Планеризм – Виды старта и соревнований – Развитие и особенности

Где научиться, способы запуска и где полетать

Научиться азам полёта на планерах можно в аэроклубах любого большого города. Обучение более долгое, чем, к примеру, у парапланеристов. Получив основы, новички начинают учиться мастерству на сверхлёгких или специальных учебных аппаратах вместе с инструктором.

Запуск производится тремя способами:

1) Катапульта

Устройство, напоминающее по принципу действия рогатку. Её растягивают несколько человек, затем отпускают, и планер поднимается на небольшую высоту. Обычно, используют для учебных полётов.

2) Лебёдка

Более сложное устройство, представляет собой трос, наматывающийся на барабан. Планер поднимается на высоту от 100 до 500 метров, затем трос отцепляется. Самый популярный вид запуска.

3) Буксировка за самолётом

Используется при соревнованиях на дальность и высоту. Следуя за буксировщиком, планер можно поднять на любую высоту.

Мест для полётов очень много. Любители летают над равнинами. Профессионалы выбирают горы, где сильны воздушные потоки. В горах проводят соревнования. В России популярными местами всегда был Крым и Кавказ. За рубежом самое известное место – Швейцарские Альпы.

Дельтапланеризм появился в 1974 году

Как вид спорта дельтапланеризм был официально признан ФАИ 27 сентября 1974 года. Но зародился он гораздо раньше. В конце 40-х гг. прошлого столетия американец Френсис Мелвин Рогалло решил смастерить воздушного змея, чтобы развлечь детей. В этой работе ему помогала жена Гертруда. Сконструированная инженером-авиатором игрушка обладала отличными аэродинамическими качествами. Наблюдая за поведением змея в воздухе, Рогалло понял – по такому же принципу можно изготовить летательный аппарат, способный нести довольно большой груз. 20 марта 1951 года изобретатель получил патент на созданный им “змей Рогалло”, а в 1957 году представил свой летательный аппарат на конкурс НАСА (изыскивалось наиболее эффективное средство приземления для космических аппаратов). Изобретение было одобрено как один из лучших вариантов, переименовано в “крыло Рогалло”, но после серии испытаний отвергнуто по причине проблем, возникающих при работе системы раскрытия. В 60-е годы статьями НАСА о новом изобретении заинтересовались спортсмены, поначалу использовавшие “крыло Рогалло” только для буксировки, и лишь несколько позже, после нескольких изменений конструкции – для полетов на нем. Официально же дата рождения дельтапланеризма – 23 мая 1971 года – именно тогда спортсмены, собравшиеся в Калифорнии, чтобы почтить память Отто Лилиенталя (немецкого инженера, работавшего над усовершенствованием планирующих летательных аппаратов и погибшим во время испытаний одного из них) предложили объединить “крыло Рогалло” и балансирный планер в единую конструкцию (дельтаплан).

Планёр и планер – слова-синонимы

Изначально планёром назывался летательный аппарат с неподвижными несущими плоскостями, который тяжелее воздуха и не оснащен мотором. Слово “планер” использовали для наименования силовой конструкции любого самолета. Однако через некоторое время данные авиационные термины действительно стали применяться, как синонимы (за исключением некоторых профессиональных кругов, где планером именуют конструкцию самолета, а планёром – летательный аппарат). Более того – вариант “планёр” используется все реже, вытесняемый словом “планер” и когда речь идет о безмоторном самолете, и когда имеется ввиду конструкция летательного аппарата.

Польза спортивного ориентирования для физического и умственного развития

Спортивное ориентирование нельзя назвать бесполезным увлечением. Этот вид спорта благотворно влияет на развитие как физическое, так и умственное, позволяя добиться следующих результатов:

Научиться находить баланс между физической и умственной активностью. Спортсмен должен трезво оценивать, насколько быстро он может бежать, чтобы не потеряться на местности и успешно преодолеть дистанцию

Также важно уметь быстро принимать решения, например, взобраться на гору или обойти ее, выбрать тот или иной вариант взятия контрольной точки. Именно поэтому спортивное ориентирование называют спортом не только для тела, но и для мозга.
Приобрести уверенность в себе и стать самостоятельным

Даже работая в команде, участники должны тренироваться индивидуально, чтобы стать лучше и выносливее других.
Научиться действовать и мыслить под постоянным давлением из-за усталости и соревновательного накала.
Повысить уровень физической подготовки, так как спортсменам приходится преодолевать различные препятствия в виде холмов и оврагов.
Улучшить работу сердечно-сосудистой системы и других органов за счет интенсивных и регулярных тренировок, а также пребывания на свежем воздухе.

Спортивное ориентирование укрепляет здоровье, поддерживает должный уровень физической активности

На планёре можно преодолевать довольно большие расстояния, однако если погода испортится – пилоту придется совершить вынужденную посадку

В наши дни при хорошей погоде опытные пилоты могут преодолевать расстояние от 100 до 1000 км (рекорд полета на дальность, установленный Клаусом Ольманном 21 января 2003 года, составляет 1 008 км ). Первые же модели планеров демонстрировали куда худшие результаты. Например, конструкции Кейтли и Лиенталя могли перенести человека на расстояние всего нескольких метров, а первый мировой рекорд, установленный в 1920 году на Вассеркуппе (Германия), составлял всего 2 км. Ухудшение погоды действительно может привести к посадке летательного аппарата в незапланированном месте. Застрахованы от этого только пилоты мотопланеров, которые могут запустить двигатель и завершить маршрут в нужной точке.

Конструктивные особенности и аэродинамические характеристики у всех дельтапланов одинаковые, существуют лишь небольшие различия в дизайне и материале, из которого изготовлены эти аппараты

Нет, дельтапланы подразделяются на несколько видов, имеющих довольно существенные различия: – учебные (сконструированные специально для обучения новичков), отличающиеся невысокой скоростью и не самыми лучшими аэродинамическими качествами. В то же время эти машины недороги, просты в обслуживании, легки, и весьма стабильны в полете; – переходные – используются как спортсменами, желающими впоследствии усовершенствовать свое летное мастерство на спортивных моделях, так и любителями (“фрифлаерами”), осваивающими дельтапланеризм для собственного удовольствия; – спортивные – обладают наилучшими летными характеристиками, способны развивать наибольшую скорость. В то же время эти летательные аппараты требуют от пилота проявления довольно высокого уровня мастерства. Наилучшими аэродинамическими качествами (более 19 единиц против 17 у обычных дельтапланов) обладают жесткокрылы – летательные аппараты, оснащенные средствами аэродинамического управления (закрылки, элероны, флапероны), призванными сводить к минимуму физические усилия пилота во время управления летательным аппаратом. Вместо стандартной конструкции из труб каркасом жесткокрыла является кессон из композитных материалов. Однако следует учесть, что такие аппараты не только наиболее сложны в производстве (и, как следствие, весьма дороги), но и отличаются очень невысокой ремонтопригодностью. Кроме того, дельтапланы подразделяются на одноместные и двухместные (так называемые тандемы, которые используют для обучения новичков летному мастерству, а также для ознакомительных полетов (т.н. “покатушек”)), мачтовые и безмачтовые (к ним относятся последние модели спортивных летательных аппаратов, конструкция которых позволяет свести к минимуму аэродинамическое сопротивление).

Дисциплины спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование представлено в нескольких дисциплинах. Они отличаются порядком прохождения контрольных пунктов, площадью и длиной трассы, временем прохождения, штрафами, подсчётом результатов.

Ориентирование в заданном направлении

Цель участника — прохождение контрольных пунктов в заданном порядке. Порядок прохождения контрольных пунктов нанесен на карту, которая выдается перед стартом. Побеждает спортсмен, который прошел дистанцию в верном порядке за самое короткое время.

Особый вид спортивного ориентирования в заданном направлении — ориентирование по спортивному лабиринту, или ультраспринт. Площадь трассы (лабиринта) очень мала, а длина дистанции 100-500 метров. На трассе созданы искусственные препятствия (в отличие от препятствий естественных при ориентировании в природных условиях).

Ориентирование по выбору

Участники проходят трассу в произвольном порядке. На карте не размечен порядок прохождения дистанции: обозначены только точки старта, контрольных пунктов и финиша. Существует три вида ориентирования по выбору:

  • Прохождение дистанции за кратчайшее время
  • Прохождение дистанции с определённым количеством очков (которые начисляются за прохождение контрольных пунктов) за наименьшее время
  • Прохождение дистанции за определенное (контрольное) время с наибольшим количеством очков. За прохождение каждого контрольного пункта присуждаются баллы. За превышение назначенного времени дается штраф

Ориентирование на маркированной трассе

Цель участников — пройти как можно большее количество контрольных пунктов и обозначить их на карте (на которой изначально отмечены только старт и финиш). На финише судьи проверяют карты участников. Если спортсмен отметил контрольный пункт неточно, назначается штраф — дополнительное время или штрафные круги. Результат складывается из времени прохождения дистанции и заработанного штрафа.

Ориентатлон

Ориентатлон — это комбинация дисциплин в заданном направлении и на маркированной трассе. Проводятся только для лыжников. На карту нанесены лыжни, а контрольные пункты не размечены.

Трейл ориентирование

Дисциплина спортивного ориентирования, изначально созданная для людей с ограниченными возможностями. Постепенно этот вид ориентирования стал популярным среди любителей, теперь в трейл-ориентировании могут принимать участие все желающие.

На карту нанесены разрешенные для передвижения тропы и точки. Недалеко от контрольных пунктов расположены призмы или флаги. Задача спортсменов — определить, какая из призм соответствует точке на карте. Спортсмен, правильно определивший большее количество соответствий, побеждает. Время прохождения дистанции не учитывается.

Классификация по другим критериям

Взаимодействие участников
индивидуальныеэстафетныегрупповые
Организация старта
раздельныйгандикапобщий
Зачёт результатов
личныелично-командныекомандные
Определение результата
однократныемногократныеквалификационные
Время проведения соревнований
дневныеночные

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся среди любителей и профессионалов всех возрастов. Выделяют соревнования, длящиеся несколько часов, и соревнования, которые могут продолжаться сутки (рогейн).

Взлететь с земли планёр, не оборудованный двигателем, не в состоянии

Это действительно так. Для того чтобы запустить планёр, требуется вспомогательное техническое средство (самоходная лебедка, автомобиль, буксировочный самолет), к которому планёр прикрепляют с помощью пенькового каната или металлического троса и буксируют некоторое время, придавая ему необходимое ускорение. После этого пилот планёра отсоединяет трос (причем, если речь идет о самоходной лебедке – трос, длина которого составляет 1000 м, опускается на землю с помощью небольшого парашюта). Для старта с откоса чаще всего применяют амортизаторы, для натягивания которых необходимы слаженные усилия группы из 2-3 или 8-10 человек (в зависимости от вида используемого амортизатора).

Спортивное ориентирование для бегунов

На первый взгляд кажется, что бегуны и ориентировщики ходят разными тропами. Одни больше работают ногами, бегают в случайных направлениях и часто превращают своё занятие в медитацию. Другие работают головой, предельно сосредоточены и всегда знают, где должны оказаться в определённый момент времени. У этих видов спорта разные задачи и требования к спортсменам, однако точек пересечения можно найти множество.

Зачем ориентировщику нужны навыки бегуна? Тому, кто хочет просто погулять на несложном старте, они, может, и не нужны. Но если планируется многочасовое преодоление дистанции, без беговых тренировок не обойтись.

Сильные мышцы, развитая дыхательная система помогут вам продержаться в тонусе всю дистанцию и не сойти раньше времени. Бегая трейлы, вы подготовите ноги к пересечённой местности. Иногда хватает одной неудачной постановки стопы, чтобы надолго забыть о беге. Плюс бег на дистанции – это всегда возможность попасть в призовые места, в отличие от тех, кто идёт пешком.

Зачем бегуну спортивное ориентирование? Здесь свои секреты. На пересечённой местности так или иначе будут перепады высот, и после хорошо отработанных горок на природе подъёмы на улицах города будут казаться пустяком.

Дополнительное удовольствие здесь в том, что основные городские беговые маршруты вы, скорее всего, преодолели уже множество раз, а спортивное ориентирование треков не повторяет, здесь каждый раз будет новый ландшафт и новые впечатления. Наконец, ориентирование – это отличная возможность натренировать голову, логическое мышление, научиться быстро принимать решения и минимизировать потери.

Спортивное ориентирование – это сложно и совершенно непонятно в первый раз. Но стоит разобраться в основных аспектах – и отпустить это будет уже невозможно. В этом виде спорта удачно сочетаются эйфория от физической активности, живописные виды природы, чувство сплочённости с командой и занимательные логические задачи в режиме реального времени.

Читайте далее: Что такое трейлраннинг: история, особенности трасс, требования к участникам и к экипировке

Термики легко обнаружить по образуемым ими кучевым облакам или “пыльным дьяволам”

Действительно, восходящие потоки воздуха (термические потоки или термики), образующиеся в результате нагревания солнечным светом определенного участка земли, могут привести к образованию кучевых облаков. Порой, если образуется несколько термиков подряд, создается “улица облаков” – в этом случае пилот легко может пролететь очень большое расстояние, не теряя высоту. Однако если влажность воздуха недостаточна или же в результате инверсии теплый воздух поднимается слишком высоко и конденсация влаги не происходит – облака не образуются. Да и “пыльные дьяволы” (небольшие смерчи) не всегда обозначают местонахождение термика, потому пилотам приходиться внимательно следить за вариометром (вертикальным индикатором скорости), показания которого помогают определить, попал ли планёр в термик (в этом случае летательный аппарат будет подниматься).

Основы подготовки

Бывают люди с «встроенной картой» в голове. Они с ходу выбирают верное направление, понимают особенности полигона и без особых видимых усилий достигают КП. Всем прочим приходится долго тренироваться, чтобы освоить навык ориентирования на местности.

Лучший учитель в этом случае – опыт. Ориентировщиками не становятся, сидя дома и изучая специальную литературу. Это умение рождается только на практике: вы должны непременно заблудиться и выбраться обратно, взять неверный азимут, потерять время и силы на ошибочном маршруте – и так несколько раз подряд. Но с каждым разом всё отчётливее будет понимание того, как поступить правильно.

Прокачать навыки спортивного ориентирования – значит научиться читать карту, брать азимут, пользоваться компасом и увеличить выносливость. Остановимся на каждом пункте подробнее.

Научиться читать карту

Это значит – понимать условные знаки и с их помощью делать выводы об особенностях полигона. Хороший ориентировщик, глядя на карту, сможет сказать, где в лесу проложена широкая дорога, а где идёт узкая тропинка, какие перепады высот встретятся на пути и будут ли непреодолимые препятствия, а масштаб карты поможет определить реальные размеры объекта.

Всё это крайне важно для построения будущего маршрута. Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности

Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см)

Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности. Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см).

Замкнутые кривые линии на карте называются горизонталями и дают подсказку о рельефе: они соединяют точки на местности, обладающие примерно одинаковой высотой – таким образом, чем больше вы видите близких друг к другу горизонталей, тем круче подъём в этих местах.

Научиться брать азимут

Азимут – это угол между направлением на север и направлением к заданной точке маршрута. Он выручает в тех условиях, когда видимость на местности ограничена или отсутствуют знаковые ориентиры.

Как вычислять азимут: он измеряется от севера по направлению движения часовой стрелки к тому объекту, куда необходимо добраться, и выражается в градусах. Кладём компас на карту так, чтобы большая стрелка указывала на искомый объект, и затем крутим колбу компаса до тех пор, пока нулевая отметка на шкале не придёт в соответствие с северным концом стрелки.

Уметь пользоваться компасом 

На соревнованиях по спортивному ориентированию зачастую нельзя включать навигатор, использовать GPS, а некоторые организаторы просят даже снимать спортивные часы, если в них есть шагомер. Поэтому для определения направления к КП остаётся старый добрый компас.

Как пользоваться компасом: из школьных уроков географии мы помним, что красная стрелка всегда указывает на север. При этом нельзя держать компас вблизи металлических предметов, иначе он начнёт сбоить.

Исходя из того, что мы знаем, в какой точке мы находимся, совмещаем север карты (он обычно находится вверху) с севером компаса. После этого нам нужно совместить указатель направления на компасе с направлением к объекту – и начать поворачиваться

Важно, чтобы направление магнитной стрелки совпало с севером на колбе компаса. После этого можно двигаться к объекту по указанному направлению

Обладать физической выносливостью

Некоторые соревнования по спортивному ориентированию длятся много часов, вплоть до суток, причём участники обычно не тратят время на отдых. Плюс между КП зачастую приходится передвигаться бегом по пересечённой местности. Особенно это актуально для тех, кто претендует на призовые места.

Как подготовиться физически: включать в тренировочный план интервальные пробежки и фартлеки, уделить внимание трейловым маршрутам, если ориентирование будет проходить на природе. Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Правила

Правила в спортивном ориентировании должны соблюдать и участники, и организаторы – у каждого они свои. Перечислим самые основные.

Организаторы обязаны:

  • Предоставить участникам подробную карту местности, легенду маршрута и маршрутную книжку, если она подразумевается в соревнованиях. На карте должна быть обозначена ценность КП: за труднодоступные даётся больше баллов, чем за лёгкие и близко расположенные.
  • Сделать КП заметными и надёжно прикрепить их к объекту. Обычно КП имеет контрастный с окружающей обстановкой цвет – красный, оранжевый, чтобы было хорошо видно издалека. Крепятся они чаще всего любой клейкой лентой на деревья и другие крупные неподвижные объекты, а в тексте КП организаторы дополнительно просят «не срывать до такого-то числа, идут соревнования».
  • На брифинге рассказать об особенностях полигона и предупредить о возможных трудностях во время прохождения маршрута.
  • Обеспечить безопасность участников на старте-финише.

Организаторы имеют право:

  • Дисквалифицировать участника или команду за неспортивное поведение или грубое нарушение правил соревнования.
  • Наградить победителей в разных категориях.
  • Определить контрольное время по своему выбору.

В свою очередь, участники не должны начинать разрабатывать маршрут до того, как это разрешит организатор, чтобы не получить преимущество перед другими командами, и выходить на дистанцию до своего стартового времени. Не разрешается пользоваться современными средствами определения местоположения.

Перед выходом на старт участники подписывают отказ от претензий к организаторам, если по ходу движения случится какой-то инцидент со здоровьем. По этой же причине на серьёзные соревнования не допускаются лица до 18 лет.

Непреложное правило всех соревнований: если с одним из участников на дистанции случилась беда, соревнования прекращаются, и все результаты аннулируются. Жизнь и здоровье людей важнее всего.  

Все участники должны самостоятельно проложить маршрут к КП, а придя на место, зафиксировать своё прибытие. Чаще всего это делается с помощью фото на фоне КП или отметки в электронной станции на КП посредством чипа, выданного на старте. Следует отметить, что команда проходит весь маршрут единым составом, нельзя отправить одного участника на один КП, а другого на другой с целью сэкономить время.

Если команда не успела вернуться на финиш до истечения контрольного времени, она получает штраф. Обычно 1 минута опоздания равна 1 баллу, поэтому спортсмены иногда отправляются к сложному объекту, рискуя опоздать на финиш, но перекрыть штрафное время «стоимостью» КП. И, наоборот, бросают слишком простые и малостоящие КП, торопясь вернуться вовремя.

Наиболее непродолжительный и зрелищный вид соревнований дельтапланеристов – акробатика

Действительно, состязания воздушных акробатов на дельтапланах (такого рода соревнования именуют также фрирайдом), исполняющих фигуры высшего пилотажа (“мертвую петлю”, винговер (“бабочку”), “горку”, “штопор” и т.д.) – зрелище весьма захватывающее. К тому же наблюдать за происходящим над склоном горы (ведь именно над отрогами скал удобнее всего совершать подобные полеты) очень удобно – не меняя местонахождения можно увидеть весь полет от начала до конца. Не менее интересен и спидглайдинг (от англ. speed – “скорость”, gliding – “планеризм”, “скольжение”, “планирование”). Главная задача спортсмена в этом виде состязаний – находясь на сравнительно небольшой высоте с максимальной скоростью преодолеть дистанцию, размеченную на склоне горы специальными вехами. Длятся выступления спортсменов в обеих вышеупомянутых дисциплинах от силы несколько минут, поскольку полет с большой скоростью по траектории, изобилующей резкими поворотами и виражами, не позволяет подолгу удерживать летательный аппарат на большой высоте. Организация таких состязаний – дело хлопотное и весьма дорогое, потому на территории стран СНГ соревнования по спидглайдингу и воздушной акробатике на дельтапланах почти не проводятся.

Экипировка для спортивного ориентирования

В зависимости от типа соревнований спортсмену требуется определенная экипировка. Помимо специфического инвентаря, такого как лыжи или велосипед, требуется общий, например, карта, компас, фонарь и т. д.

Современная экипировка спортсмена-ориентировщика

Карта местности

Топографическая карта – главный атрибут ориентировщика. Можно обойтись без специального костюма, компаса, фонаря, но без карты – вряд ли. С ее помощью спортсмен определяет широту и долготу, свое местоположение и выбирает пути передвижения по дистанции.

Для спортивного ориентирования карта выполняется в специальных условных знаках. На стороны света указывают:

  • линии магнитного меридиана (идут с севера на юг);
  • значок-указатель сторон света, обращенный вершиной на север;
  • ориентировка внемасштабных знаков на юг;
  • расположение всех надписей верхом на север.

В помощь ориентировщику чаще всего предлагаются карты масштабом 1:10 000 или 1:15 000.

Топографическая карта является основным средством ориентирования на местности

Компас

Для спортивного ориентирования требуется легкий и компактный компас. Его можно прикрепить на запястье, большой палец или подвесить на шею. При передвижении на лыжах и велосипеде компас лучше прикрепить на планшет. Ориентировщики предпочитают жидкостные компасы с магнитной стрелкой, так как они максимально быстро определяют местоположение и не сдвигаются во время передвижения.

Курвиметр

Это простое устройство для измерения линий на картах, чертежах и планах. Для измерения длины необходимо покатать колесо на курвиметре. Современные цифровые модели допускают лишь небольшую погрешность – около 0,25 см при измеряемой линии не менее 50 см.

Курвиметр – прибор, измеряющий на карте или чертежах расстояние по извилистым линиям

Телефон

Современные смартфоны имеют множество полезных функций, что делает их незаменимыми в спортивном ориентировании. Если телефон не запрещен правилами соревнований, ориентировщики могут с его помощью определять местоположение, производить замеры, использовать в качестве фонарика и др.

Свисток

Функция свистка для ориентировщика очевидна – с его помощью спортсмен может позвать помощь, оказавшись в опасной ситуации.

Свисток ориентировщику нужен для того, чтобы при необходимости позвать на помощь

Пилот находится под дельтапланом только в горизонтальном положении

Да, именно на такое положение тела пилота рассчитаны подвесные системы различных типов (простейшие из них представляют собой систему ремней, соединяющих пилота с дельтапланом, более сложные внешне напоминают спальный мешок, снабженный застежкой-“молнией” и позволяют пилоту пребывать в полете несколько часов, не испытывая при этом усталости и дискомфорта). Однако в некоторых случаях (сразу после старта и перед приземлением) дельтапланеристу приходится принимать вертикальное положение, это не так удобно, но все же возможно и предусмотрено конструкцией всех подвесных систем.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий