Тхэквондо – обучение и тренировка

Как выбрать секцию

Бесплатные секции тхэквондо в вашем городе Архангельск, Барнаул, Белгород, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Елизово, Ессентуки, Иваново, Калуга, Каменск-Уральский, Кемерово, Королев, Красногорск, Красноярск, Кстово, Курган, Липецк, Майкоп, Махачкала, Минусинск, Набережные Челны, Нижневартовск, Нижний Тагил, Новосибирск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Пенза, Петропавловск-Камчатский, Ржев, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Смоленск, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тольятти, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Хасавюрт, Челябинск, Черкесск, Шахты, Элиста, Южно-Сахалинск, Ярославль, поселок Парголово, село Халимбекаул

При выборе секции тхэквондо для ребенка обратите внимание на следующие моменты:

  • Близость к дому. Это немаловажный фактор. Мы не знаем как могут сложиться обстоятельства через год или 5 лет. Сможет ли ребенок всегда посещать секцию, которая находится в другом районе? Если вы не уверены в этом на 100%, поищите секцию поближе к дому.
  • Версия тхэквондо. Если вы остановились на какой-то конкретной версии, ищите секцию, которая относится к определенной федерации. Тогда у вас будут гарантии профессионализма тренера, его аттестованности по всем требованиям федерации.
  • Тренер. Наверное, самый важный пункт. Особенно, если вы и ребенок нацелены серьезно заниматься тхэквондо или таэквондо. Почитайте отзывы о тренере, к которому собираетесь идти, узнайте о его достижениях в спорте и наличии успешных учеников. Пообщайтесь лично, так вы поймете, сможет ли этот человек найти подход к вашему ребенку.
  • Зал. Чистые раздевалки, новые, опрятные маты, регулярная уборка в зале, — все это создает приятную атмосферу и защищает детей от распространения бактерий.
  • Размер группы. Обычно в группе новичков занимается не больше 15-20 человек. Если детей больше, снижается эффективность занятий.

Поединки

Этот раздел обучения называется «массоги». Это спарринги, которые проводятся после изучения базовой части и достижения определенного возраста. Соперники подбираются по уровню, чтобы у новичков была возможность проявить себя.

Поединки проводятся в защитном снаряжении. Тэквондо считается одним из самых не травматичных видов боевых искусств. Удары наносятся по специальной технике, чтобы не навредить бойцам — лайт-контакт

То есть удары обозначаются для засчитывания очков, но не наносятся в полную силу.
Это важно, поскольку в нашей системе разрешены удары в голову и обширный арсенал ударов как руками, так и ногами. Что делает тэквондо ИТФ ближе к реальному рукопашному бою, чем другие версии боевого искусства.

Версии тхэквондо

В настоящее время существует четыре версии тхэквондо. Каждая из них имеет свои особенности в плане программы соревнований и интерпретации философии.

Версия ИТФ

В 1966 году основатель таэквондо, генерал в отставке Чой Хон Хи создал Международную федерацию таэквондо (именно так принято называть эту версию). Она направлена на воспитание и имеет военно-прикладной характер.

Официальные правила по проведению соревнований предусматривают обозначение ударов касанием. Несмотря на это травмы в таэквондо встречаются часто. Дело в том, что здесь разрешается использование рук и ног, высоко оцениваются удары в голову, при этом спортсмены имеют слабую экипировку. В ИТФ развито силовое разбивание предметов. Соревнования проводятся сразу во всех дисциплинах таэквондо.

Версия ВТФ

Версия Федерации Тхэквондо зародилась в 70-х годах прошлого века в Южной Корее. Она нацелена на развитие соревновательной составляющей, является олимпийским видом спорта и представлена в большей части государств мира.

В версии ВТФ ногами можно наносить удары в корпус и голову, а руками только в корпус.

Для того, чтобы не допустить нарушений во время поединка используют специальный жилет, который фиксирует все удары. В версии федерации тхэквондо слабо развиты техники силового разбивания предметов и самозащиты. Здесь они используются только для подтверждения уровня мастерства.

Версия МФТ

МФТ можно назвать облегченной версией ИТФ. У них схожи системы аттестации на пояса, базовые комплексы упражнений и структура проведения соревнований. При этом МФТ лишена идеологической подоплеки, некоторые базовые упражнения скорректированы с учетом биомеханики тела. Ее создали мастера из Европы и Южной Америки, поэтому она демократичнее ИТФ.

Версия ГТФ

В 1990 году была создана глобальная федерация тхэквондо. Она объединила технику выполнения упражнений как в ИТФ и правила проведения соревнований как в ВТФ.

Необходимость разминки в тхэквондо

 Поскольку тело должно быть хорошо подготовлено к собственно тренировочной работе, без разминки не может быть занятий таэквондо. Упражнения разминочного комплекса снимают напряжение мышц и суставов и готовят тело к эффективной работе. При выполнении упражнений рекомендуется освободиться от посторонних мыслей, сосредоточившись на предстоящем занятии. Тогда и тело и разум будут подготовлены к работе и смогут действовать как единое целое при отработке техники.

После тренировки тоже необходимы упражнения, которые позволят снова расслабиться и отдохнуть

Неважно как долго продолжается собственно тренировка – упражнения на расслабление необходимы и до и после нее

1. Вращаем корпус. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки по бокам – свободно или в кулаках. Поверните корпус как можно дальше влево, максимально скручиваясь в поясе и помогая себе руками (пятку правой ноги можно оторвать от пола (1). Сразу же поверните корпус вправо таким же движением (2). Это упражнение, как и следующие, не делают резко – движение должно быть спокойным и естественным.

2. Приседаем, скрещивая руки. Исходное положение – ноги вместе, руки скрещены на уровне пояса (1). Поднимаясь на носки, разведите руки в стороны (2). Присядьте как можно ниже с прямым корпусом, скрещивая руки перед собой (3). Поднимитесь, разводя руки в стороны (4). Вернитесь в исходное положение. Упражнение далают свободно, движения плавные и ритмичные. Полное движение – на 4 счета. Повторяют не меньше пяти раз.

3. Расправляем грудную клетку Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки по бокам. Сделайте левой ногой шаг вперед-влево (45 градусов), поднимая руки вперед и затем вытягивая их вверх. Расправьте грудную клетку, подавая ее вперед-в стороны. Вернитесь в Исходное положение. Повторите движение с шагом правой ногой. Сделайте не менее 4 раз на каждую сторону.

4. Наклоняемся вбок Исходное положение – ноги чуть шире плеч, левая рука на поясе. Поднимите правую руку, согнув ее в локте. Наклонитесь от пояса влево как можно дальше, но без лишних усилий. Вернитесь в исходное положение. Повторите вправо. Сделайте не менее 4-5 раз на каждую сторону.

5. Наклоняемся вперед и назад Исходное положение – ноги почти в два раза шире плеч, руки на бедрах. Наклонитесь от пояса вперед-вниз, касаясь пола кончиками пальцев или ладонями (1). Наклонитесь назад, держа руки на поясе и закидывая голову назад (2). Повторите упражнение не менее 5-6 раз.

6. Растягиваем ноги Исходное положение – ноги более чем в два раза шире плеч, руки на бедрах. Перенесите вес на правую ногу, поворачивая левую ногу пальцами вверх (1). Медленно, плавно и без лишних усилий садитесь вниз, одновременно двигая вниз левую ногу (2). Повторите на другую сторону, растягивая правую ногу. Повторите 3-5 раз на каждую сторону.

7. Приседаем Исходное положение – ноги вместе, руки по бокам. Поднимитесь на носки, поднимая руки перед собой (1). Сгибая колени, опуститесь вниз, бросив руки вниз (2). Поднимитесь на носках как можно выше, вытягивая руки вверх (3). Руки должны двигаться свободно и расслабленно. Повторите упражнение 5- 7 раз.

8. Разминаем шею Исходное положение – ноги на ширине плеч. Закиньте голову назад (1). Свободно бросьте голову вперед (2). Поверните голову по часовой стрелке – 2 круга и против часовой стрелки – 2 круга. Делайте упражнение медленно. Повторите не менее двух раз.

9. Дышим глубоко. Исходное положение – ноги вместе, руки скрещены на уровне пояса (1). Поднимаясь на носки, разведите прямые руки в стороны. Сделайте глубокий вдох (2). Вернитесь в исходное положение, расслабляясь и делая выдох. Повторите упражнение 4-6 раз.

Мальчики и девочки

Реалии современной жизни таковы, что владение навыками самообороны могут пригодиться как мальчикам, так и девочкам. Тхэквондо для детей — один из самых оптимальных способов научиться самозащите. Но одинаково ли оно подходит мальчикам и девочкам?

С первыми вроде бы все ясно: будущий мужчина — будущий защитник семьи и государства. Боевые искусства позволят ему вырасти сильным, смелым, ловким, гибким. Но как же быть с девочками? Нужно ли отдавать их в столь жесткий спорт?

Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от желания самой девочки, ее темперамента, здоровья и физической подготовки. Плюсы тхэквондо и таэквондо для представительницы прекрасной половины человечества однозначно есть:

  • она сможет себя защитить;
  • благодаря занятиям тело девочки всегда будет в хорошей физической форме;
  • разовьет выносливость;
  • разовьет волю к победе;
  • улучшит растяжку;
  • разовьет подвижность.

Анастасия Барышникова

Девочки могут заниматься тхэквондо как для общего физического развития, так и с целью достижения спортивных высот. Среди известных и успешных тхэквондистов немало девушек. Многие из них не только обладательницы всевозможных мировых наград, но и просто красивые и грациозные женщины. Яркий пример — призер Олимпийских игр Анастасия Барышникова, в которой гармонично сочетаются сильный характер, красота и женственность. Она доказывает, что боевые искусства не придают девушкам мужественности.

Независимо от положительных качеств тхэквондо для девочек окончательное решение о занятиях этим видом спорта принимается родителями и ребенком совместно с тренером и врачами.

Этап специальной стратегической и тактической подготовки

На этом этапе решаются две группы задач: основные и дополнительные. При закреплении и совершенствовании базовых тактических действий используются методические подходы 3-го этапа обучения одному движению, т.е. последовательно выдвигаются и решаются его четыре задачи

Основное внимание уделяется методам педагогического наблюдения и последующего анализа базовых тактических действий, которые будут широко использоваться борцами при дальнейшем освоении и применении навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп, а также при закреплении и совершенствовании способов атакующего построения схваток

Основы методик решения четырех основных задач этапа излагаются ниже.

Задача первая — формирование навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп. Основная направленность процесса определяется тем, что обозначенные три группы тактических действий являются движениями. Обучение отдельным движениям осуществляется в три этапа. При решении 1 -й основной задачи данного этапа следует последовательно применять методику этапов ознакомления, формирования двигательного умения и формирования двигательного навыка. Для каждого тактического действия необходимо подобрать оптимальное число шагов обучения и активно использовать педагогические воздействия всех ступеней познания. В процессе обучения не все тактические действия доводятся до уровня двигательного навыка; тренеру надлежит определить, с какими из них нужно лишь ознакомить занимающихся, какие довести до двигательного умения и какие — до двигательного навыка. На уровне двигательного навыка окажется строго ограниченное число тактических действий, на уровне двигательного умения их число существенно возрастет, на уровне же ознакомления их будет гораздо больше.

Задача вторая — формирование навыков реализации тактических установок. Решение данной задачи связано с формированием различных навыков поведения в отдельных отрезках схватки. Ранее усвоенные базовые и другие тактические действия, умение строить атакующие схватки будут способствовать формированию таких тактических установок, как разведка, завоевание, наращивание и удержание преимущества, погоня, проигрыш запланированного качества, выжидание, восстановление сил, демонстрация активности, динамика применения технических и тактических действий во времени. Каждый тренер должен самостоятельно выделить базовые тактические установки и прежде всего научить воспитанников реализовывать их в боевых схватках.

Задача третья — формирование навыков организации собственного единоборства. Организовать свое единоборство в схватке — значит спланировать поединок до его начала и реализовать конкретный план. Существуют значительные различия в особенностях планирования схватки мастерами разного класса. Так, мастера спорта предпочитают организовывать собственное единоборство, мастера спорта международного класса избирают дезорганизацию привычного противоборства соперника, а заслуженные мастера спорта — взаимодействие с соперниками.

Решение данной задачи приводит к тому, что борцы обучаются рационально распределять в схватке тактические и технические действия и собственные силы. Такая тактика ориентирована в первую очередь на экономное расходование энергии, на то, чтобы, не проиграв, выстоять, и лишь во вторую очередь — победить.

Задача четвертая — выявление и закрепление индивидуального стиля применения единиц техники. Решение этой задачи осуществляется в процессе постоянных наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью борцов при минимальном вмешательстве тренера. Процесс становления должен быть естественным, исключающим излишнюю опеку, способствующим самостоятельному отбору единиц техники, но и не быть совершенно бесконтрольным, исключающим учет индивидуальных особенностей. Тренер должен следить за соответствием избранного борцом стиля индивидуальным особенностям соперника: нет ли разногласий между телосложением, координационными способностями, возможностями в проявлении мощности, выносливости и гибкости, с одной стороны, и самостоятельно избранным стилем применения единиц техники и тактики, с другой?

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Академия, 2005. С. 211-219.

С какого возраста

В этом и следующих разделах будем говорить о тхэквондо ВТФ и таэквондо ИТФ. Каждая из этих версий имеет свои особенности, в том числе и в плане возраста начала занятий.

Версия ВТФ. Дети начинают ей заниматься в более раннем возрасте. Конечно, многое зависит от физической и психологической готовности ребенка

Например, гибкость и растяжка, которые имеют важное значение в этом виде боевого искусства, начинают развивать с 7 до 10 лет. Но для того, чтобы процесс был менее болезненным, нужна подготовка, к которой лучше приступить около 6 — 6,5 лет

Так оптимальным возрастом для начала занятий тхэквондо ВТФ считают 6 лет.

В таэквондо ИТФ берут детей постарше. В этой версии оптимальным возрастом начала тренировок считается 8-12 лет.

Однако в секцию могут взять и раньше: в 3-4 года. Некоторые детки, приступившие к тренировкам тхэквондо в столь раннем возрасте, к 6 годам уже участвуют в крупных соревнованиях и даже занимают призовые места. Но обычно в первые полгода — год занятий детей не ставят в поединок, а обучают основным техникам.

В любом случае окончательное решение принимает тренер, который оценивает физподготовку ребенка. В некоторых ситуациях могут предложить занятия в группе общего развития с элементами тхэквондо или таэквондо. Когда ребенок будет готов, его переведут в основную группу тренирующихся.

Сколько стоят занятия

В среднем занятия тхэквондо для детей стоят около 2 000 рублей за один месяц, при условии,что занятия будут проходить три раза в неделю.

Кроме того вам придется потратиться на полную экипировку:

  • Форма для тхэквондо стоит 1 500 — 4 500 рублей.
  • Шлем: 1 500 — 4 000 рублей.
  • Перчатки: 1 000 — 3 500 рублей.
  • Обувь для единоборств: 1 200 — 5 000 рублей.
  • Защита корпуса: 1 500 — 4 000 рублей.
  • Защита голени и стоп: 1 000 — 3 500 рублей.
  • Защита предплечья: 1 000 — 2 000 рублей.
  • Защита паха: 700 — 2 000 рублей.
  • Футы: 1 000 — 2 500 рублей.
  • Защита челюсти: 300 — 1 500 рублей.

Таким образом на экипировку вы потратите минимум 10 000 рублей. Полная смена защиты требуется в среднем каждые три года. Если вы готовы к таким тратам, отдавайте ребенка в тхэквондо без раздумий.

Комплексы упражнений

Обучение начинается с изучения формальных движений, которые доводятся до автоматизма. Это основа всей техники тэквондо — она называется «туль». Здесь воспитанники обучаются ударам рукой, ногой и блокам.

Базовые удары складываются в определенные наборы, их изучение — обязательное условие получения поясов и продвижения по иерархии. В тхэквондо ИТФ, туль — отдельный вид соревнований.
Комплексы упражнений развивают концентрацию, укрепляют мышцы, сухожилия и суставы. Еще одна сторона туль — обучение правильному дыханию и сопряжению с ударной техникой

Многократное повторение выводит действия на безошибочный, автоматический уровень.
Это важно как для соревнований, так и для самообороны. Тэквондист не должен думать как ударить, он должен делать это инстинктивно, на рефлексах

А разум должен заниматься более важными аспектами.

Самооборона

Учебный раздел о самозащите называется «хосинсуль». Соревнования по нему не проводятся, но есть показательные выступления. Изучают только после прохождения базовых навыков и классических спаррингов.
Спортсменов учат:

  • Использовать тело как оружие — колени, кулаки, локти, ноги.
  • Уходить с линии атаки, использовать инерцию и силы противника.
  • Знать физиологию и анатомию человека: болевые точки, направление сгиба суставов.
  • Противостоять одному или множеству противников одновременно, в том числе вооруженным.

 
Тэквондо было создано для обучения солдат корейской армии. И это прежде всего единоборство. Начинать заниматься лучше всего в детском и подростковом возрасте. Это позволит освоить максимум навыков или сделать спортивную карьеру.

Разбивание предметов

В тэквондо ИТФ силовое разбивание предметов и специальная техника являются отдельными видами соревнований.

Специальная техника (special technique) — спортсмены в прыжке разбивают доску, которая закреплена на высоте порядка 2 метров. При этом бить нужно определенным ударом, а приземляться только на ноги. Это демонстрация возможности эффективной атаки на большом расстоянии или через препятствия.

Силовое разбивание (power breaking) — спортсмены разбивают доски стандартного размера (30х30х1,5 см), которые расположены на специальном станке. Бьют определенным образом, рукой или ногой, задача — разбить как можно больше досок за 1 удар. После успешной попытки количество досок увеличивается.

Плюсы

В тхэквондо используют быстрые удары ногами, перемещения, прыжки и хорошую координация. Все это развивает тело и реакцию. Помимо физической стороны, есть и духовная составляющая. Занятия тхэквондо разовьют в вашем ребенке такие качества как, честность, доброта, трудолюбие.

Если ваш ребенок будет заниматься тхэквондо ВТФ, то у него появится возможность завоевать олимпийский пьедестал. Версия ИТФ также дает возможность получения наград мирового уровня.

Сами тхэквондисты относят к плюсам своего спорта следующие качества:

  • Отличная ударная техника ногами. Это качество, наверное, мало пригодиться в жизни, но в других видах спорта будет незаменимым.
  • Прекрасная растяжка. Она сохраняется даже после прекращения занятий.
  • Быстрая реакция. Качество незаменимое как в жизни, так и в спорте.
  • Дисциплина. Пригодиться и в учебе, и в спорте.
  • Выносливость. Нервная система ребенка будет устойчивой к влиянию различных стрессовых ситуаций, а значит ему легко справиться с учебой и дополнительными занятиями.
  • Улучшает иммунитет. Как и другие виды спорта тхэквондо ускоряет обмен веществ и повышает сопротивляемость организма.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий