Парусный спорт (Яхтинг) – Виды и правила – Особенности и экипировка

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортом нужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

парусный спорт

Watch this video on YouTube

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.

– Каких высот может достичь спортсмен в яхтинге?

– Если мы говорим про олимпийский яхтинг, то максимальная высота – олимпийский чемпион.
Есть еще профессиональный яхтинг. В профессиональном яхтинге есть 2 регаты топ-уровня – Кубок “Америки” и Volvo Ocean Race. 

  • Кубок “Америки” – очень дорогостоящая регата, с множеством спонсоров, государственной поддержкой, с использованием лучших современных технологий. Проходит раз в 4-5 лет, не обязательно в Америке. Название регаты связано с тем, что первая яхта, которая ее выиграла, называлась “Америка”. Этой регате больше ста лет.
  • Volvo Ocean Race — регата не прибрежная, а маршрутная, вокруг земли. Кругосветная гонка с остановками.

Это две регаты топ-уровня и победить в них – максимальное достижение в профессиональном яхтинге. Но кроме них есть чемпионаты мира, Европы, России. 

Один из финишей второй регаты был в Санкт-Петербурге лет 6 назад. Для России это было очень знаковое событие. Российская команда в этом цикле участвовала под названием Team Russia. Спонсором нашей команды был гипермаркет “Лента”, один из акционеров которой – Олег Жеребцов, яхтсмен, и он был на борту яхты. Его цели – вывести Россию вперед, самому стать победителем Volvo Ocean Race, прославиться.

А сама хотела бы стать кумиром? Хотела бы ты вдохновить других девочек, чтобы они занимались парусным спортом?

У меня есть младшая сестра, и я часто ей показываю видео со мной на катамаране. Но она у меня не экстремал, и ей не нравится, как я «летаю». Пока привлечь её к парусному спорту не получается. Балет ей нравится больше.

Но у меня есть одна классная история о вдохновении и поиске себя. На одном спортивном фестивале ко мне подошла девочка лет одиннадцати и попросила автограф. А потом подошла её мама, мы разговорились, и она рассказала, что девочка не может решить, заниматься ей парусным спортом дальше или нет. 

Когда я была подростком у меня тоже был такой период, хотелось завязать со всем этим. Хотелось гулять и веселиться, но я собралась и не бросила спорт. Да, тренироваться иногда тяжело, нагрузки большие. Не каждая девочка захочет таким заниматься — жертвовать фигурой и качать мышцы, например. Но пока не попробуешь — не поймёшь, твоё это или нет. Тогда я посоветовала девочке не отказываться от спорта.

Парные регаты (double-handed)

Парные регаты, в общем-то, идентичны одиночным, но есть ключевое отличие — команда состоит из двух яхтсменов. Так же как и одиночные, double-handed тоже проводятся на длинных дистанциях — океанских, кругосветных. Одна из самых известных парных регат — Barcelona World Race. Это уникальное в своем роде соревнование, единственная кругосветная парная гонка. О Barcelona World Race вы можете больше узнать тут. Есть, конечно, и дистанции покороче — Transat Jacques Vabre или Round Britain and Ireland Yacht Race.

Может показаться, что с напарником в море проще, и требования к безопасности пониже. Но это только одна сторона медали — не стоит недооценивать вопрос психологии. Провести с одним и тем же человеком порядка трех месяцев подряд на небольшой яхте задача не самая легкая. Психологическая устойчивость тут необычайно важна, ведь в случае какой-либо опасности надеяться придется только на второго члена экипажа. Неудивительно, что участвуют в парных регатах преимущественно яхтсмены-профессионалы. Есть и подобные регаты с коротким курсом, но там “парность” обусловлена небольшими размерами яхт.

Парусный спорт на Олимпийских играх

Парусный спорт включили в программу Олимпийских игр в 1900 года (II летняя Олимпиада, Париж). Один из немногих видов спора где в состязаниях сразу участвовали мужчины и женщины. Всего разыграли 7 золотых медалей. Советские спортсмены присоединились к олимпийским гонкам в 1952 году.

Выступление советских яхтсменов

Советский Союз долгие годы оставался вне олимпийского движения. Только в 1951 году СССР был принят в Международный олимпийский комитет. Олимпийская регата 1952 года для советских яхтсменов стала первой. Высоких результатов ожидать не приходилось.

Первый успех пришел в 1960 г (XVII Олимпиада, Рим). Советские спортсмены взяли серебро в классе «Финн» и золото в классе «Звездный» (исключен из олимпийской программы в 2016 г).

Всего советские яхтсмены за всю историю парусного спорта завоевали 12 олимпийских наград: 4 золотых медали, 5 серебряных, 3 бронзовых.

Парусный спорт в Рио-де-Жанейро (2016) и Токио (2021 г)

Парусный спорт на Олимпийских играх состоит из 10 дисциплин. Яхтсмены проводят пять гонок среди мужчин, четыре среди женщин и одну в смешанном классе.

Общий медальный зачет две Олимпиады подряд возглавляет Англия. В 2016 году три великобританца вернулись из Рио-де-Жанейро олимпийскими чемпионами. Российские спортсмены порадовали соотечественников одной бронзой. Стефания Елфутина завоевала третье место в классе «RS:X».

Олимпиада-2021 оказалась для России менее удачной. Российские яхтсмены остались без наград. Англичане увезли из Токио пять медалей, из них три золотые.

Олимпийские правила парусных гонок

Регату проводят в два этапа. Сначала проходят квалификационные гонки. По результатам квалификации лучшие экипажи отбирают в финал.

Олимпийская трасса имеет форму треугольника. Протяженность составляет несколько морских миль – общей, фиксированной длины нет. На маршруте установлен ряд буев. Яхтсмены должны обойти буи в определенной последовательности с указанной стороны.

Интрига парусных гонок состоит в том, что прямой путь от одного буя к другому, не всегда самый быстрый. Подводное течение, сила и направление ветра, влияют на скорость судна. Поэтому решающие значение имеет опыт экипажа. Умение лавировать — быстро и правильно изменить положение судна по отношению к ветру.

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!

Швертбот-двойка «Летучий Голландец»

Швертбот «Летучий Голландец» спроектирован голландским конструктором Уусом Ван Эссеном в 195) г. как гоночная двухместная лодка для соревнований на озерах Центральной Европы. В то время метод постройки легких и прочных корпусов выклейкой их из полос древесного шпона — избранный конструктором для своей лодки — только завоевывал популярность. Благодаря уменьшенному весу корпуса реально было рассчитывать при оптимальных погодных условиях на плавание в режиме глиссирования, поэтому швертбот получил плоскую поверхность днища, в корме с малым радиусом скругления скулы. Носовая оконечность для улучшения ходовых качеств при плавании на волнении имеет, наоборот, более удлиненные и заостренные обводы, чем у швертботов прежней постройки.

Корпус снабжается двойным дном, уровень которого расположен выше ватерлинии; благодаря этому попавшая в кокпит вода легко сливается через «форточки» в транце. Герметизированное между донное пространство представляет собой необходимый объем плавучести для обеспечения непотопляемости швертбота. Под палубой по бортам закрепляют дополнительные надувные емкости, облегчающие постановку лодки на ровный киль в случае опрокидывания.

В форпике обычно оборудуется стеклопластиковый раструб, в который укладывается спинакер (его площадь составляет 17,6 м2). Благодаря этому устройству упрощается постановка и уборка спинакера во время гонки: достаточно поставить на мачту спинакер-гик с заранее заведенным такелажем и в нужный момент парус может быть поставлен простым выбиранием фала из кокпита.

С 1952 г. швертбот оборудуют трапецией для отк-ренивания. В следующем году «Летучему Голландцу», быстро получившему распространение более чем в полутора десятке стран, определили статус международного класса IYRU. Было снято первоначальное ограничение по использованию швертбота «только для озер», поскольку лодка хорошо проявила себя и в гонках в морских условиях. Сейчас в мире зарегистрировано около 3000 «Летучих Голландцев».

Гонки на этом швертботе проводят даже при ветре силой 6—7 баллов — опытные спортсмены регулируют величину кренящей силы на парусах с помощью изгиба эластичной алюминиевой мачты и изменения «пуза» паруса. Просторный кокпит позволил оборудовать швертбот большим количеством устройств и приспособлений, облегчающих управление судном и его настройку на ветер различной силы.

«Летучий Голландец» — свободный класс, в котором в определенных пределах допускается совершенствовать конструкцию и оснастку, поэтому сегодняшний «голландец» лишь отдаленно напоминает швертбот, построенный Ван Эссеном 29 лет назад. В последние годы ведущие гонщики класса используют как шпоновые корпуса, так и корпуса, построенные из стеклопластика с применением высокопрочных армирующих волокон «Кевлар» и углерода. Пластмассовый корпус, армированный углепластиком, весит всего 90 кг.

Впервые экипажи «Летучих Голландцев» участвовали в Олимпийской регате в 1960 г. В пяти регатах советские яхтсмены на «голландцах» трижды занимали места в первой шестерке, но еще ни разу не поднимались на пьедестал почета. Сильнейшую конкуренцию в этом классе составляют голландцы братья Фоллебрехты, экипаж У, Штейнгросса из ГДР, братья Диш и Кениг из ФРГ. На дистанциях всесоюзных соревнований сильнейшими являются экипажи В. Леонтьева и В. Гусенко.

Это интересно: Гребная лодка Фофан

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные); 
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны). 

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее. 

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на: 

  •  швертботы 
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние. 

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы: 

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты); 
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).

Оффшорная регата

Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль

Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности

Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.

Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате Сидней-Хобарт, например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно тут) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и Rolex Middle Sea Race, то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

История парусного спорта

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.

1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.

В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.

До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.

Даты создания других старейших яхт-клубов:

1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;

1838 год – Гоночное общество в Гавре;

1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;

1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;

1858 год – Парижский парусный клуб;

1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:

  • «Финн» (мужчины),
  • «Лазер» (смешанные),
  • «470» (швербот-двойка, мужчины и женщины),
  • «Европа» (женщины),
  • килевые яхты «Звёздный» (мужчины),
  • «Инглинг» (женщины),
  • парусная доска-одиночка — класс «Мистраль» (мужчины и женщины),
  • катамаран-двойка — класс «Торнадо» (мужчины).

В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.

Классификация яхт

Как таковой единой и признанной классификации гоночных спортивных яхт не существует. Транспортные средства для проведения гоночных соревнований – регат можно условно разделить по нескольким признакам: форме и типу корпуса, по дальности удаления от берега и типу осадки.

По форме корпуса яхты бывают:

  • Однокорпусные;
  • Двукорпусные — катамараны;
  • Трикорпусные – тримараны.

Чем больше корпусов, тем выше устойчивость яхты.

По дальности плавания яхты делятся на:

  • Прибрежные;
  • Прогулочные;
  • Круизные (морские).

По типу осадки среди однокорпусных плавсредств выделяют:

  • Килевые яхты. Грузовой балласт закреплен на плавнике. Такие яхты обладают хорошей осадкой благодаря низкому центру тяжести. Имеют хорошую устойчивость.
  • Швертботы – подводные крылья, не имеющие балласта.
  • Компромисс – средний вариант между килем и швертом. Грузовой балласт есть, но по массе гораздо легче киля.

По спортивной принадлежности яхты бывают:

  • Национальные – используются в определенной стране. Способны плавать в водоемах конкретной местности, учитывают местные климатические особенности.
  • Международные – яхты, конструкции которых используют в разных странах.
  • Олимпийские – принимают участие в главном мировом соревновании.

Национальные, международные яхты должны быть признаны международной федерацией парусного спорта.

Почему матч-рейс — это самый крутой формат парусных гонок

  1. Именно в этом формате проводится уже почти 150 лет самая престижная парусная регата — Кубок «Америки». Nuff said.
  2. Только здесь есть острая тактическая борьба в самом близком возможном контакте между лодками. Она зрелищнее и понятнее, чем в гонках флота.
  3. Матч-рейс требует хорошей натренированности и слаженности экипажа, так как имеет значение каждый сантиметр положения лодки и каждый миг выполнения маневра. Кроме того, рулевой должен хорошо знать Правила парусных гонок и уметь их использовать для собственной выгоды. Ничто так не прокачивает парусные скиллы, как матч-рейс!
  4. Количество маневров за гонку в матч-рейсе в два-три раза больше, чем на гонке флота той же дистанции, при этом сами гонки более короткие за счет меньшего количества участников. Всё это здорово добавляет динамичности в целом неторопливому парусному состязанию.
  5. Разрешение протестов и назначение наказаний происходят сразу на воде, в реальном времени. Что, опять же, оживляет гонку, делая её более наглядной и зрелищной.
  6. Пан или пропал! Как и в любом тру-поединке, здесь есть либо выигрыш, либо проигрыш. Других вариантов нет. Матч-рейс здорово воспитывает бойцовский дух.

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортом нужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.

Международные парусные турниры

Самые престижные регаты проходят под эгидой Олимпийских игр. Дебютные заплывы состоялись в 1900 году в Париже. Олимпийский турнир проводится отдельно для нескольких типов яхт. Стоит отметить строгое разделение мужских и женских разрядов, кроме состязаний в классе «Накра-17». На сегодняшний день в летней олимпийской программе разыгрывается сразу 10 комплектов медалей.

На втором месте по популярности стоит Кубок Америки. Это самое старое международное парусное соревнование, которое проводится по сей день. Трофей разыгрывается в серии гонок между победителем прошлого цикла и основным претендентом согласно рейтинга яхтменов.

Океанская гонка Вольво представляет собой коммерческую кругосветную регату на парусниках класса Volvo Ocean 65.

Регата Tall Ships Races Baltic является одним из самых больших по численности участников парусных турниров планеты. Принять участие могут только молодые спортсмены от 15 до 25 лет. До соревнований допускаются яхты более 9,14 метров в длину.

Регаты Velux 5 Oceans и Vendee Globe относятся к разновидности одиночных кругосветных гонок.

Особенности парусного спорта

Парусный спорт – соревнования, где участники противостоят друг другу в гонке на специально оснащенных лодках. Еще такого вида соревнования называют «яхтинг».

Первый официальный международный союз, объединяющий профессионалов парусного спорта, был основан в 1907 году. На данный момент организация насчитывает 115 национальных федераций, куда входят спортсмены со всего мира. Самый популярный вид соревнований, известный людям, далеким от мореплавания, это регата.

Так именуют гонку, обычно традиционную, которая состоит из нескольких состязаний для лодок разных классов. Проведение регат имеет свои традиции. Это связано с тем, что многие гонки насчитывают уже не один десяток лет.

Самые популярные регаты мира:

  1. Балтийская. Проводится с 1946 года. Первый старт был дан в Ленинграде.
  2. Vendee Globe – единственная кругосветная регата, проведение которой не предусматривает промежуточных остановок.
  3. Volvo Ocean Race – кругосветная гонка. К участию допускаются только яхты класса Volvo Ocean. Проводится с 1973 года. До 2006 гонку организовывали раз в 4 года. Но из-за возросшего зрительского, а впоследствии и спонсорского, интереса срок между соревнованиями сократился до 3 лет.
  4. Fastnet – международные соревнования. Периодичность проведения – раз в 2 года. Маршрут остается неизменным: Остров Уайт – Плимут, с заходами в порты Лендс-Энда, Южной Ирландии, острова Силли. Состязания проводятся с 1925 года. Первая гонка насчитывала всего семь участников, из которых только четверо добрались до финиша. В последней регате соревновались 347 экипажей – абсолютный рекорд.
  5. Кубок Америки. Это старейшее соревнование в мире, дошедшее до сегодняшних дней. Стартовый заплыв датируется 1857 годом. Свое название гонка получила в честь самого первого победителя – яхты «America». Всего регата насчитывает 35 розыгрышей (крайний запланирован на 2017 год). Малое количество соревнований связано с двадцатилетним перерывом, который случился после окончания Второй мировой войны.

Парусный спорт – занятие чрезвычайно опасное

Безусловно, данный вид спорта сопряжен с некоторой долей опасности. Однако следует учесть, что в основном к несчастным случаям на воде приводит несоблюдение – чаще всего яхтсменами-любителями – элементарных правил техники безопасности. Например, почти в 86% несчастных случаев люди, оказавшиеся за бортом, были без спасательных жилетов, в 30% случаев причиной несчастий на воде стал алкоголь, 80% аварий произошло по вине неопытного шкипера, не имеющего лицензии. К тому же яхты не так часто попадают в неприятные ситуации – наибольшее количество несчастных случаев (42%) происходит с открытыми моторными лодками, 27% – с гидроциклами, и лишь в 14% случаев страдают моторные лодки с каютами и парусные суда.

У тебя есть кумиры в спорте?

В парусном спорте есть выдающиеся мужчины и женщины, у всех есть чему поучиться. Но я не могу назвать кого-то конкретного, кто бы меня восхищал.

Зато меня очень вдохновляет история российской мотогонщицы Анастасии Нифонтовой — она в одиночку без техподдержки прошла ралли «Дакар» и стала первой женщиной, финишировавшей в гонке. Я давно за ней слежу в соцсетях — нравится, как она пишет посты. 

Наверное, это единственный блогер, у которой я читаю все подписи в Инстаграме под фотками. Ещё про неё есть книга «Чистое небо Дакара». Я её прочитала и поняла, насколько она сильный духом человек, с которого хочется брать пример и не сдаваться. Нереальная мотивация и энергетика. Хотелось бы когда-нибудь с ней лично познакомиться!

Как вообще люди реагируют на то, что ты яхтсменка?

Для некоторых странно звучит, что я занимаюсь парусным спортом. У многих возникает ассоциация с прогулками на яхте и шампанским, а не с профессиональным спортом. Хотя всё чаще встречаю людей, которые немного понимают в этом. Остальным приходится объяснять, что парусный спорт — это не про красивые яхты и шампанское на борту. 

Ещё парусный спорт путают с греблей, но это прям совсем разные вещи. Я всегда смеюсь оттого, как мои друзья и близкие представляют себе, чем я занимаюсь. «Ожидание» и «реальность» очень различаются!

Кому-то может показаться, что я хвастаюсь, когда начинаю рассказывать про свои тренировки. Но так я хочу привлечь вниманию к нашему крутому виду спорта.

Матч-рейс вчера и сегодня

— в ответ на вопрос королевы Виктории о том, кто же идёт вторым за легендарной яхтой «Америка».

На протяжении более 100 лет Кубок разыгрывался в формате один на один между защитником, обладающим кубком (Defender) и претендентом (Challenger). Даже когда претендентов было несколько, между ними проводилась специальная отборочная сессия в том же формате матчевых гонок, с раунд-робинами и всем остальным. Позже эта серия получила название Louis Vuitton Cup.

К сожалению, с переходом Кубка на катамараны красота чисто матч-рейсинговых моментов в нем пошла на убыль.

Из-за слишком большой скорости катамаранов и разницы между динамикой катамаранов разных команд, ситуаций, когда лодки сходились бы близко, стало очень мало. Но теперь, когда Новая Зеландия возвращает в Кубок монокорпусные суда, есть надежда, что мы снова увидим захватывающие поединки на Кубке «Америки».

В 2012 году матчевые гонки впервые (и пока единственный раз) вошли в программу Олимпиады. Команда россиянки Екатерины Скудиной тогда в напряженной борьбе заняла четвертое место, остановившись в шаге от пьедестала.

Ты часто меняешь яхты. С чем это связано?

В парусном спорте это нормально. Нельзя в детстве сесть на одну лодку и ходить на ней всю жизнь. Начинают обычно с «Оптимиста» — это маленькая лодка на одного. На ней учатся дети до 16 лет или до 50 кг. Всё зависит от того, что наступит раньше. 

Потом пересаживаются на лодки для подростков на переходные классы — они могут быть одиночные, могут быть на двоих. На них учатся профессионально тренироваться и готовиться к тому, чтобы перейти на олимпийские классы яхт. У меня всё так и было — я много на чём тренировалась, была и на крейсерских яхтах тоже.

Сейчас мне очень нравится Nacra 17, пересаживаться куда-то ещё я не планирую. Мне нравятся те эмоции, которые я испытываю, пока иду на фойлах. Кажется, будто я управляю стихией. Это круто!

Олимпийские классы яхт

На Олимпийских играх спортсмены выступают исключительно на яхтах-монотипах разного класса. Их всего несколько. Выбирает яхты Международная федерация парусного спорта. С течением времени требования изменяются, из списка выбывают яхты одного класса и появляются новые. Так, стали историей Олимпийских игр такие классы яхт как «Звездный», «Дракон», R-класс (5,5, 6 и 8 метров).

Сейчас к олимпийскому классу причисляют «Летучий голландец», «470», «49er», «Эллиот», «Темпест», «Солинг» и, конечно, неизменный еще с 1952 года «Финн», рассчитанный на спортсменов-одиночек. В основном это швертботы, которые относительно легко транспортируются, хотя есть и килевые яхты. Такими лодкам может управлять экипаж от одного до трех человек.

В следующих статьях мы расскажем о яхтах олимпийского класса более подробно.

дизайн яхт, интересные факты, Олимпийские игры, парусные гонки, парусный спорт, яхта

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий