнения) самолетов, у которых по каким-либо причинам отказали двигатели. Например, 21 августа 1963 года самолет Ту-124 с неработающими двигателями успешно приводнился на Неву. 24 августа 2001 года Airbus A330-243 авиакомпании Air Transat приземлился без топлива на Азорских островах. 15 января 2009 года самолет А 320 авиакомпании “US Airways” приводнился на р. Гудзон после столкновения со стаей диких гусей (птицы попали в турбины, что и привело к отказу двигателей) и т.д.

Прохождение определенных точек маршрута отмечается с помощью специальной аппаратуры, установленной на борту планёра

Да, в наши дни с помощью GPS-трекера через каждые несколько секунд отмечается местоположение планёра. Проанализировав данные, получаемые посредством этого аппарата, можно определить, насколько точно пилот следовал заданному курсу. До появления вышеупомянутых технических приспособлений прохождение определенных точек маршрута подтверждалось иными способами. Вначале люди, находящиеся на земле, путем визуального наблюдения определяли, проследовал ли планёр по заданному курсу, позднее сами пилоты фотографировали поворотные точки, и обязаны были предоставить фотографии судейской коллегии.

Взлететь с земли планёр, не оборудованный двигателем, не в состоянии

Это действительно так. Для того чтобы запустить планёр, требуется вспомогательное техническое средство (самоходная лебедка, автомобиль, буксировочный самолет), к которому планёр прикрепляют с помощью пенькового каната или металлического троса и буксируют некоторое время, придавая ему необходимое ускорение. После этого пилот планёра отсоединяет трос (причем, если речь идет о самоходной лебедке – трос, длина которого составляет 1000 м, опускается на землю с помощью небольшого парашюта). Для старта с откоса чаще всего применяют амортизаторы, для натягивания которых необходимы слаженные усилия группы из 2-3 или 8-10 человек (в зависимости от вида используемого амортизатора).

n1.doc

Введение

  • Вертолетный спорт

ВоздухоплаваниеВоздухопла́ваниеаэрона́втикалегчеВоздухоплавательаэронавтаэрнаутаСпорти́вная воздухопла́вательная рега́таСВРПарашютизмПарашютный спорт

  1. Классический парашютный спорт ( Freefall Style and Accuracy Landing) – двоеборье, которое включает в себя два вида упражнений: прыжки на точность приземления и выполнение комплекса фигур в свободном падении – индивидуальная акробатика. Прыжки на точность приземления это самый старый вид парашютного спорта, появившийся в 60-е годы, когда были созданы первые круглые управляемые парашюты. Прыжки на точность приземления в 10-ти метровый круг являются требованием при присвоении квалификации USPA PRO. При соревнованиях по классическому парашютизму спортсмен должен поразить мишень размеров 3см. Для выполнения комплекса акробатических фигур в воздухе при свободном падении спортсмен должен уметь управлять своим телом на потоке (в горизонтальной плоскости – выполнение спиралей, в вертикальной плоскости – вращения, выполнение сальто).
  2. Групповая акробатика ( Formation Skydiving) – вид официальных соревнований в котором принимают участие команды по 4,8 или 16 спортсменов. Командам необходимо построить за определенное время наибольшее количество фигур (формаций) в свободном падении. Существует также групповая акробатика, в которой принимает участие максимально большое количество парашютистов. Групповая акробатика является самым массовым видом парашютного спорта.
  3. Купольная парашютная акробатика (Canopy Formation) – построение формаций из раскрытых куполов. Единственный вид парашютного спорта (кроме прыжков на точность приземления), в котором работа идет при раскрытом парашюте, что делает этот вид парашютного спорта одним из наиболее опасных. Для наибольшего обеспечения безопасности спортсменам необходимо особенное оборудование, обеспечивающее максимальную устойчивость куполов и точную регулировку скорости.
  4. Артистические дисциплины (Artistic Events) – содержат Фристайл (Freestyle), Скайсерфинг (Skysurfing), Фрифлай (Freeflying), Скайдайвинг (Skydiving) .Все эти виды парашютного спорта являются достаточно молодыми.

ФристайлСкайсерфингФрифлайСкайдайвинг

  1. Пилотирование купола (Canopy Piloting ) – вид парашютного спорта на скорость и дальность пролета при приземлении, а также на точность приземления при соревновании на воде. Этот вид парашютизма является самым молодым, но приобретает все большую популярность, так как доступность наблюдения соревнований для наземного зрителя, делает его очень зрелищным.
  2. Парашютно-горнолыжное многоборье (Paraski) – двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах. Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления, а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции.

Парапланеризмпилот-парапланериступравления парапланомПарапланпарапланеризмаполёты с парамоторомполеты на мотопарапланеМотопарапланпарапланеристамотопарапланДельтапланСамолетный спортСамолётный спорт

  1. Установление авиационных рекордов в области скорости, высоты, дальности, продолжительности, скороподъёмности и грузоподъёмности на самолётах любого типа;
  2. Спортивные состязания на 1 и 2-х местных спортивных и учебных самолётах по высшему пилотажу, а также в полётах по маршрутам (авиаралли) и на точность приземления.
  • авиаралли;
  • соревнования на точность приземления;
  • воздушные гонки;

Соревнования по высшему пилотажупилотажных комплексовАвиаралли

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий