Судомодельный спорт – Модели и соревнования – Особенности

Моделизм это гораздо больше, чем просто детские игры. Зачастую и не детские, и вовсе не игры. Этим с невиданным азартом занимаются многие взрослые люди.

На соревнованиях судомоделистов скорости достигают 90 км/ч, а стоимость кораблей иногда невозможно подсчитать.

Владимир Жорник, вице-президент федерации судомодельного спорта России: «Это практически космические технологии. Там используется кевлар, там используется тот же самый карбон при изготовлении корпуса. Корпуса выклеиваются вакуумным способом».

Годами создаются и модели самолетов, внешне очень похожих на настоящие и способных вытворять в воздухе даже то, что большим не под силу. Например, мини-истребительМиГ-29 может замирать в воздухе и, вращаясь, спускаться хвостом вниз. Скорость у него достигает 250 км/ч.

Нередко даже детское увлечение моделями перерастает в очень полезную работу. Так, очень ценят специалистов, умеющих делать копии, в конструкторских бюро. Например, там, где разрабатывают настоящие самолеты. Компьютерные программы, конечно, становятся все совершеннее, но пока лучше совмещать их с физическими испытаниями.

Юрий Евдокимов, начальник отдела научно-технического центра научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ»: «Моделируется крейсерский режим полета, соответственно, проходятся разные высоты, моделируется различные центры тяжести самолета, характерные для пустого самолета, для самолета загруженного, с максимальным запасом топлива, с минимальным запасом топлива. То есть таким образом несколько десятков вариантов по размещению пассажиров, грузов моделируется при проведении штопорных испытаний».

Построение огромных морских судов тоже начинается с создания миниатюр, на которых проверяют, как корабль будет держаться на воде. В Петербургском морском техническом университете для некоторых испытаний даже делают модели айсбергов, чтобы узнать, как ледяной гигант будет вести себя при буксировке, если от него спасают арктическую буровую платформу.

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге есть модели, задача которых  передавать ощущение красоты фрегатов и бригантин прошлого, и примеры исторической пользы моделизма. Например, игрушки, которые северные народы создавали, чтобы при отсутствии чертежей передавать из поколения в поколение кораблестроительное мастерство. Так же когда-то поступали и с большими судами.

Модели полноценно служат и сейчас  для разработки дизайна. Бывший инженер-оборонщик, а ныне руководитель судомодельной мастерской Александр Карагин вспоминает недавний случай с одним известным ледоколом.

Александр Карагин: «Пять или шесть раз дизайн переделывался, потому что первые смотрелись достаточно интересно на 3D-графике, но когда построили модель, она получилась очень страшная. Заказчик был крайне разочарован, и ее начали переделывать».

Психология человека такова, что плоский экран компьютера не передает всей полноты картины.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования являются важным, итоговым этапом всей работы
судомоделистов. Поэтому к их подготовке и проведению надо относиться со всей серьезностью.
Прежде всего организацией, отвечающей за проведение соревнований, создается организационный
комитет, который занимается их подготовкой и обеспечением.

День открытия соревнований — это своего рода праздник,
его надо широко популяризировать с помощью афиш, местных газет, радио и телевидения.

Место проведения красочно оформляется плакатами, лозунгами,
призывами и фотовитринами. Организуется выставка моделей кораблей и судов.

Открытие соревнований осуществляется торжественным подъемом
флага, а закрытие — торжественным  вручением  призов  и дипломов. Все эти мероприятия,
как правило, сопровождаются маршевой музыкой.

Старты для запуска самоходных, скоростных, радиоуправляемых
моделей и моделей подводных лодок должны оборудоваться на акватории, не имеющей
течения и защищенной от ветров. Запуск моделей яхт, наоборот, осуществляется на
открытой воде, с хорошими и ровными ветрами.

Глубина водоема для запусков моделей подводных лодок подбирается
— 3—4 м; для запусков остальных моделей — не менее 0,5 м. Дно водоема должно быть очищено от водорослей, а поверхность — от плавающих предметов.

Акватория оборудуется для одновременного запуска моделей
не менее чем трех-четырех классов. В непосредственной близости от места проведения
соревнований должны находиться помещения для хранения и ремонта моделей. Если специальных
помещений нет, то необходимо установить для каждой команды палатку. В помещении
или перед палаткой размещают верстаки и к ним подводят электропитание для паяльников
и зарядки аккумуляторов.

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕЙСТВА

Наиболее подробно эти вопросы изложены в «Правилах проведения
соревнований по судомодельному спорту». Здесь же мы коснемся лишь основных положений.

Для проведения соревнований создается главная судейская
коллегия. Она назначается   организатором   соревнований,   например, соответствующим
комитетом ДОСААФ, Министерством просвещения, облоно, гороно и т. п. по рекомендации
федерации судомодельного спорта. В зависимости от масштаба соревнований в нее обычно
входят — главный судья, три заместителя главного судьи и главный секретарь. Главный
судья возглавляет всю работу судейской коллегии, он несет полную ответственность
за безопасность проведения соревнований.

Рис. 204. Устройство кордового столба.

Главный секретарь отвечает за правильность заполнения
протоколов, их обработку, подсчет баллов и определение мест отдельных участников
и команд, он информирует представителей печати о предварительных технических результатах
соревнований.

На каждый старт создается судейская бригада из судей,
судей-хронометристов и секретаря старта. Возглавляет судейскую бригаду старший судья
старта.

 

Рис. 205. Кордовая модель на старте: 1 — мостик над водой; 2 — мостик под водой;  3 — сетчатое ограждение.

Не последнюю роль на соревнованиях выполняет и судья-информатор
(диктор), он использует для информации все имеющиеся в его распоряжении средства:
радио, телефон, мегафон, доски для объявлений.

Классификация NAVIGA

Секция М — скоростные модели

Скоростные радиоуправляемые модели:

  • F1V-3,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • F1V-7,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • F1V-15 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 15 см³.
  • F1E — радиоуправляемая модель, оснащённая электродвигателем произвольной конструкции для прохождения “скоростной фигуры”. Вес модели не ограничен. Напряжение АКБ не более 42,3V. Максимальный вес АКБ типа Lipo не должен превышать 1400 грамм. АКБ других типов не имеют ограничений по весу.
  • F3V — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания для прохождения фигурного курса.
  • F3E — радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем для прохождения фигурного курса.

Скоростные модели ECO для групповых гонок:

  • ECO Expert — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • ECO Standard — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 10 мин.
  • ECO Team — команда максимум из трех гоночных радиоуправляемых моделей с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 18 мин.
  • FSR-E — гоночная радиоуправляемая модель свободной конструкции с гребным винтом и электродвигателем. Максимальное количество аккумуляторов − 21 или 840 г литий-полимеров (без замены) или 3 комплекта A123 по 6 банок (замена возможна), время гонки 15 мин.

Скоростные модели-полукопии для групповых гонок:

  • MONO 1 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • MONO 2 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 1 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 2 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.

Секция FSR

  • FSR-H — гоночные модели гидропланов с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.
  • FSR-V — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полностью погружённым винтом.
  • FSR-0 — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.

Секция S — модели яхт

  • F5Е — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1000 мм.
  • F5М — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1270 мм.
  • F5-10 — радиоуправляемые модели яхт, длина модели и площадь паруса связаны соотношением аналогично классу гоночных яхт «TEN RATERS».
  • MicroMagic (MM) — радиоуправляемые модели яхт длиной до 535 мм.

Секция A/B — скоростные кордовые модели

  • A1 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • A2 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • A3 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 10 см³.
  • B1 — скоростная кордовая модель с воздушным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 2,5 см³

Секция NS-радиоуправляемые модели-копии собственной постройки

Секция C — стендовые модели

  • C1 — стендовые модели парусных кораблей.
  • C2 — стендовые модели военных и гражданских судов.
  • C3 — фрагменты кораблей и диорамы.
  • C4 — микромодели.
  • C5 — стендовые модели кораблей в бутылках.
  • C6 — стендовые модели кораблей из промышленных пластиковых наборов.
  • C7 — стендовые модели кораблей из бумаги.
  • С8 — стендовые модели из промышленных деревянных наборов (Woodenkit)

Поиграем в корабли?

Судомодельный спорт – проектирование, постройка и запуск моделей различных судов и кораблей: стендовых, самоходных, парусных, радиоуправляемых и скоростных, которые впоследствии «участвуют» в соревнованиях. Модель можно «скопировать» с прототипа определённого корабля или полностью сконструировать самому.

Корпуса кораблей могут собираться на основе специальных наборов стоимостью от 2 до 10 тыс. рублей, включающих детали какого-то конкретного судна или яхты (многое приходится дорабатывать самому). Определённые классы судов делаются с нуля из пластика, металла, полиэфирной смолы, стеклоткани, реже используется дерево. Соревноваться спортсмены могут тоже по нескольким направлениям.

В судомоделизме важна каждая мелочь, каждая деталь. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Во-первых, они могут «похвалиться» соответствием модели реальному кораблю (это соответствие называется стенд), и тут важно всё, буквально каждая деталь. Чем больше деталей, тем выше оценивается стенд

Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе. При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен.

В-третьих, участники могут отправить свои суда выполнять фигуры за время. Многократно уменьшенный в размерах корабль должен пройти дистанцию в виде треугольника в соответствии с правилами, при этом не наваливаясь на буи и не проходя мимо «ворот» (двух буёв). Участникам даётся 100 баллов. Если модель, к примеру, где-то врезалась в препятствие, строгие судьи отнимают несколько очков. В итоге побеждает тот, кто сохранит наибольшее количество баллов.

Судна участвуют в настоящих соревнованиях! Фото: АиФ/ Анна Городкова

Судомоделисты могут принять участие в интереснейших командных состязаниях. Здесь фантазия организаторов может вволю разгуляться. Один из сценариев такой: к нефтяной вышке, стоящей на акватории, подходит работать нефтеналивное судно.

По сценарию «Учения МЧС» в это время рядом «подкрадывается» диверсионное судно с террористами на борту. Он минирует вышку и отплывает. Однако его засекает патрульный катер, начинает преследовать и стрелять ракетами.

Пульт управления судами. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Злодеи взрываются, но успевают и взорвать вышку. Вышка загорается, в воду падают цистерны с нефтью, моментально образовывая вредное масляное пятно. Что-то нужно делать!

В это время команда судомоделистов начинает управлять двумя судами, которые должны потушить пожар, поставить боны вокруг пятна и подобрать бочки. Сделать это нужно не только вовремя, но и так, как это написано в программе спасения

Выходит, важно иметь не только «золотые» руки, но и живой ум и теоретические знания

Копии можно изготовлять как по прототипам, так и на основе собственной фантазии. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Это не спорт, а искусство

Ещё один талантливый кузбассовец, многократный призёр и чемпион России, Европы и мира 19-летний Алексей Чибранов, ныне студент, который на базе университета в Новосибирске  соревнуется в судомоделизме и представляет Кемеровскую область. За восемь лет парень соорудил три модели, однако он тоже не разделяет мнения, что судомоделизм сейчас знают многие: «Никогда не наблюдал ажиотажа вокруг судомоделизма, как, например, вокруг футбола или бокса. Думаю, этому есть множество причин.

Алексей занимается судомоделизмом восемь лет. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

Во-первых, когда родитель решит дать своему ребёнку дополнительное образование, то он даже не включит в список возможных занятий судомоделизм – спорт не разрекламирован, центров мало, да и что ребёнку даст умение строить кораблики?

Пусть лучше драться научится, за себя постоять сможет. Во-вторых, заниматься судомоделизмом якобы не круто. Когда твои одноклассники хвастаются, какие они самбисты и показывают друг на друге свои навыки, как-то не охота даже вспоминать, что ты из другого русла.

Самодельные суда принесли Алексею титул чемпиона. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

В-третьих, судомоделизм не для каждого. Когда я занимался судомоделизмом, то отрываясь от работы, все время замечал новые лица, а старых почти не было. Ребята после нескольких занятий понимали, что им скучно и неинтересно.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий