Автомобильный спорт – командный вид спорта
Пилот спортивного автомобиля, который поднимается на подиум для получения награды – лишь макушка огромного айсберга, большая часть которого вообще находится под водой. Конечно, применительно к ряду соревнований «любительского класса», где уровень технических и организационных вопросов не столь высок, пилот может сочетать в себе должности и механика и инженера и руководителя команды. Однако в профессиональном автоспорте одному человеку это уже не по силам. Чем выше ставки, тем большее количество знаний и умений требуется для решения всех задач. Для побед на высоком уровне требуется целый штат людей, каждый из которых мастер своего дела – это и есть команда. Причем в команду входят не только люди, непосредственно выезжающие на соревнования и носящие одежду в цветах генерального спонсора – это многие специалисты, которые обеспечивают победу в конструкторских отделах и мастерских, за телефонами и компьютерами, решающие технические, финансовые и организационные задачи. Пилот – это лишь одно из звеньев длинной цепи. Проигрыш гонки может быть следствием ошибки, которая допущена месяц назад человеком, находящимся за тысячи километров от места старта. Команды уровня Чемпионатов мира уже давно стали целыми Научно-исследовательскими и производственными центрами.
История появления Р3К
Официально Р3К как вид авто- и мотоспорта появился в начале 1960-х. В это же время раллийные программы поделились на два направления:
- ралли проводимые на специальных трассах, называемые «боевыми».
- соревнования на дорогах общего назначения.
В первом случае для состязаний отводились специальные трассы состоявшие из закрытых скоростных участков и проходили через горные перевалы, лесные тропы, пустыни.
Такое ралли создавалось специально для профессиональных автогонщиков главным показателем результата в котором была скорость прохождения маршрута.
Р3К проводится на обычных шоссе. Оценивается такое соревнование не по скорости прохождения трассы, а по точности следования расписанию и навигации. Большую роль здесь играет надежность транспортного средства и его способность преодолевать сложные участки пути. На сегодняшний день такие заезды проводится преимущественно среди автолюбителей, а принять в нем участие может каждый желающий.
Автомобильный спорт – технический вид спорта
Техническое совершенство и уровень подготовки спортивной техники играют решающую роль в успехе выступлений автоспортсмена. Спортивный инженер (главный механик) – второй человек в команде. Для обеспечения безопасности соревнований и уравнивания шансов всех участников, спортивные автомобили обязаны отвечать определенному набору требований. Эти требования различны для разных групп и классов спортивных автомобилей. Соответствие автомобиля или одного из его компонентов требованиям соревнований подтверждается специальным спортивным сертификатом – омологацией.
Большое количество классов гоночной техники подразумевает выполнение спортивного автомобиля на базе одного из серийных образцов – кузовные классы. В требованиях к таким автомобилям указан перечень изменений, который допустим по отношению к серийному аналогу. Этот перечень может значительно отличаться для разных групп кузовных автомобилей – для одних он минимален и спортивный автомобиль в значительной степени схож с серийным, для других – перечень столь широк, что, несмотря на внешнее сходство, от источника остаются только крыша и эмблема на капоте и по характеристикам спортивный автомобиль отличается от своего серийного собрата, как самолет от мопеда.
Имеются и классы спортивных автомобилей, которые не обязаны нести в себе элементы и внешний вид серийных образцов – формулы, багги, некоторые дрэгстеры и др. Чем больше список возможных изменений и конструкторских новаций, тем большее значение приобретает работа инженеров и конструкторов команды и увеличивается стоимость автомобиля. Лидерство в высших классах гоночных автомобилей по силам только лишь командам с поддержкой автогигантов – как с экономической, так и с инженерной сторон. Для придания автоспорту массовости существует ряд более строгих с технической точки зрения и, соответственно, дешевых классов.
Пределом унификации и удешевления автоспорта являются моно классы – соревнования с участием автомобилей только одной марки, подготовленных одинаково с минимальными отличиями от серийных аналогов для кузовов, или при одинаковой, часто дешевой, конструкции для формул. В моно классах, ввиду равенства технических характеристик автомобилей, на первое место выходит мастерство пилота. Одним словом – чем больше количество переменных, тем выше класс спортивных автомобилей, тем большее количество людей требуется для работы команды, тем дороже обходятся выступления.
На чем можно ездить
Для участия в спортивных соревнованиях, автомобиль должен отвечать определенным требованиям. Международным сводом технических требований для спортивных автомобилей является Приложение «J» МСК ФИА. Российский аналог такого документа – Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях (КиТТ). Требования к спортивным автомобилям связаны, прежде всего, с безопасностью спортсменов – чем выше статус и степень риска на соревновании, тем жестче требования к автомобилям. Требования включают в себя перечень необходимых изменений, а также перечень запрещенных изменений для каждого класса.
Необходимые изменения это: каркас безопасности, сидения, ремни, система пожаротушения и др. Все это должно быть омологировано, т.е. иметь сертификат допуска. Таким образом, наличие указанных элементов позволяет считать автомобиль пригодным для участия в спортивных соревнованиях. Перечень всех требований по подготовке данного автомобиля к спортивным соревнованиям называется картой омологации. Дополнительные доработки автомобиля зависят от пожеланий спортсмена при условии, что они не выходят за рамки требований. Омологация имеет период, на протяжении которого она действительна. Спортивный автомобиль, имеющий действующую карту омологации, несет в себе элементы, каждый из которых имеет действующую омологацию. Ежегодно ФИА и НАФ публикуют списки автомобилей, которые имеют действующую омологацию на текущий год. Для автомобилей, имеющих просроченную карту омологации, выделяется отдельная группа – в России группа “Н” (национальная).
Омологация бывает национальной и международной – первая дает право участия только в национальных соревнованиях, вторая – в т.ч. и в международных. Исключением является каркас безопасности – он может быть изготовлен самостоятельно в соответствии с требованиями КиТТ или Приложения «J» МСК ФИА и эксплуатироваться без каких-либо документов. Перед началом любого соревнования проводится техническая комиссия, на которой, в частности, технические комиссары проверяют соответствие каркаса безопасности требованиям. Каркас безопасности, который изготовлен в соответствии с требованиями КиТТ будет допущен только на национальные соревнования, каркас, изготовленный по Приложению «J» МСК ФИА – также и на международные соревнования. Каркас безопасности, который приобретается у специализированного производителя, имеющий национальную омологацию, но изготовленный в соответствии с Приложением «J» МСК ФИА, будет допущен на международные соревнования. Исключением являются отдельные классы (например, WRC, Super 1600), где допускаются каркасы безопасности имеющие только международную омологацию – такие требования указываются в регламентах соответствующих соревнований. Во многих случаях даже установка омологированных каркасов безопасности может осуществляться только фирмами, которые имеют на это специальное разрешение.
Федерации автоспорта
Главным органом автоспорта в мире является Международная автомобильная федерация (FIA). Она была создана в 1904 году. Сейчас в его состав входят 245 членов, представляющих 140 стран. Её основным заданием является организация соревнований, утверждение правил и контроль за их выполнением, формирование рейтинга спортсменов и популяризация автоспорта в мире.
Также существуют национальные автомобильные федерации по всему миру, например, Автомобильная федерация Украины. Они занимаются организацией соревнований, контролем за соблюдением правил, формированием рейтинга спортсменов и популяризацией данного вида спорта каждый в своей стране.
Об автоспорте
Дорогие друзья, ралли-школа «АСпорт» ставит перед собой основную задачу – познакомить вас с автоспортом, помочь на всех этапах спортивной карьеры и содействовать реализации ваших гоночных талантов в полной мере. В вашем распоряжении весь наш опыт, знания и технические возможности.
Мы хотим познакомить вас последовательно со всеми аспектами автомобильного спорта вообще и нашей работы в частности, раскрыть весь спектр вопросов в данной области и помочь вам правильно сформулировать собственные цели и задачи. А начнем мы с описания ряда базовых положений, касающихся деятельности автоспортсмена.
Основные категории соревнований
Все категории представляют собой отдельные виды гонок с участием определённых типов автомобилей.
Кроме того, классификация проходит:
- с учетом типа трассы;
- учитывая особенности гоночной техники;
- учитывая спортивный регламент.
Относительно каждого параметра будут рассматриваться и отдельные категории гонок.
Так, они бывают:
кольцевыми – при этом соревнования проходят на хорошо асфальтированном покрытии замкнутому в круг. Длина гоночной трассы составляет определенное количество кругов. Сами трассы имеют форму круга или овала;
на выносливость – особый вид гонок, когда соревнования проводятся непрерывно, в течении 24 часов;
ралли – гонки проводятся по различным видам дорог, чаще всего по неприспособленным
Такая трасса не замкнута и важно первым добраться до финиша;
трофи – специальный вид соревнований, когда автомобилисты должны проехать по практически непроходимым дорогам. Может проводиться как для внедорожников, грузовиков или мотоциклов;
автокросс – проходит по кольцевой грунтовой трассе
При этом спортсмены будут соревноваться друг с другом, вне зависимости от времени. Трасса имеет различные виды неровностей, ямы, трамплины и спуски с подъёмами;
автослалом — так называется фигурное вождение или скоростное маневрирование. Соревнование проходит на время. Спортсмены должны проехать по размеченной стойками или конусами, покрышками трассе;
дрэг-рейсинг — когда спортсмену нужно разогнаться по прямой. Может проводиться как спортивных, так и на обычных машинах;
дрифт – так называемое фигурное катание на автомобиле с управляемыми заносами;
гонки на выживание – проходит на специальном кроссовом кольце, во время езды разрешается выталкивать соперников с трассы.
Особенности вида спорта
Сама суть автоспорта, как утверждает википедия, заключается в соревнованиях с использованием различных видов автотранспорта.
При этом могут использоваться:
- специальные гоночные;
- грузовые;
- серийные;
- спортивные.
А так же многие другие виды автомобилей. Причем такое разнообразие в первую очередь зависит от технических возможностей транспортных средств и их владельцев.
Именно по этой причине все соревнования будут проходить по индивидуальной программе, учитывая:
- класс автомобилей;
- объем цилиндров в двигателе;
- весу транспортного средства;
- особенностям конструкции.
В результате все критерии и признаки, будут учитываться при классификации. А чтобы узнать, что за спорт связанный с автомобилями, стоит изучить Международный спортивный кодекс, в котором указаны все действующие нюансы.
История автоспорта[править | править код]
Основная статья: История автоспорта
Первое автомобильное соревнованиеправить | править код
Датой начала истории автомобильного спорта можно назвать 1894 год. В конце 1893 года (19 декабря) издатель парижской газеты «Le Petit Journal» Пьер Жиффар объявил о проведении первой автомобильной гонки (в 1887 году прошёл конкурс «колясок, передвигающихся без посторонней помощи» с одним единственным участником). Ее старт был назначен на 22 июля 1894 года. Участвующие «безлошадные экипажи» должны были преодолеть дистанцию в 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов. Критерий победы выглядел довольно расплывчато: первый приз в 5000 франков должен был достаться экипажу, который продемонстрирует «наилучшую комбинацию безопасности, экономии и удобства в управлении». Заявки на участие изначально подали 102 претендента с самыми разнообразными конструкциями: среди них были автомобили, приводимые в движение паром, керосином, бензином и электричеством.
После проведения входного технического контроля число участников резко сократилось: их осталось всего 25. 19 июля прошли предварительные испытания и гонку оставили еще четыре экипажа. В назначенный день, 22 июля, гонке был дан старт: 21 автомобиль, уходя на дистанцию с 30-секундным интервалом, покинул Париж. Лидером практически сразу же стал маркиз Альбер де Дион на паровом автомобиле «Де Дион-Бутон». Первый участок трассы завершался в Манте, до которого добрались большинство участников, и после перерыва на отдых они вновь ушли на дистанцию. В итоге, все 13 стартовавших «Пежо» и «Панар-Левассор» достигли Руана, причем 12 из них уложились в отведенный срок. Из семи стартовавших паровых автомобилей добраться до финиша смогли только три.
После того, как судейская коллегия исследовала финишировавшие автомобили, она присудила первый приз автомобилям «Пежо» и «Панар-Левассор» совместно (оснащенных двигателями «Даймлер» мощностью в 3—4 л. с.). Паровые автомобили «Де Дион-Бутон», фактически преодолевшие дистанцию за меньшее время (их средняя скорость составила 17 км/ч), судьи сочли слишком громоздкими, тем самым отказав в праве получения первого приза.
Вместе с тем, принято считать, что первая в истории настоящая автогонка прошла по маршруту Париж-Бордо-Париж (дистанция в 1200 км) в 1895 году. Соревнование прошло под эгидой специально созданного для этого Автомобильного клуба Франции, существующего и по сей день. Предполагалось, что участники должны будут преодолеть эту дистанцию за 100 часов, но в реальности ее победитель, Левассор на «Панар-Левассор», прошел ее за 48 часов и 48 минут (средняя скорость в 24,14 км/ч). Интересно, что на этой гонке впервые появился автомобиль с пневматическими шинами. Выступал на нем сам автор идеи, Андре Мишлен. По всему маршруту он расставил огромное число сервисных точек, но в итоге ему пришлось менять шины столь часто, что он попросту не уложился в отведенное время.
Примерно в те же годы подобного рода состязания прошли в Италии, Соединенных Штатах Америки и в Великобритании. Причем, что интересно, в последнем случае соревнование прошло фактически случайно. В 1896 году был наконец-то отменен «Закон о красном флаге» (он был принят в 1865 году и по нему требовалось следующее: в каждом автомобиле должно сидеть два водителя, двигаться автомобиль мог не быстрее 4 миль в час, и перед автомобилем обязательно должен был следовать человек с красным флажком). По поводу столь радостного события и был проведен спонтанный автопробег из Лондона в Брайтон. Естественно, без каких-либо призов или победителей.
История автоспортаправить | править код
Авария Пьера Левега
История автоспорта изобилует захватывающими спортивными подвигами, многозначительными техническими достижениями и, в то же время, трагедиями. Во время 24-часовой гонки в Ле-Мане (в 1955 году) Mercedes Пьера Левега вылетел за ограждение и задавил более 80 зрителей. После этого события немецкий автопроизводитель надолго ушёл из автоспорта. При этом ремни безопасности в Формуле-1 были введены только в шестидесятых годах!
Настоящее автоспортаправить | править код
Сегодня безопасность в автоспорте стоит на первом месте. Технические виды спорта очень зрелищны и весьма прибыльны, ярким примером чего служит Формула-1.