Подготовительная к школе группа
1. Познакомить с правилами игры в хоккей, развивать умение действовать в команде.
2. Учить вести шайбу клюшкой толчками; бросать ее после ведения, увеличивая скорость движения и расстояние до цели; ударять после ведения по медленно скользящей шайбе справа и слева; останавливать ее клюшкой; забивать шайбу в ворота слева и справа.
3. Развивать скоростно-силовые качества, глазомер.
4. Воспитывать выдержку, настойчивость, взаимопонимание, ответственность перед командой, умение считаться с другими детьми и предупреждать травматизм, самостоятельно организовывать игру с небольшим количеством участников.
Обучение игре в хоккей по программе «Играйте на здоровье»
Обучение игре в хоккей по программе «Играйте на здоровье» проводится без коньков, на основе дифференцированного подхода (возраст, рост и т.д.), на всей площадке (15/10 м) или ее половине (5/7 м) с использованием шайб различного размера и веса (80-100-150 г), плетеного мяча, пластмассовой легкой шайбы; с увеличением или уменьшением расстояния при действиях в парах (2, 3, 4 м).
Занятия проводятся в декабре два раза в неделю (на улице). Беседы входят в занятия в качестве их первой части.
Предлагаем сообщить детям следующие элементарные теоретические сведения.
1. Где возникла игра?
2. Как выбрать клюшку? Как действовать клюшкой?
3. Удары по воротам.
4. Правила хоккея; приемы игры вратаря.
5. Наши хоккеисты.
? Мы – команда!
? Защита ворот.
? Умейте нападать!
? Чем можно помочь друг другу в игре?
Воспитанию интереса к хоккею, развитию самостоятельной двигательной деятельности способствуют индивидуальные домашние задания из серии «Выходи играть во двор».
1. Попробуй вести шайбу, не глядя на нее. Если получилось, укрась маленькую часть клюшки (рис. 1).
2. Игра вдвоем двумя шайбами. Если ты был внимателен, не терял шайбу из поля зрения, закрась кусочек льдинки (рис. 2).
3. Загони шайбу в лунку. Если удалось, обведи одну букву (рис. 3).
Беседа 1. Хоккей -любимая национальная игра (из истории хоккея)
Воспитатель. Посмотрите на эти картинки! В какую игру играют изображенные на них спортсмены? Правильно, это хоккеисты. Они смелые, сильные. У них быстрая реакция. Хоккей -такая спортивная игра, которая помогает приобрести эти качества.
Где появилась игра? Кто ее придумал? Хоккей на траве возник в индейских племенах Северной Америки (Канада) давно – более ста лет назад. В него играли без правил, и игроки не были похожи на современных хоккеистов-спортсменов. Получил хоккей распространение в странах Азии, в Центральной Европе. Сначала это была игра только мужчин, а сейчас в нее играют и женщины. Наша команда много лет была ведущей среди хоккейных команд мира. Всем известны имена знаменитых российских хоккеистов: Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, Валерия Харламова, братьев Буре. Наши хоккеисты выигрывают и побеждают благодаря не только умениям, знаниям правил, но и дружбе. Хоккей – командная спортивная игра. Кто из вас видел хоккейный матч по телевизору? Вы заметили, как ловко передвигаются по полю спортсмены, стремясь продвинуть шайбу ближе к воротам противника, и забивают гол (шайба в воротах)? Хоккеистам также необходимо защищать свои ворота. Каждый игрок в команде выполняет свою работу, решает свою задачу.
Какая роль у нападающих в команде? (Ответ) Правильно, вести шайбу и «атаковать» ворота соперника. Какая за-
дача у защитников? (Ответ) Верно, не давать нападающему из команды-соперницы забить гол в свои ворота, т.е. оборонять их. Хоккей бывает разный:
? с мячом на траве. В какое время года лучше играть в этот хоккей? (Ответы) Правильно, поздней весной, летом;
? с шайбой. Когда в него будем играть? (Ответы) Где? (Ответы);
? роликовый (мало распространен).
Первые шаги.
На самом деле стоит начать с подготовки к тренировке. Не только психологической (настроиться на тренировку) и технической (поточить коньки и замотать клюшку), но и физической. А если выразиться, точнее, привести своё тело в форму. Хоккей достаточно сложный вид спорта (особенно в техническом плане), в процессе игры в хоккей задействованы практически все группы мышц, и представьте, что будет с вашим туловищем, если выйти на лёд не подготовленным.
Зарядка по утрам
Как подготовиться к началу занятий хоккеем?
Для начала нужно выработать режим спортсмен надо высыпаться и соблюдать режим приема пищи. Следующим этап работа над собой. Начать можно с малого, банально делать зарядку по утрам. А вот потом, по мере возможностей уже добавлять общие физические упражнения: отжиманий, присед, пресс, планка, прыжки на скакалке. И конечно, не стоит забывать про растяжку. Растяжка очень важная составляющая тренировочного процесса. Если вы обладаете хорошей растяжкой, то очень сильно снижаете возможность получения травмы.
Пришёл в форму, а что дальше?
Вот вы пришли в форму, почувствовали тонус в организме, и что же, можно сразу бежать играть в хоккей, в самое пекло событий? Все-таки не стоит. Для начала нужно выделить время для обучения скольжению на коньках и катанию. Постановка техники катания на коньках, один из самых главных факторов хоккея, и не стоит пренебрегать этим занятием. Если освоить навыки катания, то игра в хоккей станет проще и интереснее
Поэтому, стоит обратить внимание на этот элемент, и вообще, над катанием нужно работать всегда, ведь скольжение на коньках неестественный для человека способ передвижения, и если не практиковаться, то навык теряется
Достиг хорошего уровня катания. Куда двигаться дальше?
После того, как вы освоили базовые (или даже выше), навыки катания, стоит переходить к работе над руками. Для начала можно позаниматься с клюшкой в специализированном зале, так будет легче освоить новые движения, ведь в зале можно нахвалиться в обычных кроссовках, а это значит, что вас не будет отвлекать постановка ваших ног на льду. Но это лишь в начале. Впоследствии, конечно же, нужно переносить все отработанные навыки владения клюшкой и шайбой в зале на лёд, и уже применять их в совокупности с навыками техники катания. Кстати, зал для дриблинга (или, как его ещё называют «бросковые зоны») будут полезны не только на этом этапе. Но об этом немного попозже.
Как же проводить первые полноценные тренировки на льду?
Сейчас мы рассматриваем ситуацию, в которой базовые навыки катания, а так же владения клюшкой вы уже получили (возможно, с помощью тренера, возможно самостоятельно, ну а как выбрать тренера для хоккеиста-любителя читайте в следующих статьях), и пришло время полноценно тренироваться. На этом этапе тренироваться самостоятельно просто не получится, и нужен грамотный специалист, который составит тренировочный план исходя из количества желаемых тренировок (которых необходимо хотя-бы две-три в неделю) и возможностей спортсмена. У каждого этот план будет индивидуальным, но в целом задача у всех одинаковая совершенствовать свои навыки и подниматься на более высокий уровень хоккейного мастерства, осваивать технику бросков и щелчков (а вот и «бросковые зоны» пригодились), осваивать культуру паса и тактическую грамотность. Все это можно получить, как и в командных тренировках, так и в персональных, тут уже, как говорится, личное дело каждого. Многие: хоккеисты-любители, совмещают занятия в хоккейной командой с так называемыми «индивидуальными тренировками с тренером и «бросковыми тренировками ».
Бросковые тренировки на синтетическом льду
Хочу научиться бросать.
Ну что, а теперь вернёмся, пожалуй, к самому желаемому навыку бросок/щелчок и передаче партнеру. Все, без исключения, хоккеисты хотят иметь бросок как у Овечкина, но как же этого достичь? Вот тут мы и возвращаемся к занятиям в «бросковой зоне». Как я уже и говорил, что освоить азы владения клюшкой легче в бросковом зале, это касается: передачи и броска. В зале вы можете самостоятельно или с помощью специалиста детально разобраться технику броска и щелчка, а так же отработать уже имеющиеся навыки. Главное и неоспоримое преимущество такой тренировки заключается в том, что за одну тренировку вы сможете бросить 200-300-400-500 раз, когда на тренировках на льду с командой вы нанесёте порядка 30-50 бросков в лучшем случае
Не гонитесь за бросками в «девятку верхом», важно поставить именно технику броска, но для этого нужно хорошо освоить передачу партнеру
Занятие 2
Цель. Учить правилам игры, игре в команде; учить ударять по скользящей шайбе справа и слева; развивать скоростно-силовые качества; побуждать к самостоятельной организации разных игр с клюшкой и шайбой.
Место проведения. Спортивная площадка.
Оборудование. Клюшки, шайбы.
Ход занятия
1. Беседа «Техника и тактика игры» (2 минуты).
2. «Землемеры» (2 раза).
Игра-аттракцион «Кто скорее измерит клюшкой хоккейное поле?» При перекладывании клюшки из одной руки в другую не отрывать один конец клюшки от земли.
3. «Попрыгунчики» (2 раза).
Чье звено скорее, перепрыгивая через клюшки, переберется на другой конец площадки? (Клюшки лежат на расстоянии 1 м друг от друга.) Условие: не делать дополнительных прыжков.
4. «Сбей колпак со снежной бабы» (2 минуты).
Метание снежков, мячей в вертикальную цель, находящуюся на расстоянии 4-5 м, способом от плеча правой и левой рукой.
5. «Поспеши, не сбей» (2 раза, темп быстрый).
Ведение цепочкой друг за другом шайбы, не отрывая от нее клюшку, обводя предметы, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга (три предмета).
6. «Сбей кеглю» (4-8 раз, темп умеренный). Бросать шайбы с расстояния 2-3 м слева и справа, стараясь попасть в цель.
7. «Загони в ворота» (2 раза, темп быстрый).
Ведение шайбы толчком справа и слева и забрасывание шайбы в ворота после ведения (расстояние – 10 м).
8. «Хоккеисты» (8-10 раз).
Игра в хоккей по упрощенным правилам.
9- Свободные игры с клюшкой и шайбой.
Л. ВОЛОШИНА, Т. ЛУНИНА, Л. НОВИЧКОВА, БелгородРисунки Е. Башкировой
Волошина Л., Лунина Т., Новичкова Л. Играем в хоккей // Дошкольное воспитание, 2003. № 1. С.34–39.
Старшая группа
1. Познакомить с увлекательной игрой – хоккеем, с инвентарем для него. Вызвать интерес к игре и желание научиться играть в нее.
2. Учить правильно подбирать клюшку и правильно держать ее; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и между предметами (кегли, кубики…); бросать шайбу с места в цель (расстояние – 2-3 м), увеличивая силу броска и расстояние; ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны; забивать шайбу в ворота с места и после ведения.
3. Развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.
4. Обучать правилам безопасной игры, действиям вдвоем, втроем; воспитывать выдержку, взаимопонимание.
Беседа 2. Игровая площадка, инвентарь
Воспитатель. Давайте познакомимся с игровой площадкой, иначе – игровым полем. Размер его – 15×10 м (рис. 4). Гладкие деревянные борта, окружающие поле, должны быть не ниже 0,5 м (их можно заменить снежным валом). Поле между воротами разделено двумя голубыми линиями на три зоны: нападения, нейтральная и защиты.
Все другие линии – красного цвета. Ворота стоят на льду, у них есть сетка, они легко передвигаются. Высота ворот -1 м, ширина – 1,5 м. (С детьми на этапе освоения игры в качестве ворот можно использовать кегли, кубики, другие зрительные ориентиры.)
На столе лежат предметы. Они разные. Давайте уберем лишние, оставив только необходимые для хоккея. Назовите эти предметы. (Ответ) Верно, коньки, клюшка, шайба, шлем. Мы будем играть в хоккей без коньков. Сегодня надо научиться подбирать клюшку по росту, переносить ее. Удобно ли вам играть такими маленькими клюшками (у хоккеистов клюшка больше)? Удобно: клюшка соответствует вашему росту (она должна доставать игроку до подбородка, если при этом «носком» касается земли). У меня в руках клюшка, соответствующая моему росту. Андрей, «примерь» ее. Удобно держать такую клюшку и играть ею? (Ответ?) Почему? Верно, она слишком велика. А взрослому удобно играть маленькой клюшкой? Нет, ему придется очень низко наклоняться. Посмотрите, как правильно держать клюшку: двумя руками – одной сверху за край рукоятки, другой на 30 см ниже
Шайбу можно широким движением руки толкать клюшкой, при этом важно смотреть не на шайбу, а немного вперед. Обходя противника, нужно вести шайбу частыми толчками, не отрывая ее ото льда
Игрок должен подобрать себе форму, клюшку, уметь правильно переносить ее на место игры (показ). (Дети шагают по кругу – клюшка внизу сбоку или на плече) Игрок должен уметь правильно держать клюшку. А вы это умеете? Покажите! Помните: ее нельзя поднимать во время замаха выше пояса. (Дети показывают замах)
Существуют два броска шайбы: короткий (при ведении) и с широким замахом (при подаче и забрасывании голов).
Важно научиться останавливать шайбу. Я покажу, как остановить мяч, а вы постройтесь парами и попробуйте выполнить подачу и остановку шайбы
(Дети выполняют?)
Теперь проведем игру «Ровным кругом». Кому не хватит клюшки – выполняет задание по картинке, которую выберет. (Встают в позу хоккеиста, берут клюшки и делают замах)
Беседа 5. Мы – команда!
К тактике игры относятся различные комбинации и игровые системы, такие как . 1) обводка противника;
2) выбор места для задержки противника;
3) выбор обманных приемов;
4) способы передачи – их выбор;
5) игра у борта;
6) задачи защиты и нападения.
Дошкольникам сложно самим выбирать разные тактические действия в соответствии с игровой ситуацией. Тактика для них – это атака и оборона всей командой.
Умейте защищать! Оборона начинается после потери шайбы на поле противника. Известны различные оборонительные действия. Одно из них -противника задерживают нападающие, блокируя его при помощи разрешенных правилами игры силовых приемов.
Умейте нападать! Атака – быстрый переход от оборонительных действий к наступательным. Центральные напада-
ющие находятся сзади крайних, сохраняя таким образом возможность для тактического обхода, что помогает быстро создать оборонительный заслон.
Предлагаем вниманию читателей примерные конспекты занятий по обучению игре в хоккей.
Беседа 3. Простейшие правила игры в хоккей
Гол считается забитым, если шайба полностью пересекла красную линию ворот (для дошкольников на начальном этапе обучения нецелесообразно вводить положение «вне игры»). Разрешенным силовым приемом в борьбе за шайбу называется толчок плечами или бедром. Запрещается толкать противника более чем с двух шагов разбега, задерживать его, перебрасывать за борт, ставить подножку при помощи клюшки,
ноги, преграждать путь при помощи клюшки, брать шайбу руками.
Виды штрафов: малый (удаление игрока на минуту); большой (удаление на три минуты); дисциплинарный (удаление на пять минут или на все время игры); штрафной удар (буллит).
Замена. Чтобы добиться равномерной нагрузки на детей, замену игроков производят звеньями через определенные промежутки времени (2-3 минуты).
Вратарь. Во время атаки вратарь стоит в позиции – ноги вместе, немного согнувшись и наклонившись вперед. Клюшку держит перед носками ног, прикрывая ту сторону ворот, на которую направлена атака. Может делать ногами оборонительные движения – ноги врозь.
Команда состоит из вратаря, двух защитников, трех нападающих. На форме капитана обязательно обозначение в виде буквы К.
Перерывы – пять минут. После каждого из них происходит смена ворот.
(С детьми проводят упрощенный вариант игры: два-три периода по во-семь-десять минут.)
Начало игры производится путем вбрасывания шайбы судьей и двумя стоящими друг против друга игроками-соперниками.