Кросс кантри – Трассы и снаряжение – Для начинающих и особенности

Что проверить перед покупкой двухподвеса?

Обязательно убедитесь, что тормоза хорошо работают. Фулы развивают очень большую скорость, особенно при спуске, поэтому надежный тормоз будет вашей главной защитой при движении.

Оцените качество шин – у них должна быть хорошая толщина и прочность.

Обратите внимание на педали, которые входят в комплектацию велосипеда. Для спортивного катания часто советуют контактные педали, которые крепко удерживают ногу во время движения, равномерно распределяют нагрузку и позволяют развить большую скорость. Но к таким педалям нужно привыкнуть, потому что вынимать из них ногу на первых порах будет непросто

Но к таким педалям нужно привыкнуть, потому что вынимать из них ногу на первых порах будет непросто.

В целом, перед покупкой двухподвесного велосипеда еще раз оцените, насколько вам нужна такая модель. Главный недостаток двухподвесов – это большой вес из-за наличия двух амортизаторов и достаточно высокая цена (от ценовой категория в 15-30 тысяч рублей и вышей). Если вас не пугают эти сложности и вы готовы к одному из спортивных стилей велосипедной езды, о которых мы говорили ранее, тогда эта модель для вас.

Стрит (street).

Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде лавок, бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков, в том числе со скольжением на передней звезде или рокринге.

Велосипеды для стрита похожи на дёртовые. Главное отличие — более короткая рама из стальных Cro-Mo сплавов, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе стоя. Это называется surf, если используется задний тормоз или manual, если тормоз не используется. Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банихоп, но требующие от райдера более высокого навыка гасить удар при приземлении. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма. Так же используются bmx.

Как начать бегать кросс

Начинающим бегунам нужно обязательно знать некоторые правила, позволяющие получить высокие результаты и достичь желаемой пользы от тренировок. Кроссовый бег подразумевает постепенное увеличение физических нагрузок, как и любой другой вид бега. На первых порах рекомендуется просто ходить быстрым шагом, чтобы хорошенько изучить маршрут и адаптироваться к нагрузкам.

Первые 2-3 месяца желательно подобрать такой маршрут, который не будет изобиловать бесконечными спусками и подъемами. При беге по холмам хорошо тренируется сердце, но такая форма нагрузок может навредить неподготовленному организму. Оптимальным вариантом будет лесная тропинка или любая другая относительно ровная трасса, на которой присутствуют небольшие холмики и овражки.

Со временем тело приспособится к нагрузкам, сердцебиение будет спокойным даже при высокой интенсивности бега, тонус мышц повысится и можно будет бегать по более сложному маршруту. Кроме того, нужно с каждым днем увеличивать продолжительность забега. Если в первые дни будет хватать и короткой 20-минутной дистанции, то через месяц следует довести время занятий до 1-1,5 часа, при этом бегать дважды в неделю и это минимум. Такие упражнения будут приносить максимальную пользу для организма.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри как дисциплина

Если перевести на русский cross country, то получится «пересеченная местность». Из этого напрашивается вывод, что кросс-кантри – это отдельная дисциплина, подразумевающая езду на велосипеде по пересеченной местности. Однако не стоит путать обычную езду по лесным тропам со спортивной дисциплиной. Это разные понятия.

На протяжении последних 20 лет кросс-кантри входит в программу олимпийских игр. Все соревнования проводятся под эгидой Международного олимпийского комитета, который разработал правила для данного вида спорта. Следовательно и трассы создаются специалистами. Для этого спорта нужны особые, сложные трассы. А чтоб суметь пройти от старта до финиша, нужно иметь хороший (специальный) велосипед, кроме того, сам спортсмен должен быть выносливым и иметь отличную физическую подготовку, кроме того важны скорость реакции и стальные нервы.

Советы по выбору

Выбрать кантрийный велосипед сложно. Нужно учитывать технические характеристики, параметры будущего владельца, особенность трасс

Особое внимание обращают на следующие моменты:

  1. Вес. Чем легче конструкция, тем проще ею управлять на сложных трассах.
  2. Рама. Прочная рама должна обеспечивать не только амортизацию, но и поддержку велосипедиста при блокировании ровера.
  3. Трансмиссия. Сэкономив на этой характеристике, велосипедист подвергает себя опасности. Ведь лишняя раскачка может помешать на трассе.
  4. Ободья и спицы. Изделия должны быть выполнены из прочного долговечного материала. Обод должен быть двойным и выдерживать максимальную длительную нагрузку.

Передняя вилка обеспечивает хорошее сопротивление на всех участках дороги

Важно точное и плавное переключение скоростей. Чем чувствительнее к воздействию велосипед, тем проще им управлять на трассе

Спортсмены рекомендуют обратить внимание на резину. Она должны быть устойчива к истиранию, иметь жесткий отчетливый протектор

Езда по бездорожью предполагает серьезную нагрузку на транспорт. Качественный кантрийный велосипед выдерживает баланс между прочностью, жесткостью конструкции и высокой маневренностью, легкостью управления. Новичкам лучше выбирать модели с максимальным поглощением ударов.

Как начать бегать кросс

Начинающим бегунам нужно обязательно знать некоторые правила, позволяющие получить высокие результаты и достичь желаемой пользы от тренировок. Кроссовый бег подразумевает постепенное увеличение физических нагрузок, как и любой другой вид бега. На первых порах рекомендуется просто ходить быстрым шагом, чтобы хорошенько изучить маршрут и адаптироваться к нагрузкам.

Первые 2-3 месяца желательно подобрать такой маршрут, который не будет изобиловать бесконечными спусками и подъемами. При беге по холмам хорошо тренируется сердце, но такая форма нагрузок может навредить неподготовленному организму. Оптимальным вариантом будет лесная тропинка или любая другая относительно ровная трасса, на которой присутствуют небольшие холмики и овражки.

Со временем тело приспособится к нагрузкам, сердцебиение будет спокойным даже при высокой интенсивности бега, тонус мышц повысится и можно будет бегать по более сложному маршруту. Кроме того, нужно с каждым днем увеличивать продолжительность забега. Если в первые дни будет хватать и короткой 20-минутной дистанции, то через месяц следует довести время занятий до 1-1,5 часа, при этом бегать дважды в неделю и это минимум. Такие упражнения будут приносить максимальную пользу для организма.

Виды соревнований

Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:

XCO – стандартная гонка (1-2 часа), включающая несколько кругов по 4-6 км на трассе средней сложности с частыми подъемами и спусками. XCM – многочасовые заезды (2-8 часов) по равнинам, лесам с использованием спусков и подъемов. Дистанция зачастую составляет 60-120 км. XCE – гонка на выбывание, занимающая не более 2 минут.

Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.

Что важно для кросс-кантри велосипеда

Среди обязательных качеств, которыми должен обладать качественный велосипед этой дисциплины для вхождения в рейтинг:

  • легкость и прочность, позволяющие развивать значительную скорость на специальных трассах, сохраняя при этом надежность;
  • вид конструкции велобайка – HardTail, обеспечивающий спортсмену значительный наклон вперед. Некоторые спортсмены предпочитают применять для кросс-кантри классический двухподвесной велосипед. Несколько уступая в скорости, он обеспечит более комфортное передвижение;
  • материал, из которого изготавливается рама – алюминий или карбон. Причем карбоновый сплав возглавляет рейтинг;
  • лучший размер колес для гонок определяется в 26 дюймов. В последние годы в кросс-кантри наблюдалась массовая замена колес размером 26 дюймов на 27 ,5, которые обеспечивают лучший накат и управляемость велобайка. 29-дюймовые колеса также достаточно маневрены и устойчивы. Лучший результат они показывают в марафонах.

В список дополнительных опций, способных улучшить рейтинг достоинств велобайка включают:

  • гидравлические тормоза;
  • особые контактные педали на велосипед;
  • вилка с достаточным ходом.

Важное значение имеет выбор покрышек. Лучший размер, наиболее подходящий для кросс-кантри, мягкость резины и другие показатели

Их рейтинг возглавляют:

  • Continental Mountain King;
  • Fast Trac Grid UST;
  • Schwalbe Nobby Nic.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Трассы

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны – это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание – элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри – это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Правила и особенности

Кросс-кантри ралли — это разновидность гонок на выносливость, отличающаяся крайне длинными дистанциями трасс, которые проходят по пересеченной местности. Основная задача соревнований — выявить мастерство и выносливость гонщиков, раскрыть их навыки навигации и определить надежность используемой техники.

Техника для заездов может использоваться самая разная — от внедорожных мотоциклов до автомобилей и даже грузовиков, при этом соревнования могут происходить как по отдельности, так и вместе, но с делением на классы.

Всего существует 3 класса участников:

  1. Мотоциклы. Дополнительно делится на 3 группы:
    1. серийные мотоциклы с небольшим количеством модификаций в 2 подгруппах — с двигателем до 450 см3 и более,
    2. мотоциклы, серьезно улучшенные для кросс-кантри ралли с аналогичным делением на подгруппы,
    3. квадроциклы в подгруппах до 500 см3 и более.
  2. Внедорожники весом до 3 т. Также делятся на 3 группы:
    1. специально улучшенные автомобили,
    2. серийные модели с небольшим количеством модификаций,
    3. багги.
  3. Автомобили весом более 3 т. Делятся на 2 группы:
    1. серийные с минимальными модификациями,
    2. специально модифицированные для гонок по бездорожью.

Старт различных транспортных средств производится не одновременно. Стандартный разрыв между стартом последнего мотоцикла и первого автомобиля — до 30 минут или, если это оговорено отдельно, 1 часа.

Сами соревнования также подразделяются на 3 вида в зависимости от общей длины дистанции и времени проведения:

  • Баха – относительно быстрые гонки на короткие дистанции. Проводятся за один или два дня. Общая дистанция не превышает 1000 км.
  • Ралли-рейд — гонка длительностью до 10 дней с общей длиной дистанции до 6500 км.
  • Марафон — до 30 дней и протяженностью более 6500.

Дистанция и время проведения также могут быть ограничены правилами конкретного соревнования.

Внушительная продолжительность заезда не позволяет преодолеть дистанцию сразу, поэтому гонка проводится в несколько этапов с обязательным отдыхом между ними в бивуаке — специально оборудованной зоне или даже с длительным перерывом, если следующий этап будет проходить в другой стране.

Каждый этап представляет собой набор участков трассы с определенными условиями прохождения:

  • Навигационная зона — участок без точно проложенного маршрута. Для его преодоления гонщику требуется самостоятельно проложить маршрут по ориентирам с использованием карты, дорожной книги или GPS.
  • Лиазон — зона с установленной нормой времени между последовательными пунктами контроля.
  • Скоростной участок — хронометрируемая гонка по пересеченной местности вне дорог общего пользования или на специально закрытых для проведения соревнования дорогах.
  • Супер специальный участок — скоростной участок с отведенным, безопасным местом для зрителей. Используется для повышения интереса к гонке.

Итоговое время прохождения всей трассы складывается из суммы времени каждого спецучастка.

Отдельно правилами конкретного соревнования оговаривается процедура буксировки ТС, вышедшего из строя в ходе гонки. В двух словах, она разрешена только на спецучастках и бивуаках и только с использованием автомобилей или мотоциклов, официально заявленных в категории технического сопровождения или выбывших участников, которые также могут перейти в эту категорию. На лиазоне буксировка запрещена.

Преимущества фулов

Fullsuspensionbikes или, как их некоторые коротко называют, фулы имеют ряд преимуществ перед хардтейлами. Если быть точнее, то плюс – это дополнительная амортизация, но она играет большую роль, чем кажется.

В первую очередь езда по кочкам на велосипеде горном двухподвесе комфортнее чем на хардтейле. Райдеру не обязательно вставать с седла при езде по мелким неровностям. С большими кочками и трамплинами подвеска кантрийных байков справиться не сможет.

При езде на двухподвесе тратится меньше сил. Райдеру не приходится столько времени находится в напряжении, в отличие от катания на хардтейле. Меньше забиваются руки и ноги.

К тому же при езде по кочкам на хардтейле может плохо сказываться на руках, ногах и шее. Именно на эти части тела идет большая ударная сила во время езды.

Технические участки можно проходить быстрее и не боятся за то, что рама может сломаться на трамплинах и гэпах.

Хоть современные рамы хардтейлов отличаются высокой прочностью, они все равно не рассчитаны на большие нагрузки, в отличие от двухподвесных рам.

На двухподвесах идет меньшая нагрузка на комплектующие. Амортизатор поглощает большое количество вредных вибраций, которые негативно влияют на раму, втулки и трансмиссию.

Заключение

У единственной из дисциплин маунтинбайка, ставшей олимпийским видом спорта, — cross-country есть главное условие: спортсмен должен за максимально короткое время преодолеть сложную трассу и наилучшим образом справиться с испытаниями, которые встретит на дистанции. Выбрав наилучший вариант ровера, велосипедист сэкономит свои силы и драгоценные секунды, чтобы достичь финиша.

Кросс-кантри – требовательная дисциплина, от спортсмена требует огромной силы воли, выносливости и недюжинной физической силы. Но именно эта дисциплина подарила миру лучших экстремалов, чьи фамилии вы найдете в верхних строчках всех МТБ-рейтингов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий