История
Возникновение единоборства уходит в древние времена. Тогда, не имея никаких средств безопасности, люди пытались защититься себя без оружия, поэтому развивали и систематизировали умения и навыки, помогавшие им справиться с противниками только руками и ногами. Этой самозащитой, объединившей другие боевые стили, стало тхэквондо.
Уже в 4 веке его начинают применять как основной элемент подготовки молодых воинов.
Польза от этого вида спорта была ощутительна, бойцы, прошедшие подготовку, были сильнее, быстрее, выносливее, поэтому тхэквондо стало очень популярным в народной среде.
Прошли тысячелетия, но пережив и расцвет, и неоднократные запреты, боевое искусство все же сохранилось. Казалось бы, последней проблемой на пути корейских боевых искусств, стали годы оккупации Японией в 1910-1945 гг. Её сменила капитуляция, давшая новый толчок к популярности единоборства. Однако в результате «холодной войны», когда единая Корея разделилась на Северную и Южную, тхэквондо постепенно превратилось в спортивный вид, ставший впоследствии основой массового физического воспитания.
Своё официальное оформление боевое искусство получило в 1950-х годах. «Отец» тхэквондо, как корейцы назвали Чхве Хон Хи, унифицировал наработки нескольких школ, создав новый стиль, назвав его «корейское национальное боевое искусство тхэквондо».
На сегодняшний день спортивное тхэквондо по версии ВТФ широко культивируется в мире, объединяет 206 национальных ассоциаций, являясь олимпийским видом спорта.
Борцовские виды
В борцовских единоборствах ударные техники запрещены или применяются как вспомогательные. Для спортсменов большое значение имеет физическая сила, выносливость, равновесие и амплитуда движений. Скорость, в отличие от ударных видов, отходит на второй план.
Дзюдо
Традиционное японское дзюдо, когда оно только зарождалось, подразумевало не только борцовские приемы, но и жесткую ударную технику. По мере его развития как вида спорта, основой дзюдо стали броски, подсечки, удержания и болевые приемы, а удары изучают только для отработки точности движений и не применяют на спортивных соревнованиях. В отличие от других подвидов борцовских единоборств дзюдо считается более разнообразным по разрешенным приемам и требует меньших затрат физической силы.
Джиу-джитсу
Первые школы джиу-джитсу зародились среди японских самураев, которые разработали технику обезвреживания вооруженного противника в доспехах голыми руками. Мастера джиу-джитсу учились использовать силу соперника против него самого. В дальнейшем на основе джиу-джитсу появились другие восточные единоборства: дзюдо и айкидо. Среди разрешенных приемов – удары руками и ногами, броски, захваты, заломы
В классическом джиу-джитсу большое внимание уделяется развитию гибкости, выносливости, равновесия и философским аспектам
Самбо
Самбо родом из СССР, а название расшифровывается как «самооборона без оружия». В 70-х годах российское единоборство планировалось включить в олимпийские виды спорта, но из-за холодной войны в этом статусе было отказано. Сейчас это единственный международный вид спорта, в котором соревнования проводятся на русском языке. Самбо включает в себя самые эффективные боевые приемы из восточных единоборств (дзюдо, джиу-джитсу) и подразделяется на спортивное и боевое. В спортивном самбо разрешаются броски, захваты, болевые и удушающие приемы.
Вольная борьба
В вольной борьбе не используются ударные техники, но разрешены различные борцовские приемы: захваты, перевороты, подсечки, броски. Основная часть спортивных поединков обычно проходит в партере на коленях, активно используются захваты руками ног соперника и приемы с использованием ног. Побеждает тот, кто уложит противника на лопатки. В вольной борьбе большое значение имеют сила и гибкость, поэтому тренировки включают «борцовский мост», кувырки, сальто, стойки и хождение на руках.
Греко-римская борьба
Это классическая борьба, которая зародилась еще в Древней Греции, и является одним из первых олимпийских видов спорта. В отличие от борьбы вольного стиля, в греко-римской разновидности борьбы запрещены приемы с использованием ног (подножки, подсечки) и захваты ног руками. Поединок ведется как в стойке, так и в партере. Чистая победа присуждается тому, кто прижмет соперника спиной к ковру. Движения в греко-римской борьбе основаны на мощных рывках верхней частью туловища, при этом атакующий должен сопровождать противника в падении – так увеличивается амплитуда броска.
Сумо
Сумо – это японское единоборство, в котором разрешены удары только открытой ладонью, толчки, броски, подсечки и подножки. Запрещены удары в пах, глаза, удушающие приемы. Бой начинается с мощного рывка соперников друг к другу. Проигрывает тот, кто коснется пола любой частью тела, кроме стоп. В сумо нет весовых категорий, поэтому масса бойца выступает значительным преимуществом. Тренировки борцов сумо включают в себя изнурительные силовые упражнения и практически неограниченное питание.
Термины применяемые в названиях:
СОГИ — стойка, позиция; МАККИ — защита, блокировка; ЧАГИ — удар ногой; ДЖИРУГИ — удар проникающий; ЧИРУГИ — удар колющий; ЧИГИ — удар хлещущий; ФУРИО — рвущий; НАКО — в форме крючка; МИРО — толкание; МОК — шея; ТОК — подбородок; МОМ — туловище (корпус); МОМДОЛЬО — поворот корпуса; ТИО — прыжок; ГОДОРО — поддержка; СУРО — зацеп; ЧАПКО — захват; ХЭЧО — клин,(раздвигать); ДЖЭЧЭ — перевернутый (наоборот); МЭ — основание; ДЫНГ — тыльная сторона; ДУРРО — поднимать; КОК КИ — удар с захватом; ДУРО — дуга; ОЛЛИГИ — подъём (поднимать); ДАРИ-ФУРИГИ — рвущее движение (мах) по окружности; ОТГОРО — крестообразный; ЧЕТТАРИ — одновременно; БАВИ — скала; МИЛГИ — двигать (сдвигать); КАВИ — ножницы; АГИ — вилка (ухват); ДЖУГАН — маленький; ЧИКО — короткий; КЫМГАН — алмаз; КУН — большой; ЧОГИ — шарнир; МОНЭ — удавка, ярмо; ПЬОДЖОК — цель; САНТУЛЬ — горообразный; ХВАНСО — коровьи рога; ИОТ ГЁЛЬ — с крестный; ТОНМИЛГИ — что-то круглое, зажатое в руках; ДЖЕБИПУМ — поза ласточки; ГЬОПСОН — положение одна над другой кисти рук; БО ДЖУМОК — ладонь прикрывающая кулак (восточная форма приветствия); БОМ — тигр; ХАКДАРИ — журавль; КАЛЬДЖЕБИ — захват шеи, приём удушения; СЭВО — вертикальный (плоский); ОПО — горизонтальный (плоский); ПЬОН — плоский.
Удары руками (кулак, кисть, локоть)
Кулаком:
ДЖУМОК-ЧИРИГИ — прямой удар кулаком вперёд; ХАН-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — одиночный удар кулаком; ДУ-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — два поочерёдно наносимых удара кулаками; СЭ-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — три поочерёдно наносимых удара кулаками; ДУ-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — удар двумя кулаками одновременно; ДЖУМОК-БАРО-ЧИРИГИ — удар кулаком, разноимённый выдвинутой вперёд ноге; ДЖУМОК-БАНДЭ- ЧИРИГИ — удар кулаком, одноимённый выдвинутой вперёд ноге; ДЖУМОК-ЧЕТТАРИ ЧИРИГИ — удар одновременно двумя кулаками из положения ДЖУГАН-ДОЛЬ-ЧОГИ; ДЖУМОК-ЙОП- ЧИРИГИ — удар кулаком в сторону; ДЖУМОК-СЭВО-ЧИРИГИ — удар вертикальным кулаком; ДЖУМОК-ДЖЭЧЭ-ЧИРИГИ — удар перевёрнутым кулаком; ДЖУМОК-ДОЛЬО-ЧИРИГИ — удар кулаком по кругу; ПЬОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — удар полузакрытым кулаком (фалангами пальцев); БАМ-ДЖУМОК-ЧИРИГИ — удар кулаком с выставленной фалангой среднего пальца (кулак в форме каштана); КУН-ДОЛЬ-ЧОГИ — удар кулаком по малой окружности; ДЫНГ-ДЖУМОК-АПЕ-ЧИГИ — удар тыльной стороной кулака вперёд; ДЫНГ-ДЖУМОК-ПАККАТ-ЧИГИ — удар тыльной стороной кулака в сторону; МЭ-ДЖУМОК-ЧИГИ — удар основанием кулака.
Раскрытой кистью:
ПЬОН-СОНКЫТ-СЭВО-ЧИРУГИ — удар кончиками пальце (вертикально поставленной ладони); ПЬОН-СОНКЫТ-ОПО-ЧИРУГИ -удар кончиками пальцев (ладонью вниз); ПЬОН-СОН-КЫТ-ДЖЭЧЭ-ЧИРУГИ — удар кончиками пальцев (ладонью вверх); СОННАЛЬ-АН-ЧИГИ — удар ребром ладони внутрь; СОННАЛЬ-БАККАТ-ЧИГИ — удар ребром ладони наружу; СОННАЛЬ-ДЫНГ-АН-ЧИГИ — удар ребром ладони со стороны большого пальца внутрь; СОННАЛЬ-ТЫНГ-ПАККАТ-ЧИГИ — удар ребром ладони со стороны большого пальца наружу; ГАВИ-СОНКЫТ-ЧИРУГИ — удар двумя пальцами (указательный и средний); АГИСОН-ЧИГИ — удар ухватом ?вилкой? (ухват образуют большой и указательный палец); ХАН-СОНКЫТ-ЧИРУГИ — удар одним пальцем (указательным); СОНКЫТ-ЧОГИ — удар кончиками пальцев (образующих щепоть); АТАНСОН-ЧИГИ — удар основанием ладони.
Локтём:
ПХАЛЬКУП-ЧИГИ — удар локтём; ПХАЛЬКУП-ОЛЬО-ЧИГИ — удар локтём вверх; ПХАЛЬКУП-ДЛЛЬЁ-ЧИГИ — удар локтём по кругу; ПХАЛЬКУП-ЙОП-ЧИГИ — удар локтём в сторону; ПХАЛЬКУП-ДИТ-ЧИГИ — удар локтём назад; МОНГЭ-ЧИГИ — удушающий удар (выполняется сразу обеими локтями).
Предплечьем:
ПХАЛЬМОК-ЧИГИ — удар предплечьем; ПХАЛЬМОК-БАККАТ-ЧИГИ — удар предплечьем наружу; ПХАЛЬМОК-АН-ЧИГИ — удар предплечьем внутрь.
Пояса
Как и в основных, традиционных восточных единоборствах в тхэквондо распространена система присуждения поясов, в зависимости от мастерства занимающегося, частоты тренировочных процессов, общего стажа занятий.
Все новички автоматически надевают белый пояс, затем после успешной сдачи экзамена получают желтый, зеленый, синий, красный и черные пояса.
Следует также отметить, что желтые, зеленые, синие и красные пояса также делятся на соответствующие с нашивкой. То есть, например, после желтого пояса экзамен сдается на зеленый с нашивкой и только потом уже на зеленый. Время между сдачами экзамена на пояса отличается в различных федерациях, но в среднем это 3-4 месяца.
Чтобы сдать экзамен на черный пояс должно пройти, как минимум, 6 месяцев после получения красного. Тхэквондист, обладающий черным поясом — истинный профессионал, — спортсмен, постигший все секреты и в совершенстве обладающий всеми приемами тхэквондо.
Конечно, каждый волен заниматься по своему усмотрению: можно ходить на тренировки и без сдачи экзаменов на пояса, выступлений на соревнованиях, здесь важно другое: полученные навыки самообороны, крепкое здоровье, здоровое тело и дух будут с вами всегда и везде!
Как проходят тренировки
Тренировочный процесс определяется подвидом дисциплины. ВТФ – направление рукопашного боя, ИТФ – техника разбивания предметов.
Программа занятий по ВТФ в детском тхэквондо разделена на 4 части.
Разминка
Начало тренировки – традиционное восточное приветствие наставника с учениками. Разминка включает разогрев мышц плечевого пояса, нижних конечностей, корпуса. В программу предварительной подготовки включен:
- бег трусцой;
- наклоны;
- выпады;
- приседания;
- отжимания;
- «планка».
Конец разминки – растяжка, направленная на разработку мышц всех групп. Общее время проведения – 40-50 минут.
«Туль»
«Туль» – основная часть занятия посвящена изучению новых тактик ведения боя, освоению приемов, стойкам.
Комплекс упражнений направлен на оттачивание ударов, развитие скорости реакции, установку правильного дыхания в процессе удара.
«Массоги»
Таэквондо – это вид спорта, успех в котором зависит от удачно сыгранного боя. «Массоги» учит спортсменов применять полученные знания на практике. Спарринги устраивают к концу тренировочного процесса.
Боевой процесс задействует только руки, ноги. Упражнения выполняют в защитной экипировке.
Тренировки по ИТФ в тхэквондо для детей направлены на улучшение силовых качеств. Основная часть занятия уделяется правильному выполнению удара при разбивании нескольких деревянных досок.
Историческая справка
Появившись в Корее, тхэквондо развивалось как боевое искусство, в котором основным оружием является человеческий дух, а так же руки и ноги. Основной уклон делается на ноги, так как большая часть ударов и боков делается именно ими.
Возрождение боевого искусства произошло благодаря мастеру Чхве Хон Хи. Он утверждал, что не только сильные удары делают тхэквондо по-настоящему великим. За основу берутся культ силы и изменения образа жизни. При этом боец должен обладать высокой духовностью, чистой совестью, великолепной выдержкой и целеустремленностью.
В результате такое искусство получило широкое распространение по всему миру, став олимпийским видом спорта.
Правила олимпийского тхэквондо (кратко)
На Олимпийских играх бои проводят по правилам WTF (олимпийский стиль, другое название – «стиль куки»).
Поединок состоит из 3 раундов. Один раунд длится 3 минуты. В перерыве тхэквондисты отдыхают 1 минуту. Победу присуждают тому, кто нанесет больше ударов в голову или туловище. За каждый удар начисляют определенное количество очков – от 1 до 5.
Правила олимпийского тхэквондо отдают приоритет ударной технике ногами. WTF запрещает удары руками в голову, а также любые удары ниже пояса, в том числе удары по ногам. За нарушение правил спортсмен получает штрафное очко.
Правила подсчета очков в олимпийском тхэквондо:удар рукой в корпус – 1 балл;ногой в корпус – 2 балла;удар ногой в голову – 3 балла;удар ногой в корпус с разворотом («вертушка») – 4 балла;«вертушка» в голову (удар ногой с разворота) – 5 баллов.
Дисциплины тхэквондо
В программу соревнований входит четыре дисциплины. Самая зрелищная часть соревнований – это спарринг, или массоги. Поединок длиться две минуты и состоит из двух раундов. Между ними есть минутный перерыв. В финальном бое, определяющий победителя соревнований, судьи могут назначить и третий раунд.
Тхэквондо спарринг
Очки бойцы получают не за удары, а за правильное выполнение определенных приемов. В этом виде единоборств разрешаются удары ногой в корпус и голову и руками в корпус. На спортсменах во время спарринга надеты специальные жилеты и шлемы.
Важное составляющее соревнований это туль или тыль, основа тхэквондо. Спортсмены выполняют комплекс из 24-х движений в строгой последовательности
Со стороны это похоже на бой с воображаемым соперником. Чем выше уровень спортсмена, тем сложнее этот комплекс.
Тхэквондо разбивание досок
Еще одна соревновательная дисциплина – это разбивание досок. Их размер 30*30 см, а толщина 1,5 см. Спортсмен должен одним ударом разбить как можно больше сложенных вместе досок. Обычно мужчины выполняют 5-ть ударов, 2 удара руками и 3-и ногами. Женщины же, делают один удар рукой и 2-а ногами.
Четвертое состязание – это выполнение специальной техники ударов по целям. Цели – это те же доски, подвешенные на определенной высоте. Спортсмен должен ударить по ней в прыжке и приземлиться на ноги без помощи рук. Если ему не удалось устоять после прыжка, то удар не засчитывают. Вот такие сложные соревнования в тхэквондо.
В тхэквондо существуют различные виды ударов. Кулаком и ребром ладони, а так же ногой. Все эти удары технически выверены. Спортсмен совершает движение точно. Некоторые настолько сложны, что требуют от спортсмена совершенного владения своим телом.
Помимо техники нанесения удара большое значение имеет стойка спортсмена. Она позволяет удерживать правильное положение телом при совершении прыжков, ударов и в поединке с соперником.
История возникновения и развития тхэквондо
История корейских боевых искусств насчитывает более 2000 лет, тхэквондо из них является самым молодым.
На территории Корейского полуострова располагались три королевства: Когурё, Силла и Пэкчё. Кроме вражды между собой, данные королевства ещё отвечали на выпады внешних агрессоров. Именно поэтому им приходилось постоянно совершенствовать свои боевые искусства.
В начале XX века Корея находилась под властью Японии, и мастерам корейских боевых искусств приходилось уходить в подполье. После освобождения Кореи от японской оккупации в 1945 году, боевые искусства начали выходить из подполья. Но этот период не прошел бесследно, некоторые техники сохранились, но духовно-философская традиция была утрачена. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств, тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало очень много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тансудо, тэквонбоп и так далее. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чон Хи. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единоборства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений.
Официального признания тхэквондо добилось лишь в 1955 году, после чего и начался его путь по спортивным аренам всего мира. За столь короткий срок тхэквондо приобрело невероятную популярность во всем мире. На сегодняшний день предпочтение этому виду спорта отдали более 40 млн. человек.
Защита (блоки) в тхэквондо
Одной рукой:
ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ — верхний блок предплечьем; БАККАТ-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ — верхний блок внешней частью предплечья наружу; АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-ГОДОРО-МАККИ — верхний блок внутренней частью предплечья с поддержкой; АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ — средний блок внутренней частью предплечья наружу; АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ГОДОРО-МАККИ — средний блок внутренней частью предплечья с поддержкой; АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАТАНСОН-ГОДОРО- МАККИ — средний блок внутренней частью предплечья с поддержкой ладонью; АН-ПХАЛЬМОК-ДУРО-ОЛЛИГИ — блок подъёмом вверх (подхват) внутренней частью предплечья; БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-АН-МАККИ — средний блок внешней частью предплечья внутрь; БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ — средний блок внешней частью предплечья наружу; БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ГОДОРО-МАККИ — средний блок внешней частью предплечья наружу с поддержкой; ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ — нижний блок предплечьем; ПХАЛЬМОК-АРЭ-ГОДОРО-МАККИ — нижний блок предплечьем с поддержкой; ХАН-СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ — верхний блок ребром ладони; ХАН-СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ — верхний блок ребром ладони наружу; СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ — верхний блок ребром ладони, усиленный; ХАН-СОННАЛЬ-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ — средний блок ребром ладони наружу; ХАН-СОННАЛЬ-МОМТОН-АН-МАККИ — средний блок ребром ладони внутрь; СОННАЛЬ-МОМТОН-МАККИ — средний блок ребром ладони, усиленный; СОННАЛЬ-ДЫНГ-МОМТОН-МАККИ — средний блок ребром ладони со стороны большого пальца; ХАН-СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ — нижний блок ребром ладони; СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ — нижний блок ребром ладони, усиленный; БАТАНСОН-МОМТОН-МАККИ — средний блок ладонью; (буква Б мягко, почти как П) БАТАНСОН-НУЛЛО-МАККИ — блок прижимом ладонью вниз (сбив). (буква Б мягко, почти как П)
Двумя руками одновременно:
ПХАЛЬМОК-ОТГОРО-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ — верхний крестообразный блок предплечьями; ХВАНСО-МАККИ — блок коровьи рога (2 ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ); САНТУЛЬ-МАККИ — блок гора (АН- ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ -МАККИ+ БАККАТ-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-АН-МАККИ, руки в одной плоскости с туловищем); ХЭЧО-САНТУЛЬ-МАККИ — блок гора (2 АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ- БАККАТ-МАККИ, руки в одной плоскости с туловищем); ПХАЛЬМОК-КЫМГАН-МАККИ — алмазный блок предплечьями (ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+ ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ); ПХАЛЬМОК-КЫМГАН-МОМТОН-МАККИ — средний алмазный блок (ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+ АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ); ПХАЛЬМОК-ОСАНТУЛЬ-МАККИ — блок на две стороны предплечьями (ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ+АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ руки в одной плоскости с туловищем); БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ — средний блок клином внешней частью предплечий (2 БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-МАККИ); АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ — средний блок клино внутренней частью предплечий (2 АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ); КАВИ-МАККИ — блок ножницы (АН-НХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ+ ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ); ПХАЛЬМОК-ОТГОРО-АРЭ-МАККИ — нижний крестообразный блок предплечьями; ПХАЛЬМОК-АРЭ-ХЭЧО-МАККИ — нижний блок клином (2 ПХАЛЬМОК- АРЭ-МАККИ); СОННАЛЬ-КЫМГАН-МАККИ — алмазный блок ребром ладоней (СОННАЛЬ- ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ); СОННАЛЬ-ОТГОРО-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ — верхний крестообразный блок ребром ладоней; СОННАЛЬ-ДЫНГ-ОСАНТУЛЬ-МАККИ — блок на две стороны ребром ладоней (СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ+ СОННАЛЬ-ДЫНГ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ руки в одной плоскости с туловищем); СОННАЛЬ-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ — средний блок клином ребром ладоней (2 СОННАЛЬ-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ); СОННАЛЬ-ДЫНГ-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ -средний блок клином ребром ладоней со стороны большого пальца; СОННАЛЬ-АРЭ-ХЭЧО-МАККИ — нижний блок клином ребром ладоней (2 СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ); СОННАЛЬ-ОТГОРО-АРЭ-МАККИ — нижний крестообразный блок ребром ладоней.
Стойки и Положения
Стойки:
МОА-СОГИ — стойка готовности; ЧАРЁТ-СОГИ — стойка приветствия; ПЬЁНХИ-СОГИ — открытая стойка; НАРАНХИ-СОГИ — параллельная стойка; АН-ЧЖОН-СОГИ — закрытая стойка; ЧУЧУН-СОГИ — широкая стойка (стойка наездника); АП-СОГИ — передняя высокая стойка; ДИТ-СОГИ — задняя высокая стойка; АП-КУПИГИ — передняя низкая стойка; ТИ-КУПИГИ — задняя низкая стойка; ПОМ-СОГИ — стойка тигра; ХАК-ДАРИ-СОГИ — стойка на одной ноге; КОА-СОГИ — стойка со скрещенными ногами.
Положения:
ДЖУНБИ-ЧЕСЭ — исходное положение готовности; ДЖУНБИ-СОГИ — основная стойка готовности; ГИБОН-ДЖУНБИ — основное положение готовности рук; КЁРУГИ-ДЖУНБИ — спарринговое положение готовности; ДЖУГАН-ДОЛЬ-ЧОГИ — положение готовности при котором один кулак находится над другим; ДЖЭБИПУМ — положение полёт ласточки; БО-ДЖУМОК — восточная форма приветствия (правая кисть в кулаке, а левая сверху обхватывая накрывает правую); ТОН-МИЛГИ-ДЖУНБИ — положение готовности с открытыми руками; ГЬОП-СОН-ДЖУНБИ — положение миролюбия, при котором две ладони одна над другой образуют угол указывающий вниз.
Медицинские противопоказания
Тхэквондо отлично развивает тело и дух. Те, кто занимаются этим видом спорта выносливые, сильные, ловкие, в опасных ситуациях умеют постоять за себя и защитить слабого. Но, к сожалению, не каждый ребенок сможет выдержать нагрузку, которую предполагает тхэквондо.
Прежде чем отдать ребенка в этот вид спорта внимательно ознакомьтесь с медицинским противопоказаниями. К ним относят:
- хронические болезни в стадиях обострения;
- деформированную грудную клетку в стадиях, когда затрудняется свободное дыхание;
- неравномерная длина ног с разницей более 3 см;
- болезни сердца и сосудов;
- эпилепсию;
- обмороки;
- болезни сердца и сосудов;
- язвы;
- хронические болезни печени и почек;
- сколиоз в запущенных стадиях;
- плоскостопие;
- астму.
Помните: чтобы попасть в секцию тхэквондо необходимо пройти врачебную комиссию и предъявить тренеру соответствующую справку.
Удары ногами в тхэквондо
удары ногами:
АП-ЧАГИ — удар ногой вперёд; МИРО-ЧАГИ — толчок всей стопой; ЧИКО-ЧАГИ — удар ногой сверху вниз, короткий, всей стопой; НЭРЬЁ-ЧАГИ — удар ногой сверху вниз; НЭРЬЁ-АН-ЧАГИ — удар ногой сверху вниз снаружи внутрь; НЭРЬЁ-БАККАТ-ЧАГИ — удар ногой сверху вниз изнутри наружу; ДОЛЬО-ЧАГИ — удар ногой по окружности внутрь; АП-ДОЛЬО-ЧАГИ — удар ногой по окружности вперёд и вверх, без заноса колена за ось атаки; ПИТ-ЧАГИ — удар ногой под углом 45 внутрь; БАНДАЛЬ-ЧАГИ — удар ногой по малой окружности внутрь с заносом колена за ось атаки; БИТУРО-ЧАГИ — удар ногой по малой окружности наружу; ТИТ-ЧАГИ — удар ногой назад; СЭВО-АН-ЧАГИ — вертикальный удар ногой снаружи внутрь; СЭВО-ПАККАТ-ЧАГИ — вертикальный удар ногой изнутри наружу; БАНДЭ-ЧАГИ — удар прямой ногой; ФУРИО-ЧАГИ — рвущий удар ногой; НАКО-ЧАГИ — удар ногой в форме крючка; СУРО-ЧАГИ — удар зацепом (подсечка); НУЛЛО-ПАККАТ-ЧАГИ — внешний удар прижим (среднее между йоп-чаги и миро-чаги, пятка ударной ноги направлена наружу); НУЛЛО-АН-ЧАГИ — внутренний удар прижимом (пятка ударной ноги направлена внутрь); МУРЫП-ЧИГИ — удар коленом; ПАЛЬ-ОЛЛИГИ — прямой мах ногой; ДАРИ-ФУРИГИ — мах ногой по кругу.
Составляющие:
АП-ПАЛЬ-ЧАГИ — удар впереди стоящей ногой; ДВИ-ПАЛЬ-ЧАГИ — удар сзади стоящей ногой; ( буква Д произносится мягко, между Д и Т, Буква В почти не произносится) АН-ЧАГИ — удар ногой внутрь; БАККАТ-ЧАГИ — удар ногой наружу; (буква Б произносится мягко, между П и Б) АП-ЧУК-ЧАГИ — удар подушечками пальцев; ДВИ-ЧУК-ЧАГИ — удар пяткой; ( буква Д мягко, между Т и Д) ДВИ-КУМЧИ-ЧАГИ — удар пяткой со стороны ахиллово сухожилия; ( произношение такое же, как и предыдущее) БАЛЬ-ПАДАК-ЧАГИ — удар всей стопой; ( Буква Б произносится мягко, почти как П) БАЛЬ-НАЛЬ-ЧАГИ — удар ребром стопы; ( буква Б мягко, почти как П) БАЛЬ-ДЫНГ-ЧАГИ — удар подъёмом стопы; (буква Б произносится мягко, почти как П) ТЬО-ЧАГИ — удар ногой в прыжке; МОМДОЛЬО-ЧАГИ — удар ногой с разворотом корпуса; ТИРО-ТОРА-ЧАГИ — удар с поворотом через спину; ДУБАЛЬ-ДАН-САН-ЧАГИ — двойной удар ногами в прыжке (удары наносятся по очерёдно); (буква Д мягко, почти как Т, буква Б как П) МО-ДУБАЛЬ-ЧАГИ — двойной удар ногами в прыжке (удары наносятся одновременно); ( буквы Д и Б мягко, см. предыдущее) ТЬО-МОМДОЛЬО-ЧАГИ — удар ногой в прыжке с поворотом корпуса; ТЬО-АП-ДОРА-ЧАГИ — удар ногой в прыжке с разворотом вперёд; ТЬО-ДИРО-ДОРА-ЧАГИ — удар ногой в прыжке с разворотом через спину; КУЛО-ЧАГИ — обманный удар (финт); КАВИ-ЧАГИ — удар ногами в форме ножниц (горизонтально); НОПИ-ЧАГИ — удар ногами в форме ножниц (вертикально); КЮО-ДУ-ЧАГИ — изменение ударов ногой без постановки ноги на стопу; ЧАПКО-ЧАГИ — удар ногой с одновременным захватом рукой; САМ-БОН-ЯН-ЧАГИ — прыжковая атака по трём направлениям; КОН-ЧУН-ЙОН-СОК-ЧАГИ — прыжковая атака с нанесением трёх последовательных ударов вперёд; ИЛЬ-ЧА-ЧАГИ — удар сформированный в одну линию.