Начало обучения
После выполнения всех вышеперечисленных шагов можно приступать к процессу обучения. Основным факторов для правильной игры в волейбол будет являться стойка и отработка движений ногами. Они должны быть согнуты и находиться на ширине плеч, чтобы добиться большей прыгучести. Руки нужно держать строго перед собой, а вес тела опирать на носки.
Мнение эксперта
Мастер спорта по пауэрлифтингу
Задать вопрос эксперту
После изучения стойки можно приступить к перемещению. Самым правильным перемещением по игровой площадке будет перенос ног в основной стойке прямолинейно, почти не отрывая их от земли. При этом тело нужно слегка наклонить вперед и стараться особо не скользить по полю. Для большего понимания рекомендуется посмотреть обучающие видео.
Подача мяча, прием и правильный пасс
По правилам волейбола подача выполняется из крайнего угла площадки. Смысл правильной подачи в том, чтобы перебросить мяч ударом через сетку и добиться того, чтобы он стукнулся о пол на площадке противника. Если же противник отбивает мяч, тогда игра продолжается до тех пор, пока мяч не упадет на ту или иную половину поля. Подача выполняется одной рукой сверху. Удар должен исходить преимущественно ударной рукой (то есть, если подающий правша, тогда ударная рука будет, соответственно, правой), но этот момент не принципиален. Нужно выполнить подачу несколько раз, чтобы понять, какой рукой в дальнейшем будут исполнены подачи. Для наглядного примера рекомендуется также пользоваться обучающими видео уроками.
Что такое правильный пас? Он исполняется в тот момент, когда мяч летит в сторону принимающего, а он, в свою очередь, должен его отбить или передать своему напарнику. Разрешается 3 касания мяча на всю команду, то есть, игрок может принять мяч, передать его товарищу по команде, а тот имеет право передать мяч еще один раз любому из игроков своей команды. После этого по правилам мяч должен быть отправлен на сторону противоположенной команды. Для передачи мяча достаточно принять изначальную стойку и поставить обе руки перед собой. Руки поднимать не нужно, игрок должен просто подсесть под мяч и толкнуть его телом (ключевой основой этого движения является подъем плечами). Второй тип паса – это отбивание его сверху. Достаточно выставить руки выше головы, подсесть под меч и пальцами (практически не сгибая рук) передать его в нужном направлении.
Другие тактики
Расстановка «3 – 3»
Команда формируется из трёх связующих и трёх нападающих. Игроки располагаются в две линии, и нападающий чередуется со связующим. Данный принцип не нашёл своего применения в большом спорте и используется для команд с новичками.
Расстановка «4 – 2»
Здесь имеем четырёх нападающих и двух связующих. Связующие пасуют из 2-3 номера, находясь по диагонали друг от друга. Двое основных нападающих располагаются на первой линии в номерах 2 и 4. Это достаточно популярный вариант в любительском волейболе, только при использовании одного связующего под сеткой.
Недостатки такой расстановки: нападение всегда атакует из одной и той же точки рядом с сеткой, и его легко заблокировать; сложно иметь в команде целых двух связующих, т.к. эта специальность в волейболе дефицитная; игрокам задней линии сложно ударить по мячу.
Расстановка «6 – 2»
Вариант аналогичен «4 – 2». Отличие в том, что связующий, находясь на передней линии, становится сразу и нападающим. Т.о. на передней линии играют трое нападающих. Второй связующий выходит с задней линии на пас. После перехода они меняются местами, здесь кроется минус этой расстановки. Два игрока в команде должны обладать серьёзной подготовкой связующего и нападающего, а игроков такого уровня найти непросто.
Техника волейбола
Особое место в технике волейбола игры занимают стойки и перемещения. В технике нападения существует одна стойка – основная. При этой стойке ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью.
При выполнении приемов техники нападения игроку приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях.
При выполнении нападающих ударов применяются прыжки толчком двумя ногами или одной ногой, с места или разбега. Технический прием может быть выполнен правильно только в том случае, когда игрок своевременно переместившись, принял основную стойку.
Передача
Передачи являются одним из основных технических приемов в волейболе. В зависимости от положения рук при выполнении передач различаются верхние и нижние передачи двумя и одной рукой. Основой для правильного выполнения передачи является своевременное перемещение под мяч и принятие основной стойки.
Передачи могут быть различными по расстоянию и высоте. По расстоянию различаются короткие и длинные передачи, а по высоте – низкие, средние, высокие. Особенностью выполнения длинных и высоких передач является более активная работа ног
При выполнении верхних передач следует обратить внимание на то, что линия плеч игрока была перпендикулярна направлению, в котором выполняется передача
Разновидностью выполнения верхней передачи является передача в прыжке. Она наиболее сложна, так как выполняется в безопорном положении. После перемещения под мяч игрок делает прыжок вверх и выносит согнутые руки над головой. Передача выполняется в высшей точке прыжка за счёт активного выпрямления рук локтевых и лучезапястных суставах. Передача в прыжке с имитацией нападающего удара называется «откидкой».
Подача
Подача
– это способ введения мяча в игру. В современном волеболе подача используется не только для начала игры, но и как мощное средство нападения. Подачи бывают – нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.
Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в правилах: подающий игрок становится за пределами площадки на месте подачи, обязательно подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его через сетку на сторону противника.
Для правильного выполнения любой подачи требуется:
- Занять правильное исходное положение.
- Правильно подбросить мяч.
- Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой.
- Удар должен производиться твердой кистью, закреплен-ной в лучезарном суставе.
- После удара рука продолжает движение в направлении подачи.
Нападающий удар
Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу. Нападающий игрок тесно взаимодействует в партнером, выполняющим передачу, и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех параметров приема и взаимное понимание условных сигналов. Умение наносить нападающие удары правой и левой руками обогащают технический арсенал игрока, заметно расширяют его тактические возможности.
Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в «мертвой точке». На ней он и должен наносить удар по мячу независимо от характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение приобретает решающее значение при ударах. С низких и прострельных передач, помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создает для нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки.
Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.
Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прыгать как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.
Блок
Блок – это основной защитный прием. Волейбольная техника блокирования проста: прыжок и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и перемещение игрока к месту постановки блока.
Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.
Защитные действия игроков передней линии
Надо признать, что наиболее эффективными защитными действиями этих игроков является их игра на блоке. Поэтому, в первую очередь, в задачу игроков передней линии входит правильная постановка одиночного, двойного, а где возможно – и тройного блока. Необходимо использовать любую оплошность противника (неточный прием подачи, завышенная передача на удар и др.) для применения группового блокирования.
Но, что делать, если групповой блок поставить не удается? Рассмотрим самые типичные случаи.
На рисунке 1 представлен случай, когда противник нападает первым темпом в зоне 3, защитник зоны 3 ставит одиночный блок, а крайние блокирующие на групповой блок не успевают. В такой ситуации блокирующим зон 2 и 4 необходимо сделать шаг в сторону зоны 6 и готовиться принимать возможную скидку, в направлениях, указанных стрелками.
На рисунке 2 мы видим случай, когда нападение происходит из зоны 4, блокирующие зон 3 и 2 ставят двойной блок, а блокирующий зоны 4 пытается до удара нападающего подстроиться к игрокам зон 3 и 2 и участвовать в тройном блоке, но не успевает это сделать. В этом случае возможны два варианта: а) игрок зоны 4 ставит блок в том месте, где находится (на рисунке – кружок сплошной линией); б) игрок зоны 4 делает шаг в сторону зоны 6 и готовится к приему скидки, по направлениям стрелок.
И, наконец, на рисунке 3 показан случай, когда при нападении из зоны 4 и постановке двойного блока игроками зон 3 и 2, защитник зоны 4 оттягивается к боковой линии и линии нападения для приема нападающего удара, а в случае, если вместо удара происходит скидка, защитник принимает ее в направлениях, указанных стрелками. Необходимо отметить, что последний вариант действий защитника зоны 4 является наименее предпочтительным, поскольку, в большинстве случаев, в момент совершения нападающего удара, или скидки, защитник, либо движется в направлении боковой линии, либо находится в статичном состоянии, и, поэтому, играет «на противоходе», что очень редко является эффективным.
В случае, когда нападение происходит из зоны 2, действия защитников зон 2 и 4 должны поменяться местами.
Разобранные вопросы и принципы тактики игры в волейбол могут применяться в защитных действиях игроков передней линии против любых тактических комбинаций нападения.
Нападающий удар с «неточных передач»
Одним из основных факторов, определяющих уровень мастерства нападающего в волейболе, является его умение эффективно отыгрывать “неточные передачи”. И это умение напрямую связано со способностью нападающего быстро и правильно оценивать характер передачи, точку в пространстве, где будет наноситься удар по мячу, а также, со способностью нападающего выбирать оптимальные скорость и направление разбега (назовем здесь все эти способности “чувство мяча”). На это и направлены следующие упражнения.
- Игрок 4 занимает исходное положение за боковой линией, как будто собирается атаковать из зоны 4, в районе антенны (см. рисунок). Далее – пасует связующему игроку 3, который выполняет передачу на нападающий удармежду зонами 3 и 4, откуда игрок 4 и наносит удар. Необходимо следить, чтобы занимающийся не начинал разбег до совершения передачи. На “первых парах” передачи на удар нужно выполнять достаточно высокими, чтобы нападающий без труда на них успевал, поскольку главной задачей данного упражнения является развитие у занимающегося “чувства мяча”.
После освоения данного упражнения можно переходить к более сложному, когда передача на удар выполняется в район зоны 3 (см. следующий рисунок).
Когда будет освоено и это упражнение, то, усложняя задачу нападающему, связующий дает пас либо на антенну, либо между зонами 3 и 4 (первый рисунок), либо в район зоны 3 (второй рисунок), не сообщая об этом нападающему игроку. Задача нападающего – эффективно отыграть любой мяч (в дальнейшем – по заданию тренера).
После освоения нападения с узких и широких передач (предыдущие упражнения) можно переходить к освоению нападения с передач, “отведенных” от сетки.
Принцип упражнений остается тем же, но передачи на удар выполняются отведенными от сетки, как показано на следующих рисунках.
Итоговым (и самым сложным) упражнением данного цикла будет упражнение, построенное по тому же принципу, но когда передача на удар выполняется в одну из шести (описанных выше) зон. Задача нападающего – эффективно отыграть любую передачу.
Приведенные здесь упражнения и принципы их построения нужно использовать при совершенствовании нападающего удара со всех зон, в том числе и со второй линии.
Очень часто юные волейболисты, отрабатывая десятки и сотни раз нападающие удары с “классических” передач (“на антенне” из зоны 4, “на антенне” из зоны 2, “пайп” и т. д.), нападению с неточных и неудобных передач внимания почти не уделяют, что приводит к полному провалу нападения в игре, поскольку в игре добрая половина передач на нападающий удар является именно передачами неточными и неудобными
Поэтому, при работе с юными волейболистами над совершенствованием нападающего удара, нужно обратить самое серьезное внимание на приведенные здесь упражнения