Метание гранаты – Виды и техника метания – Особенности

Исторический экскурс

Еще на Олимпийских играх в Древней Греции было метание копья на точность, позже добавили упражнение на дальность. Отдельно выделяли метание диска. В современном легкоатлетическом спорте до соревнований допускаются не только мужчины, но и женщины. Было добавлено толкание ядра.

История метания мяча неотрывно связана с детскими играми. Легкий и небольшой снаряд был безопасным и с его помощью легко было тренироваться. Мяч мог быть как воздушным, так и набитым перьями. Игры с ними были популярны в Древней Греции, Древнем Риме и в других цивилизациях. Не потеряли они актуальности в Средние века и Новое время.

В современных условиях в программу соревнований входит только метание копья, диска, толкание ядра. На уроках физкультуры в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях такие упражнения используются для развития координации, укрепления мышц рук, ног и туловища

Особенно это важно для детей 9−10 лет

Для учащихся разных классов разработаны нормативы. Для метания используется малый набивной мяч весом 150 г. Так, мальчики 9−10 лет должны метнуть снаряд на 24−32 м, девочки — 13−17 м. В 11−12 лет для мальчиков норматив — 25−34 м, для девочек — 14−22 м. В возрасте 13−15 лет норматив составляет для мальчиков 30−40 м, для девочек — 18−26 м. Для взрослых нормативы иные и мяч для них должен быть тяжелее.

Как установить результаты?

Бросок засчитывается только в том случае, если граната упала в пределах коридора, не вылетев по ширине. В этом случае старший судья отдает команду: «Есть», а результат спортсмена фиксируется в протоколе. Еще одно условие — участник не должен нарушить правила при осуществлении броска, например, не выходить за пределы дорожки для разбега, не переступать за черту.

Также старший судья поднимает вверх флажок. Таким образом, он отдает команду судье-измерителю зафиксировать результат. Он производит специальный замер.

Попытка не засчитывается, если спортсмен нарушает одно из правил: касается любой частью тела или обмундирования пространства за чертой. Причем все равно в момент броска или сразу после него. Наступает на саму планку или задевает ее.

След, оставшийся от гранаты, упавшей в коридор, отмечается колышком. Замер результата спортсмена проводят с помощью рулетки. Точность устанавливается до сантиметра.

Измерения производятся не сразу, а только после того, как выполнены все три броска. В протокол соревнований заносится лучший результат.

Если два или более спортсменов демонстрируют одинаковые результаты, то считается, что они разделили между собой места. Исключение из этого правила только при определении победителя. Если на победу претендует несколько спортсменов с одинаковыми показателями, им предоставляются дополнительные три броска.

Финальное усилие

Определенной границы между разбегом, подготовкой к финальному усилию и самим финальным усилием не существует. Ошибкой является наличие паузы или сохранение определенного положения вместо стремительного перехода к броску.

Переход к развитию мощного финального усилия начинается с момента постановки левой ноги на грунт. Большое значение во всех видах метаний имеет активное быстрое и мощное разгибание правой ноги, которое воздействует на тело метателя с ускорением вперед-вверх и ускоренно перемещает правую сторону таза вперед. Одновременно левая нога создает тормозящее влияние на перемещение тела вперед и способствует движению системы метатель-снаряд вверх. Поэтому левая нога при постановке на землю обычно, слегка амортизируя, несколько сгибается и быстро выпрямляется.

Во всех метаниях в начале финального усилия таз выводится вперед, его движения опережают движения плеч.

Правильное выполнение финального усилия предполагает начало движения с наиболее крупных и сильных мышечных групп с переходом к усилиям более мелких, но способных в этих условиях к быстрому сокращению групп мышц. Поэтому финальное усилие начинается с быстрого разгибания ног и туловища, убыстряясь по мере включения более удаленных звеньев тела (плечо, рука, кисть).

От начала броска до момента вылета снаряда быстро и напряженно работают все мышечные группы спортсмена – от пальцев ног до пальцев метающей руки, что требует высокой согласованности и координации движений. В начале финального усилия метатель затрачивает значительную силу на разгон всей системы метатель-снаряд, а накопленную при этом энергию он должен максимально использовать для передачи ее на снаряд, причем наибольшее усилие метатель может проявить при двухопорном положении, чем и вызвана необходимость быстрой постановки ног.

В процессе финального усилия перед метателем стоит задача не только увеличить путь приложения силы к снаряду, но и реализовать свои силовые и скоростные возможности для непрерывного воздействия на снаряд по всему пути с силой, обеспечивающей наибольшее увеличение его скорости при выпуске. У спортсменов высокой квалификации начальная скорость вылета снаряда достигает: в метании копья – 35 м/с, в метании диска – 28 м/с, в толкании ядра – 13-15 м/с.

Более рациональному применению силы метателя в финальном усилии способствует умелое использование эластических свойств мышц. Известно, что чем большая сила будет затрачена на растягивание мышц (до определенных пределов), тем большую работу они могут произвести при сокращении.

Определенную роль при метаниях играет работа свободной (левой) руки. В финальном усилии отведение ее в сторону (с опережением вращения туловища) способствует не только увеличению жесткости оси вращения, но и более быстрому сокращению предварительно растянутых мышц.

Некоторые упражнения

Уже с двухлетнего возраста дети уверенно манипулируют мячом. На уроках физкультуры для этого используют разные темы, которые позволяют эффективно подготовиться к выполнению броска. Учитель обязан соблюдать правила метания и контролировать размещение учеников на площадке.

Важно помнить, что дети быстро утомляются от однообразных занятий. Поэтому упражнения лучше делать кратко по 8−10 подходов, многие из них допускается выполнять в парах

Для начального обучения лучше использовать большие утяжеленные мячи.

Примерный перечень упражнений:

  1. Дети сидят напротив друг друга, ноги врозь. Выполняют перекатывание мяча за счет толчка кистями.
  2. То же делается в парах. Исходное положение: широкая стойка в наклоне. Дети находятся лицом друг к другу. Мяч нужно перекатывать двумя руками.
  3. Одиночное упражнение. Ноги врозь, мяч ударяется об пол, при правильном выполнении снаряд получится поймать не сходя с места.
  4. Метание мяча в цель, которая обозначена буквой.

С каждым классом задачи все усложняются. Метание лучше сочетать с эстафетами и подвижными играми. Такая деятельность увлекает учащихся младших классов, и они получают возможность отрабатывать навык в интересных условиях. Например, игра «Охотники зайцы». Для нее выбирают двух ведущих, которые получают по резиновому мячику. Остальные участники находятся за очерченной областью. По команде они начинают прыгать посередине площадки и задача охотников кидать мяч. Кого он коснется, тот становится охотником.

Есть еще и варианты простых соревнований. Например, кто дальше бросит. Задача каждого участника кинуть мяч как можно дальше. Выигрывает тот, кто показал максимальный результат. Можно усложнить задачу и сделать несколько уровней упражнения «Метко в цель». Ученики должны бросить снаряд во флажок или сбить другой предмет, попасть в обруч или другую очерченную область. При желании можно провести внутришкольные соревнования. Все это позволит стимулировать интерес к освоению навыка метания.

Участник второй команды ловит снаряд, бросает двумя руками и тоже встает в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием или совершила меньше всего ошибок.

Возможные ошибки

Не всегда получается с первого раза выполнить бросок. Спортивные упражнения требуют от человека максимальной концентрации. Успешность выполнения действия зависит от ряда факторов

Поэтому важно уметь выявлять ошибки и исправлять их

Например, при разбеге скованность метателя в предварительной фазе приведет к тому, что мяч не получится далеко кинуть. Это происходит из-за быстрого разбега или передвижения на полусогнутых ногах. Для исправления ситуации нужно вырабатывать равномерный бег.

Ошибки при разбеге:

  1. Затруднен переход к бросковым шагам — причина в отсутствии постоянной предварительной фазы. Необходимо тщательно отрабатывать этот этап.
  2. Нарушение ритма бросковых шагов — это происходит при несоблюдении оптимальной длины шагов и времени их выполнения. Для тренировки лучше использовать ориентиры.
  3. Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге — движение выполняется без маха правым бедром.

Во время обучения важно отрабатывать правильную технику метания мяча. Бросок согнутой рукой или рукой сбоку приведет к тому, что предмет не достигнет цели

При исполнении упражнения нужно соблюдать технику безопасности.

Для этого людей, которые выполняют метание, размещают на безопасном расстоянии друг от друга. Нельзя делать броски навстречу друг другу. Стоит обязательно соблюдать очередность выполнения упражнения и нужно следовать командам тренера или учителя.

Стоит помнить, что при неправильной методике выполнения броска можно получить травму — растяжение голеностопных связок или вывих плечевого сустава

Поэтому важно соблюдать технику безопасности и внимательно относиться к тренировкам

Меры безопасности

Для участия в соревнованиях допускается использование только тех снарядов, которые соответствуют установленным для конкретного вида параметрам (длина, вес). Не разрешается перемещаться по спортивной площадке в момент полёта снаряда.

В качестве профилактики травматизма, также учитывают следующие факторы:

  • для метания диска или молота место его броска огораживают специальной сеткой;
  • все крепления и сетки проверяются на надёжность;
  • снаряды должны быть сухими (даже если на площадке недавно шёл дождь);
  • перед выполнением броска рекомендуется разогреть мышцы разминкой;
  • нельзя проводить метания во встречных направлениях одновременно;
  • перед началом метания, обязательно звучит команда-предупреждение;
  • в момент броска все должны смотреть в направлении движения, чтобы успеть уклониться.

Чтобы ваши броски были результативны, изучайте технику метания. Это не только существенно повысит показатели, но и позволит избежать травм: вывихов и растяжений связок.Знаете ли вы? Герой ирландской мифологии Кухулин был славен интересной техникой метания копья – «бросок лося». Воин бросал своё копьё в противника ногой из-под воды.

Также важно учиться координировать движения. И помните, в спорте нет ничего невозможного – всё зависит от вашего желания и упорного труда

Виды спорта Спорт и фитнес Легкая атлетика Метание

Метание гранаты на точность

Метание гранат этим способом также производится с разбега или с места. На расстоянии в 40 метров от бросающего расположены 3 круга. В центральный попасть сложнее всего — его диаметр составляет всего полметра, за и оценивается это попадание наивысшим баллом.

Радиус второго круга составляет полтора метра, а третьего два с половиной. Главная цель спортсмена — попасть в самый центр мишени, в котором установлен красный флаг на высоте 30 сантиметров от земли. Форма одежды, а также размер и вес учебной гранаты такие же, как и при метании снаряда на дальность.

При этом для того, чтобы попасть в мишень, участнику дается намного больше попыток. Три только пробных и 15 бросков в зачет. При этом спортсмен ограничен во времени. Тренироваться он может не больше минуты, а бросать зачетные броски максимум 6 минут.

Упражнение для метания

Для того чтобы освоить обучение метанию гранаты, специалисты советуют выполнять определенные упражнения.

Первое. Встаньте в стандартную стойку — ноги на ширине плеч. Руку, в которой держите гранату, занесите над плечом. Производите имитацию броска, поочередно выпрямляя руки вперед и вверх. Так не менее 9-10 раз.

Следующее упражнение. Исходное положение тоже. Учебную гранату на время тренировки можно заменить на мяч. Бросаете мяч в пол и ловите после отскока. Упражнение повторяете не менее 10-15 раз.

Последний совет. Выполняете похожее упражнение с отскоком мяча, но уже от стены, а затем от мишени, нарисованной также на стене. При этом стремитесь попасть как можно ближе к центру. Броски проводите с расстояния 5-6 метров.

Легкая атлетика — метание диска

Метание диска выполняют из огороженного сектора с помощью сетки, огораживается та часть, где выпускается снаряд, таким образом зрители и другие спортсмены защищены от опасности. Во время метание никого не должно быть в секторе для метания. Судьи должны смотреть на метателя и снаряд. Защитная сетка должна выдерживать диск весом 2 кг, который движется со скоростью до 25 м в секунду, именно эта скорость задается снаряду во время метания. Направление метаемого снаряда должно быть таким, чтобы диск не мог отскочить рикошетов в сторону метателя, а тем более через край заграждения.

Как устроен диск

Диск либо цельно металлический, либо полый, из различного материала, с металлическим кольцом по краю. Край поперечного сечения закруглен с радиусом 6 мм, при этом две стороны диска одинаковые, без выступов и выемок, гладкий, шероховатый и единый по всей поверхности.

Заградительная сетка имеет U образную форму и должна состоять из не менее шести секций шириной 3,17 каждая, как сделано в дворце спорта на Рабочей. Края этой формы должны быть не менее 6 метров, а высота секций не менее 4 метров. Вся конструкция должна быть плотной, чтобы диск не застревал в стыке, под секциями или в сетке.

Необходимо знать, чтобы сектор для метания диска является опасной зоной и должна быть обеспечена максимальная безопасность.

Диск метают как левой, так и правой рукой.


Вес снаряда

Таблица начисления баллов за выполнение У-ФП-52 (метание гранаты 600 г на дальность)

Баллы

м

Баллы

м

Баллы

м

Баллы

м

Баллы

м

Баллы

м

100

55

89

49

77

43

62

36

42

30

6

24

99

54

87

48

75

42

59

35

37

29

97

53

85

47

73

41

56

34

32

28

95

52

83

46

71

40

53

33

26

27

93

51

81

45

68

38

50

32

19

26

91

50

79

44

65

37

46

31

11

25

Примечание: Представленные в таблице нормативы соответствуют спортивной форме одежды: 1С (в плавках, трусах, майке, спортивной обуви). В этой формы по решению командира (начальника) воинской части (военно-учебного заведения) при соответствующих условиях разрешается заниматься без майки и обуви; 2С (в трусах, футболке, спортивной обуви); 3С (в спортивном (тренировочном) костюме, спортивной обуви); 4С (в утепленном спортивном (тренировочном) костюме, утепленной спортивной обуви, спортивной шапке).

Поправки по форме одежды
к результатам за выполнение у-фп-52
(метание гранаты 600 г на дальность)

Оценка бросков

Метание гранат в цель оценивает судья, который находится в непосредственной близости от мишени. После каждой попытки он оценивает точность попадания и поднимает соответствующие табличку, также дублирует эту информацию голосом. Только после того, как выставлена оценка за бросок, разрешается бросать следующую гранату.

Попадание в каждый раздел мишени оценивается разным количеством очков. За гранату в центральном круге спортсмен получит 115 баллов, за попадание во второй круг 75 баллов и, наконец, за попадание в третий — 45 очков.

Если граната попала в флажок, установленный в самом центре мишени, то дополнительных очков за это не предусмотрено. Спортсмен получит 115 баллов.

Победителей определяют как в личном, так и в командном первенстве.

Типичные ошибки

Наиболее часто при обучении спортсменов любого класса тренеры сталкиваются с достаточно распространёнными ошибками, которые снижают эффективность тренировок в разы.

Бояться их не стоит, так как они являются естественным процессом развития спортсмена и его результатов. Однако и пренебрегать такими проявлениями не рекомендуется, иначе атлет попросту может серьёзно травмироваться. Знаете ли вы? Метание является одной из древнейших спортивных дисциплин. Оно активно популяризировалось ещё во времена древнегреческих Олимпийских игр (VIII век до н. э.).

При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки:

  • при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч;
  • неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку);
  • высокий прыжок при крестном шаге;
  • резкая остановка перед броском;
  • метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса;
  • отклонение спортсмена при броске в одну из сторон;
  • опускание локтя ниже уровня плеча;
  • сгибание коленей при толчке снаряда.

Устранить основные ошибки спортсменов помогут следующие рекомендации:

  1. Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру.
  2. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра — разводить в стороны.
  3. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом.
  4. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение.
  5. Если спортсмен сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы).

Метание гранаты — это достаточно сложная спортивная дисциплина. Несмотря на свою внешнюю простоту, она требует от атлета серьёзной подготовки и длительно отработки техники броска.

Метание гранаты стоит обязательно включать во все комплексные программы по физической подготовке, так как оно способно достаточно быстро развить в атлетах силу, координацию и выносливость.

Метание на дальность

Существует несколько способов метания учебных гранат. Один из самых распространенных из них — метание гранат на дальность. Делается это с разбега или с места, на усмотрение судей и организаторов соревнований и сдачи нормативов.

Снарядом выступает учебная граната, вес которой 600 граммов. У каждого участника есть три попытки. Если вы выполняете это упражнение в армии, то особые требования будут к форме. Форма должна быть полевая с автоматом в руке. При этом допускаются некоторые послабления — разрешен расстегнутый воротник либо немного ослабленный ремень на поясе. При этом снимать головной убор строго запрещается.

Метание гранаты на дальность производится от специальной планки, также ее может заменить линия длиной около 4 метров

Внимание уделяют также качеству дорожки для разбега. Она должна быть плотной, шириной около полутора метров, а протяженностью не менее 25 метров

В самом конце, перед планкой, от которой предстоит бросок, ширина дорожки увеличивается до 4 метров.

Техника метания гранаты

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек — 500 г.

Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой — в ладонном.

Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой- свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья.

Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25—30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).

Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания (кадры 2—4), делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад (кадр 5).

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», — наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направлении (кадры 6, 7).

С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20—30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука» (кадры 8, 9).

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42—44°.

Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2—3 скачка на правой ноге в направлении метания.

В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Обучение метанию гранаты на дальность

Процесс обучения метанию гранаты 600 г на дальность делится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, и ясного понимания его структуры.

Для ознакомления необходимо:

–     назвать упражнение в точном соответствии с НФП: «Упражнение 52. Метание гранаты 600 г на дальность»;

–     образцово показать упражнение лично (для командира подразделения рекомендуется) или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего упражнение военнослужащего из числа обучаемых). Показ должен быть слитным, четким и точным, в установленном темпе, чтобы у обучаемых сложилось полное представление об упражнении в целом.

Упражнение выполняется в комплексе с подходом к месту метания и отходом от него, а также со всеми командами и докладами.

Во время показа упражнения обучаемые должны находиться в одно (двух) шереножном строю вдоль сектора метания, лицом к нему, чтобы видеть показ упражнения в профиль.

В случае личного показа руководитель командует сам себе;

–     объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Объяснение техники выполнения элементов упражнения осуществляется лаконично, без лишних подробностей

Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения упражнения.

Следует указать, что основное предназначение изучаемого упражнения – развитие у обучаемых специальных двигательных качеств и создание предпосылок психологической устойчивости при метании боевых гранат.

Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обученного военнослужащего метать боевые осколочные противопехотные гранаты в цель на дальность и точность.

Метание гранаты 600 г на дальность изучается на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по другим предметам боевой подготовки.

Руководитель доводит, что это упражнение входит составной частью в упражнения 32, 33, 34, 35 и 37 (упражнения на полосе препятствий) и в упражнение 50 «Бег на 3 км с метанием гранат и стрельбой». Оно включается в перечень упражнений, выполняемых во время плановых занятий и спортивно-массовой работы в период подготовки подразделений к боевым действиям;

–     показать упражнение еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения. Упражнение показывается с остановкой после разбега до линии метания с замахом рукой в движении. Руководитель объясняет технику выполнения бросковых шагов и порядок выполнения стопорящих прыжков.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения упражнения.

Метание гранаты 600 г на дальность представляет собой физическое упражнение сложное для обучаемых и состоит из нескольких составных элементов, поэтому его разучивание целесообразно проводить по разделениям.

Вначале метание гранаты разучивается с места, а затем с двух и четырех шагов по разделениям. Метание с полного разбега начинается на малой скорости беговых шагов после медленной ходьбы, чтобы прочувствовать координацию движений. Затем скорость разбега постепенно увеличивают.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий