Шахматы – особые виды и формы

Легенда о происхождении игры Чатуранга (игра четырёх королей)

Легенда гласит, что Индия экспортировала древнюю форму шахмат в Персию, подарив шахиншаху (древний персидский монархический титул) Хосрову Ануширвану игру, изобретенную специально для него: игру «четырех королей» или «чатуранга».

Когда арабы завоевали Персию, они влюбились в эту игру. Первые книги по шахматам были написаны на арабском языке, халифы Багдада принимали к себе лучших игроков.

Затем шахматы распространились по мере того, как арабы утвердили свое влияние на недавно завоеванных территориях. На Западе игра достигла Северной Африки и Средиземноморья, закрепилась в новой провинции Аль-Андалус, ныне Андалусия — самая южная провинция Испании. Созданные здесь университеты мавров обучали исламской культуре, в том числе шахматам.

Стратегия достигла христианского Запада в конце 10 века, а еще раньше Китая и Японии. Торговля также принесла игру скандинавским и русским народам к концу 11 века.

За столетия игра претерпела глубокие изменения, каждое общество разработало правила со своими собственными кодексами. Несмотря на то что они имели одно и то же происхождение, ранние индийские, китайские и японские игры не имели ничего общего с западными шахматами.

Чатуранга означает «четыре конечности», или «четыре части», поэтическая отсылка к четырем подразделениям армии, которые использовались в Индии в древние времена: пехота, колесницы, кавалерия и слоны. Добавьте к ним раджу и его визиря, и у вас будет шесть различных типов фигур из игры в чатурангу.

Многие другие виды шахмат в мире произошли от чатуранги. В седьмом веке персы переняли эту игру и назвали ее чатранг. Они, в свою очередь, передали его арабам, которые назвали его шатрандж. Шатрандж передавался европейцам с десятого века и далее, а в конце пятнадцатого века он стал шахматами сегодняшнего дня.

В восточном направлении игра была перенесена в Китай, где она претерпела метаморфозу сян ци, самой популярной версии шахмат в современном мире. Другие восточные версии шахмат, такие как сеги в Японии, мак-рук в Таиланде и ситтуин в Бирме, все они использовали элементы чатуранги. Одной из ранних форм Чатуранги была игра для четырех игроков с игральными костями, иногда известная как Чатураджи.

Правила игры

Все действия осуществляются на доске, размеченной на 64 квадрата, одна половина которых белая, а вторая — черная. На «боевом» поле размещают две армии фигурок. Главной целью соперников является совершение продуманных ходов, чтобы поставить мат противнику. В игре следующие фигуры:

  1. Пешкой осуществляются ходы только вперед на одну клеточку. Если в результате совершенного хода пешка может уничтожить фигуру соперника, ей разрешено сделать ход на одно поле вперед в сторону.
  2. Конем можно ходить на 2 клетки вверх и 1 в сторону.
  3. Слоном следует делать ходы на любую клетку по диагонали.
  4. Ладье можно перемещаться на любую клетку как вверх, так и в сторону.
  5. Ферзь осуществляет ход на любую часть игрового поля.
  6. Король может ходить на 1 клетку во все стороны.

Всего в турнире у каждого участника задействованы 8 пешек, по 2 коня, слона и ладьи, один ферзь и король. Соперники делают поочередные ходы. Начинает игру тот, кому по жребию достались белые фигуры. Помимо обычных ходов в игре есть 2 специальных: рокировка короля и ладьи. Рокировкой называется одновременная смена местоположения короля и ладьи, которая возможна только в том случае, если фигуры еще не совершали ходов. Во время рокировки король переходит на две клеточки к ладье, а она перемещается на поле между начальным и конечным положением короля.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Спорная версия

Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*1019. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

Это интересно: 3402,Открытие Панамского канала — крупнейшее достижение человечества

Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх

До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.

Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.

Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.

Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:

  • Алладин – волшебные шахматы;
  • Динозавры учат шахматам;
  • Шахматная страна.

Обратите внимание!При выборе такого варианта обучения, важно следить за тем, сколько времени малыш проводит у монитора и помогать ему, если он с чем-то не разобрался. Ведь главная цель – обучение, а не времяпровождение у компьютера

Шахматы как вид спорта

Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

Виды и названия

На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.

Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек. 

Король

На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая

На вершине располагается нечто вроде короны.

Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат

Ферзь

Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.

Ладья

Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.

Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.

Слон

Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.

Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.

Конь

Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.

Пешка

Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.

Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.

Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.

Русские линейные

У игрока может присутствовать несколько королей. Доска состоит из вертикальных линий, начинающихся с одной стороны у белых фигур, заканчивающаяся на противоположной стороне соответствующей черной фигурой. Когда фигура попадает на чужую линию, она обменивается на ту, на чьей линии она оказалась. Целью русских линейных шахмат не является постановка мата, так как игрок может получить другого короля, попав на соответствующую линию. Появилась эта игра относительно недавно, а ее основателем считается писатель Валерий Данильчук. Первый официальный турнир был проведен в 2018 году в городе Волгоград.

Интересные факты

Шахматы — это не просто настольная игра, а вид спорта, участники которого должны обладать хорошо развитой логикой и умением грамотно выстраивать тактику. Благодаря многовековой истории развития и становления игры существует несколько интересных фактов о ней:

  1. В шахматы играют даже в космосе. Первое такое событие состоялось 9.06.1970, а игра происходила между командами «Союз-9» и «Земля». Соревнование было завершено вничью.
  2. Самой короткой игрой называется «дурацкий мат». Такая партия длится всего два хода, а количество возможных способов выиграть за первые 4 хода составляет 318 979 565 000.
  3. Шахматная доска появилась вместе с первой древней игрой и с того времени осталась практически без изменений. Складной доска стала благодаря священнику, который ее изобрел. Поскольку священнослужителям было запрещено участвовать в любых разновидностях этой игры, он нашел способ, чтобы обойти существующий запрет. Способность доски складываться позволила священнику прятать ее на книжной полке, маскируя под обычную книгу.
  4. Самой долгой партией в мире стала игра между И. Николичем и Г. Арсовичем в 1989 г. Продолжительность турнира составила 20 часов 15 минут, было сделано 269 ходов. Финалом соревнования стала ничья.
  5. Э. Ласкер сохранял свой титул чемпиона на протяжении 26 лет и 337 дней, став самым непобедимым чемпионом в истории шахмат.
  6. Компьютерные шахматы изобрели в 1951 году, но у компьютеров не хватало мощностей для обработки данных. Первая партия с машиной состоялась только в 1988 году.
  7. В 1770 году Кемпелен смог создать шахматный автомат, который играл с любым желающим в шахматы. Машина представляла собой человеческую фигуру за большим столом. Автомат курил трубку и передвигал фигуры по доске. Он победил в партиях с Наполеоном, Франклином и прочими знаменитостями. Загадку уникальной машины удалось разгадать только спустя много лет. Оказалось, что внутри машины сидел живой человек, делающий ходы.
  8. Мысль Каспарова о том, что шахматы являются муками разума, нашла свой отклик у художника из Голландии Рубинга, создавшего шахбокс. Игра объединила в себе шахматный поединок и физические испытания участников. Состязание состояло из одиннадцати раундов, продолжительность партии была всего двенадцать минут на участника, а промежуток между этапами длился 1 минуту. Раунд в шахматах составлял 4 минуты, а бой продолжался 2 минуты.
  9. Часы добавили в игру, чтобы участники не засыпали. Древние шахматы не подразумевали использование часов и ограничений по времени для совершения хода. Это привело к тому, что соперники могли проводить за партией много часов подряд. На турнире в 1851 г. оба участника уснули за игрой, так и не закончив ее. После этого случая был разработан и внедрен контроль времени, который сначала осуществлялся с помощью песочных часов. Лишь в 1883 году их заменили механическими.

Шахматы как профессиональный спорт

Сегодня для того, чтобы играть в шахматы на высшем уровне, необходимо интенсивно заниматься с раннего детства. Современный профессиональный спорт немыслим без денежных вложений. Родители будущих чемпионов тратят большие деньги на занятия своих чад, и шахматы в этом плане не исключение.

Государственная поддержка профессионального спорта тоже дает свои результаты – уже появляются 12-13-летние чемпионы. Особенно активно в этом плане действуют Индия и Китай, а во многих европейских странах шахматы входят в школьную программу. В Калмыкии шахматы более 10 лет факультативно  преподаются во всех школах. За это время в республике появились международные гроссмейстеры и призеры чемпионатов Европы и мира.

Стратегия

В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.

  • 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
  • 2 означает, что вы перемещаете корабль.
  • 3 означает, что вы двигаете коня.
  • 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.

Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.

Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске

Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага

По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!

Интеллект и сила

Ежегодно в мире проходят тысячи турниров, спортивных состязаний по шахматам. В 1970 году известные всему миру фигурки побывали в космосе. Виталий Севостьянов и Андриян Николаев разыграли партию за «Космос», «Земля» ответила им в лице руководителя подготовки отряда космонавтов Николая Каманина и космонавта Виктора Горбатко. Партия длилась около 6 часов, а космический корабль успел четырежды обернуться вокруг Земли за время турнира «Космос-Земля».

Выдающиеся гроссмейстеры совмещают несколько видов спорта. К примеру, человеку нравится силовые виды спорта, командные игры, и он привык работать интеллектуально. В спортивном мире есть ряд методик для совмещения интересов во время тренировок и турниров. Сложные группы силовых упражнений оставьте на простые шахматные ходы. Когда вы решаете сложную интеллектуальную задачу, сопровождайте поиск легкими упражнениями. Во время «домашней партии» шахматист может отвлечься на прогулки, игру в настольный теннис. Можно сделать несколько упражнений по системе йога.

Чередуйте силовые и умственные тренировки, используя принцип усталости: вам кажется, что мозг устал – переключитесь на физические упражнения, и наоборот. При подготовке к соревнованиям включите силовые нагрузки на первый день тренировок, второй день занимайтесь интеллектуальными играми, после которых стоит один день дать отдохнуть мышцам и мозгу.

Шахматы – это не активный вид спорта. Игроку приходится часами сидеть за столом, разыгрывая партии, многоходовые комбинации. Для победы мало только умственного превосходства игрока – он должен быть в отличной физической форме.

Сравнительная сила фигур[]

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

ФигурыСимволЦенность
ПешкаФайл:Chess plt45.svg1
КоньФайл:Chess nlt45.svg3
СлонФайл:Chess blt45.svg3
Ладья Файл:Chess rlt45.svg5
ФерзьФайл:Chess qlt45.svg9

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Малайзия и Бирма

Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

Итак, основные особенности бирманских шахмат:

  1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
  2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
  3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
  4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
  5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
  6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

Характеристики игры:

  1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
  2. На некоторых есть диагональные разметки.
  3. Фигуры расположены в клетках.
  4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
  5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
  6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
  7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий