Наколенники
Для создания надежной защитной экипировки для колен разработчикам пришлось постараться. Хорошие наколенники должны предохранять от травм главный сустав, соединяющий бедренную кость, большеберцовую кость и надколенник. Фирменный элемент экипировки стоит 70-100 долларов, но лечение коленки у докторов − в десять раз больше. Поэтому спортсмены экстремальных дисциплин не выезжают без защитного снаряжения. Наколенники выпускают как самостоятельную деталь или вшивают в велосипедные штаны. Выбор экипировки зависит от назначения защиты: только колено, голень, коленный сустав вместе с голенью. Изделия компании Troy Lee Designs считаются лучшими элементами экипировки велосипедиста по соотношению качества и цены.
ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНОК.
Велосипедный спорт появился раньше, чем велосипед в современном его виде.
Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу. Длина трассы составляла всего 2 км. Выиграл гонку англичанин Джеймс Мур. В том же году в Англии состоялись первые трековые соревнования. В 1869 проведена гонка между Парижем и Руаном.
Еще какое-то время после этого гонщики соревновались на, как их называли в Англии, «пенни-фартингах» (небезопасных в управлении велосипедах с огромным передним и очень маленьким задним колесами), но настоящий велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колесами. Разрабатываются различные модели велосипеда, в том числе предназначенные специально для соревнований, повсеместно открываются велосипедные «академии» и клубы. К 1890 Лига американских велосипедистов стала крупнейшим в мире спортивным объединением.
В 90-е XIX века гонки стали столь популярны, что их включили в программу первых Олимпийских игр современности (1896). Первый чемпионат мира (по трековым гонкам) прошел в 1893 в Чикаго, два года спустя впервые разыграно мировое первенство среди профессионалов (интересно, что первые треки были песчаными, глинистыми, травяными, асфальтовыми и пр.). C 1921 проводятся мировые чемпионаты в шоссейных гонках. В 1929 впервые стартовали гонки в закрытых помещениях. В 1958 состоялся первый чемпионат мира среди женщин.
Традиционно ведущие позиции в соревнованиях велосипедистов занимают европейцы: сначала это были представители Франции и Великобритании. Со временем их «догнали» спортсмены Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Германии и Дании, а также американские и – в последнее время – австралийские гонщики.
Француз Даниэль Морелон помимо трех золотых олимпийских медалей 7 раз (в период с 1966 по 1975) завоевывал титул чемпиона мира в спринте, – как и блиставший до Первой мировой войны в 100-километровой гонке за лидером Леонард Мередит (Великобритания). 10 раз подряд – с 1977 по 1986 – побеждал в спринте Киоси Накано (Япония).
У женщин вне конкуренции считающаяся величайшей велогонщицей всех времен француженка Жанни Лонго: на чемпионатах мира она выиграла в общей сложности 12 золотых медалей (в ее активе также олимпийское «золото» и множество мировых рекордов).
Известно немало гонщиков, которые, отличившись в соревнованиях любителей, затем не менее успешно выступали в статусе профессионала. Легендарный бельгиец Эдди Меркс стал первым в истории велосипедистом, сумевшим выиграть чемпионат мира и среди любителей, и среди профессионалов.
Мэдисон
Мужской вид мэдисон, или “американка”, изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.
В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.
Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством “ручной плети” (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).
Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка)
Как правило, “количество кругов более важно, чем выигрыш очков”. Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена
Во время смены с помощью “ручной плети” нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч
Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью “ручной плети” нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.
Виды этапов многодневок
Пролог
Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-заочень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют какиндивидуальные, так и командные прологи.
Иван Бассо на гонке сраздельным стартом
Гонка на время с раздельным стартом
ITT (англ. Individual time trial) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенныепромежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды идругие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатитстартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».
Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапахиспользуются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горнымходом.
Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральнойклассификации.
Командная гонка на время с раздельным стартом
TTT (англ. Team time trial) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полнымисоставами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятомуфинишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколькоспециалистов гонок с раздельным стартом.
Спринтерский этап
Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатитьотрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могутдать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.
В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.
Пересеченный этап
Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.
Горный этап
Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, соспуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Еслиэтап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться впелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.
Профиль «королевского» горного этапа на Тур деФранс 2009
«Королевский» горный этап
«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категориисложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшегогорного гонщика.
На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общегозачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы междуучастниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют невписаться в лимит времени.
Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.
История шоссейного велоспорта
Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).
Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения – мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.
В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.
Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».
История велоспорта
Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».
На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.
В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.
К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.
Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:
- в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
- с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.
В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.
В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.
Что такое велотрек
Велотрек имеет форму овала с длиной покрытия от 133 до 500 м, но самые важные международные соревнования проходят на треках длиной 250 м. Угол наклона на виражах может показаться пугающим для новичка: 42 градуса! На прямых участках эта цифра уменьшена до 12,5 градусов.
На велотреке, в отличие от стадиона, нет размеченных одна за другой дорожек одинаковой ширины, но разметка тем не менее имеется, и вот что она означает:
- «Лазурный берег» – полностью окрашенная в голубой цвет полоса, наносимая по всей внутренней кромке трека. Нужна для выхода велосипедистов на трассу.
- Измерительная линия – чёрная линия (или белая, если полотно тёмное), по внутренней кромке которой идёт измерение длины велотрека.
- Спринтерская линия – линия красного цвета, по которой отрабатывают спринт.
- Стайерская линия – линия голубого цвета для остальных тренировок.
Это нюансы продольной разметки. Но есть ещё и поперечная:
- Финишная линия – широкая белая полоса с чёрной линией посередине. Наносится на полотно в конце одного из прямых участков, за несколько метров до виража.
- Линия 200 метров – белая линия, наносимая за 200 метров до финишной.
- Линия гонки преследования – две красные линии, наносимые напротив друг друга в середине каждого из прямых участков трека и служащие линиями финиша в гонках преследования.
Ширина всего полотна от 5 до 10 м в зависимости от длины трека. Покрытием велотрека обычно служат дерево и бетон.
Также у велотрека до выхода на «Лазурный берег» есть плоская часть без крена – зона тихой езды. На ней велосипедисты разминаются и заминаются.
Правила поведения и занятий на велотреке
2. Проверяйте велосипед до тренировки
Не менее раза в месяц следует проверять затяжку болтов на своём велосипеде. И перед каждым выездом на трек оценить натяжение цепи, чтобы она не спала во время тренировки, и давление в шинах. Оптимальное давление – 7-8 атмосфер.
3. Будьте внимательны
Чтобы попасть на трассу, выходите с «Лазурного берега». Там вы набираете скорость, чтобы она была не менее 33-35 км/ч. Перед выходом внимательно посмотрите назад, чтобы не стать препятствием для встречного гонщика.
4. Соблюдайте прямолинейность движения
Катаясь на треке, не занимайте всё полотно вилянием из стороны в сторону. Выберите одно направление, соответствующее типу вашей тренировки, и держитесь его.
5
С осторожностью используйте шоссейный велосипед. У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало
Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей
У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало. Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей.
По правилам велотрека движение по полотну трека на шоссейнике запрещено. Шоссейный велосипед, конечно, можно использовать, но тогда придётся кататься на нём в нижней части полотна (пространство до выхода на «Лазурный берег»), не поднимаясь выше спринтерской линии.
Рекомендуем уточнить возможность катания на шоссейнике в этой части трека у администрации.
6. Следите за чистотой своего велосипеда
Не выезжайте на трек с грязным велосипедом и пыльными колёсами, всегда протирайте их перед выходом на полотно. Это делается не только ради чистоты полотна, но также и для улучшения сцепления с поверхностью.
7. Двигайтесь быстро в верхней части трассы
При прохождении поворотов с гоночной скоростью, которая может превышать 85 км/ч, крен пытается соответствовать естественному наклону велосипеда, движущегося по этой кривой. Поэтому велосипедисты не соскальзывают вниз.
Риск скольжения намного выше при низких скоростях (30 км/ч и ниже) как на прямых участках трека, так и тем более на виражах. При падении вы не только создадите угрозу себе и своему оборудованию, но и остальным спортсменам, находящимся ниже вас.
Запомните: чем медленнее вы едете, тем ближе к основанию трека должны находиться.
8. Не ходите по полотну
Полотно велотрека не терпит вмятин, трещин и выпуклостей, поэтому запрещено, находясь на нём, выстёгиваться из педалей и ходить в туфлях.
10. Не возите на велосипеде сумки, запчасти и воду
Все вещи должны быть сняты с велосипеда перед выходом на трек. Это касается велосумок, насосов, приклеенных гелей, фонарей и даже бутылки с водой. Если что-то из этого вдруг отлетит, оно может попасть другим велосипедистам под колёса, и случится завал. Фляжки с водой остаются на столах в коридоре отдыха.
Вы можете ездить с хорошо закреплёнными датчиками и велокомпьютером, но на соревнованиях их нахождение на велосипеде строго запрещено. Запрещены даже наручные часы.
Велогонки в программе Олимпийских игр.
В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.
С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.
Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.
Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).
Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.
УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)
УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.
В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.
Велотреки
Достаточно сложный, с точки зрения строительства, спортивный объект с особыми требованиями к конструкции дорожки. Комплекс (велодром) включает в себя замкнутое кольцо в форме овала ( трек), с трибунами для зрителей и «подтрибунными» помещениями.
Велодромы бывают открытые и закрытые, применяемые покрытия –дерево или бетон. Длина дорожки для проведения крупных международных соревнований в пределах от 250 до 400м ( для остальных стартов допускаемый стандарт 130 -500м), ширина – 5м ( 7м для международных стартов), одинаковая везде. Угол уклона на виражах 42град., 12,5 град. на прямых отрезках. На дорожку наносится яркая разметка ( линии финиша, старта в разных видах и др.). Движение на треке всегда проходит против часовой стрелки.
Самый известный велотрек в СССР, Крылатское, был построен к московской олимпиаде в 1979г. Оригинальное сооружение в форме большой бабочки по размерам вмещает два футбольных поля. Особенная геометрия трека (длина более 300м) и настил из сибирской лиственницы, позволили велогонщикам установить на Олимпиаде 13 рекордов мира. Трек давал возможность разгоняться до 100км/час и считался самым быстрым в мире.
Современные соревнования велосипедистов на треке, это уже не только спринт. Многообразие видов так велико, что разобраться во всех их тонкостях под силу только знатокам велоспорта.
Дорожные и трековые дисциплины
Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.
Шоссейные
Шоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные «болиды» не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.
Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.
Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: шоссейный;
- Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
- Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
- Используемый рельеф: автомобильные трассы.
Трековые
Трековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.
Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: трековый;
- Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
- Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
- Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.
Велокросс или Циклокрос
Велокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.
В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.
В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.
Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
- Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
- Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.
Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.
Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.
Специализации гонщиков Классик
Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное времянаходиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельныхэтапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобыбороться за высокие места в генеральной классификации.
Спринтер
Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольшихподъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колесаразгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет«взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать внебольшой подъем.
Раздельщик
За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, ново время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое времянаходиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная ихспециализация — гонки с раздельным стартом.
Горняк
Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваномритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во времяатаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, ихвыдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшиминдивидуальным ходом, нежели раздельщики.
Мастер скоростного спуска
Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.
Универсал
Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу вобщем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.
Генеральщик
Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.
Грегари
Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передаетводу и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие вкоманде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним изважнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.
Грипсовицы
Элементы экипировки велосипедиста не только защищают, но и спасают от многих неприятностей. Когда температура воздуха приближается к -20°С, спортсмены экстремальных дисциплин надевают грипсовицы (или погги). Изготовленные из плотного материала рукавицы устанавливают на разные виды руля. Например, с рогами по краям (или посередине) и грипшифтами; без рогов с дуалконтролами. Во всех случаях удобно переключать передачи и нажимать рукоятку тормоза. За короткое время движения велосипедист прогревает внутреннее пространство рукавиц, создавая микроклимат. Благодаря мембранной ткани образовавшийся конденсат свободно выходит наружу.
Дополнительные достоинства экипировки:
- рука выдергивается без затруднений, т.к. грипсовицы очень мягкие;
- установлен вентиляционный клапан;
- нанесена светоотражающая полоса;
- есть крепления для переноски на рюкзак или другие предметы;
- допустимо наличие тонкой перчатки.
Райдер в крепких рукавицах не боится ветра, мороза, дождя, царапающих на скорости веток.