Готовимся к открытию
Документы
Организация мототуров предполагает наличие приличного парка мотоциклов (10-15 штук), сотрудничество с гостиницами и отелями по всей стране, опытный персонал. Также можно предусмотреть возможность присоединиться к туру на своем мотоцикле. Если вы намерены развернуть масштабную работу, привлекать спонсоров или партнеров, оптимальнее будет зарегистрироваться в качестве ООО. Единоличное управление бизнесом может быть вполне оформлено в качестве ИП.
Для перевозки пассажиров требуется лицензия, поэтому в случае предоставления такой услуги ее нужно получить. Если вы лишь будете сдавать транспорт в аренду или принимать клиентов с личной техникой, то дополнительных разрешений не требуется. С каждым заказчиком заключите договор, где будут прописаны права и обязанности сторон, мера ответственности и способы урегулирования споров
Уделите внимание финансовой составляющей: отсутствие возвратов из-за непогоды, отсутствие компенсации питания, если клиент от него отказался
Предстоящие траты
Количество и денежный состав статей расходов в предстоящем бизнесе зависят от его размаха. Основными будут следующие траты:
- Территория для мотостоянки (аренда или покупка): от 500 руб. за 1 кв. м.
- Мотоциклы для мототуризма (10-15 единиц): от 50 до 500 тыс. руб за штуку. Учтите, что модель должна быть защищена от ветра, грязи, влаги. Технику стоит покупать новую или почти новую, ведь это ваша репутация перед клиентом, разбирающимся в мотоциклах.
- Автомобиль для перевозки мотоциклов в точку старта и обратно. Это может быть несколько машин со специальным прицепом. Либо перегонка осуществляется нанятыми людьми.
- Автомобиль для сопровождения (микроавтобус класса ГАЗель), где разместится весь персонал (гид, механик, медик), инвентарь, инструменты, навигатор, багаж клиентов и прочее.
- Разработка сайта: от 10 тыс. руб. Он будет главной площадкой для приема заказов.
- Реклама в СМИ и интернете.
- Услуги персонала. Предпочтительно заключать соглашения о работе разово, без найма в штат, поскольку у клиентов должно быть право выбора – они могут отказаться от сопровождения или услуг механика ради экономии. Второе основание для повременной оплаты – сезонность бизнеса (он осуществляется только в летнее время ради безопасности).
Если вы живете в красивом городе с интересными окрестностями и не столь отдаленными городами-героями с массой достопримечательностей, то ориентир на местных жителей позволит успешно окупить рекламу в региональных газетах и журналах, блогах и форумах. Нацеливаясь на всероссийскую известность, обойтись внутренними листовками и брошюрами не удастся – нужна масштабная реклама в интернете и крупных изданиях, посвященных туризму и отдыху, мотоциклам и автомобилям.
Вашей визитной карточкой станет сайт
Желательно сделать его на нескольких языках, чтобы привлечь внимание иностранных туристов. Оптимизируйте описания туров для поисковиков, расскажите о дополнительных услугах, приведите примеры маршрутов и фотографий
Яркие снимки и увлекательная программа для будущих клиентов станут весомым аргументом в вашу пользу.
Безопасность
Активный туризм на мотоцикле опасен сам по себе. Взбираясь на гористые поверхности, проезжая возле крутых обрывов, клиенты рискуют своим здоровьем и даже жизнью. Для начала помните, что проложенный вами маршрут должен быть максимально безопасным. Продумайте траекторию движения так, чтобы люди смогли увидеть все, что хотелось бы увидеть, но без риска здоровью.
Каждый участник мототура должен иметь водительские права и стаж. Проверяйте документы перед отправкой. Неплохой вариант – организация дополнительных курсов для мотоциклистов-новичков для подготовки к дальним поездкам и прохождению трассы в 250-400 км ежедневно. Конечно, врач в команде (в особенности в экстремальных маршрутах) будет всегда кстати. Перед каждой поездкой проводите технический осмотр мотоциклов.
Холодное оружие.
Огромные охотничьи ножи и разные «ножи Рембо» любят таскать с собой на поясе байкеры. При том, что на хороший ножик не нужно получать разрешение, стоимость его сравнительно невысока, минусов в холодном оружии значительно больше, чем плюсов.
1. В каких бы безопасных ножнах нож не висел, при падении с мотоцикла он легко может сломать пару ребер, а то и вообще куда-нибудь воткнуться. Связка ключей в кармане ребра легко ломает, с таким человеком я лично общался. Низкий травматизм от собственных ножей у байкеров объясняется лишь тем, что они ездят на чопперах, и в принципе падают редко.
2. Ножом надо уметь пользоваться, как в физическом смысле, так и в плане моральной готовности. Если вы лично не знаете гада, который на вас нападает, и вы не посвятили 10 лет занятиям по ножевому бою, велик шанс, что этот ножик у вас отберут и вам же куда-нибудь запихнут. Моральный аспект требует взвешенного самоанализа. Я подумал на эту тему и решил, что морально не готов никого зарезать. Отчасти поэтому я вожу нож для того, чтобы резать им на природе колбасу и помидорчики, и ездит он не на поясе, а в багаже.
3. Демонстрация ножа может спровоцировать агрессию. Видел одного байкера, он был жирный и толстый ботан в очках. И у него на поясе висел здоровенный «нож Рембо». Эта картина пробесила даже меня. Если же он попадется любому из часто встречающихся на периферии гопничков, которым пихнуть в человека отвертку или напильник не представляет никаких проблем, боюсь, что этот байкер из данной ситуации победителем не выйдет. Рассматриваемый экземпляр байкера ездит по Москве, поэтому скорее всего будет продолжать ездить и дальше: хипстеры его пугаются, а он этому и рад. Но дальше 100 км. от МКАДА ему не стоит выезжать в таком прикиде.
В качестве резюме, совет: посмотрите на себя в зеркало, а потом представьте, что вспарываете кому-то живот. Если бы в зеркале стоял бритый налысо мужик с отверткой в кармане спортивного костюма Абибас, вы бы эту статью не читали, правда?
Из жизни.
За весь опыт мото- и не мотопутешествий, конечно были конфликтные ситуации. Чаще всего получалось их разрешать переговорами, но бывало и просто везло. Сейчас приведу 3 ситуации, при которых могла быть опасность жизни, просто для примера, и расскажу, что можно было сделать.
1. Мы едем по брошенной горной дороге тырныаузского ГОКа, откуда-то из-за горы выезжает очень своеобразный товарищ на коне, с бородой и ружьем. И резко направляет лошадь на нас. Я газку поддал, дядя этот очевидно, понял, что нас напугал, и не стал за нами гнаться.
А вот если бы погнался? По тем местам лошадь гораздо более проходима и имеет большую скорость, чем туристический мотоцикл (с хард-эндуро я бы еще поспорил, с турэндуро — увы). Догнать нас не проблема. У него ружье уже на правом плече дулом вниз, то есть, в боеготовность приводится за секунду, да и еще он из него не слезая с лошади стрелять небось умеет. Наши шансы? Их нет. Нож и травмат не помогут, ружье долго доставать.
2. Мы едем в Тушети, и то ли сворачиваем куда-то на боковую дорожку, уже не помню. В общем, выезжаем мы из-за горы на джигита с большой такой винтовкой с оптикой. Борода в наличии. Опять же, я просто поздоровался и проехал мимо, он кивнул в ответ. А если бы захотел прибрать к рукам наше добро? Или мою блондинку себе забрать? Были шансы для самообороны? Так же, как и с предыдущим пунктом, не было никаких шансов.
3. Мы спим в палатках на Онежском озере, в это время у меня с мотоцикла сливают бензин местные пацаны. У нас с собой было ружье, была собака. Представим, что собака не проспала, а нас разбудила, что бы было потом? Пугнуть это пацанье можно и без ружья, но допустим, они на меня нападают, я валю кого-то из них, а может, и всех. Дальше что? Дальше на нары. Хотя в этой ситуации, в целях хотя бы запугивания, ружье как раз адекватно к использованию. Так что, как я говорил, для обороны лагеря, и только, его можно использовать. Опять же, для магазинных ружей при обороне лагеря можно использовать первый холостой, но громкий и яркий, второй с солью, а все остальные убойные. Для усиления эффекта предупреждения, разумеется.
Как работает бизнес
Первым делом разрабатываются уникальные маршруты туров. Их можно частично подсмотреть у конкурентов или составить самостоятельно, опираясь на собственный туристический опыт. Как только предложение будет готово, его представляют потенциальным клиентам. Желательно, чтобы у людей всегда был выбор (экстрим, туры для влюбленных, достопримечательности).
Оплата туров происходит обычно за 1-2 месяца до начала, чтобы вы успели зарезервировать номера в отелях, столики в кафе, места на праздниках, в музеях, театрах и на прочих мероприятиях. В качестве брони в момент заказа тура лучше взять предоплату в размере 20-30% от стоимости. Как правило, заказы принимаются через интернет, а это значит, что расчет будет производиться преимущественно безналичным способом.
Чтобы передвижение мотоциклистов было наполнено не только дорожными впечатлениями, добавьте комфортных приятных мелочей в маршрут: посещение бани, аттракционы, посещение боя петухов, гонок и многое другое. Это сделает ваш проект заметным на фоне конкурентов. Финишной точкой обычно выступает место старта, чтобы людям было проще ориентироваться и возвращаться домой, но вы можете и здесь быть оригинальными – предложите сопровождение до автовокзала, аэропорта или даже нужного населенного пункта.
Собака.
Я прям сразу спойлерну, что самым адекватным инструментом самозащиты мне кажется хорошо обученный и воспитанный пес. В большинстве ситуаций, кроме откровенного разбойного нападения группой лиц, нормальная псина, выведенная не для сидения на руках гламурной кисы, вполне способна, во-первых, напугать и остановить гада. Во-вторых, физически защитить хозяина и его имущество. А пугнуть случайного гопника — вообще вопрос не стоит. В зависимости от породы и подготовки пса, разумеется.
Минусы собаки очевидны:
1. На мотоцикле и в общественном транспорте ее не увезешь, несмотря на множество гламурных фоточек, блуждающих по сети. Крупную собаку еще и на самолет посадить большая проблема. Поэтому собака как сторож и охранник в путешествии, по-сути, подходит только автопутешественникам.
2. Собака должна быть обучена, поскольку от не имеющей охранных навыков псины толку мало. На практике это было понято, когда у меня с мотоцикла слили бензин на Шальском. Мы тогда восприняли ситуацию с юмором, но факт остается фактом, в общем-то охотничья собака спокойно проспала, никого не разбудив, в пяти метрах от мотоцикла, с которого сливали бенз.
Так вот, на обучение собаки конечно нужно много времени и деньги, весьма сравнимые с покупкой дорогого огнестрельного оружия. И конечно, порода не любая подойдет.
3. При путешествии с собакой будут проблемы с вселением в отели, лишние вопросы придется решать при прохождении границы и т.п.
Разумная осмотрительность.
Ничто не может так хорошо обезопасить путешественника, как разумная осмотрительность и умение добазариться в конфликтной ситуации. Говорить о каких-то конкретных правилах осмотрительности не считаю возможным, поскольку осмотрительность — это черта характера человека, и в каждой ситуации они по-разному может проявиться. Конечно, не надо бухать с незнакомыми местными, особенно если они якуты какие-нибудь, ездить безопаснее компанией, а не одному, лагерем вставать подальше от населенны пунктов, в которых люди по 5 и более лет зарплаты не видели. Но это всякому здравомыслящему человеку ясно. В остальном, если напоролись, не проявляя агрессии, добазариваемся, кто как умеет. Умеете по понятиям разложить — самое сильное оружие самообороны, для нашей страны, у вас уже есть. Не умеете — все равно, спокойно, агрессию, равно как и страх, показывать нельзя. Не материмся, на три звучных буквы никого не шлем. На вопросы сколько жрет, сколько прет, отвечаем, можно с некоторой скидкой, особенно на вопрос «сколько стоит». На просьбу прокатиться мягко говорим, что мы тебя не знаем, конкретно к тебе никаких вопросов нет, но был у меня случай, когда другу дал покататься, а в него случайно кто-то въехал и т.п. Опять же, надо видеть, кого надо забалтывать, а кого можно коротко и ВЕЖЛИВО послать. Но это нарабатывается опытом и зависит от общества, в котором наш смелый мотопутешественник родился, рос и вырос. Если с коммуникацией проблемы — прокачивайте осмотрительность, но не доводите ее до трусости, иначе у вас не будет совсем никаких приключений
Все.
Огнестрельное охотничье оружие.
Неплохо может подойти для охраны лагеря, хотя при его применении в рамках самообороны вы на 100% влипните на превышение необходимой обороны. В плюсах убойность, высокая вариативность патронов, от соли до картечи, самые разные пули. Минусов, для мотопутешествий, тоже полно.
1. Габариты. Кроме складных вариантов, вроде ТОЗ-106, который у меня есть и приобретался как раз для пары поездок в особо дикие уголки нашей необъятной, Рыси и наверное складной Сайги, все остальное — это огромные пушки, которые некуда деть. ТОЗ-106 в сложенном состоянии легко помещается в рюкзак или кофр мотоцикла, но и минусов, за счет короткого ствола, имеет большое количество. Впрочем, для самозащиты это ружье подходит. И для охоты на зомби, разумеется.
2. Медленная подготовка к стрельбе. Вряд ли вы будете возить двудулку ИЖ через плечо, если не едете на расстояние 50 км от дачи на охоту. В дальняк так не поедешь. Значит, ружье у вас будет куда-то упаковано. Доставать долго, убить успеют, если захотят. В лагере, тем не менее, если ружье лежит недалеко, вполне нормальный вариант для его обороны.
3. Необходимость получать лицензию и охотничий билет.
4. Сложности при легальном вывозе за границу.
5. Стрелять надо уметь, даже если у вас в руках короткий ТОЗ-106 с мелкой дробью, целиться из которого практически не требуется.
Преимущества мототуров по России
Увидеть великолепную Россию во всей красе из окон автомобиля – это одно. А когда «верным конем» в поездке выступает мотоцикл, ощущения и эмоции усиливаются, адреналин возрастает, воспоминаний остается куда больше. Предпринимателю остается лишь предоставить самое необходимое: мотоцикл в аренду, удачный маршрут, техническое сопровождение, обеспечение отдыха, питания и ночлега в пути.
Особенностью мототуров является их целевая аудитория – молодые активные люди, обладающие навыками поездок на мотоцикле. В качестве уникального предложения вы можете предоставлять места в поездке для новичков с элементами обучения. Они будут ездить или на заднем сидении, или в автомобиле. Люди, купившие у вас тур, не должны в чем-то нуждаться. Неполадка с мотоциклом – всегда должен быть механик; кому-то вдруг понадобилась медицинская помощь – нужен врач. Чтобы не возникло проблем с гостиницей – нужен организатор.
Автомобиль с бригадой сопровождения должен быть максимально мобильным, ведь мототуры предполагают поездки и по бездорожью, и в горах. Продумайте способы ночлега. Многие люди склонны считать отличным приключением ночевку в палаточном лагере или в деревенской глубинке. Вам предстоит самостоятельно прокатать многие километры, чтобы составить оптимальные маршруты. Они должны выпадать на яркие мероприятия в проезжаемых городах, выставки, фестивали.
Можно разрабатывать маршруты хаотично или выделить группы для комплектования клиентов по интересам:
- Групповые поездки. Незнакомые друг другу люди (группы друзей, семей, коллег) в составе 10-15 человек проезжают заданный маршрут вместе, отдыхают, развлекаются. Обычно поездка занимает около 2-х недель и стоит от 200 до 350 тыс. руб. с человека.
- Индивидуальные туры. Разрабатываются с учетом пожеланий заказчика (количество дней и желаемый отдых).
- Уикенд-туры. Организация поездок на выходные дни, охватывает обычно ближайшие города.
- Целенаправленные поездки. Фестивали, праздники, события для мотоциклистов – на них иногда без хорошего гида и сопровождения попасть непросто.
Дополнительными услугами с вашей стороны может стать сервис обслуживания техники, перегон мотоциклов по стране, уход и хранение, организация встреч или бизнес-поездок для VIP-персон, проведение соревнований.
Превышение необходимой обороны.
Это первое, о чем вам расскажут на обучении, если вы захотите оформить себе ружье или травмат. И будут правы, поскольку в результате применения оружия на 99 % вы окажетесь обвиняемым в совершении уголовного преступления. Я сам некоторое время был сотрудником тогда еще милиции, и после ухода на всякий случай консультировался со своими, кто еще остался в системе, по поводу статистики приговоров суда по этому вопросу. И, к сожалению, вынужден констатировать, что закон чаще всего не на стороне обороняющегося с оружием. То есть, если на вас напали с огнестрельным оружием, а у вас в руках перочинный нож, и вы, по какому-то волшебству, умудрились затыкать им гада, то да, вы не превысите пределы необходимой обороны. В случае огнестрел против огнестрела вы при свидетелях должны предупредить гада, что будете стрелять, скорее всего при этом превратившись в труп. Либо, если успели стрельнуть первым, отправитесь отбывать срок. В случае, если вы обороняетесь с огнестрельным оружием против опасного и агрессивного гада, вооруженного, к примеру, холодным оружием, вы точно отправитесь отдыхать на нары.
Это проблема нашего законодательства и правоприменительной практики, она известна давно, но десятилетиями ситуация не меняется, и это четко надо себе понимать.
Очевидно, что если в глуши Вологодской области на вас напал беглый зэк, и у вас есть с собой оружие, надо валить его и никому об этом потом не говорить. Но это, во-первых, уголовное преступление, во-вторых, это не совет от меня, а просто теоретическая модель, с точки зрения простоты дальнейшей жизни, а в-третьих, в такую ситуацию вы скорее всего не попадете — это надо иметь очень плохую карму.
Поэтому, повторяя советы любого инструктора, думайте, иметь или не иметь и стоит ли оно того. Возможно, просто следует соблюдать бдительность и в принципе не попадать в такие ситуации, когда оружие требуется применить.
В отношении использования оружия, для гражданского стрелка, есть целый ворох статей, вплоть до уголовного хулиганства.
Всемирная туристская организация готова поддержать развитие мототуризма
Об этом представитель международной организации сообщил на Мотосаммите, который прошел в Петербурге с 12 по 13 ноября
Фото: vk.com/ram78ru
Всемирная туристская организация (UNWTO) объявила о рестарте туристической отрасли. Но как быстро запустить те туристические механизмы, которые были утрачены за время пандемии коронавируса.
«Мы считаем, что мототуризм, это самая простая и логичная, в данной ситуации, сфера, которая будет востребована», – отметил председатель оргкомитета форума, вице-президент Ассоциации мотоциклистов Санкт-Петербурга Михаил Некрасов.
В свою очередь, представитель комиссии устойчивому развитию туризма Всемирной туристской организации UNWTO Дмитрий Ильин заметил, что существуют стереотипы, согласно которым многие воспринимают мотоциклистов, как банду байкеров из кино. У некоторых это вызывает настороженность и мешает развитию мототуризма.
«Конечно, это просто стереотипы, навязанные кино. Цель UNWTO по мототуризму – поддержка развития мототуризма. Это направление позволяет туристам оценивать природные, культурные и другие аспекты посещаемых мест. Продвигать культуру бережного отношения к окружающей среде. Мототуристы это в большей степени индивидуальный туризм, они отдают предпочтение менее известным направлениям. Скажем, посещая сельскую местность, они помогают развитию местного туризма», – рассказал Дмитрий Ильин.
Говоря о событийном мототуризме, президент ассоциации «Мотоциклисты Санкт-Петербурга» и спецпредставитель губернатора Петербурга Григорий Путинцев напомнил, что в Северной столице проходит фестиваль St.Petersburg Harley Days. Пандемия на два года прервала проведение фестиваля, но в августе 2022 года он состоится.
Жемчужиной St.Petersburg Harley Days – 2022 станет масштабный мотопарад. Ожидается участие представителей из 40 стран. В мотоколонне пойдет около 11 тысяч мотоциклистов. А также гостей фестиваля ждет несколько десятков активностей, это трюковая езда, множество конкурсов, звезды рока на сцене и т.д.
По словам Путинцева, также идут переговоры с перевозчиками, чтобы снизить стоимость билетов для гостей фестиваля из других городов и стран.
Он также отметил, что необходимо возродить традицию проведения фестиваля Мотостолица, главная идея которого – популяризация мотоциклетного спорта среди широкой аудитории, воспитание духа свободы, смелости, мужественности и воли через мотокультуру.