Конный спорт: что это такое
Конный спорт — это различные состязания и игры с участием лошадей, оценивающие физические способности животного и человека, наряду с их взаимопониманием.
Конь реагирует на поводья, сжатие боков, вес седока и его голос, в зависимости от разновидности соревнования.
Стили Вестерн и классический
Стили верховой езды:
- Вестерн — манера езды, пришедшая с Запада, от американских ковбоев, характеризуется более свободной посадкой в тяжёлом и массивном седле, удержанием ослабленного повода одной рукой.
- Классическая, она же традиционная или английская езда — отличается более тесным взаимодействием лошади и всадника за счёт длинных стремян и лёгкого седла, гармонично распределяющего вес наездника, в управлении поводьями участвуют обе руки.
Справка! Манера езды с поводьями в одной руке появилась у ковбоев из-за необходимости освобождать вторую руку для оружия или лассо.
Вестерн, как вид спорта, окончательно сформировался во второй половине XX века и поделился на несколько самостоятельных стилей, став частью конного спорта. Традиционный стиль был выработан гораздо раньше, большая часть видов основана именно на нём.
Фото 1. Всадница на белом коне ездит в стиле Вестерн, ее седло отличается массивностью.
Конный спорт в истории России
В России регулярные соревнования по конному спорту не проводились до конца XVIII века. Однако уже в XV веке проводились зимние катания по замёрзшей Москве-реке, проводились гуляния на масленицу в Сокольниках, где ездили на тройках и «четвёриками» в ряд. Позже в XVIII веке на набережной Москвы-реки между Каменным и Москворецким мостами проводились катания по праздникам в период с Крещения по Масленицу.
Во время правления Петра I в Москве были разработаны первые правила конных соревнований, помимо регламента соревнований они запрещали быструю езду по улицам. Однако подобные указы не останавливали лихачей: «…какой же русский не любит быстрой езды…». С такими людьми боролись, привлекая солдат и драгун.
В конце XVIII века на Хреновском конном заводе (Воронежская область) графа Орлова-Чесменского скрещивая датских, арабских, голландских лошадей вывели новую Орловскую породу. При Орлове соревнования стали проходить регулярно, они были завершающим этапом подготовки лошадей. Зимние бега проводились рядом с Нескучным садом по воскресеньям. Летние бега проходили у Донского монастыря на Донском поле на коротких участках (порядка 400 м) с очень резкими поворотами.
Помимо испытаний на резвость на ипподромах проводились испытания на выносливость и силу в виде пробегов на 18 вёрст (19 км) между Москвой и Островом
Сам граф Орлов лично осматривал лошадей после бегов, уделяя особое внимание дыханию лошади. Орлов не стремился выиграть бега любой ценой, он требовал, чтобы лошади приходили на финиш без переутомления
Тренировка лошадей начиналась в заводе по достижении ими трёхлетнего возраста и проводилась регулярно в любую погоду, в хорошую – на открытом воздухе, в плохую – в крытом манеже. В зимнее время на Владимирском пруду, чередуя шаг и рысь, проезжали рысистых лошадей на расстояние 5 вёрст (5,3 км). Осенью и весной лошади через день тренировались в манеже. Тренировали жеребцов до достижения ими семи-восьми лет, кобыл – до четырёх лет (бывало, что и до 6-7 лет).
Все рысистые лошади по езде делили на три группы, каждую тренировал старший наездник со своими помощниками и учениками. Завершающей стадией были бега в Москве. Лошади, прошедшие такую тренировку, могли бежать рысью дольше, чем английские галопом. Особенность методики, использованной на заводе Орлова, в том, что запрещено было использование хлыста, то есть лошади должны были бежать охотно.
В 1785 году граф Орлов организует регулярные скачки, в которых принимали участие лошади с заводов Полторацкого, Муравьёва, Мосоловых, Савелова, Воейкова, Чемоданова, Всеволжских и крымского хана Сагин-Гирея (он находился в Москве в качестве почётного пленника). Скачки устраивались открытые (для всех желающих) и закрытые (для лошадей, родившихся в России). В связи с отсутствием профессионалов функцию жокеев выполняли крепостные мальчики. Призы составлялись из взносов владельцев лошадей, но были и особо почётные, например, Императорский. Жокей подбирался по весу в зависимости от возраста лошади: от 48 кг (3 пуда) для трёхлетней до 57,2 кг (3 пуда 23 фунта) для семилетней лошади.
В 1795 году императорский приз выиграла кобыла Роксолана Хреновского завода, внучка знаменитого Эклипса. В 1796 году чистокровные лошади этого завода взяли пракически все призы.
Орлов способствовал учреждению в 1805 году на бегах в Москве десяти призов по 500 рублей (помимо пари и закладов). Несмотря на плотность своего телосложения и вес 9 пудов (144 кг) граф Орлов сам участвовал в соревнованиях. Регулярные скачки после смерти Орлова перестали проводиться и возобновились только в 1825 году в Лебедяни.
Виды элементов, выполняемых на коне
Программа общей физической подготовки предусматривает работу на коне как мужчин, так и девушек. Однако в профессиональных соревнованиях упражнения на коне выполняют только мужчины. В программу гимнаста включены маховые движения ногами, круги (ноги вместе и врозь), проходки по коню и соскок.
- Маховые. Гимнаст выполняет скрещения ногами (прямые и обратные), а также их вариации. Эти простые движения дополняются поворотами, прыжками, стойкой на руках. Базовым элементом при выполнении этого упражнения является скрещение, которое включает комбинацию одноименных и разноименных перемахов ногами.
- Круги с поворотами в противотемп вращению и без на коне. Данные упражнения представляют собой перемахи ногами через боковые стороны снаряда. Эти элементы очень эффектны по амплитуде и сложности выполнения. Особого мастерства гимнаста требуют вращения, выполняемые на одном луке.
- Переходы. Упражнение выполняется кругами по всем зонам гимнастического коня. При этом переходы могут осуществляться спиной или лицом к снаряду. Сложность элемента зависит от того, сколько при этом пройдено зон. При исполнении кругов также могут использоваться повороты и прыжки.
- Круги с поворотами по ходу вращения. При исполнении данных элементов спортсмен выполняет несколько кругов с поворотом. Элемент называется «флоп». Разновидностью упражнения являются так называемые «Русские круги».
- Соскоки. В завершение программы гимнаст демонстрирует окончательный элемент – соскок. Он может быть выполнен с выходом в стойку, поворотом или переходом по поверхности снаряда.
При оценивании выступления спортсмена судейская коллегия в первую очередь обращает внимание на технику выполнения каждого элемента, и только после этого учитываются другие факторы
Выездка
В выездке от лошади не требуется проявлять чудеса мощности и резвости. Главным качеством является послушание и отточенность движений. Непрофессионалу на соревнованиях может показаться, что всадник сидит на лошади почти без движений, не управляя ею, а конь танцует, перебирает ногами и исполняет различные пируэты. На самом деле, чтобы добиться от коня даже исполнения самого простого элемента, нужно проводить колоссальную работу. От лошади требуются такие качества, как пластичность, хорошая управляемость, послушность, готовность работать с всадником, спокойный темперамент.
Спортивный снаряд «брусья»
В спортивной гимнастике мужчины выполняют упражнения на параллельных брусьях, женщины — на разновысоких брусьях.
Простые упражнения на параллельных брусьях выполнялись в начале XIX века. Создателями брусьев считаются — Фридрих Людвиг Ян (основатель спортивно-гимнастических обществ), разновысоких — Франциско Аморос (родоначальник французской системы гимнастики).
В 1872 году в Москве выходит из печати книга Наполеона Лэне «Практическая гимнастика: Руководство к постепенному упражнению гимнастикой во всех ее разнообразных видах и разветвлениях» в переводе В. Я. Пуаре. В ней дается описание 3 групп упражнений, одна из которых посвящена упражнениям на неподвижных и подвижных снарядах, в том числе и на разновысоких брусьях.
В 1896 году соревнования среди мужчин на параллельных брусьях включают в программу I Олимпийских игр в Афинах и I чемпионата мира по спортивной гимнастике в 1903 году в Антверпене (Бельгия). Первым Олимпийским чемпионом становится гимнаст Альфред Флатов (Германия), первыми чемпионами мира — Жозеф Мартинес (Франция), Франсуа Энтж(Люксембург).
На XX чемпионате мира по спортивной гимнастике впервые проходят соревнования среди женщин. В столице Венгрии Будапеште гимнастки выполняют упражнения на мужских брусьях. Золотую медаль в многоборье получает команда из Чехословакии.
На XXII чемпионате мира в 1950 году женщины впервые выполняют упражнения на разновысоких брусьях в индивидуальном многоборье, в командных соревнованиях гимнасткам разрешают делать выбор между брусьями и кольцами.
С 1952 года соревнования на разновысоких брусьях выделяют в отдельную дисциплину. Первой Олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях становится гимнастка Маргит Коронди (Венгрия) на XV Летних Олимпийских играх в Хельсинки (Финляндия), первой чемпионкой мира (1954 год) — Агнеш Келети (Венгрия).
Усовершенствование снаряда
Конструкция разновысоких брусьев изменяется до 1967 года:
- 1953 год. Р. Ройтер и Р. Шпитус для придания устойчивости снаряду устанавливают в середине стоек верхней жерди растяжки. Демонстрацию новых брусьев немецкая фирма по производству спортивного оборудования и инвентаря «Reuther/Spieth» проводит на спортивном празднике в Гамбурге.
- 1965 год. Р. Ройтер меняет конструкцию брусьев. Сдвоенные жерди крепятся к основанию и с помощью растяжек фиксируются к полу. Установка обладает существенными преимуществами перед существующими конструкциями. Она становится подвижной, разборной, практически в 10 раз легче других конструкций, проста в транспортировке и установке, в ней легко регулируется расстояние между жердями.
- 29 июля 1966 года на установку выдается патент № 1478057 и начинается серийное производство фирмой «Spieth /Esslingen».
- 1967 год. На чемпионате Европы гимнастки официально выполняют упражнения на новых разновысоких брусьях.
- 1967 год. Международная федерация гимнастики одобряет конструкцию брусьев.
- 1989 год. Деревянную жердь меняют на жердь из стекловолокна с деревянным покрытием.
Виды гимнастических брусьев
- Параллельные гимнастические брусья.
- Асимметричные (разновысокие) гимнастические брусья.
Требования Международной федерации гимнастики к параллельным брусьям 1. Длина жерди 350 см. 2. Профиль жердей овальный: вертикальная ось 5 см, горизонтальная ось 4 см. 3. Высота жердей над полом 200 см. 4. Расстояние между стойками в длину 230 см, в ширину 48 см. 5. Расстояние между внутренними поверхностями жердей 42-52 см. 6. Высота матов 20 см.
Требования Международной федерации гимнастики к разновысоким брусьям 1. Длина жердей 240 см. 2. Диаметр профиля 4 см. 3. Высота над полом: верхней жерди 250 см, нижней — 170 см. 4. Расстояние между внутренними поверхностями жердей 130-180 см. 5. Высота матов 20 см.
Производство гимнастических брусьев на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 55674-2013 «Оборудование гимнастическое. Брусья комбинированные асимметричные и параллельные брусья. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» от 01.01.2015 года.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 914:2008 «Снаряды гимнастические. Брусья, комбинированные асимметричные и параллельные брусья. Требования и методы испытаний, включая безопасность» и устанавливает функциональные требования, требования двум типам брусьев: параллельным брусьям и комбинированным асимметричным/параллельным брусьям.
Спортивная гимнастика
Оглавление
Гимнастическое многоборье очень зрелищное, можно даже сказать экстремальное. Разные сложные и опасные трюки исполняются на специальных снарядах — бревно, кольца, конь, брусья разной высоты (еще говорят разновысокие брусья) и перекладине. Еще есть вольные упражнения, они проходят на специальных матах, специальном гимнастическом ковре, но вряд ли его можно назвать снарядом.
Брусья
Гимнастические брусья — две жерди длинной 3,5 метра, они идут параллельно. Для их изготовления берут твердые породы дерева — например березу, бук или ясень. Но этого недостаточно для того, чтобы выдержать перегрузки, в них вшивают прутья из стали.
Соединяются гимнастические жерди специальными вертлюгами, которые соединены как шарниры, поэтому ширину жердей легко подстраивать под спортсмена. Высота также легко изменяется — стойки не цельные, а телескопические. Чтобы снаряд был стойким, раму делают чугунной.
Гимнастические брусья бывают четырех типов, отличаются как высотой, так расстояниями между параллельными жердями — высокие мужские, разновысокие женские, низкие массовые универсальные. Выпускают четыре типа брусьев: мужские для соревнований (высокие), женские (разновысокие), массовые (низкие), универсальные. Женские дополнительно крепятся растяжками.
https://youtube.com/watch?v=OuebygrSgnE
Перекладина
Перекладину для мужчин часто называют турником. По стандарту — это стержень из стали длинной 2,4 метра и диаметром 28 миллиметров. Опора — на телескопической стойке, чтобы была возможность оперативно изменять высоту. Устойчивость обеспечивают четыре растяжки, каждая для большей прочности состоит из двух тросов, крюка и цепи. Тросы в натяжку соединяются тальрепом — специальным винтовым крюком, с помощью которого изменяется длинна тросов.
Для перекладины не подходит простая сталь, берется самая качественная сталь, которая используется для высокопрочных пружин и рессор. Эти снаряды бывают соревновательные и универсальные, которые регулируются на минимальную высоту 2,45 метра и 1,45 метра.
https://youtube.com/watch?v=4fsxm1AtNJM
Кольца
Кольца для гимнастики продаются комплектом — два деревянных кольца, два кожаных ремня, с помощью которых они подвешиваются и два троса. Кольца обязательно должны быть из древесины с большой твердостью, в основном это бук, ясень. Диаметр внутри кольца — 18 сантиметров, толщиной они 2,8 сантиметра.
Ремни бывают массовые и мастерские, они крепятся к тросу специальными шарнирами, которые предотвращают закручивание в ходе выполнения упражнения. В потолке зала — специальные блоки, через которые перебрасываются эти снаряды.
https://youtube.com/watch?v=smp8AN4EMYA
Бревно
Бревно — чисто женский снаряд. Это деревянный брус (хвойная древесина с твердым шпоном) на двух опорах, изготовленных из метала (трубы с регулирующим высоту устройством).
Бывают такие виды бревен — низкие, высота которых постоянна, 40 сантиметров, универсальное, высоту можно менять (максимум 1,2 метра), покрытие бывает жесткое и мягкое. Длинна пять метров, ширина — 10 сантиметров.
https://youtube.com/watch?v=nfy8kuNVcjs
Конь
Конь имеет корпус 1,6 метра в длинну и 0,35 метра в ширину, высота — 0,28 метра, высота над полом — 1,1 метра. Этот снаряд должен быть стойким, металлические опоры, которые называют ноги, раздвинуты очень широко. Но «ноги» можно менять в длину, изменяя таким образом высоту.
Коня делают из древесины, сверху обшивают слоями — войлок (или резина), мешочная ткань и сверху дают кожаный чехол. Масса может превышать 100 килограммов, поэтому часто его снабжают роликами, которые откидываются на двух ногах. Бывают разные виды коня.
Конь для прыжков без ручек, высота для женщин — 1,2 метра, для мужчин — 1,35 метра. Универсальный конь высотой от 0,9 до 1,35 метра, его используют как для махов, так и для прыжков.
Козел (прыжковый, маховый) используют в школах, он похож на коня, отличается длиной — 0,67 метра.
https://youtube.com/watch?v=LD1XbWbA40w
Мостик
Мостик используется для отпружинивания спортсменов при прыжках. Изготавливается из фанеры, настил резиновый. Вставляется две пружины, одну можно вручную добавлять, регулируя пружинящие усилия.
Площадка для вольных упражнений
Вольные упражнения выполняются гимнастами на специально оборудованной площадке размером 14×14 м с обязательным выделением рабочей зоны.
Ковер гимнастический для вольных упражнений, сертифицированный ФИЖ, состоит из 3 слоев:
- Базовый слой (помост). Представляет собой устойчивое основание из фанеры, установленное на более чем 2000 пружин, чтобы обеспечить гимнасту моментальный отскок при выполнении элемента.
- Средний слой. Состоит из пены двойной плотности в форме «пазл», придает площадке высокий уровень комфорта и амортизации.
- Верхний слой. Состоит из дорожек, которые скрепляют между собой при помощи монтажной ленты.
- На верхний слой наносится разметка в виде квадрата 12х12 м контрастной лентой.
Тренировочный ковер состоит из двух слоев — мягкого многослойного настила из пенополиэтилена и безворсового ковролина.
Художественная гимнастика
Гимнастический ковер имеет площадь 13 квадратных метров, по краям — зоны безопасности.
Инвентарь строго регламентирован:
- cкакалка — только из натуральной пеньки и аналогичных материалов, лента — длиной от пяти до семи метров, держатель должен быть в виде палочки длиной от 0,6 до 0,7 метра;
- обруч может быть пластиковый или деревянный с внутренним диаметром от 0,8 до 0,9 метра и весом минимум 0,3 килограмма;
- мяч — пластиковый или резиновый с диаметром минимум 0,2 метра и массой 0,4 килограмма;
- булавы делаются из пластмассы, могут быть и деревянными с минимальным весом 0,15 килограмм и минимальной длинной 50 сантиметров.
Литература
В свободном доступе имеется множество достойных изданий, посвящённых спортивной гимнастике, в их числе:
- Алексей Немов «Честная игра»
Автором книги является четырехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов. В своей работе автор описывает путь становления обычного мальчишки великим гимнастом.
- Юрий Титов «Восхождение. Гимнастика на олимпиадах»
В своей книге бывший президент ФИЖ Юрий Титов повествует о трансформациях в спортивной гимнастике, которые происходили на протяжении шести олимпиад. Он вспоминает имена знаменитых чемпионов, какой вклад они внесли в развитие будущих поколений.
- Михаил Воронин «Первый номер»
Массовые соревнования гимнастов, путь в большой спорт – основная тема книги. Михаил Воронин, будучи чемпионом мира и олимпийских игр, описывает проблемы мужской гимнастики.
В заключение следует отметить, что гимнастический конь, являясь одним из древнейших снарядов, играет важную роль в физическом развитии подрастающего поколения, а кроме того, делает программу спортивной гимнастики полноценно завершенной.
Турнир:Чемпионат России. Премьер-Лига
https://dlia-sporta.ru/glavnaia/oborudovanie/gimnasticheskii-kon/ Источник http://alvin-almazov.ru/rules/gimnasticheskij-kon-luchshaya-muzhskaya-disciplina-v-sovremennoj-sportivnoj-gimnastike/
Спортивная гимнастика на Олимпийских играх
Спортивные гимнасты оспаривают 14 комплектов олимпийских наград (8 мужчины, 6 женщины). Первую строчку общего медального зачета до сих пор занимает СССР. Советские гимнасты положили в копилку отечественного спорта 182 награды.
Краткая история
Спортивная история гимнастики началась на первой Олимпиаде современности. В 1896 году, в Афинах гимнасты разыграли 8 золотых медалей. Состязались только мужчины.
Упражнения отличались от современной программы гимнастов. Не было многоборья, вольных упражнений и соревнований на бревне. Зато, лазанье по канату являлось олимпийским видом спорта. Олимпийский чемпион забрался на 14-метровый канат за 23,4 секунды. Последние олимпийские медали в этом виде спортивной гимнастики разыграли в 1932 г.
Женская спортивная гимнастика свой день рождения праздновала в 1928 г. Первое время женщины соревновались только в составе команд. Индивидуальное первенство гимнасток включили программу Игр в 1952 г. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие. Советский Союз дебютировал на Олимпийских играх.
Спортивные гимнасты СССР
Советский Союз распался 30 лет назад. Но еще много лет будет удерживать верхнюю строчку общекомандного зачета в спортивной гимнастике. СССР принял участие в 9 Олимпиадах, с 1952 по 1988 г. Советские гимнасты завоевали 72 золотых медали. США занимают вторую строчку медального зачета. За всю историю американцы выиграли 39 золотых медалей (по состоянию после Олимпиады-2021).
Многие достижения, установленные советскими гимнастами, возможно, навсегда останутся недостижимыми для других спортсменов. Например, является единственной в мире девятикратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике. Всего Латынина завоевала 18 олимпийских медалей – еще один непревзойденный рекорд. Это больше, чем все спортивные гимнасты (мужчины и женщины) Англии и Канады вместе взятые, за всю историю спорта.
Медальный зачет спортивной гимнастики (олимпийская программа)
На олимпийских играх спортивные гимнасты разыграют 14 золотых медалей. Мужская программа состоит из 8 дисциплин. Медальный зачет у женщин объединяет 6 разделов.
Соревнования включают в себя:упражнения на гимнастических снарядах – 4 упражнения для мужчин, 2 у женщин;вольная программа – 2 комплекта наград (мужчины и женщины);опорные прыжки – 2 золотых медали;многоборье личное – 2 медали;многоборье командное – 2 медали.